Научная статья на тему 'Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования в России'

Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2606
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / РОССИЙСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONCEPTION OF EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX ON NATIONAL HISTORY / HISTORICAL AND CULTURAL STANDARD / HISTORICAL EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манюхин Игорь Семенович

Статья посвящена истории создания, первым шагам и перспективам реализации новой концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манюхин Игорь Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CONCEPTION OF EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX ON NATIONAL HISTORY AS A PROGRAM OF DEVELOPMENT OF SCHOOL HISTORY TEACHING IN RUSSIA

The article is devoted to the history of creation, the initial stages, and prospects of implementation of the new conception of educational and methodical complex on teaching national history in Russia.

Текст научной работы на тему «Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования в России»

МЕТОДОЛОГИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

УДК 94/99

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© 2016 И.С. Манюхин

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Статья поступила в редакцию 09.03.2016

Статья посвящена истории создания, первым шагам и перспективамреализации новой концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории в России.

Ключевые слова: концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории, историко-культурный стандарт, российское историческое образование.

Появление новой концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей в себя историко-культурный стандарт, является важным событием в историческом школьном образовании, подготовленным всей логикой развития образовательной системы современной России. Внедрение концепции и стандарта отвечает потребностям государственной политики и идеологии, является ответом на глобальные вызовы современной политической реальности. Попытки переписать историю в угоду интересам правящих элит, дать новые версии и провести переоценку важнейших исторических событий, особенно недавнего прошлого, значительно повышают роль истории в обществе, делают необходимым разработку и внедрение современных подходов в ее изучение и преподавание, определение взвешенной позиции по дискуссионным и острым вопросам прошлого, актуализации ее воспитательного потенциала. Решение этих задач на базе предшествующих нормативных документов, учебного фонда не представляется возможным.

Напомним, что в 2000-е гг. преподавание дисциплины в школе регламентировалось государственным стандартом основного общего содержания по истории 2004 г., а затем ФГОС, содержащими стандарты основной (2010 г.) и средней школы (2012 г.), а также Фундаментальное ядро общего, в том числе и исторического, образования1.

В стандарте 2004 г. были указаны цели исторического образования итребования к уровню подготовки выпускников, кратко описаны обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Основной задачей

Манюхин Игорь Семенович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой исторического и социально-экономического образования. E-mail: [email protected]

стандарта было обеспечение единства содержания и требований к выпускникам в области исторического образования в России, и эта задача в ходе реализации стандарта была выполнена2.

В Федеральных государственных стандартах основной (2010 г.) и средней школы (2012 г.) был взят курс надостижение новых образовательных результатов - личностных, предметных и метапредметных. Одними из главных задач образования стало формирование мировоззрения учащихся на основе гражданской идентичности через развитие патриотизма, уважения к своему Отечеству, знание прошлого и настоящего многонационального народа России, воспитание долга и ответственности перед Россией, а также применение полученных знаний в реальной жизни. Осуществление поставленных задач потребовало более полного их раскрытия как в методологическом, так и в содержательном аспектах, чем это сделано в стандартах второго поколения. Так, в Фундаментальном ядре общего образования в пояснительной записке по истории содержание дисциплины описано на двух страницах, цели и задачи изучения - на одной3. Для сравнения отметим, что даже в стандарте 2004 г. содержание истории прописано более подробно - на 8 страницах. Не предусмотрено раскрытие исторического содержания и всамих стандартах общего и среднего образования, а также в Примерной основной образовательной программе. Появившиеся примерные рабочие программы разных издательств по истории не являются нормативными документами и нацелены на содержание « своих» учебников, которых сейчас множество. Так, в Федеральном перечне учебников на текущий учебный год заявлено 48 учебников по истории по 6-8 образовательным линиям. Учебники по своему содержанию, подходам к преподаванию, оценкам тех или иных исторических событий разнятся.

Таким образом, оказывается, что на сегодняшний день учитель и ученики становятся «заложниками»используемого учебника и написанных под него примерных рабочих программ. Все учебники написаны в рамках концентрической системы образования, а историко-культурный стандарт - линейной. Их совмещение невозможно. Линейная система предусматривает поэтапное обучение с 6 по 10 класс, а концентрическая - с 6 по 11 класс, причем курс истории повторяется в 10-11 классах.В такой ситуации остается неясным, как преподавать историю, как структурировать ее содержание исходя из общих задач, поставленных во ФГОС, а теперь и в новой концепции. Таким образом,политическая ипеда-гогическая целесообразность введения нового УМК по отечественной истории очевидна.

Кратко коснемся истории создания концепции УМК. Вопрос о подготовке «единых учебников по истории» впервые был озвучен 19.02.13. г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на Совете по межнациональным отношениям4. В своем выступлении Президент отметил важную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними. На этом совещании В.В. Путин указал на целесообразность создания единых учебников по истории России для средней школы, построенных в рамках единой концепции и логики непрерывной российской истории, взаимосвязи ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. В дальнейшем Президент неоднократно возвращался к этому вопросу, были даны поручения о подготовке единых учебников истории Правительству, Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с двумя крупнейшими общественными объединениями историков - Российским историческим обществом (РИО) и Военно-историческим обществом5.

По инициативе председателя РИО С.Е. Нарышкина была создана рабочая группа по разработке новой концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории. Его заместителями стали министр образования Д.В. Ливанов и министр культуры В.Р. Мединский. Научным руководителем группы стал директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян. В ее состав вошли более 30 человек, включая историков, учителей, методистов, представителей разных ведомств и организаций. Основой концепции стал историко-культурный стандарт, над которым работала группа ученых под руководством директора Института российской истории РАН Ю.А. Петрова. Историко-культурный стандарт составил содержательное ядро Концепции.

Старт профессионально-общественному обсуждению Проекта концепции был дан летом 2013 г. с момента размещения его в Интернете. Первый этап обсуждения концепции проходил

заочно, а после доработки проекта с учетом выдвинутых замечаний и предложений началось очное обсуждение концепции в Москве и регионах России в педагогических, научных и общественных организациях. Состоялось более 200 только крупных мероприятий по обсуждению концепции. Всего по ходу ее обсуждения поступило и было в той или иной степени учтено более 1000 замечаний и поправок, высказанных в адрес концепции. К числу особенно активных участников обсуждения, помимо частных лиц, можно отнести ветеранские, писательские и родительские организации, региональные ассоциации учителей, Русскую православную церковь, а из более чем 70 субъектов Российской Федерации, участвовавших в обсуждении, по своей активности можно особо выделить Республику Татарстан. Окончательный вариант концепции и стандарта был утвержден 19.05.2014 г. на общем собрании Российского исторического общества6.

Особо отметим, что Историко-культурный стандарт, разработанный под руководством директора Института российской истории РАН Ю.А. Петрова, составил содержательное ядро концепции. В стандарте впервые определены в хронологической последовательности основные периоды изучения истории России с древнейших времен до 2012 г. Указаны основные дидактические единицы, перечень дат, персоналий, понятий и терминов, литературных источников и документов, необходимых для изучения в школе по годам. В конце стандарта определен перечень «трудных» вопросов, которые представляют объективную сложность для преподавания в школе. Стандарт основан на последних достижениях российской и мировой исторической науки. С его появлением на территории России создается единое историческое образовательное пространство. На основе Стандарта будут написаны новые линии учебников по истории, внесены изменения в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ с 2015 г. Таким образом, Историко-культурный стандарт имеет большое социальное, педагогическое и научное значение.

Важным следующим этапом в обсуждении материалов концепции и конкретных условий и мер ее реализации стала встреча В.В. Путина 16.01.2014 г. в Москве в Кремле с разработчиками концепции. Так, Президент подчеркнул важность скорейшего внедрения концепции в преподавание истории в школах и высших учебных заведениях, отметил особую роль отечественной истории как основы национальной идентичности, культурно-исторического кода. Вместе с тем, В.В. Путин в очередной раз предостерег от казенного и идеологизированнного единомыслия, подчеркнув, что речь идет о единой логике преподавания истории, понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашей государственности. О том, что даже самые траги-

ческие события являются неотъемлемой частью нашего прошлого, к которой,при всей разности оценок, мы должны относиться с уважением. Главная и стержневая линия, которая, на взгляд Президента должна проходить через весь курс преподавания истории, - это объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине.

В виде конкретных указаний и поручений Президент также высказался за необходимость начала работы по написанию новых учебников на базе концепции для всех классов, предусмотрев при этом переходный период до их появления в школах, пересмотр контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ в соответствии с Историко-культурным стандартом. В написании учебников, как он отметил, не должно быть монополизма, и следует использовать возможности какуже сложившихся авторских коллективов, так и потенциал других авторских групп, в том числе молодых историков. Важно также продолжить профессиональную непредвзятую дискуссию вокруг наиболее спорных позиций истории, сблизить позиции, выйти на согласованную трактовку там, где это возможно. Нельзя ограничивать учителя в его стремлении как можно шире показать ученикам различные точки зрения на исторические факты и события, использовать в учебном процессе дополнительные материалы, сборники документов, пособия и др., главное, чтобы эта работа опиралась на фундаментальные научные оценки и не допускала искажений. Вместе с тем стоит подумать о синхронизации содержания концепции и стандарта с другими дисциплинами, в частности, историей зарубежных стран7.

Важные дополнения и разъяснения по вновь принятой концепции были высказаны другими участниками дискуссии. Так, С.Е. Нарышкин отметил широкий характер обсуждения документа, что выводит его на уровень общественного договора. При этом историко-культурный стандарт является рамочным документом, открытым для совершенствования и обогащения новыми знаниями по отечественной истории. Открытое обсуждение проекта концепции опровергло критику сторонников точки зрения, согласно которой концепция и стандарт будут создаваться узкой группой лиц по одному сценарию и превратятся в подобие краткого курса ВКП(б). Впервые в стандарте удалось выделить 20 наиболее «трудных вопросов», по которым были достигнуты компромиссные формулировки8.

Д.В. Ливанов отметил, что для создания концепции и стандарта были привлечены лучшие ученые-историки, ведущие академические институты и гуманитарные университеты, использовались современные исторические методики и представления об истории. На создание учебников и всех комплексов учебно-методических материалов потребуется минимум год-полтора,

но в течение этого срока концепция обязательно будет использоваться в школе. В течение 20142015 гг., в соответствии с новой концепциейбудет организовано повышение квалификации более 60 тысяч школьных учителей истории, обществозна-ния, права по всей России. Пока новых учебников нет, в школах появится примерная программа по истории как основа преподавания дисциплины. Вместе с ней школы получат и методические рекомендации по синхронизации преподавания отечественной истории с всеобщей историей и литературой9.

А.О. Чубарьян подчеркнул необходимость и своевременность создания концепции, поскольку десятки существующих ныне учебников, а также региональные приложения к федеральным учебникам, в частности в Казани и Уфе, часто противоречат самим федеральным учебникам, создают большой разнобой в преподавании. В основу концепции разработчики положили проблему российской идентичности, как она формировалась с Древнерусского государства до наших дней. Вставала задача показать тот путь, который прошла страна, не скрывая тех трудностей, тяжелых периодов, которые в ней были, а также то, как страна и народ преодолевали эти трудности, показать все это молодому поколению. В стандарте получила отражение версия т.н. короткого XX века, когда он начинается с Первой мировой войны, а Февральская, Октябрьская революции и гражданская война объединяются под общим названием «Великая российская революция», как это делается в отношении других революций в других странах. Переосмыслен период советского общества, когда постарались уйти от однозначно негативных его оценок. Так, период 1930-х гг. был охарактеризован как советский вариант модернизации, содержащий как позитивные, так и некоторые негативные моменты. К числу сложных вопросов А.О. Чубарьян отнес проблему формирования многонационального государства - присоединение Средней Азии и Кавказа. И здесь было обращено внимание не только на характер присоединения этих территорий к России, но и на важные положительные изменения, которые получили эти земли и проживающие на них народы после вхождения в состав Российской империи с точки зрения экономики, культуры, роста национального самосознания, политического веса. Особо дискуссионным при выработке концепции и стандарта стал вопрос о том, чем закончить учебник. Было решено завершить его 2012 г., но при этом включить наиболее важные события последующих лет - Зимние Олимпийские игры в г.Сочи и присоединение Крыма к своей исторической родине10.

Следующим важным этапом по реализации нового УМК стала масштабная Всероссийская конференция «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобра-

зовательной и высшей школе», состоявшаяся 17-18 ноября 2014 г. в Москве11. Конференция была организована при участии общественной организации «Ассоциации учителей истории и обществознания», Институтом всеобщей истории РАН при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, собрала более 200 участников, включая первых лиц из министерства образования, директоров академических институтов, ректоров ведущих вузов. На ней обсуждались проблемы преподавания истории в средней школе в контексте введения «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». В ходе конференции были озвучены некоторые новые инициативы и конкретизирован ряд вопросов. Так, самое главное, был подтвержден высокий статус Концепции и Историко-культурного стандарта как нормативного документа. Он окончательно закрепляет переход к линейной системе школьного исторического образования, предусматривающей изучение отечественной истории поэтапно с 6 по 10 класс. Причем, как указывалось директором Института российской истории РАН Ю.А. Петровым, примерно половина содержания стандарта приходится на XX век, для изучения которого необходимо отвести часы в 9-10 классах. История России до XIX века будет изучаться соответственно в 6-8 классах. Пока неясно, какой курс будет преподаваться в 11 классе. В качестве предложения рассматривался курс «Россия и мир». Возник вопроси о форме итоговой аттестации после изучения курса истории в 10 классе.

По заявлению первого заместителя министра образования Н.В. Третьяк, к началу учебного 2015 года должны появиться новые учебники, которые должны будут пройти соответствующую экспертизу на соответствие историко-культурному стандарту до 1 марта указанного года. Планируется, что таких учебников будет 3-4. Помимо этого на повестке дня стоят вопросы синхронизации истории России со всеобщей историей, а также с литературой и географией. То есть должны будут появиться новые УМК и по этим дисциплинам. Соответственно в ближайшее время будет изменено и содержание ФГОС общего основного и среднего образования в соответствии с новой концепцией.

В заключение отметим, что концепция нового УМК по отечественной истории разработана на основе Конституции Российской Федерации как демократического государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В основу документа положены поручения Президента органам государственной власти и управления. Концепция базируется на законах «Об образовании в Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации», Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии национальной

безопасности Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Концепция определяет цели и задачи, основные подходы к преподаванию истории, призвана обеспечить единое культурно-историческое пространство, повысить качество школьного исторического образования. Кроме того, она дополняет и конкретизирует в методологическом, научно-историческом и общепедагогическом аспекте требования ФГОС к образовательным результатам и условиям образовательной дея-тельности12.

Таким образом, концепция нового УМК по отечественной истории представляет собой целостную программу развития отечественной системы исторического образования.Характер и объемстатьи не предполагают проведения исторического и педагогическогоанализа концепции и стандарта. Автор видел своей задачей осветить историю принятия концепции, первые шаги в ее реализации и намечающиеся при этом перспективы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вяземский Е.Е. Образовательная политика России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. 2013. №3. С.5-27. Всероссийская конференция «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе» 17-18 ноября 2014 г. Москва. URL: http//www.shool.historians. ru (дата обращения 02/02/2016). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 454 с. (Стандарты второго поколения). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 50 с. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

2 Вяземский Е.Е. Образовательная политика России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. 2013. №3. С.5-27. Всероссийская конференция «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе» 17-18 ноября 2014 г. Москва. URL: - http//www.shool.historians.ru (дата обращения 02.02.2016).

3 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

4 Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года. М. URL: http://news.kremlin.ru/ news/17536 (дата обращения 04.02.2016).

5 Петров А.Е. Комментарии к концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. // Вестник образования. 2014. №13. С.4-9.

6 Федеральный портал «История России» URL:

http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebnomietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (дата обращения 02.02.2016)..

7 Встреча В.В. Путина с авторами концепции нового учебника истории 16 января 2014 года. М. URL: http:// news.kremlin.ru/news/20071.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Всероссийская конференция «Состояние и перспек-

тивы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе» 17-18 ноября 2014 г. Москва. URL: http//www.shool.historians.ru (дата обращения 02.02.2016).

12 Вяземский Е.Е. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории как теоретико-методологическая основа модернизации системы повышения квалификации преподавателей истории URL: http://www.tataroved.ru/publication/ nacobr/13/vazem/ (дата обращения 02.02.2016).

NEW CONCEPTION OF EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX ON NATIONAL HISTORY AS A PROGRAM OF DEVELOPMENT OF SCHOOL HISTORY TEACHING IN RUSSIA

© 2016 I.S. Маnyikhin

Samara Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining of Teachers

The article is devoted to the history of creation, the initial stages, and prospects of implementation of the new conception of educational and methodical complex on teaching national history in Russia. Keywords: conception of educational and methodical complex on national history, historical and cultural standard, historical education in Russia

Igor Manyikhin, Candidate of History, Head of Department of Historical and Socio-Economic Education. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.