Научная статья на тему 'Содержательные и методологические аспекты перехода к линейной системе преподавания учебного предмета «История» в контексте принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (опыт Тамбовской области)'

Содержательные и методологические аспекты перехода к линейной системе преподавания учебного предмета «История» в контексте принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (опыт Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ / ШКОЛА / ИСТОРИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / LINEAR SYSTEM OF TEACHING / SCHOOL / HISTORY / HISTORICAL AND CULTURAL STANDARD / TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котенев Владимир Алексеевич, Кузьмин Антон Вячеславович, Стаметов Виктор Владимирович

Рассмотрен комплекс содержательных и методологических проблем, относящихся к переходу преподавания учебного предмета «История» в школе по линейной системе. Начало этого процесса связано с принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по истории, включающего в себя Историко-культурный стандарт. Стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. В связи с отсутствием федеральных рекомендаций по организации перехода на новую модель школьного исторического образования каждый российский регион был вынужден разрабатывать собственную нормативную базу. В Тамбовской области основой для перехода стало письмо управления образования и науки Тамбовской области от 21.04.2016 г. № 1.01-23/1498 «О направлении методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Тамбовской области по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения учебного предмета «История». Оно содержит принципиальные положения по организации системы мероприятий, сопровождающих кардинальные изменения в преподавании данного предмета в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котенев Владимир Алексеевич, Кузьмин Антон Вячеславович, Стаметов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRANSMISSION TO LINEAR SYSTEM OF TEACHING THE SUBJECT “HISTORY” IN THE CONTEXT OF ACCEPTING NEW EDUCATIONAL-METHODIC COMPLEX ON NATIVE HISTORY (Tambov region experience)

A complex of substantive and methodological issues related to the transition to the teaching of the subject “History” at the school for a linear system is considered. The beginning of this process is associated with the adoption of the Concept of a new educational complex in history, including the Historical and cultural standard. Standard is the scientific basis of the content of school history education. Its purpose is to develop at the student a complete picture of Russian and world history, taking into account the interrelationship of all its phases, their importance for the understanding of the modern role and place of Russia in the world, the importance of the contribution of each nation and its culture in a general history of the country and world history, in the formation of the personal position’s main stages of development of the Russian state and society, as well as the modern image of Russia. In the absence of federal recommendations on the organization of the transition to a new model of school history teaching every Russian region has been forced to develop its own regulatory framework. In the Tambov region was the basis for the transition of an Education and Science of the Tambov region from 21.04.2016 no. 1.01-23/1498 “On the direction of guidelines for educational institutions Tambov region for the implementation of Historical and cultural requirements of the standard in the transition to a linear model study of the subject “History”. It contains the basic provisions on the organization of a system of measures that accompany the dramatic changes in the teaching of the subject in the school.

Текст научной работы на тему «Содержательные и методологические аспекты перехода к линейной системе преподавания учебного предмета «История» в контексте принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (опыт Тамбовской области)»

УДК 372.893

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА К ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (опыт Тамбовской области)1

© Владимир Алексеевич КОТЕНЕВ

кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Институт повышения квалификации работников образования 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 108 E-mail: [email protected] © Антон Вячеславович КУЗЬМИН кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного

и муниципального управления Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 392008, Российская Федерация, г. Тамбов, Моршанское шоссе, 14 А E-mail: [email protected] © Виктор Владимирович СТАМЕТОВ кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного

и муниципального управления Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]

Рассмотрен комплекс содержательных и методологических проблем, относящихся к переходу преподавания учебного предмета «История» в школе по линейной системе. Начало этого процесса связано с принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по истории, включающего в себя Историко-культурный стандарт. Стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. В связи с отсутствием федеральных рекомендаций по организации перехода на новую модель школьного исторического образования каждый российский регион был вынужден разрабатывать собственную нормативную базу. В Тамбовской области основой для перехода стало письмо управления образования и науки Тамбовской области от 21.04.2016 г. № 1.01-23/1498 «О направлении методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Тамбовской области по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения учебного предмета «История». Оно содержит принципиальные положения по организации системы мероприятий, сопровождающих кардинальные изменения в преподавании данного предмета в школе.

Ключевые слова: линейная система преподавания; школа; история; Историко-культурный стандарт; Тамбовская область

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-99-106

В 2016/2017 учебном году начался процесс перехода российских школ к линейной

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке управления образования и науки Тамбовской области в рамках реализации соглашения № 7-16/МУ «О поддержке победителей проекта № 22-04/МУ39-16» областного конкурса «Гранты для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2016 г.».

системе преподавания учебного предмета «История», хотя и делается это поэтапно, и в разных регионах существует своя специфика. Уход от концентрической структуры, предполагавшей изучение всего курса истории в основной школе (5 (6)-9 классы), а затем его повторение в старших классах, к линейной структуре, предусматривающей прохожде-

ние предмета последовательно вплоть до 10 (11) класса, сопровождался целым рядом дискуссий как в научной среде, так и на уровне широкой общественности.

Действительно, в последние годы информационное пространство оказалось переполнено большим количеством разнообразных полярных мнений. Критики перехода отмечали целый ряд рисков, связанных с готовящимися нововведениями. В первую очередь внимание обращалось на значительные издержки, такие как отсутствие методического сопровождения, необходимость организации масштабных курсов повышения квалификации учителей и модернизации всего курса, примерных программ и т. п. Также отмечалось, что сложившаяся ситуация создала неопределенность по поводу сроков сдачи Единого государственного экзамена ввиду завершения изучения базового курса истории в 10 классе.

Кроме того, целый ряд учителей указывали, что исторические периоды, изучаемые в основной школе, совершенно по другому воспринимаются учениками в старшей школе. В данных оценках делался акцент на отсутствии вследствие возраста у учащихся 5-9 классов навыков исторического мышления, а также развитых аналитических способностей. Учащиеся в возрасте 11-15 лет еще не готовы к осмыслению сложного материала, поэтому возвращение к пройденному в 10-11 классах целесообразно, гласила позиция противников внедрения линейной системы [1]. Вместе с тем в настоящий момент отсутствуют учебно-методические комплексы (УМК) по всеобщей истории, где соблюдался бы принцип синхронизации с материалом по истории России. Определенные вопросы имеются к некоторым аспектам стыковки старой и новой программ для каждого класса.

Однако факт наличия определенных проблем при внедрении данной инициативы учитывался идеологами и сторонниками возвращения к линейной системе. В частности, директор Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьян 24 октября 2013 г. в Москве в ходе Всероссийского совещания учителей истории и обществознания, посвященном обсуждению концепции единых учебников по истории России, отметил необратимость перехода на линейную систему преподавания

истории, несмотря на сложности написания и апробации новых учебников [2]. Подобные суждения звучали и на уровне федеральных органов власти. Так, председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е. Нарышкин еще летом 2014 г. объявил о необходимости прекращения дискуссий в векторе «за и против», однако, уточнил, что стремительным процесс перехода быть не должен [3].

В самом общем виде среди преимуществ изучения истории России по новым УМК можно выделить следующие:

1) УМК ориентирован на формирование универсальных учебных действий (УУД), методический аппарат учебников направлен на установление межпредметных связей, обращение к пройденному материалу по обще-ствознанию, литературе и географии;

2) будет обеспечена синхронизация с курсом всеобщей истории;

3) УМК претендует на универсальность с точки зрения получения максимально полной качественной информации, содержащей целостный взгляд на исторический процесс. Например, ряд периодов истории России (прежде всего, XVI-XVIII вв.) может быть изучен более подробно и глубоко.

Научный руководитель новой линейки учебников по российской истории ректор МГИМО А.В. Торкунов, характеризуя их положительные качества, отметил учет историко-культурного разнообразия народов России, подачу истории отечественной в контексте истории всемирной с точки зрения комплексности восприятия во всей ее противоречивости, в целом отмечая удачную попытку сделать курс, формирующий у учащихся позитивное отношение к истории нашей страны. По мнению А.А. Данилова, руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», переход на новый курс будет сопровождаться мощным методическим обеспечением в виде целого комплекса хрестоматий, сборников исторических рассказов, нормативно-правовых документов, тетрадей-тренажеров, атласов и карт. Специалист отметил, что в новом учебнике заложена возможность для индивидуального углубления уровня изучения, имея в виду большую вариативность курса [4].

Наконец, согласно данным ВЦИОМ (опрос 2013 г.), 58 % россиян поддержали идею

единого учебника истории. Хотя следует отметить, что по данным приведенного исследования лишь 46 % граждан оказались в курсе разработки концепции, причем большинство из них не смогли конкретизировать ее сущностное содержание («Что-то слышал в общих чертах, но подробностей не знаю») [5].

На сегодняшний момент масштабная работа, проделанная в процессе создания, обсуждения и принятия Концепции нового УМК по отечественной истории, позволила сделать относительно безболезненным создание и апробацию УМК под новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. В целом принятие указанных стандартов и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обозначили современный этап в развитии российской системы образования. Стратегическая идея этого этапа заключается в модернизации образовательных стандартов и комплексных программ как основных документов, регламентирующих взаимодействие государства и образовательной сферы. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в настоящее время является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования всего образовательного пространства. Ключевые характеристики реализации образовательных программ в России определяются в соответствии с ФГОС. Образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся [6, с. 103-104].

Истоки инициативы возвращения к линейной системе преподавания истории в школе восходят к 19 февраля 2013 г., когда Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации отметил «исключительную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними», обратил внимание на то, что «формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а

порой даже и контрпродуктивны», и выступил с предложением о создании «единых учебников истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывности российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, бережного отношения ко всем страницам нашего прошлого, многообразием совместных усилий разных народов, традиций и культур России» [7].

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам указанного заседания под руководством ведущих российских историков разработана Концепция нового УМК по отечественной истории (далее - Концепция), основной компонентой которого является Историко-культурный стандарт. Он составляет ядро школьного исторического образования, в него входит перечень так называемых «трудных вопросов истории России».

Проект Концепции прошел широкое профессиональное и общественное обсуждение в историко-педагогической и родительской среде и был утвержден 30 октября 2013 г. на расширенном заседании президиума Российского исторического общества. Историко-культурный стандарт представляет собой содержание курса истории России, отвечающее требованиям современной науки, которые могут быть применимы как к базовому, так и к профильному - углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Реализация Концепции предполагает не только создание УМК, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет. Успешное внедрение Концепции предполагает прове-

дение комплекса мероприятий в общеобразовательных организациях, направленных на расширение исторического учебно-информационного пространства, включающего в себя научно обоснованные материалы для педагогов и учащихся.

Соответствующие изменения были внесены и в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 [8] с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 [9]). Теперь в перечень включены 14 учебников истории России, соответствующие Концепции. В вышеупомянутых нормативно-правовых актах зафиксированы УМК следующих издательств по истории России: «Дрофа» (6-10 классы), «Просвещение» (6-10 классы) и «Русское слово» (6-9 классы). По курсу же всеобщей истории УМК для линейной модели в действующем перечне пока нет, поэтому могут использоваться учебники, изданные ранее (но не ранее 2012 г.).

В связи с необходимостью организации перехода на новую структуру преподавания истории в школе перед региональными органами управления образованием встала задача по разработке соответствующих методических рекомендаций и нормативно-правовых актов. Эта задача тем более усложнилась в отсутствие обязательных к исполнению федеральных рекомендаций, утвержденных приказом или иным распоряжением Ми-нобрнауки России. В таких условиях каждый субъект Российской Федерации был вынужден разрабатывать собственную нормативную базу в этой сфере. Так, например, в Тамбовской области переход на линейную модель регулируется письмом регионального управления образования и науки от 21 апреля 2016 г. № 1.01-23/1498 «О направлении методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Тамбовской области по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения учебного предмета «История».

Предполагается, что переход на линейную модель в Тамбовской области начинает-

ся в 2016/2017 учебном году и распространяется на 6-8 классы. При этом преподавание истории в 8 классе рекомендуется осуществлять по переходной схеме ввиду нецелесообразности полного повторения материала по истории ХУШ века, ранее изучавшегося в 7 классе. В 9-11 классах в 2016/2017 учебном году сохраняется концентрическая система преподавания истории.

Важная мировоззренческая задача учебного предмета «История» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов сравнительных характеристик. Для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах - от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение. Поэтому с 2016/2017 учебного года в 5-8 классах необходимо обеспечить синхронизацию курсов истории в соответствии с подходами, положенными в основу Примерной программой учебного предмета «История». При этом надо иметь в виду, что УМК по всеобщей истории пока еще не переработаны под линейную систему преподавания, и педагогам будет необходимо самостоятельно выстраивать содержательное наполнение курса, сообразуясь с существующими учебниками [10].

Таким образом, структурно учебный предмет «История» в школе включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Синхронизация указанных курсов достигается в результате учета характеристик, изложенных в ФГОС. Прежде всего, это многофакторный подход к содержанию истории, включающий в себя обеспечение баланса между различными областями исторического знания, направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение учебного предмета «История» на настоящий момент целесообразно организовывать, используя параметры прямого сравнения России и

других стран, хронологической синхронизации изучения событий в России и в мире, анализа конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

В соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования обязательный учебный предмет «История» рекомендуется изучать на уровне основного общего образования в 5-9 классах в объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах - по 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю [11].

На основании содержащихся в Концепции принципов и методологических подходов в ее тексте был сформулирован ряд рекомендаций, закладывающих основу для новых учебно-методических комплексов по отечественной истории:

- изложение учебного материала должно базироваться на принципах единства истории России, преемственности исторических периодов и эпох, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, его основных символов и ценностей;

- прошлое России является неотъемлемой частью мирового исторического процесса, отсюда следует понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

- использование воспитательного потенциала исторического образования, его исключительной роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма («позитивный пафос исторического сознания»);

- факторы многонациональности и по-ликонфессиональности диктуют необходимость расширения объема учебного материала по истории народов России, с акцентом на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами;

- развитие идеи гражданственности как необходимого элемента достижения общественного согласия и уважения в условиях взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

- усиление значения историко-культу-рологического подхода, включающего в себя социокультурный материал и историю по-

вседневности, формирующего у обучающихся способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к российскому и мировому культурному наследию [12].

Также в документе отмечается концептуальная важность формирования у учащихся представления о процессе исторического развития как многофакторном явлении посредством освещения истории всех сторон жизни российского государства и общества. Историко-культурный стандарт внес ряд изменений в содержание курса отечественной истории:

- уточнена периодизация отечественной истории, а также ряд дат и терминов;

- выделены «трудные вопросы истории России», вызывающие острые дискуссии в обществе, на которые учителям истории следует обратить пристальное внимание;

- усилена патриотическая составляющая курса, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны;

- особое внимание уделено изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;

- в качестве обязательного для изучения элемента включен региональный/локальный компонент [12].

Требования Историко-культурного стандарта реализуются в рамках Примерной программы учебного предмета «История», входящей в вышеупомянутую Примерную основную образовательную программу основного общего образования.

В современных условиях учебный предмет «История» становится опорным в системе школьного образования, поскольку призван играть «исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма», значительно усиливается воспитательный потенциал общественно-научных дисциплин, изменяется содержательное наполнение курса истории России, прежде всего - за счет расширения историографического, культурологического, регионально-исторического аспектов изучения предмета, внеурочной деятельности. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан своей страны, жителей своего края, города,

представителей определенной этнонацио-нальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. На этом фоне Тамбовская область уже накопила достаточный опыт в нормативном и методическом сопровождении организации перехода на линейную систему преподавания, что, несомненно, может быть востребовано другими российскими регионами.

Список литературы

1. Лизер Ю. Образование сильно разошлось с жизнью. URL: http://rusplt.ru/society/problema-obrazovaniya--to-chto-ono-silno-razoshlos-s-jiznyu.html (дата обращения: 16.08.2016).

2. Российские школы вернутся к «линейной» методике преподавания истории. URL: https:/ /rg.ru/2013/10/24/istoria-anons.html (дата обращения: 16.08.2016).

3. Российские школы вернутся к линейной системе преподавания истории. URL: http://www. vesti.ru/doc.html?id=2328082 (дата обращения: 16.08.2016).

4. Новые учебники истории написаны, что изменится в преподавании предмета в школах. URL: http://informatio. ru/news/education/mid-dledu/novye_uchebniki_istorii_napisany_chto_iz menitsya_v_prepodavanii_predmeta_v_shkolakh/ (дата обращения 17.08.2016).

5. Единый учебник истории: «за» и «против». Пресс-выпуск 2373. URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=114349 (дата обращения: 17.08.2016).

6. Беспалов М.В., Кузьмин А.В., Ряховская Т.В., Стаметов В.В. Развитие рынка платных образовательных услуг в Тамбовской области на современном этапе // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. Мичуринск, 2014. № 6. С. 102-107.

7. Заседание Совета по Межнациональным отношениям от 19 февраля 2013 г. URL: http:// www.kremlin.ru/events/councils/by-council/28/ 17536 (дата обращения: 17.08.2016).

8. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.08.2016).

9. О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных про-

грамм начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253: приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576. Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.08.2016).

10. О направлении методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Тамбовской области по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения учебного предмета «История»: письмо управления образования и науки Тамбовской области от 21.04.2016 г. № 1.01-23/1498. URL: http:// obraz.tmbreg.ru/ (дата обращения: 19.08.2016).

11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Утверждена протоколом заседания федерального УМО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15. URL: http://fgosreestr.ru/regist-ry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-prog-ramma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 20.08.2016).

12. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novo-go-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-ote-chestvennoj -istorii/istoriko-kultumyj -standart. html (дата обращения: 20.08.2016).

References

1. Lizer Yu. Obrazovanie sil'no razoshlos' s zhizn'yu [Education divides strongly from life]. Available at: http://rusplt.ru/society/problema-obrazovaniya--to-chto-ono-silno-razoshlos-s-jiz-nyu.html (accessed 16.08.2016).

2. Rossiyskie shkoly vernutsya k «lineynoy» meto-dike prepodavaniya istorii [Russian schools will turn back to "linear" methodic of history teaching]. Available at: https://rg.ru/2013/10/24/isto-ria-anons.html (accessed 16.08.2016).

3. Rossiyskie shkoly vernutsya k lineynoy sisteme prepodavaniya istorii [Russian schools will turn back to linear system of history teaching]. Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2328082 (accessed 16.08.2016).

4. Novye uchebniki istorii napisany, chto izmenit-sya v prepodavanii predmeta v shkolakh [New history textbooks are written, what will change in subjects teaching in schools]. Available at: http://informatio.ru/news/education/middledu/no vye_uchebniki_istorii_napisany_chto_izmenitsy a_v_prepodavanii_predmeta_v_shkolakh/ (accessed 17.08.2016).

5. Edinyy uchebnik istorii: «za» i «protiv». Press-vypusk2373 [Unified history textbook: "for" and

"against". Issue 2373]. Available at: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=114349 (accessed 17.08.2016).

6. Bespalov M.V., Kuzmin A.V., Ryakhovskaya T.V., Stametov V.V. Razvitie rynka platnykh obra-zovatel'nykh uslug v Tambovskoy oblasti na sovremennom etape [Market of commercial educational services in Tambov Region on modern stage]. VestnikMichurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Michurinsk State Agrarian University], 2014, no. 6, pp. 102-107. (In Russian).

7. Zasedanie Soveta po Mezhnatsional'nym otnosh-eniyam ot 19 fevralya 2013 g. [Board meeting on Public Meeting from 19 February of 2013]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/coun-cils/by-council/28/17536 (accessed 17.08.2016).

8. Russian Federation. Order of Ministry of Education and Science of Russian Federation № 253 of 31 March, 2014, Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya uchebnikov, rekomenduemykh k is-pol'zovaniyu pri realizatsii imeyushchikh gosu-darstvennuyu akkreditatsiyu obrazovatel'nykh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya [On approval of federal catalog of textbooks, that are recommended to use in realization of educational programs with accreditation for elementary, basic and secondary general education]. Available at: www.consultant.ru (accessed 18.08.2016).

9. Russian Federation. Order of Ministry of Education and Science of Russian Federation № 576 of 8 June, 2015, O vnesenii izmeneniy v federal'nyy perechen' uchebnikov, rekomenduemykh k is-pol'zovaniyu pri realizatsii imeyushchikh gosu-darstvennuyu akkreditatsiyu obrazovatel'nykh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obra-zovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 31 marta 2014 g. № 253 [On changing federal catalog of textbooks, that are recommended to

use in realization of educational programs with accreditation for elementary, basic and secondary general education, that was approved by the Order of Ministry of Education and Science of Russian Federation № 253 of 31 March, 2014]. Available at: www.con-sultant.ru (accessed 18.08.2016).

10. Russian Federation. Letter of Department of Education and Science of Tambov Region of 21 April 2016 № 1.01-23/1498, O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy dlya obshcheo-brazovatel'nykh organizatsiy Tambovskoy oblasti po realizatsii trebovaniy Istoriko-kul'turnogo standarta pri perekhode na lineynuyu model' izucheniya uchebnogo predmeta «Istoriya» [On methodical recommendations for organization of general education of Tambov Region on realization of historical and cultural standard on changing to lineal model of school subject "History" learning]. Available at: http://obraz.tmbreg.ru/ (accessed 19.08.2016).

11. Russian Federation. Report of federal educational and methodological association of general education meeting № 1/15 of 8 April, 2015, Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya [Approximate main educational program of basic general education]. Available at: http:// fgosreestr.ru/registry/primer-naya-osnovnayaob-ra-zovatelnaya-programma-os-novnogo-obshhe-go-obrazovaniya-3/ (accessed 20.08.2016).

12. Kontseptsiya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoy istorii [Conception of new teaching materials on Russian history]. Available at: http://rushistory.org/proekty/kont-septsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kom-pleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kultur-nyj-standart.html (accessed 20.08.2016).

nocrynHna b pega^uro 02.09.2016 r. Received 2 September 2016

UDC 372.893

CONTENT AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRANSMISSION TO LINEAR SYSTEM OF TEACHING THE SUBJECT "HISTORY" IN THE CONTEXT OF ACCEPTING NEW EDUCATIONAL-METHODIC COMPLEX ON NATIVE HISTORY (Tambov region experience) Vladimir Alekseevich KOTENE V

Candidate of History, Associate Professor of General Educational Disciplines

Institute of Further Training of Educators

108 Sovetskaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: [email protected]

Anton Vyacheslavovich KUZMIN

Candidate of History, Associate Professor of State and Municipal Management Department The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 14 A Morshanskoe Highway, Tambov, Russian Federation, 392008 E-mail: [email protected] Viktor Vladimirovich STAMETOV

Candidate of History, Associate Professor of State and Municipal Management Department The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: [email protected]

A complex of substantive and methodological issues related to the transition to the teaching of the subject "History" at the school for a linear system is considered. The beginning of this process is associated with the adoption of the Concept of a new educational complex in history, including the Historical and cultural standard. Standard is the scientific basis of the content of school history education. Its purpose is to develop at the student a complete picture of Russian and world history, taking into account the interrelationship of all its phases, their importance for the understanding of the modern role and place of Russia in the world, the importance of the contribution of each nation and its culture in a general history of the country and world history, in the formation of the personal position's main stages of development of the Russian state and society, as well as the modern image of Russia. In the absence of federal recommendations on the organization of the transition to a new model of school history teaching every Russian region has been forced to develop its own regulatory framework. In the Tambov region was the basis for the transition of an Education and Science of the Tambov region from 21.04.2016 no. 1.01-23/1498 "On the direction of guidelines for educational institutions Tambov region for the implementation of Historical and cultural requirements of the standard in the transition to a linear model study of the subject "History". It contains the basic provisions on the organization of a system of measures that accompany the dramatic changes in the teaching of the subject in the school.

Key words: linear system of teaching; school; history; Historical and cultural standard; Tambov region DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-99-106

Информация для цитирования:

Котенев В.А., Кузьмин А.В., Стаметов В.В. Содержательные и методологические аспекты перехода к линейной системе преподавания учебного предмета «История» в контексте принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (опыт Тамбовской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 99-106. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-99-106.

Kotenev V.A., Kuzmin A.V., Stametov V.V. Soderzhatel'nye i metodologicheskie aspekty perekhoda k lineynoy sisteme prepodavaniya uchebnogo predmeta «Istoriya» v kontekste prinyatiya kontseptsii novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoy istorii (opyt Tambovskoy oblasti) [Content and methodological aspects of transmission to linear system of teaching the subject "History" in the context of accepting new educational-methodic complex on native history (Tambov region experience)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 99-106. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-99-106. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.