Научная статья на тему 'Особенности перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта'

Особенности перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8838
730
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / ШКОЛА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ / СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ РОССИЙСКОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котенев В. А., Кузьмин А. В.

В статье рассматривается комплекс содержательных и методологических проблем, относящихся к переходу преподавания учебного предмета «История» в школе по линейной системе. Начало этого процесса связано с принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по истории, включающего в себя Историко-культурный стандарт. В связи с отсутствием федеральных рекомендаций по организации перехода на новую модель школьного исторического образования каждый российский регион был вынужден разрабатывать собственную нормативную базу. В первую очередь, к числу самых острых проблем следует отнести то, что линейная система предполагает серьезные подвижки хронологических границ исторических периодов, изучаемых в 6-10 классах. Еще одной сложностью является собственно создание новых учебно-методических комплексов, построенных в соответствии с Концепцией. Другое затруднение в реализации требований ИКС выходит на синхронизацию курсов истории России и всеобщей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котенев В. А., Кузьмин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRANSITION TO LINEAR SYSTEM OF SCHOOL HISTORICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS OF THE HISTORICAL AND CULTURAL STANDARD

The article deals with a complex substantive and methodological issues related to the transition to the teaching of the subject «History» at the school to a linear system. The beginning of this process is associated with the adoption of the Concept of a new educational complex in history, including the Historical and cultural standard. In the absence of federal recommendations on the organization of the transition to a new model of school history teaching every Russian region has been forced to develop its own regulatory law basis. First of all, it is necessary to carry to number of the most critical issues that the linear system assumes serious alterations of chronological borders of the historical periods studied at 6-10 classes. One more complexity is actually creation of the new educational and methodical complexes constructed according to the Concept. Other difficulty in implementation of requirements Historical and cultural standard for synchronization of courses of history of Russia and general history.

Текст научной работы на тему «Особенности перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта»

Котенев В.А.

кандидат исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

г. Тамбов, Россия Кузьмин А.В. кандидат исторических наук Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

г. Тамбов, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА НА ЛИНЕЙНУЮ СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО

СТАНДАРТА1

Аннотация: В статье рассматривается комплекс содержательных и методологических проблем, относящихся к переходу преподавания учебного предмета «История» в школе по линейной системе. Начало этого процесса связано с принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по истории, включающего в себя Историко-культурный стандарт. В связи с отсутствием федеральных рекомендаций по организации перехода на новую модель школьного исторического образования каждый российский регион был вынужден разрабатывать собственную нормативную базу. В первую очередь, к числу самых острых проблем следует отнести то, что линейная система предполагает серьезные подвижки хронологических границ исторических периодов, изучаемых в 6-10 классах. Еще одной сложностью является собственно создание новых учебно-методических комплексов, построенных в соответствии с Концепцией. Другое затруднение в реализации

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке управления образования и науки Тамбовской области в рамках реализации соглашения № 7-16/МУ «О поддержке победителей проекта №22-04/МУ39-16» областного конкурса «Гранты для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2016 г.».

требований ИКС выходит на синхронизацию курсов истории России и всеобщей истории.

Ключевые слова: линейная система преподавания истории, школа, Историко-культурный стандарт, учебники истории, синхронизация курсов российской и всеобщей истории.

Kotenev V.A.

PhD in History Tambov Regional Institute of Professional Development of Teachers Tambov, Russia Kuzmin A.V. PhD in History Tambov branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Tambov, Russia

FEATURES OF TRANSITION TO LINEAR SYSTEM OF SCHOOL HISTORICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS OF THE HISTORICAL AND

CULTURAL STANDARD Abstract: The article deals with a complex substantive and methodological issues related to the transition to the teaching of the subject «History» at the school to a linear system. The beginning of this process is associated with the adoption of the Concept of a new educational complex in history, including the Historical and cultural standard. In the absence of federal recommendations on the organization of the transition to a new model of school history teaching every Russian region has been forced to develop its own regulatory law basis. First of all, it is necessary to carry to number of the most critical issues that the linear system assumes serious alterations of chronological borders of the historical periods studied at 6-10 classes. One more complexity is actually creation of the new educational and methodical complexes constructed according to the Concept. Other difficulty in implementation of requirements Historical and cultural standard for synchronization of courses of history of Russia and general history.

Key words: linear system of teaching of history, school, Historical and cultural standard, textbooks of history, synchronization of courses of Russian and general history.

В 2016/2017 учебном году начался процесс перехода российских школ к линейной системе преподавания учебного предмета «История», хотя делается это поэтапно и в разных регионах существует своя специфика. Уход от концентрической структуры, предполагавшей изучение всего курса истории в основной школе (5 (6) - 9 классы), а затем его повторение в старших классах к линейной структуре, предусматривающей прохождение предмета последовательно с 5 по 10 (11) классы, сопровождался целым рядом дискуссий, как в научной среде, так и на уровне широкой общественности.

Истоки инициативы возвращения к линейной системе преподавания истории в школе восходят к 19 февраля 2013 года, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации отметил «исключительную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними», обратил внимание на то, что «формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а порой даже и контрпродуктивны», и выступил с предложением о создании «единых учебников истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывности российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, бережного отношения ко всем страницам нашего прошлого, многообразием совместных усилий разных народов, традиций и культур России» [1].

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам указанного заседания под руководством ведущих

российских историков разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее - Концепция), основной компонентой которого явился Историко-культурный стандарт (далее - ИКС). Он составляет ядро школьного исторического образования, содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий [2].

Проект Концепции прошел широкое профессиональное и общественное обсуждение в историко-педагогической и родительской среде и был утвержден 30 октября 2013 года на расширенном заседании президиума Российского исторического общества. Историко-культурный стандарт представляет собой содержание курса истории России, отвечающее требованиям современной науки, которое может быть применимо как к базовому, так и к профильному - углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

При этом реализация требований ИКС в российской школе в значительной степени осложнена отсутствием официально утвержденных Министерством образования и науки РФ методических рекомендаций, сопровождающих переход на линейную систему исторического образования. Хоть ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва) по заданию Минобрнауки России в 2016 г. и подготовила методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с ФГОС общего образования и ИКС, они, тем не менее, не получили официального

статуса [3]. В этой ситуации регионы оказались вынуждены самостоятельно разрабатывать необходимое методическое обеспечение, где освещались бы ключевые проблемы, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации в переходный период. В частности, в Тамбовской области надлежащие разъяснения были даны в письме регионального управления образования и науки от 21.04.2016 № 1.01-23/1498, в Санкт-Петербурге в письме городского Комитета по образованию от 18.03.2016 № 03-20-859/160-0.

В первую очередь, к числу самых острых проблем следует отнести то, что линейная система предполагает серьезные подвижки хронологических границ исторических периодов, изучаемых в 6-10 классах. Так, если, по принятой сейчас концентрической структуре, в 9 классе обучающиеся проходят историю России с конца XIX и до начала XXI вв., то по «линейке» изучаемый период значительно смещается и охватывает время с 1801 по 1914 гг. Похожая ситуация наблюдается и в других классах, за исключением, возможно, шестого, где смещение периодов не столь заметно. В связи с этим единовременный переход всех параллелей на линейную модель вряд ли целесообразен. Это означало бы, что обучающимся 9-го, 10-го, и, в значительной мере, 8-го класса пришлось в течение учебного года заниматься повторением того материала, который они только что изучили в предыдущем классе (пусть и с некоторым его расширением за счет новых требований ИКС). Данная проблема возникает в любом случае, независимо от того, перейдет ли класс на использование новых учебников или в течение определенного времени продолжит обучаться по старым. Поэтому в установках региональных органов управления образованием, указанных выше, предусматривается именно поэтапный переход (в Санкт-Петербурге в 2016/2017 учебном году на «линейку» переходят 6 и 7 классы, в Тамбовской области - 6-8 классы).

Еще одной сложностью является собственно создание новых учебно-методических комплексов (далее - УМК), построенных в соответствии с

Концепцией и состоящих из учебника; хрестоматии или сборника документов; исторического атласа; рабочей тетради и сборник заданий и книги для чтения. Также подразумевается наличие книги для учителя, электронных приложений и в целом формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет. Успешное внедрение Концепции предполагает проведение комплекса мероприятий в общеобразовательных организациях, направленных на расширение исторического учебно-информационного пространства, включающего в себя научно обоснованные материалы для педагогов и обучающихся.

В течение 2014 - 2015 гг. целый ряд российских издательств разработали свои УМК по истории России. Однако, в итоге все экспертные процедуры прошли линейки только трех из них: «ДРОФА» (6-10 классы), «Просвещение» (6-10 классы) и «Русское слово» (6-9 классы) [4]. Соответствующие изменения были внесены и в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 [5] с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 [6]). Всего в перечень включены 14 учебников истории России, соответствующие Концепции. По курсу же всеобщей истории УМК для линейной модели в действующем перечне пока нет, поэтому могут использоваться учебники, изданные ранее (но не ранее 2012 г.).

В самом общем виде среди преимуществ изучения истории России по новым УМК можно выделить следующие:

1) учебно-методический комплекс ориентирован на формирование универсальных учебных действий, методический аппарат учебников направлен на установление межпредметных связей, обращение к пройденному материалу по обществознанию, литературе и географии;

2) будет обеспечена синхронизация с курсом всеобщей истории;

3) УМК претендуют на универсальность с точки зрения получения максимально полной качественной информации, содержащей целостный взгляд на исторический процесс; например, ряд периодов истории России (прежде всего, XVIII - XIX вв.) могут быть изучены более подробно и глубоко.

Научный руководитель новой линейки учебников по российской истории ректор МГИМО А.В. Торкунов, характеризуя их положительные качества, отметил учет историко-культурного разнообразия народов России, подачу истории отечественной в контексте истории всемирной с точки зрения комплексности восприятия во всей ее противоречивости, в целом отмечая удачную попытку сделать курс, формирующий у обучащиюхся позитивное отношение к истории нашей страны. По мнению А.А. Данилова, руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» переход на новый курс будет сопровождаться мощным методическим обеспечением в виде целого комплекса хрестоматий, сборников исторических рассказов, нормативно-правовых документов, тетрадей-тренажеров, атласов и карт. Специалист отметил, что в новом учебнике заложена возможность для индивидуального углубления уровня изучения, имея в виду большую вариативность курса [7].

Другое затруднение в реализации требований ИКС выходит на синхронизацию курсов истории России и всеобщей истории, сопоставление ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов сравнительных характеристик. Для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах - от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение. При этом надо иметь в виду, что УМК по всеобщей истории пока еще не переработаны под линейную систему преподавания и педагогам будет необходимо самостоятельно выстраивать содержательное наполнение курса, сообразуясь с существующими

учебниками. В частности, в 7 и 8 классах обучающиеся должны будут освоить не весь учебный материал, содержащийся в учебнике, а лишь часть параграфов. За рамками изучения в 7 классе останется материал, посвященный эпохе Просвещения, Великой французской революции, началу промышленного переворота в Англии. Его обучающимся предстоит изучить в 8 классе [8].

Таким образом, структурно учебный предмет «История» в школе включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Синхронизация указанных курсов достигается в результате учета характеристик, изложенных в Концепции. Прежде всего, это многофакторный подход к содержанию истории, включающий в себя обеспечение баланса между различными областями исторического знания, направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение учебного предмета «История» на настоящий момент целесообразно организовывать, используя параметры прямого сравнения России и других стран, хронологической синхронизации изучения событий в России и в мире, анализа конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

ИКС также внес ряд изменений в содержание курса отечественной истории:

- уточнена периодизация отечественной истории, а также ряд дат и терминов;

- выделены «трудные вопросы истории России», вызывающие острые дискуссии в обществе, на которые учителям истории следует обратить пристальное внимание;

- усилена патриотическая составляющая курса, что в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны;

- особое внимание уделено изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;

- в качестве обязательного для изучения элемента включен региональный/локальный компонент [2].

В современных условиях учебный предмет «История» становится опорным в системе школьного образования, поскольку призван играть «исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма», значительно усиливается воспитательный потенциал общественно-научных дисциплин, изменяется содержательное наполнение курса истории России, прежде всего - за счет расширения историографического, культурологического, регионально-исторического аспектов изучения предмета, внеурочной деятельности. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. На этом фоне Тамбовская область уже накопила достаточный опыт в нормативном и методическом сопровождении организации перехода на линейную систему преподавания, что, несомненно, может быть востребовано другими российскими регионами.

Список литературы

1. Заседание Совета по Межнациональным отношениям от 19 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/28/17536 (дата обращения: 05.01.2017).

2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (дата обращения: 05.01.2017).

3. Методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и Концепцией нового УМК по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/217.html (дата обращения: 06.01.2017).

4. Три линейки новых учебников истории России прошли научную историко-культурную экспертизу и с 1 сентября появятся в российских

школах [Электронный ресурс]. URL:

http:/^Ho6pHayra^/%D0%BD%D0o/oBE%D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D 1 % 82%D0%B8/5589 (дата обращения: 06.01.2017).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.01.2017).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.01.2017).

7. Новые учебники истории написаны, что изменится в преподавании предмета в школах [Электронный ресурс]. URL: http: //informatio. ru/news/education/middledu/novye_uchebniki_istorii_napisany_c hto_izmenitsya_v_prepodavanii_predmeta_v_shkolakh/ (дата обращения 07.01.2017).

8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Утверждена протоколом заседания федерального УМО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr. ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 07.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.