Научная статья на тему 'Источниковедческий практикум как форма повышения квалификации учителей истории'

Источниковедческий практикум как форма повышения квалификации учителей истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФСТАНДАРТ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ражев Александр Викторович

Статья посвящена вопросу организации источниковедческого практикума как актуальной формы повышения квалификации учителей истории. Отмечается, что основой исторического знания является умение работать с историческим источником. Актуальность этой проблемы рассматривается посредством краткого анализа требований ФГОС ОО, профессионального стандарта «Педагог», историко-культурного стандарта, а также контрольно-измерительных материалов ГИА. Далее в статье рассматривается алгоритм источниковедческого анализа со слушателями курсов повышения квалификации, разбираются основные этапы работы с историческим источником, отмечаются необходимые знания и умения для реализации профессиональной компетенции в области исторического образования. В заключение делается вывод, что совершенствование навыков источниковедческого анализа в соответствии с предметными и метапредметными требованиями ФГОС ОО делает проблему источниковедческой подготовки учителей истории важным направлением в работе системы повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practicum work with historical sources as a form of improvement of professional skill for history teachers

The article focuses on the organization of the workshop as the actual source-form training of history teachers. It is noted that the basis of historical knowledge is the ability to work with historical sources. The urgency of this problem is seen through a brief analysis of the FSES PE, the professional standard “Teacher” requirements, historical and cultural standards as well as test materials DPA. Later in the article the algorithm of source analysis with students refresher courses, understand the basic steps of working with historical sources have been necessary knowledge and skills for the implementation of professional competence in the field of history education. In conclusion, it is concluded that the improvement of skills of source analysis in accordance with the substantive requirements and metasubject FSES PE of source makes the problem of training of history teachers in the important area of continuing education.

Текст научной работы на тему «Источниковедческий практикум как форма повышения квалификации учителей истории»

о соД'Ио,^

____ Научнье сообщения

ЧИППКРО

УДК 372.893+378.091.398

Источниковедческий практикум

как форма повышения квалификации учителей истории

А. В. Ражев

Practicum work with historical sources as a form of improvement of professional skill for history teachers

A. V. Razhev

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации источниковедческого практикума как актуальной формы повышения квалификации учителей истории. Отмечается, что основой исторического знания является умение работать с историческим источником. Актуальность этой проблемы рассматривается посредством краткого анализа требований ФГОС ОО, профессионального стандарта «Педагог», историко-культурного стандарта, а также контрольно-измерительных материалов ГИА. Далее в статье рассматривается алгоритм источниковедческого анализа со слушателями курсов повышения квалификации, разбираются основные этапы работы с историческим источником, отмечаются необходимые знания и умения для реализации профессиональной компетенции в области исторического образования. В заключение делается вывод, что совершенствование навыков источниковедческого анализа в соответствии с предметными и метапредметными требованиями ФГОС ОО делает проблему источниковедческой подготовки учителей истории важным направлением в работе системы повышения квалификации.

Abstract. The article focuses on the organization of the workshop as the actual source-form training of history teachers. It is noted that the basis of historical knowledge is the ability to work with historical sources. The urgency of this problem is seen through a brief analysis of the FSES PE, the professional standard "Teacher" requirements, historical and cultural standards as well as test materials DPA. Later in the article the algorithm of source analysis with students refresher courses, understand the basic steps of working

with historical sources have been necessary knowledge and skills for the implementation of professional competence in the field of history education. In conclusion, it is concluded that the improvement of skills of source analysis in accordance with the substantive requirements and metasubject FSES PE of source makes the problem of training of history teachers in the important area of continuing education.

Ключевые слова: повышение квалификации, учителя истории, федеральный государственный образовательный стандарт, профстан-дарт, историко-культурный стандарт, исторический источник, источниковедение, методология истории.

Keywords: professional development, teachers of history, Federal state educational standard of primary education, professional standard, historical and cultural standard, historical source, source study, methodology of history.

Исторический источник является ключевым средством для полноценного раскрытия картины прошлого.

Работа с текстом источника позволяет приблизиться к реальным событиям, их участникам, показать их на общем фоне социально-экономических, духовно-нравственных аспектов, характерных для изучаемой исторической эпохи.

Знание исторических источников, а также форм и методов работы с ними, требуется не только в рамках исследовательской работы или преподавательской деятельности на профильных специальностях, но также не менее важно в педагогической практике учителей истории общеобразовательных организаций.

я. В Фаж$в

Источниковедческий практикум какформа повышения квалификации.

Одно из ключевых профессиональных умений учителя - организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской.

В рамках системно-деятельностного подхода, для которого характерно смещение акцентов от передачи готового знания в субъект-объектной позиции на уроке к самостоятельному получению знаний обучающимися в рамках субъект-субъектной формы обучения в виде системы универсальных учебных действий, работа с текстами аутентичных свидетельств прошлого играет важнейшую роль в достижении результатов обучения. В этой связи для школьного исторического образования особую роль играет работа с первоисточниками исторического знания, что в свою очередь предъявляет к учителю совершенно новые требования как в профессиональной детальности при реализации преподаваемого учебного предмета, так и в области непрерывного обновления необходимых знаний и навыков в области исторической методологии и источниковедческой практики.

Учитель-историк должен владеть такой теоретико-познавательной и практической системой знаний, которая открывает ему путь непосредственного обращения к первоисточникам изучения своей проблемы - делопроизводственной документации, графическим, изобразительным, аудиовизуальным источникам, законодательным актам, литературно-публицистическим, философским, религиозным, нормативно-поучительным, учебно-пропедевтическим и другим произведениям эпохи [1, с. 27].

В данной статье мы будем опираться на понятия исторический источник и источниковедение. Исторический источник - объективированный результат творческой активности человека / продукт культуры, используемый для изучения/понимания человека, общества, культуры как в исторической, так и в коэкзистенци-альной составляющих [2, с. 199]. Источниковедение - гуманитарная дисциплина, объект которой - исторические источники, т. е. вся совокупность произведений человека / продуктов культуры (эмпирическая реальность исторического мира, по О. М. Медушевской), а предмет - изучение исторического источника как культурного феномена и на этой основе поиск, извлечение, оценка и использование информа-

ции о человеке и обществе в их исторической составляющей [2, с. 200-201].

В методической и педагогической литературе проблематика источниковедческого знания представлена весьма обширно. В данной статье мы будем использовать теоретические и практические выводы И. Н. Данилевского, В. В. Кабанова, О. М. Медушевской, М. Ф. Румянцевой [1].

Школьный курс истории, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ОО), а также примерной основной образовательной программы общего образования (ПООП ОО) устанавливает среди прочих результатов изучения данного предмета развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего. «Изучение любого исторического источника, - отмечает авторский коллектив под руководством О. М. Хлытиной, - представляет собой сложную задачу, предполагающую не пассивное следование за ним, но активное и пристрастное „вживание" в его собственную историю, в его структуру, специфику форм, в его содержание, язык и т. п. ... только так может появиться на свет научная картина прошедших событий» [4, с. 5]. Это умение является хотя и базовым, но необходимым условием для постижения предмета истории, а также для реализации личностных (формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию) и метапредметных (смысловое чтение) результатов обучения, заложенных во ФГОС. Знание и умение работать с информацией из исторических источников позволяет не только в полном объеме выстроить систему универсальных учебных действий по работе с текстовой и визуальной информацией, но также в целом сформировать представление о сущности исторической науки, методологии и специфике исторического знания в целом.

Этот аспект отдельно оговорен и в проф-стандарте «Педагог»: формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.

Развитие исторического образования в сочетании с требованиями современных стандартов, особенно в связи с вступлением в силу профес-

сионального стандарта «Педагог», предъявляет совершенно иные требования к профессиональной подготовке учителей истории [5, с. 82-83]. Профстандарт «Педагог», определяя основные требования к педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса, устанавливает общепедагогические, воспитательные и развивающие компетентности, которые педагог реализует в рамках своей профессии. Применительно к конкретным результатам исторического образования эти требования так или иначе подразумевают наличие у педагога профессиональных компетенций, определяемых в качестве основных для представителя исторической науки. И в качестве таковой базовой компетенции значится владение методами источниковедческого анализа.

Особую актуальность проблема источниковедческой подготовки учителей истории получает в свете дальнейшего развития системы оценки качества образования в части совершенствования единого государственного экзамена по истории. Анализ результатов ЕГЭ на протяжении нескольких лет показывает, что одними из самых сложных для выпускников являются задания по работе с историческим источниками. К примеру, методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года в ФГБНУ ФИПИ, отмечает затруднения выпускников при работе с заданиями на проверку источниковедческой компетенций [3, с. 28-30].

Из данного анализа результатов ЕГЭ по истории видно, что выпускники в основном испытывают затруднения с заданиями, направленными на отработку внешней критики источника - авторство, время и обстоятельства создания источника, а также с заданиями на анализ содержания источника. Указанные трудности связаны зачастую с отсутствием у школьников базовых источниковедческих навыков, которые, как было отмечено выше, подразумеваются метапредметными и предметными результатами обучения истории. Во многом эти затруднения вызваны недостаточным уровнем источниковедческой подготовки самого учителя. Последнее суждение подкрепляется как результатами опроса слушателей курсов повышения квалификации, так практических занятий, которые показывают низкий уровень источнико-

ведческой компетенции самих учителей, а также выявляют ограниченность использования исторических источников в рамках их профессиональной деятельности. Можно констатировать, что большинство учителей истории используют на уроке один - два исторических источника для иллюстрации определенного сюжета из учебника или рассказа учителя, но без использования методов источниковедческого анализа.

Современные тенденции развития исторического образования на ступени общего образования, определяются не только требованиями ФГОС ОО), но также актуальными достижениями исторической науки, особенно в области источниковедения. Учитель должен планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой, которая для предмета история составляется в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурным стандартом (далее - ИКС). Последний содержит обширный список исторических источников, которые должны быть использованы в ходе образовательного процесса, что требует, прежде всего, от учителя овладения навыка работы с ними.

Повышение квалификации педагогов направлено на формирование у научно-исследовательских, поисковых, аналитических, критических, аналитико-прогностических компетенций, в том числе через анализ первоисточников [6, с. 59]. В рамках источниковедческого практикума на курсах для учителей истории рассматриваются следующие вопросы: роль источников в историческом образовании, видовая классификация и типологизация исторических источников, отбор исторических источников для урочной и внеурочной деятельности, организация внешней и внутренней критики источников, проблемы верификации источников и феномен фальсификации исторического знания. Выше уже были раскрыты вопросы о месте и роли исторического источниковедения в системе профессиональной деятельности учителя истории.

Важным элементом источниковедческой компетенции учителей истории является умение отбирать исторические источники, посредством которых учитель планирует раскрыть

Я. В Ражев

Источниковедческий практикум какформа повышения квалификации.

содержание темы. Еще недавно эта проблема не стояла столь остро перед педагогическим сообществом, т. к. набор необходимых источников ограничивался документами самого учебника или немногочисленных хрестоматий. Однако сейчас развитие информационных технологий открывает перед учителем практически неограниченные возможности выбора источника для представления любой темы или сюжета. В сети интернет насчитываются десятки разноязычных ресурсов, содержащих источники по любым аспектам исторического знания. Ино-язычность источников также является одним из требований профессионального стандарта «Педагог» - совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода. В русскоязычном сегменте сети интернет одним из самых ценных являются ресурсы сайта Востлит.ру, который предлагает аутентичные тексты по истории Средневековья и Нового времени. Этот момент является сейчас особенно актуальным, т. к. по ФГОС и ИКС в 2016/2017 учебном году реализуется курс Средневековья. Также можно назвать сайты крупнейших российских федеральных и региональных архивов, которые создают онлайн-коллекции своих документов, например сайт архива РГАСПИ, на котором выложены документы по истории СССР 1920-1940-х гг. Однако, к сожалению, эти ресурсы зачастую остаются невостребованными учителями истории.

Отбор источников предполагает первоначальное представление о принципах видовой и типовой классификации. В ходе практических занятий со слушателями курсов повышения квалификации проводятся занятия на отбор соответствующих источников для полноценного раскрытия той или иной темы. К примеру, для разбора различных сюжетов по теме «Великая российская революция 1917 г.» слушателям предлагается сформировать соответствующий комплекс источников, который бы включал в себя документы государственного характера (актовые материалы), делопроизводственные материалы (протоколы и стенограммы заседаний органов власти, расшифровки телефонограмм и переговоров и пр.), материалы политических партий и объединений (воззвания, листовки, обращения и пр.), документы личного происхождения (письма, дневники, мемуары),

материалы периодической печати и публицистические произведения рассматриваемого периода. Особенностью данного задание должно стать формирование умение выделять ключевой источник, раскрывающий тему и второстепенный, который призван дополнить и отчасти углубить понимание выбранного сюжета. В этом задании у учителей формируется не только навык классификации, но и опыт отбора источникового материала в зависимости от запланированного результата.

Было бы большим заблуждением считать, что каждой исторической проблеме соответствует один-единственный тип источников, применимый именно в этом случае. «Напротив, чем больше исследование устремляется к явлениям глубинным, тем скорее можно ждать света от сходящихся в одном фокусе лучей - от свидетельств самого различного рода», - считал известный историк М. Блок в своей знаменитой «Апологии истории».

Поэтому помимо отбора источникового материала для реализации практического навыка работы предполагается формирование у учителей навыков по монтажу источников (например, альтернативных текстов). Это прием заключается в сочетании различных видов источников, представляющих противоположные взгляды, версии и оценки исторических событий.

Педагогическая цель приема, с одной стороны, уменьшить объективную полисемию (многозначность истолкования) источников, а с другой - акцентировать внимание слушателей на ключевых аспектах темы, направить анализ и интерпретацию текстов/изображений в актуальное русло [7, с. 122]. Источники, прочитанные вместе, имеют совсем другое значение в отношении того, какое бы они имели, если их учитывать по отдельности, т. к. они оказывают влияние друг на друга, - отмечал А. Чоппин.

Этот метод в современном историческом образовании используется не всегда, зачастую для иллюстрации той или иной темы берется лишь один источник, который, тем не менее, отражает лишь одну сторону процесса. В этой связи для учителей важно сформировать навык комбинации различных источников для создания многоаспектной картинны прошлого.

Многообразие источниковых ресурсов, особенно в сети интернет, ставит еще один акту-

альный аспект профессионального самосовершенствования педагогических работников -развитие ИКТ-компетенций. Профстандарт устанавливает необходимые умения - применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, а также проводить учебные занятия, опираясь на достижения современных информационных технологий и методик обучения. Данное направление деятельности по работе с историческими источниками интернет-ресурсов позволит учителям разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по учебному предмету «История» с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности, которые на сегодняшний момент представлены разнообразным контентом масс-медиа. Последние требуют определенного навыка работы, вырабатываемого посредством источниковедческой подготовки.

Основной метод источниковедения имеет целью: 1) установить информационные воз-

Уровни анализа текста

можности источника (или ряда однородных источников) для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна этих данных); 2) аргументированно оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения. В соответствии с этим метод источниковедения проводится поэтапно, последовательно. Поэтому на каждом этапе решается своя исследовательская задача, достигается познавательная цель [1, с. 122]. Организация работы по работе с историческими источниками со слушателями курсов повышения квалификации подразумевает формирование определенного алгоритма многоуровненового анализа, который включает в себя пять блоков вопросов, направленных на атрибуцию источника, выявление историко-логических связей, аксиологи-чекий анализ, критическое чтение и праксиологический анализ. Подробная характеристика каждого уровня внешнего и внутреннего анализа исторического источника дана в таблице 1 [8, с. 56].

Таблица 1

торического источника

1. Атрибуция источника К вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки, а также определить вид данного источника

2. Историко-логический анализ содержания источника Вопросы второго уровня направлены на выборочное чтение источника и работают с информацией, лежащей на поверхности текста. Условно называемые историко-логическими, эти вопросы задают исследователю определенный угол зрения для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т. е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого

3. Аксиологический анализ источника Вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа

4. Критический анализ источника Вопросы четвертого уровня представляют собой внутреннюю критику источника. На этом этапе работы с документом исследователь подвергает сомнению его достоверность, пытается понять мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа историческими фактами и использованными источниками, оценить степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов

5. Праксиологический анализ источника Вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Это праксиологический подход, определяющий смыслы и цели использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников и в работе учителя

Я. В Ражев

Источниковедческий практикум какформа повышения квалификации.

Безусловно, представленный в таблице 1 алгоритм работы с источниками, является исчерпывающим для его применения в ходе учебного занятия. Однако эта форма работы может быть рекомендована при планировании специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями. В рамках образовательного процесса урока у учителя не будет в достатке времени на выполнение данной работы, но она зачастую и не требуется, т. к. представленный школьникам документ призван лишь конкретизировать, посредством аутентичного текста источника, обобщенное изложение авторского нарратива. В то же время полноценная отработка самим учителем всех этапов многоуровневого анализа текста в ходе курсов повышения квалификации является необходимым условием для формирования его источниковедческой, а в целом профессиональной компетенции. Как отмечал Мишель де Мон-тень: «Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». Особенно этот навык является актуальным в ходе реализации учителем внеурочных форм обучения и в том числе проектных, т. к. в этом случае работа с источниками различной видовой принадлежности становится основополагающей, и которая не может быть подменена простым изложением текста источника без требуемых элементов критического восприятия.

Последним этапом формирования источниковедческой компетенции учителей история в ходе курсов повышения квалификации является обсуждение проблемы верификации источников и феномен фальсификации исторического знания. Выше уже отмечалось обилие информации, в котором существует как учитель, так и обучающийся, что с одной стороны позволяет полноценной раскрыть все аспекты изучаемого предмета, но в то же время существует опасность использования недостоверной, искаженной и сфальсифицированной информации. Особенности и характер исторического знания, построенного на основе интерпретации источников и создания научных версий исторического прошлого, предполагает неизбежность субъективного подхода в восприятии и описании прошлого [7, с. 27]. Нередко на страницах публицистической и откровенно псевдоисторической литературы, псевдонаучных телепередачах, а также в информационном про-

странстве сети Интернет можно встретить версии прошлого, которые строятся на отрицании научной методологии и предлагают «альтернативную» трактовку исторических событий. В этой связи не только для историков, но также для преподавателей и учителей истории актуальной задачей становится формирование навыков установления достоверности событий, верификации источников, применение методов научного анализа. Задача формирования у обучающихся навыков применения исторических методов, в том числе источниковедческих, позволит избежать распространения лженаучных трактовок в обществе. Однако это возможно лишь в случае формирования источниковедческой компетенции самого учителя.

В целом можно констатировать, что современное учебное занятие в соответствии с требованиями образовательного стандарта, а также профессионального стандарта «Педагог», невозможно представить без работ с аутентичными историческими источниками. Выше уже отмечалось, что задача учителя не может быть ограничена трансляцией уже готового знания, но, выступая в роли тьютора, учитель должен организовать и скоординировать самостоятельные действия обучающихся в ходе обучения. Организация непосредственной исследовательской работы обучающихся на уроке делает процесс исторического образования более успешным. В этой связи от учителей требуется овладение основами источниковедческой компетенции, которые позволят более эффективно выстраивать алгоритм работы с историческим источником, проводить внутреннюю и внешнюю критику источника для достижения поставленных результатов.

Библиографический список:

1. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. - 702 с.

2. Теория и методология исторической науки: терминологический словарь / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории; акад. А. О. Чубарьян (отв. ред.). - М. : Аквилон, 2014. - 575 с.

3. Артасов И. А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории / И. А. Артасов. - М. :

ФИПИ, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru/sites/default/files/document/ 1471850804/istoriya.pdf (дата обращения: 05.11.2016).

4. Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. - 148 с.

5. Вяземский Е. Е. О повышении профессиональной компетентности преподавателей истории в условиях Историко-культурного стандарта, концепции нового УМК по отечественной истории / Е. Е. Вяземский, Т. В. Болотина // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2016. - № 1.

6. Кузнецов В. М. Новые формы повышения квалификации учителей общественных и художественно-эстетических дисциплин как условие совершенствования профессиональных компетенций / В. М. Кузнецов, В. Н. Кеспи-ков // Историческое образование в современной России: перспективы развития : сборник научных трудов Первой Всероссийской научно-практической конференции ученых-историков и преподавателей. - 2011. - С. 89-93.

7. Вяземский Е. Е. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников : методическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Русское слово, 2014. - 136 с.

8. Вяземский Е. Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрело-ва. - М. : Просвещение, 2015. - 78 с.

References:

1. The source study: Theory. History. Method. Sources of Russian history: tutorial [Istochnikove-denie: Teorija. Istorija. Metod. Istochniki rossij-skoj istorii: Ucheb. posobie] / I. N. Danilevsky, V. V. Kabanov, O. M. Medushevskaya, M. F. Ru-myantsev. Moscow: Russian. state. humanity. University, 2004.702 p.

2. Theory and methodology of the historical sciences: terminological dictionary [Teorija i metodo-logija istoricheskoj nauki: terminologicheskij slovar'] / Rus. Acad. Science, Inst. universally. stories; Ed. by A. O. Chubarian. Moscow: Aquilon, 2014. 575 p.

3. Arthasov I. A. Guidelines for teachers prepared based on an analysis of typical errors exam participants in 2016 on the history [Metodicheskie rekomen-dacii dlja uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EGJe 2016 goda po istorii] [Web resource] / I. A. Arthasov, 2016. Access mode: http://fipi .ru/ sites/default/files/document/14718 50804/istoriya.pdf (accessed date: 11/05/2016).

4. Historical sources in the teaching of history in schools and universities: modern research approaches: collective monograph [Istoricheskie istochniki v pre-podavanii istorii v shkole i vuze: sovremennye issle-dovatel'skie podhody: kollektivnaja monografija] / ed. by V. A. Zverev, O. M. Hlytinoy; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Novosib. state. ped. univ. Novosibirsk: NSPU, 2013. 148 p.

5. Vyazemsky E. E. About improving the professional competence of teachers of history in a historical and cultural standards, the concept of new teaching materials on Russian history [O povyshenii pro-fessional'noj kompetentnosti prepodavatelej istorii v uslovijah Istoriko-kul'turnogo standarta, koncepcii novogo UMK po otechestvennoj istorii] / E. E. Vya-zemsky, T. V. Bolotina // Modern additional professional teacher training, 2016, No. 1.

6. Kuznetsov V. M. New forms of public-service teacher training and artistic and aesthetic disciplines as a condition of improvement ofprofessional competencies [Novye formy povyshenija kvalifikacii uchite-lej obshhestvennyh i hudozhestvenno-jesteticheskih disciplin kak uslovie sovershenstvovanija profession-al'nyh kompetencij] / V. M. Kuznetsov, V. N. Kespi-kov // History education in modern Russia: Prospects for Development Collection of scientific works of the First All-Russian scientific-practical conference of historians and teachers. 2011, pp 89-93.

7. Vyazemsky E. E., Strelova O. Y. The phenomenon offalsification of Russian history and historical education of schoolchildren: methodological allowance [Fenomen fal'sifikacii istorii Rossii i istori-cheskoe obrazovanie shkol'nikov: metodicheskoe posobie] / E. E. Vyazemsky, O. Y. Strelova, Moscow: Russian word, 2014, 136 p.

8. Vyazemsky E. E. Pedagogical approaches to implementing the concept of a common history textbook: A Handbook for general education teachers. Organizations [Pedagogicheskie podhody k realizacii koncepcii edinogo uchebnika po istorii: posobie dlja uchitelej obshheobrazovat. organiza-cij] / E. E. Vyazemsky, O. Y. Strelova. Moscow: Education, 2015. 78 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.