5. Звоненко А.Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность». Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; № 2.
6. Дементьева О.М. особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 2.
7. Хаджиев С.М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011; № 3 (8): 114-121.
8. Егоров K.M. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов юридических факультетов негосударственных учебных заведений высшего профессионального образования: монография. Йошкар-Ола: МОСИ - ООО «СТРИНГ», 2012.
9. Паскевич Н.В. Формирование и развитие познавательной активности учащихся старшего подросткового возраста в процессе дифференцированного обучения: на примере обучения математике. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пенза, 2009.
10. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа. Гуманизация образования. 2016; № 20: 89-94.
11. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: КомКнига, 2006.
12. Коршунова И.Г, Смирнова М.И. Стратегии познавательной лингвистической деятельности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 10-1 (64): 193-195.
13. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 9. Student's book. Английский в фокусе 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, 2010.
References
1. Berezin A. Gadzhety ili neestestvennyj otbor - chto konkretno delaet detej glupee? Naked science. Available at: https://naked-science.ru/article/nakedscience/gadzhety-ili-neestestvennyj-otbor-chto-konkretno-delaet-detej-glupee?ysclid=laa6fg8nzx864571588
2. Chernigovskaya T.V. U nashih detej drugoj mozg. Vechernyaya Moskva. Available at: https://vm.ru/opinion/838303-u-nashih-detej-drugoj-mozg?ysclid=lainqcubm1277477459
3. Golubchikova M.G., Golubchikov G.M., Fedotova E.L. Formirovanie regulyativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij shkol'nikov - osnova razvitiya samostoyatel'nosti lichnosti. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2020; T. 14, № 4: 91-99.
4. Fadina G.V. Diagnostika i korrekciya zaderzhkipsihicheskogo razvitiya detej starshego doshkol'nogo vozrasta: uchebno-metodicheskoe posobie. Balashov: Nikolaev, 2004: 68.
5. Zvonenko A.B. Genezis ponyatiya «uchebno-poznavatel'naya deyatel'nost'». Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki. 2021; № 2.
6. Dement'eva O.M. osobennosti poznavatel'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 2.
7. Hadzhiev S.M. Poznavatel'naya deyatel'nost' i specifika ee osuschestvleniya uchaschimisya starshih klassov. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2011; № 3 (8): 114-121.
8. Egorov K.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti studentov yuridicheskih fakul'tetov negosudarstvennyh uchebnyh zavedenij vysshego professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Joshkar-Ola: MOSI - OOO «STRING», 2012.
9. Paskevich N.V. Formirovanie i razvitie poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya starshego podrostkovogo vozrasta v processe differencirovannogo obucheniya: na primere obucheniya matematike. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Penza, 2009.
10. Osipova S.I., Agisheva N.S. Poznavatel'naya aktivnost' kak ob'ekt pedagogicheskogo analiza. Gumanizaciya obrazovaniya. 2016; № 20: 89-94.
11. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i takí'kirusskojrechi. Moskva: KomKniga, 2006.
12. Korshunova I.G., Smirnova M.I. Strategii poznavatel'noj lingvisticheskoj deyatel'nosti. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 10-1 (64): 193-195.
13. Vaulina Yu.E., Duli Dzhenni, Podolyako O.E., 'Evans V. Spotlight 9. Student's book. Anglijskijvfokuse9klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 17.04.23
УДК 378.147
Chernov D.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Siberian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
HISTORICAL ANALYSIS OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL EDUCATION IN RUSSIA AS AN ACTUAL RESEARCH PROBLEM. The article deals with issues of historical analysis of the theoretical understanding of social education in Russia. The need for a theoretical systematization of the historical development of forms, methods and content of training professionals in the field of social interaction is very topical. The work gives characteristics of social pedagogy and social work as directions of theoretical thought in social education in Russia. The research determines features of formation of theoretical images and ideas, taking into account historical factors. The main provisions that form the relevance of the historical analysis of theoretical views and the need for pedagogical science in the conceptualization of theoretical approaches in social education are described. The directions of the historical analysis of the theoretical foundations of social education in Russia that are relevant at the present stage are determined. The historical periodization of the development of social education has been clarified, taking into account the accumulated theoretical knowledge in this area.
Key words: social education, theoretical approaches in social education, genesis of social education
Д.В. Чернов, канд. ист. наук, доц., Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при президенте РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
КАК АКТУАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассматриваются вопросы исторического анализа теоретического осмысления социального образования России. Необходимость теоретической систематизации исторического развития форм, методов и содержания подготовки профессионалов в сфере социального взаимодействия. Дана характеристика социальной педагогики и социальной работы как направлений теоретической мысли в социальном образовании в России. Определяются особенности формирования теоретических образов и представлений с учётом исторических факторов. Описаны основные положения, формирующие актуальность исторического анализа теоретических взглядов и потребность педагогической науки в концептуализации теоретических подходов в социальном образовании. Определены актуальные на современном этапе направления исторического анализа теоретических оснований социального образования в России. Уточнена историческая периодизация развития социального образования с учётом накопленных теоретических знаний в данной сфере.
Ключевые слова: социальное образование, теоретические подходы в социальном образовании, история социального образования
Социальное образование в современной России, несмотря на сложившийся в научном дискурсе теоретический статус, продолжает оставаться предметом споров и дискуссий. На протяжении 1990-х и в начале 2000-х гг. ряд российских учёных, среди которых В.И. Жуков [1], С.И. Григорьев [2], Л.Г Гуслякова [3], Л.В. Мардахаев [4], Л.И. Старовойтова [5] и другие, отстаивают позиции социального образования как нового, самостоятельного научного, педагогического феномена и исторической реальности, выходящей за формальные границы образовательных направлений и специальностей. Развитие социального образования в России требует актуализации новых исследовательских направлений, представляющих теоретический опыт прошлого в новых для нашей страны социальных и экономических условиях.
Целью исследования является определение исходной на текущий момент теоретико-методологической базы исторического анализа социального образования в России, необходимой для разработки эффективных современных педагогических концепций и моделей в этой сфере. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить категории, формирующие проблематику исследования;
- представить вклад представителей исторической и педагогической науки, определить новые исследовательские направления, соответствующие современным вызовам;
- уточнить периодизацию становления теоретических основ социального образования России.
В определении базового для данного исследования понятия нам близко мнение Л.В. Мардахаева, одного из ведущих российских учёных в области социальной педагогики, который достаточно часто в своих работах обращается к вопросам социального образования. Исследователь выделяет две понятийные позиции. «Первая позиция представляет социальное образование как процесс и результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимые ему для самореализации как гражданина, семьянина, специалиста и профессионала, вторая - как процесс и результат подготовки человека, как специалиста социальной сферы» [6, с. 34]. Вторая позиция является основой для проблематизации нашего исследования.
Под историческим анализом теоретических оснований социального образования мы понимаем изучение и выявление особенностей зарождения, становления и развития теоретических представлений, связанных с подготовкой специалистов для социальной сферы и социальным воспитанием. Исторический анализ позволяет определить влияние различных факторов на процесс эволюции теоретических взглядов, выявить закономерности развития, обобщить и систематизировать накопленный опыт
Социальное образование в России как научная категория и образовательная деятельность формируется в 1990-е гг. Определяющим условием возникновения теоретических моделей и практических инструментов подготовки сотрудников социальных учреждений и социально-педагогических служб стало появление новых для российского общества профессиональных и научных направлений, а именно - социальной работы и социальной педагогики. В очень короткие сроки формируются теоретические подходы, определяющие содержание социального образования, при этом социальная работа и социальная педагогика на данном этапе преимущественно развиваются независимо друг от друга, формируя свои уникальные теоретические и методологические основания. На рубеже двух тысячелетий разворачивается научная дискуссия о статусе социального образования в России, появляются концептуальные модели, систематизирующие накопленный за предыдущее десятилетие научный и педагогический опыт В различных научных дискурсах определяются ключевые категории и понятия, формируются методологические и теоретические подходы.
Научно-институциональными в современном социальном образовании с 1990-х гг. являются преимущественно две траектории - социально-педагогическая и связанная с обучением социальных работников. В начале 2000-х к этим направлениям добавилась подготовка специалистов по работе с молодёжью, научная институциональность которой пока сложно определяется ввиду прикладного характера кейса. В научном смысле данное направление скорее является не самостоятельным, а вытекающим из двух предыдущих.
Подготовка социальных работников, социальных педагогов и специалистов по работе с молодёжью в России как ответ на вызовы новой постсоветской реальности разворачивается с начала 1990-х годов и на современном этапе обладает значительными достижениями организационного, методического, кадрового характера. Необходимость обобщения накопленного опыта определила в последние годы существенный рост количества и качества научных исследований становления и развития социального образования как системы подготовки кадров для социальной сферы.
В современной отечественной науке учёные преимущественно двух научных специальностей (история отечества и педагогика) демонстрируют последовательный исследовательский интерес к эволюции теоретических оснований социального образования.
Существенный теоретический вклад внесли представители исторической науки, которым удалось сформировать «родословную» социального образования в России. Большое влияние на историческую науку и на изучение вопросов развития социального образования оказали работы Л.И. Старовойтовой [7], которая проследила развитие социального образования в России с XVIII до начала XXI столетий. В её исследованиях представлены уникальные исторические документы и авторская периодизация, историографический анализ, дающий историческое представление о развитии теоретических идей в области социального образования. Важное значение в развитии исторических представлений о подготовке кадров по социальной работе имеют исследования В.В. Тевлиной, охватывающие ХХ-ХХ! столетия [8]. Представленные учёные обладают большим научным авторитетом и фактически стали основателями научных школ, специализирующихся на вопросах истории социального образования и подготовки специалистов по социальной работе. Результаты исследований исторических школ раскрывают особенности развития социального образования в России как элемента системы общественного призрения, как условие функционирования модели социального обеспечения и как механизм развития социальной работы в постсоветский период. Однако работы историков носят, скорее, фактологический характер, и генезису теоретического осмысления в них уделяется достаточное для исторического понимания, но недостаточное для педагогического осмысления место.
В педагогической науке сложились свои научные дискурсы благодаря авторам, исследующим отдельные элементы социального образования в большей степени в историко-методологическом, теоретическом и феноменологическом аспектах. Основной траекторией педагогических исследований в контексте тео-
ретического осмысления социального образования являются вопросы социального воспитания и социальной педагогики.
Исторический подход в педагогических исследованиях представлен у Т.А. Ромм [9], в работах которой осуществлён историко-методологический анализ феномена социального воспитания, формирующего важную теоретическую составляющую социального образования.
Становление и развитие социальной педагогики представлено в работах Н.Ю. Клименко [10], в которых раскрываются исторические предпосылки и особенности генезиса социальной педагогики в России.
В начале 2000-х годов в педагогическом знании формируется теоретико-методологический дискурс социального образования. Предпринимаются попытки концептуально определить сущностные характеристики социального образования, используя опыт подготовки социальных работников и социальных педагогов. В педагогическом, научном сообществе разворачивается истори-ко-теоретическое осмысление вопросов социального воспитания, социальной адаптации, социализации и социальной работы. Среди исследователей, которые внесли существенный вклад в данном направлении ПН. Штинова [11]. В работах этого исследователя определяются методологические основы социального образования, социологические и антропологические факторы феноменологиза-ции социального образования. Необходимо отдельно отметить научный вклад С.И. Григорьева и Л.П Пусляковой, которые одними из первых подняли вопрос о концептуализации социального образования в России. В одной из последних статей Святослав Иванович Григорьев, определяя значение развития социального образования, ставит два чрезвычайно важных теоретических вопроса. «Во-первых, на какие научные картины мира, модели познания человека и общества будет ориентированно социальное образование. Во-вторых, в каких дисциплинах это содержание будет представлено в учебном процессе, какие учебные предметы образуют его основу, общую для всех учебных заведений, а какие составят обеспечение регионального компонента, представят специфику учебного заведения, авторские программы» [12, с. 81]. Данная постановка вопроса указывает на наличие проблемного поля и актуальность научных разработок в направлении концептуализации и консолидации социального образования как педагогического условия повышения эффективности подготовки кадров для социальной сферы.
Возможность и продуктивность решения поставленной С.И. Пригорьевым проблемы требует поиска образовательных подходов с опорой на исторический опыт, научные исследования, разработку новых педагогических концепций и технологий в социальном образовании.
Проделанный нами предварительный анализ исторических и педагогических исследований становления социального образования как теории и практики позволяет выделить следующие актуальные и пока недостаточно освоенные исследовательские направления, нуждающиеся в историческом анализе:
- выявление особенностей социального образования как педагогического феномена, выходящего за пределы укрупнённой группы направлений (специальностей) 39.00.00;
- формирование целостности восприятия теоретических подходов в социальном образовании с учётом развития отдельных научных дискурсов в истории, педагогике;
- выявление исторических предпосылок становления и развития теоретических оснований социального образования в дореволюционный и советский период истории России;
- определение влияния на развитие социального образования в России зарубежных теоретических моделей и потребности в выработке собственных теоретико-методологических оснований, идентичных историческому опыту, национальной образовательной и научной реальности, а также задачам профессиональной деятельности в социальной сфере.
Реализация данных исследовательских направлений укрепит теоретические основания социального образования. Синтез исторических и педагогических исследований позволит соотнести научные подходы, выявить исторические условия эволюции теоретической мысли о социальном образовании в дореволюционный, советский, постсоветский и современный периоды развития России.
В качестве исследовательского инструмента в историческом анализе теоретических оснований социального образования предлагается использовать дополненную историческую периодизацию, основу которой определила в своей докторской диссертации Л.В. Старовойтова [13], выделив три этапа становления и развития системы подготовки кадров для социальной сферы:
1 этап - XVIII в. - 1917 г. (социального призрения);
2 этап - 1917-1990 гг (всеобщего социального обеспечения);
3 этап - 1991 г - начало XXI в. (социальной работы).
Данная периодизация достаточно объективна и научно подтверждена ещё в начале 2000-х гг Она соответствует основным историческим процессам и определяется соответствующими историческими событиями в нашей стране. Схожую историческими этапами периодизацию развития теоретических образов социального воспитания предлагает Т.А. Ромм в своей докторской диссертации, защищённой в это же время.
Накопленный за последнее десятилетие образовательный опыт и результаты исследований определили необходимость уточнения третьего этапа развития современной теории социального образования в России, а именно:
- 1991-1999 гг. связаны с осмыслением зарубежного опыта социального образования и формированием отечественных научных подходов.
- 2000 гг. - наши дни определяют процессы концептуализации социального образования, теоретическую интеграцию вопросов, связанных с подготовкой кадров в сфере социальной работы, социальной педагогики и организации работы с молодёжью.
Результаты исследования подтвердили утверждение о том, что социальное образование в России сегодня - это сложный научно-педагогический феномен, развитие которого нуждается не только в прикладных, но и в историко-педагоги-ческих исследованиях, в дальнейшей концептуализации теоретических взглядов отечественных авторов.
Представленный анализ исторических и педагогических научных работ позволил:
Библиографический список
- определить вклад ведущих российских учёных (В.И. Жукова, Л.В. Старовойтовой, В.В. Тевлиной, С.И. Григорьева, Т.А. Ромм и др.) в развитие истори-ко-педагогического дискурса социального образования в России;
- выявить актуальные исследовательские направления, составляющие научную новизну с точки зрения исторического анализа, востребованные в социальном образовании на современном этапе;
- уточнить соответствующую развитию теоретических оснований социального образования историческую периодизацию.
Исследования, направленные на обобщение и систематизацию становления и развития теоретических оснований социального образования в России, имеют огромное значение для формирования современных образовательных практик, обеспечивающих подготовку кадров для социальной сферы в нашей стране. Результаты данных исследований могут использоваться в качестве основы для создания образовательных программ по социальной работе, социальной педагогике, организации работы с молодёжью, учебных курсов и дисциплин, учебников, учебных пособий для данных направлений подготовки в организациях среднего профессионального образования и высших учебных заведениях.
1. Жуков В.И. Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. Москва: РГСУ 2007.
2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социальное образование в России. Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2012; № 4 (45): 71-77.
3. Гуслякова Л.В. Особенности организации подготовки профессиональных социальных работников в России (1991-2009 гг). Вестник Мордовского университета. 2010; Т. 20, № 2: 60-63.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика в России и перспективы ее развития. Педагогическое образование и наука. 2021; № 1: 36-40.
5. Старовойтова Л.В. Социальное образование в России. К истории вопроса. Ученые записки Московского государственного социального университета. 2003; № 5 (37): 73-86.
6. Мардахаев Л.В. Содержательно-дидактическая модель высшего социального образования педагогической ориентации. Социальная работа: теория, технология, образование. 1997; № 1: 30-37.
7. Старовойтова Л.И., Козловская С.Н., Шимановская Я.В. Профессиональное социальное образование в России: историческая практика и современные тенденции. Современные концепции научных исследований: сборник научных трудов. 2015: 27-31.
8. Тевлина В.В. Социальная работа в России в конце XIX - начале XX в. Вопросы истории. 2002; № 1: 118-128.
9. Ромм Т.А. Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.
10. Клименко Н.Ю. Становление и развитие социально-педагогического образования в России. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2003.
11. Штинова Г.Н. Теоретико-методологические основы социального образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2001.
12. Григорьев С.И. Социальная культура, социальное образование и социальная работа в современной России: пути самоопределения. Отечественный журнал социальной работы. 2021; № 3 (86): 73-83.
13. Старовойтова Л.И. История становления и развития социального образования в России: Первая четверть XVIII- начало XXI века. Автореферат диссертации ... доктора исторических наук. Москва, 2003.
References
1. Zhukov V.I. Modernizaciya sovremennogo otechestvennogo social'nogo obrazovaniya: konceptual'no-teoreticheskie osnovy. Moskva: RGSU, 2007.
2. Grigor'ev S.I., Guslyakova L.G. Social'noe obrazovanie v Rossii. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. 2012; № 4 (45): 71-77.
3. Guslyakova L.V. Osobennosti organizacii podgotovki professional'nyh social'nyh rabotnikov v Rossii (19912009 gg.). Vestnik Mordovskogo universiteta. 2010; T. 20, № 2: 60-63.
4. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika v Rossii i perspektivy ee razvitiya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2021; № 1: 36-40.
5. Starovojtova L.V. Social'noe obrazovanie v Rossii. K istorii voprosa. Uchenye zapiski Moskovskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2003; № 5 (37): 73-86.
6. Mardahaev L.V. Soderzhatel'no-didakticheskaya model' vysshego social'nogo obrazovaniya pedagogicheskoj orientacii. Social'naya rabota: teoriya, tehnologiya, obrazovanie. 1997; № 1: 30-37.
7. Starovojtova L.I., Kozlovskaya S.N., Shimanovskaya Ya.V. Professional'noe social'noe obrazovanie v Rossii: istoricheskaya praktika i sovremennye tendencii. Sovremennye koncepcii nauchnyh issledovanij: sbornik nauchnyh trudov. 2015: 27-31.
8. Tevlina V.V. Social'naya rabota v Rossii v konce XIX - nachale XX v. Voprosy istorii. 2002; № 1: 118-128.
9. Romm T.A. Istoriko-metodologicheskij analiz stanovleniya i razvitiya teoreticheskih predstavlenij o social'nom vospitanii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
10. Klimenko N.Yu. Stanovlenie irazvitiesocial'no-pedagogicheskogo obrazovaniya vRossii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
11. Shtinova G.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.
12. Grigor'ev S.I. Social'naya kul'tura, social'noe obrazovanie i social'naya rabota v sovremennoj Rossii: puti samoopredeleniya. Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2021; № 3 (86): 73-83.
13. Starovojtova L.I. Istoriya stanovleniya i razvitiya social'nogo obrazovaniya v Rossii: Pervaya chetvert' XVIII - nachalo XXI veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora istoricheskih nauk. Moskva, 2003.
Статья поступила в редакцию 12.04.23
УДК 378
Shchetinin A.N., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Bauman Moscow State Technical University» (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT TEACHING THE COURSE "INTEGRAL CALCULUS" AT A TECHNICAL UNIVERSITY. The questions of teaching mathematical disciplines in a technical university are considered on the example of a specific course of integral calculus of a function of one variable. The question of transformation of methods of teaching mathematics from the point of view of selection of material and methods of its presentation is investigated. Changes arising in the teaching of mathematical disciplines in connection with the development of computer technology are also discussed. A problem of mutual connection of mathematics, natural sciences and technology is actualized. The question of the correlation of mathematical theories and natural phenomena is studied. Examples illustrate the fact that many strictly proven mathematical statements cannot be applied in real situations. Features that arise when evaluating a student's work during the digitalization of education are investigated. In particular, the work highlights problems arising during the examination in digital format.
Key words: mathematical education of engineering personnel, innovative technologies in education, computerization of the educational process
А.Н. Щетинин, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(национальный исследовательский университет)», г. Москва, E-mail: [email protected]