УДК 378
Rodina O.N., teaching assistant, Tyumen industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL INTERACTION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS: TO THE NOTION'S DEFINITION. The article raises the challenge to educate a person capable of conducting productive social interaction and the insufficient focus of the learning process on its implementation. The aim of the article is to define the meaning of the concept of "social interaction", the actualization of which will contribute to the improvement of the learning process aimed at mastering the ways of productive social interaction by students. The approaches to the definition of the concept of "social interaction" that have been developed in science are analyzed. The essential characteristics are distinguished from the standpoint of philosophy, sociology and psychology. The author proposes a concept of "social interaction" regarding the pedagogical process. Further directions for studying the problem are indicated.
Key words: interaction, social interaction, pedagogical process, joint activity.
О.Н. Родина, ассистент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
В статье поднимается проблема необходимости воспитании личности, способной к продуктивному социальному взаимодействию, и недостаточной направленности процесса обучения на её реализацию. Цель статьи заключается в уточнении сущности понятия «социальное взаимодействие», актуализация которого будет способствовать совершенствованию процесса обучения, направленного на овладение студентами способами продуктивного социального взаимодействия. Анализируются сложившиеся в науке подходы к определению понятия «социальное взаимодействие». Выделяются его сущностные характеристики с позиции философии, социологии и психологии. На основе анализа и обобщения предлагается авторское понятие «социальное взаимодействие» относительно педагогического процесса. Обозначены дальнейшие направления изучения проблемы.
Ключевые слова: взаимодействие, социальное взаимодействие, педагогический процесс, совместная деятельность.
Общественная жизнь представляет собой сложную систему социальных взаимодействий, пронизывающих все сферы деятельности человека, поэтому сегодня крайне важно уметь взаимодействовать со специалистами различного профиля в процессе осуществления профессиональной деятельности. Однако, как отмечают исследователи (А.А. Вербицкий, М.В. Буланова-Топоркова и др.), в процессе обучения в вузе студенты не в полной мере овладевают способами продуктивного социального взаимодействия [1], [2]. Обострение противоречия между потребностью в воспитании личности, способной к продуктивному социальному взаимодействию, и недостаточной направленностью процесса обучения на её реализацию определило проблему исследования, которая заключается в определении сущности понятия «социальное взаимодействие» относительно педагогического процесса. Разрешение этой проблемы представляет особую значимость для педагогической науки. Поэтому обратимся к существующим определениям понятия «социальное взаимодействие» в научной литературе с целью уточнения его сущности, актуализация которой будет способствовать совершенствованию процесса обучения, направленного на овладение студентами способами продуктивного социального взаимодействия.
Понятие «социальное взаимодействие» является предметом изучения многих наук и исследуется как зарубежными (М. Вебер, Г Блумер, П. Блау, Дж. Ко-улмен, Дж. Мид, Т. Парсонс, П. Сорокин, Ю. Хабермас, Дж. Хоманс, Т. Шибутани и др.), так и отечественными (Г М. Андреева, А.Н. Аверьянов, Ю.В. Асочаков, А.О. Бороноев, А.А. Бодалев, Н. Л. Виноградова, И.Р. Гайнутдинова, И.А. Зимняя, А.В. Петровский, В. Н. Панфёров, М.В. Старцев, С.Д. Созонова, О.А. Шушерина и др.) авторами.
Отметим, что социальное взаимодействие представляет собой частный вид взаимодействия, поэтому представление о сущности социального взаимодействия может быть конкретизировано за счёт обращения к понятию «взаимодействие».
В философии категория «взаимодействие» отражает процесс воздействия объектов друг на друга и их взаимную обусловленность (В.П. Кохановский, И.Т. Фролов) [3], [4]. А.Н. Аверьянов определяет понятие «взаимодействие» как содействие, которое обогащает взаимодействующие стороны и создаёт возможность для их изменения и развития [5]. Согласно В.Е. Кемерову, понятие «взаимодействие» является характеристикой человеческой деятельности [6]. С позиции Ю.А. Прокудина, социальное взаимодействие отличается обменными процессами между субъектами деятельности, которые приводят к социальным связям и отношениям [7]. Н.Л. Виноградова рассматривает «социальное взаимодействие» как «...сопряжение действий субъектов ...», в основе которого лежит коммуникативная деятельность, оно характеризуется диалогичностью и реализуется в совместном действии [8, с. 15].
Зарубежные философы, в частности Ю. Хабермас, также связывает социальное взаимодействие с коммуникативным действием и подчеркивает его диалогическую сущность, обращая внимание на то, что социальное взаимодействие направлено на установление взаимопонимания, преодоление разногласий и поиск консенсуса [9].
В целом философский подход к определению сущности понятия «социальное взаимодействие» подчёркивает его коммуникативный аспект и позволяет заключить, что любое взаимодействие характеризуется взаимосвязью, воздействием, содействием, обменными процессами, социальными связями, отношениями и диалогичностью, что отражает лишь один из аспектов социального взаимодействия в педагогическом процессе.
Понятие «социальное взаимодействие» является центральным для целого ряда социологических теорий. Одна из них - теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Согласно М. Веберу, социальное взаимодействие понимается как целерациональное, ценностно-рациональное социальное действие, ориентированное по смыслу на действия других [10]. Оно включает в себя определённые структурные элементы: людей, объекты, нормы, ценности и ситуацию взаимодействия (Т. Парсонс) [11]. П. Сорокин определяет социальное взаимодействие как обмен и на основе этого различает обмен социальными действиями для достижения общей цели, обмен идеями, убеждениями, мнениями, сведениями и обмен чувствами как выражение отношения к чему-либо [12]. Под социальным взаимодействием понимается также процесс взаимообмена на основе выгоды (материальной или нематериальной) -теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау); процесс координации действий людей для достижения индивидуальных целей -теория рационального выбора (Дж. Коулмен); процесс согласования людьми своих поступков путём их интерпретации -символический интеракцио-низм (Дж. Мид, Г Блумер); процесс координации поступков людей путём их осмысления на основе жизненного опыта - феноменологический подход (А. Шюц) [13].
Сложившаяся тенденция к пониманию сущности понятия «социальное взаимодействие» как процесса взаимного регулирования действий -взаимообмена, согласования, приспособления, координации - отмечается и в трудах современных социологов. Ряд авторов рассматривают социальное взаимодействие как «процесс воздействия индивидов друг на друга . в ходе реализации интересов...» (Ю.Г Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.) [14, с. 20], «процесс воздействия партнёров друг на друга и приспособление действий одного к действиям другого» (Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова) [15, с. 28 - 29], процесс взаимной координации людьми своих поступков (Ю.В. Асочаков, А.О. Бороноев, Д.В. Иванов и другие) [15]. В этом ракурсе рассмотрения понятия «социальное взаимодействие» обозначены лишь некоторые способы регуляции действий, подчёркивается его регулятивный аспект, однако оставляется без особого внимания не мене важный - ценностный аспект.
Рассматривая социальное взаимодействие с позиции выполнения человеком определённых социальных ролей, авторы (Г В. Осипов, В.Г Харчёва и др.) подчёркивают его ценностный аспект: взаимосвязь с установками и ценностными ориентациями взаимодействующих сторон, которые влияют на выбор способа социального взаимодействия, регламентируют социальное поведение и опосредуют определённые связи и отношения [16], [17].
Особая роль в определении сущностного содержания понятия «социальное взаимодействие» принадлежит психологической науке. В отличие от других наук, она изучает социальное взаимодействие через восприятие, понимание и познание человека человеком (А.А. Бодалев) [18], отражая его перцептивный аспект. Поскольку социальное взаимодействие всегда предполагает установление взаимоотношений между людьми, сопровождаемых взаимным восприятием и взаимными оценками, то к его характеристике можно отнести отношения между субъектами взаимодействия, которые могут быть функционально-ролевыми и межличностными.
Сущность социального взаимодействия в социальной психологии, согласно ГМ. Андреевой, заключается не только в обмене информацией, установлении взаимопонимания, но и в «организации совместной деятельности», т.е. «совместных действий, позволяющих партнёрам реализовать некую общую для них деятельность» [19, с. 78]. Такой подход отражает интерактивный аспект социаль-
нога взаимодействия, подчёркивая, что его сущность реализуется в организации совместной деятельности для достижения общей цели.
Определяя социальное взаимодействие как «единство совместной деятельности и общения», И.А. Зимняя связывает проявление его сущности с активностью субъекта в конструировании ситуаций социального взаимодействия, которая реализуется в выборе ролевой позиции в конкретной ситуации взаимодействия, определяется социальной ролью и отношением личности к содержанию социального взаимодействия [20, с. 322 - 330]. Данная интерпретация понимания социального взаимодействия отражает его мотивационный аспект.
Анализ различных подходов к определению сущности социального взаимодействия позволяет заключить, что в рамках каждой научной дисциплины подчёркивается один из аспектов понятия «социальное взаимодействие». Считаем важным при определении понятия «социальное взаимодействие» в педагогическом процессе отразить все его аспекты без исключения.
В педагогических исследованиях понятие «социальное взаимодействие» рассматривается в отношении субъектов педагогического процесса и определяется авторами как способ усвоения социальных знаний, умений, ценностных ориентаций, выстраивания взаимных отношений (Е.В. Харитонова) [21]; процесс проявления индивидуальных способов действий, направленных на взаимные изменения в деятельности, общении и отношениях (М.В. Старцев) [22]; процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий с целью освоения и обмена информацией, ценностями и опытом (Н.В. Ковчина, О.А. Шушерина) [23]. Некоторыми авторами акцентируется внимание на социальной активности личности, её инициативности, самостоятельности (И.Р Гайнутдинова и др.) [24].
На современном этапе развития образования взаимодействие в педагогическом процессе всегда рассматривается как субъект-субъектное и характеризуется взаимопониманием, взаимопознанием, взаимоотношениями и взаимными действиями. Субъекты взаимодействия отличаются друг от друга по ряду характеристик: социальному статусу, опыту, отношению к содержанию взаимодействия и т.д., что опосредует характер взаимодействия. Это может быть диалог индифферентность, конфронтация, конфликт, опека, подавление, соглашение и сотрудничество. В педагогическом процессе можно наблюдать все формы поведения в конфликте: «избегание», «приспособление», «соревнование», «компромисс» и «сотрудничество». В основе взаимодействия в педагогическом процессе лежит сотрудничество, которое является «смыслом совместной деятельности» (С.Д. Созонова) [25, с. 24 - 30].
Совместная деятельность определяется отношениями между партнёрами. С одной стороны, они могут быть функционально-ролевым, в процессе которых
Библиографический список
происходит передача знаний, умений, навыков и опыта. Будучи включёнными в функционально-ролевые отношения, педагоги и обучающиеся являются носителями разных социальных ролей, возникают субъект-объектные отношения, отношения, характеризующиеся выполнением «предписанных» (Т. Парсонс), «конвенциональных» (Т. Шибутани) ролей. Обучающиеся выполняют требования педагога, у них формируются только навыки исполнительской деятельности: они научаются конспектировать, слушать, воспроизводить. С другой стороны, они могут быть межличностными, в процессе которых педагоги и обучающиеся проявляются как неповторимые личности (А.В. Петровский, В.Н. Панфёров и другие) [26], [27].
В совместной деятельности реализуется активность субъектов, формируются ценностные установки, приоритетность социальной направленности, «при которой другие бы люди стояли не на периферии, а непременно в центре складывающейся ... системы ценностей» (А.А. Бодалев) [18, с. 56].
Совместная деятельность отличается взаимообменом идеями, убеждениями, сведениями, мнениями, чувствами, в ней осваиваются умения воспринимать точку зрения другого без раздражения и злобы, ставить себя на место другого, преодолевать разногласия и приходить к консенсусу.
Интерактивный характер совместной деятельности проявляется в умении организовать, согласовать, скоординировать совместные действий на основе равноправного партнёрства, взаимной поддержки и учёта опыта и интересов всех участников для реализации общей цели.
Отмеченное позволяет определить социальное взаимодействие как совместную деятельность для реализации общей цели. Совместная деятельность обладает такими отличительными характеристиками, такими как взаимосвязь, взаимозависимость, взаимные установки и ценности, взаимоотношения, организация и регулирование действий, направленных на достижение совместного результата.
Таким образом, различные аспекты понятия «социальное взаимодействие» являются объектом исследования в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. На основе анализа и обобщения имеющихся подходов к интерпретации понятия «социальное взаимодействие» дана авторская трактовка его сущности относительно педагогического процесса. Полученные теоретические результаты могут способствовать повышению эффективности социального взаимодействия в педагогическом процессе и овладению студентами способами продуктивного социального взаимодействия в процессе обучения. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с компетенцией социального взаимодействия как результатом обучения социальному взаимодействию в контексте компетентностного подхода к образованию.
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения, 2004.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы, 1998.
3. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону, 2001.
4. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. Москва, 1981.
5. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы, 1985.
6. Социальная философия. Словарь под ред. В.Е. Кемерова. Москва, 2003.
7. Прокудин Ю.А. Философский анализ категории «Взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1990.
8. Виноградова Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Волгоград, 1999.
9. Хабермас Ю. Социология. Available at: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/yurgen-habermas.html
10. Вебер М. Избранные произведения. Москва, 1990.
11. Парсонс Т. Система современных обществ. Москва, 1997.
12. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992.
13. Карепова С. Г. Социальное взаимодействие: исторический и современный аспект социологического знания. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Москва, 2011.
14. Социология: Учебник под ред. Ю.Г. Волкова. Москва, 2003.
15. Краткий словарь по социологии. Москва, 1989.
16. Социологический словарь. Москва, 2010.
17. Харчёва В.Г Основы социологии. Москва, 2000.
18. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Москва, 1982.
19. Андреева ГМ. Социальная психология. Москва, 2001.
20. Зимняя И.А. Осваиваем социальные компетентности. Москва, 2011.
21. Харитонова Е. В. Формирование опыта социального взаимодействия подростка в учреждении дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2011.
22. Старцев М.В. Технология организации эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в вузе. Гаудеамус. 2013; № 1 (21): 97 - 101.
23. Ковчина Н.В., Игнатова В.В. Методика оценки и контроля подготовленности бакалавра к социальному взаимодействию в профессиональной сфере. Фундаментальные исследования.2014; № 12: 1284 - 1288.
24. Гайнутдинова И.Р Формирование готовности старшеклассников к социальному взаимодействию как условие их успешной социализации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2010.
25. Созонова С.Д. От педагогического взаимодействия к социальному партнёрству в современном образовательном пространстве. Тобольск, 2013.
26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва, 1982.
27. Панфёров В.Н. Психология общения. Вопросы философии. 1971; № 7: 126 - 127.
References
1. Verbickij A.A. Kompetentnostnyjpodhod i teoriya kontekstnogo obucheniya, 2004.
2. Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly, 1998.
3. Filosofiya. Kratkij tematicheskij slovar'. Rostov-na-Donu, 2001.
4. Filosofskijslovar'. Pod red. I.T. Frolova. Moskva, 1981.
5. Aver'yanov A.N. Sistemnoe poznanie mira: metodologicheskie problemy, 1985.
6. Social'naya filosofiya. Slovar' pod red. V.E. Kemerova. Moskva, 2003.
7. Prokudin Yu.A. Filosofskij analiz kategorii "Vzaimodejstvie" i ee metodologicheskoe znachenie dlya deyatel'nosti sovetskih voennyh kadrov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1990.
8. Vinogradova N.L. Social'noe vzaimodejstvie kakob'ekt filosofskogoanaliza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Volgograd, 1999.
9. Habermas Yu. Sociologiya. Available at: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/yurgen-habermas.html
10. Veber M. Izbrannye proizvedeniya. Moskva, 1990.
11. Parsons T. Sistema sovremennyh obschestv. Moskva, 1997.
12. Sorokin P. A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva, 1992.
13. Karepova S. G. Social'noe vzaimodejstvie: istoricheskij isovremennyjaspekt sociologicheskogo znaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2011.
14. Sociologiya: Uchebnik pod red. Yu.G. Volkova. Moskva, 2003.
15. Kratkij slovar' po sociologii. Moskva, 1989.
16. Sociologicheskij slovar'. Moskva, 2010.
17. Harcheva V.G. Osnovy sociologii. Moskva, 2000.
18. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom. Moskva, 1982.
19. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva, 2001.
20. Zimnyaya I.A. Osvaivaem social'nye kompetentnosti. Moskva, 2011.
21. Haritonova E. V. Formirovanie opyta social'nogo vzaimodejstviya podrostka v uchrezhdeniidopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2011.
22. Starcev M.V. Tehnologiya organizacii 'effektivnogo vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov v vuze. Gaudeamus. 2013; № 1 (21): 97 - 101.
23. Kovchina N.V., Ignatova V.V. Metodika ocenki i kontrolya podgotovlennosti bakalavra k social'nomu vzaimodejstviyu v professional'noj sfere. Fundamental'nye issledovaniya.2014; № 12: 1284 - 1288.
24. Gajnutdinova I.R. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k social'nomu vzaimodejstviyu kak uslovie ih uspeshnoj socializacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2010.
25. Sozonova S.D. Otpedagogicheskogo vzaimodejstviya ksocial'nomu partnerstvu v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Tobol'sk, 2013.
26. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva, 1982.
27. Panferov V.N. Psihologiya obscheniya. Voprosy filosofii. 1971; № 7: 126 - 127.
Статья поступила в редакцию 07.08.19
УДК 378
Saygushev N.Ya, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Teacher Education and Documentation, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Rossia), E-mail: [email protected]
Vedeneeva O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogical Education and Documentation, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Rossia), E-mail: [email protected]
Garipov M.A., postgraduate, Department of Teacher Education and Document Management, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Rossia), E-mail: [email protected]
COOPERATION OF STUDENTS IN THE INFORMATION SPACE AS A MEANS OF COMMUNICATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS. The
article substantiates the relevance of a problem of pedagogical interaction and cybersecurity in the information society. The subject-subject relations are considered as a form of humanization of relations when using computer technologies in the process of training, as a result of which the process of their personal growth and change is carried out. But at the same time, we should not forget that in a situation of social development we are all witnesses of how in recent years the security problem of computers, mobile phones and other various devices that are the objects most frequently attacked has become more acute. In order to successfully resist a new type of attack, each member of the information society needs to have a certain minimum of knowledge corresponding to a "cybersecurity culture" and be prepared for an active struggle for the purity of information and communication technologies from various kinds of cyber fraudsters, cybercriminals, etc.
Key words: pedagogical interaction, subject-subject communication, cybersecurity, formation of culture of cybersecurity, cyberattacks, computer science.
Н.Я. Сайгушев, д-р пед. наук, проф., Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
О.А. Веденеева, канд. пед. наук, доц., Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
М.А. Гарипов, аспирант, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
СОТРУДНИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье обосновывается актуальность проблемы педагогического взаимодействия и кибербезопасности в информационном обществе. Рассматриваются субъект-субъектные связи как форма гуманизации отношений при использовании компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения. Но в то же время не следует забывать, что в ситуации социального развития все мы являемся свидетелями того, как в последние годы обостряется проблема безопасности компьютеров, мобильных телефонов и других различных устройств, которые являются объектами, наиболее часто подвергающимися нападению. Чтобы успешно противостоять новому виду атак, каждому члену информационного общества необходимо обладать определенным минимумом знаний, соответствующей «культурой кибербезопасности» и быть готовым к активной борьбе за чистоту информационно-коммуникативных технологий от различного рода кибермошенников, киберпреступников и т.п.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные связи, кибербезопасность, формирование культуры кибербезопасности, кибератаки, информатика.
Педагогического взаимодействие многообразно, в процессе его осуществления решаются задачи формирования личности, ее развития, приобретения социального опыта, обогащения как преподавателя, так и студента. В то же время существует основной признак, опираясь на который, можно четко выделить типы взаимодействия и построить их модели. В качестве такого признака выступает противоречие между целями и задачами, которые ставят в вузе, и целями и задачами, которые преследуют студенты в данный конкретный момент.
Мы придерживаемся позиции В.П Маралова [1], который считает, что педагогическое взаимодействие - такое взаимное воздействие педагогов и обучающихся, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения.
Остановимся на взаимодействии, базирующемся на субъект-субъектных связях, где осуществляется принцип паритета - равенство.
Педагогика, построенная на системе субъект-субъектных связей, получила название педагогики сотрудничества, полисубъектного подхода, личностно ориентированной модели взаимодействия, педагогики ненасилия. Здесь и преподаватель, и студент в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают определенной свободой в построении своей деятельности, характерными признаками которой являются возможности осуществлять выбор, строить через это свою личность. Основное противоречие преодолевается не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к