Научная статья на тему 'Сотрудничество обучающихся в информационном пространстве как средство общения в процессе профессиональной подготовки'

Сотрудничество обучающихся в информационном пространстве как средство общения в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое взаимодействие / субъект-субъектные связи / кибербезопасность / формирование культуры кибербезопасности / кибератаки / информатика. / pedagogical interaction / subject-subject communication / cybersecurity / formation of culture of cybersecurity / cyberattacks / computer science.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Я. Сайгушев, О. А. Веденеева, М. А. Гарипов

В статье обосновывается актуальность проблемы педагогического взаимодействия и кибербезопасности в информационном обществе. Рассматриваются субъект-субъектные связи как форма гуманизации отношений при использовании компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения. Но в то же время не следует забывать, что в ситуации социального развития все мы являемся свидетелями того, как в последние годы обостряется проблема безопасности компьютеров, мобильных телефонов и других различных устройств, которые являются объектами, наиболее часто подвергающимися нападению. Чтобы успешно противостоять новому виду атак, каждому члену информационного общества необходимо обладать определенным минимумом знаний, соответствующей «культурой кибербезопасности» и быть готовым к активной борьбе за чистоту информационно-коммуникативных технологий от различного рода кибермошенников, киберпреступников и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF STUDENTS IN THE INFORMATION SPACE AS A MEANS OF COMMUNICATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS.

The article substantiates the relevance of a problem of pedagogical interaction and cybersecurity in the information society. The subject-subject relations are considered as a form of humanization of relations when using computer technologies in the process of training, as a result of which the process of their personal growth and change is carried out. But at the same time, we should not forget that in a situation of social development we are all witnesses of how in recent years the security problem of computers, mobile phones and other various devices that are the objects most frequently attacked has become more acute. In order to successfully resist a new type of attack, each member of the information society needs to have a certain minimum of knowledge corresponding to a “cybersecurity culture” and be prepared for an active struggle for the purity of information and communication technologies from various kinds of cyber fraudsters, cybercriminals, etc.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество обучающихся в информационном пространстве как средство общения в процессе профессиональной подготовки»

7. Prokudin Yu.A. Filosofskij analiz kategorii "Vzaimodejstvie" i ee metodologicheskoe znachenie dlya deyatel'nosti sovetskih voennyh kadrov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1990.

8. Vinogradova N.L. Social'noe vzaimodejstvie kakob'ekt filosofskogoanaliza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Volgograd, 1999.

9. Habermas Yu. Sociologiya. Available at: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/yurgen-habermas.html

10. Veber M. Izbrannye proizvedeniya. Moskva, 1990.

11. Parsons T. Sistema sovremennyh obschestv. Moskva, 1997.

12. Sorokin P. A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva, 1992.

13. Karepova S. G. Social'noe vzaimodejstvie: istoricheskij isovremennyjaspekt sociologicheskogo znaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2011.

14. Sociologiya: Uchebnik pod red. Yu.G. Volkova. Moskva, 2003.

15. Kratkij slovar' po sociologii. Moskva, 1989.

16. Sociologicheskij slovar'. Moskva, 2010.

17. Harcheva V.G. Osnovy sociologii. Moskva, 2000.

18. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom. Moskva, 1982.

19. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva, 2001.

20. Zimnyaya I.A. Osvaivaem social'nye kompetentnosti. Moskva, 2011.

21. Haritonova E. V. Formirovanie opyta social'nogo vzaimodejstviya podrostka v uchrezhdeniidopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2011.

22. Starcev M.V. Tehnologiya organizacii 'effektivnogo vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov v vuze. Gaudeamus. 2013; № 1 (21): 97 - 101.

23. Kovchina N.V., Ignatova V.V. Metodika ocenki i kontrolya podgotovlennosti bakalavra k social'nomu vzaimodejstviyu v professional'noj sfere. Fundamental'nye issledovaniya.2014; № 12: 1284 - 1288.

24. Gajnutdinova I.R. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k social'nomu vzaimodejstviyu kak uslovie ih uspeshnoj socializacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2010.

25. Sozonova S.D. Otpedagogicheskogo vzaimodejstviya ksocial'nomu partnerstvu v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Tobol'sk, 2013.

26. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva, 1982.

27. Panferov V.N. Psihologiya obscheniya. Voprosy filosofii. 1971; № 7: 126 - 127.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 378

Saygushev N.Ya, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Teacher Education and Documentation, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Rossia), E-mail: nikolay74rus@mail.ru

Vedeneeva O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogical Education and Documentation, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Rossia), E-mail: vedeneeva12@mail.ru

Garipov M.A., postgraduate, Department of Teacher Education and Document Management, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Rossia), E-mail: garipov-marsel@list.ru

COOPERATION OF STUDENTS IN THE INFORMATION SPACE AS A MEANS OF COMMUNICATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS. The

article substantiates the relevance of a problem of pedagogical interaction and cybersecurity in the information society. The subject-subject relations are considered as a form of humanization of relations when using computer technologies in the process of training, as a result of which the process of their personal growth and change is carried out. But at the same time, we should not forget that in a situation of social development we are all witnesses of how in recent years the security problem of computers, mobile phones and other various devices that are the objects most frequently attacked has become more acute. In order to successfully resist a new type of attack, each member of the information society needs to have a certain minimum of knowledge corresponding to a "cybersecurity culture" and be prepared for an active struggle for the purity of information and communication technologies from various kinds of cyber fraudsters, cybercriminals, etc.

Key words: pedagogical interaction, subject-subject communication, cybersecurity, formation of culture of cybersecurity, cyberattacks, computer science.

Н.Я. Сайгушев, д-р пед. наук, проф., Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: nikolay74rus@mail.ru

О.А. Веденеева, канд. пед. наук, доц., Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: vedeneeva12@mail.ru

М.А. Гарипов, аспирант, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, E-mail: garipov-marsel@list.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье обосновывается актуальность проблемы педагогического взаимодействия и кибербезопасности в информационном обществе. Рассматриваются субъект-субъектные связи как форма гуманизации отношений при использовании компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения. Но в то же время не следует забывать, что в ситуации социального развития все мы являемся свидетелями того, как в последние годы обостряется проблема безопасности компьютеров, мобильных телефонов и других различных устройств, которые являются объектами, наиболее часто подвергающимися нападению. Чтобы успешно противостоять новому виду атак, каждому члену информационного общества необходимо обладать определенным минимумом знаний, соответствующей «культурой кибербезопасности» и быть готовым к активной борьбе за чистоту информационно-коммуникативных технологий от различного рода кибермошенников, киберпреступников и т.п.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные связи, кибербезопасность, формирование культуры кибербезопасности, кибератаки, информатика.

Педагогического взаимодействие многообразно, в процессе его осуществления решаются задачи формирования личности, ее развития, приобретения социального опыта, обогащения как преподавателя, так и студента. В то же время существует основной признак, опираясь на который, можно четко выделить типы взаимодействия и построить их модели. В качестве такого признака выступает противоречие между целями и задачами, которые ставят в вузе, и целями и задачами, которые преследуют студенты в данный конкретный момент.

Мы придерживаемся позиции В.П Маралова [1], который считает, что педагогическое взаимодействие - такое взаимное воздействие педагогов и обучающихся, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения.

Остановимся на взаимодействии, базирующемся на субъект-субъектных связях, где осуществляется принцип паритета - равенство.

Педагогика, построенная на системе субъект-субъектных связей, получила название педагогики сотрудничества, полисубъектного подхода, личностно ориентированной модели взаимодействия, педагогики ненасилия. Здесь и преподаватель, и студент в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают определенной свободой в построении своей деятельности, характерными признаками которой являются возможности осуществлять выбор, строить через это свою личность. Основное противоречие преодолевается не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к

самореализации, творческому росту, способность строить отношения на основе взаимоприятия и взаимопонимания, активность и инициативность как форма ее выражения. Тем самым и преподаватель, и студент приобретают право на индивидуальность.

Специальные исследования и практика работы на основе осуществления субъект-субъектных связей показали, что преобладающим стилем руководства здесь является демократический, ведущим типом отношений - устойчиво-положительный.

Способы общения - понимание, признание и принятие личности - основаны на формирующейся у преподавателя способности стать на позицию обучаемого, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Примером такого сотрудничества является положительный опыт использования ИКТ-технологий в процессе профессиональной подготовки студентов.

Применение компьютера и информационных технологий на занятиях может решить такие задачи как:

- образовательную - изучение компьютера как объекта познания; рациональное, грамотное, эффективное использование его и прикладных программ в учебно-профессиональной деятельности;

- педагогическую - быстро и качественно овладеть изучаемым материалом; визуализировать его; обеспечить индивидуальные траектории обучения студентов;

- организационную - проведение компьютерного тестирования, учета и планирования.

Формирование гуманизации отношений, как показала опытная работа со студентами, будет эффективным, если использование компьютерных технологий в процессе взаимодействия профессиональной подготовки будет субъект-субъектным.

Таким образом, вышесказанное свидетельствует о модели, построенной на системе субъект-субъектных связей, и создает благоприятные условия для преодоления основного противоречия между целями и задачами, которые ставит преподаватель, и целями и задачами, которые определяет студент.

Как показывает опыт работы со студентами, большой потенциал гуманизации отношений содержит использование компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов в:

- изучении информационного блока дисциплины «Информатика и ИКТ»;

- компьютерном сопровождении занятий по дисциплине;

- компьютерном тестировании;

- обращении к ресурсам информационного центра учебного заведения;

- посещении сайта учебного заведения;

- обращении к сети Интернет;

- организации и проведение внеаудиторных мероприятий;

- выпуске тематических бюллетеней;

- выпуске стенгазет, оформлении стендов;

- управлении (ведение электронного журнала):

- оформлении документации.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за работой студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебно-профессиональной деятельностью. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к занятию, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает студентам в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. В рамках такой модели формируются личностные особенности и студента, и преподавателя, работа приобретает характер свободной самодеятельности, обогащается собственным личностным опытом.

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение студентов в режиме онлайн посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие студента с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение студентов в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве средства воссоздания условий ситуации общения.

Но в то же время не следует забывать, что в ситуации социального развития все мы являемся свидетелями того, как в последние годы обостряется проблема безопасности компьютеров, мобильных телефонов и других различных устройств, которые являются объектами, наиболее часто подвергающимися нападению. Без преувеличения мы можем констатировать, что интенсивное расширение числа абонентов глобальной сети Интернет несет с собой увеличение атак из Интернета - «кибератак», а использование современного персонального компьютера дает в руки злоумышленникам уникальный по своим возможностям инструмент разведки и различного рода деструктивной деятельности. В настоящее время появились новые, связанные с этим термины: киберпреступность, кибертерроризм, кибербезопасность.

Кибератаки представляют собой непреднамеренный или несанкционированный доступ, использование, манипулирование, прерывание или уничтожение с помощью электронных средств информации или электронных устройств, процессов, физической инфраструктуры, используемой для обработки информации [2]. Исходя из этого, мы видим, что кибератаки могут нанести серьезный, а иногда и непоправимый ущерб обществу в информационном пространстве.

Чтобы успешно противостоять новому виду атак, каждому члену информационного общества необходимо обладать определенным минимумом знаний, соответствующей «культурой кибербезопасности» и быть готовым к активной борьбе за чистоту информационно-коммуникативных технологий от различного рода кибермошенников, киберпреступников и т.п.

Определение термина «кибербезопасность» гласит, что это условия защищенности от физических, духовных, финансовых, политических, эмоциональных, профессиональных, психологических, образовательных или других типов воздействий в киберпространстве, которые могли бы считаться не желательными [3]. Иными словами, кибербезопасность - это защита от намеренных и целенаправленных кибератак.

Если рассматривать общее определения термина «культура», то это набор знаний, верований и поведений, основанный на символическом мышлении и социальном обучении [4].

Таким образом, под понятием «культура кибербезопасности» мы понимаем специализированный набор знаний и поведений, направленных на защиту от намеренных и целенаправленных кибератак в информационном пространстве.

Как показывают статистика и социологические исследования, при быстро возрастающем уровне использования глобальных информационно-коммуникационных сетей (к примеру, на 2017 год в России число пользователей сети Интернет достигло 70 миллионов человек [5]) сформированность культуры ки-бербезопасности оказывается чрезвычайно низкой (в России только около 10 процентов пользователей Интернета имеют хотя бы минимальное представление об угрозах, которым они подвергаются сами или подвергают других, работая в сети Интернет).

В современном мире растет количество различных угроз в сети Интернет, в то же время не уменьшаются «атакованные», в число которых входят подростки, студенты и обучающиеся школ.

В связи с возрастающей необходимостью создания условий для формирования культуры кибербезопасности разработан проект Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации, которая:

- предусматривает повышение уровня компетенций граждан Российской Федерации в части обеспечения кибербезопасности через разработку новых и расширение существующих образовательных программ, а также организацию просветительских информационных кампаний;

- предполагает доработку, согласование и введение в действие образовательных стандартов подготовки и переподготовки специалистов в области кибер-безопасности;

- обеспечивает задачи разработки и внедрения в учебный процесс образовательных организаций разного уровня курса по информационной безопасности, включающего модули по обеспечению кибербезопасности, либо дополнение имеющихся курсов упомянутыми модулями;

- обеспечивает подготовку мер стимулирования частно-государственного партнерства в области дополнительного профессионального образования по направлению кибербезопасности [6].

Из вышеперечисленного мы видим, что государство, безусловно, заинтересовано в формировании культуры кибербезопасности общества в целом, обучающихся школ и студентов, в частности.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева в сентябре 2018 года предложила ввести в школах страны курсы по основам кибербезопасности для обучающихся школ и учителей. Целью изучения курса обозначено следующее: дать общие представления о безопасности в информационном обществе, на этой основе сформировать понимание технологий информационной безопасности и умения применять правила кибербезопасности во всех сферах деятельности.

В 2018 году в пятый раз во всех школах РФ проводился «Единый урок безопасности», в котором предполагается общее ознакомление обучающихся с основными киберугрозами в сети Интернет. Впервые прошёл проект «Урок цифры», в котором знакомили обучающихся с типичными правилами, как правильно вести себя в сети Интернет. К сожалению, данные проекты направлены на общее теоретическое ознакомление с существующими кибератаками за короткий промежуток времени - один урок.

Итак, на сегодняшний день предпринимаются попытки обучать данной культуре как в общеобразовательных школах, так и в вузах, однако, как показывает опыт работы, это лишь малая часть того, что необходимо для формирования культуры кибербезопасности информационного общества. У обучающихся недостаточно сформированы представления о кибербезопасности, так как в образовательной среде обучающихся отсутствует целенаправленные, систематизированные меры для формирования культуры кибербезопасности.

Таким образом, для решения данной проблемы можно предложить ряд направлений:

- решать профессионально-педагогические задачи, способствующие формированию у обучающихся навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;

Библиографический список

- разработать специализированный, практико-ориентированный курс для обучающихся, который не только подробно знакомит их с каждым видом кибе-ругроз, но и предполагает выработку правильных действий при столкновении с кибератаками различного вида.

1. Маралов В.Г Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми: монография. Москва: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992.

2. Гришин С.Е. Формирование культуры кибербезопасности в обществе - актуальная задача современности. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011; № 4: 170 - 173.

3. Алпеев А.С. Терминология безопасности: кибербезопасность, информационная безопасность. Вопросы кибербезопасности. 2014; № 5 (8): 39 - 42.

4. Мельникова О.В. Проблема соотношения понятий «культура» и «цивилизация». В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2012.

5. Регулирование интернет-отношений в отраслях российского публичного и частного права: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015.

6. Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации. Available at: 41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf

References

1. Maralov V.G. Psihologiya pedagogicheskogo vzaimodejstviya vospitatelya s det'mi: monografiya. Moskva: Izd-vo «Prometej» MPGU im. V.I. Lenina, 1992.

2. Grishin S.E. Formirovanie kul'tury kiberbezopasnosti v obschestve - aktual'naya zadacha sovremennosti. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-'ekonomicheskogo universiteta. 2011; № 4: 170 - 173.

3. Alpeev A.S. Terminologiya bezopasnosti: kiberbezopasnost', informacionnaya bezopasnost'. Voprosy kiberbezopasnosti. 2014; № 5 (8): 39 - 42.

4. Mel'nikova O.V. Problema sootnosheniya ponyatij «kul'tura» i «civilizaciya». V mire naukii iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya ikul'turologii: sbornik statej po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2012.

5. Regulirovanie internet-otnoshenij votraslyah rossijskogopublichnogoichastnogoprava: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2015.

6. Koncepciya strategiikiberbezopasnostiRossijskoj Federacii. Available at: 41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 37 + 316.61 + 159.923

Semenkova S.N, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences, Northern Trans-Ural State Agricultural

University (Tyumen, Russia), E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS, CONTRIBUTING TO THE COMPLEXITY OF PEOPLE'S COMMUNICATION. The article discusses the importance of communication in human life, especially in our constantly and rapidly changing time, in an environment where information becomes outdated, not having time to reach the consumer. However, communication is not only important, interesting and multifaceted, but also quite a complex process, due to many factors. The factors contributing to the complexity of communication, the author refers not only philological, but also psychological factors that constantly affect the quality of communication of people regardless of their language. For a person in the process of communication becomes important point, as he perceives the interlocutor, as it is perceived, the purpose of communication, environment, comfort or discomfort of the environment. The complexity of communication is influenced by the choice of a particular type of communication due to the lack of clear boundaries.

Key words: communication, perception, interaction, individual, individuality, personality, communication complexity.

С.Н. Семенкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук, ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень,

E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ

В статье рассматривается значение общения в жизни человека, особенно в наше постоянно и стремительно меняющееся время, в условиях, когда информация устаревает, не успевая дойти до потребителя. Однако общение является не только важным, интересным и многогранным, но и достаточно сложным процессом, что обусловлено множеством факторов. К факторам, формирующим сложности общения, автор относит не только филологические (обилие орфограмм, правил написания, исключений из этих правил, наличие падежей, родов, ударений в словах), но и психолого-педагогические факторы, которые постоянно оказывают влияние на качество общения людей независимо от их языковой принадлежности. Для человека в процессе общения становится важным момент, как он воспринимает собеседника, как его воспринимают, цели общения, обстановка, комфорт или дискомфорт окружающей среды. Также на сложность общения влияет и выбор того или иного его вида из-за отсутствия у них четких границ. Учет филологических и психолого-педагогических факторов в процессе общения позволит снизить вероятность развития конфликтных ситуаций, будет способствовать выстраиванию более комфортных взаимоотношений и получению позитивного результата от процесса общения.

Ключевые слова: общение, коммуникация, перцепция, интеракция, индивид, индивидуальность, личность, сложность общения.

В наше постоянно и стремительно меняющееся время человек все чаще становится интересен как некая самостоятельная единица того или иного социального окружения. Большое значение при этом приобретают такие характеристики, как коммуникабельность, общительность, объем и качество круга общения. Данный вопрос всегда был достаточно актуальным: и в советское время с характерным доминированием коллективного воспитания, и сейчас. Однако в современных условиях, когда на первый план выходит акцентирование на индивидуальности человека, его социальное окружение достаточно часто становится инструментом для становления и развития личности, карьерного роста человека, а также его продвижения по социальной лестнице и т.д. [1]. Даже на собеседовании при приеме на работу будущего работодателя достаточно часто интересует круг общения человека, связи, которыми он обладает, и возможность их использования для дальнейшего развития бизнеса. Таким образом, общение как таковое является одним из ведущих видов человеческой деятельности, от эффективности и результативности которого зависит очень многое в жизни человека. Особое значение общение приобретает в процессе воспитания, обучения, развития подрастающего поколения, особенно в условиях массового увлечения

социальными сетями. Однако, как и любая человеческая деятельность, общение является не только интересной и многогранной, но и достаточно сложной деятельностью, что обусловлено множеством факторов, в том числе и психолого-педагогических. В данной статье мы рассмотрим отдельные факторы, которые необходимо обязательно учитывать для построения эффективного общения:

- конкретизация содержания понятия общения;

- ориентация на комплексную реализацию коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения в процессе взаимоотношений людей;

- учет филологических особенностей и образности устной речи носителей русского языка;

- выбор вида общения в соответствии с условиями взаимодействия, поставленными целями общения и предполагаемым результатом.

Индивидуальное выстраивание процесса общения во многом зависит от того, что человек понимает под общением, какой смысл он в него вкладывает. В этом и состоит один из факторов, способствующих сложности общения. Дело в том, что в современной науке существует большое количество разноплановых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.