Научная статья на тему 'Социальные сети как современный образовательный ресурс нового поколения'

Социальные сети как современный образовательный ресурс нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А.А.

В статье рассматривается новый подход к формированию и развитию образовательной среды посредством активизации и включения в нее социальных образовательных сетей, проводится анализ терминологического поля. Социальные сети интернет-пространства представляют собой мощный ресурс образовательного процесса, обладающий сложной структурой и огромными возможностями в сфере науки, обучения и воспитания подрастающего поколения в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A MODERN EDUCATIONAL RESOURCE OF NEW GENERATION

In the article a new approach to formation and development of the educational environment by means of activation and inclusion in of social educational networks is considered. The author carries out an analysis of the terminological field. Social networks of the Internet space represent a powerful resource of the educational process, having complex structure and huge potential in the sphere of science, training and education of younger generation in system of continuous education.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как современный образовательный ресурс нового поколения»

ционных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Патриотическое воспитание направлено на формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности за развитие государства, формирование гордости за свою Родину, чувства любви и уважения к ней, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, спорте общественной жизни, на уважении законов государства.

Рассматривая особенности патриотического воспитания учащейся молодёжи в современных условиях, мы определили задачи данного феномена, состоящие в следующем:

- использование аксиологического подхода при определении и конкретизации гражданских и патриотических ценностей, отражающих межличностные, межгрупповые, межсоциальные и межнациональные отношения;

- применение интегративного подхода к патриотическому воспитанию, связанного с формированием патриотического аспекта мировоззрения молодёжи, включающего познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;

- опору на целостный подход к патриотическому воспитанию, включающему в себя развитие всех составных компонентов педагогического процесса, в том числе цели патриотического воспитания, содержание и основные идеи патриотизма, критерии и способы проверки уровня их сформированности;

- использование факторного подхода к патриотическому воспитанию, связанного с наличием внешних и внутренних факторов и условий его реализации на социально-педагогическом, педагогическом и психолого-педагогическом уровнях.

Анализ развития педагогической мысли и практики показывает, что патриотическое воспитание источниками своего возникновения и развития имеет теоретические предпосылки, созданные цивилизацией прошлых веков. К ним относятся:

Библиографический список

- возникновение патриотизма как цели воспитания в национально-государственных объединениях людей, направленного своим острием на защиту Родины, выполняющего интегратив-ную функцию. Вместе с этим, патриотизм, направленный вовне, превращается в национализм, поэтому, патриотизм должен быть связан с интернационализмом;

- современные педагогические теории и течения выступают как предпосылка формирования гражданского и патриотического воспитания. К таким теориям относятся «педагогика воспитания в духе мира», «педагогика ненасилия», «педагогика гуманизма», «педагогика сотрудничества» и ряд других;

- теория педагогических ценностей, связанная с их возвышением и сменой, педагогическая аксиология, позволяющие отвечать на следующие вопросы педагогической теории и практики: каким должно быть ценностное наполнение содержания образования и воспитания; каковы педагогические закономерности и механизмы присвоения ценностей общества личностью; каковы педагогические условия становления ценностных ориен-таций молодёжи.

По мнению психологов, педагогов, социологов именно молодёжь является наиболее активной и прогрессивной частью населения и от того какие идеалы, ценности, нравственные принципы она пропагандирует, зависит стабильность общества и национальная безопасность страны. Свойственные юношескому возрасту романтизм и стремление к идеальному, делает молодёжь особенно отзывчивой на любые начинания, требующие сил, подвига, героизма. Это создает благоприятные предпосылки для высоких нравственных идеалов и воспитания чувств патриотизма у студентов, от степени выраженности которого зависит их вклад в развитие страны.

Работа педагога по воспитанию патриотизма у студентов должна быть направлена на:

- развитие знаниевого компонента патриотической мотивации, то есть теоретическое освоение патриотических ценностей, идеалов, знаний, формирование суждений;

- развитие патриотических переживаний - эмоционального отношения к патриотическим знаниям и ценностям, формирование патриотических убеждений;

- формирование патриотического поведения, посредством приобщения к участию в патриотической деятельности.

1. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли ХХ века и начала ХХ. Москва, 2007.

2. Врублевская Е. А. Быть гражданином. Народное образование. 2007; 5: 214 - 216.

3. Вырщиков А.Н. Патриотизм на службе России. Воспитание школьников. 2006; 3: 7 - 14.

4. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской федерации на 2016 - 2020 годы». Available at: http:// government.ru

References

1. Berdyaev N.A. Russkaya ideya: Osnovnye problemy russkojmysliХХ veka inachala ХХ. Moskva, 2007.

2. Vrublevskaya E. A. Byt' grazhdaninom. Narodnoe obrazovanie. 2007; 5: 214 - 216.

3. Vyrschikov A.N. Patriotizm na sluzhbe Rossii. Vospitanie shkol'nikov. 2006; 3: 7 - 14.

4. Gosudarstvennaya programma patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj federacii na 2016 - 2020 gody». Available at: http:// government.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.16

УДК 378

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: tealbina@yandex.ru

SOCIAL NETWORKS AS A MODERN EDUCATIONAL RESOURCE OF NEW GENERATION. In the article a new approach to formation and development of the educational environment by means of activation and inclusion in of social educational networks is considered. The author carries out an analysis of the terminological field. Social networks of the Internet space represent a powerful resource of the educational process, having complex structure and huge potential in the sphere of science, training and education of younger generation in system of continuous education.

Key words: education, training, educational environment, social networks, communication.

А.А. Темербекова, д-р. пед. наук, проф. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: tealbina@yandex.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье рассматривается новый подход к формированию и развитию образовательной среды посредством активизации и включения в нее социальных образовательных сетей, проводится анализ терминологического поля. Социальные сети интернет-пространства представляют собой мощный ресурс образовательного процесса, обладающий сложной структурой и огромными возможностями в сфере науки, обучения и воспитания подрастающего поколения в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: образование, обучение, образовательная среда, социальные сети, коммуникация.

Реализация требований нового ФГОС в условиях модернизации образования напрямую связана с формированием информационно-коммуникационной образовательной среды, требующей совершенствования учебно-методического и технологического обеспечения системы профессиональной подготовки будущего учителя. В первую очередь это связано со стремительным проникновением и всеобщим внедрением в образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, что влечет за собой необходимость формирования нового системного профессинально значимого качества - ИКТ-компетент-ности будущего педагога.

С этих позиций ИКТ-компетентность рассматривают как ключевое средство информационных и коммуникационных технологий [1; 2], как показатель качества образования и как основной показателей готовности учителей к реальным условиям педагогической действительности [3, с. 70], обусловленный законодательным внедрением в практику высшего профессионального образования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и профессионального стандарта педагога (ПСП). Необходимость повышения качества образования подчеркивается происходящими постоянными изменениями организационных, экономических, педагогических, информационно-технических условий деятельности образовательных организаций [4, с. 129]. Следовательно, остро необходима целенаправленная работа по активизации инновационной деятельности образовательных организаций. Одним из направления такой деятельности является внедрение сетевых технологий в образовательный процесс.

Современная сеть Интернет характеризуется множеством различных служб, взаимодействие которых направлено на коммуникацию между людьми различных категорий и возрастных групп. Вопросами социальных сетей занимались отечественные ученые А.О. Алексеева, Ю.М. Баранова, Л.А. Битков, Л.А. Браславец, Ю.В. Будовская, А.А. Градюшко, Морозова, Е.В. Олешко, М.М. Панюшева, А.В. Пустовалов, А.А. Селютин, М.Е. Соколова, В.Н. Степанов, П.Н. Тарасенко, Л.В. Ухова и другие. Их значительные дидактические возможности разработаны в педагогических исследованиях Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.

Анализ терминологического поля исследуемого феномена - социальные сети как образовательный ресурс - позволил выявить, что сам термин «социальная сеть» происходит от метафоры «социальная ткань» (иначе «паутина отношений»), которая использовалась социальными философами XIX-XX вв. Г. Спенсером, Дж. Морено, А. Радклиф-Брауном). В образовательном контексте мы будем рассматривать в будущем социальную сеть как «сеть отношений, между обучаемыми и обучающими, в образовательном контенте». Сам термин «социальная сеть» появился достаточно давно, еще до появления Интернета. Если обратиться к его истории возникновения, что термин «социальная сеть» впервые ввел американский социолог Джеймс Барнсон (1954 г.). Ученый занимался исследованиями взаимоотношений между людьми с помощью соцпрограмм.

В современном информационно-образовательном пространстве самыми популярными социальными сетями считаются сети: Facebook (существует с 2004 года); Odnoklassniki (существует с 2006 года); VKontakte (существует с 2006 года), развитие которых обогатило тезаурус интернета: «World Wide Web» (WWW), «Конференц-связь», «Группы новостей» (USENET), «Чаты» (Internet Real Chat - беседа через интернет), «Гипертекст», «Веб-страница», «Аккаунт» (account), «Профиль» (profile), «Веб-блоги» (weblogs), «Вики-справочники» (wiki) [5] и др. При обращении к социальным сетям пользователям импонирует отсутствие временных ограничений, возможность оперативного управления в сети и контроль за информацией.

Несомненными преимуществами использования сети в образовательных целях являются: привычная среда обитания для

ее участников, то есть «своя территория»; возможность создания групп участников, для обсуждения, например, домашнего задания или исследователького проекта; наличие коммуникативных элементов, таких как форум, чат и др.; открытость участников сети, что проявляется через открытый интерфейс; возможность совместной работы в различных формах.

Образовательные и научные социальные сети играют в современном образовательном пространстве особое значение. Как правило, они создаются при каждом образовательном учреждении и представляют собой образовательный контент, который систематически пополняется образовательными и научными ресурсами. Например, Онлайновая научная инфраструктура -http://socionet.ru/, Школьная социальная сеть - http://dnevnik.ru/, Информационная сеть Горно-Алтайского государственного университета - http://gasu.ru. Последняя создана для облегчения доступа обучающихся к научной, научно-популярной и образовательной информации. Данная социальная сеть представляет собой единую базу разделов и сервисов: аннотации книг, анонсы конференций, календарь событий, книги, учебные комплексы, курсы лекций, научные статьи, новости, популярные статьи, рефераты, словарные статьи, таблицы, тезисы, учетные карточки, фотографии и многое другое.

Контент информационной сети университета создается авторами и модераторами образовательных ресурсов. Их наполнение курируют определенные структуры университета. Он представляет собой открытый портал, стимулирующий обмен знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов.

Порталы всех учебных заведений можно рассматривать как модели образовательных социальных сетей. Образовательные порталы ставят перед собой глобальную цель, которая является основой их функционировании и развития, - обеспечение взаимодействия образовательных Интернет-ресурсов на всех уровнях.

Характеристика пользователей образовательных порталов показывает, что они обслуживают, как правило, различные группы пользователей: студенты, преподаватели, учителя и др. Следовательно, необходимо выделять как минимум два уровня доступа к информации: первый - открытый; второй - закрытый. Через открытую область портала все группы пользователей получают доступ к базе данных с рубрикаторами и классификаторами информационных ресурсов Интернет. В первую очередь это относится к учебным курсам, предметным разработкам преподавателей, включая системы анкетирования и тестирования; к тематическим форумам. Через закрытую область отрывается доступ к базе данных с рубрикаторами и классификаторами ресурсов Интернета; к видеоконференциям, в том числе организуемым на портале; к средствам подготовки учебных курсов, тестовых заданий, программ обучения, управления процессом обучения и анализа его результатов и т. д.

Возможности социальных сетей в образовательном аспекте огромны. Они определяются их назначением и функциями. В социальных сетях можно: эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы; осуществлять обмены научно-образовательной информацией; реализовывать дистанционное, непрерывное образование различных категорий обучающихся; координировать деятельность участников сети; интегрировать работу людей, находящихся в разных территориальных точках.

Сетевая форма обучения как конкретный тип педагогического взаимодействия по поводу содержания образования основных участников образовательного процесса - учителя и учащихся -в условиях информационного общества особенно актуальна. В педагогических исследованиях [6 - 8] она рассматривается как средство формирования информационной образовательной среды нового поколения.

При исследовании готовности студентов - будущих педагогов математики к организации применения сетевых технологий выявлены их положительные свойства и показано их эффективное влдияние на развитие самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности будущих учителей математики к организации и повышению их познавательного и профессионального интереса [9, с. 205]. Например, изучение социальной сети 4portfolio.ru и понимание ее возможностей является стимулом в вопросах саморазвития и ключевым фактором в активизации познавательной деятельности [10, с. 126]. Учитывая

Библиографический список

особенности образовательной социальной сети 4portfolio.ru, изучен потенциал её портала как эффективного средства обучения.

Таким, образом, социальные сети рассматриваются сегодня как образовательный ресурс нового поколения, способный активизировать и интегрировать различные формы и методы обучения с целью формирования ИКТ-компетентности в системе профессиональной подготовки будущего педагога.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Проект №16-16-04007).

1. Темербекова А.А., Чугунова И.В. Возможности интерактивных технологий в формировании информационной компетентности будущего учителя. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6 (25): 96 - 98.

2. Темербекова А.А. Ведущие тенденции, принципы и педагогические условия эффективного формирования информационной компетентности учителя. Мир науки, культуры, образования. 2009; 3 (15): 122 - 124.

3. Мухидинов М.Г., Гаджиев Т.С., Дзамыхов Х.Д. Проблемы подготовки будущего учителя в условиях модернизации образования. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 69 - 70.

4. Умалатова З.М., Асадулаева У.М. Организационно-педагогические основы управления повышением качества образования. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 128 - 129.

5. Лавренчук Е.А. Аутопойезис социальных сетей в Интернет-пространстве. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2011.

6. Вылегжанина И.В. Сетевая форма обучения как средство социального развития подростков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Киров, 2011.

7. Золотухин С.А. Роль социальных сетей в информатизации образования. Дискуссия: Политематический журнал научных публикаций. 2013; 5-6 (35 - 36): 152 -158.

8. Шалимов А.Б. Социальные сети как современная образовательная среда. Дискуссия: Философия и культурология. 2013; 11 (41).

9. Кулибеков А.Н. Система формирования готовности будущих учителей математики к организации применения сетевых технологий. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 205 - 206.

10. Талибов Ф.Ф., Манафова К.К. Активизация познавательной деятельности будущих педагогов с использованием социальной сети 4PORTFOLIO.RU. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 124 - 126.

References

1. Temerbekova A.A., Chugunova I.V. Vozmozhnosti interaktivnyh tehnologij v formirovanii informacionnoj kompetentnosti buduschego uchitelya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6 (25): 96 - 98.

2. Temerbekova A.A. Veduschie tendencii, principy i pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo formirovaniya informacionnoj kompetentnosti uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 3 (15): 122 - 124.

3. Muhidinov M.G., Gadzhiev T.S., Dzamyhov H.D. Problemy podgotovki buduschego uchitelya v usloviyah modernizacii obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 69 - 70.

4. Umalatova Z.M., Asadulaeva U.M. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy upravleniya povysheniem kachestva obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 128 - 129.

5. Lavrenchuk E.A. Autopojezis social'nyh setej vInternet-prostranstve. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2011.

6. Vylegzhanina I.V. Setevaya forma obucheniya kak sredstvo social'nogo razvitiya podrostkov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2011.

7. Zolotuhin S.A. Rol' social'nyh setej v informatizacii obrazovaniya. Diskussiya: Politematicheskij zhurnal nauchnyh publikacij. 2013; 5-6 (35 - 36): 152 -158.

8. Shalimov A.B. Social'nye seti kak sovremennaya obrazovatel'naya sreda. Diskussiya: Filosofiya ikul'turologiya. 2013; 11 (41).

9. Kulibekov A.N. Sistema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej matematiki k organizacii primeneniya setevyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 205 - 206.

10. Talibov F.F., Manafova K.K. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti buduschih pedagogov s ispol'zovaniem social'noj seti 4PORTFOLIO. RU. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 124 - 126.

Статья поступила в редакцию 4.10.16

УДК 378

Tovpich I.O., Director, School № 8 with major in music study, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

INTERACTIVE MULTIMEDIA TOOL FOR YOUNG MUSICIANS. In software of professional activity of a modern musician and possibilities of modern electronic musical instruments are more embodied after centuries of accumulated information of technologies in music and art and in the sphere of playing music. The research shows that the modern academic research has formulated such understanding of the fact that a dedicated music computer becomes a new multi-functional tool of a musician. The article considers possibilities of interactive multimedia technologies in the system of primary professional music education.

Key words: information culture, information society, information educational environment, pedagogy, music computer technologies.

И.О. Товпич, директор ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка», аспирант

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ МУЗЫКАНТОВ

В программном обеспечении профессиональной деятельности современного музыканта и возможностях современного электронного музыкального инструментария наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования. Формируется понимание того факта, что специализированный му-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.