ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
УДК/UDC 796(091)
Поступила в редакцию 17.10.2022 г.
Информация для связи с автором: alexperedelskiya@mail.ru
Кандидат педагогических наук, доцент Э.В. Маркин1
Доктор педагогических наук, кандидат философских наук, доцент
А.А. Передельский1
1Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва
HISTORICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS OF SPORTIZATION OF PHYSICAL EXERCISES
PhD, Associate Professor E.V. Markin1 Dr. Hab., PhD, Associate Professor A.A. Peredelsky1 1Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - выявить исторические предпосылки становления и развития профессионально-прикладной физической культуры в процессе спортизации телесно-двигательных практик.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы осуществлены анализ и обобщение исторических источников научной литературы, посвященных истории физической культуры и спорта. Результаты исследования и выводы. Спорт исторически являлся одним из составных элементов физической культуры, связанной с периодическими или регулярными телесно-двигательными занятиями в форме поединков единоборцев. Именно здесь зарождается профессионально-прикладной компонент физической культуры. Постепенно превращаясь в социальный институт, различные виды двигательной деятельности становятся спортивными дисциплинами с установленными правилами состязаний и методиками тренировки на основе высоких спортивных технологий.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, профессионально-прикладной компонент физической культуры.
Abstract
Objective of the study was to reveal the historical prerequisites for the formation and development of professionally applied physical culture in the process of sportization of body-motor practices.
Methods and structure of the study. In the course of scientific work, the analysis and generalization of historical sources of scientific literature devoted to the history of physical culture and sports were carried out. Results and conclusions. Sport has historically been one of the constituent elements of physical culture associated with periodic or regular bodily-motor exercises in the form of single combat fights. It is here that the professionalapplied component of physical culture is born. Gradually turning into a social institution, various types of motor activity become sports disciplines with established competition rules and training methods based on high sports technologies.
Keywords: physical culture, sport, professional-applied component of physical culture.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Профессионально-прикладной раздел физической культуры как часть общеразвивающей телесно-двигательной образовательной дисциплины целенаправленно и специализированно подготавливает психику и тело человека, а именно, его нейрофизиологическую программу, опорно-двигательный аппарат и суставно-мышечную ткань, кровеносно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма к гражданско-трудовой или военно-служебной деятельности.
Становление профессионально-прикладной подготовки в сфере физической культуры складывалось неоднозначно в разные периоды мировой и отечественной истории, что нашло отражение в разработке спортизированных технологий
физического воспитания, направленных на формирование прикладных физических качеств человека. В этой связи актуальным направлением научных исследований является изучение и анализ закономерностей исторического становления профессионально-прикладной физической подготовки наряду с развитием спортизации различных форм двигательной деятельности.
Цель исследования - выявить исторические предпосылки становления и развития профессионально-прикладной физической культуры в процессе спортизации телесно-двигательных практик.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы осуществлены анализ теоретических источников
106
http://www.teoriya.ru
№3 • 2023 Март | March
и обобщение научной литературы, посвященной истории физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показывают древние рукописи, результаты археологических раскопок, исследования известных историков, этнографов, религиоведов, на процесс постепенного обособления и авто-номизации физкультурно-спортивных телесно-двигательных практик в различных историко-географических регионах Древнего мира оказывали влияние сразу несколько групп детерминант, среди которых наиболее существенными являлись факторы религиозно-культового и военного характера. В условиях массовой военной подготовки, свойственной раннеклассовым государствам, в период, начиная со второго тысячелетия до н.э., формировался институт военно-физического воспитания как на Западе, так и на Востоке [8]. В то же время социальный институт состязательной эзотерической практики, основывавшейся на ранних религиозных верованиях, культах и ритуалах, формировался еще раньше, по свидетельствам некоторых источников, в Древнем Египте и Древнем Китае - с третьего тысячелетия до н.э. [8, 12, 13]. Частным случаем указанного институционального оформления в Средиземноморском географическом регионе может служить древняя античная агонально-спортивная традиция [7, 8]. Исторический период ее формирования на базе социальных институтов единоборств и военно-физического воспитания в Средиземноморье длился с середины второго тысячелетия до н.э. - до середины первого тысячелетия н.э., получив у некоторых отечественных авторов название периода первичной или исходной исторической спортизации западной телесно-двигательной культуры [8].
Вторичная (современная) спортизация после многовекового перерыва стала возрождаться лишь с середины 19 века на юге Европы и получила свое развитие по всему миру, массово превращая в виды спорта гимнастические, игровые системы и системы национальных единоборств [4, 7-11].
По всей видимости, современная спортизация стала одной из причин, вызвавших кризис традиционных форм физической культуры с середины и конца XX века [4, 8]. Собственно, кризис традиционной для Запада физической культуры в мировом масштабе во многом был вызван еще раньше, в связи с проникновением в США и Западную Европу восточных оздоровительных систем, например, индийской йоги и дыхательной гимнастики, китайских и японских боевых искусств [12]. Растущая популярность спорта, который сначала понимался очень широко, например, как «досужие увлечения», «неуемное коллекционирование», «оздоровительная практика регулярного применения физических упражнений», на первых порах способствовала лишь формальной подмене физической культуры феноменом спорта, выдавая его за различные формы состязательности и физической активности [10, 13]. Поэтому не удивительно, что именно спорт многими обывателями и специалистами воспринимался как естественный преемник европейской культуры физической активности, которая в XIX - начале XX вв. ассоциировалась с цирковым ремеслом и базировалась на нем [7, 8]. Следует подчеркнуть, что за рубежом обывательские представления о спорте до сих пор касаются не столько спорта высших достижений, сколько массовых занятий с применением элементов спортивных видов без какой-либо соревновательной практики [10]. Арабский мир в данном контексте поддерживает свои, еще более размытые представления о спорте, в том числе и в государственных социальных программах, объединяя в них соревновательную, тренировочную, учебную, образовательную, воспитательную,
социальную, политико-идеологическую и оздоровительно-медицинскую и другие виды практики [13].
В России с 30-х гг. XX века спорт последовательно вытесняет физическую культуру именно как спорт высших достижений [4, 7, 8]. В качестве антикризисной меры рядом ученых выдвигается предложение обеспечить «конверсию высоких спортивных тренировочных и соревновательных технологий в область школьной учебно-образовательной практики». Иначе говоря, предлагается линия еще одной, теперь уже «педагогической спортизации» [1, 4].
Под влиянием роста спортивного и олимпийского движения в Европе, начало XX века ознаменовалось бурным ростом числа спортивных союзов и лиг и в крупных городах Российской империи. Ведущая роль военных в указанном процессе проявилась, в частности, в том, что руководителями и тренерами спортивных лиг и союзов в основном становились выходцы из офицерского сообщества, не без участия которых был разработан и внедрен в практику массового употребления физкультурно-спортивный нормативный комплекс «Нормальный атлет» [7, 8].
После известных революционных событий 1917 г. и до начала 30-х гг. XX века преемственность с дореволюционной традицией физкультурно-спортивной работы была восстановлена далеко не сразу. В качестве эффективной военно-прикладной модели физического воспитания был широко внедрен всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне». Наряду с этим, широкое распространение получила трудовая гимнастика как пролетарская альтернатива буржуазному спорту.
Определенным рычагом оживления отечественного спорта как зрелищно-развлекательной области послужила Новая экономическая политика. Однако до конца 20-х - начала 30-х гг. спорт не только не был ведущим звеном профильной практики, но и всячески критиковался с высоких политических трибун как область «чуждого для нашего человека стремления к рекордсменству и чемпионству» [7, 8].
С начала 30-х гг. политический курс советского государства коренным образом смещается в сторону поддержки интенсивного развития отечественного спорта и участия советских спортсменов в международных соревнованиях наряду со спортсменами из капиталистических стран, что в последствии перерастает в один из аспектов соревнования (конкуренции) двух разных политических систем [7].
Что касается физической культуры, с момента ее становления в качестве учебной дисциплины отечественной системы школьного образования, то она с определенной регулярностью меняет курс на спортивную и военно-прикладную подготовку [7, 8]. С середины 50-х гг. XX века сюда же добавляется вектор на сбережение и восстановление здоровья детей [8]. С середины 90-х гг. группа ученых под руководством В. К. Бальсевича провозглашает концепцию «спортизации» школьной физической культуры, которая вплоть до середины 20-х гг. XXI века неизменно выступает «визитной карточкой» Российской академии образования [4].
Несмотря на относительную локальность советской модели любительского спорта, ее отличие от западных моделей профессионального спорта, на протяжении многих десятилетий она была одним их мировых лидеров в создании общих интегративных теорий и разнообразных спортивно-видовых методик [5, 6, 10]. Так, начиная с 20-х гг. XX века, отечественными авторами разрабатывались общие (интегративные) теории физического воспитания, физического образования, истории физической культуры, истории спорта, физической
№3 • 2023 Март | МагсГ:
http://www.teoriya.ru
культуры, теории спорта, спортивной подготовки, спортивной тренировки, спортивного соревнования, адаптивной физической культуры [5, 6]. Обратим внимание на то, что последовательность появления указанных теорий в общих чертах отражает тенденции изменений курса отечественной государственной политики по отношению к профильной области.
В общей теории физической культуры Л. П. Матвеева декларируется наличие общеразвивающего и профессионально-прикладного разделов, однако их содержательное наполнение и различие прописывается лишь на самом общем и абстрактном уровне, научно-эмпирически не обосновывается и не оформляется, а главное, на практике фактически не реализуется. Похожая ситуация констатируется и в инте-гративной теории спорта, не содержащей достаточно полной и детально обоснованной научной разработки военно-служебно-прикладного раздела [5, 6].
Вывод. Спорт исторически являлся одним из составных элементов физической культуры, связанных с периодическими или регулярными телесно-двигательными занятиями в форме поединков единоборцев. Именно здесь зарождается профессионально-прикладной компонент физической культуры. Постепенно превращаясь в социальный институт, различные виды двигательной деятельности становятся спортивными дисциплинами с установленными правилами состязаний и методиками тренировки на основе высоких спортивных технологий. Литература
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
2. История человечества / под общ. ред. Ф.Н. Сахарова в 8 томах. - ЮНЕСКО, ООО «Издательский дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 20032007 гг.
3. Корягина Ю.В. Анализ современного состояния инноваций, полученных на основе результатов работы научных лабораторий зарубежных стран, для возможного использования в подготовке сборных команд России / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Методические рекомендации. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2016. - 122 с.
4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.
5. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкуль-туроведении / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 5-11.
6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.
7. Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин; под ред. проф. И.Ю. Мельниковой. - 2-е изд., с измен. и дополн. - М.: Спорт, 2017. - 432 с.
8. Передельский А.А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография / А.А. Передельский. - М.: Спорт, 2016. - 312 с.
9. Передельский А.А. Онтокинезиологический подход как актуальное направление развития спортивной науки / А.А. Передельский,
А.А. Шляхтов, О.З. Ипатьева // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 9. - С. 3-5.
10. Сараф М.Я. Спорт и культура (исторический анализ) / М.Я. Сараф // Спорт, Духовные ценности, Культура. Вып. первый: Сб. / Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - С. 51-83.
11. Столяров В.И. Теория физической культуры (критический анализ современного состояния, технология и результаты модернизации): монография / В.И. Столяров, С.Г. Сейранов; под общ. ред. проф. В.И. Столярова; Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка, 2021. - 332 с.
References
1. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human ontokinesiology]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury publ., 2000. 275 p.
2. Sakharov F.N. [ed.]. Istoriya chelovechestva [The history of mankind]. In 8 volumes. UNESCO, LLC "MAGISTR-PRESS" publ., 2003-2007.
3. Koryagina Yu.V., Nopin S.V. Analiz sovremennogo sostoyaniya in-novatsiy, poluchennykh na osnove rezultatov raboty nauchnykh laboratoriy zarubezhnykh stran, dlya vozmozhnogo ispolzovaniya v podgotovke sbornykh komand Rossii [Analysis of the current state of innovations obtained on the basis of the results of the work of scientific laboratories of foreign countries, for possible use in the preparation of Russian national teams]. Guidelines. Omsk: SibGUFK publ., 2016. 122 p.
4. Lubysheva L.I. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in the system of physical education: from a scientific idea to innovative practice]. Moscow: NITS "Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta" publ., 2017. 200 p.
5. Matveev L.P. Integrativnaya tendentsiya v sovremennom fizkulturove-denii [Integrative trend in modern physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta. 2003. No. 5. pp. 5-11.
6. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i yeye prikladnyye aspekty [General theory of sports and its applied aspects]. [Text]: textbook for higher education institutions of physical culture. 5th ed., rev., sup.. Moscow: Sovetskiy Sport publ., 2010. 340 p.
7. Melnikova N.Yu., Treskin A.V. Istoriya fizicheskoy kultury i sporta [History of physical culture and sports]. Textbook. I.Yu. Melnikova [ed.]. 2nd ed., rev., sup.. Moscow: Sport publ., 2017. 432 p.
8. Peredelsky A.A. Dvulikiy Yanus. Sport kak sotsialnyy fenomen: su-shchnost i ontologicheskiye osnovaniya [Two-faced Janus. Sport as a social phenomenon: essence and ontological foundations]. Moscow: Sport publ., 2016. 312 p.
9. Peredelsky A.A., Shlyakhtov A.A., Ipatieva O.Z. Ontokineziologicheskiy podkhod kak aktualnoye napravleniye razvitiya sportivnoy nauki [On-tokinesiological approach as an actual direction in the development of sports science]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 9. pp. 3-5.
10. Saraf M.Ya. Sport i kultura (istoricheskiy analiz) [Sport and culture (historical analysis)]. Sport, Dukhovnyye tsennosti, Kultura. Issue 1. V.V. Kuzin, V.I. Stolyarov, N.N. Chesnokov [ed.]. Moscow: Gumanitar-nyy tsentr «SpArt» RGAFK publ., 1997. pp. 51-83.
11. Stolyarov V.I., Seiranov S.G. Teoriya fizicheskoy kultury (kriticheskiy analiz sovremennogo sostoyaniya, tekhnologiya i rezultaty modern-izatsii) [Theory of physical culture (critical analysis of the current state, technology and results of modernization)]. V.I. Stolyarov [ed.]. Moscow State Academy of Physical Culture. Malakhovka, 2021. 332 p.
12. Leskova I.V., Lei Z., Peredelskiy A.A., Barieva N.Y., Maksimova E.V. Modern physical education process modeling through integration of russian and chinese theories and practices. Teoriya i praktika fizicheskoy Kultury this link is disabled, 2021, 2021(7), pp. 92-94.
13. Leskova I.V., Dali M.R., Barieva N.Y., Maksimova E.V., Peredelsky A.A. Physical education and sports in arab countries: Social aspect. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury this link is disabled, 2020, 2020(8), pp. 68-70.