Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ТЕОРИЙ И ПРАКТИК'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ТЕОРИЙ И ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ ПСИХАГОГИКА / ОНТОКИНЕЗИОЛОГИЯ / ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СПОРТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лескова И.В., Чжун Лэй, Передельский А.А., Бариева Н.Ю., Максимова Е.В.

Цель исследования - теоретическое обоснование метода учебно-образовательного моделирования физического воспитания на основе интеграции восточных практик. Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен анализ некоторых профильных российских и китайских теорий и практик в области применения в физическом воспитании средств единоборств. Анализ строился на основе отечественного теоретико-эмпирического материала, включающего рассмотрение концепции типов и видов двигательной (или психофизической) активности, онтокинезиологической концепции В.К. Бальсевича, концепции спортизации физической культуры. Результаты исследования и выводы. В качестве теоретико-методологического системообразующего основания учебно-образовательного моделирования физического воспитания рассматривается профильная интеграция обобщенной китайской культурологической модели обучения единоборствам (боевым искусствам) и российских теоретико-практических концепций телесно-двигательной активности, онтокинезиологии, спортизации. Показывается высокая степень подобия российских и китайских культурно-педагогических подходов, определяющая принципиальную возможность указанного интегративного моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PHYSICAL EDUCATION PROCESS MODELING THROUGH INTEGRATION OF RUSSIAN AND CHINESE THEORIES AND PRACTICES

Objective of the study was to provide theoretical substantiation of modeling of the physical education process through the integration of the oriental health practices. Methods and structure of the study. The study included an analysis of the relevant Russian and Chinese theories and practices in the field of physical training with the elements of martial arts. The analysis was based on the theoretical and empiric material by the domestic authors, in the context of the types of motor (or psychophysical) activity, human ontokinesiology basics developed by V.K. Balsevich, and the concept of sportization of physical education. Results and conclusions. The theoretical and methodological system-forming background to the physical education process modeling was the field-specific integration of the generalized Chinese cultural model of martial arts (combat sports) training and Russian theoretical-practical concepts of locomotor activity, ontokinesiology, and sportization. There is a high-degree similarity between the Russian and Chinese cultural and pedagogical approaches, which indicates the fundamental possibility of integrative modeling.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ТЕОРИЙ И ПРАКТИК»

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ТЕОРИЙ И ПРАКТИК

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 28.01.2021 г.

Информация для связи с автором: peredelskiyalexey@ya.ru

Доктор социологических наук, профессор И.В. Лескова1 Чжун Лэй2

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Передельский3 Аспирант Н.Ю. Бариева4

Кандидат социологических наук Е.В. Максимова5

1 Российский государственный социальный университет, Москва

2 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

3 Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва

4 Мичуринский государственный аграрный университет, Мичуринск

5 Московский городской педагогический университет, Москва

MODERN PHYSICAL EDUCATION PROCESS MODELING THROUGH INTEGRATION OF RUSSIAN AND CHINESE THEORIES AND PRACTICES

Dr. Sc. Soc., Professor I.V. Leskova1

Senior health Manager of China, Wushu champion of China Zhong Lei2 Dr. Hab., Professor A.A. Peredelskiy3 Postgraduate student N.Y. Barieva4 PhD E.V. Maksimova5

1 Russian State Social University, Moscow

2 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

3 Russian State Agrarian University named after K.A. Timiryazev, Moscow

4 Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk

5 Moscow city Pedagogical University, Moscow

(U □

. ±i □

и

га у

г. CL

ч—

. О OJ

CL

■ ID С га

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обоснование метода учебно-образовательного моделирования физического воспитания на основе интеграции восточных практик.

Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен анализ некоторых профильных российских и китайских теорий и практик в области применения в физическом воспитании средств единоборств. Анализ строился на основе отечественного теоретико-эмпирического материала, включающего рассмотрение концепции типов и видов двигательной (или психофизической) активности, онтокинезиологической концепции В.К. Бальсевича, концепции спортизации физической культуры. Результаты исследования и выводы. В качестве теоретико-методологического системообразующего основания учебно-образовательного моделирования физического воспитания рассматривается профильная интеграция обобщенной китайской культурологической модели обучения единоборствам (боевым искусствам) и российских теоретико-практических концепций телесно-двигательной активности, онтокинезиологии, спортизации. Показывается высокая степень подобия российских и китайских культурно-педагогических подходов, определяющая принципиальную возможность указанного интегративного моделирования.

Ключевые слова: физическая культура, интеграция, китайская психагогика, онтокинезиология, телесно-двигательная активность, спортизация.

Abstract

Objective of the study was to provide theoretical substantiation of modeling of the physical education process through the integration of the oriental health practices.

Methods and structure of the study. The study included an analysis of the relevant Russian and Chinese theories and practices in the field of physical training with the elements of martial arts. The analysis was based on the theoretical and empiric material by the domestic authors, in the context of the types of motor (or psychophysical) activity, human ontokinesiology basics developed by V.K. Balsevich, and the concept of sportization of physical education. Results and conclusions. The theoretical and methodological system-forming background to the physical education process modeling was the field-specific integration of the generalized Chinese cultural model of martial arts (combat sports) training and Russian theoretical-practical concepts of locomotor activity, ontokinesiology, and sportization. There is a high-degree similarity between the Russian and Chinese cultural and pedagogical approaches, which indicates the fundamental possibility of integrative modeling.

Keywords:physical education, integration, Chinese psychagogy, ontokinesiology, locomotor activity, sportization.

Введение. Современное моделирование физической культуры на основе синтеза российских и китайских теорий и практик - тема, которую по-прежнему можно считать инновационной, несмотря на довольно высокую степень разработанности в отечественной и зарубежной научной и учебно-образовательной литературе. Данная инновационность объясняется следующими обстоятельствами:

- практикуемые в настоящий момент в России программы и курсы по физической культуре (воспитанию), если и учитывают возможность интеграции российских и китайских физкультурно-спортивных технологий, то далеко не в полной мере;

- рассматриваемые ниже научно-практические концепции, несмотря на теоретическую и экспериментальную обоснованность своих положений, до сих пор не получили практического воплощения в вузовских учебных программах «физической культуры и спорта», «базовой физической культуры», «базовых видов спорта», не говоря уже о школьных профильных программах. Исключением можно считать только концепцию спортизации, причем в единстве ее педагогической [5] и социально-исторической [7] версий;

- в Китайской Народной Республике о существовании рассматриваемых профильных концепций знают немногие специалисты, а разработанные на их основе технологии, как в России, так и за рубежом [8, 9], широкого распространения не имеют (технологии спортизации физической культуры в этом смысле выступают счастливым исключением);

- в настоящий момент не существует интеграционных учебно-образовательных моделей, включающих весь комплекс позиционируемых культурно-педагогических теорий и практик [5, 6, 8, 9].

По мнению российских ученых, при современном состоянии западной науки интеграционное физкультурно-спор-тивное моделирование в принципе невозможно без отказа от фактической атомизации и автономизации предельно дифференцированного профильно-прикладного знания, имеющего в настоящий момент явный крен в сторону эмпиризма в ущерб теоретическому конструированию [4]. Но подобный вариант развития западной профильной науки явно не просматривается [там же]. Значит, продолжать движение по линии научно-практической интеграции и интеграционного моделирования в физкультурно-спортивной педагогике можно лишь, как и прежде, основываясь главным образом на традиционных восточных системах и инновационных отечественных концептуальных подходах [5].

Цель исследования - теоретическое обоснование метода учебно-образовательного моделирования в области физического воспитания на основе интеграции восточных практик.

Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен анализ некоторых профильных российских и китайских теорий и практик в области применения в физическом воспитании средств единоборств. Анализ строился на основе отечественного теоретико-эмпирического материала, включающего рассмотрение концепции типов и видов двигательной (или психофизической) активности [1, 6], онтокинезиологической концепции В. К. Бальсевича [1, 2], концепции спортизации физической культуры [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Начальным этапом китайской психагогики (педагогически ориентированной практической психологии и психофизической коррекции), а в более для нас привычной формулировке, физической подготовки и воспитания восточного единоборца, выступает целенаправленное преломление в нужном ключе «позной» активности, предполагающей привычку длительного неподвижного нахождения в определенных неудобных

позах (стойках) для совершенствования баланса и равновесия, укрепления силы и выносливости анатомического каркаса тела и мышечно-связочного материала. Более сложным и продвинутым вариантом подобной работы являются изометрические приемы медленного принятия соответствующих поз.

Условно второй ступенью подготовки и воспитания единоборца является обучение сохранению баланса и равновесия в движении, иногда отягощенном экстремальными условиями его осуществления. В данном случае к вышеизложенным задачам добавляется еще совершенствование качеств быстроты и гибкости. Более продвинутым вариантом подобной работы выступает сохранение равновесия в движении с выполнением приемов ударной техники ног и рук.

Очередной ступенью подготовки и воспитания единоборца служит освоение локомоторного вида двигательной активности, при котором совершенствование основных ло-комоций или способов, форм активного перемещения в пространстве (ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, метания, прочее) существенно расширяет диапазон успешного применения общих и специальных двигательных навыков, формируя высокий уровень разнообразной ловкости и выносливости.

Указанный уровень необходим для освоения манипу-лятивного вида физической двигательной активности, совмещающего в себе способность как к механическим, так и к психологическим манипуляциям (явному и скрытому управлению предметами и людьми). На этой ступени двигательный анализатор значительно приближается к уровню двигательного интеллекта, то есть к развитой способности организации и управления движениями применительно к быстротечной, изменяющейся ситуации материального и ментального взаимодействия.

Еще большую всесторонность и завершенность эта способность приобретает при совершенствовании реактивной двигательной активности, иначе говоря, при развитии скорости и адекватности психофизической реакции на движущийся объект. Здесь мы имеем дело уже с развитым двигательным интеллектом, основанным на сформированном арсенале специальной моторики, полностью усовершенствованном опорно-двигательном аппарате и сбалансированной динамической системе. Таким образом, на данной ступени, помимо физических, существенно осваиваются психические виды активности на уровне работы идеального отражения (или сознания) и нейрофизиологической программы.

Вышеизложенная методика не противоречит традиционно принятому в спортивной науке выделению общей и специальной физической, технической, тактической, материально-технической и психологической подготовки, а выступает более общей основой, характерной не только для спорта, но и для неспортивных разновидностей физической культуры (воспитания).

Возрастная кинезиология (или онтокинезиология) выступает достаточно весомой научно-эмпирической базой, позволяющей исправлять периодически возникающие в спортивной педагогике перекосы, например, в плане понижения допустимого для начала спортивных занятий возраста, раннего отбора детей в спорт или ранней спортивной специализации [1-3]. Целесообразно отметить, что при всем многообразии эмпирически обоснованных онтокинезиологических выводов и рекомендаций, в контексте данной статьи наиболее важными выступают следующие:

- буквально по всем без исключения показателям развития организма и психики человека можно достоверно утверждать, что периодом благоприятствования для заня-

№7 • 2021 Июль | July http://www.teoriya.ru 93

(U □

. ¿± □

и T5

¡J Г.

cl

4—

. о

OJ

CL

' "О С га

О (U .с H

тий спортом, как высокотехнологичной соревновательной деятельностью, является возрастной диапазон от 7 до 25 (27) лет. В более раннем возрасте организм и психика еще не дают позитивного ответа на спортивные тренировочные и соревновательные нагрузки. В более позднем возрасте регулярные спортивные сверхнагрузки однозначно влекут за собой дисфункции и разрушение организма и психики;

- с 7 до 18 (19) лет у человека насчитывается до 39 четко разделяющихся по половому признаку сензитивных периодов, то есть периодов наиболее эффективного педагогического воздействия на уровень физического развития и на уровень физической подготовленности. Вне данных периодов педагогическое воздействие носит, в основном, экстенсивный, а не интенсивный характер. Первый сензитивный период у девочек наступает в 7 лет, у мальчиков - в 8 лет;

- всесторонность и сбалансированность в развитии организма определяется субмаксимальным и максимальным уровнем совершенствования всех основных физических качеств и способностей, опорно-двигательного аппарата, моторики, всех систем функционирования организма, то есть совершенно точно установленными материальными основаниями, имеющими различающуюся возрастную и половую характеристику [1, 2].

Вышеуказанные выводы и рекомендации, которые следует применять с учетом психофизиологических особенностей россиян и китайцев, показывают сугубо негативный характер многих современных нововведений и экспериментов в области сорта и спортивной науки [3, 4], одновременно формируя эпистемологический коридор или систему координат для научно корректных и эмпирически обоснованных педагогических решений, моделей и проектов. А с учетом объективного процесса спортизации физической культуры в России, Китае, других странах, степень актуальности вышеуказанных рекомендаций увеличивается на порядок.

Рассматривая концепцию «спортизации» в контексте создания российско-китайской интегративной профильной педагогической модели, следует отметить, что в современном виде она отражает фактическое состояние физической культуры (воспитания) несколько иначе, чем это предусматривают ее педагогическая [5] и историческая [7] версии. Причем как в России, так и в Китае. Во-первых, потому что социально-историческое превращение российских и, особенно, китайских систем единоборств и военно-физического воспитания в виды спорта в этих странах отличается от европейского аналога не только по историческому времени, но и по содержанию. Во-вторых, потому что фактически конверсия высоких спортивных технологий в физическую культуру не осуществляется по вполне объективным причинам, связанным с отсутствием необходимых для этого ресурсов в современных российских и китайских школах. Однако программы и учебные курсы по физической культуре (воспитанию) в разминочной и основной части занятий, в базовом и вариативном компоненте включают в себя группы упражнений и приемов, взятых из различных направлений и видов спорта (спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики, единоборств, лыжных гонок, плавания, прочее). Также школьная физическая культура органично вобрала в себя и метод соревнований, как известно, составляющий суть спортивной деятельности. А эволюция советско-российских школьных программ по физической культуре показывает не прекращающееся соперничество спортивной и военно-прикладной моделей [5].

В части единоборств, практикуемых на спортизирован-ных занятиях по физической культуре, восточные (например, китайские) элементы технико-тактической, физической и психологической подготовки настолько тесно переплелись

с советскими традициями подготовки борцов и боксеров, что сегодня их трудно отделить друг от друга. С другой стороны, такое инновационное теоретико-методическое единство позволяет осуществлять переход, перепрофилирование школьников-спортсменов и студентов-спортсменов из одного вида спортивных единоборств в другие.

Вывод. Российско-китайское учебно-образовательное интеграционное моделирование в области физической культуры (воспитания) не только возможно (в силу подобия социально-культурных подходов), но и фактически уже осуществляется. Надежной теоретико-эмпирической основой данного моделирования выступают российские научные концепции телесно-двигательной активности, онтокинезиоло-гии, спортизации. Применение данных концепций сопряжено с определенной коррекцией, связанной с национальными социально-культурными особенностями и современной ситуацией в России и КНР.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - М., 2000. - 275 с.

2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.

3. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2008. - 304 с.

4. Корягина Ю.В. Анализ современного состояния инноваций, полученных на основе результатов работы научных лабораторий зарубежных стран, для возможного использования в подготовке сборных команд России / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Методические рекомендации. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2016. - 122 с.

5. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева и другие // Теория и практика физической культуры и спорта. - М., 2017. - 200 с.

6. Передельский А.А. Онтокинезиологический подход как актуальное направление развития спортивной науки / А.А. Передельский, А.А. Шляхтов, О.З. Ипатьева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 9. - С. 3-5.

7. Передельский А.А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография / А.А. Передельский. - М.: СпортЮ, 2016. - 312 с.

References

1. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human Ontokinesiology]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2000. 275 p.

2. Balsevich V.K. Ocherki po vozrastnoy kineziologii cheloveka [Essays on developmental kinesiology in man]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2009, 220 p.

3. Guba V.P. Teoriya i praktika sportivnogo otbora i ranney orientatsii v vidyi sporta [Theory and practice of sports selection and early sports orientation]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2008. 304 p.

4. Koryagina Y.V., Nopin S.V. Analiz sovremennogo sostoyaniya innovatsiy, poluchennykh na osnove rezultatov raboty nauchnykh laboratoriy zarubezhnykh stran, dlya vozmozhnogo ispolzovaniya v podgotovke sbornykh komand Rossii [Analysis of current state of innovations, obtained on the basis of results of work of scientific laboratories in foreign countries for possible use in Russian national teams training]. Guidelines. Omsk: SibGUFK publ., 2016. 122 p.

5. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in physical education system: from scientific ideas to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017, 200 p.

6. PeredelskiyA.A.,ShlyakhtovA.A.,IpatyevaO.Z.Ontokineziologicheskiy podkhod kak aktualnoe napravlenie razvitiya sportivnoy nauki [Ontokinesiological approach as priority progress avenue for modern sport science]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 9. pp. 3-5.

7. Peredelsky A.A. Dvulikiy Yanus. Sport kak sotsialny fenomen: sushchnost i antologicheskie osnovaniya [Two-faced Janus. Sport as a social phenomenon: essence and anthological grounds]. Moscow: Sport publ., 2016, 312 p.

8. Leskova I.V., Peredelsky A.A. (2019). Prospects for expanding the number of Arabic-speaking Muslim students in Russian universities of physical culture and sports. Theory and practice of physical culture, 2019 (4), 46.

9. Leskova I.V., Dali M.R., Barieva N.Y., Maksimova E.V., Peredelsky A.A. Physical education and sports in arab countries: Social aspect. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2020 (8) 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.