Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ОНТОКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.К. БАЛЬСЕВИЧА'

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ОНТОКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.К. БАЛЬСЕВИЧА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
267
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ONTOKINESIOLOGY / INTEGRATIVE FIELD OF KNOWLEDGE / PHYSICAL ACTIVITY / SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION / ADAPTATION TO PHYSICAL LOADS / ОНТОКИНЕЗИОЛОГИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СПОРТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лубышева Л.И., Назаренко Л.Д.

Цель исследования - теоретико-методическое обоснование основных направлений повышения физической активности людей старшего и пожилого возраста на основе онтокинезиологического подхода. Методика и организация исследования. Опираясь на концептуальные положения В.К. Бальсевича о возрастном развитии двигательных функций, был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 24 женщины 55-59 лет, занимающихся в группе здоровья. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 человек. В КГ проводились групповые занятия по оздоровительной аэробике (пилатес, ритмическая гимнастика) два раза в неделю по 90 мин с низким уровнем интенсивности выполнения упражнений. Участники ЭГ занимались по разработанной методике с учетом принципов оздоровительной тренировки и различных форм занятий. Результаты исследования и выводы. В процессе педагогического эксперимента занимающимся ЭГ раскрывался и обосновывался физиологический механизм воздействия физических упражнений на их функциональное состояние, большое внимание уделялось психоэмоциональному состоянию занимающихся. В содержание занятий включались игровые и соревновательные моменты. Занимающимися ЭГ использовались формы и виды физической активности: I - утренняя гимнастика, II - самостоятельное ежедневное выполнение силовых физических упражнений, III - организованные занятия в группе здоровья. В соответствии с положениями теории процесса адаптации организма к мышечной нагрузке В.К. Бальсевича через каждые четыре недели упражнения постепенно усложнялись. В ходе исследования участники КГ как в начале, так и в конце педагогического эксперимента демонстрировали достоверно низкие результаты выполнения контрольных тестов, кроме теста на гибкость. Несмотря на это, общее самочувствие занимающихся КГ улучшилось, в то время как занимающиеся ЭГ освоили бег без учета времени на 2000 м; рациональное чередование быстрой ходьбы с бегом; сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине. Тренировочный эффект занятий проявился в улучшении функциональных показателей испытуемых. Полученные результаты свидетельствуют о больших перспективах использования научного наследия В.К. Бальсевича для улучшения и сохранения здоровья людей средствами физической культуры и спорта на всех этапах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лубышева Л.И., Назаренко Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.K. BAL'SEVICH'S ONTOKINESIOLOGICAL APPROACH TO PHYSICAL ACTIVITY OF SENIOR AND ELDERLY PEOPLE

Objective of the study was the theoretical and methodological substantiation of the main directions of increasing the physical activity of senior people through an ontokinesiological approach. Methods and structure of the study. Proceeding from V.K. Bal'sevich's conceptual provisions on the age-related development of motor functions, an educational experiment was conducted with the involvement of 24 women aged 55-59 years training in the health group. Two groups were formed: Experimental and Control, 12 people each. In the Control group classes of different kinds of aerobics with low-intensity loads (pilates, rhythmic gymnastics) were held twice a week for 90 minutes. The Experimental Group subjects were trained according to the methodology developed using the principles of health-improvement training and various forms of physical activity. Results of the study and conclusions. During the educational experiment, the Experimental Group trainees uncovered and substantiated the physiological mechanism of influence of physical exercises on their functional state, placing high emphasis on the psychoemotional state. The classes included game and competitive exercises. The Experimental Group trainees used the following forms and types of physical activity: I - morning exercises, II - independent day-to-day execution of strength exercises, III - organized classes in the health group. Under the provisions of V.K. Bal'sevich's theory of the bodily adaptation to muscular loads, the exercises became progressively more complicated every four weeks. During the study, the Control group subjects demonstrated significantly lower test results both at the beginning and at the end of the educational experiment, except for the flexibility test. However, the general well-being of the Control group trainees improved, while the Experimental group trainees mastered the following exercises: 2,000 m run without reference to time; rational alternation of power walk/ run; push-ups, sit-ups. The training effect of the classes was manifested in the improved functional indicators of the subjects. The results obtained indicate that the scientific heritage of V.K. Bal'sevich is of great application potential for improving and preserving people’s health through physical education and sports at all stages of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ОНТОКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.К. БАЛЬСЕВИЧА»

физическая Активность людей старшего и пожилого возраста в контексте онтокинезиологической концепции в.к. бальсевича

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 20.03.2020 г.

Информация для связи с автором: fizkult@teoriya.ru

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1 Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко2

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

2 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск

V.K. BAL'SEVICH'S ONTOKINESIOLOGICAL APPROACH TO PHYSICAL ACTIVITY OF SENIOR AND ELDERLY PEOPLE

Dr.Hab., Professor L.I. Lubysheva1 Dr.Hab., Professor L.D. Nazarenko2

1 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

2 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Аннотация

Цель исследования - теоретико-методическое обоснование основных направлений повышения физической активности людей старшего и пожилого возраста на основе онтокинезиологического подхода. Методика и организация исследования. Опираясь на концептуальные положения В.К. Бальсевича о возрастном развитии двигательных функций, был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 24 женщины 55-59 лет, занимающихся в группе здоровья. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 человек. В КГ проводились групповые занятия по оздоровительной аэробике (пила-тес, ритмическая гимнастика) два раза в неделю по 90 мин с низким уровнем интенсивности выполнения упражнений. Участники ЭГ занимались по разработанной методике с учетом принципов оздоровительной тренировки и различных форм занятий.

Результаты исследования и выводы. В процессе педагогического эксперимента занимающимся ЭГ раскрывался и обосновывался физиологический механизм воздействия физических упражнений на их функциональное состояние, большое внимание уделялось психоэмоциональному состоянию занимающихся. В содержание занятий включались игровые и соревновательные моменты. Занимающимися ЭГ использовались формы и виды физической активности: I - утренняя гимнастика, II - самостоятельное ежедневное выполнение силовых физических упражнений, III - организованные занятия в группе здоровья. В соответствии с положениями теории процесса адаптации организма к мышечной нагрузке В.К. Бальсевича через каждые четыре недели упражнения постепенно усложнялись. В ходе исследования участники КГ как в начале, так и в конце педагогического эксперимента демонстрировали достоверно низкие результаты выполнения контрольных тестов, кроме теста на гибкость. Несмотря на это, общее самочувствие занимающихся КГ улучшилось, в то время как занимающиеся ЭГ освоили бег без учета времени на 2000 м; рациональное чередование быстрой ходьбы с бегом; сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине. Тренировочный эффект занятий проявился в улучшении функциональных показателей испытуемых. Полученные результаты свидетельствуют о больших перспективах использования научного наследия В.К. Бальсевича для улучшения и сохранения здоровья людей средствами физической культуры и спорта на всех этапах онтогенеза.

Ключевые слова: онтокинезиология, интегративная область знаний, физическая активность, спортизация физической культуры, адаптация к физическим нагрузкам.

Annotation

Objective of the study was the theoretical and methodological substantiation of the main directions of increasing the physical activity of senior people through an ontokinesiological approach.

Methods and structure of the study. Proceeding from V.K. Bal'sevich's conceptual provisions on the age-related development of motor functions, an educational experiment was conducted with the involvement of 24 women aged 55-59 years training in the health group. Two groups were formed: Experimental and Control, 12 people each. In the Control group classes of different kinds of aerobics with low-intensity loads (pilates, rhythmic gymnastics) were held twice a week for 90 minutes. The Experimental Group subjects were trained according to the methodology developed using the principles of health-improvement training and various forms of physical activity.

Results of the study and conclusions. During the educational experiment, the Experimental Group trainees uncovered and substantiated the physiological mechanism of influence of physical exercises on their functional state, placing high emphasis on the psychoemotional state. The classes included game and competitive exercises. The Experimental Group trainees used the following forms and types of physical activity: I - morning exercises, II - independent day-to-day execution of strength exercises, III - organized classes in the health group. Under the provisions of V.K. Bal'sevich's theory of the bodily adaptation to muscular loads, the exercises became progressively more complicated every four weeks. During the study, the Control group subjects demonstrated significantly lower test results both at the beginning and at the end of the educational experiment, except for the flexibility test. However, the general well-being of the Control group trainees improved, while the Experimental group trainees mastered the following exercises: 2,000 m run without reference to time; rational alternation of power walk/ run; push-ups, sit-ups. The training effect of the classes was manifested in the improved functional indicators of the subjects. The results obtained indicate that the scientific heritage of V.K. Bal'sevich is of great application potential for improving and preserving people's health through physical education and sports at all stages of ontogenesis.

Keywords: ontokinesiology, integrative field of knowledge, physical activity, sportization of physical education, adaptation to physical loads.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. В современных реалиях XXI в. в условиях высокого динамизма и неопределенности вызовов информационной культуры, опасности экологических катастроф, пандемий и социальных шоков, когда на передний план выходит значимость «сохранения человека как биосоциальной структуры» (В. С. Степин), а важны не только социальные и профессиональные компетенции, но и способность человека сохранять оптимальный и безопасный для жизни баланс с окружающей средой, физическая активность приобретает особую значимость как психофизический и социокультурный потенциал личности.

Сегодня мы в очередной раз, в преддверие дня рождения Вадима Константиновича, с чувством глубокой признательности говорим о его вкладе в развитие онтокинезиологии человека.

Онтокинезиологическая сущность физической активности обусловлена методологической значимостью научного знания в сфере физической культуры и спорта, основанного на закономерностях возрастного изменения кинезиоло-гического потенциала и позволяющего разработать новые способы управления функциональным состоянием организма на всех этапах его развития [6]. Плодотворные идеи В. К. Бальсевича об эффективном управлении процессом реализации кинезиологического потенциала и физической активности на основе использования положений теории адаптации организма к тренировочным нагрузкам и концепции спортизации физической культуры позволяет увеличить продолжительность времени творческой, интеллектуальной и двигательной работоспособности [1].

По мере наступления естественных возрастных изменений люди ограничивают свою физическую активность, постепенно отказываются от бега, прыжков, поднятия тяжестей. Однако без тренировочной нагрузки мышцы ослабевают, происходит снижение показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости и других качественных сторон двигательной деятельности, что приводит к ухудшению состояния здоровья.

В. К. Бальсевич подчеркивает, что физическая активность отражает специфику индивидуальной деятельности, а также социально-мотивированные изменения в понимании личностно-значимого смысла использования физических упражнений с целью самосовершенствования. Это позволяет рассматривать физическую активность как социально-биологический феномен.

Развивая идеи Н. А. Бернштейна о необходимости исследования реакции организма, закономерностей взаимосвязи между характером воздействия внешней физической нагрузки, В. К. Бальсевич рассматривает положения теории адаптации организма к тренировочным заданиям как основополагающее условие организации рациональной двигательной активности и подчеркивает, что адаптационные перестройки в деятельности физиологических органов и систем под воздействием целенаправленных физических упражнений являются главным механизмом достижения тренировочного эффекта, который обусловливает существенные функциональные и морфологические изменения на клеточном уровне [1, 2].

Цель исследования - теоретико-методическое обоснование основных направлений повышения физической активности людей старшего и пожилого возраста на основе онто-кинезиологического подхода.

Методика и организация исследования. В соответствии с учением В. К. Бальсевича для каждого возрастного этапа развития человека должна быть разработана специфическая методика использования физических упражнений, основанная на закономерностях возрастного изменения фи-

зической активности, психофизического состояния, эмоционального восприятия окружающей действительности и особенностях адаптационных процессов [1, 3].

Опираясь на концептуальные положения В. К. Бальсевича о возрастном развитии двигательных функций был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 24 женщины 55-59 лет, занимающихся в группе здоровья. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 человек.

В КГ проводились групповые занятия по оздоровительной аэробике (пилатес, ритмическая гимнастика) два раза в неделю по 90 мин с низким уровнем интенсивности выполнения упражнений. Участники ЭГ занимались по разработанной методике с использованием разнообразных упражнений в тренировочном режиме и разных форм занятий.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность системы тренировочных занятий для людей старшего и пожилого возраста в значительной мере обусловлена освоением системы специальных научных знаний о поддержании физической формы на разных этапах онтогенеза. В ходе педагогического эксперимента занимающимся ЭГ с целью повышения мотивации раскрывался физиологический механизм воздействия физических упражнений на функциональное состояние; значимость физической активности и тренировочного эффекта для протекания обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, сохранения здоровья умственной и двигательной работоспособности в старшем и пожилом возрасте.

При проведении занятий в ЭГ большое внимание уделялось психоэмоциональному состоянию занимающихся. Основной функцией эмоциональной сферы является реализация механизма управления действиями путем использования обратной связи. Поэтому в ЭГ применялись различные способы взаимодействия занимающихся, например положить руки на плечи другу при выполнении упражнений. Стоя лицом в круг, взяться за руки при маховых движениях вперед и назад и т. д. Это способствует улучшению настроения, повышению работоспособности.

В содержание занятий включались игровые и соревновательные моменты, например: на самую красивую осанку при выполнении общеразвивающих упражнений; на лучшее приседание с сохранением статической, динамической осанки и др. [4, 5].

Участниками ЭГ использовались следующие формы и виды физической активности:

I - утренняя гимнастика, включающая упражнения на дыхание и осанку с использованием подсобных средств: стул, гантели, эспандер.

II - самостоятельное ежедневное выполнение силовых физических упражнений с достижением тренировочного эффекта: вис на перекладине, каждую неделю увеличивая продолжительность; из положения лежа на спине поднимание прямых ног. За неделю научиться поднимать ноги до прямого угла; к концу 1-й недели принимать положение - сед углом; из упора лежа на полу, преодолевая сопротивление рук, лечь на живот (к началу второй недели научиться это делать мягко без падения на живот); через две недели попытаться из положения лежа на животе силой выпрямить руки, сохраняя прямое положение тела, и т. д.

III - организованные занятия в группе здоровья проводились 2 раза в неделю по 90 мин с учетом принципов оздоровительной тренировки. Содержание занятий в течение первых четырех недель: ходьба в среднем темпе не менее 50 мин; ускоренная ходьба с акцентированной постановкой ступни; ходьба в среднем темпе; ускоренная ходьба с акцентированной постановкой ног; ходьба скрестным шагом впра-

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

во, затем влево; ходьба в полуприседе; упражнения на осанку с различными положениями рук и поворотами туловища влево и вправо; медленная ходьба в сочетании с упражнениями на дыхание.

В соответствии с положениями теории процесса адаптации организма к мышечной нагрузке В. К. Бальсевича через каждые четыре недели тренировочная нагрузка увеличивалась, а упражнения постепенно усложнялись:

- после ходьбы в среднем темпе выполнялось несколько беговых шагов с последующим переходом на ускоренную ходьбу, затем на шаг в среднем темпе;

- полуприседания постепенно заменялись на приседания с увеличением амплитуды приседания каждую неделю;

- сгибание и разгибание рук с опорой на сидение стула, начиная с небольшой дозировки, прибавляя каждую неделю на несколько движений;

- увеличение количества круговых движений рук, согнутых в локтевом суставе, с касанием пальцами плеча и т. д.

В последующие четыре недели не только увеличивалось количество беговых шагов, но и добавлялось новое задание: прыжок с одной ноги на другую (с левой на правую и с правой на левую), начиная по одному прыжку, постепенно добавляя по несколько прыжков каждую неделю. Постоянно в течение тренировочного занятия измерялись показатели ЧСС. До начала и после занятия измерялись показатели артериального давления.

Перед началом и в конце педагогического эксперимента участники выполняли следующие тесты: бег на 2000 м без учета времени; сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (кол-во раз), поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз); наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см), а также измерялись функциональные показатели.

Как показало исследование, участники КГ как в начале, так и в конце педагогического эксперимента демонстрировали достоверно низкие результаты выполнения контрольных тестов, кроме теста на гибкость. Несмотря на это, общее самочувствие занимающихся КГ улучшилось, в то время как занимающиеся ЭГ освоили бег без учета времени на 2000 м; рациональное чередование быстрой ходьбы с бегом; сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине.

В ходе адаптации организма к мышечной нагрузке в течение двух месяцев с момента начала занятий участники ЭГ самостоятельно ежедневно выполняли утреннюю гимнастику в домашних условиях, а также другие упражнения, рекомендованные преподавателем. Кроме того, у них повысилась мотивация к тренировочной работе. В ЭГ не было пропусков занятий без уважительной причины. В результате трениро-

вочных занятий улучшились физическая подготовленность и функциональные показатели занимающихся.

Вывод. Особенностью разработанной методики является использование естественных локомоций с акцентированным выполнением каждого движения в тренировочном режиме, а также применение психоэмоционального компонента, выполняющего наряду с интеллектом и волевым потенциалом регулирующую функцию в двигательной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о больших перспективах использования научного наследия В. К. Бальсевича для улучшения и сохранения здоровья людей средствами физической культуры и спорта на основе закономерностей развития двигательной функции человека на всех этапах онтогенеза.

Физическая активность человека жизненно важна, как и ее оптимальные режимы. Мы все почувствовали это опытным путем в ситуации самоизоляции, связанной с пандемией ко-ронавируса.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология / В.К Бальсевич. - М.: Изд-во: «Теория и практика физической культуры», 2000.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина. - 1966. - 166 с.

3. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное / Л.С. Выготский. Собр. соч. Т. 1. - М.: Наука, 1982. - 324 с.

4. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: от методологии спортиза-ции - к инновационным социокультурным проектам / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 1. - С. 2-4.

5. Назаренко Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д. Назаренко, Е.А. Ани-симова. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2015. - 80 с.

6. Передельский А.А. Онтокинезиологический подход как актуальное направление развития спортивной науки / А.А. Передель-ский, А.А. Шляхтов, О.З. Ипатьева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 9. - С. 3-5.

References

1. Bal'sevich V.K. Ontokineziologiya [Ontokinesiology]. M.: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2000.

2. Bernshteyn N.A. Ocherki po fiziologii dvizheniy i fiziologii aktivnosti [Essays on movement and activity physiology]. M.: Meditsina publ.. 1966. 166 p.

3. Vygotskiy L.S. Psihika, soznanie, bessoznatelnoe [Mind, consciousness, unconscious]. Col. Works. V. 1. M.: Nauka publ., 1982. 324 p.

4. Lubysheva L.I. Sport i sotsializatsiya: ot metodologii sportizatsii - k innovatsionnym sotsiokulturnym proektam [Sport and socialization: from sport-centered methods to innovative socio-cultural projects]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2017, no. 1, pp. 2-4.

5. Nazarenko L.D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Education in sports]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2015. 80 p.

6. Peredelskiy A.A., Shlyakhtov A.A., Ipatyeva O.Z. Ontokineziologiches-kiy podkhod kak aktualnoe napravlenie razvitiya sportivnoy nauki [Ontokinesiological approach as priority progress avenue for modern sport science]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 9. pp. 3-5.

новые книги

АНДРИЯН0ВА Е.Ю. СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / Е.Ю. АНДРИЯНОВА. -2-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. - М.: ИЗД-ВО ЮРАйТ, 2020. - 325 С. - (ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ). -

ISBN 978-5-534-12603

В учебном пособии изложены основы общей и частной патологии, врачебно-педагогического контроля, методы исследования физического развития и работоспособности спортсменов, дается описание допинг-контроля и фармакологических средств, применяемых в спорте, подробно рассматриваются заболевания и травмы, наиболее часто встречающиеся при занятиях физической культурой и спортом, принципы их профилактики, правила оказания первой медицинской помощи, в том числе и при развитии острых патологических состояний.

.0 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.