УДК 796.894.2 DOI 10.14526/00_1111_18
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ МУЖЧИН ВТОРОГО ЗРЕЛОГО
ВОЗРАСТА (40-49 ЛЕТ)
Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор В. М. Вавилов - старший преподаватель «Ульяновского государственного педагогического университета
имени И.Н. Ульянова», г.Ульяновск
PHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF THE MEANS OF ATHLETIC GYMNASTICS INFLUENCE ON THE MEN OF THE SECOND
ADULTHOOD (40-49 AGE)
L.D. Nazarenko -, doctor of pedagogics, professor V.M. Vavilov - senior teacher Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
e-mail: elena [email protected]
Ключевые слова: показатели здоровья, функциональное состояние, физическая подготовленность, методика, аэробный компонент, анаэробный компонент.
Аннотация Возраст мужчин 40-49 лет характеризуется закономерным снижением показателей здоровья, двигательной активности, физической подготовленности при одновременном накоплении профессиональных знаний, жизненного и производственного опыта, интеллектуальной зрелости, что делает их наиболее ценными специалистам. Данные возрастные изменения обусловлены уменьшением мышечной нагрузки, что оказывает отрицательное воздействие на функциональнее состояние и уровень развития двигательно-координационных качеств. В то же время большинство мужчин второго зрелого возраста заинтересованы в сохранении фенотипического статуса, значительно повышающего их востребованность в конкретной сфере производственной деятельности. Это актуализирует проблему улучшения здоровья, повышения показателей физической подготовленности, функционального состояния, разностороннего гармоничного развития.
Методы: анализ научной литературы, педагогический эксперимент, тестирование; инструментальные методы.
Материалы. Уровень физической подготовленности и функционального состояния мужчин 2-го зрелого возраста оценивался с помощью системы специальных тестов, а также инструментальных методик. Серии контрольных упражнений подбирались в соответствии с целью и задачами научной работы, возрастом занимающихся, уровня их физической подготовленности, возрастными и другими фенотипическими особенностями.
Результаты: Атлетическая гимнастика является широко распространенным видом занятий мужчин второго зрелого возраста, однако, традиционный подход к
- 136 -
использованию средств данного вида двигательной деятельности предусматривает их преимущественное использование в анаэробном режиме двигательной деятельности, что не способствует улучшению показателей функционального состояния. Автором разработана методика, на основе оптимального сочетания аэробного и анаэробного компонентов с целью повышения уровня тренированности организма. Включение в содержание занятий циклических упражнений (бег на отрезки 30м, 60м, дистанции 100 м и 1000 м) создает благоприятные условия для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной и других физиологических систем, улучшения обменных процессов и т.д., что способствует улучшению показателей здоровья, повышению уровня физической подготовленности.
Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность и перспективность данного подхода к организации занятий атлетической гимнастикой, что нашло свое конкретное подтверждение в результатах исследования.
Keywords: health indices, functional state, physical fitness, methodology, aerobic component, anaerobic component.
Annotation. Men in the 40-49 age are characterized by a decrease of health indices, motion activity, physical fitness, with the accumulation of professional knowledge, life and productive experience, intellectual maturity which makes them the most valuable specialists. These age-related changes are conditioned by muscular load reduction, which has a negative impact on a functional state and the level of motor-coordinating qualities development. At the same time most men of the second adulthood are interested in maintaining the phenotypic status, which significantly increases their state of being relevant in a particular area of productive activity. It actualizes the problem of health improvement, physical fitness indices and functional status improvement, the problem of a versatile harmonious development.
Research methods: scientific literature analysis, pedagogical experiment, testing, instrumental methods.
Materials. The level of physical fitness and functional state of the men of the 2nd adulthood was estimated with the help of special tests system, and the instrumental techniques. The series of control exercises were selected in accordance with the purpose and objectives of the scientific work, the age of the people who train, their level of physical fitness, age and other phenotypic characteristics.
Research results: Athletic gymnastics is a widespread kind of activity among the male of the second adulthood, however, the traditional approach to the use of means of this type of motor activity provides their preferential use in the anaerobic mode of motor activity and it does not improve functional state indices. The author developed a methodology based on an optimal combination of aerobic and anaerobic components in order to improve the fitness level of an organism. Inclusion of cyclic exercises into the content of the lessons (30 meters running, 60 meters running, 100 and 1000 meters running) creates favorable conditions for a cardiovascular, respiratory and other physiological systems strengthening, metabolic processes improvement and etc., and it leads to health indices improvement, the level of physical fitness increase.
Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness and prospectivity of this approach to the lessons of athletic gymnastics organization, which found its concrete evidence in the results of a research.
В современных условиях жизни при отсутствии значительных мышечных напряжений существенно возрастает роль физических упражнений, что необходимо для решения задач укрепления здоровья и гармоничного развития. Отсутствие оптимальной для каждого индивида двигательной нагрузки обусловливает снижение потенциальных возможностей вегетативных функций и ухудшение резистентности организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Организация физической подготовки, обеспечивающей постепенное увеличение мышечной нагрузки, создает благоприятные условия для повышения устойчивости к негативным воздействиям внешних и внутренних факторов.
Систематические занятия физическими упражнениями позволяют решать комплекс оздоровительных задач, в числе которых, укрепление мышечного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и других физиологических систем, повышение показателей качественных сторон двигательной деятельности (мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, точности и др.). Целенаправленная мышечная нагрузка способствует регуляции деятельности центральной нервной системы, обеспечению оптимальной работоспособности. В течение рабочего дня выполнение различных комплексов специальных физических упражнений обеспечивает переключение деятельности различных нервных центров, что создает условия для снятия утомления и повышения интеллектуальной и двигательной активности [5,6]. При малоподвижной или неподвижной позе регулируемая мышечная нагрузка позволяет устранять застойные явления, повышает количество гемоглобина в крови, укрепляет иммунитет, улучшает физическое состояние.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости аэробного компонента двигательной нагрузки для укрепления здоровья и обеспечения оптимальной работоспособности мужчин 40-49 лет.
Задачи:
1. Раскрыть физиологический механизм воздействия средств атлетической гимнастики на функциональное состояние организма.
2. Обосновать необходимость применения аэробной и анаэробной мышечной нагрузки для повышения эффективности занятий атлетической гимнастикой.
3. Разработать методику использования средств атлетической гимнастики на основе сочетания аэробной и анаэробной мышечной нагрузки и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.
Физиологический механизм воздействия физических упражнений заключается в том, что в результате усиления мышечной активности увеличивается импульсация из двигательного, висцерального, вестибулярного и других сенсорных систем; повышается возбудимость центральной нервной системы, активизируется деятельность желез внутренней секреции, что обеспечивает повышение и сохранение оптимальной работоспособности.
По раскрытому И.М. Сеченовым [7] физиологическому механизму активного отдыха, в результате межцентральных взаимоотношений после мышечной работы происходит более быстрое восстановление функций организма, замедляются процессы утомления. Положительное влияние средств атлетической гимнастики обеспечивается условно-рефлекторным характером программирования работы мышц и вегетативных органов. Начальные этапы оздоровительных занятий связаны с иррадиацией нервных процессов, генерализацией ответных реакций и вовлечением в деятельность большого количества двигательных единиц. Это создает условия для прироста показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, равновесия и других двигательно-координационных качеств. На этапе становления двигательного навыка, как правило, происходит улучшение одновременно всех качественных сторон двигательной деятельности.
При рациональном использовании средств атлетической гимнастики нервная система, обладающая определенной пластичностью, формирует условно рефлекторные связи, обусловливающие улучшение показателей физических качеств.
Чрезмерное увлечение развитием одной из качественных сторон двигательной деятельности, например, мышечной силы, приводит к снижению уровня других, в частности, быстроты, выносливости и т.д. Применение средств атлетической гимнастики оказывает положительное воздействие на неупражнявшиеся, симметрично расположенные группы мышц и вегетативных функций [5]. В механизме положительного переноса на симметричные группы мышц и органов проявляется генерализация условно рефлекторных связей, благодаря тесному взаимодействию симметричных центров коры больших
полушарий и других отделов головного мозга. Положительный перенос обусловлен сложной интеграцией морфологических, биохимических и физиологических изменений.
Оптимальное соотношение средств атлетической гимнастики, благодаря пластичности центральной нервной системы способствует формированию условных рефлексов, связанных с одновременным развитием различных двигательно-координационных качеств, без их отрицательного влияния друг на друга. Явление положительного «переноса» навыков необходимо учитывать при проведении тренировочных занятий по атлетической гимнастике на основе реализации принципов обучения и спортивной тренировки.
По мере адаптации организма к тренировочной нагрузке усиливается потребность в двигательной активности при удовлетворении которой возникает ощущение «мышечной радости» - важного компонента, стимулирующего стремление к систематическому выполнению физических упражнений с целью улучшения и поддержания показателей здоровья, разностороннего, гармоничного развития.
Индивидуальная программа физической подготовленности с учетом вида и характера профессиональной деятельности, функционального состояния, возраста и других фенотипических особенностей, разрабатывается на основе физиологического механизма воздействия мышечной нагрузки. Содержание программы составляют средства атлетической гимнастики: упражнения для развития мышечной силы на тренажерах различной направленности с произвольными весами, (в пределах 50-90% от повторного максимума), кардиотренажеры с нагрузкой 50-90% в зависимости от индивидуальных показателей частоты сердечных сокращений; велотренажера в течение 6-12 минут, эллиптического тренажера с продолжительностью его использования - 20-40 мин.
Педагогический эксперимент с целью проверки эффективности данной программы был проведен на базе спортивно-оздоровительного комплекса с участием мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет) в количестве 44 человек. Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 20 человек и экспериментальная (ЭГ) - 24занимающихся. Перед началом педагогического эксперимента определялся комплексный показатель уровня здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, 2002, а также уровень физической подготовленности с использованием следующих тестов: бег на 30м (с), 60м (с), 100м (с), 1000м (с), прыжок в длину с места (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз), поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 с); наклон вперед из положения стоя (см); вис углом на перекладине (сек).
Анализ показателей здоровья и физической подготовленности не выявил существенных различий у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике с использованием разнообразных средств атлетической гимнастики и тренажеров различной направленности, где ведущее место занимала нагрузка анаэробного характера. В ЭГ применялась разработанная нами методика поддержания показателей здоровья и оптимального уровня физической подготовленности для данной возрастной группы на основе оптимального сочетания мышечной нагрузки аэробного и анаэробного характера.
Бег в системе оздоровительных мероприятий мужчин 40-49лет является универсальным средством укрепления здоровья, улучшения деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других физиологических систем. [3, 6]. Оздоровительный бег укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений обменных процессов. Положительное воздействие беговых упражнений достигается при частоте сердечных сокращений 120-140 уд/мин.
Во время бега сокращение мышц чередуется с расслаблением; в нервных центрах происходит смена процессов возбуждения и торможения, благодаря чему обеспечивается длительная работа нервно-мышечного аппарата. При использовании статических усилий
учитывалось их влияние на характер кровообращения, так как сильно напряженные мышцы сдавливают кровеносные сосуды, что обусловливает развитие гипоксемии [1, 3, 5].
Силовая нагрузка статического характера использовалась с учетом морфо-функционального состояния организма и индивидуальных особенностей, имела щадящий режим. Занимающимся предлагались упражнения с гантелями разного веса, дозировка и темпо-ритмовые параметры определялись на основе личностно ориентированного подхода. Постепенное увеличение силовой нагрузки обеспечивалось применение гирь с гибким регулированием величины их тяжести; грифа штанги, величина мышечного сокращения регулировалась изменением исходного положения (стоя, лежа на полу, на гимнастической скамейке, сидя ноги врозь), амплитудой движений (поднимание грифа прямыми руками, чередованием прямых и согнутых рук и т.д.), скоростью двигательных действий; сочетанием силовых упражнений с наклонами, поворотами, приседанием, взмахами ног и другими.
Применение штанги различного веса, с постепенным его увеличением по мере адаптации организма к мышечной нагрузке с учетом большой вариативности двигательных заданий при самоконтроле функционального состояния, педагогическом контроле и педагогическом (один раз в неделю) медицинском контроле. В содержание заключительной части занятия включались упражнения на гибкость, способствующие увеличению амплитуды движений, свободы и легкости их выполнения, на развитие ловкости и других двигательно-координационных качеств. Пульсовые режимы мышечной нагрузки для занимающихся ЭГ определялись по номограмме Л.Л. Иващенко, 2008.
В структуре тренировочного занятия большое внимание отводилось беговым упражнениям: ускорениям на 30 и 60 м, бегу на дистанции 100 м и 1000 м на свежем воздухе; использовался также кроссовый бег, бег с различными препятствиями; зимой -ходьба и бег на лыжах. Продолжительность аэробной нагрузки определялась с учетом индивидуальных особенностей занимающихся [2, 4].
Применение средств атлетической гимнастики в условиях спортивного зала детерминирует однотипность мышечной нагрузки, что снижает ее эффективность и ухудшает психо-эмоциональное состояние занимающихся. Это обусловливает необходимость учета таких факторов, как управление мотивационной сферой и повышение значимости эмоционально-эстетического компонента. Выявление ведущих мотивов двигательной деятельности способствовало постановке реально достижимых целей, привлекательных для участников педагогического эксперимента. Повышение эмоциональности тренировочных занятий и использование эстетического воздействия обеспечивалось применением специальных педагогических приемов (игровых и соревновательных моментов, выполнением физических упражнений на природе, проведением анализа динамики показателей физической подготовленности и функционального состояния; улучшения фенотипического статуса и др.). После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики функциональных показателей и физической подготовленности.
Анализ итогов педагогического эксперимента показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако, если в КГ при исходных данных в беге на 30 м -5,8±0,46 с, к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 5,6 с (3,45%), то в ЭГ, соответственно, при исходных данных 6,0±0,54 с к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 5,5±0,46 с (8,34%) (табл. 1.) Анализ результатов физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ показал, что по беговым видам контрольных упражнений выявлена устойчивая тенденция улучшения результатов бега на отрезки 30 м и 60 м, а также на дистанции 100 м, что объясняется отсутствием специальной направленности тренировочного процесса на усвоение техники беговых шагов и улучшение результатов в беге на короткие отрезки. На дистанции 1000 м в КГ при исходных показателях 4,35±0,42мин к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 3,22% (р>0,05); в ЭГ,
соответственно, при исходных результатах 4,50±0,38 мин прирост результатов составил 10,0% (р<0,05). Существенное улучшение показателей в беге на 1000 м, характеризующем уровень развития общей выносливости, объясняется использованием аэробного компонента в тренировочном процессе занимающихся ЭГ. Как видно из таблицы 1 значительное улучшение показателей физической подготовленности ЭГ произошло и в тестах, характеризующих силовую направленность тренировочной нагрузки
Таблица 1
Показатели физической подготовленности
/п п Показатели физической подготовленности Динамика результатов в ходе педагогического эксперимента
Исх одные дан ные После III этапа педагог. экспер. П рирост в %
Бег 30 м (с) Г 5,8± 0,46 6,0± 0,54 5,6±0,3 9 5,5±0,4 6 3, 45 8, 34
Г
Бег 60 м (с) Г 8,4± 0,66 8,27 ±0,61 8,2±0,4 0 8,0±0,5 2 2, 39 3, 27
Г
Бег 100 м (с) Г 14,8 ±1,11 14,5 ±1,23 14,5±1, 20 14,1±1, 20 2, 03 5, 37
Г
Бег 1000 м (м) Г 4,35 ±0,42 4,50 ±0,38 4,21±0, 36 4,05±0, 25 3, 22 1 0,0*
Г
Прыжок в длину с места (см) Г 20,7 1±15,3 20,4 1±13,6 210,1± 18.3 217,3± 15.4 1, 43 6, 0
Г
Сгибание и разгибание в упоре 31,2 33,14± 5,
лежа (кол-во раз) Г 5±2,0 30,0 7±2,5 21 35,79± 2,8 75 1 6,21*
Г
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) Г 17,3 ±7,1 16,7 ±1,5 18,6±1, 5 21,6±1, 7 6, 99 2 2,99*
Г
8 Вис углом на перекладине (с) Г 29,4 ±1,85 28,7 ±1,54 31,6±2, 1 34,6±2, 5 6, 97 1 7,06*
Г
9 Наклон вперед из положения стоя* (см) Г 4,60 ±0,30 4,52 ±0,28 4,92±0, 35 5,48±0, 44 6, 51 1 7,52*
Г
Примечание: в числителе - показатели контрольной группы, в знаменателе -показатели экспериментальной группы; * - достоверность результатов при уровне значимости р <0,05.
Анализ показателей функционального состояния организма также свидетельствует об их значительном улучшении у занимающихся ЭГ. Так, в КГ при исходных данных ЖЕЛ - 40,68±4,50 мл/кг к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 41,34±4,5 мл/кг (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 39,65±5,81 мл/кг результаты составили 43,93±5,30 мл/кг (р<0,05). Показатели ЖЕЛ, характеризующие уровень функционирования кардиореспираторной системы, связаны с развитием общей и специальной выносливости. Более высокий прирост показатели ЖЕЛ в ЭГ обусловлен применением беговых упражнений (на 1000 м, на короткие дистанции, кросс, бег по пересеченной местности).
Некоторые функции организма: частота сердечных сокращений, систолический объем крови; величина систолического и диастолического давления и др., используемые при оценке состояния тренированности, являются наиболее информативными при их применении во время тренировочного занятия. Так, в КГ при исходных показателях ЧССхАД-сист. (%) 99,40±4,46, к окончанию педагогического эксперимента данные составили 96,80±3,57; в ЭГ, соответственно при исходных результатах 100,8±2,48, к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 94,40±4,46. Это объясняется более рациональным подбором физических упражнений; постепенным увеличением веса применяемых снарядов; оптимальной длительностью отдыха, чередованием мышечного напряжения и расслабления. Выявленная тенденция улучшения функциональных показателей в КГ и ЭГ сохраняется и по другим показателям.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что методика занятий по атлетической гимнастике мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет) должна предусматривать использование аэробного и анаэробного компонентов физической нагрузки с учетом физиологического воздействия ее на организм. На каждом занятии необходимо применять беговые упражнения в сочетании с силовыми, игровыми,
дыхательными и др., соотношение которых определяется показателями здоровья занимающихся, уровнем физической подготовленности, мотивацией, целью и задачами тренировочных занятий, степенью профессионализма педагога и другими факторами.
Литература
1. Апанасенко, Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г.Л. Апанасенко // Валеология. - 2002. -№3. - С. 27-31.
2. Астранд, П.О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П.О. Астранд, И.В., Муравов // Валеология. - 2004. - 2. - С. 64-70.
3. Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие: В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. - М.,1999. - 664 с.
4. Голованов, С.А. Комплексная коррекция здоровья мужчин с ожирением в условиях аэробных физических нагрузок // Теория и практика физической культуры .- №3. - 2014. - С. 57-61.
5. Назаренко Л.Д. Физиология физического воспитания и спорта. - Ульяновск, 2000. - 144 с.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. - 240с.
7. Сеченов, И.М. Избранные произведения Т.1. Физиология и психология / И.М. Сеченов. - М.: Изд-во АН СССР. - 1952. - С. 7-127; С. 510-518.
Bibliography
1. Apanasenko, G.L. Diagnosis of individual health / G.L. Apanasenko // Valeology. - 2002. - № 3. - Pp.
27-31.
2. Astrand, P.O. Health effects of exercise / P.O. Astrand // Valeology. - 2004. - 2. - P.64 -70.
3. Belov, V.I. Valueology: health, youth, beauty, longevity / V.I. Belov. - Moscow, 1999. - 664 р.
4. Golovanov, S.A. Complex correction health of obese men under aerobic exercise. - Theory and Practice of Physical Culture. - №3. - 2014. - P. 57-61.
5. Nazarenko, L.D. Physiology of Sport and Physical Education . - Ulyanovsk, 2000. - 144.
6. Nazarenko, L.D. Health basics of exercise. - M.: Publishing house VLADOS PRESS, 2003. - 240 р.
7. Sechenov, I.M. Selected Works Vol.1 . Physiology and psychology / I.M. Section. - Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. - 1952. - P. 7-127; p. 510-518.
Статья поступила в редакцию: 30.05.2014 г.