ИННОВАЦИОННЫМ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОГО РАЗДЕЛА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЕДИНОБОРСТВ
УДК/UDC 796.011.1
Поступила в редакцию 22.09.2022 г.
Информация для связи с автором: alexperedelskiya@mail.ru
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Передельский1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Ахапкин1 А.Н. Малинин1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Сорокин1
1Российский государственный аграрный университет (МСХА) им. К.А. Тимирязева
INNOVATIVE APPROACH TO IMPROVEMENT OF THE PROFESSIONAL
AND APPLIED SECTION OF PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITY USING MEANS
OF SINGLE COMBATS
Dr. Hab., Professor A.A. Peredelskiy1
PhD, Associate Professor E.V. Markin1 PhD, Associate Professor V.N. Akhapkin1 A.N. Malinin1
1Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - научно-теоретическое обоснование профессионально-прикладного раздела физической культуры в вузе, основанного на спортивных единоборствах.
Методика и организация исследования. В рамках научного эксперимента учебная программа была дополнена профессионально-прикладным разделом, направленным на формирование прикладных знаний, освоение умений и навыков практической направленности, а также воспитание ведущих психофизических, социальных и личностных качеств будущих специалистов. Эффективным средством вузовской профессионально-прикладной физической культуры выступают различные виды единоборств. В ходе исследования проведен опрос и эксперимент, в котором приняли участие студенты Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева, разделенные на контрольную и экспериментальную группы по 20 человек в каждой. Контрольная группа занималась традиционной учебной программой по физической культуре, экспериментальная группа - по инновационной программе с включением раздела прикладной направленности, связанной с единоборствами. Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, инновационная учебная программа, направленная на использование технологий спортивных единоборств, основанных на духовных исторических практиках, переносе элементов двигательных действий единоборцев в физическую готовность будущих специалистов, позволяет эффективно формировать прикладные знания, умения и навыки, воспитывать психофизические, социальные и личностные качества.
Ключевые слова: инновационные подходы, физическая культура, профессионально-прикладной раздел, вузы.
Abstract
Objective of the study is the scientific and theoretical substantiation of the professionally applied section of physical culture at the university, based on martial arts.
Methods and structure of the study. Within the framework of the scientific experiment, the curriculum was supplemented with a professional-applied section aimed at the formation of applied knowledge, the development of skills and abilities of a practical orientation, as well as the education of the leading psychophysical, social and personal qualities of future specialists. Various types of martial arts act as an effective means of high school professionally applied physical culture.
In the course of the study, a survey and an experiment were conducted, in which students of the Russian Timiryazev State Agrarian University, divided into control and experimental groups of 20 people each. The control group was engaged in the traditional curriculum in physical culture, the experimental group - in the innovative program with the inclusion of an applied section related to martial arts. Results and conclusions. As the results of the study showed, an innovative curriculum aimed at using martial arts technologies based on spiritual historical practices, transferring the elements of motor actions of martial artists into the physical readiness of future specialists, allows you to effectively form applied knowledge, skills, and educate psychophysical, social and personal qualities.
Keywords: innovative approaches, physical culture, professional and applied section, universities.
Введение. В связи с продолжавшейся более века интенсивной спортизацией военно-физического воспитания и других, первоначально не относившихся к спорту видов двигательной активности, физическое образование стало все больше входить в состояние кризиса [3]. В связи с этим ученые и практики в качестве выхода из кризисной ситуации стали обращаться к спортивной деятельности, как эффектив-
ному средству развития профильного образовании и воспитания [4]. Таким образом, историческому процессу спортизации была противопоставлена педагогическая технология, адаптированная для детей школьного возраста, без тотальной ориентации на спорт высших достижений [1].
Спортизированный подход вполне укладывался в рамки общей теории физической культуры, в качестве одного
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с I—
из разделов которой рассматривалась интегративная теория спорта [6]. Однако в контексте указанной интерпретации профессионально ориентированные виды физической культуры, такие как производственная гимнастика, профессионально-прикладная подготовка сотрудников силовых ведомств, отходили на второй план и слабо культивировались в реальной практике боевой, оперативно-служебной и гражданской трудовой деятельности [2, 5].
Наряду со спортизированными моделями прикладной физической культуры разрабатывались их виды, приближенные к реальной боевой и трудовой практике [7]. Однако в периоды мирного развития такие реалистические модели активно подавлялись, проявляя свое значение лишь в периоды военного противостояния или накануне последнего [3].
На сегодняшний день сложившаяся политическая конфронтация России с целым рядом недружественных стран актуализировала разработку и внедрение имитационных инструментов прикладной физической культуры, связанных с единоборствами.
Цель исследования - научно-теоретическое обоснование профессионально-прикладного раздела физической культуры в вузе, основанного на спортивных единоборствах.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент был организован на базе кафедры физической культуры Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К. А. Тимирязева в период с февраля 2021 до декабря 2022 года. В ходе исследования проведен опрос и эксперимент, в котором приняли участие студенты вуза, разделенные на контрольную и экспериментальную группы по 20 человек в каждой. Контрольная группа занималась по традиционной учебной программе по физической культуре, экспериментальная группа - по инновационной, включающей раздел прикладной направленности, связанной с единоборствами.
По результатам социологического исследования сформирован экспериментальный вариант учебной программы, содержащий раздел прикладной направленности, в основу которого была положена онтокинезиологическая концепция В. К. Бальсевича [1].
Инновационность профессионально-прикладного раздела учебной программы заключается в ориентации на телесно-двигательное и психическое развитие обучающихся с учетом их будущей военной службы. Ведущим средством вузовской профессионально-прикладной физической культуры могут выступать различные виды единоборств.
В теории профессионально-прикладной физической подготовки в качестве цели определяется психофизическая готовность к успешной трудовой и военной деятельности, для достижения которой необходимо:
• формировать прикладные знания,
• осваивать прикладные умения и навыки,
• воспитывать прикладные психофизические, социальные и личностные качества.
Представленный нами инновационный подход предполагает, что освоение прикладных знаний основывается на изучении истории спортивных единоборств. Ее особенность состоит в том, что наряду с теоретическими знаниями осваиваются ценностные смыслы, нормы, заложенные в духовных практиках единоборств.
При формировании прикладных умений и навыков следует учитывать методический принцип переноса элементов двигательных действий единоборцев в физическую готовность будущих специалистов, что связано с общностью морфологических, биохимических и функциональных изменений в организме под влиянием упражнений в развитии спортивных качеств.
Прикладные психофизические качества можно формировать на занятиях различными видами спорта. В контексте
совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки спортивные единоборства являются эффективным средством, оказывающим существенное влияние на содержание социально значимых ценностей будущего специалиста, служат своеобразной моделью формирования ведущих физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость.
Базисом профессионально-прикладной физической подготовки, основанным на единоборствах, являются духовные практики, традиционно присутствующие в каждом виде этой группы спортивных дисциплин.
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе эксперимента результаты показали, что уровень освоения профессиональных умений и навыков в экспериментальной группе выше на 10-12% по сравнению с контрольной. Выявленные различия связаны с применением в экспериментальной группе расширенного арсенала телесно-двигательных приемов и средств единоборств, а также с большим разнообразием и психолого-педагогическим синтезом учебных методов, предусмотренных экспериментальной программой профессионально-прикладной физической подготовки.
В экспериментальной группе констатируется высокая степень воспитательного воздействия, выраженная в более осознанном и целенаправленном посещении студентами занятий, эффект от которых напрямую связан с воспроизведением конкретных ситуаций реальной жизнедеятельности.
В экспериментальной группе проявился более высокий уровень мотивации на выбор занятий в спортивных секциях единоборств и боевых искусств, при этом в большинстве случаев студенты не пользуются правом освобождения от учебных занятий по физической культуре.
Наряду с ориентацией на спортивную деятельность у студентов экспериментальной группы проявился повышенный интерес к занятиям по физической культуре прикладной направленности.
Вывод. Инновационный подход к построению учебной программы, направленный на использование технологий спортивных единоборств, основанных на духовных исторических практиках, переносе элементов двигательных действий единоборцев в физическую готовность будущих специалистов, позволяет эффективно формировать прикладные знания, умения и навыки, воспитывать психофизические, социальные и личностные качества обучающихся.
Литература
1. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной воспитания и спорта для всех I В. К. Бальсевич II Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-23.
2. Коников С. Л. Социальный контекст развития боевых искусств и единоборств в современной России I С. Л. Коников, А. А. Пере-дельский, А. Б. Оришев и др. II Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 7. - С. 50-52.
3. Лубышева Л. И. Спортивная культура в старших классах образовательной школы I Л. И. Лубышева, В. А. Романович II «Теория и практика физической культуры и спорта». - M.: 2011. - 240 с.
4. Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография I Л. И. Лу-бышева и др. - M.: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.
5. Mандзяк А. С. Боевые искусства Европы I А. С. Mанлзяк. - Mинск: Современное слово, 2005. - 352 с.
6. Mатвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры I Л. П. Mатвеев. -5-е изд., испр. и доп. - M.: Советский спорт, 2010. - 340 с.
7. Передельский А. А. Боевое прикладное движение (Fighting motion): монография I А. А. Передельский, H. Н. Виткевич, С. Л. Коников и др. - под общ. ред. А. А. Передельского. - Брянск, 2011. - 200 с.
References
1. Balsevich V.K. Konversiya vysokikh tekhnologiy sportivnoy vospitaniya i sporta dlya vsekh [Conversion of high technologies in sports educa-
108
http://www.teoriya.ru
№1 • 2023 Январь | Yanuar
tion and sports for all], Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1993. No. 4. pp. 21-23.
2. Konikov S.L., Peredelskiy A.A., Orishev A.B. et al. Sotsialnyy kontekst razvitiya boyevykh iskusstv i yedinoborstv v sovremennoy Rossii [The social context of the development of martial arts and martial arts in modern Russia]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 7. pp. 50-52.
3. Lubysheva L.I., Romanovich V.A. Sportivnaya kultura v starshikh kl-assakh obrazovatelnoy shkoly [Sports culture in the senior classes of the educational school]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta. Moscow, 2011. 240 p.
4. Lubysheva L.I. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in the system of physical education: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017. 200 p.
5. Mandzyak A.S. Boyevyye iskusstva Yevropy [Martial arts of Europe]. Minsk: Sovremennoye slovo publ., 2005. 352 p.
6. Matveev L.P. [General theory of sports and its applied aspects]. Textbook for universities of physical culture.5th ed., corr., add. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010. 340 p.
7. Peredelskiy A.A., Vitkevich N.N., Konikov S.L. et al. Boyevoye priklad-noye dvizheniye [Fighting motion]. Bryansk, 2011. 200 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА БАЗОВОЙ МЕНТАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ (BASIC BODY MIND GYMNASTIC - BBM-GYM)
Кандидат биологических наук, профессор Т.С. Лисицкая1 Кандидат педагогических наук, доцент С.И. Кувшиникова1 'Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва
УДК/UDC 796.011.3
Ключевые слова: состояние, праздность, физический возраст, качество, ментальная гимнастика, релаксация.
Введение. С возрастом выполнение чисто механических движений на занятиях физической культуры в фитнес-клубах, студиях, самостоятельно, как, например, оздоровительным бегом, северной ходьбой, силовым тренингом, в тренажерных залах и других физических упражнений в пожилом возрасте часто не избавляет, не заполняет экзистенциальный вакуум человека. Психиатры пользуются своеобразным термином для определения состояния скуки, неудовлетворенности, нежелания ничего делать - «болезненная праздность». Проблема скуки очень важна для пожилых людей, так как им еще труднее бывает наполнить смыслом тот избыток времени, который образуется у многих после выхода на пенсию. Причина развития «болезненной праздности» обусловлена как чисто биологическим, так и социально-психологическими факторами.
BBM-GYM гимнастика (базовая ментальная гимнастика) построена на постоянном осознании движения, подключения умственной деятельности к двигательной активности. Чем активней пенсионеры, пожилые люди, тем больше они ставят задач самоосознания и тренировки мозга в единстве с тренировкой тела, тем дольше они сохраняют интеллект, память.
Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность применения средств BBM-GYM гимнастики для поддержания физического и ментального здоровья для людей старшего поколения.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе московских фитнес-клубов в групповых занятиях, а также используя авторские видеопрограммы «50+» для занятий дома (в особенности в период пандемии). В ходе исследования проводилось анкетирование (САН), тестирование физических качеств. К занятию допускались лица со стабильным состоянием и отсутствием патологических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Экспериментальный комплекс упражнений программы BBM-GYM гимнастики был направлен на освоение координационной деятельности мышц, а также на сознательное управление ими.
Разработанная программа была внедрена в практику и представлена в интернете, опубликована в ряде статей и книг, включена в программу ТВ «Живи» - Программа «50+».
Результаты исследования и их обсуждение. Занятия по направлению BBM-GYM позволили улучшить и развить физические качества, а также чувство баланса в организации коммуникации, самоанализа.
Важным моментом в разработанной программе являлось позитивное мышление. Для этого был предназначен раздел релаксации. Самовнушение проявляется особенно
THEORY AND METHODS OF BASIC MENTAL GYMNASTICS (BASIC BODY MIND GYMNASTIC - BBM-GYM)
PhD, Professor T.S. Lisitskaya 1
PhD, Associate Professor S.I. Kuvshinikova1 'Russian University Sport (SCOLIPE), Moscow
Поступила в редакцию 30.09.2022 г.
эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются образными представлениями. Например, если мы в состоянии релаксации произносим: «Сердце бьется ровно и ритмично», то желательно представить, как расположено сердце, как оно выглядит, как бы со стороны отражения в зеркале вы увидели свое сердце. Произнесение слов лучше осуществлять в медленном темпе, при вдохе произносится одно слово, при выдохе другое.
Выполняя гимнастику по предложенному методу, следует поощрять себя, но самоодобрение вовсе не означает, что вы забыли о собственных недостатках. Даже маленькая победа, когда вы правильно выполнили упражнение - за это не забудьте мысленно похвалить себя. Самоодобрение важно не только для освоения нашей предложенной программы, но и косвенно будет влиять на поведение в различных жизненных ситуациях, в частности это касается и отношения к своей внешности. Вы приобретете способность не тратить время на беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне, способность находить удовольствия в самой разнообразной деятельности, включая работу, встречу с друзьями, отдых и др. Чтобы заниматься такой гимнастикой, необходима мотивация. Положительные результаты данных упражнений -поддержание мотивационного уровня.
Еще одной причиной кризиса среднего возраста является снижение внешней привлекательности. У мужчин появление «пивного животика», деформация фигуры у женщин, в особенности после родов, появление морщин, седых волос и прочих возрастных неприятностей. Это может вести к болезненной утрате своего «Я». Следует отнестись философски к этой проблеме. Следует пересмотреть прежний стиль жизни, перепрограммировать себя, провести корректировку жизненных целей и задач, сохранить высокий уровень энергетический и психической активности.
Интересно, что каждая группа мышц человека реагирует преимущественно на определенное функциональное состояние. Депрессивное состояние сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры.
Вывод. Ментальный фитнес позволяет регулировать психическое состояние, является природным «транквилизатором» - прекрасным антистрессовым средством. Разработанная программа в сочетании с другими видами двигательной активности, правильным питанием и доброжелательным восприятием действительности, всего окружающего нас мира позволяет достичь эффективных и стабильных результатов. Литература
1. Лисицкая Т.С. Гимнастика 50+. Здоровая спина, крепкий позвоночник, гибкие суставы. - СПб.: Питер, 2022. - 144 с.
Информация для связи с автором: fitfox@mail.ru