ПРИКЛАДНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 22.09.2022 г.
Информация для связи с автором: alexperedelskiya@mail.ru
Кандидат педагогических наук С.Л. Коников1
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Передельский2
Доктор философских наук, профессор А.А. Мамедов2
Доктор экономических наук, профессор Р. Мурадов3
Кандидат философских наук, доцент К.Ю. Донских2
1Российский союз боевых искусств, Москва
2Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва
Азербайджанский государственный экономический университет, Баку (Азербайджан)
APPLIED MARTIAL ARTS: THEORETICAL ASSUMPTIONS AND EMPIRICAL RESEARCH
PhD S.L. Konikov1
Dr. Hab., Professor A.A. Peredelsky2 Dr. Sc. Phil., Professor A.A. Mamedov2 Dr. Sc. Econ., Professor R. Muradov3 PhD, Associate Professor K.Yu. Donskikh2 1Russian Union of Martial Arts, Moscow 2Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow 3Azerbaijan State University of Economics, Baku (Azerbaijan)
Аннотация
Цель исследования - обеспечение обоснованной коррекции содержания инновационных подходов к прикладному обучению рукопашному бою оперативных сотрудников федеральных спецслужб и армейского спецназа с учетом их оперативно-служебного функционала. Методика и организация исследования. Для решения проблемы соотнесения оперативно-служебного функционала российских спецподразделений с разработкой соответствующей модели прикладной рукопашной подготовки оперативных сотрудников организовано и проведено конкретное социологическое исследование (КСИ) по методу экспертной оценки. В исследовании приняли участие сотрудники из более чем 50 спецподразделений, специализирующихся на антитеррористической, разведывательно-диверсионной, антикриминальной, военной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Авторы констатируют, что при всеобщей заинтересованности в инновационном подходе к системной коррекции прикладной рукопашной подготовки оперативного звена военнослужащих и сотрудников органов правопорядка представления о конкретных критериях у них не сформированы. Практика прикладного рукопашного боя, по мнению большинства экспертов, требует стратегически наступательной манеры, приоритетно атакующей тактики, универсальной (ударно-бросковой с преобладанием ударов), жесткой техники ситуативного применения приемов рукопашного боя с определяющей ориентацией на алгоритм решения боевых и служебных задач.
Ключевые слова: прикладные единоборства, спецподразделения, экспертный опрос.
Abstract
Objective of the study was to provide a reasonable correction of the content of innovative approaches to applied training in hand-to-hand combat for operational employees of federal intelligence services and army special forces, taking into account their operational and service functionality.
Methods and structure of the study. To solve the problem of correlating the operational and service functionality of Russian special forces with the development of an appropriate model of applied hand-to-hand training of operational officers, a specific sociological study was organized and carried out using the method of expert assessment. The study involved employees from more than 50 special forces specializing in anti-terrorist, reconnaissance and sabotage, anti-criminal, and military activities.
Results and conclusions. The authors state that, despite the general interest in an innovative approach to the systemic correction of applied hand-to-hand training of the operational level of military personnel and law enforcement officers, they have not formed any ideas about specific criteria. The practice of applied hand-to-hand combat, according to most experts, requires a strategic offensive manner, priority attacking tactics, universal (shock-throw with a predominance of blows), tough technique of situational use of hand-to-hand combat techniques with a decisive focus on the algorithm for solving combat and service tasks.
Keywords: applied martial arts, special forces, expert survey.
Введение. В современной спортивной науке выделяется несколько историко-теоретических концептуальных установок по вопросам происхождения, сущности и практической применимости прикладных единоборств.
Первая, наиболее широко распространенная и почти аксиоматическая концептуальная установка носит современно-конъюнктурный характер и исходит из того, что прикладные
единоборства создаются путем приложения спортивных единоборств к различным областям неспортивной общественной практики, например, военной или оперативно-служебной [1, 3, 5, 6, 8]. Лидерство в данном случае оспаривают друг у друга боевое самбо, армейский рукопашный бой, рукопашный бой, окинавское карате, тхэквондо, кикбоксинг, тайский бокс и многие другие виды спорта, а также спортивные дисциплины [8].
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
Вторая концептуальная установка более исторична и исходит из обратной позиции, согласно которой спортивные единоборства возникли в 19-20 в. и образовались из национальных систем единоборств, военно-прикладных игр и гимнастики со своим спортивно-соревновательным регламентом [2, 4, 6, 8].
Третья концептуальная установка представляет собой компромиссную точку зрения, предлагающую искать ответы не в конъюнктуре и не в истории, а в современной военно-боевой и оперативно-служебной практике, диктующей свои законы и закономерности отбора и применения элементов техники и тактики поединка с оружием или без него [2, 7].
Степень правомерности той или иной концепции требует проверки и оценки с точки зрения результатов целевых конкретно-эмпирических исследований [9].
В этой связи, в частности, особую актуальность приобретает прикладное обучение рукопашному бою оперативных сотрудников силовых структур с учетом их оперативно-служебного функционала.
Цель исследования - обеспечение обоснованной коррекции содержания инновационных подходов к прикладному обучению рукопашному бою сотрудников федеральных спецслужб и армейского спецназа с учетом их оперативно-служебного функционала.
Методика и организация исследования. Решение проблемы соотнесения оперативно-служебного функционала российских спецподразделений с разработкой соответствующей модели прикладной рукопашной подготовки оперативных сотрудников определило целесообразность проведения описательного конкретного социологического исследования (КСИ) по методу экспертной оценки. В рамках КСИ применялись методы логико-лингвистического анализа, очно-заочного группового анкетирования, обработки инструментария, подготовки аналитической справки.
Из более чем 50 спецподразделений, специализирующихся на антитеррористической, разведывательно-диверсионной, антикриминальной, военной деятельности, были выбраны пять самых известных, максимально различающихся по назначению и специфике решаемых задач. От каждого подразделения методом случайной механической выборки были отобраны в среднем 9, 11 или 13 офицеров-оперативников, то есть нечетное число экспертов-респондентов. В итоге общее количество экспертов составило 58 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показали результаты исследования, все респонденты в той или иной степени уверены в обоснованности и необходимости системной коррекции прикладной подготовки оперативных сотрудников по рукопашному бою.
При определении системообразующего признака данной коррекции 82,76% респондентов таким признаком считают оперативно-служебный функционал подразделения и только 12 процентов связывают его с опорой на определенный вид спортивного единоборства.
Однако при этом только 27,59% респондентов дали более конкретные и определенные ответы, включающие оперативное задержание, контртеррористическую нейтрализацию, государственную охрану.
Содержательные ответы самого общего характера о перечне деятельностных полномочий оперативных сотрудников в соответствии с оперативно-служебным функционалом их подразделений дали всего 20,69% опрошенных респондентов. Эти ответы включают: контроль перемещения объектов наблюдения, досмотр (обыск) и задержание подозрительных лиц, а также применение силового подавления для обеспечения безопасности окружающих.
Приоритетным принципом стратегического выбора, определяющим манеру ведения рукопашного боя, применяемого при непосредственном психофизическом противостоянии с противником, 81% всего опрошенного контингента считает ситуативный подход к избранию обороны или наступления и еще 15,51% придерживаются наступательной стратегии, что позволяет говорить об ее преобладании даже в условиях выбора.
При выборе тактических моделей (линий), в наибольшей степени характерных для прикладного рукопашного боя, применяемого при непосредственном психофизическом противостоянии с противником, 72,41% опрошенных указали позицию «все три модели в зависимости от ситуации». За атаки высказались 17,24%, за контратаки - 8,62%, за защиту - всего 1,72%.
Около 94,83% опрошенных наиболее предпочтительной техникой приемов прикладного рукопашного боя считают универсальную (55%) или ударно-бросковую (39,6%) технику. Однако приоритет однозначно сохраняется за ударными приемами в смешанных комбинациях, поскольку за бросковую технику высказался только один человек, а бросково-ударную технику вообще никто не отметил.
В вопросе описания типичных примеров экстремальных оперативно-служебных ситуаций, требующих от сотрудника искусства применения приемов прикладного рукопашного боя, 79,3% опрошенных указали (в порядке убывания) ситуации задержания опасного противника; штурма и зачистки объектов; самообороны; освобождения заложников.
Конкретный алгоритм действий сотрудников по локализации или предотвращению экстремальной оперативно-служебной ситуации с применением методов и средств прикладного рукопашного боя в той или иной степени описывают от 68,97% до 82,76% опрошенных. Данный алгоритм включает следующие действия: быстрое и скрытое сближение - внезапная атака с применением оружия, спецсредств, приемов рукопашного боя (именно в такой последовательности) - обезоруживание путем захвата конечности, удушения (иного болевого приема) - обездвиживание посредством удара, броска - блокировка и контроль конечностей - обыск (досмотр) - сковывание наручниками и перевод на конвоирование - конвоирование.
Говоря о степени жесткости применения приемов прикладного рукопашного боя в экстремальной оперативно-служебной ситуации, 98,27% респондентов считают возможным проявить гуманизм, если это позволяет ситуация (55,17%), максимально симметрично отвечать на угрозу и опасность со стороны противника (24,14%), вообще перестать думать о человеческом факторе, сконцентрировав внимание на выполнении задачи (18,97%). Что предполагает использование жестких приемов, приводящих к надежному поражению противника в виде тяжелых травм, увечий, летального исхода.
Обобщенно 86,21% респондентов считают невозможным ограничиваться подготовкой в области спортивного или даже боевого единоборства и настаивают на подготовке, учитывающей реальность любых количественных комбинаций по ситуации боевого столкновения (48,28%) и необходимость слаженного взаимодействия двух или трех сотрудников против разного числа противников (37,93%). Подготовка единоборца ни в предпоследнем, ни в последнем случае достаточным основанием оперативной боевой и служебной прикладной подготовки, соответственно, не признается.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что:
- при всеобщей заинтересованности в инновационном подходе к системной коррекции прикладной рукопашной подготовки оперативного звена военнослужащих и сотрудников органов правопорядка, представлениями о конкретных критериях такой коррекции обладают далеко не все;
24
http://www.teoriya.ru
№12 • 2022 Декабрь | December
- подавляющее большинство экспертов предпочитают не связывать военную и специальную оперативную прикладную подготовку с как определенным видом спортивного единоборства, так и с единоборством вообще, полагая подобный подход слишком узким и не соответствующим реальным ситуациям оперативной практики;
- сама практика прикладного рукопашного боя, по мнению большинства экспертов, требует стратегически наступательной манеры, приоритетно атакующей тактики, универсальной (ударно-бросковой с преобладанием ударов), жесткой техники ситуативного применения приемов рукопашного боя с определяющей ориентацией на алгоритм решения боевых и служебных задач;
- подобный подход в большой степени исключает спортивную методику и спортивно-соревновательный регламент подготовки бойцов и оперативников и ставит на повестку дня прикладную направленность в области боевых искусств, построенную на принципиально неспортивных основаниях оперативно-служебного функционала подразделений.
Литература
1. Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева и др. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. - 200 с.
2. Мандзяк А. С. Боевые искусства Европы / А. С. Манлзяк. - Минск: Современное слово, 2005. - 352 с.
3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.
4. Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта: учебник / Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин; под ред. проф. И. Ю. Мельниковой. - 2-е изд., с измен. и дополн. - М.: Спорт, 2017. - 432 с.
5. Методология отбора и использования экстремальных видов спорта в профессионально-прикладной физической подготовке / А. Н. Блеер и др. // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - № 2. - С. 41-45.
6. Оранский И. В. Восточные единоборства / И. В. Оранский. - М.: Советский спорт, 1990. - 118 с.
Передельский А. А. Боевое прикладное движение (Fighting motion): монография / А. А. Передельский, Н. Н. Виткевич, С. Л. Коников и др. - под общ. ред. А. А. Передельского. -Брянск, 2011. - 200 с.
Передельский А. А. Единоборства и их спортивная традиция / А. А. Передельский // Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения / под ред. А. Д. Жукова. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2011.- С. 540-617.
Передельский А. А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник / А. А. Передельский. - М.: Спорт, 2016. - 416 с.
References
Lubysheva L.I. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in the system of physical education: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017. 200 p. Mandzyak A.S. Boyevyye iskusstva Yevropy [Martial arts of Europe]. Minsk: Sovremennoye slovo publ., 2005. 352 p. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i yeye prikladnyye aspekty Uchebnik dlya vuzov fizicheskoy kultury [General theory of sports and its applied aspects Textbook for higher educational institutions of physical culture]. 5th ed., rev., sup.. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010. 340 p.
Melnikova N.Yu., Treskin A.V. Istoriya fizicheskoy kultury i sporta [History of physical culture and sports]. Textbook. I.Yu. Melnikova [ed.]. 2nd ed., rev., sup.. Moscow: Sport publ., 2017. 432 p. Bleer A.N. et al. Metodologiya otbora i ispolzovaniya ekstremalnykh vi-dov sporta v professionalno-prikladnoy fizicheskoy podgotovke [Methodology of selection and use of extreme sports in professional and applied physical training]. Teoriya i praktika prikladnykh i ekstremalnykh vidov sporta. 2010. No. 2. pp. 41-45.
Oransky I.V. Vostochnyye yedinoborstva [Oriental martial arts]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 1990. 118 p.
Peredelsky A.A., Vitkevich N.N., Konikov S.L. et al. Boyevoye priklad-noye dvizheniye [Fighting motion]. Bryansk, 2011. - 200 p. Peredelsky A.A. Yedinoborstva i ikh sportivnaya traditsiya [Martial arts and their sports tradition]. Nauka o sporte. Entsiklopediya sistem zhiz-neobespecheniya. Zhukova A.D. [ed.]. Moscow: Master-Press publ., 2011. pp. 540-617.
Peredelsky A.A. Fizicheskaya kultura i sport v otrazhenii filosofskikh i sotsiologicheskikh nauk [Physical culture and sport in reflection of philosophical and sociological sciences]. Sotsiologiya sporta. Textbook. Moscow: Sport publ., 2016. 416 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
СООТНОШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОМ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-САМБИСТОВ
Кандидат биологических наук, профессор С.М. Воронин1 С.А. Зверев2
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль
2Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург
УДМ^С 796.012
Ключевые слова: физическая и технико-тактическая подготовка, студенты, самбисты.
Введение. Соотношение общей и специальной физической и технико-тактической подготовки играет важную роль, особенно в соревновательном цикле. В то же время преимущество имеет все-таки технико-тактическая подготовка. Необходимо также использовать индивидуальные особенности самбиста [1].
Цель исследования - выявить соотношение физической и технико-тактической подготовки студентов-самбистов.
Методика и организация исследования. Многолетние педагогические наблюдения, анализ результатов соревнований студентов-самбистов.
Результаты исследования и их обсуждение. Борцы студенты поступают в вуз в возрасте 17-18 лет, имея спортивный стаж 8-10 лет. Уровень такой подготовки соответствует КМС, МС.
При таком обучении у студентов сформирована технико-тактическая и физическая подготовка. Борцы «силовики» выполняют броски, для которых необходима скоростно-
THE RATIO OF PHYSICAL AND TECHNICAL-TACTICAL TRAINING OF SAMBO STUDENTS
PhD, Professor S.M. Voronin1 S.A. Zverev2
1P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl 2State Marine Technical University, St. Petersburg
Поступила в редакцию 19.09.2022 г.
силовая готовность («мельница», через плечо, захваты ног). Самбисты «игровики» больше времени должны уделять технико-тактической подготовке, а также броскам-подхватам, подсечкам, подножкам и т.п. «Темповики» строят схватку на хорошей силовой и скоростной выносливости, на которой и ставят акцент в подготовке. Спортсменам высших разрядов необходим индивидуальный план подготовки.
Вывод. Борцы поступают в вуз в 17-18 лет, имея определенную подготовку: физическую, технико-тактическую. Исходя из этого необходима индивидуальная подготовка, «силовики» делают акцент на силовых бросках; «игровики» на бросках, где надо поймать противника на движении, «темповики» делают ставку на силовую и скоростную выносливость.
Литература
1. Воронин С. М. Борьба самбо в вузах неспортивного профиля // С. М. Воронин, Е. В. Игнатова, Л. Ю. Шалайкин, О. Н. Зайцев. -Ярославль: ЯрГУ, 2017. - 126 с.
Информация для связи с автором: vsm@uniyar.ac.ru
7
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.