Научная статья на тему 'КОНВЕРСИЯ СПОРТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

КОНВЕРСИЯ СПОРТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В.К. БАЛЬСЕВИЧА / КОНВЕРСИЯ / СПОРТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ СПОРТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермит К. Д., Неверкович С. Д., Заболотний А. Г., Ахметов С. М.

Цель исследования - предиктивный анализ развития спортивно-ориентированного направления физического воспитания в России в историческом аспекте. Результаты исследования и выводы. Доказано, что спортивно-ориентированное физическое воспитание является востребованным направлением развития отечественной теории физической культуры, которое позволяет системно использовать ценности спорта для решения задач физического воспитания личности, формирования личностной физической культуры занимающихся. Выявлена степень изученности важных вопросов системы спортивно-ориентированного физического воспитания, таких как определение принципов и технологий использования спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе и ее процессуальные составляющие; вопросы нормативного правового регулирования данного направления физической культуры; способы использования спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и других ценностей спорта в образовательном и воспитательном процессе физического воспитания с целью формирования физической культуры личности занимающихся. Подтверждается высокая статусная значимость спортивно-ориентированного физического воспитания как самостоятельного и системообразующего направления физического воспитания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермит К. Д., Неверкович С. Д., Заболотний А. Г., Ахметов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERSION OF SPORTS TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF SPORTSIZED PHYSICAL EDUCATION

Objective of the study was to predictive analysis of the development of the sports-oriented direction of physical education in Russia in the historical aspect.Results and conclusions. It is proved that sports-oriented physical education is a popular direction in the development of the national theory of physical culture, which allows you to systematically use the values of sports to solve the problems of physical education of a person, the formation of personal physical culture of those involved.The degree of knowledge of important issues of the system of sports-oriented physical education, such as the definition of principles and technologies for the use of sports-oriented physical education in a mass general education school and its procedural components, has been revealed; issues of normative legal regulation of this area of physical culture; ways of using sports activities, sports technologies, competitions and other values of sports in the educational and upbringing process of physical education in order to form the physical culture of the individual involved.The high status significance of sports-oriented physical education as an independent and system-forming direction of physical education of the population is confirmed.

Текст научной работы на тему «КОНВЕРСИЯ СПОРТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

КОНВЕРСИЯ спортивных ТЕХНОЛОГИИ в СИСТЕМЕ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 19.01.2022 г.

Доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор К.Д. Чермит1

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Д. Неверкович2

Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Заболотний1 Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ахметов3

1Адыгейский государственный университет, Майкоп 2Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

3Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Информация для связи с автором: CONVERSION OF SPORT TECHNOLOGIES iN THE SYSTEM OF SPORTiZED raMotn^td^nctex.m PHYSICAL EDUCATION

Dr. Hab., Dr. Biol., Professor K.D. Chermit1 Academician of the Russian Academy of Education, Dr. Hab., Professor S.D. Neverkovich2

PhD, Associate Professor A.G. Zabolotny1 Dr. Hab., Professor S.M. Akhmetov3

1 Adyghe State University, Maikop

2 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

3 Kuban State University of Education, Sport and Tourism, Krasnodar

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - предиктивный анализ развития спортивно-ориентированного направления физического воспитания в России в историческом аспекте.

Результаты исследования и выводы. Доказано, что спортивно-ориентированное физическое воспитание является востребованным направлением развития отечественной теории физической культуры, которое позволяет системно использовать ценности спорта для решения задач физического воспитания личности, формирования личностной физической культуры занимающихся.

Выявлена степень изученности важных вопросов системы спортивно-ориентированного физического воспитания, таких как определение принципов и технологий использования спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе и ее процессуальные составляющие; вопросы нормативного правового регулирования данного направления физической культуры; способы использования спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и других ценностей спорта в образовательном и воспитательном процессе физического воспитания с целью формирования физической культуры личности занимающихся.

Подтверждается высокая статусная значимость спортивно-ориентированного физического воспитания как самостоятельного и системообразующего направления физического воспитания населения.

Ключевые слова: научное наследие В.К. Бальсевича, конверсия, спортивные технологии, спортивно-ориентированное физическое воспитание, ценности спорта, физическое воспитание личности, спортивная культура личности.

Abstract

Objective of the study was to predictive analysis of the development of the sports-oriented direction of physical education in Russia in the historical aspect. Results and conclusions. It is proved that sports-oriented physical education is a popular direction in the development of the national theory of physical culture, which allows you to systematically use the values of sports to solve the problems of physical education of a person, the formation of personal physical culture of those involved.

The degree of knowledge of important issues of the system of sports-oriented physical education, such as the definition of principles and technologies for the use of sports-oriented physical education in a mass general education school and its procedural components, has been revealed; issues of normative legal regulation of this area of physical culture; ways of using sports activities, sports technologies, competitions and other values of sports in the educational and upbringing process of physical education in order to form the physical culture of the individual involved.

The high status significance of sports-oriented physical education as an independent and system-forming direction of physical education of the population is confirmed.

Keywords: scientific heritage of V.K. Balsevich, conversion, sports technologies, sports-oriented physical education, values of sports, physical education of a person, sports culture of a person.

Введение. Отношение к спорту во всех его проявлениях: спорт как шоу-бизнес, как индустрия спортивного развлечения, как направление профессиональной деятельности и доступный способ поддержания и сохранения здоровья, изменения правил соревнований для повышения его конкурентоспособности в медиапространстве - стало главным определителем происходящих в настоящее время изменений в сфере физической культуры.

В этой связи становится актуальным анализ развития статусной значимости спортивно-ориентированного направления физического воспитания в России, который предполагает определение истоков и характерологическую оценку самой идеи.

Цель исследования - предиктивный анализ развития спортивно-ориентированного направления физического воспитания в России в аспекте исторического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. В 90 гг.

ХХ столетия в условиях становления государственности России и реформирования всех сфер жизнедеятельности в обществе резко повысился интерес к проблемам конверсии, характеризующейся перемещением ценностей, состава средств, технологий, опыта и других видов наработанных ценностей из одной сферы деятельности в другую, отличающуюся от той, для которой они были сформированы.

На изменение общественных взглядов, повышение потребности развития личности человека, потребности общества в конверсии спорта в систему физической культуры откликнулись В. К. Бальсевич [1-4] и его сподвижники, предложившие систему физического воспитания, построенную на основе конверсии спортивных технологий [5, 7-10].

Следует подчеркнуть, что возможности использования спорта для решения задач физического воспитания затрагивались в работах отечественных ученых периода Советского Союза [11]. Но именно В. К. Бальсевичу, его единомышленникам и ученикам принадлежит идея конверсии ценностей спорта в систему физического воспитания и рассмотрения этого явления как самостоятельного направления физической культуры.

Данная система предварительно была названа термином «спортивно-ориентированное физическое воспитание», впоследствии скорректированным В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубы-шевой в обобщенное понятие «спортизация» [2]. В таком виде термин утвердился в теории и практике физической культуры и спорта.

Педагогическим сообществом идея была воспринята с энтузиазмом [5, 12], так как разрозненное использование средств спорта для решения конкретных задач стало приобретать черты системности. На начальном этапе явление осмысливалось как направление конверсии основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания [3], затем как форма физического воспитания [4].

Постепенно изменяется понимание статуса явления. Оно приобретает характер комплексной самостоятельной технологии [1], и целая плеяда исследователей изучает ее процессуальные составляющие, связанные с основами нормативного правового регулирования направления со способами использования спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном и воспитательном процессе физического воспитания с целью формирования физической культуры личности занимающихся [5, 6].

Впоследствии описываемое явление получает статус спортивно-ориентированного направления физического воспитания и, в конечном счете, воспринимается как самостоятельная система физического воспитания [8, 10].

В последнее время возрастает количество исследований, посвященных использованию ценностей непрерывной системы базовой спортивной подготовки для формирования профессионально-прикладной физической культуры людей.

В развитие стратегии спортивно-ориентированного физического воспитания и обосновании методологической значимости научного наследия В. К. Бальсевича, в формировании нового направления отечественной системы физической культуры - спортивно-ориентированного физического воспитания - неоценимый вклад внесла ученица и единомышленник В. К. Бальсевича, доктор педагогических наук, профессор Л. И. Лубышева, которая совместно со своим учителем обосновала само понятие и его содержание, определила целевую установку направления в виде достижения спортивной культуры личности, выявила соотношение спортивной и физической культуры личности, обосновала значение конверсии высоких технологий как методологического принципа и направления проектирования креативных форм спортивных занятий, определила существенную часть ценностей спорта, применение которых позитивно влияет на качество решения задач физического воспитания [1, 7-10].

Вызывает интерес аспект развития стратегии конверсии, предлагаемый С. В. Мухаевым и Л. А. Семеновым, обеспечивающий реконверсию спортивных технологий обратно в систему спортивной тренировки с целью модернизации существующих систем. Предложение использования конверсии как механизма подчеркивает возможности взаимопроникновения и взаимодействия разных направлений физической культуры и спорта как единой и целостной структурной системы [12].

Перспективы развития статуса спортивно-ориентированного направления физического воспитания. Идеологическую информативно-правовую поддержку идея спортивно-ориентированного физического воспитания нашла в Указе Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [13].

Новая редакция документа вводит понятие «физкуль-турно-спортивный комплекс», определяя тем самым потребность использования ценностей не только физической культуры для решения государственных задач в области физического воспитания, но и применения совокупности спортивных ценностей для этого. Генерализация идеи спортивно-ориентированного физического воспитания позволяет объединить в единую систему все компоненты физической культуры, используемые в стране, и обеспечить централизованное управление ими. Но этого пока не произошло.

В качестве варианта управления может быть принята система многолетнего непрерывного физического воспитания, при реализации которой достигаются цель сферы и цель личности. При этом целью сферы является формирование личностной физической (физической, профессионально-прикладной, спортивной) культуры населения и развитие ценностного потенциала физической культуры и спорта, а целью личности - присвоение ценностей физической культуры и спорта.

Выводы. Степень изученности теории физического воспитания позволяет при спортизированном подходе устано-

№5 • 2022 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

вить направления деятельности системы, к которым относятся:

• непрерывная спортивная подготовка, реализующая цели, связанные с формированием спортивной культуры людей и достижением высоких спортивных результатов;

• непрерывная система базовой спортивной подготовки, реализующая цель формирования базовой спортивной культуры людей;

• непрерывная система базового физического воспитания, базового и профессионально-прикладного физического воспитания, реализующая цели формирования личностной физической культуры и уровней профессионально-прикладной физической культуры людей.

Для каждого направления деятельности предлагаемой системы в России уже сейчас эффективно применяются специально разработанные нормативные основы. При этом срединное местоположение спортивно-ориентированного направления физического воспитания и его проникновение в вышележащее (спортивная тренировка) и низлежащее (физическое воспитание) направления обеспечивают тесную взаимосвязь между этапами процесса физического воспитания по составу задач, по содержанию применяющихся средств, а также в состоянии обеспечить свободное перемещение занимающихся внутри реализуемого этапа по смежным направлениям.

Таким образом, существуют основания, подтверждающие высокую статусную значимость спортивно-ориентированного физического воспитания как самостоятельного и системообразующего направления физического воспитания населения России.

Литература

2.

Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017.

- 200 с.

11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физкультуры: В 2 т. / под общей ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

- Т. 1. - 304 с.

12. Мухаев С.В. Конверсия наукоемких спортивных технологий как механизм модернизации систем спортивной тренировки / С.В. Мухаев, Л.А. Семенов // Теория и практика физ. культуры. -2021. - № 5. - С. 6-8.

13. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).

References

1.

Бальсевич, В.К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 50-53. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 19.

3. Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений спортивной тренировки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 15-25.

4. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физкультурного воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-22.

5. Бурцев, В.А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.И. Алексеева // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2-21. - С. 4750-4754.

6. Костюнина, Л.И. Спортивная культура в контексте требований ФГОС нового поколения / Л.И. Костюнина, Л.А. Парфенова // Спортивно ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (4 апреля 2014 г.) / под ред. К.В. Чедова, Д.В. Фонарева. - ФГБОУ ВПО ЧГИФК, Чайковский: ФГБОУ ВПО ЧГИФК, 2014. - С. 112-116.

7. Лубышева, Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - № 5. - 2017. - С. 3-5.

8. Лубышева, Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-6.

9. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Под общ. ред. Л.И. Лубышевой. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 168 с.

10. Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография /

2.

3.

4.

5.

6.

Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Teoriya i tekhnologiya sportivno-ori-entirovannogo fizicheskogo vospitaniya v massovoj obshcheobrazo-vatelnoj shkole [Theory and technology of sports-oriented physical education in a mass general education school]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2005. No. 5. pp. 50-53. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sportivno orientirovannoe fizicheskoe vospitanie: obrazovatelnyj i socialnyj aspekty [Sports-oriented physical education: educational and social aspects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2003. No. 5. p. 19.

Balsevich V.K., Natalov G.G., Chernyshenko Yu.K. Konversiya os-novnyh polozhenij sportivnoj trenirovki v processe fizicheskogo vospitaniya [Conversion of the main provisions of sports training in the process of physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1997. No. 6. pp. 15-25.

Balsevich V.K. Konversiya vysokih tekhnologij sportivnoj podgotovki kak aktualnoe napravlenie sovershenstvovaniya fizkulturnogo vospi-taniya i sporta dlya vsekh [Conversion of high technologies of sports training as an actual direction of improving physical education and sports for everyone]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1993. No. 4. pp. 21-22.

Burtsev V.A., Burtseva E.V., Alekseeva N.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sportivnoj kultury uchashchejsya molodezhi v processe sportivno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya [Pedagogical conditions for the formation of sports culture of students in the process of sports-oriented physical education]. Fundamentalnye issle-dovaniya. 2015. No. 2-21. pp. 4750-4754.

Kostyunina L.I., Parfenova L.A. Sportivnaya kultura v kontekste trebovanij FGOS novogo pokoleniya [Sports culture in the context of the requirements of the Federal State Educational Standards of the new generation]. Sportivno orientirovannoe fizicheskoe vospitanie-novaya pedagogicheskaya tekhnologiya XXI veka [Sports-oriented physical education - a new pedagogical technology of the XXI century]. Proceedings national scientific-practical conference (April 4, 2014). Tchaikovsky: FGBOU VPO ChGIFK publ., 2014. pp. 112-116. Lubysheva L.I. Sovremennaya sportivnaya nauka: ot stagnacii k novoj paradigme razvitiya [Modern sports science: from stagnation to a new paradigm of development]. Teoriya i praktika fiz. kultury. No. 5. 2017. pp. 3-5.

Lubysheva L.I. Sportivnaya kultura kak uchebnyj predmet obshcheo-brazovatelnoj shkoly [Sports culture as a subject of general education school]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2004. No. 4. pp. 2-6.

Lubysheva L.I. [ed.] Sportizaciya v obshcheobrazovatelnoj shkole [Sportization in a secondary school]. Moscow: NIC «Teoriya i praktika fizicheskoj kultury i sporta» publ., 2009. 168 p.

10. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelsky A.A. et al. Sportizaciya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoj idei k innovacionnoj praktike [Sportization in the system of physical education: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: NIC «Teoriya i praktika fizicheskoj kultury i sporta» publ.,2017. 200 p.

11. Matveeva L.P., Novikov A.D. [ed.] Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methodology of physical education]. Textbook for physical education institutes in 2 v. Vol. 1. Moscow: Fizkul-tura i sport publ., 1976. 304 p.

12. Mukhaev S.V., Semenov L.A. Konversiya naukoemkih sportivnyh tekhnologij kak mekhanizm modernizacii sistem sportivnoj trenirovki [Conversion of high-tech sports technologies as a mechanism for the modernization of sports training systems]. Teoriya i praktika fiz. kul-tury. 2021. No. 5. pp. 6-8.

13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 marta 2014 goda № 172 «O Vserossijskom fizkulturno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Decree of the President of the Russian Federation of March 24, 2014 No. 172 "On the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.