Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДОЛОГИЮ СПОРТИЗАЦИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДОЛОГИЮ СПОРТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИЗАЦИЯ / НАУЧНЫЙ ВКЛАД УЧЕНОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышева Л.И., Пронин С.А., Корольков Е.П.

Цель исследования - выявить исторические предпосылки трансформации идеи физкультурного воспитания в методологию спортизации. Результаты исследования и выводы. Основной предпосылкой перехода концепции физкультурного воспитания к методологии спортизации стало развитие новой формы и содержания отечественной системы физкультурно-спортивного движения. Научные работы В.К. Бальсевича о проблемах и перспективах развития физической культуры и спорта имеют важнейшее просветительское значение в понимании места и роли физической культуры в организации здорового стиля жизни человека. Практика развития научно-исследовательской и образовательной деятельности в области физической культуры и спорта советского периода, несомненно, имеет свои выдающиеся результаты, ставшие национальным достоянием и не имеющие аналога в мире, но при этом надо признать, что были допущены объективные системные ошибки, связанные с советской системой государственного управления, в том числе и сферой физической культуры и спорта. В перспективе эффективная реализация концепции физкультурного воспитания в контексте методологии спортизации возможна при условии разработки Единой физкультурно-спортивной классификации в рамках образовательного пространства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PREREQUISITES FOR THE TRANSFORMATION OF THE THEORY OF PHYSICAL EDUCATION INTO THE METHODOLOGY OF SPORTIZATION

Objective of the study was to to reveal the historical prerequisites for the transformation of the idea of physical education into the methodology of sportization.Results and conclusions. The main prerequisite for the transition of the concept of physical education to the methodology of sportization was the development of a new form and content of the domestic system of physical culture and sports movement. Scientific works of V.K. Balsevich about the problems and prospects for the development of physical culture and sports are of great educational importance in understanding the place and role of physical culture in organizing a healthy lifestyle of a person. The practice of developing research and educational activities in the field of physical culture and sports of the Soviet period, undoubtedly, has its outstanding results, which have become a national treasure and have no analogue in the world, but at the same time, it must be admitted that objective systemic errors were made related to with the Soviet system of state administration, including the sphere of physical culture and sports. In the future, the effective implementation of the concept of physical education in the context of the methodology of sportization is possible if the Unified physical culture and sports classification is developed within the educational space of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДОЛОГИЮ СПОРТИЗАЦИИ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДОЛОГИЮ СПОРТИЗАЦИИ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 10.01.2022 г.

Информация для связи с автором: fizkult@teoriya.ru

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1 Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Пронин2 Е.П. Корольков3

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

3Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербург

HiSTORiCAL PREREQUiSiTES FOR THE TRANSFORMATION OF THE THEORY OF PHYSiCAL education into THE METHODOLOGY OF SPORTiZATiON

Dr. Hab., Professor L.I. Lubysheva1 PhD, Associate Professor S.A. Pronin2 Postgraduate student E.P. Korolkov3

1 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

2 Saint Petersburg State University, St. Petersburg

3 Higher School of Economics, Saint-Petersburg State Economic University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить исторические предпосылки трансформации идеи физкультурного воспитания в методологию спортизации. Результаты исследования и выводы. Основной предпосылкой перехода концепции физкультурного воспитания к методологии спортизации стало развитие новой формы и содержания отечественной системы физкультур-но-спортивного движения. Научные работы В.К. Бальсевича о проблемах и перспективах развития физической культуры и спорта имеют важнейшее просветительское значение в понимании места и роли физической культуры в организации здорового стиля жизни человека. Практика развития научно-исследовательской и образовательной деятельности в области физической культуры и спорта советского периода, несомненно, имеет свои выдающиеся результаты, ставшие национальным достоянием и не имеющие аналога в мире, но при этом надо признать, что были допущены объективные системные ошибки, связанные с советской системой государственного управления, в том числе и сферой физической культуры и спорта. В перспективе эффективная реализация концепции физкультурного воспитания в контексте методологии спортизации возможна при условии разработки Единой физкультурно-спортивной классификации в рамках образовательного пространства Российской Федерации.

Ключевые слова: исторические предпосылки, физкультурное воспитание, спортизация, научный вклад ученого.

Abstract

Objective of the study was to to reveal the historical prerequisites for the transformation of the idea of physical education into the methodology of sportization.

Results and conclusions. The main prerequisite for the transition of the concept of physical education to the methodology of sportization was the development of a new form and content of the domestic system of physical culture and sports movement. Scientific works of V.K. Balsevich about the problems and prospects for the development of physical culture and sports are of great educational importance in understanding the place and role of physical culture in organizing a healthy lifestyle of a person. The practice of developing research and educational activities in the field of physical culture and sports of the Soviet period, undoubtedly, has its outstanding results, which have become a national treasure and have no analogue in the world, but at the same time, it must be admitted that objective systemic errors were made related to with the Soviet system of state administration, including the sphere of physical culture and sports. In the future, the effective implementation of the concept of physical education in the context of the methodology of sportization is possible if the Unified physical culture and sports classification is developed within the educational space of the Russian Federation.

Keywords: historical prerequisites, physical education, sportization, scientific contribution of the scientist.

Введение. В историческом контексте одной из самых ярких личностей в области наук о физической культуре и спорте на рубеже XX и XXI вв. является профессор Вадим Константинович Бальсевич. Идеи, порожденные многогранностью таланта ученого, еще многие годы будут влиять на развитие отечественной науки. В нем органически сочетались роман-

Светлой памяти член-корреспондента РАО, профессора В.К. Бальсевича посвящается

тизм и реализм, принципиальность и дипломатичность, последовательность и алогичность. Скорее всего именно эти ипостаси стали тем базисом, на котором рождались его научные замыслы.

Результаты исследования. Идея физкультурного воспитания, его значение для развития общества и личности

№5 • 2022 Май | May

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

в сфере физической культуры и спорта была впервые выдвинута В. К. Бальсевичем в монографии «Физическая культура для всех и для каждого», опубликованной в 1988 г [2].

С одной стороны, было понятно, что эта книга по сути стала результатом многолетних размышлений ученого о проблемах и перспективах развития физической культуры и спорта в условиях советского общества. С другой стороны, никаких скрепов с предшествующими его публикациями не наблюдалось и поэтому с высокой степенью вероятности можно предположить, что данная научная работа была обусловлена появлением в 1981 году Постановления «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры спорта» [5].

Несмотря на огромный авторитет В. К. Бальсевича в сфере физической культуры и спорта, в частности, в год издания монографии, он стал главным редактором журнала «Теория и практика физической культуры» и параллельно возглавлял журнал «Научно-спортивный вестник», - данное издание не вызвало резонанса и дискуссий в научной среде [7].

В настоящее время этому явлению может быть дано объяснение, связанное с отсутствием объективных отечественных исследований в части оценки места, роли и состояния физической культуры как в советской, так и в западноевропейской системах государственного управления физическим воспитанием и спортом.

В дальнейшем В. К. Бальсевич иногда возвращался к научному обоснованию идеи физкультурного воспитания, подробно изложенной в монографии. В то же время в большей степени он занимался ее реализацией в форме технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в практике образовательного процесса школы и вуза.

Сама по себе идея всеобщей спортизации населения была выдвинута некоторыми работниками Всевобуча еще в годы Гражданской войны. Но это предложение, как нереальное, было отклонено [12].

Однако созданная формула «физкультурник, а затем спортсмен» стала основой сформированного физкультурного движения и советской системы управления физической культуры и спорта. Но уже тогда отмечалось, что спортизация способствует «...совершенствованию сильнейших, которых всегда меньшинство, и отбрасывает слабейших, которые, являясь большинством с точки зрения культуры вида Hominis Sapientis, особенно нуждаются в целесообразном воспитании» [9, С. 49].

Это явление может быть объяснимо тем, что советское государство того времени формировало собственную систему физической культуры и спорта, опираясь на опыт зарубежных стран и участвуя в становлении международного олимпийского движения [1, 6].

В 1930-е годы спортизация проникает не только в военную, но и в физическую подготовку школьников, однако опять в негативном плане, при этом отмечается, что «преподаватели-специалисты по физической культуре нередко уклонялись в «спортизацию», не умея использовать в работе по физическому воспитанию многообразные упражнения и игры.» [13, С. 364].

В 1950-1960-е гг. с момента признания Международным олимпийским комитетом правового статуса Национального олимпийского комитета СССР понятие «спортизация» приобретает негативное значение в развитии физической культуры как некая форма «натаскивания» на спортивный результат.

Спортивные занятия отрываются от задач всестороннего физического воспитания детей и подростков и направляются в сторону узкой «спортизации», ставящей самоцелью в наиболее короткий срок добиваться от занимающихся высоких результатов по избранному виду спорта, но не обеспечива-

ющих роста и развития личностных способностей каждого занимающегося [14].

Здесь следует напомнить, что впервые понятие «физическая культура» было сформулировано и опубликовано в 1925 году Г. А. Дюперроном: «Мы говорим о физической культуре как о совокупности всех физических и психических сил в нормально и сильно развитом организме человека и о совершенствовании этих сил» [3, С. 25].

Отсутствие объективной оценки состояния и значения отечественной физической культуры в 1960-х годах, придание забвению постулатов теории физической культуры Г. А. Дюперрона, общая политическая установка советского государства на развитие спорта и достижение высоких спортивных результатов стали началом деградации теории и практики массового физкультурного движения. Научные исследования стали носить теоретическую направленность, связанную с развитием теории и методики различных видов спорта [3].

Следует отметить, что развитие научных взглядов

B. К. Бальсевича от концепции физкультурного воспитания к методологии спортизации, несмотря на негативное понимание этого термина, носит объективный характер, заложенный советской системой физического воспитания [8]. Искажение основ теории физической культуры, заложенных Г. А. Дюперроном, продолжает приводить современных ученых к системной ошибке, смешивая и путая понятия «физическая культура», «физическое воспитание», «физкультурное воспитание», «спорт» и «профессиональный спорт».

Тезис о том, что «.стремиться следует не к американской спортизации общеобразовательных школ» и «важно научиться взаимосочетать, связывать учебную, внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками всех возрастов» [4,

C. 37], привел к тому, что на современном этапе эффективно развивается новая система государственного управления физической культурой и спортом в образовательном процессе и системе спортивной подготовки с учетом методологии спортизации.

Так, Министерством спорта РФ проводится целенаправленная работа по созданию отраслевой сети организаций спортивной подготовки, которые не являются образовательными. Уставные задачи спортивных организаций связываются с выполнением государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке. В образовательном процессе федерального органа власти в области просвещения появилась «доминирующая опция» -дополнительное образование, в которой создаются структурные подразделения как в образовательных организациях, органах власти, так и в общественно-предпринимательском сообществе [11].

При этом выдвинут тезис о том, что современный спорт как социальный институт - это школа жизни, мужества, воли, в которой можно научиться достойно выигрывать и проигрывать. В спорте моделируются различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни. Спортизация физического воспитания создает равные возможности для саморазвития и самосовершенствования психофизических качеств и двигательных способностей каждого занимающегося посредством спортивной деятельности, которая оперативно реагирует на их мотивацию, интересы и потребности. Перспективным научным направлением развития спортизации физического воспитания дошкольников, школьников, студенческой молодежи является разработка и научное обоснование кинезиологических проектов, направленных на обучение занимающихся активному здоровьеформированию и обеспечивающих психофизиче-

http://www.teoriya.ru

№5^ 2022 Май | May

скую готовность к продуктивном жизнедеятельности в современном мире [10].

По нашему мнению, именно взаимосвязь духовного и физического, а также трансформация европейских гуманистических идеалов и принципов, включая принципы, изложенные в Олимпийской хартии, объясняет переход взглядов В. К. Бальсевича от концепции физкультурного воспитания и ценностного понимания физической культуры к методологии спортизации.

Видимо, в противном случае, он стал бы рассматривать понятие «физическая культура» как экономическую реальность, поскольку в советском государстве она определялась как отрасль народного хозяйства и зачастую являлась синонимом понятия «человеческий капитал».

Что же касается спортизации, то мы должны помнить: спорт в отличие от физической культуры имеет краткосрочный цикл, в то время как культура физическая составляет полный жизненный цикл человека. В таком случае, если бы в 1950-х годах было завершено создание физкультурного движения с Единой всесоюзной физкультурной классификацией, то оно могло бы стать важным социальным явлением с полным жизненным циклом человека, научно-методическим обеспечением и отсутствием путаницы в современном понятийном аппарате теории физической культуры.

Выводы. Основной предпосылкой перехода от концепции «физкультурного воспитания» к «спортизации» стало стремление профессора В.К. Бальсевича к облачению в новую форму содержания отечественной системы физической культуры.

Научные работы В.К. Бальсевича о проблемах и перспективах развития физической культуры и спорта в СССР имеют важнейшее просветительское значение в понимании места и роли физической культуры в жизнедеятельности человека и системе государственного управления.

Указанное явление позволяет до сегодняшнего времени сохранять показатели спортивных результатов по различным видам спорта, ставшего уже профессиональным. Но при этом, народонаселение России теряет свой потенциал физической культуры являющегося несомненным показателем в демографии, здравоохранении, социальной политике, а научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры находиться в упадке.

Решением по изменению сложившейся в РФ ситуации, могло бы стать возрождение Физкультурного движения и Единой физкультурной классификации в рамках создаваемого спортивно-образовательного пространства Российской Федерации.

Литература

1. Агеевец, В.У. Бутовский: у истоков олимпийского движения: монография / В.У. Агеевец, В.А. Таймазов, А.Д. Генерал. - СПб., «Олимп-СПб», 2006 - 236 с.

2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

3. Дюперрон, Г.А. Теория физической культуры: [монография]. - Л.: Время, 1925. - Т. 1-3.

4. Кулинко, Н.Ф. Некоторые аспекты физического воспитания / Н.Ф. Кулинко // Теория и практика физ. культуры. - 1968. - № 9. - С. 36-38.

5. О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта: постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 11 сентября 1981 г. № 890.

6. Починкин, А.В. Противостояние любительского и профессионального спорта в олимпийском движении: историко-теорет. анализ / А.В. Починкин // Теория и практика физ. культуры. -2005. - № 11. - С. 25-26, 39-42.

7. Пронин, С.А. Проекция концепции о физкультурном воспитании В.К. Бальсевича на современную систему физкультуры и спорта российской федерации / С.А. Пронин, Е.П. Корольков, С.С. Филиппов // Интеграция социогуманитарного и естественно-на-

учного знания в контексте онтокинезиологическои методологии спортивной науки: материалы науч. симпозиума, посвященного памяти В.К. Бальсевича / РГУФК. - Москва, 2021. - С. 33-38.

8. Пронин, С.А. К вопросу о термине «спортизация» / С.А. Пронин, В.А. Платонова // Теория и практика физ. культуры. - 2018. -№ 10. - С. 97.

9. Серебровская, М.В. Исследование жизненно-необходимых движений и физические упражнения / М.В. Серебровская // Теория и практика физ. культуры. - 1927. - № 1. - С. 48-52.

10. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: [монография] / под ред. проф. Л.И. Лубышевой. - М.: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2017. - 199 с.

11. Таймазов, В.А. Физическая культура как основа формирования человеческого капитала в Российской Федерации и объект системы управления / В.А. Таймазов, А.В. Таймазов, С.А. Никитин, Е.П. Корольков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2020. - № 5 (183).

12. Харабуга, Г.Д. К вопросу о совершенствовании советской системы физического воспитания / Г.Д. Харабуга // Теория и практика физ. культуры. - 1969. - № 1. - С. 54-56.

13. Яковлев, В.Г. К истории физического воспитания в пионерских организациях / В.Г. Яковлев // Теория и практика физ. культуры. - 1946. - Т. IX, Вып. 7. - С. 353-370.

14. Яковлев, В.Г. Спорт юных / В.Г. Яковлев // Теория и практика физ. культуры. - 1955. - Т. XVIII, Вып. 11. - С. 806-810.

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Ageevets V.U., Taymazov V.A., General A.D. Butovskij: u istokov olim-pijskogo dvizheniya [Butovsky: at the origins of the Olympic movement]. St. Petersburg: Olimp-SPb publ., 2006. 236 p. Balsevich V.K. Fizicheskaya kultura dlya vsekh i dlya kazhdogo [Physical culture for everyone and for everyone]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1988. 208 p.

Duperron G.A. Teoriya fizicheskoj kultury [Theory of physical culture]. Leningrad: Vremya publ., 1925. Vol. 1-3.

Kulinko N.F. Nekotorye aspekty fizicheskogo vospitaniya [Some aspects of physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1968. No. 9. pp. 36-38.

0 dalnejshem podeme massovosti fizicheskoj kultury sporta: post-anovlenie CK KPSS i SM SSSR ot 11 sentyabrya 1981 g. № 890 [On the further rise of the mass character of the physical culture of sports: the resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of September 11, 1981 No. 890]. Pochinkin A.V. Protivostoyanie lyubitelskogo i professionalnogo sporta v olimpij-skom dvizhenii: istoriko-teoret. analiz [Confrontation between amateur and professional sports in the Olympic movement: historical and theoretical analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2005. No. 11. pp. 25-26, 39-42.

Pronin S.A., Korolkov E.P., Filippov S.S. Proekciya koncepcii o fizkul-turnom vospitanii V.K. Balsevicha na sovremennuyu sistemu fizkultury

1 sporta rossijskoj federacii [Projection of the concept of physical education V.K. Balsevich on the modern system of physical culture and sports of the Russian Federation]. Integraciya sociogumanitarnogo i estestvenno-nauchnogo znaniya v kontekste ontokineziologicheskoj metodologii sportivnoj nauki [Integration of socio-humanitarian and natural science knowledge in the context of the ontokinesiological methodology of sports science]. Proceedings of scientific symposium in memory of V.K. Balsevich. Moscow, 2021. pp. 33-38. Pronin S.A., Platonova V.A. K voprosu o termine «sportizaciya» [On the issue of the term "sportization"]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 10. p. 97.

Serebrovskaya M.V. Issledovanie zhiznenno-neobhodimyh dvizhenij i fizicheskie uprazhneniya [Study of vital movements and physical exercises]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1927. No. 1. pp. 48-52.

10. Lubysheva L.I. [ed.] Sportizaciya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoj idei k inno-vacionnoj praktike [Sportization in the system of physical education: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fiz. kultury i sporta publ., 2017. 199 p.

11. Taymazov V.A., Taymazov A.V., Nikitin S.A., Korolkov E.P. Fizicheskaya kultura kak osnova formirovaniya chelovecheskogo kapitala v Rossijskoj Federacii i obekt sistemy upravleniya [Physical culture as the basis for the formation of human capital in the Russian Federation and the object of the management system]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 5 (183).

12. Kharabuga G.D. K voprosu o sovershenstvovanii sovetskoj sistemy fizicheskogo vospitaniya [On the issue of improving the Soviet system of physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1969. No. 1. pp. 54-56.

13. Yakovlev V.G. K istorii fizicheskogo vospitaniya v pionerskih orga-nizaciyah [On the history of physical education in pioneer organizations]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1946. Vol. IX. Issue 7. pp. 353370.

14. Yakovlev V.G. Sport yunyh [Sports of the young]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1955. Vol. XVIII. Issue 11. pp. 806-810.

9.

№5 • 2022 Май | May

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.