ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ УШУ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ К ГЛАВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ ГОДА
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 07.11.2022 г.
Информация для связи с автором: alexperedelskiya@mail.ru
Аннотация
Аспирант Лэй Чжун1
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Передельский2 Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Ахапкин2 Доктор философских наук, профессор Азер Агабала оглы Мамедов2 1Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва 2Российский государственный аграрный университет (МСХА) им. К.А. Тимирязева
PECULIARITIES OF RESTORATION OF WUSHU ATHLETES AT DIFFERENT STAGES OF PREPARATION FOR THE MAIN COMPETITIONS OF THE YEAR
Postgraduate student Lei Zhong1
Dr. Hab., Professor A.A. Peredelsky2
PhD, Associate Professor V.N. Akhapkin2
Dr. Sc.Phil., Professor Azer Agabala oglu Mamedov2
1Russian University Sport (SCOLIPE), Moscow 2Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow
Цель исследования - обоснование системы синтеза китайских и некитайских методов и средств восстановления спортсменов ушу в соответствии с принципом цикличности спортивной подготовки. Методика и организация исследования. Методологической основой исследования принят принцип цикличности спортивной подготовки и две его различающиеся между собой версии в интерпретации Л.П. Матвеева и других авторов, в частности Ю.В. Верхошанского и Б.М. Иссурина. При организации исследования по методу сравнительного анализа учитывались как различия, так и схожие закономерности применения спортивных и традиционных китайских восстановительных мероприятий и процедур. Результаты исследования и выводы. При определенных различиях, западная и восточная культура телесно-двигательной психофизической активности обладают сходными чертами, прогнозирующими возможность создания их продуктивного и жизнеспособного синтеза, в данном случае в области физкультурно-спортивной практики ушу. Для такого синтеза уже сложились и продолжают складываться благоприятные условия.
Ключевые слова: методы и средства восстановления, спортсмены ушу, главные соревнования, периоды годичного макроцикла, мезоцикл, микроцикл.
Abstract
Objective of the study was to substantiate the system of synthesis of Chinese and non-Chinese methods and means of recovery of wushu athletes in accordance with the principle of cyclical sports training.
Methods and structure of the study. The methodological basis of the study is the principle of cyclical sports training and its two different versions in the interpretation of L.P. Matveev and other authors, in particular Yu.V. Verkhoshansky and B.M. Issurin. When organizing the study according to the method of comparative analysis, both differences and similar patterns in the use of sports and traditional Chinese recreational activities and procedures were taken into account.
Results and conclusions. With certain differences, the Western and Eastern cultures of bodily-motor psychophysical activity have similar features that predict the possibility of creating their productive and viable synthesis, in this case in the field of physical culture and sports practice of wushu. Favorable conditions have already developed and continue to develop for such a synthesis.
Keywords: methods and means of recovery, wushu athletes, main competitions, periods of the annual macrocycle, mesocycle, microcycle.
Введение. Тема методов и средств восстановления на различных этапах подготовки спортсменов ушу к главным соревнованиям года актуальна по двум основным причинам.
Во-первых, в реальной практике занятий ушу в Китае в большинстве случаев определяющее влияние имеют не теория и методика спортивной подготовки, а тысячелетние неспортивные традиции обучения этому древнему искусству самосовершенствования [1, 7]. Указанные традиции отличаются высокой степенью консерватизма и неизменностью, поэтому наставники школ ушу часто отказываются принимать вообще какие-либо методические рекомендации, не характерные для традиционной китайской культуры, например, принцип цикличности спортивной подготовки. С другой стороны, определенные направления китайского ушу (например, контактное ушу) стремятся развиваться как вид спорта и поэтому, наоборот, ис-
пытывают потребность в уже доказавших свою эффективность разработках по теории и методике спортивной подготовки [3].
Другой причиной актуальности избранной темы выступает возможность и целесообразность синтеза традиционных китайских и некитайских методов и средств восстановления китайских спортсменов-единоборцев [3, 6, 7].
Таким образом, актуальность темы исследования определяется возможностью разработки методики спортивной подготовки в контактном ушу, включающей традиционные китайские и некитайские методы и средства восстановления, распределение которых определяется принципом цикличности.
Цель исследования - обоснование системы синтеза китайских и некитайских методов и средств восстановления спортсменов ушу в соответствии с принципом цикличности спортивной подготовки.
№1 • 2023 Январь | Januar
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с Н
Методика и организация исследования. Методологической основой исследования принят принцип цикличности спортивной подготовки и две его различающиеся между собой версии в интерпретации Л. П. Матвеева и других авторов, в частности Ю. В. Верхошанского и Б. М. Иссурина [2, 4, 6].
В интерпретации Л. П. Матвеева принцип цикличности реализуется в виде годичного макроцикла, включающего подготовительный, соревновательный и переходно-восста-новительный периоды, состоящие из мезоциклов и микроциклов [там же]. В интерпретации Б. М. Иссурина основой циклической подготовки спортсменов выступает полуторамесячный или месячный мезоцикл.
В первом случае предполагается участие спортсмена в трех соревнованиях в течение одного года: главном и основных. Во втором случае таких соревнований может быть гораздо больше - до 10-12 соревнований в год. Среди них также можно выделить главное или наиболее значимое соревнование, тогда как на остальных не обязательно требуется показывать высокий результат на пределе сил и способностей [6].
Активно используются оба методических подхода. Но если версия макроцикла носит практически универсальный характер, то версия мезоцикла рассчитана в основном только на опытных спортсменов-профессионалов. Да и последняя применяется лишь до определенных пределов накопления физической усталости и психической опустошенности от слишком частых выступлений.
Методы и средства восстановления спортсменов обычно распределяются в зависимости от выбранной интерпретации принципа цикличности спортивной подготовки. Однако можно выделить и некие общие закономерности распределения восстановительных мероприятий и процедур:
- обязательное и регулярное чередование видов, объема, степени интенсивности нагрузки;
- обязательное и регулярное чередование периодов тренировочной и соревновательной работы и отдыха;
- использование методов и средств пассивного и активного отдыха и восстановления, к которым причисляют релаксацию, массаж, баню, прогулки, игровой досуг, прочее;
- включение в каждый микроцикл как минимум одного дня отдыха и полного или частичного освобождения от тренировок;
- наиболее частое и продолжительное использование восстановительных и лечебных процедур в период, следующий непосредственно за очередным, а особенно за главным соревнованием [5, 6].
Результаты исследования и их обсуждение. В отличие от западноевропейских или российских спортивных секций и клубов, китайские физкультурно-спортивные сообщества в большинстве случаев до сих пор объединяются и функционируют по кланово-семейному принципу, в частности, воспитанники школ ушу часто совместно проживают и трудятся в доме наставника-учителя (шибо). В подобных случаях методом и средством восстановления после тренировок и соревнований не без оснований считается смена рода занятий - переход от тренировок к трудотерапии. При этом традиционной обязанностью старших или, как говорят в России, высококвалифицированных учеников является помощь и частичная замена учителя в качестве наставников, тренирующих и воспитывающих младших учеников.
В целом, восстановительные процедуры в Китае являются не менее фундаментальной традицией, уже фактически неотделимой от процесса жизнедеятельности адептов, как и сама культура ушу. Данная традиция предписывает:
- обязательное посещение китайской бани (сауны) не реже одного раза в неделю;
- ежедневное проведение пассивных и активных медитаций, то есть углубленного самосозерцания и выполнения спе-
циальных формальных двигательных комплексов, например, в стиле гимнастики Великого предела - Тайцзицюань;
- ежедневное неоднократное обращение к совершенно-мудрым предкам и углубленное психологическое погружение в себя с целью самооценки и коррекции поведения и совершенных деяний;
- обязательное освобождение от тренировок и ежедневное проведение медико-профилактических и восстановительных процедур (например, с использованием Чжэнь-Цзю терапии, то есть иглоукалывания и прижигания) не менее чем в течение одной недели после главного (значимого) соревнования;
- проведение традиционного коллективного игрового досуга, коллективное участие в праздниках и народных гуляниях [1, 3].
Выводы. Западная и восточная культура телесно-двигательной психофизической активности обладают схожими чертами, создающими возможность их продуктивного и жизнеспособного синтеза, в данном случае, в области физкультурно-спортивной практики ушу.
Внедрение в китайской сфере физической культуры и спорта советско-российских теоретико-методических концепций и разработок уже само по себе стало доброй традицией, даже несмотря на китайский культурный консерватизм. То же самое можно сказать и по поводу внедрения китайских методик в российской физкультурно-спортивной практике. Дальнейшее развитие этого процесса, обогащающего российскую и китайскую профильную культуру, несомненно, будет проистекать в контексте глобального производственно-экономического и политического сближения двух стран.
Литература
1. Ван Ганг Основы китайской технологии ушу [M] / Ван Ганг. Тайюань: Шаньси, Журнал науки и технологий, 2009: 51.
2. Верхошанский Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 2-14.
3. Го Юйчэн. Проявление современной культуры боевых искусств [J ] / Го Юйчэн. // Наука ушу, 2009, 5 (5): 1.
4. ИссуринВ. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. -Издательство: Советский спорт. - С. 283.
5. Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева и др. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. - 200 с.
6. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.
7. Передельский А. А. Единоборства и их спортивная традиция / А.А. Передельский // Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения / под ред. А. Д. Жукова. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2011.- С. 540-617.
References
1. Wang Gang. Osnovy kitayskoy tekhnologii ushu [Fundamentals of Chinese Wushu Technology] [M]. Taiyuan: Shanxi, Journal of Science and Technology, 2009: 51.
2. Verkhoshansky Yu.V. Teoriya i metodologiya sportivnoy podgotovki: blokovaya sistema trenirovki sportsmenov vysokogo klassa [Theory and methodology of sports training: a block system for training high-class athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2005. No. 4. pp. 2-14.
3. Guo Yucheng. Proyavleniye sovremennoy kultury boyevykh iskusstv [The manifestation of modern culture of martial arts] [J]. Nauka ushu, 2009, 5 (5): 1.
4. Issurin V.B. Blokovaya periodizatsiya sportivnoy trenirovki [Block peri-odization of sports training]. Sovetskiy sport publ. p. 283.
5. Lubysheva L.I. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in the system of physical education: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: eoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017. 200 p.
6. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i yeye prikladnyye aspekty [General theory of sports and its applied aspects]. Textbook for universities of physical culture. 5th ed., rev., sup.. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010. 340 p.
7. Peredelsky A.A. Yedinoborstva i ikh sportivnaya traditsiya [Martial arts and their sports tradition]. Nauka o sporte. Entsiklopediya sistem zhizneobespecheniya. A.D. Zhukov [ed.]. Moscow: MAGISTR-PRESS publ., 2011. pp. 540-617.
18
http://www.teoriya.ru
№1 • 2023 Январь | Yanuar