Научная статья на тему 'Исторические предпосылки гуманизации сферы физической культуры: к постановке проблемы'

Исторические предпосылки гуманизации сферы физической культуры: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голов В.А.

В статье рассмотрены и выделены исторические предпосылки гуманизации сферы физической культуры, способствующие становлению и развитию гуманистически направленной региональной образовательной системы на основе учета гармонизации традиционного и инновационного в российской культурно-педагогической традиции в физкультурном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки гуманизации сферы физической культуры: к постановке проблемы»

ПЕДАГОГИКА

УДК 796.011

В. А. Голов

Исторические предпосылки гуманизации сферы физической культуры: к постановке проблемы

В статье рассмотрены и выделены исторические предпосылки гуманизации сферы физической культуры, способствующие становлению и развитию гуманистически направленной региональной образовательной системы на основе учета гармонизации традиционного и инновационного в российской культурно-педагогической традиции в физкультурном образовании.

Ключевые слова: гуманизация, физическая культура, спорт, физкультурное образование.

A. V. Golov. Statement of the problem of historical preconditions of the humanization of physical culture and sport

Historical preconditions of a humanisation of physical culture and the sports, promoting formation and development humanity the directed regional educational system on the basis of the account of harmonisation traditional and innovative in the Russian cultural-pedagogical tradition in sports formation are considered and allocated.

Keywords: a humanisation, physical culture, sports, sports formation.

© Голов В. А., 2018

В настоящее время предпринимаются попытки разработки и внедрения различных концепций и средне- и долгосрочных программ развития региональной сферы физической культуры в России.

В научной литературе термин «гуманизм» в различных источниках трактуется по-разному. На наш взгляд, применительно к физической культуре более четко гуманизм определяет С. В. Ким, характеризуя его как совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения [9].

Термин «гуманизация» также имеет множество тождественных определений. Во всех случаях это сводится к признанию и уважению общечеловеческих ценностей, вниманию к людям. Соответственно, можно согласиться с выводом, что гуманистическая направленность физической культуры — это сфера, в которой человек, личность поставлены во главу всей физкультурно-спортивной деятельности, а сама деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Человек в гуманистической сфере физической культуры рассматривается как потребитель физкультурно-спортивных услуг и обладатель не только определенной функциональной подготовленности, но и нравственных начал и моральной ответственности.

Гуманистические подходы к физкультурному образованию выступают сегодня в качестве общепризнанной идеи, что предусматривает приоритет целостного развития личности в единстве разума и чувства, духа и тела [9].

Современная система физической культуры в стране и в регионах сохраняет черты административно-командной системы управления, работает на спортивный результат, на показатели, при ориентации на которые в образовательном процессе гуманистические ценности слабо проявляются [3, с. 62]. Мы считаем, что такая тенденция сохраняет устойчивый характер, усиливая противоречия между массовым спортом и спортом высших достижений, что негативно сказывается на процессе гуманизации сферы физической культуры.

В управленческой практике в области физической культуры и спорта страны и регионов сложились две основные формы: государственная и общественная. Сохранились признаки административно-командной системы, когда приоритетное значение имеют результаты выступлений, а проблемы воспитания гармонически развитой

личности, оздоровления посредством физических упражнений носят в большей степени декларативный характер.

Подтверждением служат многочисленные нормативно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта.

Мы проанализировали региональную нормативно-правовую базу Республики Коми в период с 2004 по 2017 годы. За этот период было принято более ста нормативных актов, отражающих заинтересованность властных структур в поддержке спорта высших достижений. Строительство комплексных спортивных объектов также предназначено в первую очередь для обеспечения непрерывного процесса подготовки сборных команд [13, 15].

На наш взгляд, все вышеуказанные документы были бы более практичны при наличии четкого механизма контроля за исполнением законодательных актов не правительственным органом, а советами или комиссиями, состоящими из представителей общественности. Немаловажен и тот факт, что разработка вышеуказанных документов проводится без участия научных кадров и общественного обсуждения. Если задачи выполняют, контролируют и отчитываются перед вышестоящими органами только государственные институты, в этом случае региональная политика не может быть, на наш взгляд, эффективной и не отражает мировых тенденций развития физической культуры, ее гуманизации.

В современном обществе в спорте высших достижений целью является результат и, соответственно, существует ряд противоречий: жестокость, омоложение спорта, использование запрещенных приемов и средств, допинг, коррупция и пр., что не может служить примером гуманизации физической культуры, так как система физической культуры может развиваться эффективно только при вовлечении широких масс населения в физкультурное движение.

Прежде всего следует подчеркнуть, что через государственную форму управления реализуется деятельность по развитию системы физической культуры и спорта, многообразная исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется в следующих основных формах: установление нормативных актов управления и проведение организационных мероприятий.

В стране сложилась чрезвычайно богатая по содержанию и многообразная по форме система управления физической культурой, ко-

торая функционирует в виде следующих организационных моделей систем управления: государственных учреждений, добровольно организованного массового физкультурного движения, учреждений подготовки спортсменов-олимпийцев, самостоятельных занятий населения физическими упражнениями.

Общественный уровень управления включает общественные организации региона: федерации и спортивные клубы, общественные советы при органах исполнительной власти и пр. Следует отметить, что в советский период перечень негосударственных организаций был более обширным, и они оказывали влияние на формирование мировоззрения, воспитания здоровой и гармонически развитой личности, не вмешиваясь в проблемы спорта высших достижений.

В последнее время в российской управленческой литературе все большее внимание уделяется социально-педагогическому изучению физкультурных и спортивных интересов различных групп населения и мотивации физкультурно-спортивной деятельности, что должно содействовать процессу гуманизации физкультурного движения. Но в реальных условиях государственные органы управления физической культурой и спортом склоняются к поддержке спорта высших достижений, осуществлению грандиозных проектов по строительству сооружений и проведению крупных резонансных мероприятий [7; 16; 19 и др.].

На наш взгляд, процесс гуманизации сферы физической культуры может усилить деятельность в привлечении широкой общественности к проблеме контроля за деятельностью государственных органов управления.

Современное развитие системы региональной физической культуры, которое относится и к Республике Коми, практически является продолжением государственной политики советского периода, когда главные цели — воспитание гармонически развитой личности и оздоровление нации — на практике подменяются такими задачами, как развитие спорта высших достижений и доминирование в олимпийском движении. Соответственно, необходима переоценка реальной государственной политики в сфере физической культуры, что подразумевает наиболее перспективные направления: изменение целей управления; оптимизация школьной физической культуры (переход от физического воспитания к физкультурному обра-

зованию]; пропаганду значимости средств, форм и методов физической культуры в системе подготовки учащихся к трудовой и общественной жизни.

Идеи и практический опыт Древней Греции внесли большой вклад в развитие гуманистических ценностей олимпийского движения и физкультурного образования, а некоторые мыслители и философы активно участвовали в олимпийских играх (Геродот, Платон, Лукиан, Пифагор и др.].

В Древней Греции могла идти речь о физическом образовании и более полной гармонии умственного, нравственного образования, воспитания, чем у какого-либо другого народа до настоящего времени [6, с. 30]. Это, по нашему мнению, свидетельствует об устойчивой тенденции гуманистической направленности физической культуры. Такие тенденции и стали определяющими в работах П. Ф. Лесгафта, научно обосновавшего связь физического воспитания с умственным и эстетическим воспитанием, при решающей роли нравственного [11, с. 287].

Гуманистическая направленность физического воспитания Киевской Руси отмечается в трудах Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и др. [8, с. 45; 10, с. 29]. Карамзин Н. М. подчеркивает: «Значение христианизации Древней Руси состоит прежде всего в том, что благодаря этому Русское государство перешло в качественно новое состояние в сфере духовности, нравственности, эстетики, культуры» [8, с. 86]. Можно отметить, что это не могло не отразиться и на культурной жизни общества, в том числе и в сфере физической культуры.

Во времена Средневековья нормы физического воспитания сводились к усиленному воспитанию воинских качеств и повышению боеспособности [1, с. 58; 4, с. 22; 17, с. 19]. Тем самым подтверждается факт, что в ту эпоху на европейском континенте, в Северной Америке и Восточной Азии произошел откат от гуманизации в сфере физической культуры.

В отечественной научной литературе долгое время бытовала точка зрения, что современная система физической культуры привнесена извне. Согласимся с тем, что в результате интеграционных процессов конца XIX — начала XX веков российская система физической культуры многое почерпнула из модных на тот момент гимнастических зарубежных систем. Но задолго до этого са-

мобытные формы физических упражнений и состязаний в Древней Руси отмечены в трудах отечественных историков Н. М. Карамзина и В. О. Ключевского. В них упоминаются и правила проведения кулачных боев князя Игоря, где запрещалось наносить тяжелые травмы противнику, и конные состязания казачества в IX—XI вв., тогда как в Западной Европе большинство состязаний сводилось к жестоким рыцарским турнирам, а церковнослужители запрещали практически все виды физических упражнений, считая это ересью.

Отечественными исследователями истории физической культуры получены веские доказательства, опровергающие мнение ряда зарубежных и отечественных исследователей, которые отвергали самобытность и естественность возникновения гуманистических принципов древнерусской системы физического воспитания, а также говорили о неприятии церковью каких-либо народных игр и физических упражнений.

На основании изучения фресок Софийского собора в Киеве и Киево-Печерского монастыря было доказано, что на Руси были широко распространены различные виды физических упражнений, а критика церковнослужителей главным образом была направлена против грубых, опасных занятий не только здоровья, но и для жизни людей [6, с. 40—41].

Русская церковь не была противницей народных игр и упражнений, а следуя православному вероучению, стремилась облагородить, гуманизировать народную физическую культуру; в более позднее время принимала меры по улучшению постановки физического воспитания в духовных семинариях и других духовно-учебных заведениях. Таким образом был заложен фундамент, ставший гуманистической основой, а в народной физической культуре нашли отражение этические и эстетические идеалы народа — творца истории, всей культуры человеческого общества [5, с. 47].

Прогрессивные мыслители того времени И. И. Бецкой, А. П. Протасов, М. Я. Мудров, Н. И. Новиков и др. предлагали наряду с физическим уделять большое внимание нравственному, духовному развитию человека. Учитывая приоритет военно-физической подготовки в середине XIX в., передовые умы российской интеллигенции (В. Г Белинский, А. Г.Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) отстаивали идею гармоничности воспитания.

Значительную роль в формировании научных основ физического воспитания сыграли врачи Е. А. Покровский и Е. М. Дементьев. На страницах журнала «Вестник воспитания», основанного Е. А. Покровским, на первый план выдвигались пропаганда физического воспитания и проблемы физического и нравственного воспитания детей [5, с.79—80].

В Западной Европе первые предпосылки гуманизации физической культуры стали проявляться в XVI веке. В условиях абсолютизма школьное обучение и в области физической культуры не соответствовало теоретически уже требованиям проведения реформы [17, с. 24]. Можно подчеркнуть, что прогрессивные для того времени взгляды ранних социалистов-утопистов и сегодня являются актуальными и востребованными в современном постиндустриальном обществе.

Нельзя согласиться с мнением некоторых отечественных исследователей истории физической культуры и спорта, считавших, что в буржуазном обществе гуманистическая направленность физической культуры невозможна [4, с. 33—36]. Идеалы олимпизма были сформулированы в буржуазном обществе во второй половине XIX века именно западноевропейскими деятелями и учеными, в том числе и под влиянием основоположников теории физического воспитания российского исследователя П. Ф. Лесгафта и французского Жоржа Демени.

Середина XIX — начало XX в. характеризуется бурным ростом развития спортивных любительских организаций, а также признанием и соблюдением основных гуманистических принципов: запрета на участие профессионалов в соревнованиях любителей; неприятия жестокости в спорте; принципа честной игры; уважения личности и др.

Пьер Кубертен заявлял, что гуманизм как таковой может быть воплощен только в конкретных результатах и, будучи гарантией морального развития индивида, делает реальной возможность сравнения спортивных результатов на основе принципов олимпизма.

В настоящее время становится все более очевидным, что необходима ориентация физкультурного образования на освоение гуманистических ценностей, что наиболее эффективно при реализации аксиологического подхода, при переходе от традиционного к знаково-контекстному, активному и ценностно-ориентированному обучению [16].

Отсюда вытекает необходимость разработки организационно-педагогических условий и средств физкультурного образования и воспитания гуманистических ценностей личности.

Согласимся с мнением ряда современных отечественных исследователей в том, что освоение ценностей физической культуры обеспечивает формирование физической культуры и способствует проявлению социальной культуры личности [2; 12; 14; 16; 18; 19]. Но имеются противоречия, заключающиеся в потребности общества в творческой, гармонично развитой личности и недостаточной готовности педагогов к организации развивающей среды.

Процессу гуманизации воспитания в школе присущ противоречивый характер. С одной стороны, все признают ее необходимость, а с другой — ее практическая реализация происходит в рамках традиционной, классической парадигмы образования [19].

Кризис воспитания в современном обществе состоит в том, что оно утратило свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностные вопросы жизни — о ее смысле и цели, быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Что же касается нравственных принципов, то часто все решается просто: нравственно то, что приносит доход [14].

Ряд отечественных исследователей — В. К. Бальсевич, Л. И. Лубы-шева, Г. М. Поликарпова, В. И. Столяров — предлагают следующие пути и средства решения данной проблемы гуманизации спорта:

1) переход на принципы гуманистической педагогики и психологии;

2) активизация просветительской работы; 3) поиск и использование более гуманных видов спорта; 4) новая парадигма спорта: переход к «несоревновательной» модели спорта.

На наш взгляд, переход к «несоревновательной» модели спорта является преждевременным, поскольку состязательность не нарушает гуманистических принципов физкультурно-спортивной деятельности.

Предложенные разными авторами пути гуманизации спорта (детского в том числе) не исключают, а дополняют друг друга. Поэтому возникает необходимость их интеграции.

В настоящее время целостная научно обоснованная концепция данной интеграции «СпАрт» («Spirituality» — духовность, «Sport» — спорт, «Art» — искусство) была разработана В. И. Столяровым (1990).

Замысел проекта связан с одной из важных задач олимпийского движения, основанного на признании огромного социального значения, гуманистической ценности спорта [18].

Проект призван содействовать: формированию атлетов homo olimpius, облик которых соответствует гуманистическому идеалу гармонично и всесторонне развитой личности; осознанию участниками олимпийского движения этого идеала как важной ценности олимпизма; изменению общественного мнения о несовместимости занятий спортом на олимпийском уровне с гармоничным развитием, с достижением высоких результатов в других видах деятельности.

В некоторых странах успешно реализуются аналогичные проекты: во Франции — «Ассоциация друзей радуги»; в Германии — «Фамилиада»; в России — «Спортивная юность России» и др.

В работе В. И. Столярова приводятся факторы, на наш взгляд, наиболее полно характеризующие гуманистическую роль спорта в формировании личности и его социокультурное значение: позитивное влияние спорта на эстетическую культуру людей; примеры нравственного поведения в духе принципов «Фэйр Плей»; познавательные и эвристические возможности спорта, интегративная и миротворческая функции спорта в системе социальных отношений и др. [19].

Таким образом, исторический процесс освоения мира культуры ведет к глобальной переоценке роли гуманистической направленности физкультурного образования и воспитания. Освоение гуманистических ценностей физической культуры — это дополнительная возможность приобщения к ценностям культуры. В ходе нашего исследования подтвердилась мысль о том, что в Древней Руси был заложен фундамент, ставший хорошей площадкой для гуманизации физической культуры и спорта в стране. Весь ход исторического развития национальной системы физической культуры подтверждает то, что отечественная система физической культуры имеет сугубо национальные корни, а не импортирована. Несомненно, влияние европейской культуры присутствует, но только в определенной степени, дополняя ее содержательно.

По нашему мнению, ошибочным является мнение, что регулярные спортивные занятия и активный отдых населения, тем более его участие в спорте высших достижений, являются гарантом решения ряда проблем современного общества: нравственного совер-

шенствования, формирования здорового образа жизни, повышения нравственной и этической культуры, профилактики асоциального поведения, алкоголизма, наркомании. Однако гуманистический потенциал физической культуры как в прошлом, так и сегодня реализуется недостаточно эффективно. Груз противоречий современного спорта и его влияние на физическую культуру ощущается отчетливо. Особую сложность представляют педагогический и воспитательный процессы формирования и развития духовно-нравственных, творческих, этических, культурных ценностей личности. Можно отметить, что высокий гуманистический потенциал физической культуры не реализуется автоматически.

Сегодня назрела острая потребность в модернизации системы физической культуры и спорта в масштабе всей страны. Нужны серьезные преобразования массового спорта на региональном и муниципальном уровнях, определяющим должно стать создание структур спортивно-культурной направленности. Только взаимодействие двух важных социальных сфер — физической культуры и культуры — позволит решить проблему гуманизации региональной физической культуры. А это, в свою очередь, будет способствовать становлению и развитию гуманистически направленной региональной образовательно-воспитательной системы.

Таким образом, в качестве исторических предпосылок гуманизации отечественной физической культуры и спорта целесообразно рассмотреть: формирование гуманистических ценностей; идею гармоничности воспитания молодого поколения; развитие физкультурного образования с учетом тенденций и гуманистических традиций; необходимость разработки организационно-педагогических условий и средств физкультурного образования и воспитания гуманистических ценностей личности; использование группы гуманистических и педагогических ценностей, учитывая современные тенденции физкультурного образования.

***

1. Акчурин Б. Г. Диалектика духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 6. С. 57—60.

2. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. 112 с.

3. Банников А. М. Управление развитием физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 2. С. 62—63.

4. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. М.: Академия, 2001. 163 с.

5. Деметр Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. М.: Советский спорт, 2005. 324 с.

6. Деметр Г. С., Никитенко Н. Н. Фрески Софийского собора в Киеве как один из источников изучения физической культуры Древней Руси // Теория и практика физ. культуры 1988. № 6.

7. Зотова Ф. Р. К вопросу о современных тенденциях развития спорта // Теория и практика физ. культуры. 2001. № 2. С. 39—42.

8. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2002, 245 с.

9. Ким С. В. Валеологическая безопасность научно-методической деятельности педагога. СПб.: СПбГУЭФ, 2005. 311 с.

10. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М.: Прогресс, 1992. 229 с.

11. О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Коми: Закон Республики Коми № 91-РЗ от 18.09.2008. URL: http://www.sportrk.ru /page /dokumenty.strategicheskie_dokumenty / (дата обращения 07.06.2018).

12. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. М.: Физкультура и спорт, 1951—1956. Т. 1. С. 287.

13. Лубышева Л. И. Спортивная культура в школе. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. 174 с.

14. Поликарпова Г. М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Великий Новгород, 2003. 45 с.

15. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Республике Коми (2012—2013 годы): Долгосрочная республиканская целевая программа. Постанов. Правительства Республики Коми. №46, от 14.02.12.

URL: http://www.sportrk.ru /page / dokumenty.strategicheskie_dokumenty / (дата обращения 07.06.2018).

16. Сапожникова Н. В. Воспитание гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 27 с.

17. Столбов В. В.. История и организация физической культуры и спорта. М.: Просвещение, 1982. 286 с.

18. Столяров В. И. Спорт и искусство: альтернатива — единство — синтез. М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1996. 179 с.

19. Столяров В. И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе. М.: Теория и практика физической культуры, 2009. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.