Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
921
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / METHODOLOGY OF TEACHING HISTORY / SCHOOL HISTORICAL EDUCATION / HISTORICAL PERSONALITY / GENERAL HISTORY / RUSSIA / BELARUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бехтенова Е.Ф., Дружинина Ю.В.

Актуальность исследования обусловлена недостатком специальных научных работ, посвященных выявлению и сравнению круга исторических личностей ХХ - начала ХХI века, которые изучаются в школьном курсе всеобщей истории учащимися России и Беларуси. Изучение проблемы позволит выявить специфику понимания школьниками наших стран вопроса о роли личности в историческом процессе, что актуально для развития социокультурных и политических взаимоотношений между нашими странами. Цель статьи - сопоставление школьных учебников России и Беларуси по всеобщей истории для выявления на их страницах личностей, которые являются значимыми для истории наших стран в ХХ - начале XXI века и должны изучаться учащимися. Методология исследования базируется на методе сравнения, анализе, синтезе, описании и методе контент-анализа, который позволяет выявить исторические личности (и сведения о них), которые встречаются на страницах учебников. В выводах авторы отмечают, что исторические субъекты, упоминаемые на страницах школьных учебников по всеобщей истории России и Беларуси, практически идентичны: в изучаемый период большинство стран мира взаимодействовали в рамках региональных и мировых процессов и событий, что определило их значимость для истории многих стран. Россия и Беларусь большую часть изучаемого периода входили в единое государственное образование, поэтому современные школьные учебники по всеобщей истории этих стран содержат схожий перечень исторических персонажей. В белорусских учебниках представлено более детальное описание исторических деятелей, чем в российских, так как на изучение обозначенного авторами статьи временного периода в школах Беларуси отведено больше учебного времени, чем в российских школах. Существуют также и различные подходы к организации познавательной деятельности школьников при изучении исторических персонажей. В заключении обозначены перспективы развития темы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PERSONALITIES OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY ON THE PAGES OF SCHOOL TEXTBOOKS ON THE UNIVERSAL HISTORY OF RUSSIA AND BELARUS: FOR STATING THE PROBLEM

Problem and purpose. The study is relevant due to the lack of special scientific works on the identification and comparison of the circle of historical personalities of the twentieth - early twenty-first century, which are studied in the school course of general history by students of Russia and Belarus. Studying the problem will reveal how students of our country understand the issue of the role of the individual in the historical process, which is important for the development of socio-cultural and political relations between our countries. The purpose of the article is to compare Russian and Belarusian schoolbooks on general history to identify personalities on their pages that are significant for the history of our countries of the twentieth and early twenty-first centuries. Therefore, they were presented to students for further study. The research methodology is based on the method of comparison, analysis, synthesis, description and the method of content analysis, which allows you to determine historical personalities and their characteristics that are found on the pages of textbooks. Drawing conclusions, the authors note that the historical subjects mentioned on the pages of school textbooks on the general history of Russia and Belarus are almost identical: during the study period, most countries of the world were in interaction with each other in the framework of regional and world processes and events, which made certain historical figures central to the history of many countries. Russia and Belarus, for most of the study period, were part of a single state entity, and therefore, modern schoolbooks on the general history of these countries contain a similar list of historical characters. However, Belarusian textbooks provide a more detailed description of historical subjects than Russian ones, since more time is devoted to studying the time period designated by the authors of the article in Belarusian schools than in Russian schools, and because there are different approaches to the organization of cognitive activity of schoolchildren. In conclusion, the authors outline the prospects for the development of the research topic.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

Е.Ф. Бехтенова, Ю.В. Дружинина

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: школьное историческое образование, методика преподавания истории, всеобщая история, историческая личность, Россия, Беларусь.

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена недостатком специальных научных работ, посвященных выявлению и сравнению круга исторических личностей ХХ - начала ХХ1 века, которые изучаются в школьном курсе всеобщей истории учащимися России и Беларуси. Изучение проблемы позволит выявить специфику понимания школьниками наших стран вопроса о роли личности в историческом процессе, что актуально для развития социокультурных и политических взаимоотношений между нашими странами.

Цель статьи - сопоставление школьных учебников России и Беларуси по всеобщей истории для выявления на их страницах личностей, которые являются значимыми для истории наших стран в ХХ - начале XXI века и должны изучаться учащимися.

Методология исследования базируется на методе сравнения, анализе, синтезе, описании и методе контент-анализа, который позволяет выявить исторические личности (и сведения о них), которые встречаются на страницах учебников. В выводах авторы отмечают, что исторические субъекты, упоминаемые на страницах школьных учебников по всеобщей истории России и Беларуси, практически идентичны: в изучаемый период большинство стран мира взаимодействовали в рамках региональных и мировых процессов и событий, что определило их значимость для истории многих стран. Россия и Беларусь большую часть изучаемого периода входили в единое государственное образование, поэтому современные школьные учебники по всеобщей истории этих стран содержат схожий перечень исторических персонажей. В белорусских учебниках представлено более детальное описание исторических деятелей, чем в российских, так как на изучение обозначенного авторами статьи временного периода в школах Беларуси отведено больше учебного времени, чем в российских школах. Существуют также и различные подходы к организации познавательной деятельности школьников при изучении исторических персонажей. В заключении обозначены перспективы развития темы исследования.

Постановка задачи. В настоящее время в методике преподавания истории продолжают разрабатываться подходы к изучению исторических личностей на школьных уроках истории с целью не только приращения знаний у учащихся об изучаемых исторических персонажах, исторической эпохе, в которой они жили, но и воспитания школьников положительными или отрицательными примерами из биографий исторических деятелей.

Мы уже отмечали важную роль учебников в формировании мировоззрения учеников, их отношения к событиям и историческим личностям [1]. Данная публикация, носящая постановочный и констатирующий характер, продолжает серию публикаций, посвященных сравнительной характеристике российских и белорусских учебников. Цель нашего исследования - сравнить школьные учебники России и Беларуси по всеобщей истории для выявления на их страницах личностей, которые являются значимыми для истории наших стран ХХ - начала XXI века и потому представлены учащимся для изучения.

Выбор нами в качестве хронологического периода начало ХХ и начало XXI века объясняется несколькими причинами. Территориально Россия и Беларусь в этот временной промежуток входили в состав единого государственного образования, а после его распада - были сохранены тесные социокультурные, экономические и политические связи. Совместная история стран предполагает наличие общих героев и антигероев, оказавших влияние на развитие стран. Кроме того, в настоящее время при выстраивании взаимоотношений между государствами происходит обращение к событиям, личностям, которые оказали значительное влияние на развитие дружественных стран (что осмысливается и научным российско-белорусским сообществом) [4]. В связи с этим важно понимать, почему те или иные исторические деятели презентуются авторами учебников по истории. Обращение же к всемирной истории связано с тем, что в ХХ - начале XXI века большинство стран мира находились в непосредственном взаимодействии друг с другом как в рамках событий, носящих планетарный масштаб (мировые войны), так и в событиях локального характера (региональные конфликты, социокультурное, экономическое

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

взаимодействие). Заметим, что авторы учебников, судя по текстам учебников, опираясь на положения примерной основной образовательной программы среднего общего образования, видят начало XXI века логичным продолжением событий ХХ века, продолжая повествование до 2010-х годов.

Источниковой базой для нашего исследования стали учебники по всеобщей истории России и Беларуси, посвященные изучению ХХ - начала XXI века. При отборе учебника мы ориентировались на его новизну, так как это свидетельствует об актуальном отражении в его тексте характеристик исторических деятелей. Российский учебник [2], с которым мы работали в процессе нашего исследования, включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в нашей стране [5]. Учебники по всемирной истории Беларуси [8, 6, 7], освещающие школьникам события хХ - начала XXI века, включены в перечень рекомендованных учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе в Республике Беларусь [9].

Научная экспозиция, введение в проблему. Актуальность и теоретические подходы к изучению биографий исторических деятелей, а также методические аспекты организации работы школьников по изучению исторических личностей собраны в монографии ученых кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета, посвященной памяти В.Ф. Цыбы [3]. Мы разделяем мнение Л.Н. Алексашкиной о том, что «нельзя рассказывать о событиях прошлого, не сообщая об их участниках» [3, 218]. Автор озвучивает, на наш взгляд, важную с методической точки зрения проблему о том, как «представлен человек в истории» на страницах школьных учебников.

В процессе исследования были использованы следующие методы научно-исследовательской работы с отечественными и белорусскими школьными учебниками по истории: сравнение, анализ, синтез, описание, метод контент-анализа.

Исследовательская часть. При анализе текстов школьных учебников по всеобщей истории России и Республики Беларусь из всего массива исторических персонажей нами выявлено более ста восьмидесяти общих исторических деятелей ХХ - начала XXI века, с которыми знакомятся на уроках истории ученики названных стран. При подсчете учитывались имена исторических персонажей, которые встречались в учебниках обеих стран, а также производные от их фамилий, имен, название географических объектов, явлений, носящих их фамилию. На наш взгляд, это важно, так как чаще всего названия общественным явлениям, политическим течениям, населенным пунктам, географическим, промышленным и транспортным объектам присваивают по фамилии исторического деятеля, с целью увековечить его память или подчеркнуть его причастность к историческим событиям, важным для развития общества. В дальнейшем в тексте нашей работы мы будем говорить только о тех исторических субъектах, которые встречаются как на станицах российских, так и белорусских учебников.

Нами выявлено, что на страницах школьных учебников по всеобщей истории в России и Беларуси наиболее часто упоминаются деятели политической сферы жизни общества (52%), духовной сферы (38%) и военные деятели (8%). Выделение военных деятелей в отдельную группу объясняется тем, что в текстах учебников они характеризуются общественной активностью. Заметим, что деятелей экономической сферы жизни общества, которые бы встречались в учебниках обеих стран, практически нет, за исключением таких известных личностей, как А.Г. Стаханов, Г. Форд и еще нескольких человек (2%).

Отметим, что сведения о деятельности обычных граждан в российских учебниках практически отсутствуют, а в белорусских представлено изредка. Например, в учебнике для

пробл€мы современной психологии и педагогики

10-го класса белорусского учебника приведены отрывки из воспоминаний одной из основательниц женских тракторных бригад П.Н. Ангелиной [6] Далее в таблице 1 приведены наиболее часто упоминаемые исторические деятели, изучаемые школьниками России и Беларуси.

Таблица 1

Соотношение количества упоминаний исторических деятелей ХХ - начала XXI века в российских и белорусских

школьных учебниках по всеобщей истории

Исторические деятели Название учебника

Всеобщая история (11 класс), Российская Федерация Всемирная история Нового времени, Новейшего времени (8, 10, 11 класс), Республика Беларусь

Деятели политической сферы жизни общества

Ганди М.К. 5 41

Гитлер А. 73 99

Ленин В.И. 3 102

Сталин И.В. 30 115

Хрущев Н.С. 3 49

Военные деятели

Гинденбург П. фон 3 4

Жуков Г. К. 2 12

Колчак А. В. 1 18

Конев И.С. 1 5

Рокоссовский К. К. 1 6

Деятели духовной сферы жизни общества

Дали С. 2 3

Пикассо П. 2 4

Сахаров А. Д. 1 5

Чаплин Ч. 2 7

Эйнштейн А. 5 4

*Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Всеобщая история: 11 класс: базовый и углублённый уровни. - Москва: Дрофа, 2019;

Кошелев В.С. Всемирная история Нового времени, XIX - начало XX в. : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. Минск: Изд. центр БГУ, 2018;

Космач Г.А. Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг. : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. Минск: Нар. асвета, 2012;

Космач Г.А. Всемирная история Новейшего времени, 1945 г. - начало XXI в. : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012.

Анализ текстов белорусских учебников позволяет сделать вывод о том, что о многих исторических деятелях информация представлена лаконично и содержится в основном тексте учебника. Об отдельных исторических персонажах и важных вехах их биографии и портреты исторических деятелей представлены в специальных рубриках (в 8 классе - «Историческая справка», в 10 и 11 классе - «Исторический портрет»). Так, в 11 классе словесные и визуальные портреты исторических личностей представлены в рубрике «Историческая справка». В ней делается акцент на информирование школьников о существовании упоминаемых исторических персонажей. В 8 классе в названной рубрике за рассматриваемый нами период упоминается о десяти исторических субъектах (6 политических деятелей, 3 деятеля духовной сферы жизни общества и один военный деятель). Нами установлено, что в 10 классе представлено 35 исторических субъектов (21 политический деятелей, 8 - военных деятелей, 3 деятеля культуры и науки, 3

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

представителя экономической сферы жизни общества), а в 11 классе из 41 упомянутой личности - 22 деятеля культуры и 19 политических деятелей.

В российском же учебнике информация об исторических личностях крайне скудна и вкраплена в основной текст учебника. Чаще всего можно встретить констатацию того, что исторический субъект существовал, он важен для истории, иначе не был бы назван, но информация о нем минимальна. Так, авторы учебника истории для 11 класса к личности В.И. Ленина обращаются дважды при описании идейного течения марксизма-ленинизма [2, 130131]. В учебнике также присутствует фотография вождя пролетариата, датированная 1956 годом, на фотографии запечатлены восставшие в Будапеште, которые сжигают плакат с изображением Ленина [2, 134]. Больше сведений о нем нет. Тогда как в учебниках по всеобщей истории Беларуси

В.И. Ленин - часто упоминаемая историческая личность (102 раза).

Информацию о В.И. Ленине в белорусских учебниках можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, Владимир Ильич в них описан как политический деятель, идеи которого оформились в мировоззренческую систему «марксизм-ленинизм», ставшую впоследствии популярной далеко за пределами страны. Ленин - активный политический деятель (например, «...предложил перейти от пропаганды марксизма к политической агитации среди рабочих и созданию единой рабочей партии» [8, 120]. «Ленин считал, что сложилась уникальная ситуация, когда большевики, опираясь на реальную силу, могут взять власть в свои руки» [6, 69], «Ленин понимал неизбежное противоречие и опасности развития страны на пути нэпа» [6, 85]). Таким образом Ленин упоминается в белорусских учебниках тридцать шесть раз.

Во-вторых, имя В.И. Ленина связано с фактами, которые призваны сохранить информацию о нем в памяти общества. Так, его фамилия встречается в прежнем названии Санкт-Петербурга - Ленинграде. В тексте учебника нами выявлено 44 упоминания о городе Ленинграде, ленинградцах и ленинградских событиях. Говоря об увековечивании памяти о Ленине и признании его заслуг перед обществом, можно отметить, что в учебниках есть описание ордена Ленина, его изображение и информация о награждении им [6, 93, 97]. Его имя, кроме того, присутствует в названии кинематографических произведений («Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 г.» режиссера М. Ромма) [6, 107], а также в названии первого атомного ледокола [7, 107].

В-третьих, в учебнике школьникам напоминают о В.И. Ленине при изучении политической борьбы за власть, развернувшейся после его смерти [6, 90, 98], а также при описании культа политических лидеров [6, 99].

В-четвертых, при таком обилии упоминаний имени Ленина, о его биографии в белорусском учебнике по истории для 10-х классов содержится историческая справка о нем (его идеологическая позиция, научные положения и политическая деятельность). Отметим, что характеристики исторического персонажа как личности в этом фрагменте текста отсутствуют [6, 74].

Таким образом, на примере В.И. Ленина мы показали, что белорусские школьники имеют возможность более подробно узнать о деятельности многих упоминаемых в тексте учебника исторических персонажей, но личностные характеристики, оценки их современниками, потомками, иностранцами все же остаются за текстом учебника.

Предположим, что такая разница презентации исторических деятелей на страницах российских и белорусских учебников связана с тем, что в основу написания современных российских учебников положен системно-деятельностный подход, предполагающий самостоятельную познавательную активность школьников: в учебнике представлены задания, которые предполагают, что в процессе работы над ними школьники познакомятся с биографией и основными направлениями деятельности исторических субъектов.

sssssg§§§§ss§ss§sss§§sss£ проблемы современной психологии и пеапгогики

Например, задание, предполагающее использование дополнительной литературы и интернет-ресурсы по созданию проекта на тему «Важнейшие военные операции Первой мировой войны», несомненно, влечет за собой знакомство школьников с основными историческими личностями этих событий [2, 32]. Также встречаются задания, предполагающие работу с текстом, автором которого является конкретный исторический деятель [2, 50, б6]. Школьнику, конечно, необходимо познакомиться с биографией этого человека, с его мировоззренческими установками. В противном случае ученик не сможет успешно справиться с предложенным заданием. Заметим, что и в учебниках по всемирной истории Республики Беларусь такие задания тоже присутствуют.

Заключение. Изложенное позволяет констатировать, что исторические деятели, представленные на страницах школьных учебников по всеобщей истории России и Беларуси практически идентичны. Однако роль исторических деятелей в развитии исторических событий описана различно: в белорусских учебниках содержится более детальное описание исторических личностей, нежели в российских. Это можно объяснить тем, что на изучение обозначенного авторами статьи временного периода в школах Беларуси отведено больше учебного времени, чем в российских школах. Кроме того, российская система образования выстраивается в логике системно-деятельностного подхода, ориентированного на самостоятельную поисковую проектно-исследовательскую деятельность школьников.

Рассмотренная в статье проблема предполагает дальнейшее решение. Необходимо детально изучить особенности репрезентации отечественных и зарубежных исторических деятелей на страницах учебников; определить специфику описания авторами учебников исторических деятелей из различных сфер жизни общества. Также представляется перспективным проанализировать методический инструментарий и визуальный ряд учебников, облегчающие восприятие учащимися России и Беларуси роль той или иной личности в историческом процессе. Данная работа актуальна в плане развития социокультурных и политических взаимоотношений между нашими странами, для реализации российско-белорусских образовательных процессов.

Бехтенова, Е. Ф, Дружинина, Ю.В. Сибирь на страницах школьных учебников истории в республике Беларусь // Сибирский учитель. - 2019. - № 2 (123). - С. 40-47.

Волобуев, О. В., Пономарев, М. В., Рогожкин, В. А. Всеобщая история : 11 класс : базовый и углублённый уровни : учебник. - 7-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2019. - 223 с.

«История в человеке, попавшемся на ее дороге» : историческая биография в Сибири XIX-XXI веков (историографический, источниковедческий и методический аспекты) : коллективная монография, посвященная памяти В.Ф. Цыбы / И.Г. Адоньева, Л.Н. Алексашкина, Е. Е. Вяземский и др. / под ред. В.А. Зверева, Н.Н. Родигиной, О.М. Хлытиной / Новосиб. гос. пед. ун-т, Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Тобольская комплексная науч. станция. - Новосибирск : НГПУ, 2018. -324 с.

Осмысление альтернативных концепций российско-белорусской истории. Научный сборник / отв. ред. И.И. Тучков, О.В. Солопова, О.В. Иванников. - Москва : Издательство Московского университета, 2018. - 156 с.

Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345» [Электронный ресурс]. - URL : https://docs.edu.gov.ru/document/070b69d6fa67982bee00084eb5be11d7/download/1440/.

Космач, Г.А., Кошелев, В.С., Краснова, М.А. Всемирная история Новейшего времени : 1918-1945 гг. : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / под ред. Г.А. Космача. - Минск : Нар. асвета, 2012. - 214 с.

Косма, Г.А., Кошелев, В.С., Краснова, М.А. Всемирная история Новейшего времени, 1945 г. - начало XXI в. : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / ГА. СКосмач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова ; под ред. Г.А. Космача. - Минск : Адукацыя i выхаванне, 2012. - 264 с.

Кошелев В. С., Кошелева Н. В., Байдакова Н. В. Всемирная история Нового времени, XIX - начало XX в. : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / под ред. В. С. Кошелева. - Минск : Изд. центр БГУ, 2018. - 206 с.;

Пералк вучэбных выданняу, яюя прыгодныя для выкарыстання у бiблiятэчных фондах устаноу агульнай сярэдняй адукацьи у 2018/2019 навучальным годзе [Электронный ресурс]. - URL:

https://drive.google.eom/file/d/1Xu8jDVKVkqqOKYxEbHyVerfy5S5E_zrW/view

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.