УДК 372.893:371.671
ББК Ч426.632-268.2 ГСНТИ 03.23.07 Код ВАК 07.00.09; 13.00.02
Тагильцева Наталия Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620051, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9, к. 41; е-mail: [email protected]
Грибан Ирина Владимировна,
кандидат исторических наук, доцент, кафедра рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ПАМЯТЬ О РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1877-1878 ГГ.:
ОТРАЖЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историческая память; русско-турецкая война; школьные учебники истории; методика преподавания истории; репрезентация прошлого; образ прошлого; эмоционально-ценностные отношения; народные песни.
АННОТАЦИЯ. Школьные учебники истории являются важнейшим источником формирования представлений о прошлом, не только оказывая влияние на отношение к истории своей страны и других государств, оценку тех или иных событий и персоналий, но и во многом предопределяя интерпретацию современных проблем, имеющих исторические истоки. Авторы школьных учебников истории всегда сталкиваются с непростой задачей создания такого пособия, которое отвечало бы методологическим установкам, целям исторического образования в конкретный период времени, идеологическому курсу руководства страны и при этом отражало достижения исторической науки. Вопрос о том, каким должен быть учебник истории в России, остается актуальным на протяжении всего постсоветского периода. В данной статье будут рассмотрены особенности освещения событий 1877-1878 гг. на страницах российских и советских учебников истории, изданных в конце XIX -начале XXI вв. Обращается внимание на способы формирования знаний об этом периоде в том или ином учебнике: в опоре на когнитивную или эмоционально-когнитивную составляющую личности. Одна из важных идей данной статьи заключается в том, что формирование у обучающихся знаний о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. должно происходить в опоре не только на их информационно-познавательный потенциал, но и на чувства и переживания. Способом появления таких отношений, формирующих чувства и переживания старшеклассников, являются народные песни, которые создавались непосредственными участниками этих событий. Предложены своеобразные музыкальные блоки, посвященные русско-турецкой войне - комплексы народных и композиторских песен, сочиненных в этот период русскими солдатами и казаками. Данные комплексы могут быть использованы учителями истории, исследователями, заинтересованными в формировании активного эмоционально-ценностного восприятии исторических событий на Балканах и их оценки современными школьниками.
Tagil'tseva Nataliya Grigor'evna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Music Education, Institute of Music and Arts Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Griban Irina Vladimirovna,
Candidate of Historical Science, Director of the Museum of USPU History, .Associate Professor of Department of Advertising and Public Relations, Ekaterinburg, Russia.
MEMORY OF THE RUSSIAN-TURKISH WAR 1877-1878:
REFLECTION IN THE DOMESTIC CULTURE AND SCHOOL TEXTBOOKS OF HISTORY
KEYWORDS: historical memory; the Russian-Turkish war; school history textbooks; methods of teaching History; representation of the past; image of the past; emotional-value attitude; folk song.
ABSTRACT. School history textbooks are the most important source for the ideas about the past, influencing not only the attitude to the history of their country and other states, the evaluation of certain events and personalities, but also largely predetermining the interpretation of contemporary problems that have historical origins. The authors of school history textbooks always face the difficult task of creating such a manual that would meet the methodological guidelines, the goals of historical education at a particular time, the ideological course of the country's leadership and at the same time, reflect the achievements of historical science. The question of what a history textbook should be in Russia remains relevant throughout the post-Soviet period. The article describes the features of the coverage of the Russo-Turkish War of 1877-78 in the Russian and Soviet history textbooks published at the end of the XIX - beginning of the XXI centuries. Attention is drawn to the ways of forming knowledge about this period in this or that textbook: in reliance on the cognitive or emotional-cognitive component of the personality. One of the important ideas of this article is that the knowledge about the Balkan military campaign among students should be based not only on their informational and cognitive potential, but also on feelings and experiences. The way of appearance of such relations forming the feelings and experiences of high school students is the folk songs that were created by the participants of these events. Thematic musical blocks on the Balkan war theme are proposed - complexes of folk and composer
1 Исследование выполнено в рамках проекта Минобрнауки России ФЦП «Русский язык» № 03.Z78.21.0025.
songs composed during this period by Russian soldiers and Kazaks. These complexes can be used by history teachers, researchers interested in forming an active emotional-value perception of historical events in the Balkans and their evaluation by modern schoolchildren.
"I Л /"Л лет назад, 28 ноября (10
.Х. декабря) 1877 г. завершил-
ся один из самых трагичных эпизодов русско-турецкой войны 1877-1878 гг. - капитуляцией турок закончилась осада Плевны. Эта война вошла в историю Болгарии как Русско-турецкая освободительная война, по итогам которой Болгария избавилась от пя-тивекового владычества Османской империи и восстановила государственность, утраченную в конце XVI в. Это событие и в постсоциалистический период по-прежнему занимает важное место в коллективной памяти болгарского народа. В настоящее время на территории Болгарии, где разворачивались основные сражения, находятся свыше 400 памятников русским, которые боролись за свободу болгарского народа. Один из главных храмов Софии - Собор Александра Невского, символ освобождения от османского ига. Он воздвигнут в память о русских солдатах, павших в боях за освобождение Болгарии.
В последние несколько лет двусторонние российско-болгарские отношения испытывают на себе влияние сложной геополитической ситуации и нестабильной внутриполитической обстановки в Болгарии. Антироссийская риторика ряда болгарских политиков, воспринимающих Россию как «агрессивную националистическую страну», представляющую военную угрозу для Болгарии, оказывает негативное воздействие на формирование имиджа России, прежде всего в глазах молодого поколения болгар. В условиях прихода к власти в январе 2017 г. нового президента Болгарии Р. Радева особо значимым становится восстановление и развитие дружественных российско-болгарских отношений. Память о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. - то, что объединяет наши народы, может способствовать научному и культурному диалогу.
Важнейшим источником формирования представлений о прошлом являются школьные учебники истории: они оказывают влияние не только на отношение к истории своей страны и других государств, оценку тех или иных событий и персоналий, но и во многом предопределяют интерпретацию современных проблем, имеющих исторические истоки [3; 4; 14].
В пореформенной России формирование исторического сознания молодежи стояло в центре внимания научных кругов и
передовой общественности. Тогда каждый историк, каждая историографическая школа старались реализовать свои идеи не только в узкоспециализированных работах, но и в школьных учебниках, стремясь сделать их достоянием широких масс. У дореволюционного педагога-историка был широкий выбор учебников и учебных руководств по истории. Как отмечал А. Н. Фукс, «за период со второй половины XIX до начала ХХ в. вышло в свет около ста учебников и учебных книг по отечественной истории (без учета переизданных)» [19, с. 3]. Выбор учителем того или иного учебника определялся рядом факторов: соответствием программным требованиям, статусом учреждения (государственное, ведомственное или частное), популярностью, научно-методическим уровнем, общественно-политическими взглядами самого учителя. Необходимо отметить, что в программах по истории 1890, 1902 и 1913 гг. неизменно подчеркивалось, что главной целью изучения истории в школе должно быть «укоренение у учащихся любви и преданности престолу и отечеству» [19, с. 3].
Одним из наиболее популярных в конце XIX в. было пособие И. Беллярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории», выдержавшее 32 переиздания. Этому способствовала не только поддержка Министерства народного просвещения (на книге стоял гриф «Допущено»), но и удачная группировка учебного материала, ясность и лаконичность изложения [1]. Написанный с позиций официально-охранительной концепции отечественной истории, учебник в целом содержал позитивную оценку внешней политики России при «человеколюбивом» Александре II. Отмечалось, что «европейские державы были равнодушны к страданиям турецких христиан, заступались за них редко и только тогда, когда находили это для себя выгодным». Достаточно подробно и эмоционально описывался ход боевых действий. Итоги оценивались следующим образом: «Война с Турцией, продолжавшаяся менее года, стоила России неимоверных жертв и людьми, и деньгами; но все эти жертвы русский народ принес с готовностью, считая освобождение единоверных и единоплеменных славян делом богоугодным» [1, с. 171-173]-
Интересна точка зрения, представленная в известном труде М. Н. Покровского «Русская история с древнейших времен».
© Тагильцева Н. Г., Грибан И. В., 2017
Опубликованный в 1896-1899 гг. труд представлял совершенно иной взгляд на события 1877-1878 гг. Главным отличием от традиционной точки зрения было утверждение о том, что «вся Россия вовсе не соединялась в порыве прийти на помощь славянским братьям». Основываясь на воспоминаниях участников событий, М. Н. Покровский приходит к выводу, что «огромная масса русского народа даже понятия не имела... о славянских народностях и их племенном и религиозном родстве с русским племенем.». По мнению автора, «возбуждение в России носило искусственный характер и захватило только поверхностно русский народ. Главную роль в этом искусственном возбуждении играли славянофилы, искренно верившие в призвание России жертвовать жизнью и достатком ее сынов для устройства славянских дел и расстройства собственных» [18, с. 273]. Рассматривая Восточный кризис в широком контексте трансформации международных отношений в последней трети XIX в., М. Н. Покровский критикует российскую дипломатию и А. М. Горчакова, язвительно подчеркивая, что на Берлинском конгрессе у русских дипломатов не было даже полной карты Балканского полуострова [18, с. 278].
В несколько измененном виде воззрения М. Н. Покровского нашли выражение в труде, впервые изданном в 1920 г. и на целое десятилетие предопределившем восприятие истории, - «Русская история в самом сжатом очерке» [17]. Рассуждая о причинах войны, М. Н. Покровский отмечал: «В настоящее время не может подлежать сомнению, что восстание в Герцеговине было организовано из Австрии и из Сербии, тогда маленького, полусамостоятельного княжества, где полным хозяином распоряжался русский консул. Отлично знали, что и герцеговинцы, и сербы будут раздавлены турками, но это-то и нужно было, чтобы разжечь общественное мнение в России» [17, с. 144]. Крайне негативную оценку М. Н. Покровский дает степени готовности России к войне: «Русские войска действительно были перед Константинополем, но в каком виде! Оборванные, почти босые, почти без патронов, опустошаемые болезнями, - от сыпного тифа умерло больше народа, чем было убито в сражениях.» [17,
с. 145]-
Подводя итог войны, М. Н. Покровский пишет: «Война окончилась в сущности русской победой - Россия получила Батум в Азии, ставший скоро очень важной русской гаванью, и фактически заняла Болгарию, номинально (на словах) превратившуюся в самостоятельное княжество, только князем был назначен племянник Александра II, а
его министрами были русские офицеры. Но это было так далеко от надежд, возбужденных самим же правительством Александра II, что Берлинский конгресс, на котором была ликвидирована война, был принят русской буржуазией как поражение и позор. Редко когда правительство Александра II было так непопулярно, как в эту минуту» [17, с. 146].
Одним из наиболее популярных в СССР стал учебник под редакцией А. М. Панкратовой, изданный впервые в 1940 г. В отличие от М. Н. Покровского, А. М. Панкратова утверждала, что «стремление балканских славян к национальному освобождению находило искреннее сочувствие и горячую поддержку среди братского русского народа», а война с Турцией соответствовала политическим и стратегическим целям царской России [11, с. 259]. Вместе с тем отмечалось, что война показала недостаточную технико-экономическую и военную подготовленность России («Из-за недостатка патронов русским солдатам было приказано беречь патроны и главное внимание в бою обращать на штыковую атаку»); героизм солдат зачастую не давал результатов из-за бездарности высшего командования. Автор учебника подчеркивал, что итоги войны вызвали в России недовольство и разочарование, а «предательство и вероломство Бисмарка», которыми оправдывали неудачи царской дипломатии, привели к изменению внешнеполитических ориентиров и в конечном итоге - к сближению Германии с Австрией и приближению мировой войны [11, с. 260].
В 1960-е гг. широкое распространение получил учебник под редакцией П. П. Епифанова, И. А. Федосова [7]. В целом, оценки событий 1877-1878 гг. в этом пособии были близки к оценкам А. М. Панкратовой. По сравнению с предыдущими пособиями был улучшен методический аппарат: в параграф были добавлены карты, а после текста сформулированы вопросы. Кроме этого, особое внимание уделялось последствиям войны (подчеркивалось, что Сербия, Черногория и Румыния получили полную независимость, а болгары стали свободными гражданами). Отмечалось, что «в честь русских героев, павших в борьбе за освобождение братьев-славян, болгарский народ воздвиг на полях сражений многочисленные памятники, сложил песни. Реликвии этой войны до сих пор бережно хранятся в болгарских музеях» [7, с. 293-300]-
Эти тенденции получили развитие в учебниках 1970-1980-х гг. Так, в учебнике И. А. Федосова 1982 г. материал о войне был лучше структурирован (в отдельные подпункты выделялись важные сюжеты, такие
как борьба за Шипку, осада Плевны). Во-вторых, текст учебника стали сопровождать иллюстрации (репродукция картины А. Попова «Шипка. Оборона Орлиного гнезда солдатами 36-го Орловского и 35-го Брянского пехотных полков и болгарскими ополченцами в августе 1877 г.», изображение медали за русско-турецкую войну 18771878 гг., которой награждались отличившиеся в боях участники, памятник героям войны в Болгарии). В-третьих, ученикам предлагалось поработать с источником -ознакомиться со статьями акта Берлинского конгресса, а в приложениях была размещена карта «Русско-турецкая война 18771878 гг.» [20, с. 147-151]-
Таким образом, в советский период была сформулирована такая версия событий, при которой подчеркивались героизм русского народа, готовность прийти на помощь братьям-славянам и в то же время резко критиковалась царская политика и дипломатия.
На рубеже 1980-1990-х гг. на волне гласности в отечественной исторической науке и публицистике развернулись масштабные дискуссии о событиях прошлого. Стремление ликвидировать «белые пятна» истории, переосмыслить десятилетиями доминировавшую советскую версию событий коснулось практически всех событий отечественной истории. Из всего многообразия учебной литературы, появившейся в 1990-е гг., нам бы хотелось остановить свое внимание на ряде изданий, которые нашли наиболее широкое применение в учебном процессе.
В учебном пособии А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной, выдержавшем более 10 переизданий, русско-турецкой войне 18771878 гг. посвящен отдельный параграф [5]. Освещая причины войны, авторы отмечают, что «император шел на этот шаг с тяжелым сердцем, понимая, что кампания не сулит России никаких материальных выгод, а лишь усложнит ее экономическое положение, но... Александр не мог допустить, чтобы вновь была поставлена под сомнение роль России как великой державы, а ее требования игнорировались» [5, с. 201]. По сравнению с учебниками советского времени информация изложена менее эмоционально, преподносится как набор фактологического материала. В качестве дополнительного материала приведена биография М. Скобелева. В отличие от учебников советской эпохи оценка войны была более позитивной: «Победа в войне 1877-1878 гг. явилась наиболее крупным военным успехом России во второй половине XIX в. Она продемонстрировала действенность военной реформы, способствовала росту автори-
тета России в славянском мире» [5, с. 202]. Для работы с источниками авторами отобраны фрагменты из воспоминаний С. Ю. Витте и журналиста В. Немировича-Данченко. Эта концепция изложения событий представлена и в более позднем издании 2012 г. [6, с. 84-88]-
В пособии А. А. Левандовского материал изложен более подробно и оценка событий совпадает с теми, что были представлены в учебнике И. А. Федосова в 1980-е гг. Параграф, посвященный внешней политике Александра II, богато иллюстрирован, однако не содержит заданий на работу с источниками
[12]. В целом, необходимо отметить сокращение объема материала, посвященного русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
В начале XXI в. акценты в освещении военной истории России в школьных учебниках смещаются. Этому способствовали процессы, происходящие в системе российского образования. Как отмечает И- С. Ого-новская, на практике требования федерального компонента государственного стандарта выражались во «включении обучающихся в процесс осмысления позитивных и негативных сторон российской истории, понимания субъективности мнений и оценок в отношении наиболее спорных событий в истории России - войн, революций, а также исторических личностей» [14, с. 62]-Разработка федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, а затем историко-культурного стандарта, утвержденного Российским историческим обществом, привела к появлению новых линеек учебников. На современном этапе развития исторического образования важным становится «развитие у обучающихся навыков критического, системного мышления, позволяющих избавляться от сложившихся стереотипов, отличать историческую правду от мифологии, более объективно оценивать прошлое» [9]. 15 мая 2015 г. по итогам экспертиз Федеральный перечень учебников пополнили три новые линейки учебников по истории России, созданные в соответствии с историко-культурным стандартом [2]-
Одним из учебников по отечественной истории XIX в., подготовленных в соответствии с историко-культурным стандартом, является книга Л. М. Ляшенко, О. В. Воло-буева, Е. В. Симонова, изданная в 2016 г.
[13]. История русско-турецкой войны рассматривается в этом пособии в рамках параграфа «Внешняя политика России в 18501880-е гг.». Материал представлен кратко, тезисно выделены ключевые события и фигуры. Несмотря на то что описание событий сопровождается иллюстративным материалом, прочтение текста практически не воз-
действует на эмоции. Не предусмотрена работа с источниками. Из текста совершенно не понятны причины вступления России в войну. В отличие от пособий переходного периода внимание акцентируется на потерях: «Война явилась для России серьезнейшим испытанием. Страна потеряла более 202 тыс. солдат и офицеров убитыми, замерзшими, умершими от ран, свыше 33 тыс. человек вернулись домой инвалидами. Совокупные расходы на войну составили 1 млрд 72 млн 310 тыс. 232 руб., что тяжелым бременем легло на плечи народа» [13, с- 154]. Возникает вопрос, насколько необходимы школьникам эти цифры (безусловно, отражающие потери, но не запоминающиеся и практически не воздействующие на эмоции)? Возможно, стоило уделить большее внимание судьбам конкретных участников событий?
В список учебников по истории России включено также пособие издательства «Просвещение» под редакцией А. В. Торку-нова [10]. События 1877-1878 гг. в этой книге изложены еще более сухо и лаконично. Однако в отличие от предыдущего пособия победа в войне оценивается как наиболее крупный военный успех России во второй половине XIX в. (вывод практически полностью повторяет оптимистичную оценку А. Данилова).
Таким образом, анализ школьных учебников по истории, используемых в образовательном процессе Российской империи - СССР - современной России, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, очевидна тенденция к сокращению объема материала. Фактически за последние полтора столетия он сократился в три раза. Во-вторых, сокращение во многом произошло за счет игнорирования эмоциональной составляющей, исключения из текста документальных данных, свидетельств современников событий. В-третьих, больше внимания стало уделяться иллюстративным материалам, которые зачастую не сопровождаются заданиями и потому не выполняют свою функцию. В-четвертых, в учебниках из новой линейки, несмотря на их соответствие историко-культурному стандарту, сильно различаются выводы об итогах войны. Удивительно, что даже по такому отдаленному событию у современных авторов учебников нет единого мнения.
Отметим, что в настоящее время в школах присутствуют как новые учебники, разработанные с учетом историко-культурного стандарта, так и старые (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 эти учебники могут использоваться еще в течение 5 лет). Вследствие этого хотя и были предприняты по-
пытки сформулировать более или менее единообразную трактовку событий, на данный момент эта задача не решена.
История в учебных пособиях для обучающихся в школе детей должна предстать в виде не только определенных «сухих» исторических фактов, но и конкретных событий, отношение к которым может быть выражено в определенных художественных образах в том или ином произведении искусства. Не являются в этом плане исключением и события русско-турецкой войны 1877-1878 гг., которые имели огромное влияние на российское общество, а потому нашли отражение в произведениях великих русских художников, музыкантов, поэтов и литераторов.
Представленный выше обзор учебников для школьников, особенно учебников современных, позволяет говорить о сухом, порой неэмоциональном и очень сжатом материале о событиях на Балканах. Такая подача материала вряд ли вызовет интерес у обучающихся и, соответственно, не сформирует у них мотивацию к самостоятельному изучению этой мало освещенной в учебнике темы. Сжатая информация также не сможет явиться стимулом для размышления и критического рассуждения школьников о столь интересном и во многом трагическом моменте истории Российского государства. В связи с этим перед учителем истории стоит задача эмоционального насыщения того материала, который в кратком изложении представлен в учебнике, что можно будет сделать через введение конкретного исторического материала - рассказов очевидцев о тех событиях. Эмоциональное насыщение урока позволит получать положительные результаты: основательные и прочные знания, базирующиеся на личностном эмоциональном отзыве учащегося на представленный исторический материал. Ознакомление школьников с рассказами о таких событиях, представленными непосредственными их участниками, позволит формировать и собственное мнение по поводу русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а также осмыслить происходящее с личностных позиций.
Одним из путей решения задачи формирования эмоционально-ценностного отношения к историческим фактам и проявления личностного отношения к событиям посредством ознакомления с мнениями их участников является включение в урок истории народной песни. Следует отметить, что привлечение художественного материала в план урока истории по тематике русско-турецкой войны 1877-1878 гг. - закономерность, которая наглядно демонстрируется учебниками истории советского пе-
риода. Примером тому служит уже упоминавшийся учебник И. А. Федосова 1982 г., в котором задействованы репродукции картин русских художников [20].
Одним из наиболее эффективных видов художественной деятельности являются песни казаков и русских солдат, которые, как и многие народные песни, сочинялись как отклик на то или иное событие, а значит, выступали отражением реальной истории русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Действительно, в таких песнях отражались реальные условия бытования русских солдат, боевые действия, в которых эти люди участвовали, их отношение к военачальникам, моменты поражения и славных побед русского оружия [15; 16]- Все эти песни представляют развернутую картину того времени, представленную русскими солдатами, казаками, которые в боях отстаивали независимость Болгарии и ряда балканских государств. Хотя в казачьих песнях того времени не музыка, а слово является главной художественной доминантой, но именно песня в единстве музыкального и поэтического планов дает возможности для возникновения эмоционального переживания школьниками того или иного военного события. Это эмоциональное воздействие народной песни обусловлено особенностью музыкального искусства и исполнительства, которые из всех видов художественного творчества имеют, пожалуй, самое большое влияние на эмоции и переживания слушателя.
Для учителя истории народная песня не является традиционным методическим средством, используемым на уроках. Причин такой невостребованности много: неподготовленность историков к освоению искусствоведческих знаний, способов подачи детям этих знаний, недостаточное количество таких песен и их кавер-версий или ремейков, звучащих на сценах концертных залов или в программах телевидения и радио. Еще одной причиной, несомненно, мешающей использованию этих песен и в культурной, и в образовательной областях, является недостаточное количество нотных источников. Они мало переиздаются и в основном сосредоточены в библиотечных хранилищах отечественных и зарубежных консерваторий и университетов [15]. С другой стороны, следует отметить, несомненно, заслуживающий внимания факт жизненности песен времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг. среди населения российской глубинки, особенно в тех местах, в которых еще крепки традиции казачества. В последнее время, очевидно, в связи с юбилейными тожествами, посвященными событиям 1877-1878 гг. на Балканах, стали появляться компакт-диски, запи-
си концертных выступлений различных казачьих ансамблей и хоровых коллективов.
Учителю истории для методического обеспечения уроков по названной теме предлагаются несколько тематических песенных комплексов. Записи этих песен он может найти на СД-дисках, в интернете на различных казачьих сайтах, в Youtube. Тематическая основа комплексов - о конкретных военных событиях, о любимых солдатами военачальниках, о самих участниках военных событий - российских солдатах и казаках. Данная тематика в отличие от традиционных музыковедческих классификаций народных песен (лирические, трудовые, обрядовые, военные и т. д.) является наиболее адекватной содержанию урока истории, в котором наибольший интерес представляют не музыковедческие знания, а ключевые события исторических событий и их основные персоны.
К первому комплексу можно отнести песню «Вздумал турок бунтоваться». Ее мелодия была взята из знаменитой русской плясовой песни «Из-под дуба, из-под вяза». В куплетах песни ведется последовательный рассказ о таких событиях, как осада турками Плевны, окружение этого города и осада его нашими войсками, бегство турецкого войска.
Песней такого же типа является «Генерал Радецкий на Шипке», в которой в виде поэтических образов и художественных метафор представлены хроника боев на Шипке, героическое отражение русскими солдатами атаки турецкой армии и ее пленение.
Поэтическое содержание другой песни «Вот полночь наступает» связано с реальными событиями русско-турецкой войны -отвлечение полком графа Е. Ф. Комаров-ского турецкого войска от войск генерала И. В. Гурко. В этой песне через описание природных пейзажей передаются переживания и чувства простых солдат, которые осознают обманчивость тишины и природных пейзажей, показаны неизвестность и драматичность судеб людей. Эту песню можно назвать и песней - прощанием солдата с невестой, с родимым домом, и в то же время в ней слышится призыв не сдаваться, быть мужественным и уметь постоять за Россию. В припеве песни явно чувствуется влияние знаменитого стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» (перевод из Гете). Эта же песня, но с измененными словами пелась казаками во время военных событий в Средней Азии в 50-80-х гг. XIX в.
Песни второго комплекса - о военачальниках - героях Балканской военной кампании. К ним можно отнести уже упомянутую выше песню «Генерал Радецкий на Шипке». В ней в основном отражена
хроника боев, но названа она в честь боевого генерала, чье войско выдержало осаду Шипки, а затем было взято в плен турецкое войско. Литературоведы часто цитируют письмо Ф. М. Достоевского к Ф. Ф. Радец-кому, где знаменитый писатель выражает восхищение своему однокашнику по Главному инженерному училищу в Санкт-Петербурге.
Одной из выдающихся фигур русско-турецкой войны 1877-1878 гг. является генерал М. Д. Скобелев. Любовь солдат к этому военачальнику выражается в использовании метафор, встречающихся в народных песнях, сказках, былинах: красота и доброта ассоциируются с белым лебедем, а соколами и орлами называются «добры и удалы молодцы». В народных песнях периода войны М. Д. Скобелев сравнивался солдатами с соколом, с лебедушкой. Эти аналогии являются данью уважения к самому генералу и к его привычкам. Он, как рассказывали очевидцы тех событий, предпочитал выбирать для себя белого коня и часто выезжал на место сражений в белом кителе. Болгарским режиссером В. Штеряновым создан документальный фильм о М. Д. Скобелеве, который так и называется - «Белый генерал».
Еще одним военачальником, о котором слагались солдатами песни, стал И. В. Гурко, который успешно занял Шипкинский перевал в августе 1877 г. Это событие послужило основой песни-славления и песни-канта одновременно «Рать нашу Гурко к Балканам привел». В ней солдаты славят царя, Россию и «генерала Гурка».
Следующий песенный комплекс - об участниках таких событий, рядовых солдатах и казаках. Примером является песня «Вспомним, братцы», у которой есть компо-
зитор - унтер-офицер Антон Шмаков, выходец из крестьянской семьи, научившийся писать и читать, участвуя в военной кампании 1877-1878 гг. Интересно отметить, что многие исполнители до сих пор считают эту песню казачьей, а в записях на компакт-дисках она часто определяется как казачья народная.
Встречались в солдатских песнях и фрагменты народных причетов-плачей, характерными особенностями которых является многократное повторение одних и тех же слов. Примером такой песни является песня-причет «Поле чистое, поле турецкое.», которая была создана в период Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. на основе исторической песни времен войны 17871791 гг. Но она же стала популярной в российских войсках и в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. [8].
Представленные для включения в содержание урока истории тематические комплексы, состоящие из нескольких песен, являются, как пишет В. И. Игнатов, «музыкально-поэтическим обобщением истории» [8]: в них отражены и исторические события, и отношение к ним участников, которые, вернувшись с войны, пели их своим детям, внукам и правнукам [21].
Какие песни можно будет взять для углубления знаний и проявления эмоционального отношения школьников в процессе изучения русско-турецкой войны 18771878 гг. - решать учителю. От его установок, направления деятельности, профессионализма зависит и то, какие исторические события и персонажи сохранятся в сознании будущих поколений, а какие - будут преданы забвению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беллярминов И. Элементарный курс всеобщей и русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. - М. : Просвещение, 1993- - 384 с.
2. Вниманию учителей истории! Историко-культурный стандарт и новый УМК по Отечественной истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.govzalla.ru/index.php/news/930-vnimaniyu-иЛке^ -istorii-istoriko-kulturnyj -standart-i-novyj -umk-po-otechestvennoj -istorii.html (дата обращения: 30.12.2016).
3. Грибан И. В. Франко-германский учебник по истории как попытка примирения национальных историографий // Историко-педагогические чтения. - 2014. - № 18-1. - С. 72-78.
4. Грибан И. В., Антропов К. А. Советско-финляндская война 1939-194° гг. на страницах школьных учебников истории современной России: эволюция подходов // Преподавание истории в школе. - 2017. -№ 3. - С. 42-49.
5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2009. - 287 с.
6. Данилов А. А. История. Россия в XIX в. 8 класс. - М. : Просвещение, 2012. - 303 с.
7. Епифанов П. П., Федосов И. А. История СССР : учеб. пособие для К-К классов средней школы. -М. : Просвещение, 1964. - 432 с.
8. Игнатов В. И. Русские исторические песни. Хрестоматия : учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. -М. : Высш. шк., 1985. - 223 с.
9. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] // Российское историческое общество. -2015. - 24 авг. - Режим доступа: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html#primer (дата обращения: 30.12.2016).
10. История России. X класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 3 ч. Ч. 2 / M. M. Горинов, А. А. Данилов, M. Ю. Mоруков и др. ; под ред. А. В. Торкунова. - M., 20l6. - 176 c.
11. История СССР : учебник для 9 класса средней школы / под ред. А. M. Панкратовой. - M. : Учпедгиз, l953. - 328 c.
12. Левандовский А. А. История России, XIX век : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. - M. : Просвещение, 2006. - 303 c.
13. Ляшенко Л. M., Волобуев О. В., Симонова Е. В. История России: XIX - начало XX в. 9 кл. : учебник. - M. : Дрофа, 20l6. - 352 c.
14. Огоновская И. С. Школьный учебник истории СССР - России как инструмент и источник формирования исторической памяти (на примере революционных событий l9l7 г.) // Вопросы всеобщей истории. - 2016. - № l8. - С. 58-74.
15. Песни оренбургских казаков / сост. А. И. Mякутин. - Оренбург, l904- - 220 с.
16. Песни уральских казаков. Записали Александра и Владимир Железновы. - СПб, l899. - l98 с.
17. Покровский M. Н. Русская история в самом сжатом очерке. Ч. l и 2. От древнейших времен до конца XIX столетия. - M. : Учпедгиз, 1934-
18. Покровский M. Н. Русская история : в 3 т. Т. 3. - СПб., 2002.
19. Учебники дореволюционной России по истории. - M., l993. - 384 с.
20. Федосов И. А. История СССР : учебник для 8 класса. - M. : Просвещение, 1982. - 24l с.
21. Фокеев А. Л. Неиссякаемый источник. - Саратов : Лицей, 2005. - 2l9 с.
REFERENCES
1. Bellyarminov I. Elementarnyy kurs vseobshchey i russkoy istorii // Uchebniki dorevolyutsionnoy Rossii po istorii. - M. : Prosveshchenie, l993. - 384 s.
2. Vnimaniyu uchiteley istorii! Istoriko-kul'turnyy standart i novyy UMK po Otechestvennoy istorii [El-ektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.govzalla.ru/index.php/news/930-vnimaniyu-uchitelej-istorii-istoriko-kulturnyj-standart-i-novyj-umk-po-otechestvennoj-istorii.html (data obrashcheniya: 30.12.2016).
3. Griban I. V. Franko-germanskiy uchebnik po istorii kak popytka primireniya natsional'nykh istoriografiy // Istoriko-pedagogicheskie chteniya. - 2014. - № l8-l. - S. 72-78.
4. Griban I. V., Antropov K. A. Sovetsko-finlyandskaya voyna 1939-1940 gg. na stranitsakh shkol'nykh uchebnikov istorii sovremennoy Rossii: evolyutsiya podkhodov // Prepodavanie istorii v shkole. - 2017. - № 3. -S. 42-49.
5. Danilov A. A., Kosulina L. G. Istoriya Rossii, XIX vek. 8 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezh-deniy. - M. : Prosveshchenie, 2009. - 287 c.
6. Danilov A. A. Istoriya. Rossiya v XIX v. 8 klass. - M. : Prosveshchenie, 2012. - 303 c.
7. Epifanov P. P., Fedosov I. A. Istoriya SSSR : ucheb. posobie dlya IX-X klassov sredney shkoly. - M. : Prosveshchenie, l964. - 432 c.
8. Ignatov V. I. Russkie istoricheskie pesni. Khrestomatiya : ucheb. posobie dlya filol. spets. un-tov. - M. : Vyssh. shk., l985. - 223 s.
9. Istoriko-kul'turnyy standart [Elektronnyy resurs] // Rossiyskoe istoricheskoe obshchestvo. - 2015. - 24 avg. - Rezhim dostupa: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html#primer (data obrashche-niya: 30.12.2016).
10. Istoriya Rossii. X klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizatsiy : v 3 ch. Ch. 2 / M. M. Gorinov, A. A. Danilov, M. Yu. Morukov i dr. ; pod red. A. V. Torkunova. - M., 2016. - 176 c.
11. Istoriya SSSR : uchebnik dlya 9 klassa sredney shkoly / pod red. A. M. Pankratovoy. - M. : Uchpedgiz, l953. - 328 c.
12. Levandovskiy A. A. Istoriya Rossii, XIX vek : ucheb. dlya 8 kl. obshcheobrazovat. uchrezhdeniy / pod red. A. N. Sakharova. - M. : Prosveshchenie, 2006. - 303 c.
13. Lyashenko L. M., Volobuev O. V., Simonova E. V. Istoriya Rossii: XIX - nachalo XX v. 9 kl. : uchebnik. -M. : Drofa, 20l6. - 352 c.
14. Ogonovskaya I. S. Shkol'nyy uchebnik istorii SSSR - Rossii kak instrument i istochnik formirovaniya is-toricheskoy pamyati (na primere revolyutsionnykh sobytiy 1917 g.) // Voprosy vseobshchey istorii. - 2016. -№ 18. - S. 58-74.
15. Pesni orenburgskikh kazakov / sost. A. I. Myakutin. - Orenburg, 1904. - 220 s.
16. Pesni ural'skikh kazakov. Zapisali Aleksandra i Vladimir Zheleznovy. - SPb, l899. - l98 s.
17. Pokrovskiy M. N. Russkaya istoriya v samom szhatom ocherke. Ch. l i 2. Ot drevneyshikh vremen do kontsa XIX stoletiya. - M. : Uchpedgiz, 1934.
18. Pokrovskiy M. N. Russkaya istoriya : v 3 t. T. 3. - SPb., 2002.
19. Uchebniki dorevolyutsionnoy Rossii po istorii. - M., 1993. - 384 s.
20. Fedosov I. A. Istoriya SSSR : uchebnik dlya 8 klassa. - M. : Prosveshchenie, 1982. - 241 s.
21. Fokeev A. L. Neissyakaemyy istochnik. - Saratov : Litsey, 2005. - 219 s.