Научная статья на тему 'Историко-биографический материал на страницах школьных учебников отечественной истории XXI века'

Историко-биографический материал на страницах школьных учебников отечественной истории XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1219
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК XXI ВЕКА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борзых Н. Е.

В статье рассматривается биографический материал современных школьных учебников истории: количественный и качественный анализ предлагаемых для изучения исторических личностей, обозначение их роли в историческом процессе, способы их характеристики и подачи материала. Исследуется соответствие стандарта образования, программ и учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Борзых Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and biographical material on the pages of school textbooks on national history of the XXI century

In the article the biographical material in modern school textbooks on history: quantitative and qualitative analysis of the suggested for study historical personalities, the designation of their role in the historical process, ways of their characteristics and delivery is viewed. The correlation between the standard of education, curricula and textbooks is researched.

Текст научной работы на тему «Историко-биографический материал на страницах школьных учебников отечественной истории XXI века»

УДК 929

Н.Е. Борзых*

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ XXI ВЕКА

В статье рассматривается биографический материал современных школьных учебников истории: количественный и качественный анализ предлагаемых для изучения исторических личностей, обозначение их роли в историческом процессе, способы их характеристики и подачи материала. Исследуется соответствие стандарта образования, программ и учебников.

Ключевые слова: историко-биографический материал, школьный учебник XXI века, отечественная история, исторические личности.

Государственный образовательный стандарт 2004 года в области «История» в части «Требования к уровню подготовки выпускников» определяет, что «...ученик должен знать... выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории... уметь объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории...» [1, с. 38].

Учитывая, что основным источником знаний для большинства школьников является учебник, содержащий систематическое изложение материала по истории, предусмотренного программой и подлежащего обязательному усвоению, то именно анализ школьных учебников необходим в первую очередь для формирования представлений о предлагаемой учащимся информации о тех или иных деятелях российской истории и ее оценки с точки зрения развития современного научного знания.

Критерием анализа является общепринятая оценка исторической личности. Историки прошлого и современности считали, что «историческим личностям свойственны стремления служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; совестливость во всех делах; ясность, убедительность и разумность предпринимаемых действий» (В.О. Ключевский) [2, с. 107].

С.Л. Утченко пишет: «В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходят затем через века, через тысячелетия, через всю доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди поистине "вечные спутники человечества"... условие лишь одно: ощутимый вклад, внесенный в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия» [3, с. 3].

Для анализа авторских позиций характеристики исторических личностей использовались учебники 10—11-х классов, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, профильного и базового уровней [4—19].

* © Борзых Н.Е., 2014

Борзых Наталья Евгеньевна ([email protected]), кафедра отечественной истории и историографии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Количественный анализ имен показывает, что в среднем современный школьный учебник содержит их около 300. Среди них в «общем» списке имен, включенных во все учебники, находится 100 личностей, около 200 имен в учебниках варьируется. Чем объясняется такая разница и чьими именами наполняется история? Поиск ответов потребовал создания списка имен с первичной систематизацией в 6 групп:

1) правители;

2) крупные государственные деятели, в том числе реформаторы, министры;

3) выдающиеся военачальники, герои войны;

4) лидеры течений общественной мысли и партий, общественно-политических организаций;

5) представители научной и культурной элиты;

6) духовные лидеры.

Данную классификацию следует считать достаточно условной, так как чаще в роли реформаторов и полководцев могли выступать царствующие особы и т. д.

Большинство упоминаемых в учебнике исторических имен — представители мужского пола. Это заметно уже при знакомстве с оглавлением в учебниках. Например, в оглавлениях для учебников 10-х классов названия параграфов звучат как: «Начало славных дел Петра»; «Короткое царствование Павла I — начало царствования Александра I»; «Начало правления Николая II». Заметим, что имя Екатерины II авторы упоминают без эпитета «великая» [6; 15].

При изложении материала женщины упоминаются гораздо реже — только в том случае, если они «вели себя по-мужски» — управляли страной, воевали, создавали научные теории.

В результате у учащихся складывается впечатление, что главными действующими лицами в истории России были мужчины, даже когда они стояли в тени великих правительниц.

Необходимо признать, что Екатерина I и Анна Иоанновна не проявили себя как выдающиеся государственные деятели, однако создается впечатление, что причину этого авторы видят не в их личных качествах или в исторических обстоятельствах, а в половой принадлежности. Например, узость политического мышления Екатерины I объясняется в одном из учебников тем, что «она была женщиной... слабой и роскошной» [15, с. 125].

Если обратиться к учебникам для 11-го класса, то следует отметить общую черту. В названии глав имена мужчин и женщин не фигурируют. В оглавлении доминируют названия, фиксирующие политические и духовные процессы в советском и российском обществе. Поэтому учебники 11-х классов «гендерно» нейтральны по сравнению с учебниками для 10-х классов.

В большинстве из рассмотренных учебников биографии только некоторых выдающихся личностей выделены из основного текста параграфа и названы «биографическая справка» или «штрихи к портрету личности». Однако алгоритм составления такой справки и критерии выбора, почему именно эта личность выделена, не совсем понятны. Штрихи к портрету и биографические справки отличаются как по объему, так и по характеру самой информации. Например, в биографической справке о С.Ю. Витте в нескольких предложениях перечисляются государственные посты, которые он занимал, а в биографической справке о П.А. Столыпине находим не только перечень занимаемых должностей, но и указание на черты его характера [12, с. 24].

В остальных же учебниках дается «сквозная характеристика», когда черты исторического героя проявляются в какой-то ситуации: в основном это касается правителей и выдающихся военных деятелей.

Неясной представляется форма введения информации, названной авторами «штрихи к портрету». Нередко в одном и том же учебнике под этой рубрикой вводится справка, содержащая краткие биографические данные и перечень занимаемых должностей или указание на принадлежность к какой-либо партии (например, «штрихи к портрету» Я.И. Ростовцева) [18, с. 268], в другом случае — перечисление мнений историков об этой личности (например, в названной рубрике о Екатерине II приводится высказывание В.О. Ключевского о ней как «о последней случайности на троне» и С.Ф. Платонова: «способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от ее личных ошибок и слабостей») [18, с. 158].

Для активизации внимания учащихся к биографическому материалу, кроме выделения имен в тексте, в учебнике «Отечественная история XX — начало XXI в.» [17] для 11 -го класса в качестве отдельных сюжетов параграфов названы «Советские полководцы», «Советские дипломаты», «Руководители оборонной промышленности», где перечислены имена и заслуги представителей той или иной области.

В содержании характеристик легко можно заметить субъективный характер, категоричность и односторонность суждений авторов. В основном это проявляется в используемых эпитетах и прилагательных в связи с принадлежностью деятеля к определенному идейному или общественному блоку (либерал, радикал, консерватор). Например, в параграфах об Александре I и Александре II представлены факты, характеризующие их лишь с положительной стороны. Приводятся только положительные отзывы современников, иллюстративный материал зрительно подкрепляет их величие и достоинства. В одних учебниках деятельность и историческая фигура Николая II оцениваются уничижительно: «не унаследовал силы воли и твердого характера отца... в ряде случаев шел на уступки духу времени» [11, с. 8], «не принадлежал к числу прозорливых государственных деятелей» [12, с. 15], в других — положительно: «получил прекрасное образование. Обладал живым умом, исключительной памятью и большим личным обаянием» [10, с. 3]. А.А. Аракчееву во всех учебниках авторы дают негативную характеристику: «нерассуждающий исполнитель», «в его характере был ряд несимпатичных качеств: мелочность, мстительность, злость» [10, с. 200].

Необходимо отметить и тот факт, что в учебниках приводятся порой противоречивые мнения современников об исторической личности, а также оценки историков разных периодов. Учащиеся таким образом получают возможность ознакомиться не только с авторской оценкой личности, но и дать свою оценку, что отвечает целям современного исторического образования «...сопоставлять различные версии и оценки исторических личностей» [1, с. 32].

Иллюстративный материал является одним из основных структурных компонентов учебника.

Важную роль для создания образных представлений об исторических деятелях прошлого играет несколько видов иллюстративного материала: документальное фото исторического персонажа, портрет, историческая картина. Специфика преподавания истории как предмета в большой мере обуславливает внимание к формированию образов, «когда историк имеет дело с многообразием исторической конкретности — эпохой, взятой как целое, жизнью народа, класса, человека, то в арсенале его познавательных средств образное мышление занимает значительное место» [19, с. 5].

Если подсчитать количество портретных изображений в учебнике, то в результате получится число, которое не будет составлять и половины того количества имен, которое присутствует в программе и в тексте самого учебника (в среднем в современном учебнике встречается около 300 имен исторических деятелей, портретные изображения имеются лишь примерно у 70). Наибольшее количество иллюстраций конкре-

тизирует текст, обслуживает его. Вместе с тем необходимо отметить, что нередко авторы дают на полях страниц портретное изображение исторической личности, характеристики которой нет в авторском тексте. Иллюстрация сопровождается краткой информацией о годах жизни и о том, кем быш этот персонаж. Так распределяются по преимуществу портреты лидеров партий В.М. Чернова, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Л. Мартова, П.Н. Милюкова и др. в учебнике для 11-го класса «Отечественная история XX — начало XXI в.» [9]. Тем самым меняется вариант соотношения источника знаний и средства его конкретизации: иллюстрация приобретает ведущее значение.

Подведем общие итоги. Анализ исторического материала школьных учебников позволяет выделить «базовое знание», то есть имена исторических личностей, встречающиеся во всех учебниках (около 100). Остальной же массив упоминаемых личностей в них варьируется. Информация, характеризующая персонажей, дается 1/3 от общего числа, а развернутую характеристику на материалах учебника можно оформить лишь нескольким из них, остальные остаются в памяти учащихся «проходными» именами. В гендерном отношении преобладают имена мужчин, из женщин упоминаются на страницах учебников те, которые вели себя «по-мужски».

Достаточно произвольный подбор элементов историко-биографического материала, а также недостаточность предоставляемой информации не позволяют понять поступков людей, живших столетия назад, системы ценностей людей иного социокультурного пространства, иной семиотики, иных пространственно-временных координат.

Серьезные проблемы (с учетом количества учебных часов) создадут учебники в решении задач, связанных с формированием обобщенных мыслительных умений: анализировать, сравнивать, связывать поступки человека с особенностями времени, в котором он жил, его окружения, средой. К тому же между ними нет преемственности (ни с точки зрения единообразия и алгоритма освещения историко-биографичес-кого материала, ни с позиций усложнения работы по мере развития).

Все это объективно ведет не только к снижению уровня исторической подготовки выпускников, но и создает проблемы при формировании образовательного уровня самой личности учащихся на каждой школьной ступени.

Библиографический список

1. Стандарт основного общего образования по истории // История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.: Вента-на-Граф, 2008. 208 с.

2. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: ВЛАДОС, 2000. 320 с.

3. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1972. 390 с.

4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Профильный уровень. М.: Дрофа, 2007. 384 с.

5. История России (1900—1945). 11 класс / А.А. Данилов, А.С. Барсенков, М.М. Горинов [и др.]; под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова. М.: Просвещение, 2009. 447 с.

6. Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. М.: Просвещение, 2005. 256 с.

7. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России. XVII—XIX век. 10 класс. Профильный уровень. М.: Дрофа, 2007. 463 с.

8. Левандовский А.А. История России XVIII—XIX веков.10 класс. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2007. 448 с.

9. Данилевский И.Н., Андреев И.Л., Кириллов В.В. История России с древнейших времен до конца XIX века. М.: Мнемозина, 2007. 336 с.

10. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России XX — начало XXI веков. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007. 318 с.

11. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России XX — начала XXI века. 11 класс. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2007. 384 с.

12. Волобуев О.В., Кулешов С.В. История России XX — начало XXI в. 11 класс. М.: Мнемозина, 2004. 336 с.

13. Шестаков А.В. История России XX — начало XXI веков. 11 класс. М.: Просвещение, 2007. 384 с.

14. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: Дрофа, 2005. 416 с.

15. Павленко Н.И., Ляшенко Л. М., Твардовская В.А. История России. XVII—XIX век. 10 класс. М.: Дрофа, 2005. 464 с.

16. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII — XIX век. 10 класс. М.: Просвещение, 2005. 336 с.

17. Чубарьян А.О., Данилов А.А., Пивовар Е.И. Отечественная история XX — начало XXI в. 11 класс. М.: Просвещение, 2005. 345 с.

18. Андреев И.Л., Кириллов В.В. История России с древнейших времен до конца XIX века. М.: Мнемозина, 2007. 336 с.

19. Гулыга А.В. Понятие и образ в исторической науке // Вопросы истории. 1965. № 9. С. 5.

References

1. Standard of basic general education on history // History. Content of education: collection of normative and legal documents and methodical materials . M.: Ventana Graf, 2008. 208 р.

2. Stepanishchev A.T. Methodical handbook of history teacher. M.: VLADOS, 2000. 320 р.

3. Utchenko S.L. Cicero and his time. M.: Thought, 1972. 390 р.

4. Pavlenko N.I., Andreev I.L. History of Russia from the most ancient times to the end of the XVII century. Grade 10. Profile level. M.: Drofa, 2007. 384 р.

5. History of Russia (1900-1945). Grade 11 / A.A. Danilov, A.S. Barsenkov M.M. Gorinov [et al.]; ed. by A.A. Danilova, A.V. Filippova. M.: Education, 2009. 447 р.

6. Borisov N.S. History of Russia from the most ancient times to the end of the XVII century. Grade 10. M.: Education, 2005. 256 р.

7. Pavlenko N.I., Lyashenko L.M., Tvardovsky V.A. History of Russia. XVII—XIX century. Grade 10. Profile level. M.: Drofa, 2007. 463 р.

8. Levandovsky A.A. History of Russia of XVIII—XIX centuries. Grade 10. Baseline. M.: Education, 2007. 448 р.

9. Danilevsky I.N., Andreev I.L., Kirillov V.V. History of Russia from the most ancient times to the end of the XIX century. M.: Mnemosyne, 2007. 336 р.

10. Kiselev A.F., Popov V.P. History of Russia of the XX — beginning of the XXI centuries. Grade 11. Baseline. M.: Drofa, 2007. 318 р.

11. Levandovsky A.A., Shchetinov Yu.A., Mironenko S.V. History of Russia of the XX — early XXI century. Grade 11. Baseline. M.: Education, 2007. 384 р.

12. Volobuev O.V., Kuleshov S.V. History of Russia of the XX — beginning of the XXI century. Grade 11. M.: Mnemosyne, 2004. 336 р.

13. Shestakov A.V. History of Russia of the XX — beginning of the XXI centuries. Grade 11. M.: Education, 2007. 384 р.

14. Volobuev O.V., Klokov V.A., Ponomarev M.V. Russia and world from the most ancient times to the end of the XIX century. Grade 10. M.: Drofa, 2005. 416 р.

15. Pavlenko N.I., Lyashenko L.M., Tvardovskaya V.A. History of Russia. XVII—XIX century. Grade 10. M.: Drofa, 2005. 464 р.

16. Buganov V.I., Zyryanov P.N. History of Russia. End of XVII — XIX century. Grade 10. M.: Education, 2005. 336 р.

17. Chubaryan A.O., Danilov A.A., Pivovar E.I. Domestic history of the beginning of the XX — beginning of the XXI century. Grade 11. M.: Education, 2005. 345 р.

18. Andreev I.L., Kirillov V.V. Russian history from the most ancient times to the end of the XIX century. M.: Mnemosyne, 2007. 336 р.

19. Gulyga A.V. Concept and image in historical science // Questions of history. 1965. № 9. Р. 5.

76

BecmnuK ComIÓ. 2014. № 1 (112)

N.E. Borzykh*

HISTORICAL AND BIOGRAPHICAL MATERIAL ON THE PAGES OF SCHOOL TEXTBOOKS ON NATIONAL HISTORY OF THE XXI CENTURY

In the article the biographical material in modern school textbooks on history: quantitative and qualitative analysis of the suggested for study historical personalities, the designation of their role in the historical process, ways of their characteristics and delivery is viewed. The correlation between the standard of education, curricula and textbooks is researched.

Key words: historical and biographical material, school textbook of the XXI century, national history, historical personalities.

* Borzykh Natalya Evgenyevna ([email protected]), the Dept. of National History and Historiography, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.