DOI: 10.15293/1813-4718.1902.16 УДК 372.893
Олейников Игорь Валерьевич
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0002-5920-1371, Новосибирск
ПРОБЛЕМЫ «ВКЛЮЧЕНИЯ» ИСТОРИИ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КУРС ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ 6 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI в.)
Аннотация. Проблема и цель. Актуальность модернизации направления и фактологического содержания материалов, содержащихся в учебниках по истории, обусловлено рисками фальсификации описываемых событий прошлого и проблемами с реализацией заявленных целей в социально-гуманитарном знании.
Цель статьи - провести анализ содержания, построения и фактического наполнения материалов учебников для шестых классов средней школы первого десятилетия XXI в., в части посвященной истории восточноазиатского региона, а также сравнить эти материалы с задачами, которые были сформулированы в Законе «Об образовании» и Приказе Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», что может показать соответствие или не соответствие между указанными элементами.
Методология. Методологической основой работы являются общенаучные принципы диалектического подхода и историзма, их последовательное применение к изучению исторической проблематики предусматривает анализ происходивших процессов в их взаимосвязи и развитии в соответствующем конкретно историческом контексте. Принцип историзма, явившийся методологической основой нашей работы, предопределил и методику исследования.
Заключение. В государственном стандарте первого поколения внимание истории стран Восточной Азии уделено крайне мало и сформулированы аспекты изучения в самом общем виде, тем не менее в рамках предпринятого исследования выявлен целый ряд проблем, связанных с не всегда корректным описанием истории Китая и Японии, в результате соответствие между регулирующими документами и материалами учебников вряд ли можно назвать полным. Можно предположить, что это послужило основанием для принятия изменений и в государственном стандарте, и в последующих учебниках по Истории.
Ключевые слова: учебник, 6 класс средней школы, история стран Восточной Азии, история Китая, история Японии, школа, ученики.
Постановка задачи. Школьное историческое образование при всех своих особенностях закладывает базовый уровень представления о процессах, особенностях и общих направлениях развития современного ребенка. Изучение истории может и должно приводить к созданию гармонично развитой личности. Конечно, в первую очередь изучение истории имеет патрио-
тическое направление, поэтому курс истории ориентирован на знакомство с ретроспективными процессами своей страны. Но нельзя понять, что такое свое, если не знаком с таким явлением, как другое или чужое. Поэтому курс истории в школе логично состоит из нескольких сегментов, которые включают в себя не только изучение различных этапов исторического
процесса с точки зрения хронологии, но и различных этапов становления так называемой мировой цивилизации. Это тем более актуально в современном глобализирующемся мире.
В рамках предпринятого исследования, автор ставит следующие задачи: провести анализ содержания, построения и фактического наполнения материалов учебников для 6 классов средней школы первого десятилетия XXI в. на примере преподавания истории стран Восточной Азии. Таким образом, можно выявить направление изучения истории исследуемого региона на школьном уровне, значения восприятия истории ведущих мировых держав современности для поколения, которое уже вступило во взрослую жизнь и является не только будущим нашей страны, но и настоящим. При этом в работе не ставиться методических задач, так как эта проблема для отдельного исследования. Так же необходимо отдавать себе отчет в том, что характеризуются материалы учебников предыдущего поколения, то есть рассматривать их можно исключительно с позиции соответствия требованиям и законам первого десятилетия XXI в.
В законе Российской Федерации «Об образовании» действовавшем в исследуемый период указывалось:
«Статья 14. Общие требования к содержанию образования <...>
2. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- формирование духовно-нравственной личности» [8].
Таким образом, соответствие адекватному уровню знаний и мировой культуры заявлено в качество одной из прямых задач для образования этого периода.
Так же в начале 2000-х гг. были приняты стандарты первого поколения общего образования, которые действовали в России с 2004 г. и именовались государственными образовательными стандартами [16].
В качестве приложения к Приказу был принят Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, в котором освещение истории стран Восточной Азии входило в раздел «Средневековое общество в Индии, Китае, Японии» [17].
Научная экспозиция, введение в проблему. Методологической основой работы являются общенаучные принципы диалектического подхода и историзма, их последовательное применение к изучению исторической проблематики предусматривает анализ происходивших процессов в их взаимосвязи и развитии в соответствующем конкретно историческом контексте. Принцип историзма, явившийся методологической основой нашей работы, предопределил и методику исследования. Основными методами являлись следующие:
- исторический метод, позволяющий рассмотреть конкретные явления в развитии, сравнении, выявить достижения и недостатки. Учитывая характер нашего исследования, именно историко-сравни-тельный метод, разновидность исторического, явился ведущим в работе;
- системный метод (сочетание анализа и синтеза), позволяющий, с одной стороны, представить сложный объект исследования как единое целое, систему, а с другой - изучить во взаимосвязи отдельные ее звенья; выявить особенности и тенденции исторического развития.
Принцип историзма требует в качестве обязательного условия изучение не только отдельных фактов, но и выявление основ-
ных тенденций развития изучаемого феномена.
Кроме того, в исследовании применены: системно-функциональное измерение, контент-анализ документов, дескриптивные и корреляционные характеристики.
Проблемы школьных учебников всегда волновали педагогов и историков. Исследований школьных учебников в педагогической парадигме огромное количество - среди авторов, систематически обращающихся к этой проблеме, необходимо прежде всего назвать Е. Е. Вяземского, О. Ю. Стрелову [4; 5], О. М. Хлытину [1; 19], О. Н. Сидорчук [1], Е. А. Крючкову [12], О. З. Имангожину [9] и др. В работах указанных авторов уделяется особенное внимание логике построения учебника, его логической концепции, структурированию и структурному анализу, вопросам отбора основных и вспомогательных знаний.
Гораздо реже появляются статьи историков с рецензиями на школьные учебники. И практически отсутствуют работы по проблеме интеграции истории различных стран (и стран Восточной Азии в частности) в контекст всеобщей истории [13; 15].
Исследовательская часть. Первый учебник, материалы которого автор пробует охарактеризовать, - это работа М. А. Бойцова и Р. М. Шукурова «Всеобщая история. История средних веков. Учебник для 6 класса» [2].
Если начать с формальной составляющей, характеризующей значении истории Восточной Азии, то мы сразу придем к неутешительным выводам. Из десяти глав, которые наполняют содержание обозначенного учебника (точнее девять глав и Заключения), история региона Восточной Азии рассматривается только в одной части издания «Часть третья. Дальние страны» [2]. Само название уже расставляет некоторые акценты в отношении к изучаемому региону. Таким образом, эта глава содержит 51 страницу из 319 учебника, что соответствует 16 % общего объема. Из
Восточно-Азиатского региона в этом разделе представлены две станы Китай и Япония. История средневекового Китая «§ 26 Поднебесная империя» [2], т. е. 8 страниц 16 % от объема параграфа и 2,5 % от объема учебника. История средневековой Японии «§ 27. В стране Сипанго» [2], что составляет 9 страниц 17,65 % от объема параграфа и 2,8 % от объема учебника. Итого по учебнику история средневекового периода Восточно-Азиатских государств на примере Китая и Японии: 17 страниц, 33,33 % от объема параграфа и 5,3 % от объема материала, представленного в учебнике.
Можно дополнить анализ формальной составляющей еще несколькими штрихами. Во-первых, в разделе «Основные даты» [2] рекомендованы к ознакомлению (или запоминаю) 81 ключевая дата по всему периоду, представленному в учебнике, из них только одна относится к истории Японии «794 г. - город Киото становится столицей Японии» [3, с. 295], хотя эта информация откровенно нуждалась в пояснении, хотя бы в тексте, где указано разделение политической и духовно-культурной власти в период сёгунатов. История Китая сопровождается двумя датами - «1279 -Завоевание монголами Китая - империя Сун», что выглядит несколько странно. В этом году действительно произошел полный захват Китая представителями монгольская династии, но это означало окончательное уничтожение династии Сун, поэтому указанная в учебнике характеристика не понятна. Провозглашение монгольской династии Юань в Китае произошло несколько раньше - в 1271 г. Вторая дата, посвященная истории Китая -«1368 - Свержение власти монголов в Китае. Основание династии Мин» [2, с. 296] -вполне корректна. Конечно, есть еще одна дата, которая имеет отношение к разделам, посвященным истории Восточной Азии -это «1271-1295 - Путешествие Марко Поло в страны Востока», - спорное утверждение, так во многих исследованиях отмеча-
ется, что это мероприятие начато в 1266 г.
Во-вторых, в разделе «Основные имена» [2] представлены 111 персоналий, из которых к истории Японии ни одна отношения не имеет. Об истории Китая говорят три даты, которые обозначают периоды существования китайских средневековых династий Тан, Мин и Сун, что вряд ли действительно можно считать основными именами по истории страны. Зато применительно к истории Европы нашлось место для упоминания об Иоганне Гутенберге, Вольфраме фон Эшенбахе и др. Подчеркнем, что и этот раздел не обходит стороной Марко Поло. Указаны годы его жизни 1254-1323 [2] (хотя в подавляющем количестве случаев в исторической и не очень литературе они обозначены 1254-1324 гг. [7]).
В-третьих, в разделе «Основные понятия» [2] дается 114 терминов и, конечно, пояснения к ним. История Китая представлена только одним - «чжурчжэни». Японии уделено большее внимание (5 понятий) - «дзэн-буддизм», «самураи», «сё-гун», «синтоизм» и «харакири».
Вывод о том, что историю мирового средневекового лидера (а это все-таки Азия в данное время!) авторы учебника не особенно интересует. «...Мы поставили в центр <...> Византию, которая, постоянно отодвигалась в раздел "далеких" и "чужих" цивилизаций - то ли на самом краю Европы, а то ли еще дальше - где-то между африканскими обществами и Китаем и в одном ряду с ними. <.> Примерно с XII в., традиционная "западноцентрич-ная" модель описания остается, как и ранее, вполне оправданной» [2, с. 316-317]. Это значит, что изложение материала будет вестись с позиции заявленного европоцентризма. Но при этом возникает серьезная проблема: логика изложения, таким образом, связана с принципом естественного противостояния по линии Восток - Запад, а точнее Запад - Восток. Насколько естественно это противостояние в содержании учебника для шестого класса? А точнее,
действительно мы хотим показать детям данную «естественность»? Может быть, лучше искусственная толерантность (даже если она искусственная!), чем естественная конфликтность (даже если она естественная!). Ведь мы закладывали базовую, основную позицию в детские умы.
Содержательная составляющая учебника действительно крайне европоцентрич-на. Судя по материалу, основной средневековый источник информации по истории средневекового не Запада вообще и Китая в частности - это Марко Поло. Об этом говорит и первая страница третьего раздела «Дальние страны» [2], и абзац предваряющий изложение материала по истории Китая, и даже цитата из его работы, которая весьма странно обозначена как «Из "Книги" Марко Поло». Удивительно, что нет упоминания названия этой книги, на случай, если дети заинтересуются и захотят прочитать самостоятельно. Тем более ее автор не совсем сам Марко Поло. Нам мало известно о степени грамотности Марко Поло. Вероятнее всего, он мог вести коммерческие записи, но неизвестно, мог ли он написать текст страноведческого характера [7].
Необходимо отметить, что в исследовательской литературе встречается оправданная критика огромного количества неточностей в описаниях Китая того времени в воспоминаниях Марко Поло, и даже ставится под сомнение сам факт его пребывания в Восточной Азии [20].
Все это, конечно, не обязано находить отражения в учебнике для учеников шестых классов средней школы. Хотя в Китае письменность существовала задолго до описываемых событий, и даже исторические труды уже выходили много раз. Поэтому целесообразность выбора именно этого источника, т. е. Марко Поло (со всеми его достоинствами и недостатками) вызывает сомнение. Скорее всего, раз эта тема весьма переферийна, судя по количеству уделенного ей внимания на страни-
цах учебника, его авторы пошли по простейшему европоцентричному пути, т. е. «пусть, что-то будет» по истории Китая, но и эту историю они видят только по европейским источникам.
В этом и проблема, так как даже средневековую историю Поднебесной в учебнике начинают с периода Тан (VII-IX вв.), хотя традиционно китайское средневековье, не смотря на перипетии государственного строительства, начинается с III в. (При этом даже в китайских древних источниках термин «средние века» уже был представлен, но имел другое содержание, отличное от европейского, и охватывал эпоху Шан-Инь ШШ (XVII-XI вв. до н. э.) и начало эпохи Чжоу MI (XI-III в. до н. э.), а в отечественной китаеведческой литературе еще 1970-1980-х гг. бытовала точка зрения, что представление о трехчленном делении истории и понятие «средние века», обозначающее некий промежуточный этап исторического процесса, были издавна присущи китайской теоретической мысли [14].)
Огромное количество неточностей, содержит и сам параграф. Это относится и к упоминанию, что «китайские буддисты первыми стали в IX в. (курсив - авт. И. О.) печатать книги» [2, с. 244], и к тому, что «со времен Тан в Китае стали по-новому (курсив - авт. И. О.) распределять чиновничьи посты» [2, с. 245] и др.
Рассмотрим вопросы и задания, приведенные в параграфе. На пример: «Перечислите основные императорские династии в средневековом Китае. В чем состояли характерные особенности правления каждой из них?» [2, с. 249]. Во-первых, почему решено, что из упомянутых династий можно выделить основные и, видимо, вспомогательные? На основании какого критерия предлагается это сделать, тем более, что их реальной характеристики на страницах учебника просто нет. Более того, упомянутая монгольская династия даже не названа (это династия Юань!). Все китайское средневековье, если верить учебнику, вписано
в рамки династий Тан, Сун, монгольской династии и Мин (что более чем некорректно).
Параграф снабжен интересным иллюстративным материалом. На иллюстрациях представлены фарфоровые тарелки, фарфоровые статуэтки, миниатюра с изображением императора, реконструкция средневековой китайской наборной кассы для печати, живопись на шелке, гравюра и даже но европейская миниатюра. Все это, кроме европейской миниатюры, имеет отношение к культуре средневекового Китая, только почему-то иллюстративный материал расположен в очень странном хронологическом порядке. На 244 странице фарфор XIV-XV вв. соседствует со статуэтками эпохи Тан, а на страницах 246-247 очередная статуэтка танского периода с живописью XIII в. [2, с. 224-247]. При этом сама хронология указана не однозначно. Так, обозначено, на пример, что гравюра произведена в XIII в., статуэтки в эпоху Тан, а реконструкция средневековой китайской наборной кассы для печати относится вовсе к не обозначенному периоду.
Безусловно, мог вызвать интерес раздел «Подробности» [2] в котором представлена информация о столице Танской империи -Чанъане. Но информация в нем представлена также без системы. В первом абзаце упоминается, что это самый большой город мира (по численности населения), в следующем дается его планировка, потом краткое описание улиц, описание запрета покидать дома в ночное время, каналы, которые поддерживали сообщение между рынками и принципы расселения.
В той же логике находится и следующий параграф, посвященный истории средневековой Японии «§ 27. В стране Сипанго» [2]. Само название «В стране Сипанго» сразу же отсылает нас к той безвестной (то есть не названной на станицах учебника) работе Марко Поло. При этом авторы весьма успешно начинают параграф с указания, что «Марко Поло не смог добраться
до Японии, страны Сипанго, как он ее называл» [2, с. 251]. Зачем тогда такое название и использование данного источника -не понятно.
Так как японское государство значительно моложе китайского и период европейского средневековья включает в себя формирование основ японской цивилизации, авторы смогли уделить внимание даже этногенезу. Конечно, в учебнике очень не хватает указаний на то, что это сложный и очень недостоверно изученный период и процесс создания раннего Японского государства. При этом, исходя из логики изложения материала, в Японии средневековье наступило сразу и само, причем на каком-то «полуострове Ямато» [2, с. 253].
В этом разделе содержится информация о заимствованиях японской культуры из Китая, «исконной народной религии - синтоизме» [2, с. 253], положение о политическом устройстве действительно средневековой Японии, связанном с образованием сёгуната.
Приводится пример элемента социальной структуры Японии, на примере самурайского сословия, самих самураев авторы учебника видят в качестве аналога европейских рыцарей с одним серьезным отличаем: «у самураев не было культа прекрасной дамы» [2, с. 256]. Очередной весьма спорный во всех отношениях тезис.
Представлено описание элементов традиционной японской культуры: чайная церемония, икебана, единоборства, императорская процессия.
Безусловным украшением становится использование отрывка из средневекового текста Сэй-Сёнаган «Записки у изголовья» (Х в.), правда, как и все документы и тесты без указания не только выходных данных, что для учебника нормально, но и без упоминания названия книги [18]. В нашем случае это доставит больше проблем при попытке найти эту работу, так как даже написание фамилии автора отличается от приведенных в учебнике (в учебнике Сэй-
Сёнагон).
В целом описание истории средневековой истории Японии выглядит более понятным, чем описание истории Китая. Правда, ссылки на предыдущий параграф и логику развития Китая в этом разделе весьма часты, а история Китая дана крайне неубедительно.
Иллюстративный материал включает восемь элементов, из которых четыре посвящены жизни самураев.
Если в предыдущем учебнике по истории средних веков в контексте всеобщей истории внимание странам Восточной Азии, пусть весьма противоречиво, не очень понятно и не систематизировано, но все же уделено, то в учебнике М. Ю. Бранд-та «Всеобщая история. История средних веков. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс» [3] места для этих стран просто не нашлось. Из восьми глав этого учебника только третья глава посвящена истории не Европы, и это раздел «Арабо-мусульманский мир» [3]. Таким образом, указанный учебник - это образчик Западноевропейской ксенофобии.
Следующий пример - это учебник под редакцией академика РАН В. С. Мясникова «История средних веков. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс» [10].
Традиционно начнем с формальных характеристик. В первых двух разделах этого учебника «Средневековый мир в ^Х1 веках» и «Средневековый мир в XП-XV веках» места для истории стран Восточной Азии не нашлось. Она представлена в третьем разделе «Государства и народы Азии, Африки и Америки в эпоху Средневековья» [10]. При этом в одном параграфе представлена история Китая, Японии и Индии §32 [10]. Логика такого объединения, скорее всего формальна, хотя и встречается в учебной литературе не только школьного уровня. Если история Китая и Японии - это история государств конфу-цианско-даосского типа культуры, то Ин-
дия, обладающая собственным типом культуры, в этот параграф явно не вписывается.
При этом истории средневекового Китая посвящено 8 страниц (это 50 % от объема параграфа, 19,5 % от объема раздела и 2,6 % от объема учебника). История средневековой Японии уложилась в 5 страниц (это 31 % от объема параграфа, 12 % от объема раздела и 1,65 % от объема учебника). Таким образом, истории Китая уделено максимальное внимание во всем третьем разделе, но сопоставимо с вниманием к истории стран Африки.
В заключительной части учебника представлена «Краткая хронологическая таблица» [10] где содержится список из 37 дат / событий. К истории Китая относится только одно «1368 год - Освобождение Китая от власти монголов». Истории Японии внимание не уделено.
Раздел «Словарь» [10] приводится 111 терминов и их пояснения, но к истории стран Восточной Азии не относится ни одно.
Можно при этом отметить, что на последней странице учебника приводится карта «Китай в XI - XV вв.», а в разделе «Список литературы для дополнительного чтения» из 27 работ одна посвящена непосредственно истории Китая и, конечно, есть одна ссылка на приключения Марко Поло. Но наличие списка рекомендуемой литературы уже серьезный шаг вперед.
В содержательной части параграфа средневековая история Китая представлена упоминаниями о династиях Суй, Тан, Сун, Юань, Мин и есть даже упоминание о державе Цзинь, что гораздо шире, чем в учебнике изданным «Русским словом» и, безусловно, ближе к востоковедным представлениям. Содержатся краткие характеристики патриархально-патронимичного происхождения государственной власти.
Выделен отдельно раздел о культуре Китая, в котором упоминается не только о буддизме, но и рассматривается даосский взгляд на Будду, представлены и штрихи
конфуцианства, тем самым авторы учебника подводят читателя к начальному восприятию «трех учений» Китая. Дается краткая характеристика направлений развития живописи и архитектуры, представления о географии, медицине, астрономии.
В качестве сопроводительных текстов приводятся цитаты из произведений китайских авторов периода средневековья -это Ли Бо [10].
Таким образом, знакомство с достижениями китайской цивилизации этого периода имеет общий характер, но обладающий системным представлением начального уровня, соответствующего возрастной характеристики аудитории.
В подобном ключе, хотя и более лапидарно представлена история средневековой Японии. Выделяется религиозно-мифологическая составляющая синтоизма. Дается представление о принципах ран-неяпонского государства Ямато. Правда, с него сразу же происходит «прыжок» в период сёгуната (т. е. 600 лет истории не описаны), что можно объяснить необходимостью «втискивания» описания истории Японии в весьма ограниченный объем печатного издания учебника.
Раздел «Культура Японии» так же представлен, но выглядит он очень скомкано и не системно. Практически весь материал направлен на отсылку к культуре Китая, которую японцы воспринимали и перенимали. Как результат, этому разделу посвящено дословно 15 строк.
На страницах учебника представлен и иллюстративный материал. Из двенадцати иллюстраций, посвященных истории Китая, пять современных рисунков не известных авторов, пять рисунков, созданных в изучаемый период, и две фотографии. История Японии сопровождается шестью иллюстрациями, из которых одна миниатюрная карта Японии, три фотографии восстановленных храмов, один современный рисунок и один рисунок, относящийся к XII в. Таким образом, ил-
люстративный материал имеет отношение к представленному тексту, но его хронологическое разнообразие вряд ли приближает читателя к восприятию «духа времени».
Заключение. Исходя из полученной информации. Из трех учебников для шестых классов [2; 3; 10], которые были выбраны для характеристики, история стран Восточной Азии представлена только в двух. В обоих учебниках она изложена в рамках только одного параграфа. История региона представлена только упоминанием о Китае и Японии, при этом объем предлагаемой информации суммарно по обеим странам не превышает 5 % от объема учебника. История этих стран по уделенному вниманию может конкурировать, только что с историей стран Африки.
Конечно, дети на уроках сталкивались только с одним из учебников, материалы которых мы охарактеризовали, но попробуем сделать вывод исходя из суммы материалов учебникового пространства.
Что максимально могут запомнить (понять не рассматриваем) дети, исходя из предложенного материала по истории средневекового Китая и Японии:
- Китай «открыл» Марко Поло (Японию, похоже, тоже, хотя он там точно не был);
- китайский император обладал безграничной властью;
- в Китае было большое количество разнообразных династий (их количество будет связано с тем, какой из учебников изучают дети);
- Китай подвергался нападению монголов, с которыми «мужественно боролся и в результате победил»;
- религиозные представления китайцев связаны с буддизмом, хотя были еще даосизм и конфуцианство, которые как-то с ним (буддизмом) сосуществовали;
- в средневековом Китае были развиты ремесла, медицина и наука;
- Япония многие элементы политического и культурного формата копировала
с Китая;
- в Японии жили самураи;
- в Японии были император и сёгун;
- религия в Японии - синтоизм.
Много это или мало, сказать сложно.
Конечно, критиковать авторов за то, что они были вынуждены «втиснуть» историю страны за тысячу лет в восемь страниц текста с иллюстрациями и заданиями дело неправильное. Но в таком формате изложения вряд ли школьник мог понять об истории Китая в средние века хоть что-то, кроме того, что Китай в это время был. В этом случае необходимо было либо менять концепцию европоцентризма, т. е. либо уделять меньше внимания истории Европы, либо пересмотреть структуру изложения материала. Нельзя сказать, что материалы учебников в рамках истории стран Восточной Азии соответствовали статье 14 Закона «Об образовании».
И в настоящее время европоцентризм -«наше все», поэтому пересмотр структуры изложения и привлечение специалистов по истории Востока к написанию соответствующих разделов учебников актуально.
«Развитие науки и образования в России и за рубежом на современном этапе создают условия и необходимость для более глубокого изучения истории стран Азии. <.> Перед научно-педагогическим сообществом стоит задача организовать совместную работу по разработке и внедрению в учебный процесс курсов, соответствующих современному мировой исторической науки» [6, с. 243]. Можно добавить, что это положение соответствует и Закону «Об образовании» того времени.
Конечно, отдельные вопросы истории стран Восточной Азии входили и входят в учебные программы. Но складывается впечатление, что концептуально и содержательно они не проработаны, поэтому в большей части материал давался формально. Мы скорее предлагали детям изучать «что-то» по истории стран Восточной Азии. За не богатым набором специфиче-
ских азиатских терминов мы не закладывали мировоззренческих принципов. А без формирования представлений, отражающих реалии истории и культуры соседних стран,
современное образование невозможно.
«Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться -губительно» [11, с. 24].
1. Бехтенова Е. Ф., Хлытина О. М., Зверев В. А., Зверева К. Е., Кузнецова Т. А., Лейбова Е. К., Родигина Н. Н., Сидорчук О. Н., Татарникова А. И., Хлытина О. М, Худяков В. Н. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. - Новосибирск, 2011. - 288 с.
2. Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. -10-е издание. - М.: Русское слово, 2007. - 319 с.
3. Брандт М. Ю. Всеобщая история. История средних веков: учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. - 8-е изд. стер. -М.: Дрофа, 2008. - 336 с.
4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: методическое пособие. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 136 с.
6. Дацышен В. Г. Проблема «включения истории народов и стран Азии в мировую историю» и современное образование // Новые исследования Тувы. - 2010. - № 2. - С. 238-243.
7. Дреж Ж.-П. Марко Поло и Шелковый путь = Marco Polo et La Route de La Soie / пер. И. Бородычевой. - М.: АСТ: Астрель, 2006. -192 с.
8. Об образовании [Электронный ресурс]: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ). - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ ca64c6f50efa15f0d85d1c02a33f605a87298c9f/ (дата обращения: 07.01.2019).
9. Имангожина О. З. Основные направления развития теории школьного учебника
ескии список
[Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-5. - С. 899-901. URL: https://appHed-research.ru/ra/article/view?id= 8050 (дата обращения: 07.01.2019).
10. Искровская Л. В., Фёдоров С. Е., Гурьянова Ю. В. История средних веков: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс / под. ред. академика РАН В. С. Мясни-кова. - М.: Вентана-Граф, 2010 - 303 с.
11. Конфуций. Лунь Юй. - М.: Восточная литература, 2001. - 180 с.
12. Крючкова Е. А. Роль и место учебника истории нового поколения в историко-педаго-гической литературе // Академический вестник: Academia АПК и ПРО. - 2004. - №> 12. - С. 75 - 80.
13. Кузнецов Д. В. Общественное мнение и международные проблемы современности в контексте изучения истории Азии // Преподавание истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России: исторический опыт и современные проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск - Железногорск, 2007. - Вып. 2. -С. 83-90.
14. Крюков М. В., Малявин В. В., Софро-нов М. В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). - М.: Наука, 1984. - 336 с.
15. Мерк Е. В. Преподавание истории Азии: сравнительный анализ школьных программ за 1980-2000-е гг. // Преподавание истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России: исторический опыт и современные проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск - Железногорск, 2007. - Вып. 2. - С. 124-132.
16. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Элек-
тронный ресурс]: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089. - URL: http://www.edu.ru/documents/ view/61154/ (дата обращения: 07.01.2019).
17. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089. - URL: http://www.
edu.ru/file/docs/2004/03/61154.pdf (дата обращения: 07.01.2019).
18. Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья / пер. со старояпонского В. Марковой. - М.: Художественная литература, 1975. - 368 с.
19. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации // Омский научный вестник. -2008. - № 6 (74). С. 163-167.
20. Wood F. Did Marco Polo go to China?. -London, 1995. - 208 p.
Поступила в редакцию 26.01.2019
Oleynikov Igor Valerievich
Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. at the Department of Russian and World history Department, Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0002-5920-1371, Novosibirsk
THE PROBLEM OF "INCLUDING" THE HISTORY OF EAST ASIAN COUNTRIES IN THE COURSE OF HISTORY OF THE MIDDLE AGES (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE STUDENT BOOKS FOR THE 6-TH GRADE SECONDARY SCHOOLS OF THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY)
Abstract. Problem and Aim. The relevance of the modernization of the direction and factual content of the materials contained in history textbooks is due to the risks of falsification of the described events of the past and problems with the realization of the stated goals in social and humanitarian knowledge.
The purpose of the article is to analyze the content, construction and actual content of textbooks for sixth grades of secondary school of the first decade of the XXI century, regarding the history of the East Asian region, and also compare these materials with the tasks that were formulated in the Law on Education and the Ministry of the Russian Federation "On the approval of the federal component of the state educational standards for primary general, basic general and secondary (complete) general education", which can show the correspondence or non-correspondence between the given elements.
Methodology. The methodological basis of this work is the general scientific principles of the dialectical approach and historicism, the consistent application of which to the study of historical perspectives provides for an analysis of the processes taking place in their interconnection and development in a specifically historical context. The principle of historicism, which was the methodological basis of our work, also predetermined the methodology of research.
Conclusion in the state standard of the first generation, attention to the history of East Asian countries was paid very little and the aspects of study were formulated in the most general way; documents and materials of textbooks can hardly be called complete. It can be assumed that this was the basis for the adoption of changes both in the state standard and in subsequent history textbooks.
Keywords: student books for the 6-th grade secondary schools, the history of East Asia, the history of China, the history of Japan, school, students.
References
1. Bekhtenova, E. F., Khlytina, O. M., Zverev, V. A., Zvereva, K. E., Kuznetsova, T. A., Lei-bova, E. K., Rodigina, N. N., Sidorchuk, O. N.,
Tatarnikova, A. I., Khlytina, O. M., Khudya-kov, V. N., 2011. Historical sources in research and educational practice. Novosibirsk, 288 p. (In Russ.)
2. Boytsov, M. A., Shukurov, R. M., 2007. Universal history. History of the Middle Ages. A textbook for grade 6 general education institutions. Moscow: Russian word Publ., 319 p. (In Russ.)
3. Brandt, M. Yu., 2008. Universal history. History of the Middle Ages. Textbook for educational institutions. Grade 6. Moscow: Drofa Publ., 336 p. (In Russ.)
4. Vyazemsky, E. E., Strelova, O. Yu., 2012. The lessons of history: we think, we argue, we reflect. A manual for teachers of educational institutions. Moscow: Enlightenment Publ., 192 p. (In Russ.)
5. Vyazemsky, E. E., Strelova, O. Yu., 2014. The phenomenon of falsification of the history of Russia and the historical education of schoolchildren. A handbook. Moscow: Russian Word - Textbook LLC Publ., 136 p. (In Russ.)
6. Datsyshen, V. G., 2010. The problem of "including the history of the peoples and countries of Asia in world history" and modern education. New Studies of Tuva, No 2, pp. 238-243. (In Russ.)
7. Drez, J.-P., 2006. Marco Polo and the Silk Road = Marco Polo et La Route de la Soie. Moscow: AST Publ.: Astrel Publ., 192 p. (In Russ.)
8. On education [online]. Law of the Russian Federation of 10.07.1992 N 3266-1 (as amended on 12.11.2012) (the paragraph was introduced by the Federal Law of 01.12.2007 N 309-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_1888/ca64c6f50efa15f0d85d1c02a-33f605a87298c9f (accessed: 07.01.2019). (In Russ.)
9. Imangozhina, O. Z., 2015. The main directions of development of the school textbook theory [online]. International Journal of Applied and Fundamental Research, No 12-5, pp. 899-901. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=8050 (accessed: 07.01.2019). (In Russ.)
10. Iskrovskaya, L. V., Fedorov, S. E., Guryano-va, Yu. V, 2010. History of the Middle Ages. Textbook for students of educational institutions. Grade 6. Moscow: Ventana-Graf Publ., 303 p. (In Russ.)
11. Confucius., 2001. Lunyu. Moscow: Eastern literature Publ., 180 p. (In Russ.)
12. Kryuchkova, E. A., 2004. The role and place of the textbook of the history of the new generation in the historical and pedagogical literature. Academic Bulletin: Academia APK and PRO,
No 12, pp. 75-80. (In Russ.)
13. Kuznetsov, D. V., 2007. Public opinion and international problems of our time in the context of studying the history of Asia. Sat Teaching the history and culture of Asian countries in secondary and higher education in Russia: historical experience and contemporary problems. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Krasnoyarsk - Zheleznogorsk, Iss. 2, pp. 83-90. (In Russ.)
14. Kryukov, M. V., Malyavin, V. V., Sof-ronov, M. V., 1984. Chinese ethnos in the Middle Ages (VII-XIII centuries). Moscow: Science Publ., 336 p. (In Russ.)
15. Merck, E. V., 2007. Teaching the History of Asia: A Comparative Analysis of School Programs in the 1980-2000-s. Sat Teaching the history and culture of Asian countries in secondary and higher education in Russia: historical experience and contemporary problems. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Krasnoyarsk - Zheleznogorsk, Iss. 2, pp. 124-132. (In Russ.)
16. On approval of the federal component of the state educational standards of primary general, basic general and secondary (complete) general education [online]. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 05.03.2004 No 1089. Available at: http://www.edu.ru/documents/ view/61154/ (accessed: 07.01.2019). (In Russ.)
17. On approval of the federal component of state educational standards of primary general, basic general and secondary (complete) general education [online]. Appendix to the Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 05.03.2004 No 1089. Available at: http://www. edu.ru/file/docs/2004/03/61154.pdf (accessed: 07.01.2019). (In Russ.)
18. Say-Sonogon, 1975. Notes at the head. Per. from the old Japanese Faith Markova. Moscow: Fiction Publ., 368 p. (In Russ.)
19. Khlytina, O. M., 2008. Historical sources in educational historical knowledge: traditions and innovations. Omsk Scientific Herald, No 6 (74), pp. 163-167. (In Russ.)
20. Wood, F., 1995. Did Marco Polo go to China?. London, 208 p. (In Russ.)
Submitted 26.01.2019