Научная статья на тему 'Переводы китайской поэзии в университетском курсе «История стран Азии и Африки в Средние века»'

Переводы китайской поэзии в университетском курсе «История стран Азии и Африки в Средние века» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
713
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КИТАЯ / КИТАЙСКАЯ ПОЭЗИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КИТАЕВЕДЫ-ПЕРЕВОДЧИКИ / HISTORY OF ASIA AND AFRICA / MEDIEVAL HISTORY OF CHINA / CHINESE POETRY / RUSSIAN TRANSLATORS OF CHINESE POETRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Наталия Владимировна

Курс лекций по «Истории стран Азии и Африки в Средние века» предполагает изучение истории и культуры Китая. Для знакомства с культурой Китая в средневековую эпоху бывает недостаточно собственно исторических источников и суховатого изложения учебника — китайская поэзия в высококвалифицированных переводах помогает ввести аудиторию в подлинные китайские реалии той эпохи, тем более что мы имеем такие блестяще переведенные на русский язык стихи китайской средневековой классики. Представляется полезным использовать на практических занятиях стихотворения наиболее выдающихся поэтов эпохи и воссоздать картины повседневной жизни чиновника, крестьянина, ремесленника и торговца. Студентам предлагается познакомиться с китайскими стихотворениями в классических переводах отечественных китаеведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Translations of Chinese Poetry in the University Course Medieval History of Asia and Africa

The University Course on the Medieval History of Asia and Africa involves the study of China history and culture. Translated Chinese poetry helps to introduce the authentic Chinese realities of the epoch. Chinese lyric poetry is the major historical source of the history of China.russian translations of medieval Chinese poetry are the part of the history; they allow students to create a unique view of the era which helps facilitate memorizing material. Students are encouraged to become familiar with Chinese poetry in the classical translations. The translations create images that help to learn about the lives of peasants and craftsmen, trade and foreign policies of the ruling dynasties. Multiple and very well done Russian translations of medieval Chinese lyrics help students to explore the main problems and most interesting and unique roots of the medieval China.

Текст научной работы на тему «Переводы китайской поэзии в университетском курсе «История стран Азии и Африки в Средние века»»

ИСТОРИЯ

Н. В. Смирнова

ПЕРЕВОДЫ КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ «ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА»

Курс лекций по «Истории стран Азии и Африки в Средние века» предполагает изучение истории и культуры Китая. Для знакомства с культурой Китая в средневековую эпоху бывает недостаточно собственно исторических источников и суховатого изложения учебника — китайская поэзия в высококвалифицированных переводах помогает ввести аудиторию в подлинные китайские реалии той эпохи, тем более что мы имеем такие блестяще переведенные на русский язык стихи китайской средневековой классики. Представляется полезным использовать на практических занятиях стихотворения наиболее выдающихся поэтов эпохи и воссоздать картины повседневной жизни чиновника, крестьянина, ремесленника и торговца. Студентам предлагается познакомиться с китайскими стихотворениями в классических переводах отечественных китаеведов.

Ключевые слова: история стран Азии и Африки, средневековая история Китая, китайская поэзия, отечественные китаеведы-переводчики.

N. Smirnova

RUSSIAN TRANSLATIONS OF CHINESE POETRY IN THE UNIVERSITY COURSE MEDIEVAL HISTORY OF ASIA AND AFRICA

The University Course on the Medieval History of Asia and Africa involves the study of China history and culture. Translated Chinese poetry helps to introduce the authentic Chinese realities of the epoch. Chinese lyric poetry is the major historical source of the history of China.russian translations of medieval Chinese poetry are the part of the history; they allow students to create a unique view of the era which helps facilitate memorizing material. Students are encouraged to become familiar with Chinese poetry in the classical translations. The translations create images that help to learn about the lives ofpeasants and craftsmen, trade and foreign policies of the ruling dynasties. Multiple and very well done Russian translations of medieval Chinese lyrics help students to explore the main problems and most interesting and unique roots of the medieval China.

Keywords: History of Asia and Africa, Medieval history of China, Chinese poetry, Russian translators of Chinese poetry.

Средневековая история Китая изучается в Петрозаводском государственном университете в лекционном курсе «История стран Азии и Африки в Средние века». Для знакомства с историей Китая в средневековую эпоху бывает недостаточно собственно исторических источников и суховатого изложения учебника — китайская поэзия в высококвалифицированных переводах помогает ввести аудиторию в подлинные китайские реалии той эпохи. Переведенные на русский язык стихи китайской средневековой классики являются частью истории своего времени, позволяют создать уникальный облик Китая, что помогает облегчить запоминание материала лекционного курса студентами.

Важным аспектом включения элементов художественных текстов в лекционный курс является также стремление расширить эрудицию будущих историков, познакомив их с подлинными сокровищами средневековых художественных произведений и, что не менее важно, — с нашими соотечественниками, блестящими переводчиками и комментаторами этих текстов. Студентам предлагается познакомиться с китайской поэзией в классических переводах отечественных китаеведов [2; 4; 8; 11; 12; 16; 17].

Лев Залманович Эйдлин (1909-1985) — советский китаист и переводчик китайской литературы, был учеником всемирно известного синолога академика Василия Михайловича Алексеева (1881-1951) [7], заложившего основы русской переводческой школы. Л. З. Эйдлин известен переводами китайских стихотворений Тао Юаньмина, Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюйи и др. [3; 10; 13].

Лев Николаевич Меньшиков (19262005) — российский ученый, востоковед-китаист, переводчик китайской поэзии, ученик академика В. Алексеева. Книга «Китайская поэзия в переводах Льва Меньшикова» [5] — это антология китайской поэзии императорского Китая. Наибольшую часть переводов в сборниках

ученого [5; 9; 15] составляют произведения «золотого века» китайской поэзии периода Тан (618-907).

«Литература Востока в Средние века» [7] и «Хрестоматия по литературе Китая» [14] содержат переводы стихотворений китайских поэтов с комментариями, справками об авторах и их произведениях. Статья Н. И. Конрада «Краткий очерк истории китайской литературы» [6] помогает студентам познакомиться с наиболее известными китайскими поэтами в контексте династий-ных историй.

Мы изучаем средневековую историю Китая с «периода Троецарствия», затем переходим к обзору деятельности Сыма Яня и к возрождению китайской империи во главе с династией Цзинь, исследуем эпоху «Южных и Северных династий», анализируем объединение Китая под властью династии Суй, эпоху Тан, Сун, Юань и Мин. Стихотворные переводы создают образы, которые помогают исследовать жизнь крестьянина и чиновника, труд ремесленника, развитие торговли и внешнюю политику правящих династий.

В конце II в. китайская империя фактически распалась на три отдельных царства — Вэй, У и Шу. Все третье столетие прошло в борьбе за власть, в 265 г. полководцу северного царства Сыма Яню удалось восстановить под своей властью единство государства, основать династию Цзинь. Цзиньская империя просуществовала недолго: на Китай накинулись «варвары», быстро захватили северную часть страны. Китай был разделен на две части: в северной господствовали кочевники, сменявшие друг друга; а южная половина оставалась под властью китайских династий. В таком состоянии страна находилась почти три столетия.

На Хуанхэ

бесчинства и разбой —

Им нет конца уже который год.

Уже давно

все сожжено войной,

Но только снова мир не настает.

Вся Хуанхэ захвачена врагом,

И стало неспокойно На Янцзы,

Когда над нею прокатился гром Степной

неутихающей грозы...

(Се Линъюнь. Из цикла «Рассказываю о доблестях деда».

Перевод Леонида Евгеньевича Бежина).

Только в конце VI в. государственное единство было восстановлено, сначала — на короткий срок, под управлением императоров из династии Суй, а с 618 г. — под управлением императоров из дома Тан. Империя Тан — это огромное централизованное государство. Кипучая жизнь развивалась в многочисленных городах Китая. Это были центры ремесленного производства, центры торговли и центры культуры (Чанъань, Лоян).

Поэты танской эпохи чаще всего были государственными чиновниками, они принимали участие в управлении страной. Чиновники, или, как их часто называют в Китае, «ученые», или шэньши, составляли прослойку богатых. Они делились на девять рангов, и каждому рангу соответствовала оплата в виде земельного владения или жалованья. Чиновники не могли передавать по наследству ни свои звания и ранги, ни должностное землевладение. Соискатель, сдавший государственные экзамены и получивший степень образованности, мог стать кандидатом на должность в центральном или провинциальном аппарате управления.

О жизни шэньши повествуют стихотворения Ван Вэя, Ду Фу и Бо Цзюйи: чиновники династии Тан не платили налогов и не служили в армии; однако, несмотря на государственную службу, шэньши нельзя назвать богатыми людьми.

... Скудный оклад,

Безо всяких достатков семья,

Нет сбережений И не было их никогда!..

(Ван Вэй. «Из стихов на случай».

Перевод Аркадия Акимовича Штейнберга).

... Всю жизнь

Я был свободен от налогов,

Меня не слали В воинский поход.

И если так горька Моя дорога,

То как же бедствовал Простой народ?..

(Ду Фу. «Стихи в пятьсот слов о том, что у меня было на душе, когда я из столицы направлялся в Фэнсян».

Перевод Александра Ильича Гитовича).

Стихотворные переводы создают образы, которые помогают исследовать жизнь крестьянина. Китайские императоры заботились о наделении крестьян землей, так как поземельный налог был главным источником существования государства. Занятие земледелием считалось почетным занятием. Поэты стали уделять внимание жизни простого человека, крестьянина еще в III в.

Просо ложится —

Воды непомерна тяжесть!

Нынче крестьянам Не снять урожая в поле.

Знатный сановник Бедных людей сторонится,

Редкое чудо —

Милость богатого мужа;

Ходит зимою

В шубе на белой лисице —

Где уж тут вспомнить Тех, кто дрожит от стужи.

(Цао Чжи. «Посвящаю Дин И».

Перевод Леонида Евсеевича Черкасского).

О жизни крестьян в эпоху «Южных и Северных династий» писал Тао Юаньмин. Живя простой, бедной крестьянской жизнью среди природы, Тао Юаньмин стал поэтом этой жизни.

... Целину распахал я На далекой окраине южной,

Верный страсти немудрой,

Воротился к садам и полям.

Вся усадьба составит

Десять му или больше немногим,

Дом, соломою крытый,

Восемь-девять покоев вместит.

Ива с вязом в соседстве

Тень за домом на крышу бросают,

Слива с персиком рядом

Вход в мой дом закрывают листвой.

(Тао Юаньмин. «Возвратился к садам и полям».

Перевод Льва Залмановича Эйдлина).

Аграрную политику династии Тан помогают изучить стихотворения Ван Вэя, Ду Фу, Вэй Инъу, Чжан Цзи и Бо Цзюйи. Студенты обращают внимание на наделение крестьян землей, государственные налоги и повинности.

. Бедных женщин Не утешит труд —

Все равно Налоги с них дерут.

И в любом Из маленьких домов Льются слезы Безутешных вдов...

(Ду Фу. «Крепость Боди». Перевод Александра Ильича Гитовича).

. Крестьяне в деревне И дня не живут без дела, —

И к пахоте с севом Они уже приступают.

Мужчины обычно Чуть свет на работе в поле.

Еще огороды

Их ждут не дождутся тоже. Повинностей тяжких Они вовек не отбудут.

(Вэй Инъу. «Глядя на крестьянина». Перевод Льва Залмановича Эйдлина).

Крестьянин состарился в поле и, беден,

Живет у горы с семьей.

Вспахал и засеял он горное поле —

Неполных четыре му.

На жалкие всходы такие налоги,

Что нечего есть семье.

Увозят зерно в городские амбары —

Ему там изгнить в труху.

(Чжан Цзи. «Песня о старом крестьянине».

Перевод Льва Залмановича Эйдлина).

. Обернулся, гляжу —

В этой маленькой деревеньке

На каждый десяток

Восемь-девять дворов в нужде.

(Бо Цзюйи. «В жестокую стужу в деревне».

Перевод Льва Залмановича Эйдлина).

В 907 г. один из полководцев империи, Чжу Вэнь, сбросил с престола последнего императора Танского дома. Началась полоса междуцарствия, только в 960 г. одному из крупных собственников, Чжао Куанъи-ну, удалось объединить страну под своей властью. Восстановленная империя стала именоваться Сунской. С X в. Китай вступил в новую полосу столкновения с «варварами», на этот раз — с киданями, тангутами и чжурчжэнями. В 1127 г. чжурчжэни отняли у Сунской империи северную половину. Под властью Сунских императоров остались только центральная и южная части Китая.

. Давно на равнине смута и стук мечей.

Муж отважный слез не мог превозмочь.

Мне рано в отставку — послужит еще книгочей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коня оседлает, и разбойников прочь!

(Лу Ю. «Вдыхаю».

Перевод Владимира Георгиевича Тихомирова).

. Не жалел бы жизни суеты я, умирая,

Лишь скорбел бы, что не видел родину единой.

День, когда войска наш Север отвоюют,

Не забудьте объявить мне в жертве над могилой.

(Лу Ю. «Завещание сыновьям».

Перевод Михаила Ивановича Басманова).

В эпоху Сун развивались ремесло и торговля; усовершенствовалось изготовление керамических и фарфоровых изделий, развивалось судостроение и мореходство; расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки меди. Большое распространение получило кузнечное дело,

дальнейшего развития достигло производство высококачественных тканей. Появились специализированные рынки (шелковый, угольный, лекарственный) и ярмарки в большом количестве. Представляется полезным использовать стихотворения наиболее выдающихся поэтов династии Сун для воссоздания картины жизни китайского общества Х-ХШ вв.

Обжег немало черепиц Гончар за век свой длинный.

А крыша у него стара -Сквозь гниль вода сочится.

Богатых пальцы никогда Не знали влажной глины.

А ведь богатые живут В домах под черепицей!

(Мэй Яочэнь. «Гончар». Перевод Леонида Евсеевича Черкасского).

Открывают торговлю в весенние дни, распродают шелка.

О работе можно нынче забыть — радость людей велика.

(Су Ши. «Вторю стихам Цзы-Ю о ярмарке шелка». Перевод Евгения Владимировича Витковского).

... Рис убрала и повезла;

Судьба досталась та же:

В руках гроши, одни гроши От всей продажи.

Рис по цене, как шелуха,

А тут грозят налоги.

Берут налоги не зерном,

Берут деньгами.

И вот быка я продала,

Что будет с нами?

(Су Ши. «Сетования крестьянки из Учжуна». Перевод Леонида Евсеевича Черкасского).

. Из сил последних сеем, сажаем, пашем.

Страда не вечна — день отдыха недалек.

Но кто дубасит с утра по воротам нашим? Уездный чиновник пришел собирать налог.

К уездной управе меня ведут под охраной.

Днем и ночью жестоко порют плетьми.

Кто же из смертных не трусит смерти нежданной? Думал, умру, не простясь ни с родителями, ни с детьми.

(ЛуЮ. «Жалобы крестьянина». Перевод Владимира Георгиевича Тихомирова).

С началом XII в. перед Китаем предстала еще более грозная опасность: в 1206 г. в степях Монголии возникло Монгольское государство во главе с Чингис-ханом. В 1279 г. весь Китай попал под власть монгольских ханов. Таким образом, со второй половины XIII в. Китай стал частью Монгольской империи. Хубилай назвал Монгольскую державу китайским наименованием Юань. Лишь в 1368 г. монголы были изгнаны китайцами из страны. Во главе восставших встал Чжу Юаньчжан. Он стал первым императором восстановленной империи, положив начало династии Мин.

. Ведь о службе мечтал,

Но царила смута в стране.

Нынче пост получил,

Только что-то невесело мне.

Ешь, прошу, посытней,

За былое меня прости.

Я ведь скоро вернусь,

Не тоскуй одна, не грусти.

(Гао Ци. «Во время расставания, когда, получив повеление императора составлять «Историю Юань», отправляясь в столицу». Перевод Ильи Сергеевича Смирнова).

На реках под вашим строгим надзором За плотиной вставала плотина.

Как главный цензор вы неусыпно В те же годы блюли законы.

И провиантом ведали долго -Государство все время крепло.

Чиновники от вас узнавали Государеву новую волю.

Теперь по весне неопасны разливы — Усмирились воды речные.

Яркими красками каждую осень Пылают дворцовые парки.

И пусть историки вас упомянут Мимоходом в разделе «Каналы»,

Ни в чем не уступите вы, поверьте, Праведным ханьским дафу!

(Ли Пань-лун. «Преподношу Дасыкуну Чжу, главному начальнику общественных работ». Перевод Ильи Сергеевича Смирнова).

Переводы китайской поэзии позволяют студентам в яркой, увлекательной форме познакомиться с китайским средневековым

обществом и представить картины повседневной жизни чиновника, крестьянина, ремесленника и торговца. Произведения выдающихся поэтов создают образы, которые помогают оживить историю эпох Тан,

Сун и Мин. Студенты имеют возможность изучить на практических занятиях стихотворения, переводы которых сделаны квалифицированными и талантливыми уче-ными-китаистами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: В 2 кн. М.: Восточная литература, 2002. Кн. 1. 574 с.; 2003. Кн. 2. 511 с.

2. Дальнее эхо: Антология китайской лирики (УП-ГХ вв.) в переводах Юлиана Константиновича Щуцкого. (Драгоценные строфы китайской поэзии). СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 251 с.

3. Китайская классическая поэзия в переводах Льва Залмановича Эйдлина. М.: Художественная литература, 1984. 373 с.

4. Китайская поэзия в переводах Леонида Евсеевича Черкасского. М.: Наука, 1982. 239 с.

5. Китайская поэзия в переводах Льва Меньшикова. (Драгоценные строфы китайской поэзии). СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 303 с.

6. Конрад Н. И. Краткий очерк истории китайской литературы // Синология. М., 1995. С. 517-542.

7. Литература Востока в Средние века / Под ред. Н. М. Сазоновой. М., 1996.

8. Небесный мост: Поэзия Гао Ци (1336-1374) в переводах Ильи Сергеевича Смирнова. (Драгоценные строфы китайской поэзии). СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 240 с.

9. Облачная обитель: Поэзия эпохи Сун (Х-ХШ) / Пер. с кит. Льва Меньшикова. (Драгоценные строфы китайской поэзии). СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 240 с.

10. Осенняя хризантема: Стихотворения Тао Юань-мина (IV—V вв.) в переводах Льва Залмановича Эйдлина. (Драгоценные строфы китайской поэзии). СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 224 с.

11. Поэзия эпохи Тан (УП-Х вв.): Пер. с кит. / Под ред. Р. Делюсина, Т. Редько, В. Сорокина и др.; Сост. и вступ. ст. Льва Залмановича Эйдлина. М.: Художественная литература, 1987. 483 с.

12. Прозрачная тень: Поэзия эпохи Мин (ХУ—ХУП) в переводах Ильи Сергеевича Смирнова. (Драгоценные строфы китайской поэзии). СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 352 с.

13. Сухой тростник: Поэзия эпохи Тан (VII—Х вв.) в переводах Льва Залмановича Эйдлина. (Драгоценные строфы китайской поэзии). СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 256 с.

14. Хрестоматия по литературе Китая / Под ред. М. Е. Кравцовой. СПб.: Азбука-классика, 2004. 768 с.

15. Чистый поток: Поэзия эпохи Тан в переводах Льва Николаевича Меньшикова. (Драгоценные строфы китайской поэзии). СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 320 с.

16. Шедевры китайской поэзии Х-ХУП вв. / Пер. и коммент. Ильи Сергеевича Смирнова. М.: Экс-мо, 2010. 480 с.

17. Яшмовые ступени. Поэзия эпохи Мин / Пер. с кит. Ильи Сергеевича Смирнова. М.: Наука, 1989. 352 с.

REFERENCES

1. Alekseev V. M. Trudy po kitajskoj literature: V 2 kn. M.: Vostochnaja literatura, 2002. Kn. 1. 574 s.; 2003. Kn. 2. 511 s.

2. Dal'nee jeho: Antologija kitajskoj liriki (VII-IX vv.) v perevodah Juliana Konstantinovicha Shchuckogo. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2000. 251 s. (Dragotsennye strofy kitajskoj pojezii).

3. Kitajskaja klassicheskaja pojezija v perevodah L'va Zalmanovicha Jejdlina. M.: Hudozhestvennaja literatura, 1984. 373 s.

4. Kitajskaja pojezija v perevodah Leonida Evseevicha Cherkasskogo. M.: Nauka, 1982. 239 s.

5. Kitajskaja pojezija v perevodah L'va Men'shikova. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2007. 303 s. (Dragotsennye strofy kitajskoj pojezii).

6. Konrad N. I. Kratkij ocherk istorii kitajskoj literatury // Sinologija. M., 1995. S. 517-542.

7. Literatura Vostoka v Srednie veka / Pod red. N. M. Sazonovoj. M., 1996.

8. Nebesnyj most: Pojezija Gao Ci (1336-1374) v perevodah Il'i Sergeevicha Smirnova. SPb.: Peterburg-skoe vostokovedenie, 2000. 240 s. (Dragotsennye strofy kitajskoj pojezii).

9. Oblachnaja obitel': Pojezija epohi Sun (X—XIII) / Per. s kit. L'va Men'shikova. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2000. 240 s. (Dragotsennye strofy kitajskoj pojezii).

10. Osennjaja hrizantema: Stihotvorenija Tao Juan'-mina (IV—V vv.) v perevodah L'va Zalmanovicha Ejdlina. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2000. 224 s. (Dragotsennye strofy kitajskoj pojezii).

11. Pojezija epohi Tan (VII-X vv.): Per. s kit. / Pod red. R. Deljusina, T. Red'ko, V. Sorokina i dr.; Sost. i vstup. st. L'va Zalmanovicha Ejdlina. M.: Hudozhestvennaja literatura, 1987. 483 s.

12. Prozrachnaja ten': Pojezija epohi Min (XIV-XVII) v perevodah Il'i Sergeevicha Smirnova. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2000. 352 s. (Dragotsennye strofy kitajskoj pojezii).

13. Suhoj trostnik: Pojezija epohi Tan (VII-X vv.) v perevodah L'va Zalmanovicha Jejdlina. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 1999. 256 s. (Dragotsennye strofy kitajskoj pojezii).

14. Hrestomatija po literature Kitaja / Pod red. M. E. Kravtsovoj. SPb.: Azbuka-klassika, 2004. 768 s.

15. Chistyj potok: Pojezija epohi Tan v perevodah L'va Nikolaevicha Men'shikova. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2001. 320 s. (Dragotsennye strofy kitajskoj pojezii).

16. Shedevry kitajskoj pojezii X-XVII vv.: perevod i kommentarii Il'i Sergeevicha 2010. 480 s.

17. Jashmovye stupeni. Pojezija epohi Min: perevod s kitajskogo Il'i Sergeevicha 1989. 352 s.

Е. В. Пашков

КАЗЕННАЯ ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в.

В статье реконструируются следующие аспекты казенной винной монополии: взгляды Министерства финансов на ее цели, общие положения реформы, влияние монополии на уровень и формы пьянства и на народное благосостояние, незаконная торговля водкой, качество спиртоводочной продукции и его контроль. Признается неоднозначность результатов казенной продажи питей.

Ключевые слова: казенная винная монополия, Министерство финансов, казенные винные лавки, пьянство, шинкарство, качество спиртоводочной продукции.

E. Pashkov

STATE ALCOHOL MONOPOLY IN RUSSIA IN THE END OF THE 19th CENTURY AND THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the opinions of the Ministry of Finance on the targets of the monopoly, the legal statements of the reform, the influence of the monopoly on the level and forms of alcoholism, and on the well-being of the people, on the illegal vodka trade, on the quality of vodka and its control. The ambiguity of the results of state alcohol monopoly is admitted.

Keywords: state alcohol monopoly, Ministry of Finance, state alcohol shops, alcoholism, illegal vodka trade, quality of vodka.

Smirnova. M.: Eksmo, Smirnova. M.: Nauka,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.