Научная статья на тему 'Образ Наполеона на страницах школьных учебников'

Образ Наполеона на страницах школьных учебников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3833
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПОЛЕОН / НОВАЯ ИСТОРИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ / NAPOLéON BONAPARTE / MODERN HISTORY / TEACHING HISTORY AT SCHOOLS / SCHOOL HISTORY TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майорова Наталья Сергеевна

Статья посвящена одной из наиболее ярких и известных фигур мировой истории личности Наполеона Бонапарта. Предметом исследования стали интерпретация и оценки военно-политической и государственной деятельности Наполеона в школьных учебниках истории. Авторы учебников в той или иной мере осуществляют анализ жизненного пути и политической карьеры генерала, первого консула, императора Франции в рамках изложения отдельных сюжетов отечественной и всемирной истории. Наполеон в полном смысле был человеком своего Нового времени. «Сын революции», блистательный политик, талантливый полководец, выдающийся дипломат и законодатель вот только наиболее яркие грани личности Наполеона, человека, который «сделал себя сам». Решительный, восприимчивый к новациям, готовый действовать и принимать на себя ответственность за совершаемые действия, способный возрождаться после небывалого крушения надежд таким предстает Наполеон Бонапарт со страниц большинства учебных пособий. Не вызывают сомнения то, что Наполеон в разных своих ипостасях симпатичен историкам и методистам. Не разрушил образа «гения Наполеона» и неудачный поход на Россию, расцениваемый как трагический шаг и стратегический тупик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Napoléon Bonaparte in the school textbooks

The article is devoted to one of the brightest and known figures of world history to Napoléon Bonaparte’s personality. Interpretation and estimates in the school History textbooks of Napoléon Bonaparte’s military-political and state activity became an object of research. Textbooks’ authors to some extent carry out the analysis of the statesman’s course of life and political career this person was well a general, the First Consul, Emperor of the French within statement of separate plots of the Russian and world history. Napoléon Bonaparte in full sense was a child of his time the modern period. “The Son of the Revolution”, the prudent politician, the charismatic commander, the skillful diplomat and the legislator here are only the brightest sides of Napoléon Bonaparte’s personality, a “self-made man” he was. Resolute, susceptible to innovations, ready to work and to assume responsibility for the made actions, capable to revive after epic fails, Napoléon Bonaparte appears as such in the majority of school textbooks. Historians and methodologists sympathise with Napoléon Bonaparte in all kinds of his roles, no doubt about it. “Napoléon’s genius” image has not been frustrated even by brink of military collapse as a result of invasion of Russia: this is justified as a tragic plight and a strategic cul-de-sac.

Текст научной работы на тему «Образ Наполеона на страницах школьных учебников»

УДК 373.5.016:908(44)

Майорова Наталья Сергеевна

кандидат исторических наук Костромской государственный университет [email protected]

ОБРАЗ НАПОЛЕОНА НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Статья посвящена одной из наиболее ярких и известных фигур мировой истории - личности Наполеона Бонапарта. Предметом исследования стали интерпретация и оценки военно-политической и государственной деятельности Наполеона в школьных учебниках истории. Авторы учебников в той или иной мере осуществляют анализ жизненного пути и политической карьеры генерала, первого консула, императора Франции в рамках изложения отдельных сюжетов отечественной и всемирной истории. Наполеон в полном смысле был человеком своего - Нового - времени. «Сын революции», блистательный политик, талантливый полководец, выдающийся дипломат и законодатель - вот только наиболее яркие грани личности Наполеона, человека, который «сделал себя сам». Решительный, восприимчивый к новациям, готовый действовать и принимать на себя ответственность за совершаемые действия, способный возрождаться после небывалого крушения надежд - таким предстает Наполеон Бонапарт со страниц большинства учебных пособий. Не вызывают сомнения то, что Наполеон в разных своих ипостасях симпатичен историкам и методистам. Не разрушил образа «гения Наполеона» и неудачный поход на Россию, расцениваемый как трагический шаг и стратегический тупик.

Ключевые слова: Наполеон, новая история, преподавание истории в школе, школьный учебник истории.

«Историю делают личности» - эта, пожалуй, неоспоримая истина очень значима для изучения курса истории. В поворотные моменты развития общества действия субъектов истории - правителей, государственных и религиозных деятелей, полководцев, идеологов при сочетании ряда обстоятельств могут оказать решающее влияние на последующее развитие стран и регионов. Именно личности как образы эпохи позволяют школьникам и студентам «примерить» на себя масштабы действий выдающихся исторических фигур, груз ответственности за принимаемые решения и судьбы народа. Через яркую биографию и характеристику деятельности легче визуализировать и персонифицировать историческое время. Однако «уловить, от чего зависит роль личности: от нее самой, исторической ситуации, исторических законов, случайностей или от всего сразу, в какой комбинации и как именно - сложно... ответ в огромной степени зависит от избранного нами аспекта, угла и точки зрения, рассматриваемого периода и прочих релятивистских и методологических аспектов» [2]. Акцент на личностном, человеческом на уроках истории позволяет решить несколько задач: развенчать или сформировать исторические мифы, транслировать в общественное сознание образ эпохи, сформировать у школьников собственный взгляд на историческую личность, оценить роль закономерного и случайного через поступки конкретного человека, продемонстрировать влияние личности на исторический процесс, подтолкнуть самообразование учащегося.

Серьезная попытка анализа как школьных, так и вузовских учебников нового поколения была предпринята Л.Р. Хут, занимающейся теоретико-методологическими вопросами изучения истории Нового времени [7]. Историк справедливо подметила, что очень часто учебный материал (разделы, главы, параграфы) современных учебников структурированы именно в связи с теми или ины-

ми личностями. «Прежние герои - прежде всего, традиционно являвшиеся воплощением "революционного дискурса" эпохи (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), - не ушли совсем, но заняли в учебниках гораздо более скромное место. Кроме того, отношение к ним допускает, наряду с признанием реального вклада в становление нововременного общества, элементы иронии... Вообще школьные учебники нового поколения «очеловечены». Они буквально населены людьми, причем часто рядом соседствуют известная историческая личность и «безымянный» герой истории» [7, с. 333]. Свобода воли, противоречивость, изменчивость и непостоянство человека позволяют говорить об альтернативах в истории. Но не следует забывать, что роль личности не всегда пропорциональна ее интеллектуальным и моральным качествам. Гений и злодей, имея в своих руках даже незначительную власть, могут добиться совершенно неравнозначных результатов.

В сравнении с советскими учебниками истории, где главными героями и ключевыми фигурами были вожди мирового пролетариата и революционеры-борцы за народную свободу, современные учебники представляют на своих страницах широкий круг исторических личностей, в число которых входят правители и государственные деятели, идеологи и основоположники различных течений общественно-политической мысли, промышленники и предприниматели, ученые и изобретатели, поэты и художники. В рамках только одного параграфа «Индустриальная революция: достижения и проблемы» учебника для 8 класса «Новая история 1800-1913» упомянута 41 фамилия.

Следует отметить существенные различия человека времен Наполеона и человека эпохи средневековья. Чрезвычайная душевная возбудимость, безудержность и необузданность - вот те черты, которые историки выделяют у средневекового человека [6, с. 19]. Важным элементом мировоспри-

© Майорова Н.С., 2017

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

73

ятия людей Средневековья были ощущение беспомощности и страх перед истинными и мнимыми опасностями. На совершение любого мало-мальски серьезного поступка от средневекового человека требовалось огромное мужество, которым обладали единицы. При этом здравый смысл отнюдь не всегда играл определяющую роль в его поведении. Совершенно иными личностными качествами обладал человек Нового времени, характеризуемого небывалым массовым превращением человеческих особей в личности. Человек Нового времени раскрепощен и уверен в себе, восприимчив к новациям, способен принимать на себя ответственность и решительно действовать - не благодаря, а вопреки. Конечно, исторические личности не всегда сопоставимы друг с другом, но пылкий ум устремленного к знаниям школьника обязательно найдет своего героя. И, несомненно, самые высокие шансы занять место главного героя - у Наполеона Бонапарта. Он не только самое популярное лицо Нового времени, но и личность такого масштаба, который мало кого может оставить равнодушным. Случайным образом отобрав несколько школьных учебников, мы предприняли попытку проанализировать, каким на их страницах предстает Наполеон Бонапарт, как оценивают влияние на исторический процесс и роль его личности современные историки.

Впервые Наполеон как исторический персонаж встречается школьникам в 8 классе. Формирование его образа происходит при значительном участии авторов учебника «Новая история 1800-1913» -А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшки-ной [8]. Наполеону в главе «Строительство новой Европы» отведены два параграфа: «Консульство и образование наполеоновской империи» и «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс». На основе текста параграфов учитель сможет довольно четко выделить вехи на пути к власти и этапы политической деятельности Наполеона. Каждому этапу авторы предпосылают точные названия-цитаты и, используя многочисленные эпитеты, характеризуют каждый из них. На первом этапе политической карьеры генерал Бонапарт -талантливый военачальник, «человек с республиканским прошлым», который, совершив переворот 18 брюмера и став первым консулом, «был принят спокойно в качестве главы государства... и готовился управлять страной буржуа, крестьян и собственников». На втором этапе, установив режим личной власти в форме консулата Наполеон выступал как «сын революции, главная политическая фигура во Франции», при которой «страна вступила на путь гражданского мира». На третьем, он - «революционер на троне», «император французов», обеспечивающий единство нации и нацеленный на обеспечение равенства возможностей и уменьшение бедности. Именно это время - время наивысшего

взлета Наполеона - законодателя, государственного деятеля и полководца: император «неутомимый труженик - работал неистово, все было под его контролем», «повелитель», не скрывавший своей любви к власти, ценитель искусства. Авторы дают очень подробную характеристику завоевательных войн и приходят к выводу, что «к 1810 г. Наполеон I достиг небывалого могущества и славы. Вокруг границ Франции возникла цепочка марионеточных государств, управляемых родственниками императора». Сила характера героя была такова, что его не сломила даже неудача похода в Россию. Император развил «кипучую деятельность» по созданию новой армии, которая была разбита при Лейпциге. Описание «100 дней» Наполеона и битвы при Ватерлоо вызывают симпатию и сочувствие поверженному, но не сломленному духом императору. Падение режима империи представляется результатом действия объективных факторов и почти не наводит на мысль об ответственности императора. Наполеон, без сомнения, - герой, казалось, раз и навсегда покончивший со старыми порядками.

Обращение к личности Наполеона в контексте правления императора Александра I и Отечественной войны 1812 г. служит, скорее, неким историческим фоном, где роль главных действующих лиц отведена другим.

В рамках второго концентра учитель имеет более широкие возможности выбора учебника, однако принципы изложения и круг очерчиваемых в них проблем разные.

Н.В. Загладин в учебнике «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» [4], преследуя цель актуализации и углубления знаний, акцентирует внимание на фигуре Наполеона посредством следующих блоков информации: свержение режима Директории и учреждение во Франции империи, кодексы Наполеона I, симптомы кризиса империи Наполеона, «Сто дней» Наполеона [5]. Сложнее, следуя за автором, выделить некую периодизацию политической деятельности Наполеона (в сравнении с учебником А.Я. Юдовской, П.А. Баранова и Л.М. Ванюшки-на), но явно выражена претензия на более глубокий анализ. Планируется последовательное рассмотрение военных кампаний Наполеона: победа над Австрией и заключение мира с Англией, возобновление войны в Европе и присоединение к антифранцузской коалиции, битва под Аустерлицем, разгром Пруссии. Тильзитский мир и его итоги, вторжение армий Наполеона в Испанию и подъем освободительного движения в Европе против французского господства, создание Великой армии и начало Отечественной войны 1812 г., отступление остатков Великой армии и создание новой антифранцузской коалиции. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж, Венский конгресс и его итоги.

74

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

Исторические личности, которым предполагается уделить внимание в ходе изучения тем «Наполеоновские войны» и «Отечественная война 1812 г. и крушение империи Наполеона I» - Александр I, Франц I, Жозеф Бонапарт, М.И. Кутузов, Ш. Талей-ран, Людовик ХУШ, А. Веллингтон и собственно французский император. Все они в том или ином контексте упомянуты на страницах учебника, но достижима ли в этом формате характеристика персоналий? Вопрос остается открытым.

Изучению и анализу феномена Наполеона, роли его личности для Европы, а также сильных и слабых сторон режима империи отведено место в рамках урока по теме «Наполеоновские войны». В отличие от авторов учебника для 8 класса, Н.В. Загладин неэмоционален и чаще использует принцип сухой констатации фактов, избегая оценок и выводов. Наполеон в описании Н.В. Загла-дина, скорее, производит впечатление расчетливой политической машины, в отношении которой историк не склонен навешивать ярлыки и расставлять эмоциональные акценты с помощью эпитетов. При этом автор не сомневается, что Бонапарт успешный военачальник, чьи победы «блистательны», а поражения «сокрушительны» (например, «роковой поход» в Россию, вступление Великой армии в Москву - «стратегический тупик», «ошибочные расчеты на пассивность и покорность русского крестьянства»).

Впервые на страницах учебника Н.В. Загладина Наполеон упомянут в параграфе «Великая французская революция и ее последствия для Европы» в части «Конвент и якобинская диктатура во Франции»: якобинцы подавили контрреволюционные выступления и отразили наступление войск европейских монархов, в рамках которого при штурме Тулона «отличился молодой капитан артиллерии Наполеон Бонапарт», под руководством уже генерала Бонапарта в 1796 г. французская армия «принудила к капитуляции королевство Пьемонт и герцогство Парма», а полководец «склонил Австрию к заключению мира». Автор скорее акцентирует внимание на общественно-политической обстановке, ожиданиях общества и влиянии комплекса объективных причин, нежели личностных мотивах Наполеона: «Возвращение во Францию популярного полководца стало сигналом к перевороту. Наполеон рассматривал себя в качестве императора французов, лидера нации, а не феодального сюзерена, управляющего людьми, как своими подданными... Первоначально политика Наполеона отвечала ожиданиям большинства собственников города и деревни». Пожалуй, Н.В. Загладин единственный из авторов, кто отметил связь между «семейными ценностями» Наполеона и его внешней политикой: «...С созданием империи во Франции Наполеон I присоединил часть прилегающих государств к ее территории и другие превратил в вассальные коро-

левства, во главе которых встали его родственники. Европа походила на фамильное владение семейства Бонапартов» [4, с. 287-292]. И все-таки есть некоторое разногласие между тематическим планированием, которое охватывает гораздо более широкий круг вопросов, и собственно текстом учебника, где изложен в хронологическом порядке ряд фактов -вех «наполеоновской эпохи».

Человеком новой эпохи, наступившей не только в истории Франции, но и всей Европы, предстает Наполеон Бонапарт на страницах учебника «Всеобщая история. 10 класс» О.Ю. Климова, В.А. Земляницина и В.В. Носкова [1]. Благодаря Наполеону, «артиллерия которого буквально смела мятежников с улиц Парижа», в 1793 г был подавлен мятеж сторонников восстановления монархии и установлена власть Директории: «Бонапарт был назначен командующим всеми военными силами внутренней Франции, и с этой ступеньки началось его стремительное восхождение к вершинам власти». Неизбежность падения Директории и приход к власти генерала Бонапарта авторы учебника связывают с непрочностью режима Директории, который опирался на разнородные политические силы, и поэтому, «пройдя через череду кризисов, он рухнул в результате другого переворота, открывшего новую эру в историческом развитии Франции. Генерал Наполеон Бонапарт был избран первым консулом Французской республики, который по конституции 1799 г. наделялся самыми широкими полномочиями».

Авторы учебника дают и несколько нетрадиционные оценки деятельности и политики Наполеона. Так, например, Амьенский «морской мир» с Великобританией 1802 г. назван «венцом мирной дипломатии Бонапарта», а последовавший за ним плебисцит «принес первому консулу пожизненную власть». Именно политика первого консула способствовала быстрому возрождению экономики Франции и превращению ее в «серьезного конкурента Великобритании». Нестандартна и оценка взглядов на союз с Францией императора Александра I, который «все более убеждался, что главным противником России является не Франция, а Великобритания, которая строила свое благополучие на подавлении экономического развития других стран». Распад коалиции, потеря Россией союзников и вынужденный характер франко-русских переговоров остались за кадром. Хотя ниже историки трактуют итоги мира с Францией иначе: «Главной причиной обострения русско-французских отношений стало нежелание Александра I следовать за Наполеоном в его политике ужесточения континентальной блокады, которая вступала во все более острое противоречие с экономическими интересами России».

Текст параграфов сопровождает богатый визуальный аппарат. На портретах А.-Ж. Гро

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

75

и Ж.О.Д. Энгра Наполеон изображен в моменты расцвета славы: бесстрашный боевой генерал на Аркольском мосту, первый консул, император. Симпатии авторов учебника, несомненно, на стороне Наполеона, но за рамками изложения остались талантливые государственные деятели и полководцы наполеоновской эпохи. Гений Бонапарта затмил и вытеснил всех и вся: «Наполеон стал главным творцом нового, буржуазного по своей сути правового порядка», «коренное преобразование Германии, предпринятое Наполеоном, создавало смертельную угрозу для Пруссии». Равновелик Наполеону на поле битвы, пожалуй, только Нельсон. Трафальгарская битва и битва у Аустерлица названы двумя величайшими сражениями, которые полностью изменили расстановку сил на международной арене [1, с. 210-217].

Довольно неожиданным стало открытие того факта, что в учебнике А.А. Данилова, Л.Г. Косу-линой и М.Ю. Брандта «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» личность Наполеона оказалась стиснута до размеров абзаца и уложилась в схему: «Французская революция конца XVIII в. завершилась военной диктатурой Наполеона», а «падение Наполеона и военное поражение империи положило начало периоду Реставрации» [3, с. 303]. Наполеон не был объектом специального анализа, а рефреном вошел в текст параграфа «Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII-XIX в.». Для сравнения: императрица Анна Иоанновна удостоилась пяти абзацев, а Петр I и Екатерина II - целой страницы.

Не вызывает никаких сомнений намерение авторов учебников для 10-11 класса осуществить максимальное обобщение исторического материала, соединив в нем и всемирную, и российскую историю. Однако крен в сторону отечественной истории весьма очевиден. Это констатация факта, а не упрек авторам, проделавшим колоссальную работу. Тем более что формат ЕГЭ по истории пред-

усматривает знание материала именно по истории России. Привить любовь к истории и уважение к ее героям возможно только на психоэмоциональном уровне, на историческом материале, который рождает внутренний отклик школьника.

Библиографический список

1. Всеобщая история: 10 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Ю. Климов, В.А Земляницин, В.В. Носков; под общ. ред. В.С. Мясникова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 336 с.

2. Гринин Л.Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность. - 2010. -№ 2 (12) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129557/ (дата обращения: 22.03.2016).

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Россия и мир: Древность. Средневековье. Новое время: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2006. - 252 с.

4. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учеб. для 10 класса. - М., 2006. - 400 с.

5. Загладин Н.В., Козленко С.И., ЗагладинаХ.Т. Программа и тематическое планирование курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней». 10-11 классы. - М., 2005. - 112 с.

6. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М.: Наука, 1988. - 768 с.

7. Хут Л.Р. Теоретико-методологические проблемы изучения истории Нового времени в отечественной историографии рубежа XX-XXI вв. / Московский пед. гос. ун-т; Адыгейский гос. ун-т. - М.: Прометей, 2010. - 703 с.

8. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшки-на Л.М. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010. - 270 с.

Вестник КГУ .J № 3. 2017

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.