Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1786
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / БАЛ / БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковынева О. Г., Введенский В. Н.

На основе анализа понятий «танец», «бал», «бальные танцы» предложены пять этапов становления и развития спортивных бальных танцев. Выделены следующие этапы: средневекового Ренессанса (16-17век), эпохи Возрождения (18 век), баллов и маскарадов (19 век), массовых бальных танцев (19-20 в.), этап глобализации (20 век - начало 21 века).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ковынева О. Г., Введенский В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ»

УДК 793.3

О.Г Ковынева, В.Н. Введенский

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

На основе анализа понятий «танец», «бал», «бальные танцы» предложены пять этапов становления и развития спортивных бальных танцев. Выделены следующие этапы: средневекового Ренессанса (16-17век), эпохи Возрождения (18 век), баллов и маскарадов (19 век), массовых бальных танцев (19-20 в.), этап глобализации (20 век - начало 21 века).

Ключевые слова: танец, бал, бальные танцы, этапы становления и признаки спортивных бальных танцев.

Танец - это ритмичные выразительные телодвижения, которые выстроены в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец был средством самовыражения с момента зарождения цивилизации в самых разных культурах. Например, первобытные люди в танцах изображали силы природы или животных. В индуистской мифологии, в мифах народов восточного Средиземноморья танец сопутствует рождению мира и хаоса. Лукиан (греческий писатель-сатирик, около 120-180гг. н.э.) в своем трактате «О танцах» показывал, что танец возник в глубочайшей древности « с происхождением первых начал вселенной», « вместе с древним Эросом».

Танец упоминается даже в Ветхом и Новом Заветах. Например, книги Царств описывают танец при особом ликовании народа после победы над Голиафом, а также при возвращении ковчега от Филистимлян. Одним из самых древних руководств по танцу можно назвать египетские рисунки, на которых каждая поза имела свое значение, а их последовательность в исполнении танцора составляла своеобразные танцевальные фразы. Аккомпанементом были хлопки в ладоши, тамбурина, кастаньет, звуки дудки и тд. Исследователи сходятся во мнении, что танец в ранний период в основном был частью религиозного ритуала. Связь между танцем и ритуалом существовала вплоть до 20в., а в некоторых местах сохранилась ив наше время.[1]

Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись, так как любая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм — порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола bailare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), социальных и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками:

1) преимущественно парные танцы - представляют собой, своего рода «общение» между кавалером и дамой, где соблюдается особый контакт - тактильный и на эмоциональном уровне (латиноамериканские танцы, отличаются большей свободой движение, чаще соприкасаются только руками, но иногда контакт может усиливаться или наоборот)

2) особая техника исполнения, непохожая на другие виды танцев, требующая специальной подготовки и изнурительных тренировок, для поддержания формы.

Первые танцевальные каноны и светские танцы возникает в эпоху 17в., в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета замковой рыцарской культуры. Первые элементы бальных танцев - променадов, танцев шествий включаются в полуцерковные - полу светские процессии, уличные балеты, популярные на юге Франции. Огромные по масштабу и сложные по постановочному замыслу до 16 в. бальные танцы исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра:4 корнета, тромбон. 2/3 виолы. Не отличаясь богатым арсеналом движений, эти танцы, относящиеся к группе бассдансов (низкие танцы), сочетали в себе пантомимные сценки и разнообразные танцевальные рисунки. С возникновением городов, возникновением университетов открывается новая страница искусства средневековья. На смену бас-сдансам приходят минуэт и ригон, основные формы которых, заимствуются у народных танцев.

Постепенное усложнение танцевальной лексики и композиций, канонизация фигур поз привели к необходимости длительного обучения умению танцевать. Самыми быстрыми танцами были минуэт, ко-

© Ковынева О.Г., Введенский В.Н., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 9(60)

торый стали танцевать в быстром темпе и гавот. В середине 18в. парные танцы уступают место массовым танцам. Особенно подвижными были танцы, появившиеся после французской буржуазной революции. Танцевали и под музыку «Са-Ира» и «Марсельезы», пели куплеты и танцевали карманьолу и т.д.

В 19в. сохраняются многие танцы прошлых веков, ставшие более доступными по сравнению с «утонченными» танцами 17-18вв - время массовых бальных танцев. Все больше начинают входить в моду балы, маскарады. Ведущее место в 19в принадлежит вальсу. Родился и расцвел вальс в Вене, но в разных странах этот « король» танцев приобретает те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка и т.п.[2]

В 1920-е годы в Англии возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный и sorial dance. В 1930-1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

В наше время по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные — под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open.

Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т.д. фактически перестали служить для массового развлечения. На смену им пришли такие танцы как, буги-вуги, рок-н-рол, румба, самба, пасодобль, шейк. В истории бального танца начался новый виток.

Бальные танцы ХХ века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.

Таким образом, современные бальные танцы состоят из европейской программы, в которую входят 5 танцев: медленный вальс (Slow waltz) (темп — 28-30 тактов в минуту), танго (Tango) (темп — 31-33 тактов в минуту), венский вальс (Viennese waltz) (темп — 58-60 тактов в минуту), медленный фокстрот (Slow Foxtrot) (темп — 28-30 тактов в минуту) и квикстеп (Quickstep) (быстрый фокстрот) (темп — 50-52 тактов в минуту) и латиноамериканской программы, в которую входят следующие танцы: самба(Samba) (темп — 50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha) (темп — 30-32 тактов в минуту), румба(Rumba) (темп — 25-27 тактов в минуту), пасодобль(Paso Doble) (темп — 60-62 тактов в минуту) и джайв^^) (темп — 42-44 тактов в минуту). Всем этим танцам свойственна ритмичная музыка, и они требуют отменного восприятия темпа.

В настоящее время по спортивным танцам проводятся различные соревнования. Сформировалось три программы спортивных танцев: европейская, латиноамериканская и так называемая "десятка", куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные - под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open.[3]

Можно сделать вывод, что бальные танцы способствуют физическому развитию, в частности, улучшению работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Кроме здоровья бальные танцы могут кардинально повлиять и на ваш внешний вид (конечно, в лучшую сторону). Людей, занимающихся бальным танцами как профессионально, так и на уровне хобби, сразу видно в толпе. Человека, занимающегося бальными танцами, отличает легкость и плавность походки, а так же ее грациозность даже в зимней одежде. Это очевидно — ведь вальс, танго или фокстрот требуют слаженности движений в паре. Так же в процессе занятий формируется правильная осанка.

Кроме того, танцы позволяют справиться с некоторыми комплексами. Постигая танцевальную науку спортивных бальных танцев , движения становятся более раскованными и свободными, что дает все больше и больше возможностей для самовыражения.

Можно вывести 5 этапов становления спортивного бального танца:

1.Этап средневекового Ренессанса 16-17века (бассдансов, аллеманда, бранль);

2.Этап эпохи Возрождения 18 век (павана, гальярда, куранта, менуэт, экосез)

3.Этап баллов и маскарадов (19 век). На танцевальной арене появляются такие танцы как: мазурка, кадриль, галоп, вальс, катильон, полька;

4. Этап массовых бальных танцев 19в-20в (краковяк, тустеп, танго);

5.Этап глобализации, который выделяется влиянием афроамериканской и латиамериканской культуры (20 в. - нач. 21в). Танцевальный мир заполняют такие танцы как: вальс-бостон, фокстрот, шимми, чарльстон, блюз, буги-вуги, рок-н-рол, румба, самба, пасодобль, шейк, меренга,сальса, мамба и тд.)

Библиографический список

1.Михайлова-Смольнякова Е.С. Старинные бальные танцы. Эпоха Возраждения//Учебное пособие .- М., 2010.

2.Современный бальный танец// Под редакцией В.М Стриганова и В.И Уральской. Учебное пособие. - М.,

2010.

3.Дорохов П.П. Танцевальный спорт России // Спорт России: федеральный справочник. Специальный выпуск. -

2010.

КОВЫНЕВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА - магистрант, Белгородский институт культуры и искусств, Россия.

ВВЕДЕНСКИЙ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики хореографического искусства, Белгородский институт культуры и искусств, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.