ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №3(I)
1543
УДК 821.512.141.09
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА И ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕМ В ПЬЕСАХ «КАХЫМ-ТУРЯ» Б. БИКБАЯ И «ИДУКАЙ И МУРАДЫМ» М. БУРАНГУЛОВА
© Р. Б. Ахмадиев
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 93 12.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с творческой судьбой и бытованием пьес «Кахым-туря» Б. Бикбая и «Идукай и Мурадым» М. Бурангулова, написанных в годы Великой Отечественной войны. В результате проведенных исследований автор статьи приходит к выводу, что эти исторические драмы представляют собой оригинальные художественные произведения, основанные на поэтике башкирского фольклора, пронизанные гуманизмом и высокой идейностью.
Ключевые слова: трагедия, историческая драма, Золотая Орда, Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 г., эпос, патриотизм, фольклор, М. Бурангулов, Б. Бик-бай.
События, связанные с Великой Отечественной войной, предоставили башкирским писателям широкие возможность для отображения в своих произведениях характерных черт и свойств советских людей, их героизма и самоотверженности. Новые общественно-социальные условия определили тематический диапазон драматургии, в условиях которого актуальные проблемы современности нашли отражение жанровых формах драмы, комедии и трагедии.
Некоторые писатели обращались к далеким страницам жизни народа, увязывая современные события с историческим прошлым. Например, появились пьесы «Кахым-туря» Б. Бикбая, «Идукай и Мурадым» М. Бурангулова, в которых воссозданы картины борьбы башкир с иноземными захватчиками за свободу и национальную независимость. Эти пьесы сыграли огромную мобилизующую и воспитательную роль, помогая нашему народу в борьбе с фашизмом.
Изучение этих произведений остается актуальной задачей для башкирского литературоведения. Кроме того, легализация в 90- е годы трагедии «Идукай и Мурадым» М. Бурангулова открыла путь исследованию обозначенной нами проблемы, связанной с данным произведением; позволила по достоинству оценить его художественные качества. Появилась возможность полемизировать над казавшимися незыблемыми положениями, касающимися истоков и содержания данной пьесы, которые были зафиксированы в некоторых официальных документах и газетно- журнальных публикациях.
Упомянутые выше произведения и их авторов ожидала не менее сложная, драматичная судьба, чем события и проблемы, отраженные в них. Пьесы были фактически осуждены в постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации» от 27 января 1945 г. В этом постановлении отмечалось, что «в литературных произведениях - «Идукай и Мурадым», «Эпос о богатырях» не проводятся разграничения между подлинными национально-освободительными движениями башкирского народа и разбойничьими набегами башкирских феодалов на соседние народы, недостаточно показывается угнетение трудящихся башкир татарскими и башкирскими феода-
лами, идеализируется патриархально-феодальное прошлое башкир. В пьесе «Кахым-туря» извращается история участия башкир в Отечественной войне 1812 г., противопоставляются друг другу русские и башкирские воины» [1, с. 131].
После выхода данного постановления Б. Бик-бай переработал свою пьесу и в 1957 г. предложил ее новый вариант. Но при этом драматург остался верен себе в главном: для него Кахым-туря - легендарная личность, рожденная народным патриотизмом, герой, который проявил чудеса храбрости в Отечественной войне 1812 г. Автору предстояло решать проблему народа и личности в неразрывной связи с ответственностью каждого отдельно взятого человека перед Родиной. С этой задачей Б. Бикбай справился успешно. Автор доказал, что инертность, пассивность царя Александра I и его неспособность мобилизовать народ и армию против Наполеона соответствует исторической правде. Именно сам народ встал на защиту своей Родины. На этом фоне патриотический порыв представителей башкирского народа, давшего отпор врагу, вступившему в Россию и Москву, не следует оценивать как искажение фактов, как противопоставление друг другу дружественных башкир и русских. Долг перед Россией оставался нравственным долгом для всех настоящих патриотов. При этом Б. Бикбай не ограничился подразделением персонажей пьесы на положительных и отрицательных. Писатель исследовал причины и пути, которые привели народных героев Кахым-туря, Баик-сэсэна, Акъегета, Асылбики и их антиподов, таких, как Колтуба, Шахи и других к духовному величию или нравственному падению.
Отметим, что так Б.Бикбай стремится показать с одной стороны социальные и общественные отношения, вызванные войной, а с другой - суть и содержание национальных характеров. Среди них эстетически ценными, политически актуальными и значимыми, структурно организующими, выступают образы воина-сэсэна Баика, Кахым-туря и других представителей народа. Если образ Баик-сэсэна рожден путем фольклорной типизации, то образ Кахым-туря, предводителя башкирских войск, основан на поисках и исследованиях самого автора, следовательно, воплощен в реалистическом плане. Таким образом, Б. Бикбай, показывая походную жизнь одного башкирского полка, отношение вои-
1544
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
нов, народа к войне, оценивает целую эпоху, определяет тенденции развития общества [2, с. 114].
На чем же основана суровая партийная критика, так пагубно отразившаяся на дальнейшей судьбе и творчестве М. Бурангулова и, в частности, его трагедии «Идукай и Мурадым»? На сегодняшний день, опираясь на имеющиеся точки зрения о происхождении и поэтике этой трагедии, можно посчитать необоснованными обвинения в адрес автора произведения в идеализации патриархального прошлого башкир, извращении истории, противопоставлении башкир русским. Данная точка зрения подтверждается и проведенным нами целостным анализом пьесы.
В фольклоре присутствует одноименное эпическое сказание - «Идукай и Мурадым» - общее достояние для ряда тюркских народов: башкир, татар, узбеков, каракалпаков, казахов и др. «Нет спора, что в основе этого эпоса лежат исторические события, относящиеся к концу XIV - началу XV вв., периоду политического распада Золотой Орды и утверждения на Востоке новой мировой державы Тимура с центром в Средней Азии» [3, с. 17]. И нет и не может быть секрета или сомнения в том, что герои пьесы М. Бурангулова ассоциировались у высших партийных чиновников, по сути, с жизнедеятельностью золотоордынских правителей и их окружением, которые, как известно, оставили в памяти человеческой цивилизации отнюдь не добрый след.
Кстати, сказание «Идукай и Мурадым» было объявлено в другом постановлении ЦК ВКП(б) [4, с. 112] ханско-феодальным эпосом и в течение длительного времени находилось под запретом. Лишь в начале 90-х гг. башкирский вариант этого эпоса, выполненный М. Бурангуловым, был опубликован в республиканской печати [5; б]. Вариант М. Бу-рангулова признан выдающимся произведением фольклорного наследия писателя. Между тем, фольклорные элементы в эпосе синтезированы с реальными явлениями описываемого времени, историческими фактами. Например, проф. А. Харисов, опираясь на древнюю рукопись, хранившуюся в библиотеке Стамбульского университета, указывает на документальность основы кубаира М. Бу-рангулова, обращает внимание на башкирские корни сюжета, на «башкирскую прописку» многих героев произведения [7, с. 215].
Объективность в оценки пьесы М. Бурангуло-ва содержат следующие мысли, высказанные по поводу природы образа Идукая: «Внимательное изучение башкирских вариантов эпоса, среди которых наиболее полным является текст М. Бурангу-лова (около шести тысяч стихов), убеждает в том, что приравнивать его героя к исторической личности золотоордынского военачальника Едигея нет никаких оснований. Образ Идукая создан на основе эпических традиций и воплощает идеальные черты характера народного батыра, ведущего самоотверженную борьбу против ханской тирании. Башкирский эпический Идукай не только не претендует на ханский престол и не совершает захватнические походы, а напротив, его заботит главным образом объединение башкирских родов, чтобы противо-
стоять натиску ордынцев, защитить независимость родной земли [3, с. 17-18].
Что касается творческой истории самой трагедии М. Бурангулова, то она, по признанию автора произведения, написана по мотивам одноименного эпоса и с использованием документальных источников [8, с. 4]. Того же Идукая И. Буляков считает «выходцем с Урала, одним из батыров башкирских племен, живущих вокруг горы Иремель и в долинах реки Агидель» [3, с. б1].
В пьесе, как в кубаире, показана освободительная борьба башкирского народа, его стремление к лучшему будущему. Дела и поступки главных персонажей (как и всей пьесы) проникнуты духом патриотизма и народной дружбы, верой в светлые идеалы добра и справедливости. Трагедия «Идукай и Мурадым», имеющая народные корни и основанная на фольклорной образности, никак не может считаться ханско-феодальным произведением,
идейно- и идеологически ущербным, вредным. Подобные утверждения противоречит здравому смыслу, исторической правде.
Следует отметить, что вышеупомянутое партийное постановление, имевшее прямое отношение к творчеству Б. Бикбая и М. Бурангулова, сказалось отрицательно на развитии в башкирской прозе и драматургии исторической тематики. Подобная тематическая направленность реанимировалась лишь в б0-е гг. прошлого столетия с появлением историко-революционных драм Б. Бикбая, А. Мир-загитова, А. Атнабаева и др. Параллельно с ними прокладывал себе путь такой жанр, как исторический роман (Г. Ибрагимов, К. Мэрген, А. Хакимов и др.). Историческую тематику в современной драматургии представляют пьесы Н. Асанбаева и Ф. Булякова.
Отрадно, что в годы Великой Отечественной войны в воссоздании исторического прошлого народа, воспевании подвига наших предков, воспитании на их примере патриотизма и героизма у советских людей стояли пьесы Б. Бикбая и М. Бурангу-лова. Несмотря на серьезные преграды, возникавшие на их пути, они сохранились и остаются произведениями мощной художественной силы и эстетического заряда.
ЛИТЕРАТУРА
1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.б. М.: Политиздат, 1971. 273 с.
2. Хамидуллина М. Творчество Баязита Бикбая. Уфа: Башк. кн. издат-во, 1987. 192 с. На башк. яз.
3. Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова: Сборник статей I БНЦ УрО РАН. Уфа, 1992. 121 с.
4. Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» от 9 августа 1944 г. II КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.б. М.: Политиздат, 1971. 273 с.
5. Зарипов Н. Об эпосе «Идукай и Мурадым». Из истории изучения эпоса II Агидель, 1989. №1. С. 1б-18. На башк. яз.
6. Зарипов Н. Отношение эпоса к истории. Особенности башкирских вариантов II Агидель 1989. №2. С. 12б-137. На башк. яз.
7. Харисов А. Духовные корни. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1984. 234 с.
8. Письмо в редакцию II Личное дело М. Бурангулова. 97 с.
Поступила в редакцию 06.09.2012 г.