1024
раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 82.09 = 894.343
ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В БАШКИРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
© Р. М. Алламуратова
Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Россия, Республика Башкортостан, 450054 г. Уфа, пр. Октября, 71.
Тел./факс: +7 (347) 235 60 50.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается формирование историко-героической темы в башкирской драматургии начала XX века. Предпринята попытка по-новому проанализировать малоизученные драматические произведения, прослеживаются основные тенденции развития исторической темы в башкирской драматургии. Автор приходит к выводу, что культурноэстетические и социально-политические факторы значительно ускорили становление национальной драматургии.
Ключевые слова: драматургия, драма, фольклор.
В начале ХХ века, в башкирской литературе начался бурный процесс осмысления проблемы театра. В этот период в башкирской драматургии прослеживается интерес к фольклорным произведениям, в которых обнаруживалось театральное начало: народные танцы, диалогически настроенные кубаиры, эпосы, легенды и предания, истории песен, обряды и народные игры [1, с. 165]. Начинающие драматурги отбирали нужный им фольклорный материал для создания яркого героя, глубокого смысла, который отвечал бы своим содержанием потребностям времени.
Думы о прошлом и настоящем башкирской нации, усиление национально-освободительного движения на фоне исторических событий прошлого столетия содействовали выходу на литературную арену исторической драмы. В начале XX века появляются исторические драмы - «Герои Отчизны» Ф. Туйкина [2], «Янгура» А. Тагирова [3-7], «Салават-батыр» Ф. Сулейманова [8].
«Герои Отчизны» Фазыла Туйкина - первое сценическое произведение, раскрывающее героизм башкирского народа в Отечественной войне 1812 г. Как известно, драма «Герои Отчизны» вышла из-под пера писателя, когда он жил и работал в Уфе [9, с. 124]. В это время Ф. Туйкин увлеченно собирает народное творчество, выпускает фольклорные сборники, состоящие из народных песен [10, с. 126]. Именно фольклор, башкирские народные песни, предания и легенды об Отечественной войне 1812 года легли в основу драмы. Исторические песни «Любизар», «Баик», «Ахмет Баик», «Кутузов»,
«Храбрый джигит», «Кахым турэ», легенда «Вторая армия», «Башкиры в французской войне», «Абдрах-ман Акджигит», «Янсары-батыр» [11] помогли начинающему драматургу раскрыть патриотическую натуру и чувства башкирского народа.
В драме отсутствует главный герой. Ф. Туй-кин отказывается от него, чтобы зритель в каждом человеке, в каждом характере увидел себя - народа-победителя. В драме изображены простые сельские люди, которые живут каждодневными проблемами. Но услышав, что враг подошел к Москве, и царь
просит народной помощи, они в один миг объединяются и поднимаются против завоевателей. Писатель славит духовную силу, творческий потенциал, нравственную чистоту и красоту народа. В самом названии произведения подчеркнут героизм и отважность башкирского народа.
Пьеса «Герои Отчизны» впоследствии стала ориентиром для следующих произведений об Отечественной войне 1812 года. Например, в пьесе Б. Бикбая «Кахым турэ» мы видим созвучные реплики, сюжетные линии [12]. Однако драма Б. Бик-бая подверглась жесткой критике. Как отметил профессор Р. Баимов, творчество М. Бурангулова, Б. Бикбая никогда не укладывались в догмы социалистического режима [13, с. 3].
Видный башкирский писатель Авзал Тагиров внес свой вклад в развитие башкирской драматургии. Во время военной службы в Киеве в 1911-1913 гг., он посмотрел спектакль «Кума Марта» [14, с. 392]. Яркие впечатления вдохновляют его создать сценическое произведение «Янгура», публиковать и инсценировать которое царская цензура строго запретила.
По своему идейно-тематическому содержанию драма «Янгура» близка к башкирскому фольклорному произведению «Сура батыр» [15]. В обоих произведениях описывается крах Ногайской орды и национально-освободительная борьба. В драме преобладают героические мотивы и ощутимо влияние фольклора, древних героико-эпических традиций, но вместе с тем произведению свойственен своеобразный трагический пафос.
В центре внимания в пьесе находятся образы народных батыров - организаторов освободительного движения: Янгуры, Кубея, Шабака, Кулгали. Главный герой - Янгура, отважный и волевой человек, мечтает освободить страну от завоевателей и продажных местных чиновников. Ногайский батыр наделен всеми качествами героического образа. Для усиления драматической напряженности автор местами передает чувства и переживания героев в стихотворной форме. А. Тагиров в пьесе «Янгура» через призму исторических событий смог рассмотреть революционный настрой, политическую напряженность в стране.
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4
1025
Образ выдающейся исторической личности Салавата Юлаева впервые в драматургии был раскрыт в драме Фатхелкадира Сулейманова «Салават-батыр». По словам Ф. Сулейманова, его предки были сподвижниками С. Юлаева [16, с. 104]. Он с детства слышал предания и легенды о Крестьянском восстании 1773-1775 гг., которые потом легли в основу его литературных произведений.
К сожалению, драма «Салават-батыр» была не издана. После эмиграции писателя пьесу с некоторыми дополнениями издает историк Сагит Мира-сов [17, с. 269].
Пьеса начинается с изображения событий в доме старшины Юлая Азналина. С первых реплик Юлая возникает тревожная картина, предвещающая трагические события. Старшина Юлай - один из верных слуг царской России. Далее автор анализирует изменение взглядов, мировоззрения Юлая как следствие ухудшения положения народа. Приводятся документально обоснованные примеры о расхищении башкирских земель для строительства заводов.
Очень ярко раскрыт образ молодого предводителя восстания - Салавата-батыра. Автор подчеркивает важные детали, раскрывающие историческую точность персонажа. Отдельные фразы и диалоги показывают темпераментную, поэтическую душу воина-поэта. Ф. Сулейманов широко использует фольклорные материалы. Например, народное предание «Речь Салавата» [18] нашло отражение и в драме «Салават-батыр», и в других произведениях писателя, в частности, в хикаяте «Во благо Родины» [7].
Образная система драмы разнообразна. Драматург показывает, что личность С. Юлаева сформировалась в народной среде. Акбулат, Айтуган, Айдар, Аким, Антон, Бахтияр представляют образ народа. Защитниками выступают исторические личности - Пугачев, Зарубин, Белобородов. Особое внимание уделяется женским образам. Глубоко и трогательно раскрыт образ матери Салавата - Бадыян. Показывается героический характер жены - Зулейхи. Впервые в драматургии появляется образ предателя, выдавшего Салавата - Аптеряя [19, с. 159].
В конце драмы автор дает биографические сведения о Салавате-батыре, так что башкирская общественность знала о последнем пристанище своего героя и была знакома с историческими документами. Как отметил Г. Хусаинов, драма Ф. Сулейманова «Салават-батыр» является первой в ряду сценических произведений о Салавате Юлаеве [20, с. 544].
В драматургии начала ХХ века нашли яркое выражение черты башкирского национального характера: свободолюбие, патриотизм, ненависть к рабству и предательству, защита чести, гостеприимство и искренность.
Обращение к музыке в самые трудные или радостные моменты жизни также является чертой национального характера башкирского народа [21, с. 52]. Мелодии главного музыкального инструмента -курая, танцы, песни - все это отражает национальный дух башкирского народа.
Многие начинающие драматурги обращались к исторической теме, что подтверждает усиление интереса к прошлому своего народа. Немалую роль в этом процессе сыграло фольклорное начало, ставшее крепкой основой для зародившегося литературного вида.
Историко-героические драмы Ф. Туйкина «Герои Отчизны», А. Тагирова «Янгура», Ф. Сулейманова «Салават-батыр» раскрывают героическую сущность народа. Органичное сплетение драматических ситуаций с песнями, танцами и стихами показывает поэтическую натуру, менталитет башкирского этноса.
Таким образом, в начале ХХ века башкирская драматургия активно пытается синтезировать фольклор и письменную литературу. Из традиционных образов возникает новая картина, которая тесно связана с социально-экономической и политической жизнью общества. Драматургия, развиваясь, идет к более глубокому раскрытию сущности человека, его стремлений, надежд, возможностей, его места в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фольклористика в Советской Башкирии: сб. статей. Уфа: БФ АН СССР, 1974. -218 с.
2. Башкирская литература. Начало ХХ века. Вторая книга. Проза. Драматургия. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1983. -592 с.
3. Тагиров А. // Мирас.2003. №8. С. 30-39.
4. Тагиров А. // Мирас.2003. №9. С. 19-23.
5. Тагиров А. // Мирас.2003. №10. С. 37-44.
6. Тагиров А. // Мирас.2003. №11. С. 92-96.
7. Тагиров А. // Мирас.2003. №12. С. 73-79.
8. Сулейманов Ф. В башкирском кочевье. Избранные произведения. /Сост. М. Надергулов. Уфа: Китап, 1996. -80 с.
9. Надергулов М. // Агидель. 1999. № 6. С.123-126.
10. Надергулов М. // Агидель. 2002. № 5. С.122-130.
11. Башкирское народное творчество: Предания, легенды. Т. 2. Уфа: Китап, 1997. -440 с.
12. Бикбай Б. Избранные произведения. Т. 4. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1972. -392 с.
13. Баимов Р. // Ядкяр.1999. №1. С. 3-7.
14. История башкирской литературы. Второй том. Литература XIX - начало XX в. Уфа: Китап, 1991. -544 с.
15. Башкирское народное творчество. Эпос. Шестой том. Уфа: Китап, 2002. -552 с.
16. Хусаинов Г. // Агидель. 1990. №1. С. 100-108.
17. Хусаинов Г. Литература и наука. Избранные труды. Уфа: Гилем, 1998. -613 с.
18. Башкирское народное творчество. Исторические кубаиры, хикаяты. Т. 5. Уфа: Китап, 2000. -392 с.
19. Идельбаев М. Сын Юлая Салават. Уфа: Китап, 1994. -172 с.
20. Хусаинов Г. Сыны Отчизны. Уфа: Китап, 1998. -544 с.
21. Рахматуллина З. // Ядкяр. 2001. №3. С. 50-58.
Поступила в редакцию 04.10.2008 г.