Научная статья на тему 'Образ главного героя в башкирском историческом эпосе «Идукай и Мурадым»'

Образ главного героя в башкирском историческом эпосе «Идукай и Мурадым» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1408
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / ИСТОРИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ / ВАРИАНТ / ОБРАЗ / ЭПИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / БАТЫР-ВОИН / ЭМИР / ХАРАКТЕР / СЭСЭН / ДИАЛОГ / EPIC / HISTORICAL LEGEND / OPTION / IMAGE / EPIC HERO / HISTORICAL PERSONALITY / BATYR-WARRIOR / CHARACTER / SESEN (NARRATOR) / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зарипова Р. М.

Статья посвящена изучению образа главного героя исторического эпоса. На материале башкирского эпоса «Идукай и Мурадым» выявляются основные черты и качества батыра-воина Идукай и в сравнительно-сопоставительном плане исследуется эпический герой и историческая личность Идукая, который известен в тюркской фольклористике как Идиге (Едиге). Автор полагает, что образ главного героя Идукая в башкирском эпосе это обобщенный образ народного батыра, созданный на основе народных представлений. Относительное отображение исторической действительности в эпическом сказании делает эпос интересным материалом для более подробных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE MAIN CHARACTER IN THE BASHKIR HISTORICAL EPIC “IDUKAY AND MURADYM”

Epic, among which “Idukai and Muradim” is one of the most significant, occupies special place in the spiritual heritage of the Bashkir people. This article devoted to the range of issues relating to the main hero of the historical epic. Some attention is given to the main features and qualities of the Idukai batyr-warrior. Considering this character in comparative terms, author believes that the epic hero and historical personality of Idukai are one and the same image, which is known in Turkic folklore as Yedige (Edigu, Idegei). The author believes that the image of main character Idukai in the Bashkir epic is a general image of the national batyr, which is created on the basis of national vision. The main hero of the epic Idukai is a brave batyr-warrior and a man of great intellect. The hero is very wise and just, that is reflected in the dialogues with the other characters. The relative representation of historical fact in the epic makes interesting material for further study. The epic “Idukai and Muradym” (“Edigu”) is the heritage of all Turkic peoples. The author believes that the richest folklore heritage obtained from ancient ancestors can become a valuable source in the study of the historical past of peoples.

Текст научной работы на тему «Образ главного героя в башкирском историческом эпосе «Идукай и Мурадым»»

ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В БАШКИРСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭПОСЕ

«ИДУКАЙ И МУРАДЫМ»

© Р. М. Зарипова

Институт языка, истории и литературы Уфимского научного центра РАН Россия, Республика Башкортостан, 450054 г. Уфа, пр. Октября, 71.

Тел.: +7 (927) 950 12 86.

Статья посвящена изучению образа главного героя исторического эпоса. На материале башкирского эпоса «Идукай и Мурадым» выявляются основные черты и качества батыра-воина Идукай и в сравнительно-сопоставительном плане исследуется эпический герой и историческая личность Идукая, который известен в тюркской фольклористике как Идиге (Едиге). Автор полагает, что образ главного героя Идукая в башкирском эпосе - это обобщенный образ народного батыра, созданный на основе народных представлений. Относительное отображение исторической действительности в эпическом сказании делает эпос интересным материалом для более подробных исследований.

Ключевые слова: эпос, историческое сказание, вариант, образ, эпический герой, историческая личность, батыр-воин, эмир, характер, сэсэн, диалог.

Отечественная фольклористика ныне располагает значительными исследованиями в области соотношения эпических сюжетов с исторической действительностью, но имеются материалы не до конца проанализированные, которые рождают научную дискуссию и большой интерес у современных исследователей.

Исторические сказания отражают, как правило, феодальную действительность, когда усиливается противостояние народов на основе возрастающих чувств государственной самостоятельности и патриотизма, укрепление их национального самосознания, самоутверждения. Вместо прежних героев с чудесными свойствами выдвигаются исторические личности, образ которых в эпосе получают окраску, соответствующую чаяниям народа, его социальным и нравственным устремлениям [1, с.

5].

Как известно, системное изучение произведений башкирской литературы эпохи средних веков относится к концу 1980-х гг. В трудах Н. Т. Зарипова и Г. Б. Хусаинова, в X томе «Башкирского народного творчества» башкирский народный эпос «Идукай и Мурадым» описан посредством термина «тарихи тобайыр». В 1989 г. в первом и последующем номере журнала «Агидель» впервые был опубликован эпос «Идукай и Мурадым» с предисловием Н. Т. Зарипова. Основываясь на исторических данных при изучении данного произведения, автор подчеркивает, что его герои имеют исторические прототипы, и рассматривает «Идукай и Мура-дым» как исторический эпос (тарихи тобайыр) [9, с. 13].

Художественное содержание того или иного произведения более полно раскрывается при анализе системы образов. В башкирской фольклористике система образов персонажей башкирского народного эпоса «Идукай и Мурадым» полно не рассматривалась, что делает актуальным данное исследование. Более подробное описание главных

героев сказания имеется в трудах Н. Т. Зарипова, С. А. Галина, Г. Б. Хусаинова, А. М. Сулейманова, образы отдельных персонажей - в трудах М. Х. Идельбаева, Г. Р. Хусаиновой и

Н. А. Хуббитдиновой. Нами же произведена попытка анализа образа героя исторического эпоса, на примере главного героя Идукая.

В традиционном понимании образ - это изображение конкретных событий и лиц конкретных людей через художественное воплощение. Через описание внешности, характера, мыслей, поведения действующих лиц в той или иной обстановке воссоздается целостный образ персонажа. В художественном произведении отдельные образы составляют систему образов, которая совокупляется в характерах и действиях отдельных персонажей [10, с. 120].

Важно, что система образов персонажей в том или ином героическом эпосе имеет яркие отличитильные особенности в зависимости от того, в какое время они создавались. Например, образы архаического эпоса отличаются от образов персонажей эпоса более позднего периода. Наряду с эпосами «Ек Мэргэн», «Таргын и Кужак», «Мэргэн и Маянхылу» и др. эпос «Идукай и Мурадым» относится к народному творчеству периода развития феодализма: оно (творчество) отражает борьбу против татаро-монголского гнета и напрямую связано с историей народа. Заложив в основу изысканий хронологическо-тематический принцип классификации башкирских эпосов [11, с. 23], можно вывести примечательные особенности в системе образов и выделить некоторые противоречивые моменты в описании характерных черт отдельных персонажей.

Основное тематическое содержание эпоса -это воспевание богатырей, которые являются защитниками своего народа. Идея защиты страны раскрывается через образы главных персонажей. Для того, чтобы описать мечты и устремления

народа, его представление о сторонниках и недругах, создаются образы положительных и отрицательных персонажей. Положительным персонажам противопоставляются отрицательные, занимающие основное или второстепенное место в фольклорном произведении.

Герои эпической истории в разных формах и в разной степени вступают в связи с историей, испытывают ее воздействие, несут на себе внешние и внутренние проявления такого воздействия. Суть в том, что эпические герои выражают представления народа о чем-либо в данный исторический момент, определенные грани реального опыта, и в своих подвигах представляют идеалы, волю народа. Рассматривая эпос «Идукай и Мурадым» через призму той исторической эпохи, которая в нем описана, можно предположить, что в образе его главного героя Идукая воплощен народный идеал.

Указывая на отражение идеалов народного представления, В. Г. Белинский говорил: «Действующие лица эпопеи и должны быть полными представителями национального духа; но герой преимущественно должен выражать своею личнос-тию всю полноту сил народа, всю поэзию его субстанционального духа» [4, с. 236]. Так, образы батыров, созданные самим народом, - это воплощение жизненной силы народа, его идеалов и веры в лучшее, а отношение к отрицательным персонажам выражается через идею борьбы героя против угнетения и несправедливости жестоких властителей.

В. М. Жирмунский пишет, что центральной фигурой эпического повествования является батыр, представитель народа, его защитник, соверщающий подвиги, которые соответствуют народному сознанию «и поэтому в художественном отношении закрепляются в традиционных мотивах и сюжетных схемах». Ибо богатырь - типический представитель народа, вобравший в себя идеальные нормы его защитника. Характер богатыря служит для любого члена коллектива нормой, а сама его личность выступает типическим образцом [8, с. 236].

Н. Т. Зарипов, подробно изучающий башкирский народный эпос «Идукай Мурадым», пишет, что в кубаирах XVIII в. главные субъекты зла -царь и его наместники, отодвинутые на задний план, имеют лишь нарицательные имена. Основное внимание сказителей сосредоточено на воссоздании героического характера батыра-борца за народную волю, авторы изображают их жизненный путь в близких и понятных сэсэнам внутренних коллизиях национальной действительности [1, с. 33].

Как отмечает автор, по мере приближения эпоса к исторической действительности в нем уменьшается число, а затем вовсе исчезают мифические существа и другого рода фантастические противники богатыря, имеющего также необычайные, нередко и чудесные, свойства. На передний план выдвигаются герои, наделенные

больше высоким умом и организаторскими способностями, нежели грубой физической силой [1, с. 43].

С. А. Галин же, подчеркивает, что «герой башкирского эпоса - это народный батыр, олицетворяющий общественные идеалы о героизме и мужестве. Борьба и победа, иногда гибель героя, составляют основу большинства эпических памятников» [5, с. 4]. Можно сказать, что эпос немыслим без героев и, следовательно, характерной чертой эпоса является то, что события развиваются в основном вокруг героя-богатыря, подчеркивая его героизм и патриотизм. Любой эпический герой соединяет индивидуальные черты: имя, биографию, особенности характера, поступки. Главная фигура в эпосе - это батыр, защищающий права и свободу своего народа.

«В башкирском народном фольклоре одним из популярных является образ «справедливого хана-правителя». По традиции он изображается в более поздних преданиях, легендах и эпосе - он борется против иноземных захватчиков за свободу и независимость своего народа, родной земли» [9, с. 141]. В рассматриваемом произведении образ защитника земли закреплён за Идукаем и Мурадымом, а образ злого покровителя - за Токтамыш-ханом. Многие ученые пишут, что в эпосе два героя: отец с сыном Идукай и Мурадым. Кроме того, при характеристике героев эпоса некоторые ученые стараются учесть их исторические лица. К примеру, Г. Б. Хусаинов подробно описывает личность исторического Иду-кай-эмира, сравнивая его с эпическим образом Идукая из эпоса «Идукай и Мурадым». У других тюрских народов образ защитника земли - это Идиге, Едигей, Мыратби, Адигу и др. В то же время не стоит отрицать присутсутствие мифологических образов в эпосе. Так как независимо от того, что башкирский эпос «Идукай и Мурадым» относится к более позднему периоду народного творчества, он не полностью освобожден от архаики. Например, в эпосе есть образ птицы-сороки (Ьайыскан) и образ пса - (бур?ай), которые предстают как помощники и друзья главного героя Идукая.

Центральной фигурой во всех вариантах и версиях башкирского народного исторического эпоса «Идукай и Мурадым» является Идукай. Многие исследователи, которые занимаются изучением фигуры Идукая в башкирском эпосе «Идукай и Мурадым» подчеркивают художественные достоинства данного образа и сравнивают его с историческим лицом Идукай-амира (Г. Хусаинов, М. Идельбаев), проводят паралель между историческим и эпическим героем и обнаруживают противоречивые моменты в изображении главного героя (Н. Зарипов), отдельно рассматривают время правления Идукай-эмира, затрагивая при этом и

эпический образ героя Идукая из башкирского эпоса (Ш. Исянгулов, И. Дильмухаметов).

Говоря о историческом Идиге (Едиге, Едигей), Н. Зарипов отмечает: «Об Едигее известно, что он происходил из племени Мангыт (Мангут), пришедшего из Монголии в составе войск Чингисхана [1, с. 12]. Автор указывает на то, что «Мангут» или «Мангыт» является названием монгольского рода, из которого, согласно персидким источникам, вышел исторический Идиге (Едигей). На исторической арене он появляется почти одновременно с Токтамышем. Характеризуется как талантливый военачальник (темник, эмир), но человек двуликий, ненадежный, коварный [1, а 24]. В энциклопедических словарях же нет подробных данных о времени и месте рождения Идиге (Едигея).

В башкирском эпосе «Идукай и Мурадым» (основной вариант М. Бурангулова) повествуется о том, что земля, где проживал отец Идукая Котло, -Шихан (она расположена в Ишимбайском районе) и гора Нарыстау (расположена вблизи реки Дёмы (Дим) в Миякинском районе), откуда он ушел невольником в Золотую Орду служить хану:

... Из разных поколений мужей Вышло немало богатырей. Поколение Кутлу На Шихане растило коней, На Нарысе лелеяло скот, Гарцевало на резвых тулпарах ... [2, с. 56]. Как отмечает Н. Зарипов, принципиальное значение для определения места эпоса «Идиге» в эволюции эпического творчества тюрских народов имеет наделение героя высоким умом. Главной чертой Идукая является неординарность ума, которую он начинает проявлять еще в детстве, мудро решая споры между людьми (38-ое примечание). Проявление в судах юным Иду каем соломоновой мудрости - это, конечно же, лишь образное представление той желанной справедливости, к которой извечно стремился и стремится народ. Но это означало приближение эпоса к реальной действительности [1, с. 13]. Таким образом, главный герой эпоса Идукай - идеал народного представления.

Идеализация героя в некоторой степени усложняется событиями, о которых повествуется в эпосе. Идукай силен и обладает острым умом и гибкостью мышления. С другой стороны, можно охарактеризовать его как весьма хитрого человека. Но характерые черты эпического героя помогают расматривать его как сторонника справедливости, и всё это не из личных амбиций, а из стремления освободить родную землю от врагов. Возможно, имеющиеся противоречивые личностные качества и черты характера помогают ему идти по пути справедливости и востать против правителя-угнетателя - Туктамыша.

В эпосе главный герой изображается в рамках традиций эпического творчества. Эпический сюжет чаще всего возпроизводит три периода жизни героя: удивительное детство, богатрыскую зрелость, период высшего могущества как правителя, заканчивающегося гибелью героя. Варианты жизни Идиге, при всем их многообразии, имеют, по сути, такую же очередность. В настоящей работе мы ограничились обзором башкирских версий, так как существенная особенность башкирских версий связана с образом главного героя.

В других национальных версиях эпоса вначале повествуется о родителях Идиге. Рассказ этот имеет многовариантность, но суть одна: Идиге -человек необычного происхождения. Во многих вариантах его отцом является старец Баба Тукляс, а матерью - водяная девушка (или девушка-лебедь, дочь пери), их встреча и женитьба носят сказочно-фантастичексий характер. В башкирских версиях этого рассказа или нет вообще, или Тукляс - отец Идукая - лишь упомянается: говорится, что сын Бабы Газиза, «одаренного Богом (Тэцре) святостью» (9-ый вариант - запись Н. Исанбета). В восьмом варианте (запись С. Мирасова) говорится и о матери Идукая - дочери морского царя. Но в данной башкирской версии, по записи Исанбета, чудесное путешествие в подводное царство совершает не Баба Тукляс, а Идукай. В версии эпоса, записанном Исамбетом, находим и другое отличие: не Идукай, а Мурадым родился от русалки, на которой Идукай женился на тех же условиях, что и в ногайских и казахских вариантах (см. 9-ый вариант). В других башкирских вариантах Идукай - ребенок-найденыш, которого приносят к хану его пастухи (версия по записи Бессонова), или юноша-сирота, который приходит к хану Туктамышу в поисхах работы и нанимается пастухом (один из традиционных мотивов в эпосе и сказках). А по третьей версии он - сын знаменитого охотника. Отсутсвие мотива чудесного рождения -характерная черта всех башкирских народных эпических сказаний [1, с. 10].

В башкирском народном эпосе главный герой Идукай - это смелый батыр-воин, представший перед ханством Токтамыша, он умён, мудр и справедлив. Данные качества его натуры проявляются в диалогах с Хабрау, словесных состязаниях (эйтеш) в форме вопросов и ответов, сопровождающихся загадками и их отгадыванием.

Например, из диалога Хабрау и Идукай:

- Превращает ли кто в тесто

Сталь, булат или железо?

Кто бесконечную дорогу

Все же до конца проходит?..

- Сталь, булат или железо

Мастер превращает в тесто.

Путь отмерить до конца

Сила есть лишь у купца... [1, с. 52].

Кроме того, его мудрость проявляется и в разрешении споров между подданными Токтамыш-хана и жителями города. Например, получив титул бия при дворе Токтамыш-хана, Идукаю было поручено разобраться в деле людей, явившихся во дворец со своим горем. В трудной ситуации, когда двое женщин не могут отстоять право на родного, по мнению обеих, одного ребенка, Идукай решает: Ребенок передается той, Что на свет его родила: Если был бы он ей не чужой, А не кровушкою родной, В предчувствии гибели его, В трепете сердца своего, Она б в беспамятства упала... [1, с. 82]. В других вариантах его мудрость проглядывается в эпизоде, когда он определил принадлежность жеребенка одному из двух кобылиц.

Идукай вынес справедливые решения и по ряду других возникших вопросов во дворе Токта-мыш-хана. Например, в споре четырех братьев по поводу животного, оставшегося в наследство от их отца, Идукай, проявив рассудительность и показав острый ум, разрешил ситуацию следующим образом:

Не сдвинется с места больная нога, Чтобы на хлеб чужой посягать; Коль даже брюхо насытится, жир На ногу больную не набежит. Не зря поговорка предков жива: «Ногам покоя не дает Дурная голова»... [1, с. 77].

В сдедующем эпизоде Мурадым при обращении к сыну и его жене предстает как мудрый родитель, отец-воин. В его речи можно зафиксировать глубоко потаенную мысль: Тот не достоин мужчиной быть, Кто тайну до конца не раскроет; Лишь женщина может стать женой, Кто может быть «шеей» - не головой; Кто кровь оботрет в своем краю С меча мужа, что ранен в бою... [1, с. 177]. В вариантах С. Мирасова и Н. Исанбета, суды перенесены на зрелые годы героя, когда он назначен Туктамышем главным или старшим судьей, или главным бием. Обратим внимание во на что: в эпосе Идиге-Идукай - не темник Золотой Орды, как это было в исторической действительности, а справедливый судья. Это давало сказителям возможность для описания реалистического превосходства героя над Токта-мышем и его везирами [1, а 13]. Необходимо отметить и то, что в эпическом изображении народ видел в лице Идукая в большей мере советника, умного и справедливого судью, чем начитанного правителя, как о нём пишут историки. Эта мысль проходит красной нитью через текст того варианта эпоса, который рассматривает М. Бурангулов.

Фольклорно-национальная определенность образа Идукая, вместе с тем социальная целенаправленность его богатырских деяний представлены и в повествовании о переживаниях молодого героя после ухода пяти родовых батыров к Туктамышу (гл. III), о сплочении им вокруг себя стойких единомышленников и создании войска во главе с батырами, о кровавых битвах с предателями Дамми-бием и Ыршак-бием, правящим заодно с ордынцами собственный народ (гл. IV и V) [1, с 14]. Например, в таких риторических вопросах, обращениях батыра, прослеживается его воинский дух - образ предводителя:

Коль враг на страну нахлынет вдруг, Возмется ль пасынок за лук? Когда будут воины в бой уходить, Возьмется ль падчерица одежду им шить? Ай, Уралтау, Уралтау! Стоит от прошлом вспомнить твоем, Вижу: батыры в порыве одном, Стившись, как пчелы, в могучий рой, На Защиту встают стеной... [1, с. 66]. Исторические же события и факты об Идиге создают основу для воссоздания художественного образа. Как главному герою ему присущи такие черты характера, как любовь к родной земле, преданность народу.

Из всего вышесказанного можно заключить, что образ главного героя Идукая - это обобщенный образ народного батыра, созданный на основе народных представлений и творчества. Как произведение устного народного творчества эпическая форма изложения событий говорит о том, что образ главного героя Идукая (исторической личности Идиге) в эпосе «Идукай и Мурадым» идеализированы народом. Но относительное отражение исторической действительности в эпическом сказании делает эпос интересным материалом для более подробного исследования в дальнейшем.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта №16-14-02002 «Устная эпическая традиция во времени (на примере эпосов «Идукай и Мурадым», «Ку-зыйкурпяс и Маянхылыу») ».

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирское народное творчество. Т. 10. Исторический эпос / под. ред. Н. Т. Зарипов, Н. В. Галин и др. Уфа: Китап, 1999. 392 с.

2. Баштсорт хальгк ижады: Т. 5. Тарихи тсобайырзар, хикэй-эттэр (иртэктэр) / Н. Т. Зарипов, Н. В. Галин кб. ред. 0фо: Китап, 2000. 392 бит.

3. Баштсорт халытс ижады: Т. 8. Эпос: иртэктэр h9iH эпик ■кобайыр^ар) / Э. М. Солэймэнов, Г. Р. Хосэйенова ред. 0фо: Китап, 2004. 492 бит.

4. Белинский В. Г. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 2. М., 1948. 342 с.

5. Галин С. А. Башкирский народный эпос. Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2004. 320 с.

6. Галин С. Э. Тел астсысы халытста. Баштсорт фольклорынын адлатмалы hYЗлеге. То^этелгэн hэм

тулыландырылган 2-се бармаЬы. 0фе. Китап, 1999. 328 бит.

7. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Ленинград: изд-во «Наука», 1974. 723 с.

8. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. М., 1962. 296 с.

9. Идукай и Мурадым / под ред. С. А. Галин, Н. Т. Зарипов и др. Уфа: Китап, 1994. 352 с.

10. Киреев А. Н. Башкирский народный эпос. Уфа: Башкирское книж. изд-во, 1970. 51 с.

11. Сагитов М. М. Мифологические и исторические основы башкирского народного эпоса. Уфа: Китап, 2009. С. 14.

12. Урманче М. Ф. Народный эпос «Идегей» - Казань: Фэн, 1999. 200 с.

13. Хуббитдинова Н. А. Фольклорные традиции в хикаяте «Последний из Сартаева рода» / Ватандаш. 2005. №3. С. 141-145.

14. Хусаинов Г. Б.. Идукай амир // Ватандаш. 2006. №6. С. 42-63.

15. Хусаинов Г. Б. Словарь литературоведческих терминов. Уфа: Китап, 2016. С. 248.

Поступила в редакцию 23.08.2017 г.

THE IMAGE OF THE MAIN CHARACTER IN THE BASHKIR HISTORICAL EPIC "IDUKAY AND MURADYM"

© R. M. Zaripova

Institute of Language, History and Literature, Ufa Science Center, RAS 71 Oktyabrya Avenue, 450054 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (927) 950 12 86.

Epic, among which "Idukai and Muradim" is one of the most significant, occupies special place in the spiritual heritage of the Bashkir people. This article devoted to the range of issues relating to the main hero of the historical epic. Some attention is given to the main features and qualities of the Idukai batyr-warrior. Considering this character in comparative terms, author believes that the epic hero and historical personality of Idukai are one and the same image, which is known in Turkic folklore as Yedige (Edigu, Idegei). The author believes that the image of main character Idukai in the Bashkir epic is a general image of the national batyr, which is created on the basis of national vision. The main hero of the epic - Idukai is a brave batyr-warrior and a man of great intellect. The hero is very wise and just, that is reflected in the dialogues with the other characters. The relative representation of historical fact in the epic makes interesting material for further study. The epic "Idukai and Muradym" ("Edigu") is the heritage of all Turkic peoples. The author believes that the richest folklore heritage obtained from ancient ancestors can become a valuable source in the study of the historical past of peoples.

Keywords: epic, historical legend, option, image, epic hero, historical personality, ba-tyr-warrior, character, sesen (narrator), dialogue.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Vol. 10. Istoricheskii epos [Bashkir folk art. Vol. 10. The historical epic] / pod. red. N. T. Zaripov, N. V. Galin i dr. Ufa: Kitap, 1999.

2. BashKort khalyK izhady: T. 5. Tarikhi Kobaiyrjar, khikaiattar (irtaktar) / N. T. Zaripov, N. V. Galin h.b. red. 0fo: Kitap, 2000.

3. BashKort khalyK izhady: T. 8. Epos: irtaktar ham epik Kobaiyrjar) / Q. M. Solaimanov, G. R. Khosaienova red. Ofo: Kitap, 2004.

4. Belinskii V. G. Sobr. soch. v 3-kh tt. Vol. 2 [Collection of works in 3 volumes. Vol. 2]. Moscow, 1948.

5. Galin S. A. Bashkirskii narodnyi epos [Bashkir folk epic]. Ufa: Aerokosmos i noosfera, 2004.

6. Galin S. Q. Tel asKysy khalyKta. BashKort fol'klorynyg aslatmaly hyjlege. Tojatelgan ham tulylandyrylran 2-se ba^mahy. Ofo. Kitap, 1999.

7. Zhirmunskii V. M. Tyurkskii geroicheskii epos [Turkic heroic epic]. Leningrad: izd-vo «Nauka», 1974.

8. Zhirmunskii V. M. Narodnyi geroicheskii epos [Folk heroic epos]. Moscow, 1962.

9. Idukai i Muradym [Idukai and Muradim]. Ed. S. A. Galin, N. T. Zaripov i dr. Ufa: Kitap, 1994.

10. Kireev A. N. Bashkirskii narodnyi epos [Bashkir folk epic]. Ufa: Bashkirskoe knizh. izd-vo, 1970.

11. Sagitov M. M. Mifologicheskie i istoricheskie osnovy bashkirskogo narodnogo eposa [Mythological and historical bases of the Bashkir folk epic]. Ufa: Kitap, 2009. Pp. 14.

12. Urmanche M. F. Narodnyi epos «Idegei» [Folk epic "Idegei"] - Kazan': Fan, 1999.

13. Khubbitdinova N. A. Fol'klornye traditsii v khikayate «Poslednii iz Sartaeva roda» / Vatandash. 2005. No. 3. Pp. 141-145.

14. Khusainov G. B.. Idukai amir. Vatandash. 2006. No. 6. Pp. 42-63.

15. Khusainov G. B. Slovar' literaturovedcheskikh terminov [Dictionary of literary terms]. Ufa: Kitap, 2016. Pp. 248.

Received 23.08.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.