Научная статья на тему 'Историческая тема и аспекты ее воплощения в башкирской драме'

Историческая тема и аспекты ее воплощения в башкирской драме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО / ЖАНР / СТИЛЬ / ТИПИЗАЦИЯ / ДЕЙСТВИЕ / ХАРАКТЕР / DRAMA / FICTION WORLD / TIME AND SPACE / GENRE / STYLE / ACTION / TYPIFICATION / CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмадиев Р.Б.

Историческая тема в башкирской литературе имеет особый смысл в образно-поэтическом отображении жизни народа. Историческое прошлое, являющееся в известной степени материальной и духовно-нравственной основой, содержательным и формообразующим фактором в развитии, например, национальной сценической литературы, имеет непосредственное отношение к жанру драмы. Жанр драмы, в частности, исторической драмы, восходит своими корнями к древним, синкретическим формам обрядовой поэзии и устного творчества башкир. Плодотворное влияние фольклорной поэтики на историческую драму сохранилось до нынешних времен. В этом бесценно значение широко известных кубаиров таких, как «Урал батыр», «Акбузат», «Куныр буга», «Идукай и Мурадым», «Заятуляк и Хыухылыу», легенды исторических песен, например: «Кахым-туря», «Буранбай» и др. В свое время богатые традиции этих народных сказаний, относящихся с точки зрения стиля к героико-романтическим поэмам, использовали в своем творчестве М. Гафури, М. Бурангулов, Д. Юлтый, Б. Бикбай, З. Биишева, М. Карим, Д. Буляков, И. Юмагулов и др. Современная историческая драма, в сравнении с произведениями на героико-патриотическую тему, написанными в предшествующие годы, отличается двумя чертами. С одной стороны, объективным подходом авторов к воспроизведению событий военной действительности, в которых проявляется гражданская позиция действующих лиц, проверяется духовная цельность их характера в экстремальных ситуациях, с другой тем, что противостоящие им антагонистические силы также наделены чертами характера и поведением реальных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL THEME AND ASPECTS OF ITS REPRESENTATION IN THE BASHKIR DRAMA

The historical theme in the Bashkir literature makes special sense in figurative and poetic portrayal of the nation’s life. The historical past, that is material, spiritual and moral basis, conceptual and formative factor, for example, in the development of national stage literature has direct relation to the drama genre. Drama genre, in particular the historical drama, dates back to the ancient syncretic forms of ritual poetry and oral tradition of the Bashkirs. Fruitful influence of the folklore poetics on the historical drama does not weaken up to now. The role of the widely known kubair such as “Ural batyr”, “Akbuzat”, “Kunyr buga”, “Idukay and Muradym”, Zayatulyak and Hyukhylyu”, of legendary historical songs “Kahym turya”, “Buranbaj” and others is invaluable. Rich traditions of these folk tales were creatively used by M. Gafuri, M. Burangulov, D. Yultyj, B. Bikbaj, Z. Biisheva, M. Karim, D. Bulyakov, I. Yumagulov and modern writers. The modern historical drama, in comparison with the literary works on hero-patriotic theme written in prior years, has two distinguishing features. The first is the objective approach of authors to reproduction of events of military reality, in which ethical principles of characters are shown and their spirits are trialed in extreme situations. The second is the fact that the antagonistic forces opposing the characters are also portrayed with personal traits and behavior of real people.

Текст научной работы на тему «Историческая тема и аспекты ее воплощения в башкирской драме»

УДК 82-21

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА И АСПЕКТЫ ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

В БАШКИРСКОЙ ДРАМЕ

© Р. Б. Ахмадиев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (3472) 72 34 29.

Email: ahmadiev.rif@yandex.ru

Историческая тема в башкирской литературе имеет особый смысл в образно-поэтическом отображении жизни народа. Историческое прошлое, являющееся в известной степени материальной и духовно-нравственной основой, содержательным и формообразующим фактором в развитии, например, национальной сценической литературы, имеет непосредственное отношение к жанру драмы.

Жанр драмы, в частности, исторической драмы, восходит своими корнями к древним, синкретическим формам обрядовой поэзии и устного творчества башкир. Плодотворное влияние фольклорной поэтики на историческую драму сохранилось до нынешних времен. В этом бесценно значение широко известных кубаиров таких, как «Урал батыр», «Акбузат», «Куныр буга», «Идукай и Мурадым», «Заятуляк и Хыухы-лыу», легенды исторических песен, например: «Кахым-туря», «Буранбай» и др.

В свое время богатые традиции этих народных сказаний, относящихся с точки зрения стиля к героико-романтическим поэмам, использовали в своем творчестве М. Гафури, М. Бурангулов, Д. Юлтый, Б. Бикбай, З. Биишева, М. Карим, Д. Буляков, И. Юмагулов и др.

Современная историческая драма, в сравнении с произведениями на героико-патриотическую тему, написанными в предшествующие годы, отличается двумя чертами. С одной стороны, объективным подходом авторов к воспроизведению событий военной действительности, в которых проявляется гражданская позиция действующих лиц, проверяется духовная цельность их характера в экстремальных ситуациях, с другой - тем, что противостоящие им антагонистические силы также наделены чертами характера и поведением реальных людей.

Ключевые слова: драма, художественный мир, время и пространство, жанр,

стиль, типизация, действие, характер.

Поэтический (внутренний) мир башкирской исторической драмы с точки зрения воплощения в ней художественного пространства и времени представлен следующими типологическими группами произведений:

1) пьесами, сюжетные события в которых происходят в реальной исторической среде с участием типизированных персонажей на прототипах;

2) драмами, в структуре которых в объективно очерченной исторической среде действуют герои, созданные на художественном обобщении их образов и обстоятельств;

3) произведениями, в которых характер исторической среды определяется мифологическим, фольклорно-условным временем и пространством, в рамках которого действие организуется персонажами, представляющими собой нравственно-эстетической идеал.

Основной задачей в данной статье ставится рассмотрение драматических произведений, относящихся к первой из обозначенных выше групп произведений, где действующие лица обнаруживают себя в мире произведений на пересечении вре-

менных и пространственных координат, наполненных объективным содержанием.

При этом в центре внимания находятся произведения, написанные и получившие сценическую прописку в 70-80-е гг. прошлого столетия. В них отражены обстоятельства и жизнь людей, напрямую связанных с социально-политическими коллизиями в канун новой российской истории: Октябрьская революция и Гражданская война, коллективизация сельского хозяйства и культ личности, Великая Отечественная война и восстановление разрушенного войной народного хозяйства, период застоя и годы безвременья ...

В этих произведениях на авансцену изображения были выдвинуты представители передовой части населения своего времени, вставшие на защиту интересов нации, народа, страны. Острый социальный и идеологический конфликт между двумя системами, с одной стороны, и два полярных взгляда граждан России на происходящее в стране, с другой - получив разные проявления в душах, мыслях и поступках персонажей, стали в конечном итоге предметом изображения в пьесах на историческую тему. Такое не могло не привести к образованию

тематических направлений в пределах исторической драмы, или драмы с историческим содержанием.

Политическая драма в башкирской сценической литературе появилась, во многом, опираясь на опыт произведений, созданных в начальные десятилетия ХХ-го в. Пьесы «Продажа земли» Б. Бахти-гарея, рассказывающая о захвате башкирских земель, а также «Герои Отечества» Ф. Туйкина, «Ка-рагул» Д. Юлтыя и «Алатау» А. Тагирова, осветившие разные этапы освободительного движения башкир, ознаменовали собой первые шаги политической драмы, в которых доминировали пока что социальные мотивы, нежели политические.

На этом фоне, произведением, отражающим социальные и политические вопросы времени в их неразрывном единстве, стала пьеса «Бахтигарей», принадлежащая перу А. Мирзагитова. В ней нашли отражение потенциальные возможности политической драмы в описании и осмыслении явлений в поворотный момент общественно-политической жизни России. В драме масштабы художественного времени и происходящих событий несколько ограничены, но они четко детерминированы, согласно решаемым автором задачам. Действие, например, охватывает сравнительно небольшой отрезок, что обозначено в авторской ремарке определенно: «1918 год, лето - осень».

Местом действия в начальных сценах становятся апартаменты московского Кремля, где в центре внимания оказывается историческое лицо -Бахтигарей Шафиев, большевик, работавший в то время в столице при Наркомате национальностей. Далее события разворачиваются в Башкортостане, куда он возвращается по заданию Российского правительства. Перед ним поставлена задача - начать переговоры с представителями Башкирского войска, в частности, его командующим Заки Валидо-вым, содействуя тем самым переходу башкирских полков, находящихся в составе частей армии Колчака, на сторону Советской власти. Нелегко было Бахтигарею по прибытии к месту назначения находить общий язык с людьми, с которыми он имеет разные взгляды относительно положения дел в крае, где сплелись классовые, социальные и национальные проблемы. Не случайно автор определил свою пьесу как «мельница истории» [1, с. 7]. В произведении череда событий, набор характеров, диалогов, касающихся самых различных сторон жизни, воссоздает панораму острейшей борьбы, происходившей, как было сказано, летом 1918 г. в Башкортостане. «А. Мирзагитов в художественной реальности своего произведения на примере неожиданно возникающих ситуаций, политических диалогов, дискуссий по поводу перспективы башкирского национального движения смог отразить целостность характера, цельность натуры Бахтига-рея» [2, с. 433]. Обстоятельство, свидетельствующее о том, что содержание и форма действия в данном произведении, основанном на событийном ря-

де, определяются преимущественно активной деятельностью персонажей, их стремлением к выполнению адекватных задач, устремлений.

В 1980-гг., как в «многонациональной советской литературе, так в башкирской драматургии получила развитие политическая драма. В произведениях выражается отношение советских людей к международным событиям, проблемам войны и мира, судьбам народов, живущим в разных уголках земного шара. В этом смысле драму с политическим содержанием успешно представляют драма «Страна Айгуль» и политический памфлет «Коня Диктатору!» М. Карима и др.» [3, с. 55].

Нетрадиционно решается проблема международных отношений в политической драме Н. Асан-баева «Красный паша». Спектакли, основанные на этом произведении, были поставлены в свое время во многих театрах страны. Московская пресса по данному поводу писала: «Для постановки "Красного паши" на сцене имеет принципиальное значение наличие актуальной проблематики, разносторонних характеров, а также психологическая обоснованность и убедительность межчеловеческих отношений» [4].

В плане пространства, действие в драме «Красный паша» начинается с картины приезда Хакимова в качестве консула Советской России в арабский имамат. В ходе действия, сжатого как во времени, так в пространстве, автор представляет своего героя, его политическую деятельность в широких социальных связях, в духовно-нравственном, морально-этическом проявлении его характера. В произведении довольно скудно представлены картины, свидетельствующие о проявлении его характера, например, в семейно-бытовом плане. Вместе с тем рельефно показаны сцены, в которых акцентируется внимание зрителей на исключительной напряженности размышлений героя, связанных с содержанием деятельности, порою переходивших в сомнения по поводу правильности избранного им дела, колебаниями относительно возможностей выполнения возложенной на него российским правительством дипломатической миссии. Особую остроту приобретают взаимоотношения Хакимова и представителей местной власти в связи со смертью местного араба и провала выставки советских товаров в связи с демпингом. Но ни при каких обстоятельствах Карим не отступает от своих убеждений, он всегда и везде решителен, тверд духом. В то же время цель и смысл деятельности главных противников Хакимова направлена на дискредитацию его имени, имени жены и членов российского консульства в глазах короля страны Ягафара и местного населения. Несмотря на объективные и субъективные препятствия, Карим Хакимов спасает свою дипломатическую миссию - подписывается долгожданный двусторонний договор о дружбе и торговле.

В финале пьесы Ягафар торжественно заявляет: «Уважаемый господин Каримов! Вы поняли

сердце араба. За короткий срок завоевали нашу глубокую любовь, отныне все люди России представляется нам такими, как вы. Вот за это теперь вас зовут не господин, а Карим-паша! Так наш народ вас возвеличивает - «Красный паша».

Следует заметить, что пьеса «Бахтигарей» ознаменовала собой рождение политической драмы, выражающей отношение ее автора к башкирскому национальному движению, к вопросу о создании башкирами автономии. В драме «Красный паша», если расширить временные сроки и пространственные масштабы действия, можно заметить некоторое проявление мирного сосуществования между двумя мирами в преддверии Второй мировой войной.

Героическая драма, как правило, «основывается на художественном описании самого героизма, а также его истоков, форм проявления. Именно поэтому героические события и характеры даются в тесной взаимосвязи и занимают в структуре драмы одно из главных мест» [5, с. 343].

К героической драме относится пьеса Ф. Буля-кова «Шаймуратов генерал». Автор, говоря о замысле произведения, подчеркивает, что в основе его пьесы - не судьба реального человека, а образ одноименной народной песни. При этом основная цель драматурга состояла не столько в показе батальных сцен войны, сколько в выявлении взаимосвязи военной действительности и судеб героев, в раскрытии этических и психологических основ героизма, в оценке исторических итогов. И вследствие этого пьеса пронизана героическим пафосом, основана на напряженном этическом конфликте и напряженном драматизме.

На первый взгляд кажется, что автор подошел к данной проблеме только лишь с этической позиции, - от сцены к сцене в пьесе начинают раскрываться ее новые грани. Острота ситуации обнажает все переживания Генерала: командир, только что отдававший категоричные приказы, остается один на один со своими переживаниями, раздвоенностью между долгом и чувством. Кажется, только Ямиля в состоянии понять его в эти минуты. Он раскрывает жене свои самые сокровенные мысли: «Очень трудно, Ямиля, безмерно трудно. Судьба сынов Башкортостана в моих руках. Их ведь специально отбирали. Самых умелых, самых крепких. Ощущение такое, что я единственный в ответе за будущее нашего народа, за его генофонд. И ведь я мог отказаться, однако согласился. Имел ли я право на это? Что же мне сделать, чтобы они живыми смогли вернуться домой?!»

Как показывает автор, сами солдаты и не думают о смерти, в душе они полны решимости и веры в победу. Без этого они бы не смогли перед началом вражеской атаки шутить и разыгрывать друг друга.

Но Шаймуратов не изменил приказ. Он согласился после серьезного спора с политруком, что не

сможет пойти на этот шаг. Генерала не испугало, что политрук напомнил о существовании приказа «Ни шагу назад». Он готов не только застрелиться, чтобы не вести на верную смерть сотни солдат, но и партбилет для него мало что значит в данной ситуации. Лишь третий аргумент политрука заставляет Генерала действовать в соответствии с приказом: «Доверенную тебе дивизию вся республика, весь народ собирал. Самых достойных джигитов выбрал. И что люди подумают, когда узнают, что достойнейшие из достойных в первом же сражении, еще не встретившись с врагом, уже побежали назад? Что народ скажет? Мы должны не пропустить врага или погибнуть. Другого пути нет».

В ситуативно-условных частях, где не все может быть сказано открыто и прямо, а только обиняком, нельзя не отметить напряженного течения мысли. Автор воспользовался для этого удачным приемом, с помощью которого он может выразить все самое сокровенное - образом Шакира, ординарца Генерала. Шакир задумал «открыть глаза» Генералу на тактику, стратегию и, в особенности, на идеологию войны. Чтобы исполнить задуманное, Шакир старается поддеть Генерала, задеть его за живое, однако вступить в открытый спор он не может. Генерал под самыми различными предлогами переводит разговор на другие темы, или же дает ему какие-либо поручения. Так что Шакиру и остается делать выразительные жесты и изрекать глубокомысленные слова.

Уже одно то, что Шакир принес в штаб мясорубку и, водрузив ее на самое видное место, старается привлечь внимание Генерала, - является значимой метафорой, говорящей о многом.

Поначалу разговаривая только сам с собой, раз никто к нему не прислушивается, Шакир, после того, как атака противника завершилась, решился через некоторое время высказаться открыто: «Ну, разве так защищают Родину?! Ни умом, ни техникой, ни оружием - кровью детей наших воюем с врагом! Сколько же крови-то потребуется, а?..». Слова эти, кровью сердца сказанные, потрясли Генерала (и не только его). Его заключительный монолог - яркое тому подтверждение: «Ямиля, застрели меня!.. Ямиля, застрели!.. Застрели, Ямиля! ..»

Воплощение такого материала, пронизанного психологизмом и драматизмом, возведение его до высот истинной поэзии, доведение размышлений о суровой правде войны и ее моральных итогах до подлинно философских глубин сделало пьесу Ф. Булякова действительно новым явлением в башкирской драматургии. «Героико-романтический пафос, философско-психологический подтекст этой драмы направлены на продолжение традиции пьес, посвященных теме войны, в том числе пьесы «Генерал Шаймуратов», написанной И. Абдуллиным и Ш. Насыровым. Драма «Шаймуратов генерал» открывает новые, неиспользованные ранее возможно-

сти воплощения военной темы в драматургическом произведении.

В развитии традиций героической драмы, в раскрытии новых возможностей и красок этого жанра видную роль сыграл И. Абдуллин. В таких его пьесах, как «Забытая клятва», «Я вернусь к вам песней», «Лунные вечера Айхылыу», «Эх, уфимские девчата!», «Люблю, люблю ...», выражены наиболее существенные черты характера героя через романтику подвига, оно и заставило наших современников глубоко переживать, пробудило в их сердцах яркие чувства, возвышающие человека и сохраняющиеся надолго.

В основе героической драмы «Я вернусь к вам песней» - сложное переплетение событий войны и судьбы человека. Автор обращает внимание в первую очередь на идейные и морально-психологические истоки подвига, что придает особую остроту конфликту, напряженный драматизм сюжету, выражает явный героический пафос произведения.

В пьесе рассказывается о героических действиях уроженца Башкортостана Габдельбера Фатхинурова и его соратников, принимавших самое активное участие в борьбе киевского подполья против фашистских захватчиков. Пьеса в композиционном плане построена вокруг деятельности главного героя, сценическим воплощением которого стал образ Нура Фатихова. Такое решение позволило автору манипулировать временем и пространством в рамках реальных событий, сочетая реальные с исключительными, и выражать свое отношение к главному герою в тех случаях, когда поведение, черты персонажей пьесы приобретают небывалый характер.

Совершение подвига даже ценой жизни - общая черта всех участников подполья. В этом плане Нур Фатихов - образец для подражания. На первый взгляд излишне суровые, безгранично преданные своему делу и всегда доводящие его до конца люди не только восхищаются Нуром Фатиховым, но и поверяют ему самые сокровенные свои тайны, делятся с ним своими мыслями, раскрываются сами. Серьезное, кропотливое отношение Нура к своему долгу, твердые убеждения пробуждают в других надежду, веру, призывают к подвигу.

Война сделала из обычного учителя Нура Фа-тихова разведчика-героя. Персонажи сами еще не до конца смогли поверить и понять случившееся с ними. Они живут и действуют с одной мыслью -отомстить врагу любой ценой. А ведь каждый из них - это типичный герой в типичных обстоятельствах: и Петро, собирающийся лично повесить Гитлера за украденное детство, и Рая Буяненко, потерявшая на фронте мужа и выполняющая в штабе подполья самые неотложные работы, и связная Олеся, и специалист по диверсиям Василь Беркут. Даже в самых трудных условиях они остаются людьми: умеют и мечтать, и злиться. Влияние Нура здесь исключительно велико. Например, неожи-

данно для всех Рая Буяненко заявляет: «Я ведь когда-то была главой комсомола, а сейчас . Подруги бывшие, знакомые, соседи по дому смотрят так, как будто проглотить живьем готовы. Мальчишки то свистят вослед, то камень бросят, то насмехаются. Ведь даже мать моя ничего толком не знает».

Психологический конфликт, переживаемый Раей, напоминает ситуацию, описанную в пьесе А. Салынского «Барабанщица», где героиня, Нила Снижко, тяжело переживает, что не эвакуировалась вместе с заводом. Нур успокаивает Раю - «сожалеть о случившемся - удел слабых». Чувства к Ну-ру постепенно переросли в любовь, и хотя это была безответная любовь, но она дала молодой женщине силы жить, веру в будущее. Размышления, переживания персонажей усиливают, еще больше подчеркивают повседневный героизм их поступков. Например, тот же Василь Беркут, одновременно влюбившись и в Олесю, и в Риту, и не сумев сделать выбор в пользу кого-либо из них, в конце концов приходит к выводу: «. обернусь птицей, перелечу через линию фронта и вместе со своими кинусь в атаку, или же тропами диких гусей домой, на родину отправлюсь .»

Да и сам Нур, до этого окрылявший и воодушевлявший своих юных друзей, предается под их влиянием мечтам о доме, о родине, о семье. Казавшийся замкнутым, жестким из-за требований конспирации, он вдруг поведал Петро о своем страхе смерти и тем самым еще больше завоевал доверие подростка. Услышав о желании Петро, Нур сам отвечает пожеланием: «Тропы диких гусей . Вечерами, когда мы возвращались, стреножив коней, отец говаривал: "Это не тропы диких гусей, сынок. Это след батыров, погибших за свою родину."»

Идею произведения можно выразить такими строками:

Счастливы те, кому судьба дала В короткой этой жизни Любовь сполна, бокал вина И смерть во имя жизни.

«Быть может, и мы вернемся домой таким же вот лучом-следом, а, дядя Нур?» и «возможно, мы песней вернемся, Василек». Эти и другие высказывания персонажей придают особую символичность проблеме бессмертия, поставленной в пьесе.

В пьесе «Я вернусь к вам песней» нет ситуаций, при которых персонажи прямо поставлены в условия морального выбора, динамично развивающееся действие, его временные и пространственные координаты в первую очередь направлены на раскрытие основной идеи произведения. Вместе с тем острота конфликта заключается не только в противостоянии гестапо и подполья, но и в тех отношениях, которые возникают между людьми, в их психологическом состоянии. Например, Нура, который никогда не был равнодушен к судьбе соотечественников, безмерно тревожит вопрос об освобождении девушек, отправляемых на принудитель-

ные работы в Германию. И перед тем как отправиться на задание, он выплескивает все, что его тревожит, на окружающих. Автор передает это во внутреннем монологе: «Если не сможем спасти, сколько любви, сколько надежды будет утрачено ...».

Надо сказать, что в башкирской героической драме подобный финал постепенно превращается в стандартный. Этот прием, необходимый для раскрытия социально-этических и психологических истоков поведения, деятельности, бытия героев повествования, был применен Р. Нигмати в его пьесе «Шумит лес», написанной в годы Великой Отечественной войны, Н. Асанбаевым - в пьесе «Золотая колыбель», созданной в 60-е гг. Героико-романтический пафос характера Нура Фатихова, как и образов Марии («Шумит лес»), Азамата («Золотая колыбель»), является выражением морально-этического аспекта основного конфликта драмы, подчеркивая тем самым высокую значимость пьесы «Я песней вернусь к вам».

Важную роль в организации возвышенного романтико-патетического стиля пьесы играет песенная стихия. Реплики персонажей по поводу песен, постоянное звучание в душе Нура мотива песни «Урал», пение Раи Буяненко являются не только выразителями внутреннего состояния героев, но постепенно превращаются в самостоятельный поэтический образ, служащий раскрытию идеи произведения. Стихи «Те счастливы ...», ставшие гимном подпольщиков, в конце пьесы исполняются уже хором как ода в честь защитников Родины. Напряженность развития действия в эмоционально -экспрессивном плане подчеркивается введением в структуру пьесы кинематографических приемов: декорации, реквизита, взаимосвязи персонажей друг с другом, авторские ремарки наряду с традиционными атрибутами.

Вместе с тем необходимо отметить использование условных приемов для выделения основной линии сюжета и пространственно-временной категории в современных литературных произведениях [6, с. 127]. Эти пьесы нисколько не нарушают архитектоники произведения, не умаляют реалистической достоверности описываемого, его соответ-

ствия жизненной правде. Воспоминания детства, переживаемые Нуром, родные края, голос сына («Пап, ну когда же ты вернешься?») очень живо представляют прошедшее. Точно так же эпизод парада на Красной площади (7 ноября 1941 г.), голос Московского радио выражают единство фронта и тыла, всей страны, а Седая старуха, Ребенок, Хор в силу своей принципиальной условности резко расширяют границы драматургических событий, их временные и пространственные проявления, служат показателем связи поколений, эпох.

Характер подбора жизненного материала с героическим началом, его поэтическая обработка, сочетание драматической напряженности с символическим обобщением, создание романтически окрашенного героя на прототипе на примере пьес «Шаймуратов генерал», «Я песней вернусь к вам» говорили о новом качестве башкирской драмы на историческую тему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мирзагитов А. Бахтигарей // Жизнь не приходит дважды. Пьесы. Уфа: Башк. книжн. изд-во. 1983. 161 с.

2. История башкирской советской литературы. М: Наука. 1977, 528 с.

3. Ахмадиев Р. Б. Конфликты, жанры, характеры. Монография. Уфа: Китап. 2009. 264 с.

4. Данилова Г. Разговор с современником // Лит. Россия. 1984. 29 июня.

5. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М.: Сов. писатель. 1979. С. 343.

6. Бугров Б. С. Русская советская драматургия. 1960-1970-е гг. М.: Высшая школа. 1981. 286 с.

7. Введение в литературоведение / под общей редакцией Л. М. Крупчанова. М.: Оникс. 2005. 416 с.

8. Громова М. И. Русская современная драматургия. М.: Флинта; Наука. 2002. 160 с.

9. Истякова Р. А. Стилевые особенности современной башкирской драмы. Уфа: РИЦ БашГУ. 2011. 158 с.

10. Карякин А. А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука. 1971. 223 с.

11. Поляков М. В мире идей и образов. М.: Сов. писатель. 1983. 368 с.

12. Сарбашева А. М. Поэтика балкарской драматургии. Нальчик: изд. отдел КБИГИ. 2015. 148 с.

13. Хужахметов А. О. Проблемы композиции в современной башкирской прозы. Уфа: Гилем АН РБ, 2012. 144 с. (на баш.яз.).

Поступила в редакцию 05.12.2016 г.

ISSN 1998-4812

BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2017. T. 22. №1

133

HISTORICAL THEME AND ASPECTS OF ITS REPRESENTATION IN THE BASHKIR DRAMA

© R. B. Ahmadiev

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 272 34 29.

Email: ahmadiev.rif@yandex.ru

The historical theme in the Bashkir literature makes special sense in figurative and poetic portrayal of the nation's life. The historical past, that is material, spiritual and moral basis, conceptual and formative factor, for example, in the development of national stage literature has direct relation to the drama genre. Drama genre, in particular the historical drama, dates back to the ancient syncretic forms of ritual poetry and oral tradition of the Bashkirs. Fruitful influence of the folklore poetics on the historical drama does not weaken up to now. The role of the widely known kubair such as "Ural batyf', "Akbuzat", "Kunyr buga", "Idukay and Muradym", Zayatulyak and Hyukhylyu", of legendary historical songs "Kahym turya", "Buranbaj" and others is invaluable. Rich traditions of these folk tales were creatively used by M. Gafuri, M. Burangulov, D. Yultyj, B. Bikbaj, Z. Biisheva, M. Karim, D. Bulyakov, I. Yumagulov and modern writers. The modern historical drama, in comparison with the literary works on hero-patriotic theme written in prior years, has two distinguishing features. The first is the objective approach of authors to reproduction of events of military reality, in which ethical principles of characters are shown and their spirits are trialed in extreme situations. The second is the fact that the antagonistic forces opposing the characters are also portrayed with personal traits and behavior of real people.

Keywords: drama, fiction world, time and space, genre, style, action, typification, character.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Mirzagitov A. Bakhtigarei. Zhizn' ne prikhodit dvazhdy. P'esy. Ufa: Bashk. knizhn. izd-vo. 1983.

2. Istoriya bashkirskoi sovet-skoi literatury [History of the Bashkir Soviet literature]. M: Nauka. 1977,

3. Akhmadiev R. B. Konflikty, zhanry, kharaktery. Monografiya [Conflicts, genres, characters. Monograph]. Ufa: Kitap. 2009.

4. Danilova G. Lit. Rossiya. 1984. 29 iyunya.

5. Frolov V. Sud'by zhanrov dramaturgii [The fate of the genres of drama]. Moscow: Sov. pisatel'. 1979. Pp. 343.

6. Bugrov B. S. Russkaya sovet-skaya dramaturgiya. 1960-1970-e gg. [Russian Soviet drama. 1960-1970s]. Moscow: Vysshaya shkola. 1981.

7. Vvedenie v literaturovedenie [Introduction to literary studies] / pod obshchei redaktsiei L. M. Krupchanova. Moscow: Oniks. 2005.

8. Gromova M. I. Russkaya sovremennaya dramaturgiya [Contemporary Russian drama]. Moscow: Flinta; Nauka. 2002.

9. Istyakova R. A. Stilevye osobennosti sovremennoi bashkirskoi dramy [Style features of contemporary Bashkir drama]. Ufa: RITs BashGU. 2011.

10. Karyakin A. A. Drama kak esteticheskaya problema [Drama as an aesthetic problem]. Moscow: Nauka. 1971.

11. Polyakov M. V mire idei i obrazov [In the world of ideas and images]. Moscow: Sov. pisatel'. 1983.

12. Sarbasheva A. M. Poetika balkarskoi dramaturgii [Poetics of the Balkar drama]. Nal'chik: izd. otdel KBIGI. 2015.

13. Khuzhakhmetov A. O. Problemy kompozitsii v sovremennoi bashkirskoi prozy [The problems of composition of contemporary Bashkir prose]. Ufa: Gilem AN RB, 2012. 144 pp. (na bash.yaz.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 05.12.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.