Научная статья на тему 'Проблема исторической памяти в произведениях Флорида Булякова'

Проблема исторической памяти в произведениях Флорида Булякова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
771
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПАМЯТЬ / ДРАМА / ПРОБЛЕМА / ФЛОРИД БУЛЯКОВ / HISTORY / MEMORY / DRAMA / PROBLEM / FLORID BULYAKOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насырова А.А.

Каждый этнос бережно относится к своему историческому прошлому, ибо это залог будущего. Как писал выдающийся башкирский мыслитель Р. Фахретдинов, тот народ, который забудет свое прошлое, сам уйдет в небытие. Историческая память это набор передаваемых из поколения в поколение исторических собщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, она воплощается не только в устном народном творчестве и исторических сочинениях, но и произведениях современных писателей. В статье данная проблема рассматривается на основе произведений Флорида Булякова. В пьесе «Шаймуратов генерал» цель драматурга состояла не в показе батальных сцен, а в выявлении взаимосвязи военной действительности и судеб героев, в раскрытии этических и психологических основ героизма, в оценке исторических итогов. Вследствие этого пьеса пронизана героическим пафосом и основана на напряженном этическом конфликте и драматизме. Проблемы исторической памятинаходят отражения и в произведениях «Вознесись мой Толпар», «Сак-Сук». Таким образом, историческая память народа является основой для сохранения этноса и патриотического воспитания подрастающего поколения на примере своих предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HISTORICAL MEMORY IN THE WORKS OF FLORID BULYAKOV

Each ethnic group cares for its historical past, for it is the key for the future. By the words of outstanding Bashkir thinker R. Fakhretdinov, the nation that forgets its past will go into oblivion. Historical memory is a set of historical messages, myths, subjective reflections on the events of the past, which is embodied not only in the folklore of the people and historical works, but also in works of contemporary writers. In the article it is studied on example of the works by Florid Bulyakov. In the play “General Shaymuratov” the goal of the playwright was not in demonstration of the battle scenes; he tried to show the connections between military reality and the fate of the characters, to disclose the ethical and psychological foundations of heroism, to evaluate historical results. Therefore, the play is permeated with heroic pathos and is based on a tight ethical conflict and drama. Historical memory problems are reflected in such works as “Ascend, my Tolpar”, “Sak-Suk”. Thus, the historical memory of the people is vital for preservation of ethnic identity and serves as a basis for patriotic upbringing of the younger generation on examples of their ancestors.

Текст научной работы на тему «Проблема исторической памяти в произведениях Флорида Булякова»

УДК: 821 (470.57)

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОИ ПАМЯТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФЛОРИДА БУЛЯКОВА

© А. А. Насырова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 66 73.

Email: aliya2031@bk.ru

Каждый этнос бережно относится к своему историческому прошлому, ибо это залог будущего. Как писал выдающийся башкирский мыслитель Р. Фахретдинов, тот народ, который забудет свое прошлое, сам уйдет в небытие. Историческая память - это набор передаваемых из поколения в поколение исторических собщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, она воплощается не только в устном народном творчестве и исторических сочинениях, но и произведениях современных писателей. В статье данная проблема рассматривается на основе произведений Флорида Булякова. В пьесе «Шаймуратов генерал» цель драматурга состояла не в показе батальных сцен, а в выявлении взаимосвязи военной действительности и судеб героев, в раскрытии этических и психологических основ героизма, в оценке исторических итогов. Вследствие этого пьеса пронизана героическим пафосом и основана на напряженном этическом конфликте и драматизме. Проблемы исторической памяти находят отражения и в произведениях «Вознесись мой Толпар», «Сак-Сук». Таким образом, историческая память народа является основой для сохранения этноса и патриотического воспитания подрастающего поколения на примере своих предков.

Ключевые слова: история, память, драма, проблема, Флорид Буляков.

Как известно, историческая память - набор передаваемых из поколения в поколение исторических собщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Иногда в современной науке она рассматривается как измерение коллективной (или социальной) памяти [1].

Каждый этнос бережно относится к своему историческому прошлому, ибо оно - залог будущего, ибо, как писал выдающийся башкирский мыслитель Р. Фахретдинов, тот народ, который забудет свое прошлое, сам уйдет в небытие. «Как известно, литература любого народа развивается благодаря многовековым духовно-культурным достижениям, которые являются фундаментом художественного процесса. Понимая, что изучение истории развития башкирской литературы не будет полным и достаточно глубоким, если рассматривать ее изолированно, без учета всего спектра общечеловеческой культуры» [6, с. 5]. Историческая память воплощается не только в устном народном творчестве и исторических сочинениях, но и произведениях современных писателей. Одним из таких произведений является героическая драма Флорида Булякова «Шайморатов генерал» («Генерал Шаймуратов»).

Необходимо отметить, что башкирская национальная драматургия с первых дней своего существования уделяла огромное внимание исторической теме. Например, одной из первых наиболее удачных примеров героической драмы является пьеса Д. Юлтыя «Карагул». В дальнейшем «героические характеры получили воплощение в описании событий Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны. В совре-

менной башкирской драматургии есть достаточно много удачных произведений этого жанра» [5, с 166].

Флорид Буляков, говоря о замысле произведения, подчеркивает, что в основе его пьесы - не судьба реального человека, генерал-майора М. Шаймуратова, а образ из одноименной песни К. Даяна. Основная цель драматурга состояла не столько в показе батальных сцен войны, сколько в выявлении взаимосвязи военной действительности и судеб героев, в раскрытии этических и психологических основ героизма, в оценке исторических итогов. Вследствие этого пьеса пронизана героическим пафосом, основана на напряженном этическом конфликте и драматизме.

Острота ситуации обнажает все переживания Генерала: командир, только что отдавший категоричные приказы, остается один на один со своими переживаниями, раздвоенностью между долгом и чувством. Кажется, только супруга Ямиля в состоянии понять его в эти минуты. Он раскрывает жене свои самые сокровенные, потаенные мысли: «Очень трудно, Ямиля, безмерно трудно. Судьба сынов Башкортостана в моих руках. Их ведь специально отбирали. Самых умелых, самых крепких. Ощущение такое, что я - единственный в ответе за будущее нашего народа, за его генофонд. И ведь я мог отказаться, однако согласился. Имел ли я право на это? Что же мне сделать, чтобы они живыми смогли вернуться домой?!» [2, с. 23].

В эти суровые и напряженные минуты сами солдаты не думают о смерти, они полны решимости и веры в победу - даже перед началом вражеской атаки они мечтают о будущем, шутят и разыгрывать друг друга. По мнению автора, в этом была

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. №2

487

главная сила и преимущество советских солдат. Например,

«Первый воин. Я и о себе думаю. Как о себе начинаю думать, начинаю коней жалеть. Вот вернусь домой, женюсь, и родится у меня сын! И будет он лучшим в округе коневодом!

Второй воин. А мой сын, думаю, композитором станет. Да-да, ничего смеяться. Композитором. Будет песни писать, симфонии там всякие. Вся республика будет гадать - чей же он сын?

Третий воин. А я вот хочу подарить нашей многострадальной республике секретаря обкома. Нынешние - то все ... Политрука не видать где? Какие-то они все убогие. Я бы для республики настоящего хозяина воспитал! Я один только могу это сделать. С божьей помощью, конечно же.

Четвертый воин. А мой сын будет художником, какого еще не было на земле нашей. Пусть я сам простой сельский мужик, красоту, может быть, недостаточно понимаю. Но Зифа моя! Как она восторгается восходами на Сакмаре! Домой бы, парни, а?» [2, с. 24]

У каждого из них есть истинное право на счастье. Ощущение этого счастья, ожидание его дает им возможность выражать мысли открыто, свободно, не скрывая. Надо лишь, говоря словами одного из героев, Мурата, «фашистов выгнать из окопов. А затем преследовать их до самого Берлина».

Возлюбленные этих молодых воинов, оставшиеся в тылу, тоже горят мечтой о воспитании достойных сыновей и дочерей. Пока же они желают, чтобы будущие отцы вернулись домой живы-здоровы. Девушки еще не понимают, что их любимые находятся на грани жизни и смерти. И только Ямиля, будучи матерью, осознает их трагическое положение и обращается к Генералу: «Ты никогда не вернешься. Ты и сам это хорошо знаешь. Хотя бы поэтому сохрани моего сына для меня. Слышишь, еще не поздно! Ты еще можешь остановить его! Ты можешь изменить приказ!» [2, с. 24]

Но Шаймуратов не изменил приказ. Он согласился после серьезного спора с политруком, что не сможет пойти на этот шаг. Генерала не испугало то, что политрук напомнил о существовании приказа «ни шагу назад». Он готов даже застрелиться, лишь бы не вести на верную смерть сотни солдат, и партбилет для него мало что значит в данной ситуации. Лишь третий аргумент политрука заставляет Генерала действовать в соответствии с приказом: «Доверенную тебе дивизию вся республика, весь народ собирал. Самых достойных джигитов выбрал. И что люди подумают, когда узнают, что достойнейшие из достойных в первом же сражении, еще не встретившись с врагом, уже побежали назад? Что народ скажет? Мы должны или не пропустить врага, или погибнуть. Другого пути нет».

Душевные терзания М. Шаймуратова и его соратников нисколько не умаляют их патриотических чувств, не ставят под сомнение их способность к

подвигу. Каждый из солдат готов жизнь отдать «за Родину, за Сталина». Генерал также не сомневается в своих воинах. Узнав от Ямили, что его родной сын попал в ту же часть, которой он командует, Генерал поначалу чисто по-отцовски радуется и в то же время переживает за его судьбу. Но при этом никаких скидок Мурату не дает. Рота, в которой служит Мурат, дислоцирована на высоте, со стороны которой ожидается нападение противника, и это дает Генералу повод отправиться туда для встречи с сыном и вести разговор о долге солдата.

Рота Мурата погибла, героически сражаясь, с честью продолжая традиции отцов и дедов, боровшихся за освобождение своего народа. И Генерал, который перед своими воинами не слишком-то и показывал свои волнения и переживания, здесь уже не может сдерживать слез .

В финале произведения звучит баит «Сак-Сук», который исполняется от имени четырех еще не родившихся мальчиков и сопровождается «лязгом гусениц танка, автоматными очередями». Данный художественный прием придает особую трагичность произведению. Эти дети, обращаясь ко всем людям, повествуют о тех юношах и девушках, которые так и не смогли больше встретиться друг с другом, о матерях, потерявших на войне своих детей, рассказывают об их несбывшихся надеждах и чаяниях.

В этой битве Генерал стал свидетелем героической смерти своего сына и жены. Он, как и его воины, прекрасно понимал, что, сражаясь с врагом, они идут навстречу не к гибели, а к бессмертию, чтобы остальные люди жили мирной жизнью.

Необходимо отметить, что историческая тема находит воплощение во многих произведениях Ф. Булякова. Одним из таких произведений является социально-этническая драма «Канатланып ос hин, Толпарым» («Вознесись, мой Тулпар!»). Здесь отражается драматическая коллизия судеб народа и отдельной личности, историческая память народа, проблема связи поколений, а также думы, переживания, чаяния людей, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и ковавших победу в тылу.

В жанровом плане Ф. Буляков называет произведение «национальной драмой». И это не случайно, потому что история народа и его судьба предстают в метафорико-символическом образе Тулпара, являющегося одним из главных героев пьесы. Взяв за основу пьесы частный случай из жизни Тулпара, автор решает проблему счастья с высот народной морали, в чередовании со сложнейшими явлениями нашей жизни [3, с. 10].

Драматург на примере взаимоотношений, с одной стороны, Газинура и Баханура, а с другой -Тулпара и Баханура, стремится показать, какого напряжения может достигнуть конфликт между Личностью и Властью в условиях господства тоталитарного режима.

Баханур - реалистичный и узнаваемый образ. Именно он старается представить стремление к духовной независимости, самостоятельности как желание противопоставить личные цели общественным интересам, борьбу за сохранение национальной самобытности, народных традиций - как реакционно-националистическую деятельность. Тулпар напоминает ему: «Я хорошо знаю, как вы стараетесь сломить каждого, кто хочет жить в ладу с собственной совестью, каждого, у кого хватает смелости реализовать себя». Однако слова Тулпара не оказывают до поры до времени на Баханура никакого влияния. Вплоть до разрешения конфликта он остается символом зла и главным обвиняемым в деле восстановления истины.

Баханур, будучи типичным представителем властных структур описываемой эпохи, страшен еще и тем, что каждой проблеме, даже самой безобидной, способен придать политическую окраску. Для него нет разницы между частными, личными и общественными проблемами. Именно Баханур сыграл роковую роль в судьбе Газинура и Гульнур, которые мечтали о светлом будущем. Баханур чувствует себя оскорбленным тем, что Гульнур любит не его, а простого пастуха Газинура. Ему удается запугать девушку и заставить ее написать донос на Газинура с требованием наказать за деяния, которых на самом деле не было. Однако это письмо Ба-ханур придерживает, выжидая подходящего случая ... Через некоторое время он вновь настигает Газинура, начинающего заново свою жизнь. Таким образом, из-за Баханура мечты и устремления молодого человека так и остаются нереализованными.

Сюжет драмы выстроен в ретроспективном плане, как череда воспоминаний Баханура о прожитой жизни. Основной причиной такого построения выступает Тулпар, неожиданно представшей перед Бахануром как живой, что озадачило и испугало его. Именно он - свидетель всех преступных деяний Баханура. «Вернувшийся» к жизни Тулпар -олицетворение народной памяти.

Фольклорные образы и приемы повествования, характерные, например, для кубаиров и сказок, и вошедшие в структуру сюжета в виде его элементов, как бы предоставляют зрителю возможность морального «обновления», катарсиса. Таким образом, на примере судьбы отдельного человека драматург сумел показать ряд трагических сторон нашего общества.

Справедливость можно восстановить только на основе исторической памяти. Без нее у народа нет ни прошлого, ни будущего. В этом плане именно Тулпар выступает воплощением этой истины и несет ее через века в будущее. Тулпара характеризуют душевная щедрость, романтический настрой, он становится олицетворением лучших черт народа.

Историческая тема нашла воплощение и в философской драме «Сак-Сук». Сюжет пьесы построен на основе башкирского фольклора, баита «Сак-Сук», в котором повествуется о двух братьях, которые были прокляты матерью и приняли облик птиц. И теперь каждую ночь кликом «сак», «сук» ищут друг друга. На основе этого фольклорного сюжета автор раскрывает проблемы, характерные для всего человечества.

Стилистической окраской произведения является антитеза. Сак выступает как олицетворение Неба, а Сук - Земли. Кроме фольклорного составляющего, пьеса дополнена событиями и фактами из исторического прошлого, а также образами и персонажами, несущими гуманистические взгляды, которые обращены на наших современников [4, с. 15].

Пьеса «Сак-Сук» - художественная условность, в рамках которой автор повествует о бытовании башкир, их менталитете, духовно-интеллектуальном развитии. Следовательно, история народа, которая исчисляется тысячелетием, нашла адекватное пространство-временное отражение в художественном мире произведения.

Таким образом, проблема исторической памяти народа, являющаяся основой для сохранения этноса и патриотического воспитания подрастающего поколения на примере своих предков, находит отражение во многих произведениях современного драматурга Флорида Булякова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.

2. Ахмадиев Р. Конфликты, жанры, характеры. Уфа: Китап, 2009. 260 с.

3. Ахмадиев Р. Драматургия поэта: своеобразие образов и драматического действия в пьесах Р. Сафина / на башк. яз. Уфа: изд-во БашГУ, 1994. 64 с.

4. Ахмадиев Р. Жанрово-стилевые поиски в современной башкирской драматургии. Уфа: РИЦ БашГУ, 1995. 80 с. (на башк. яз.).

5. История башкирской литературы: В 6-ти т. Т. 6: Современная литература (1966-1994 гг.) Уфа: Китап, 1996. 710 с. (на башк. яз.).

6. Сибагатов Ф. Ш. Духовная литература башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. 152 с.

Поступила в редакцию 29.04.2016 г.

ISSN 1998-4812

BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2016. T. 21. №2

489

THE PROBLEM OF HISTORICALMEMORY IN THE WORKS OF FLORID BULYAKOV

© A. A. Nasyrova

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 273 66 43.

Email: aliya2031@bk.ru

Each ethnic group cares for its historical past, for it is the key for the future. By the words of outstanding Bashkir thinker R. Fakhretdinov, the nation that forgets its past will go into oblivion. Historical memory is a set of historical messages, myths, subjective reflections on the events of the past, which is embodied not only in the folklore of the people and historical works, but also in works of contemporary writers. In the article it is studied on example of the works by Florid Bulyakov. In the play "General Shaymuratov" the goal of the playwright was not in demonstration of the battle scenes; he tried to show the connections between military reality and the fate of the characters, to disclose the ethical and psychological foundations of heroism, to evaluate historical results. Therefore, the play is permeated with heroic pathos and is based on a tight ethical conflict and drama. Historical memory problems are reflected in such works as "Ascend, my Tolpar", "Sak-Suk". Thus, the historical memory of the people is vital for preservation of ethnic identity and serves as a basis for patriotic upbringing of the younger generation on examples of their ancestors.

Keywords: history, memory, drama, problem, Florid Bulyakov.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Assman A. Dlinnaya ten' proshlogo: Memorial'naya kul'tura i istoricheskaya politika [The long shadow of the past: Memorial culture and historical politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014.

2. Akhmadiev R. Konflikty, zhanry, kharaktery [Conflicts, genres, characters]. Ufa: Kitap, 2009.

3. Akhmadiev R. Dramaturgiya poeta: svoeobrazie obrazov i dramaticheskogo deistviya v p'esakh R. Safina [The dramaturgy of the poet: originality of the characters and dramatic action in the plays written by R. Safin] / na bashk. yaz. Ufa: izd-vo BashGU, 1994.

4. Akhmadiev R. Zhanrovo-stilevye poiski v sovremennoi bashkirskoi dramaturgii [The genre and stylistic searches in the modern Bashkir drama]. Ufa: RITs BashGU, 1995. 80 pp. (na bashk. yaz.).

5. Istoriya bashkirskoi literatury: V 6-ti t. Vol. 6: Sovremennaya literatura (1966-1994 gg.) [History of the Bashkir literature: In 6 volumes. Vol. 6: Contemporary literature (1966-1994)]. Ufa: Kitap, 1996. 710 pp. (na bashk. yaz.).

6. Sibagatov F. Sh. Dukhovnaya literatura bashkirskogo naroda [Spiritual literature of the Bashkir people]. Ufa: Gilem, 2015.

Received 29.04.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.