Научная статья на тему 'Жанровые особенности современной башкирской драмы'

Жанровые особенности современной башкирской драмы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
539
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ДРАМА / ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ЖАНРОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ / ЖАНРОВАЯ ФОРМА / ЖАНРОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ / СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Истякова Р. А.

В статье рассматриваются вопросы жанровой дифференциации драмы. На основе типологического принципа осуществляется систематизация внутрижанровых разновидностей современной башкирской драмы: исторической, социально-психологической, социально-нравственной, социально-бытовой, философской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровые особенности современной башкирской драмы»

УДК 821.512.141.09-2

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ДРАМЫ

© Р. А. Истякова

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 453838 г. Сибай, ул. Белова, 21.

Тел./факс: +7 (34775) 3 75 13.

E-mail: ragidaistyakova@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы жанровой дифференциации драмы. На основе типологического принципа осуществляется систематизация внутрижанровых разновидностей современной башкирской драмы: исторической, социально-психологической, социально-

нравственной, социально-бытовой, философской.

Ключевые слова: жанр, драма, жанровая классификация, жанровая разновидность, жанровая форма, жанровое содержание, стиль.

Литературный жанр является одним из важных художественных компонентов, определяющих содержательную художественную форму произведения. Существуют разные определения жанра. Наиболее полным и убедительным нам представляется определение Н. П. Утехина, который пишет, что «жанр - это прежде всего не форма изобразительно-выразительной или содержательной сторон литературных произведений, а одна из форм бытования, существования рода литературы» [1, с. 26]. Данный подход к определению жанра поддерживается Г. С. Кунафиным, который изучил вопросы сущности и назначения жанра на примере башкирской поэзии XIX - начала XX веков [2]. Форма бытования родов, т.е. жанр, не есть какое-то статическое явление, так как с изменением социальнополитических, нравственно-этических характеристик общества жанр претерпевает качественные изменения в плане содержательных, формальных факторов, приобретает новые свойства. Поэтому прослеживание жанровой эволюции, изучение ее основ является актуальным вопросом литературоведения.

Жанровая классификация башкирских драм периода их становления и развития в советское время осуществлялась М. Ф. Гайнуллиным и И. К. Буляковым, которые выделяли романтическую, бытовую, психологическую, героическую (социально-историческую, социально-политичес-

кую, социально-психологическую, социально-философскую и др.), а также на драматическую повесть, драматическую поэму [3, с. 21]. Последующая классификация драмы находит свое теоретическое обоснование в трудах Т. А. Кильмухаметова, который на основе тщательного изучения поэтики драматургических жанров определил устойчивые жанровые компоненты драмы (иллюзия «жизнепо-добия», нежизнеподобность или подчеркнутая литературность, этнографизм, песенность, драматизированные повествовательные формы) и выделил ее основные жанровые разновидности: героическую, лирическую, бытовую, музыкальную, философскую, этнографическую, публицистическую, психологическую драмы и др.

Изучению вопросов жанровой дифференциации башкирской драматургии посвящены труды Р. Б. Ахмадиева, где в классификации жанровых форм драмы основное внимание уделяется содержательным факторам произведений [4]. Ученый выделяет социально-нравственную, психологическую, романтическую и бытовую драмы.

Как выяснилось, в перечисленных трудах классификация жанровых разновидностей драмы совершалась по разным принципам: тематическоиу, структурному, функциональному. Поэтому можно встретить различные жанровые определения по отношению к одному и тому же произведению. Например, драма А. Абдуллина «Тринадцатый председатель» выступает и как «политическая драма» (Т. А. Кильмухаметов), и как «производственная драма» (Р. Б. Ахмадиев). На наш взгляд, эти определения дополняют друг друга: «Тринадцатый председатель» - производственная драма с политическим содержанием.

В 1980-2010 гг. появились драмы со своеобразными жанровыми формами и содержанием, и у литературоведов появилась задача систематизировать их по жанровым признакам. «Индивидуальное своеобразие жанра сосредоточивается выразительнее всего в жанровом содержании и жанровой форме» (Т. А. Кильмухаметов). И содержание, и форма в равной степени играют важную роль в определении не только жанровой характеристики произведений, но и их стиля.

Сегодня необходимо пересмотреть некоторые вопросы касательно жанровой дифференциации башкирской драмы, так как основные имеющиеся принципы ее жанровой классификации (структурный, тематический, функциональный) представляются односторонними, неполными.

Г. С. Кунафин при изучении литературных жанров разделяет взгляды М. Б. Храпченко, изложенные в работе «Типологическое изучение литературы и его принципы», где обосновывается необходимость изучения литературных жанров на основе типологических, родовых свойств. Признавая жанр как одну из форм существования рода, Г. С. Кунафин считает, что «важно выяснение типологических структурных элементов жанра, определение его специфических признаков как в плане внутреннего (содержательного) состава, так и в области формы» [2, с. 11].

На основе типологии содержательных факторов драмы можно объединить в несколько групп: исторические (Н. Асанбаев «Валиди»; А. Абдуллин «Нездешний сад»; К. Акбаш «Первый гром»); социально-нравственные (Т. Гарипова «Песнь во сне»; Г. Ахметкужина «Абыстай»), социальнопсихологические (Ф. Буляков «Шаймуратов-гене-рал»; К. Акбашев «Тополя моей молодости»), социально-бытовые (Н. Асанбаев «Прерванная надежда»; Н. Гаитбаев «Пути прерываются у обры-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(I)

947

ва», «Не плачь, красавица!»; Т. Гарипова «Не улетайте, журавли!»), философские (Ф. Буляков «Сорок свечей надежды моей») и др. Критерии разделения произведений на эти группы определились по доминирующей роли в них того или иного типа идейно-художественного содержания: историче-

ского, нравственного, психологического, бытового, философского и др.

В каждой группе основное место занимает традиционная жанровая форма, которая именуется драмой. Историческая драма, которой свойственно стремление к эпическим формам, приобретает межродовые, межжанровые качества драматической повести («Первый гром»), драмы-биографии («Нездешний сад»), пьесы-романа («Валиди») и др.

Историческая драма. Любое художественное произведение, отражающее в лицах своих героев, индивидуальных судьбах, общественных событиях неповторимый облик определенного времени, имеет черты историзма. Однако причислить все образцы литературы с исторической направленностью к подлинно историческим произведениям было бы неправильно. Литературоведами определены следующие основные критерии исторических произведений: необходимость «изображения исторического лица или события, чтобы автор не был современником описываемой эпохи, наконец, главное

- историзма изображаемого» [5, с. 157].

Как выяснилось, жанровые формы современной драмы с историческим содержанием тяготеют к эпическому роду. Широкий доступ к историческим фактам допускает и в драматургическом жанре появление произведений с выраженным эпическим характером. В этом заключается жанрово-стилевая особенность исторических драм.

Жанровые особенности пьесы-романа «Вали-ди» определяются следующими факторами: историзмом содержания, который характеризуется исторической тематикой, действием реальных образов, выражением историко-философской концепции; эпичностью форм и содержания, которая обусловлена отдельными, самостоятельными частями

- историческими драмами-биографиями («Пырей», «Высечь бы я хотел историю на его камнях...», «Имя твое вернулось, Валиди!»), объединенными единством идейно-тематических особенностей, проблематики, действующих образов, обширностью пространственно-временных качеств, народностью содержания; в художественной ткани большое место занимают ретроспективные картины, вставные конструкции, которые способствуют расширению хронотопа событий в произведении; художественно-драматической формой изложения исторического материала, характеризующейся пространственными диалогами и монологами, где преобладают официально-деловой, публицистический стили языка; действенный характер всех образов в драмах-биографиях, что является важной особенностью драматического жанра. Все перечисленные особенности, гармонично сливаясь, образуют единое историческое эпико-драматическое произведение - пьесу-роман «Валиди». Это своеобразное произведение является находкой не только его автора Н. Асанбаева, но и современной башкирской драматургии в целом.

Социально-психологическая драма. Социально-психологическим драмам, в отличие от исторических драм, больше всего характерна типизация событий и характеров. В основе жизненных ситуаций лежат социальные и духовные мотивы, направляющие героев на непростые испытания. Через судьбу отдельной личности или семьи отражаются социально-идеологические конфликты, общественные противоречия определенного времени. Например, в лицах героев драмы Ф. Булякова «Шаймура-тов-генерал», Н. Асанбаева «Израненная судьба», К. Акбашева «Тополя моей молодости» мы видим собирательные образы наших соотечественников военного времени, в судьбах которых обобщена сложная действительность периода Великой Отечественной войны со всеми психологическими, морально-этическими, физическими испытаниями.

Р. Б. Ахмадиев отмечает: «Психологическая

драма представляет героя в кульминационном моменте нравственной активности, ставит его в ситуацию выбора» [4, с. 104]. Генерал («Шаймуратов-генерал»), Баян («Израненная судьба»), Гульлира («Тополя моей молодости») выбирают правильный путь ради спасения Отечества, но счастья не обретают: Генерал рыдает над погибшими в неравном бою юными солдатами; Баян, расстрелявший представителя отдела «Смерш» Котова, попадает в тюрьму; Гульлира, ради спасения своей свекрови, бригадира Фарихи, выхожит замуж за нелюбимого. Таким образом, в социально-психологических драмах психология героев раскрывается в острых конфликтных ситуациях на почве событий, при которых герой выполняет свой гражданский долг перед Родиной, обществом. Этим и объясняется психоло-го-эмоциональная накаленность внешних и внутренних действий в драмах.

Социально-нравственная драма. Нравственная проблема - неотъемлемый фактор содержания литературного произведения. Она раскрывает сущность гуманизма, основы простых человеческих отношений.

В литературе советского периода нравственный облик личности оценивался посредством его беззаветной верности Родине, коммунистической идеологии, социалистическому труду. «Гуманизм превратился в одну из важных проблем, определяющих духовность драматических героев. Сущность социалистического гуманизма заключается в прославлении простого трудящегося, в утверждении того, что человек является самым главным богатством, и осчастливить этого простого человека - главная цель деятельности партии и правительства» [6, с. 268].

Если же содержание советской драмы характеризуется такой заданностью нравственных установок, то сегодняшняя драма, свободная от нее, стремится к раскрытию самых острых нравственно-этических вопросов, возникающих на основе социальнополитических проблем современного общества.

Радикальные перемены в стране привели к изменению социального статуса простого человека, он остался в кругу своих бесчисленных проблем. Об этом рассказывают драмы «Песнь во сне» Т. Гариповой, «Абыстай» Г. Ахметкужиной и др. В традиционных жанровых формах нашла свою реализацию тема духовности, верности нравственноэтическим нормам в среде, где рушатся гуманисти-

ческие идеалы. В этом их познавательная и воспитательная функции.

Социально-бытовая драма. По сравнению с историческими, социально-нравственными, социально-психологическими драмами в социальнобытовых драмах драматизм судьбы индивида не дорастает до социального, общенародного уровня. Проблемы, связанные с действием героя,- это, прежде всего, его личный удел. Например, в драмах «Приговор чести» Н. Асанбаева, «Через потери» И. Юмагулова мы обнаруживаем проблемы, касающиеся малых ячеек общества - отдельной семьи, трудового коллектива, где конфликт охватывает межличностные отношения, не перерастая в общественный. Иная картина в исторической драме-повести «Хадия» Г. Шафикова, где драматизм личности, проникая сквозь семейные рамки, превращается в общественную трагедию.

В исторических, социально-нравственных, социально-психологических драмах обобщаются события общенародного, общенационального характера. В бытовых драмах типизация представителей социальных слоев и событий происходит на основе реальных картин, происходящих в каждодневной бытовой жизни отдельных людей, групп. Бытовые явления и детали, изобилующие в художественной ткани произведений, являются основой непринужденного, простого, разговорного стиля. В бытовых картинах отражаются хорошо знакомые типы характеров в хорошо известных жизненных ситуациях. События происходят в семье, где возникает множество проблем на основе конфликтов между родителями и детьми, противоречий в деле воспитания детей и деления наследства. Бытовые драмы раскрывают также межличностные нравственно -психологические взаимосвязи, морально-этические отношения в отдельном трудовом коллективе.

Очень часто в современных бытовых драмах центральное место занимают образы, имеющие отрицательные черты: потерявшая честь молодая женщина Залия в драме Н. Гаитбаева «Не плачь, красавица!»; эгоистка Райля в драме Н. Гаитбаева «Отчего умирают чувства?»; алкоголичка Сария в драме Т. Гариповой «Не улетайте, журавли!»; слабохарактерная Назгуль в драме И. Юмагулова «Через потери»; наркоман Рафиль в драме Н. Асан-баева «Прерванная надежда»; покорный и беззащитный Хамза Набиевич в драме Н. Асанбаева «Приговор чести» и др.

Художественность и идейная глубина в бытовых драмах достигается главным образом через воодушевляющий и озаряющий образ, сентенцию, образную деталь. Например, в драме Т. Гариповой «Не улетайте, журавли!» таковым является образ журавля. С древних времен почитаемая народом как священная птица, журавль выступал защитником, духовным покровителем башкир. В конце драмы Сария, из-за своего пагубного пристрастия к алкоголю, потерявшая мужа, лишенная материнских прав, одинокая, слышит песню журавля. «Не улетайте, журавли!» - ее возглас, мольба - условная картина о том, что в душе этой глубоко грешной женщины еще осталась надежда на спасение от

грехов и обретение материнского счастья. Необходимо отметить, что образ-сентенция журавля возвышает это произведение над натурализмом, способствует обретению некоторой художественности.

Важной особенностью стиля бытовых драм является раскрытие посредством реальных типизированных образов наболевших проблем, касающихся представителей малозащищенных слоев современного общества.

Философская драма. Конечно же, каждое произведение содержит определенную жизненную философию. В чем же стилевая особенность чисто философской драмы? Она отличается не только своим содержанием, но и некоторыми особенностями формы: описанием повседневной деятельности героев, особенной загадочностью мотивов их действий, символизмом; элементами иносказательности в диалогах и монологах; наибольшей выраженностью мыслительных действий; сравнительной ограниченностью внешнего действия; отсутствием в речи персонажей явной философичности, риторичности (читатель или зритель сам должен домысливать идею); эффектами неожиданности в сюжетах, явно отрывающих события от обыденности и др.

В современной башкирской драматургии глубокой философичностью отличаются произведения Ф. Булякова. В богатой творческой галерее драматурга можно выделить драмы «Сорок свечей женской надежды», «Отчего девчонки плачут?». Это произведения со своеобразными жанровыми формами и содержанием. На первый взгляд, в содержании этих драм можно и не приметить какую-нибудь особую философию. Однако в действиях четырех персонажей, разворачивающихся в обыкновенной хрущевке в течение нескольких часов, талант писателя раскрывает вечную философию войны и женской доли («Сорок свечей женской надежды»); или же в обыкновенной комнате обычного рабочего общежития в течение нескольких часов через действия пяти персонажей раскрывается обыкновенная философия любовного треугольника («Отчего девчонки плачут?»).

Таким образом, современная башкирская драма имеет разнообразные жанровые формы и образует отдельные жанровые группы по своим формальным, содержательным признакам и родовым, типологическим свойствам, что объясняется стремлением башкирских драматургов к разносторонне -му художественному осмыслению проблем современной общественной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. 185 с.

2. Кунафин Г. С. Сущность и назначение жанра // Кунафин Г. С. Поэтическое эхо прошлого. Развитие жанровой системы башкирской манифестационно-публицистической и нарративной поэзии. Уфа: Китап, 2004. С. 11-23.

3. Гайнуллин М. Ф., Буляков И. К. Этапы развития башкирской драматургии // Антология башкирской драматургии. Книга первая. Уфа, 1984. С. 6-27.

4. Ахмадиев Р. Б. Жанровые формы драматургии. Уфа: Ки-тап, 2003. 240 с.

5. Баимов Р. Н. Судьба жанра. Уфа: Китап, 1984. 320 с.

6. Гайнуллин М. Ф. Время. Конфликт. Характер. Уфа: Китап, 1974. 436 с.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.