Насырова Алия Ахатовна
ИЗУЧЕНИЕ ЖАНРА ГЕРОИЧЕСКОЙ ДРАМЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФЛОРИДА БУЛЯКОВА "ШАЙМУРАТОВ-ГЕНЕРАЛ"
Статья посвящена анализу героической драмы народного писателя Республики Башкортостан, драматурга Флорида Булякова "Шаймуратов-генерал". Автор подчеркивает особую важность в исследуемом произведении роли душевных переживаний, беспокойства главного героя, ведь именно они раскрывают этические и психологические основы его героизма. Пьеса интересна тем, что дополнена событиями и фактами из исторического прошлого, а также образами и персонажами, отражающими гуманистические взгляды, которые обращены на наших современников. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/6-2/10.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 6(72): в 3-х ч. Ч. 2. C. 39-41. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 82-21
Статья посвящена анализу героической драмы народного писателя Республики Башкортостан, драматурга Флорида Булякова «Шаймуратов-генерал». Автор подчеркивает особую важность в исследуемом произведении роли душевных переживаний, беспокойства главного героя, ведь именно они раскрывают этические и психологические основы его героизма. Пьеса интересна тем, что дополнена событиями и фактами из исторического прошлого, а также образами и персонажами, отражающими гуманистические взгляды, которые обращены на наших современников.
Ключевые слова и фразы: героическая драма; историческая пьеса; патриотизм; башкирская национальная драматургия; духовный подвиг; психология героизма; художественное описание; Ф. Буляков.
Насырова Алия Ахатовна
Башкирский государственный университет, г. Уфа [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ЖАНРА ГЕРОИЧЕСКОЙ ДРАМЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФЛОРИДА БУЛЯКОВА «ШАЙМУРАТОВ-ГЕНЕРАЛ»
Великая Отечественная война оставила сильный отпечаток в судьбе Башкортостана. Это слезы женщин, лишившихся своих мужей, сыновей, дочерей, братьев, возлюбленных; это крики несчастного народа; это слезы воевавших солдат, потерявших товарищей в бою. Благодаря проявленному мужеству, самоотверженности наших земляков и советского народа в целом, мы победили эту войну. Победа не состоялась бы, если бы не было бесстрашных командиров, которые сочетали лучшие качества настоящих воинов, в истории навсегда останутся их подвиги. Особенно значимое место занимают произведения, посвященные Великой Отечественной войне, в башкирской литературе. Тут как нельзя лучше подходят слова выдающегося мыслителя Р. Фахретдинова, который писал, что тот народ, который забудет свое прошлое, сам уйдет в небытие [7, с. 5]. Как он справедливо замечает, «исследование истории развития башкирской литературы не будет полным и достаточно глубоким, если рассматривать ее изолированно, без учета всего спектра общечеловеческой культуры» [Там же, с. 6].
Необходимо отметить, что башкирская национальная драматургия с первых дней своего существования уделяла огромное внимание исторической теме. Например, одним из первых наиболее удачных примеров героической драмы является пьеса Д. Юлтыя «Карагул». В дальнейшем «героические характеры получили воплощение в описании событий Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны. В современной башкирской драматургии есть достаточно много удачных произведений этого жанра» [4, с. 166]. Также о нем написали драмы И. Абдуллин и Ш. Насыров («Генерал Шаймуратов»).
Несмотря на наличие большого количества исторических трудов, в башкирской драматургии можно найти не так много произведений, написанных в жанре героической драмы. Флорид Буляков не побоялся обратиться к биографии почитаемой в Башкортостане личности, Героя Советского Союза, генерал-майора легендарной 112-й Башкирской Кавалерийской дивизии Миннигали Миназовича Шаймуратова. Благодаря своей смелости и писательскому таланту, драматург обогатил национальную литературу новым, более глубоким взглядом на известные исторические события, описанные удачными художественно-стилевыми средствами, которые подобрал Буляков.
В целом, одной из главных жанровых особенностей героической драмы является то, что в произведении переплетаются и описание важных событий, и отражение внутренних переживаний героев, и столкновение характеров. Наиболее распространенным считается наличие в них необычных конфликтов, страстных и нравоучительных монологов, интересных персонажей с необычным темпераментом, неожиданных поворотов рациональных, на первый взгляд, событий. Кроме того, пьесы имеют особый язык из-за своеобразного авторского замысла, часто произносятся вдохновляющие слова, используется пафосная лексика. Литературоведы относятся к героической драме по-разному, встречаются как негативные, так и восторженные отзывы, но следует отметить, что жанр разрабатывает ряд тем.
В башкирской драматургии в последние годы наблюдается увеличение обращения писателей к исторической теме. Безусловно, это является причиной популярности изучаемой драмы Флорида Булякова на сегодняшний день, благодаря чему о национальном герое народ не забывает. О бесстрашии и подвигах генерала Шаймуратова читает и молодое поколение.
Одной и важных целей статьи является осмысление душевных переживаний, беспокойства главного героя, поскольку именно они раскрывают этические и психологические основы его героизма.
Героическая драма, как правило, основывается на художественном описании самого героизма, изображении его истоков и различных форм проявления. Именно поэтому героические события и характеры даются в тесной взаимосвязи и занимают в структуре драмы одно из главных мест. Герой сознательно стремится к своей цели, проявляет упорство в ее достижении, совершает духовный подвиг в соответствии со своими убеждениями [2, с. 22].
40
^БЫ 1997-2911. № 6 (72) 2017. Ч. 2
В драме «Шаймуратов-генерал» речь идет о Великой Отечественной войне. В основе пьесы не только судьба реального человека, но и образ из одноименной народной песни К. Даяна. Основной целью автора является не столько показ военных сцен, сколько описание душевных переживаний героя.
В произведении Шаймуратов предстает человеком трудной судьбы, однако он спокоен, доброжелателен к людям. Особенно он внимателен к своим подчиненным. В глубине души он считает преступлением направлять кавалеристов против танков и авиации, так как полки вооружены лишь саблями. Эта тревога не дает ему покоя. Каждый день, когда он просыпается, начинает думать, как же будут справляться с военным оборудованием и оружием врага обычные башкирские кавалеристы.
В эти суровые и напряженные минуты сами солдаты не думают о смерти, они полны решимости и веры в победу. Даже перед началом вражеской атаки они мечтают о будущем, шутят, разыгрывают друг друга. Перед сном каждый из них думает о своей семье. Каким именем назовут своих детей, что они будут делать, какие они построят дома. Вера в светлую, спокойную и мирную жизнь ни на секунду не покидает их. И каждый из них имеет истинное право на счастье. Это их главное желание. Быть уверенными в завтрашнем дне, покой и понимание в стране, в семье, дома. По мнению автора, в этом была главная сила и преимущество советских солдат.
Ощущение этого счастья дает им возможность выражать свои мысли спокойно, открыто. Надо лишь «фашистов выгнать из окопов» [6, с. 35].
Ямиля, конечно, понимает, что приказ не отменят. С самого рождения мать остро чувствует своего ребенка, особенно если приближается какая-то беда. Именно мать начинает тревожиться, беспокоиться о своих детях. Вот и Ямиля, почувствовав беду, просит Генерала отменить приказ. Она говорит Генералу, что он все равно не вернется с войны, поэтому просит хотя бы сохранить их сына.
Генерал уже не в силах все держать в себе. Поэтому он раскрывает подруге жизни свои самые сокровенные мысли. Он говорит, что судьба сынов и всего народа Башкортостана в его руках. Поэтому просит помочь жене разобраться с мыслями: правильно ли он поступил, согласившись на приказ.
Мы узнаем как тяжело, трудно Генералу. Он сильно переживает, страдает и просит жену помочь ему разобраться, как же правильно поступить: «Очень трудно, Ямиля, безмерно трудно. Судьба сынов Башкортостана в моих руках. Их ведь специально отбирали. Самых умелых, самых крепких. Ощущение такое, что я -единственный в ответе за будущее нашего народа, за его генофонд. И ведь я мог отказаться, однако согласился. Имел ли я право на это? Что же мне сделать, чтобы они живыми смогли вернуться домой?!» [2, с. 25].
Шаймуратов, хотя и понимал, что их ждет в будущем, не изменил приказ. Был готов даже застрелиться, только не вести на верную смерть сотню солдат. Узнав о своем сыне, что он попал в его дивизию, Шаймура-тов сначала радуется, но потом уже начинает беспокоиться. Позже в пьесе рота сына терпит поражение, и воины погибают. Хоть Генерал перед всеми своими воинами и старается не показывать свои переживания, но такая весть не оставляет его без слез.
Очевидно, что Генерал лишь внешне казался сильным, отважным, а в глубине души был очень беспокойным, тревожным, эмоциональным человеком. Эти качества как раз помогли другим воинам вести спокойную войну.
Будучи свидетелем многих гибелей своих солдат, жены, сына, Генерал не перестает, сражаясь, идти не к гибели, а к бессмертию. С какой душой, с какими глазами он посмотрел бы на своих воинов, на свой народ, если бы не выполнил приказ политрука, который однажды признался: «Доверенную тебе дивизию вся республика, весь народ собирал. Самых достойных джигитов выбирал. И что люди подумают, когда узнают, что достойнейшие из достойных в первом же сражении, еще не встретившись с врагом, уже побежали назад? Что народ скажет? Мы должны или не пропускать врага, или погибнуть. Другого пути нет» [Там же, с. 26].
Эти слова политрука оказали на Генерала сильное воздействие. Придали ему уверенность, силу. Вот такие точно, грамотно, тактично подобранные слова руководителей дают возможность идти только вперед, как это сделал Шаймуратов-генерал.
По словам автора, Флорида Булякова, «на таких героев нужно равняться нашему нынешнему поколению» [3, с. 57]. Ответственность, правота, истина, героизм, патриотизм являются основными составляющими характера настоящего героя.
В финале пьесы звучит баит «Сак-Сук», который исполняется четырьмя еще не родившимися мальчиками и сопровождается «лязгом гусениц танка, автоматными очередями» [5, с. 87]. Эти дети обращаются ко всем людям. Они повествуют о тех юношах и девушках, которые так и не смогли больше встретиться друг с другом, о матерях, потерявших своих сыновей, рассказывают о несбывшихся надеждах и чаяниях. Баит отражает трагизм, особое переживание войны. Примечательно, что музыка баита пронзительна, она создает атмосферу напряжения и тревожности.
Таким образом, в драме Ф. Булякова «Шаймуратов-генерал», при сохранении ключевых жанровых признаков героической драмы, в связи с изображением трагической судьбы главного героя, разрабатываются темы героизма, душевного смятения личности, оказавшейся в кризисной ситуации, патриотизма. Генерал-майор 112-й Башкирской кавалерийской дивизии Миннигали Миназович Шаймуратов всю свою жизнь совершал лишь достойные поступки, пытался быть хорошим примером другим людям.
Список источников
1. Ахмадиев Р. Б. Жанрово-стилевые поиски в современной башкирской драматургии. Уфа: РИЦ БашГУ, 1995. 80 с.
2. Ахмадиев Р. Б. Конфликты, жанры, характеры. Уфа: Китап, 2009. 260 с.
3. Ахмадиев Р. Суть и суд жанра: монография. Уфа: Китап, 1997. 128 с.
4. История башкирской литературы: в 6-ти т. Уфа: Китап, 1996. Т. 6: Современная литература (1966-1994 гг.). 710 с.
5. Кильмухаметов Т. А. Драматургия и драматурги. Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. 296 с.
6. Кильмухаметов Т. А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: Китап, 2008. 488 с.
7. Сибагатов Ф. Ш. Духовная литература башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. 152 с.
THE STUDY OF HEROIC DRAMA GENRE BASED ON THE NOVEL BY FLORID BULYAKOV "SHAYMURATOV-GENERAL"
Nasyrova Aliya Akhatovna
Bashkir State University, Ufa aliya2031@bk. ru
The article is devoted to the analysis of heroic drama of the national writer of the Republic of Bashkortostan, playwright Florid Bulyakov "Shaymuratov-General". The author emphasizes the special importance of the role of emotional experiences, anxiety of the protagonist, because they reveal the ethical and psychological basis of his heroism. The play is interesting because it is supplemented by events and facts from the historical past, as well as images and characters that represent the humanistic views that are drawn to our contemporaries.
Key words and phrases: heroic drama; historical play; patriotism; national Bashkir drama; spiritual endeavor; psychology of heroism; literary description; F. Bulyakov.
УДК 821.161.11191 XX в.
Статья посвящена исследованию специфики функционирования мотива дома на материале как самых ранних повестей «знаньевского» периода творчества И. С. Шмелёва, так и более поздних, в которых проявились черты неореализма и воздействие импрессионистической практики («Распад», «Человек из ресторана», «Стена», «Росстани» и др.). В статье прослеживаются особенности структурно-семантической нагрузки мотива дома и его динамика в системе мотивов произведений. Утверждается, что понятие «дом» осмысливается Шмелёвым феноменологически, что этот мотив получил в прозе писателя роль одной из смысловых и сюжетных доминат, которая выполняет структурно-моделирующую функцию и соотносится с героями-актантами.
Ключевые слова и фразы: И. Шмелёв; система мотивов; неореализм; мотив дома; нарратология. Параскева Елена Владимировна
Сургутский государственный педагогический университет afina-tiras@yandex. т
МОТИВ ДОМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ШМЕЛЁВА
Для И. С. Шмелёва, в полной мере осознававшего современные философско-эстетические поиски, важнейшей составляющей которых явился синтез - в частности, взаимопроникновение достижений реализма и модернизма, бытового и бытийственного, - естественным стало осознание вечных вопросов феноменологически. Категория «феномен» наиболее полно отражает отношение Шмелёва к понятию «дом». В этой связи дом для Шмелёва и в начале творчества, и в годы эмиграции вмещает в себя глубокое и многоаспектное понятие, в котором высокие значения национальной традиции и родового гнезда, памяти и преемственной связи с верой и наследием предков контаминированы с личными воспоминаниями о доме родителей и житейскими реалиями торгово-промышленного Замоскворечья, с представлениями, полученными писателем за годы чиновничьей службы.
В «Распаде» (1906) дом становится пространством, где эпоха глубинных исторических толчков периода первых русских революций затрагивает базовые элементы жизни. Поэтому в размышлениях о времени перемен писатель концентрируется в пространстве Дома-двора, который был гнездом для семьи заводчика Хмурова. Судьба всех героев вращается вокруг Дома, за пределы которого повествование, собственно, и не выходит, что соответствует и одной из важнейших установок новых людей эпохи капитала - желанию любой ценой утвердить себя в качестве новой константы русской жизни, а значит, утвердить и расширить мир своего Дома. Для погибающей семьи Захара Хмурова, история которой перекликается с судьбой родных самого писателя, их дом - закрытый и увядающий мир, наполненный старыми правилами, не вызывающий любви и сожаления у людей, живущих в нем. Это мир, который и отцу, и сыну хочется разрушить и переделать, отсюда и реализация в искажённом виде семантики дома, так как «в новой прозе художественный эффект достигается не в результате следования канонической норме, а вследствие её нарушения» [1, с. 13].
В повести нет ни одного подробного описания дома, но есть разрозненные воспоминания рассказчика о семейных, никому не интересных «редкостях» в шкафу, о крыльце «с разъехавшимися ступеньками» [4, с. 188], от которого гонят посетителей даже на Пасху. Такой Дом - не корень и защита для его обитателей, а манифестация