Научная статья на тему '«Историческая гостиная» как просветительская практика для обучающихся в общеобразовательной организации'

«Историческая гостиная» как просветительская практика для обучающихся в общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеобразовательная организация / история / историческое просвещение / «Историческая гостиная» / educational institution / history / historical education / “Historical Lounge”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Николаевна

В статье описывается накопленный опыт работы «Исторической гостиной», созданной в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Вологды. Раскрываются ее преимущества и значение в целях осуществления активного просвещения (в том числе исторического) обучающихся общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Historical Lounge” as a tool for educating students in a general educational institution

The author describes the actual experience of the “Historical Lounge”, designed in the conditions of the municipal educational institution “Secondary School No. 9” in Vologda. It reveals its advantages and significance in order to implement active education (including historical education) of students in a general educational institution.

Текст научной работы на тему ««Историческая гостиная» как просветительская практика для обучающихся в общеобразовательной организации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 229-237. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 229-237.

Научный отчет УДК 37.047 EDN: OHPQNB

«Историческая гостиная» как просветительская практика для обучающихся в общеобразовательной организации

Анна Николаевна Королева

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9», Вологда, Россия,

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-3176-106X

Аннотация. В статье описывается накопленный опыт работы «Исторической гостиной», созданной в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Вологды. Раскрываются ее преимущества и значение в целях осуществления активного просвещения (в том числе исторического) обучающихся общеобразовательной организации.

Ключевые слова: общеобразовательная организация, история, историческое просвещение, «Историческая гостиная»

Для цитирования: Королева А. Н. «Историческая гостиная» как просветительская практика для обучающихся в общеобразовательной организации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 229-237.

"Historical Lounge" as a tool for educating students in a general educational

institution

Anna N. Koroleva

Municipal educational institution "Secondary school No. 9", Vologda, Russia,

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-3176-106X

Abstract. The author describes the actual experience of the "Historical Lounge", designed in the conditions of the municipal educational institution "Secondary School No. 9" in Vologda. It reveals its advantages and significance in order to implement active education (including historical education) of students in a general educational institution.

Keywords: educational institution, history, historical education, "Historical Lounge"

For citation: Koroleva A. N. "Historical Lounge" as a tool for educating students in a general

educational institution. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 229-237. (In

Russ.)

3 Королева А. Н., 2024

Введение

История как предмет и наука всегда выступала в школе критерием патриотизма, гражданственности, нравственности, одновременно являясь показателем сформированное™ у обучающихся гражданской позиции, гражданской идентичности, толерантности и культурных ценностей. В этой связи формируемые качества личности гражданина ставят перед учителем первостепенные задачи - мотивировать обучающихся и повысить их познавательный интерес к проблемам истории, к изучению малой родины, своего родного края. Вместе с тем формат урока, привычный для всех обучающихся, не всегда решает поставленную задачу - вызвать у них неподдельный интерес к изучению истории. Программа курса по истории зачастую не позволяет включить в содержание ряд важных тем в полном объеме.

Причем в настоящее время становится все более актуальным вопрос создания «эффективных технологий духовно-нравственного развития молодежи средствами медиапросветительской деятельности в образовательной среде»1.

В связи с этим возникла идея о том, что интересные или спорные исторические темы можно рассматривать в ином формате - таком, как «Историческая гостиная». В 2021-2022 уч. гг. этот формат был опробован на базе МОУ «СОШ № 9» г. Вологды. Результаты апробации показали, что такая форма взаимодействия интересна обучающимся, поэтому по согласованию с Управлением образования Администрации города Вологды и под его непосредственным кураторством было принято решение -расширить целевую аудиторию и приглашать на исторические гостиные обучающихся уже со всех школ города.

Основная часть

В чем же преимущества просветительской практики в формате «Исторической гостиной»? Опыт ее проведения на протяжении последних двух лет показывает, что неформальная обстановка, расположение в большой удобной рекреации на мягких диванах, беседа с приглашенным лектором «глаза в глаза» психологически настраивают слушателей на благоприятный лад, мотивируют на дальнейшее, дополнительное изучение обучающимися той или иной исторической темы. На каждую «Историческую гостиную» приглашается специалист в конкретной области истории или вспомогательной исторической науки - профессионал в своей области знания, что делает беседы еще увлекательнее, интереснее, познавательнее, а значит, решает главную задачу - мотивировать детей изучать понравившиеся исторические темы.

С 9 декабря 2023 г. городская «Историческая гостиная» успешно функционирует в МОУ «СОШ № 9» на постоянной основе. Для выступлений приглашаются исследователи и специалисты из самых разнообразных сфер научного знания: историки, археологи, палеонтологи, дендрохронологи и др., а также обучающиеся из разных школ города.

Обучающимся нашей школы и других школ города предоставляется уникальная возможность в неформальной обстановке пообщаться с приглашенными гостями и

1 Голобородько А. Ю., Кичигина С. В. Особенности современного культурно-исторического просветительства в образовательной среде // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2021. № 1. С. 334. ЕР№ РТЮТ_

задать им все интересующие вопросы. При этом в ходе проводимых встреч в «Исторической гостиной» особое внимание уделяется именно истории Вологодской области.

Первая гостиная называлась «Откуда есть пошла земля Вологодская», в рамках которой у обучающихся появилась возможность поучаствовать в дискуссии о времени основания города Вологды, в неформальной обстановке ребята задавали вопросы археологу А. С. Федорову (см. рис. 1).

Рис. 1. Заседание «Исторической гостиной»: «Откуда есть пошла земля Вологодская», 9 декабря 2022 г.

По итогам проведения первой гостиной, школьники заинтересовались темой археологии, был создан волонтерский отряд, подписано сетевое соглашение с АНО «Вологодский археологический центр», который обучающиеся нашей школы ежене-

дельно посещали, помогая в очистке и шифровке артефактов, найденных при раскопках дома Засецких в городе Вологде в 2022 году.

В рамках проведения второй «Исторической гостиной» на тему: «Дендрохронология - помощница истории», состоявшейся 26 января 2023 г., обучающиеся узнали о возможностях данной науки для изучения истории, а приглашенный специалист -дендрохронолог Ю. М. Жаворонков (см. рис. 2) представил вниманию собравшихся материалы об изучении истории края на основе годичных колец деревьев.

Рис. 2. Заседание «Исторической гостиной»: «Дендрохронология - помощница истории», изучение липы Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря 26 января 2023 г., 18 мая 2023 г.

Обучающиеся также смогли посмотреть на древесный материал, изучить, какая древесина применялась в Вологде для строительства домов и построек в разные века. Присутствовавшие на встрече заинтересовались данной темой, а знакомство с дендрохронологом впоследствии перешло в тесное сотрудничество - отряд «Эколя-

та» (5-6 класс) под руководством Ю. М. Жаворонкова занимается изучением деревьев вокруг нашей школы, участвует в проекте по исследованию старовозрастной липы в Спасо-Прилуцком Дмитриевом монастыре.

8 февраля текущего года, в День российской науки, состоялось очередное, третье, собрание «Исторической гостиной», посвященное вологодскому купцу и меценату Х. С. Леденцову (см. рис. 3). Специальным приглашенным гостем стал режиссер В. Ю. Калашников, непосредственно принимавший участие в съемках фильма о Ле-денцове к его 180-летнему юбилею. К собеседнику было много вопросов: о съемках фильма, о профессии режиссера, о перспективах вологодского кинематографа и т. д.

Рис. 3. Заседание «Исторической гостиной», посвященной Х. С. Леденцову, 8 февраля 2023 г.

9 марта 2023 г. состоялась четвертая по счету «Историческая гостиная» на тему: «Палеонтология - помощница истории». На нее пригласили специалиста палеонтолога Ольгу Яшину (см. рис. 4).

Рис. 4. Заседание «Исторической гостиной»: «Палеонтология - помощница истории», 9 марта 2023 г.

На местном материале обучающиеся школ города Вологды могли познакомиться с особенностями хозяйственной жизни и внешнего облика древних обитателей Во-логодчины. Данная «Историческая гостиная» была особенно полезной для обучающихся естественно-научного профиля, поскольку основное внимание уделялось находкам (костям животных). Любителям истории было интересно побеседовать со специалистом на тему быта вологжан в разные века.

Темой заключительной «Исторической гостиной», состоявшейся 20 апреля 2023 г., стала: «Онежская лодка ХУ1-ХУ11 века - уникальный артефакт Русского Севера».

Об интереснейшей находке XVII в. - деревянном судне, найденном на берегу Онежского озера в 2018 г., рассказали Ю. М. Жаворонков и его дочь Д. Ю. Жаво-ронкова, студентка исторического факультета ВоГУ (см. рис. 5).

Рис. 5. Заседание «Исторической гостиной», посвященной Онежской лодке, 20 апреля 2023 г.

В настоящее время этот ценный артефакт находится в Вытегре (Вологодская область). Судно еще исследуют, но в ближайшее время его смогут увидеть все желающие.

Участники «Исторической гостиной» также узнали, что по дереву, из которого судно было изготовлено, можно определить, когда был заготовлен материал, время строительства и ремонта, а также в каких водах оно побывало. Им также представилась уникальная возможность прикоснуться к фрагментам находки.

Значимым для нашей школы является тот факт, что активная деятельность в области исторического просвещения руководителя «Исторической гостиной» А. Н. Королевой была отмечена 28 марта 2023 г. Благодарностью «Российского исторического общества» (см. рис. 6).

Рис. 6. Награждение руководителя «Исторической гостиной» А. Н. Королевой Благодарностью «Российского исторического общества», 28-29 марта 2023 г.

Выводы

«Историческая гостиная» как мероприятие, популяризирующее историю, получило высокую оценку со стороны не только самих обучающихся и их родителей, но также со стороны Управления образования Администрации города Вологды, а также гостей, приглашенных в качестве лекторов и слушателей, например И. А. Позднякова, старшего референта Мэра города Вологды по вопросам культуры. Самыми активными участниками «Исторической гостиной», кроме МОУ «СОШ № 9», стали: МОУ «Гимназия № 2», МАОУ «Центр образования № 42», школы № 11, № 12, № 13, № 14, № 17, № 30, № 37. Всего за текущий учебный год в заседаниях приняли участие 210 обучающихся.

Работа по проведению «Исторических гостиных» будет продолжена, разрабатываются новые темы, для выступлений подбираются специалисты в области исторических наук.

Великий русский историк В. О. Ключевский сказал: «История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Так и «Историческая гостиная» нацелена на будущее, формируя у подростков нравственные качества, ценности и мировоззрение. Разговоры с детьми на важные исторические темы позволяют сформировать правильное видение событий, и, возможно, даже способствуют тому, что кто-то из обучающихся в будущем выберет профессию, связанную с исторической наукой. Такие просветительские практики востребованы у обучающихся, поскольку они помогают сформировать как духовно-нравственные ценности, так и отражают ценность научного познания.

Список литературы / References

Голобородько А. Ю., Кичигина С. В. Особенности современного культурно-исторического просветительства в образовательной среде. Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова, 2021, № 1, с. 332-337. EDN: QTJJFF

Goloborod'ko A. Iu., Kichigina S. V. Features of modern cultural and historical enlightenment in the educational environment. Bulletin of Taganrog Institute named after A. P. Chekhov, 2021, no. 1, pp. 332-337. (In Russ.) EDN: QTJJFF

Сведения об авторе

Анна Николаевна Королева - директор; https://orcid.org/0000-0002-3176-106X, [email protected], Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» (д. 114, ул. Чернышевского, 160019 Вологда, Россия); Anna N. Koroleva - Director, https://orcid.org/0000-0002-3176-106X, [email protected], Municipal educational institution "Secondary school No. 9" (114, ul. Chemyshevskogo, 160019 Vologda, Russia).

Статья поступила в редакцию 07.06.2024; принята к публикации 01.10.2024. The article was submitted 07.06.2024; Accepted for publication 01.10.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.