Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ НЕТВОРКИНГ: ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ НЕТВОРКИНГ: ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ НЕТВОРКИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрянных Н. В., Лаврентьева А. А., Ракова С. С.

Вторы рассматривают понятия «нетворкинг» и «профориентационный нетворкинг», раскрывают сущность «онлайн» и «real» нетворкинга. В статье подробно раскрывается вариант «real-нетворкинга», успешно реализуемого на базе ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» в виде комплекса профориентационных мероприятий для абитуриентов. Авторами также уделяется внимание проекту в сфере профориентационного нетворкинга - «Первая профессия» - для обучающихся 8-11 классов общеобразовательных организаций, стартовавшему на территории Вологодской области с 1 февраля 2022 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дрянных Н. В., Лаврентьева А. А., Ракова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL GUIDANCE NETWORKING: SCHOOL - COLLEGE - UNIVERSITY

The authors consider the concepts of «networking» and «career-oriented networking», reveal the essence of «online» and «real» networking. The article explains the option of «real-networking», successfully implemented at Vologda State University, in the form of a set of vocational guidance activities for applicants. The authors also pay attention to the project in the field of vocational guidance networking - «The First Profession» for students in grades 8-11 of educational institutions, which started in Vologda Region on February 1, 2022.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ НЕТВОРКИНГ: ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 1 (112). С. 188-195. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 1 (112), pp. 188-195.

Научная статья УДК 37.047

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-1-112-15

Профориентационный нетворкинг: школа - колледж - ВУЗ

Наталья Викторовна Дрянных1, Алена Алексеевна Лаврентьева2,

Светлана Сергеевна Ракова30

1,2,3Вологодский государственный университет,

Вологда, Россия

1 dryanih@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829 2lawrentjewa.alyona2016@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0516-0631 3Hss_rakova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9487-2074

Аннотация. Авторы рассматривают понятия «нетворкинг» и «профориентационный нетворкинг», раскрывают сущность «онлайн» и «real» нетворкинга. В статье подробно раскрывается вариант «геа1-нетворкинга», успешно реализуемого на базе ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» в виде комплекса профориентационных мероприятий для абитуриентов. Авторами также уделяется внимание проекту в сфере профориентационного нетворкинга - «Первая профессия» - для обучающихся 8-11 классов общеобразовательных организаций, стартовавшему на территории Вологодской области с 1 февраля 2022 года.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, профориентация обучающихся, профессиональное самоопределение обучающихся, профориентационный нетворкинг

Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-01100042 «Формирование профессиональной готовности будущих юристов к деятельности в правоохранительных органах».

Для цитирования: Дрянных Н. В., Лаврентьева А. А., Ракова С. С. Профориентационный нетворкинг: школа - колледж - ВУЗ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 1 (112). С. 188-195. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-1-112-15

© Дрянных Н. В., Лаврентьева А. А., Ракова С. С., 2023

Vocational guidance networking: school - college - university

Natalya V. Dryannykh1, Alena A. Lavrent'eva2, Svetlana S. Rakova3H

1,2,3Vologda State University, Vologda, Russia,

'dryanih@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829 2lawrentjewa.alyona2016@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0516-0631 3Hss_rakova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9487-2074

Abstract. The authors consider the concepts of «networking» and «career-oriented networking», reveal the essence of «online» and «real» networking. The article explains the option of «realnetworking», successfully implemented at Vologda State University, in the form of a set of vocational guidance activities for applicants. The authors also pay attention to the project in the field of vocational guidance networking - «The First Profession» for students in grades 8-11 of educational institutions, which started in Vologda Region on February 1, 2022. Keywords: vocational guidance, vocational guidance work, vocational guidance of schoolchildren, professional self-determination of schoolchildren, vocational guidance networking Acknowledgments. The reported study was funded by RFBR (Project No. 20-011-00042 "Formation of professional readiness of future lawyers for activities in law enforcement bodies"). For citation: Dryannykh N. V., Lavrent'eva A. A., Rakova S. S. Career guidance networking: school - college - university. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 1 (112), pp. 188-195. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-1-112-15

Введение

В текущих условиях профориентационный нетворкинг все больше приобретает роль одного из ключевых элементов современной модели организации профориен-тационной работы с обучающимися не только на уровне общеобразовательных, но и профессиональных образовательных организаций, а также в высших учебных заведениях. Причем он успел зарекомендовать себя в качестве эффективной формы осуществления профориентационной работы с активными взаимосвязями между основными субъектами профориентационного процесса: обучающимися, родителями (семьями), работодателями, а также действенным инструментом в профориентационно-образовательной цепочке: «школа - колледж - ВУЗ», поскольку основан на непрерывном сопровождении процесса профессионального самоопределения молодежи.

В современной педагогической литературе вопросы практического внедрения инновационных форм и технологий в профориентационную работу со школьниками раскрываются в трудах С. К. Ангеловской, А. А. Андреевой, Р. Р. Валеевой, А. Е. Давыдова, Н. В. Доброноговой, И. А. Ковалевич, Т. А. Мангер и др. Вопросу непосредственно профориентационного нетворкинга посвящены работы В. И. Блинова, Н. П. Недоспасовой, И. С. Сергеева, Т. Н. Четвериковой и др.

При этом преимущественно под «нетворкингом» (от англ. "net" - сеть и "work" -работать) понимается «деятельность по созданию системы полезных для бизнеса или профессиональной деятельности социальных контактов, связей, актуальных либо перспективных»1. По сути, в данном феномене лежит способность конструиро-

1 Блинов В. И. Профессиональная педагогика. Москва: Юрайт, 2017. С. 329.

вать долгосрочные доверительные отношения с людьми, а также устанавливать эффективное межличностное взаимодействие для реализации определенных целей.

Основная часть

Однако необходимо отметить, что «нетворкинг» - это не просто знакомство с «нужными людьми» и использование в дальнейшем их потенциала. Он подразумевает под собой формирование и развитие сети взаимовыгодных, полезных связей. Не случайно явление в виде «нетворкинга» зародилось на основе так называемой «теории 6 рукопожатий»1, предложенной в конце XX века американскими учеными Стенли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом.

В свою очередь, «профориентационный нетворкинг» - это «особое направление профориентационной деятельности, нацеленное на формирование системы актуальных и перспективных связей, значимых для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения обучающихся»2.

По результатам изучения запросов современной молодежи отечественные исследователи А. А. Андреева и Т. А. Мангер выявили ряд «инновационных профориен-тационных активностей», к которым, кроме работы в социальных сетях и записи кратких видеоуроков, они отнесли «профориентационные нетворкинги», проводимые в двух вариантах: «онлайн-нетворкинг» (например, это дистанционный формат профориентации на платформе Zoom) и «real-нетворкинг» (когда абитуриенты знакомятся непосредственно с реальностью и «бытом» вузов)3. Необходимо отметить тот немаловажный факт, что в настоящее время «профориентационный нетворкинг» выступает качественно новой и достаточно востребованной формой взаимодействия, прежде всего, вузов со школьниками - потенциальными абитуриентами.

Вышеуказанные формы интеракции активно реализуются на базе ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» (ВоГУ) в виде проведения различных профориентационных мероприятий не только для обучающихся общеобразовательных организаций, но и для их родителей. Так, именно на последних нацелен проект под названием «#Время поступать» в формате профориентационного «онлайн-нетворкинга». В 2021-2022 учебном году по результатам участия в данном проекте родители абитуриентов ознакомились с порядком поступления в ВоГУ, реализуемыми в университете направлениями подготовки, особенностями приема в вуз, а также количеством выделенных бюджетных мест.

В формате «real-нетворкинга» в ВоГУ второй год подряд успешно реализуются такие профориентационные мероприятия, как: «СтуДень ВоГУ» (в рамках «Дней

1 Суть «теории 6 рукопожатий» заключается в том, что опосредовано каждый человек может знать любого другого человека на земле через цепочку общих знакомых, длина которой чаще всего составляет 6 человек.

2 Недоспасова Н. П. Нетворкинг в системе профессиональной ориентации // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 2 (65). С. 28.

3 Андреева А. А., Мангер Т. А. Инновационные профориентационные активности // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2020. № 4 (34). С. 64. URL: https://ulspu.ru/science/proekt-crossref/arxiv/Andreeva_Manger_PPP4(34)2020.html (дата обращения: 07.11.2022)._

открытых дверей» в университете), интенсив «Студент на Weekend» (при грантовой поддержке Правительства Вологодской области) и проект «Ночь в ВоГУ».

Так, например, в рамках ежегодно проводимого интенсива «Студент на Weekend» школьники не только города Вологды, но и всей Вологодской области имеют возможность поближе познакомиться с организацией образовательного и внеучебного процессов во всех семи институтах ВоГУ, увидеть научные лаборатории университета. Погрузившись в студенческую атмосферу, обучающиеся посещают не только различные лекции, мастер-классы, консультации по подготовке к ЕГЭ от ведущих ученых и преподавателей вуза, но даже экскурсии на предприятия реального сектора экономики, в государственные и культурные учреждения. Таким образом, по результатам интенсива «Студент на Weekend» школьники из различных общеобразовательных организаций Вологодской области могут самостоятельно на практике убедиться в том, насколько интересной, яркой и информационно насыщенной может быть жизнь студента ВоГУ.

Проведенные на базе университета социологические исследования показали, что современные первокурсники, которые, будучи школьниками, участвовали в вышеуказанных профориентационных нетворкингах, высоко оценили значимость их проведения (особенно при выборе ВоГУ в качестве своего будущего учебного заведения). Реализованные в виде «real-нетворкинга» профориентационные мероприятия также оказали положительное влияние на абитуриентов и их последующий выбор учебного заведения: это отметило больше половины респондентов - участников данных мероприятий. В целом же эффективность проведения мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся именно в форме «нетвор-кинга», составила 63 %. Это свидетельствует о результативности мероприятий для абитуриентов и целесообразности их дальнейшего проведения.

В 2022 году один из ключевых социальных партнеров Института социальных и гуманитарных наук ВоГУ в профориентационно-образовательной цепочке «школа -колледж - вуз» - муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Вологды (МОУ «СОШ № 9 г. Вологды) в рамках сетевого взаимодействия выступила активным участником другого инновационного проекта - «Первая профессия», также направленного на профориентационный нетворкинг обучающихся 8-11 классов, но уже с профессиональными образовательными организациями, расположенными на территории Вологодской области. В соответствии с проектом для школьников во внеурочное время на базе колледжей и техникумов региона реализуются на бесплатной основе краткосрочные программы профессионального обучения со сроками от 2 до 4 месяцев.

Из выступления Л. В. Святышевой, начальника управления реализации государственной политики в сфере профессионального образования Департамента образования области, на прошедшем областном педагогическом совете в августе 2022 года следует, что более 1 тыс. школьников уже приняли участие в проекте «Первая профессия» по 53 программам профессионального обучения в 13 муниципальных районах и двух городских округах Вологодской области. При этом лидером стал город Череповец: 359 школьников прошли обучение в рамках данного проекта. В ТОП-5 наиболее популярных у школьников профессий, востребованных на рынке труда,

вошли: «Повар», «Кондитер», «Лесовод», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Чертежник-конструктор»1 .

Что касается старшеклассников МОУ «СОШ № 9» г. Вологды, то они также проявили большой интерес к освоению таких профессий, как «Кондитер» и «Повар» на базе БПОУ ВО «Вологодский колледж сервиса» и «Чертежник-конструктор» на базе БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж». По результатам успешного обучения каждый школьник-участник в рамках проекта «Первая профессия» смог получить свидетельство о своей самой первой профессии рабочего или должности служащего.

На активный профориентационный нетворкинг МОУ «СОШ № 9» г. Вологды с Институтом социальных и гуманитарных наук ВоГУ, а также развитие совместной профориентационной работы в медиапространстве направлен и проект «Стимул», разработанный во время организационно-деятельностной игры «Кто и что может и должен сделать, чтобы молодежь связывала свою судьбу с Вологдой и Вологодской областью», прошедшей на базе ВоГУ в апреле 2022 года. Целью данного проекта стало оказание помощи обучающимся не только МОУ «СОШ № 9» г. Вологды, но и других общеобразовательных учреждений города Вологды в своем профессиональном самоопределении посредством:

- знакомства школьников с публикациями личных профессиональных историй и историй профессионального успеха различных людей;

- организации встреч школьников с представителями разнообразных профессий и практических мастер-классов по конкретным профессиям в оффлайн формате.

Целевой аудиторией проекта выступила молодежь (и прежде всего школьники). стейкхолдерами проекта «Стимул» стали: ВоГУ, администрация города Вологды, работодатели, родители обучающихся образовательных организаций и др.

Вместе с тем, на наш взгляд, в перспективе разнообразные мероприятия в форме профориентационного нетворкинга в образовательных организациях различных уровней целесообразны к практической реализации с учетом именно механизмов межинституционального сетевого взаимодействия, а также при формировании гибких проектных команд, включающих: обучающихся, образовательных организаций и их родителей - при участии потенциальных работодателей.

В этой связи в с современных условиях происходят активные структурные изменения в процессах организации и проведения профориентационных мероприятий вузов. Так, важнейшим изменением приемной кампании 2022 года в ВоГУ стало активное привлечение к профориентационной деятельности университета представителей будущих работодателей, поскольку именно специалисты реального сектора экономики в рамках своей кадровой политики могут всеобъемлюще рассказать обучающимся о разнообразных и наиболее востребованных профессиях, описать абитуриентам ситуацию на рынке труда, оказать им необходимую консультативную помощь по вопросу профессионального самоопределения. В этой связи работодатели становятся одним из ключевых элементов активно формирующейся в настоящее

1 Святышева Л. В. Управление устойчивым развитием системы СПО Вологодской области через участие в проектах. Тезисы выступления на областном педагогическом совете // Источ-

ник. 2022. № 3 (115). С. 19.

ISSN 1994-0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2023 • № 1 Cherepovets State University Bulletin ^2023 • No. 1

время системы профориентационного нетворкинга в ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет».

Заключение

В своем исследовании Н. П. Недоспасова, методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования, также приходит к выводу, что «сетевое взаимодействие, основанное на тесном сотрудничестве образовательных организаций с социальными партнерами и работодателями» является «эффективной формой работы по профессиональной ориентации», а профориентационный нетворкинг наряду с профессиональным просвещением, профессиональным подбором, профессиональным отбором, профессиональной диагностикой, профессиональной проконсультацией и др. «может рассматриваться как равноправный структурный элемент современной системы профориентации»1 (см. рисунок).

Рисунок. Направления профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций различных уровней

При этом профориентационный нетворкинг образовательных организаций различных уровней в рамках межинституционального сетевого взаимодействия может быть реализован на практике в форме различных совместных мероприятий, например, тематических коммуникативных оффлайн и онлайн площадок по профориентации обучающихся (в т. ч. на базе специализированных профориентационных коворкинг-центров), нетворкинга сессий, мастер-классов, квестов и деловых игр, профессиональных проб, ярмарок вакансий и др. Проведение различных конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства (в т. ч. «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills Russia и WorldSkills Russia Juniors, национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс») также может способствовать формированию прочной основы для межинституционального сетевого взаимодействия и дальнейшему развитию системы профориентационного нетворкинга в нашей стране.

1 Недоспасова Н. П. Нетворкинг в системе профессиональной ориентации // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 2 (65). С. 28._

Список источников

Андреева А. А., Мангер Т. А. Инновационные профориентационные активности // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 4 (34). С. 60-66. URL: https://ulspu.ru/science/proekt-crossref/arxiv/Andreeva_Manger_PPP4(34)2020.html (дата обращения: 07.11.2022).

Блинов В. И. Профессиональная педагогика. Москва: Юрайт, 2017. 350 с.

Недоспасова Н. П. Нетворкинг в системе профессиональной ориентации // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 2 (65). С. 27-30.

Святышева Л. В. Управление устойчивым развитием системы СПО Вологодской области через участие в проектах. Тезисы выступления на областном педагогическом совете // Источник. 2022. № 3 (115). С. 18-21.

References

Andreeva A. A., Manger T. A. Innovatsionnye proforientatsionnye aktivnosti ispol'zuemye v nepreryvnom obrazovanii: iz opyta raboty [Innovative career guidance activities used in life-long education]. Povolzhskii pedagogicheskii poisk [Volga region pedagogical search], 2020, no. 4 (34), pp. 60-66. Available at: https://ulspu.ru/science/proekt-

crossref/arxiv/Andreeva_Manger_PPP4(34)2020.html (accessed: 07.11.2022).

Blinov V. I. Professional'naia pedagogika [Professional pedagogy]. Moscow: Iurait, 2017. 350 p.

Nedospasova N. P. Netvorking v sisteme professional'noi orientatsii [Networking in the system of vocational guidance]. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo [Education. Career. Society], 2020, no. 2 (65), pp. 27-30.

Sviatysheva L. V. Upravlenie ustoichivym razvitiem sistemy SPO Vologodskoi oblasti cherez uchastie v proektakh [Management of the sustainable development of the secondary vocational education system in Vologda region through participation in projects: Abstracts of the speech at the regional pedagogical council]. Istochnik [Source], 2022, no. 3 (115), pp. 18-21.

Сведения об авторах

Наталья Викторовна Дрянных - кандидат философских наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-330-3829, dryanih@yandex.ru, Вологодский государственный университет (д. 15 улица Ленина, 160000 Вологда, Вологодская область, Россия); Natalya V. Dry-annykh - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829, dryanih@yandex.ru, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Vologda region, Russian Federation).

Алена Алексеевна Лаврентьева - магистрант Института социальных и гуманитарных наук, ассистент кафедры философии, https://orcid.org/0000-0002-0516-0631, lawrent-jewa.alyona2016@yandex.ru, Вологодский государственный университет (д. 15 улица Ленина, 160000 Вологда, Вологодская область, Россия); Alena A. Lavrent'eva - Student in the master's programme, Institute of Social Sciences and Humanities, Assistant of Philosophy Department, https://orcid.org/0000-0002-0516-0631, lawrentjewa.alyona2016@yandex.ru, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Vologda region, Russian Federation).

Светлана Сергеевна Ракова - магистрант Института социальных и гуманитарных наук; https://orcid.org/0000-0002-9487-2074, ss_rakova@mail.ru, Вологодский государственный университет (д. 15 улица Ленина, 160000 Вологда, Вологодская область, Россия); Svetlana S. Ra-kova - Student in the master's programme, Institute of Social Sciences and Humanities,

https://orcid.org/0000-0002-9487-2074, ss_rakova@mail.ru, Vologda State University (15, ul. Leni-na, 160000 Vologda, Vologda region, Russian Federation).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.11.2022; одобрена после рецензирования 01.12.2022; принята к публикации 09.12.2022.

The article was submitted 09.11.2022; Approved after reviewing 01.12.2022; Accepted for publication 09.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.