Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 5 (110). С. 208-217. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 5 (110), pp. 208-217.
Научная статья УДК 37.047
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-17
Организация профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательном учреждении
Наталия Викторовна Дрянных1, Анна Николаевна Королева2,
Светлана Сергеевна РаковазИ, 2022
1,3Вологодский государственный университет, 2МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» ,
Вологда, Россия
У1уапШ@уаМех.т, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829 2апшкког@гашЫег.ги, https://orcid.org/0000-0002-3176-106X ^_гакота@таП.га, https://orcid.org/0000-0002-9487-2074
Аннотация. Авторы рассматривают различные подходы к понятию «профессиональная ориентация» и проблему организации профориентационной работы с обучающимися в условиях общеобразовательного учреждения. В статье описываются опытно-экспериментальные результаты, полученные по результатам оценки удовлетворенности обучающихся 10-11 классов профориентационной работой, осуществляемой в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды.
Ключевые слова: общеобразовательное учреждение, профессиональная ориентация, профориентационная работа, профориентация обучающихся, профессиональное самоопределение обучающихся
Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-01100042 «Формирование профессиональной готовности будущих юристов к деятельности в правоохранительных органах».
Для цитирования: Дрянных Н. В., Королева А. Н., Ракова С. С. Организация профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательном учреждении // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 5 (110). С. 208-217. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-17.
© Дрянных Н. В., Королева А. Н., Ракова С. С., 2022
208 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
Organization of vocational guidance work with schoolchildren in a general education institution
Natalya V. Dryannykh1, Anna N. Koroleva2, Svetlana S. Rakova30
1,3Vologda State University,
2Vologda municipal general education institution "Secondary General School № 9",
Vologda, Russian Federation '[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3340-3829 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3176-106X [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9487-2074
Abstract. The authors consider various approaches to the concept of "vocational guidance" and the problem of organizing vocational guidance work with students in a general education institution. The article describes the experimental results obtained from the surveys of assessing schoolchildren satisfaction with career guidance work in grades 10-11 carried out in Vologda municipal general education institution "Secondary General School № 9".
Keywords: educational institution, vocational guidance, vocational guidance work, vocational guidance of schoolchildren, professional self-determination of schoolchildren
Acknowledgments. The work was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 20-011-00042 «Formation of professional readiness of future lawyers for activities in law enforcement bodies».
For citation: Dryannykh N. V., Koroleva A. N., Rakova S. S. Organization of vocational guidance work with schoolchildren in a general education institution. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 5 (110), pp. 208-217 (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-17.
Введение
В отечественной научно-педагогической литературе различными исследователями предлагаются самые разнообразные подходы к изучению понятия «профессиональная ориентация» (от франц. "orientation" - установка): педагогический, психологический, медико-биологический, социологический, экономический, управленческий, междисциплинарный и др. Следовательно, в теории профориентации существуют разные научные подходы к ее изучению.
Именно профессиональная ориентация выступает прочной основой для построения эффективной образовательной стратегии, помогающей не только обучающимся, но и их родителям разобраться в большом количестве информации, сужающей выбор профессиональных направлений, дающей возможность понять интересы, способности и личностные особенности каждого отдельного ребенка.
И здесь главной задачей современных общеобразовательных учреждений становится «качественное и своевременное оказание психолого-педагогической, информационной, практико-деятельностной поддержки» школьникам, а также их сопровождение «в формировании собственной позиции в социально-профессиональном самоопределении»1.
1 Панина С. В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // АНИ: Педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 147-148.
Вестник Череповецкого государственного университета Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
■ 2022 • № 5
ISSN 1994 0637 (print)
209
В этой связи целью настоящей работы является исследование организации профориентационной работы с обучающимися в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды.
Основная часть
В трудах ученых ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» М. В. Ступиной и Н. А. Пахолкова профориентация представляется в виде комплексной проблемы, затрагивающей различные научные области. В своем монографическом исследовании указанные авторы предлагают точки зрения отдельных исследователей на понятие «профессиональная ориентация», обобщенные в таблице1.
Таблица
Подходы к понятию «профессиональная ориентация»
Подход
Авторы
Краткая характеристика подхода
Л. И. Божович; Н. Ф. Гейжан; Е. А. Климов; В. Г. Леонтьев; Н. С. Пряжников; П. А. Шавир; В. Д. Шадриков и др.
«Профессиональной ориентацией» называют комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, способствующих каждому молодому человеку выбрать себе профессию с учетом потребностей общества и своих способностей
и о
is «
U
С. Я. Батышев; А. Е. Голомшток; Н. Н. Захаров; Л. А. Йовайша; В. В. Макарова; В. П. Парамзин; А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Менщиков; В. Ф. Сахаров и др.
Подчеркивают педагогическую направленность процесса «профессиональной ориентации» и интерпретируют ее как деятельность педагогических коллективов работников образовательных учреждений, проводимую с целью правильного выбора учащимися профессий в соответствии с их личными способностями, интересами, физическими, психическими данными и социально-экономическими потребностями общества
о О
А. М. Булунин; Н. И. Калугин,
A. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко;
B. К. Розов, В. П. Шемякин, П. А. Шемякин; В. Д. Сахаров; М. Х. Титма; Г. А. Чередниченко,
В. Н. Шубкин; В. Н. Якимов, А. В. Черняйкин и др._
Рассматривают «профессиональную ориентацию» как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи, а выбор профессии как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества и общественном производстве_
Согласно определению С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева и И. С. Сергеева, профессиональная ориентация (результатом которой является профессиональное самоопределение) - это «система равноправного взаимодействия личности и общества
1 Ступина М. В., Пахолков Н. А. Профессиональная ориентация молодежи. Вологда: Вологодский государственный технический университет, 2006. С. 9-11._
210 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
(различных социальных институтов, ответственных за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах»1.
В свою очередь, профориентация обучающихся общеобразовательных учреждений подразумевает под собой тесное взаимодействие в своей профессиональной работе различных социальных институтов, ответственных за ее практическую реализацию (рис. 1). При этом на первый план в качестве одного из центральных институтов организации и осуществления профориентационных мероприятий выходит именно средняя общеобразовательная школа, призванная «растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать»2.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Рис. 1. Социальные институты, ответственные за профориентацию обучающихся
общеобразовательных учреждений
По мнению П. А. Амбаровой и М. В. Немировского, профориентация «была и остается неотъемлемым элементом российской общеобразовательной школы, при этом в 1990-е гг. ее основы были серьезно порушены». И хотя «с советских времен формы и методы школьной профориентации обновились, но кардинально не были
з
модернизированы» .
В последние годы активизация профориентационной работы с обучающимися становится одним из приоритетов в образовательно-воспитательной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды4. Профориентация яв-
Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10.
2 Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 778. URL: https://moluch.ru/archive/101/22874.html (дата обращения: 06.07.2022).
3 Амбарова П. А., Немировский М. В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Образование: вызовы нового времени. 2020. № 8. С. 189.
4 Здесь и далее в статье будет представлена информация, полученная в указанном образовательном учреждении._
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
ISSN 1994 0637 211 (print)
ляется одной из важнейших составляющих ежегодно формируемого «Календарного плана воспитательной работы», в процессе практической реализации которого общеобразовательное учреждение осуществляет тесное взаимодействие с различными государственными учреждениями, а также рядом специализированных организаций в сфере образования, исполняющими «в пределах своих полномочий определенные функции в области профориентации молодежи»1. К ним относятся: Департамент образования Вологодской области; Управление образования Администрации г. Вологды, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», АУ ВО «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов - «Сертификационный центр», «Центр опережающей профессиональной подготовки Вологодской области» (ЦОПП ВО), Ассоциация развития педагогического образования Вологодской области и др.
При этом управляющую систему профессиональной ориентации в данном общеобразовательном учреждении представляют: ее директор, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, оказывающий профконсультации, осуществляющий профинформирование и проводящий тестирование на профессиональную пригодность), классные руководители и учителя-предметники, непосредственно реализующие профессиональное просвещение.
В качестве организационных аспектов профориентационной работы с обучающимися в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды можно выделить следующие:
1. Учет общеобразовательным учреждением при осуществлении профориентационных мероприятий возрастных и психологических особенностей обучающихся.
2. Предоставление обучающимся общеобразовательного учреждения возможности выбора в 10-м классе профиля своего дальнейшего обучения: с гуманитарным либо с естественнонаучным уклоном.
3. Выделение профессиональной информации и профессиональной консультации в качестве ведущих направлений профориентационной работы с обучающимися, проводимой на базе указанного общеобразовательного учреждения.
4. Осуществление процесса профориентации обучающихся посредством реализации активных форм. Это встречи с преподавателями ВУЗов, представителями военного комиссариата на тему: «О специфике поступления в военные ВУЗы», участие в «Днях открытых дверей» учебных заведений города Вологды, экскурсии на предприятия и в организации различных форм собственности и др.
5. Наличие на официальном сайте общеобразовательного учреждения специального раздела, посвященного непосредственно профориентации обучающихся.
В то же время в процессе организации и осуществления профориентационной работы с обучающимися в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Во-
1 Тужилкин А. Ю. Организация профориентационной работы с обучающимися на школьном, муниципальном и региональном уровнях // Школа и производство. 2016. № 5. С. 37.
212 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
логды на протяжении последних лет наметился ряд положительных тенденций. Так, в 2021-м году она стала первым участником среди общеобразовательных учреждений города на общероссийской профориентационной платформе «Профилум». Также МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» выступила одним из активных участников инновационного проекта «Первая профессия», стартовавшего в регионе с 1 февраля 2022 года и направленного на профориентацию обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений, расположенных непосредственно на территории Вологодской области. Старшеклассники проявили большой интерес к освоению таких профессий, как: «Кондитер», «Повар», «Чертежник-конструктор».
В феврале 2022 года в соотвествии с «Календарным планом воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный год» в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды было проведено профориентационное тестирование, в котором принял участие 251 обучающийся 7-11 классов. Результаты наглядно продемонстирировали, что у большинства школьников данного общеобразовательного учреждения имеется склонность к медицинскому, гуманитарному, а также социально-экономическому направлению. Вместе с тем, проведенное тестирование также показало, что некоторые одиннадцатиклассники все же остаются не уверенными в выборе своей будущей профессии.
В целях выявления существующих проблемных моментов в процессе организации и практической реализации профориентационной работы в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды в марте-апреле 2022 года был проведен социологический опрос старшеклассников (онлайн формы) по направлению: «Оценка удовлетворенности обучающихся 10-11 классов профориентационной работой в общеобразовательном учреждении». Опрос проводился анонимно. Всего он охватил 44 старшеклассника гуманитарного и естественнонаучного профилей: 27 обучающихся 10-го класса и 17 обучающихся -11-го класса.
При ответе на вопрос: «Необходимо ли, по Вашему мнению, проведение в школе профориентационной работы со старшеклассниками?» 50 % обучающихся 10-11 классов считают необходимым проведение в школе профориентационной работы со старшеклассниками, 40,9 % респондентов выбрали вариант ответа: «Скорее да, чем нет» и 9,1 % - «Скорее нет, чем да» (см. рис. 2).
о%
Да, необходимо
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет, не вижу в этом смысла
Рис. 2. Распределение ответов старшеклассников на вопрос: «Необходимо ли, по Вашему мнению, проведение в школе профориентационной работы со старшеклассниками?»
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)
Таким образом, 90,9 % обучающихся 10-го и 11-го классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды осознают важность осуществления профориентационной работы именно для старшеклассников в условиях данного общеобразовательного учреждения. При этом ответ «Нет, не вижу в этом смысла» уровень организации» не выбрал ни один из опрошенных.
В ходе опроса 72,7 % обучающихся старших классов положительно ответили на вопрос: «Проводится ли в Вашей школе профориентационная работа со старшеклассниками (в любой форме)?» (рис. 3). Еще 18,2 % репондентов-старшеклассников затруднились ответить. Оставшиеся 9,1 % опрошенных посчитали, что в профориентационная работа со старшеклассниками данной школы не проводится (возможно, это обусловлено тем, что данная категория обучающихся никогда не слышала о профориентации либо вообще не принимала участие в проводимых в школе профориентационных мероприятиях).
Рис. 3. Распределение ответов старшеклассников на вопрос: «Проводится ли в Вашей школе профориентационная работа со старшеклассниками (в любой форме)?»
Результаты ответов респондентов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, по десятибалльной шкале от 1 до 10 баллов степень Вашей удовлетворенности профориентационной работой, проводимой в школе?» показали средний уровень удовлетворенности старшеклассниками профориентационной работой, проводимой в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Вологды. При этом большинство старшеклассников оценили профориентационную работу, проводимую в данном общеобразовательном учреждении, на 7 баллов из 10 максимальных.
Как показали ответы (при возможности выбора нескольких вариантов) старшеклассников для успешного профессионального самоопределения, им необходимы: информация о будущей профессии, информация о профессиональных учебных заведениях, встречи со специалистами интересующих профессий, а также информация о трудоустройстве выпускников по интересующей профессии.
В то же время согласно полученным от респондентов ответам (также при возможности выбора нескольких вариантов) старшеклассники хотели бы получать информацию по вопросам профессиональной ориентации в следующих формах: «индивидуальных консультаций (по вопросам выбора профессии, профиля обучения, профессиональных учебных заведений и др.)» и «массовых
18,2%
И Затрудняюсь ответить g ууо 0 Нет, не проводится ИДа, проводится
72,7%.
214 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
профориентационных мероприятий (презентации учебных заведений, встречи с представителями организаций и ВУЗов, экскурсии на предприятия, в учреждения и др.)». Кроме того, у обучающихся старших классов востребованными также являются «групповые тематические консультации (по вопросам выбора профессии, профиля обучения, профессиональных учебных заведений и др.)».
Выводы
Таким образом, на основании проведенного социологического опроса обучающихся можно выделить следующие проблемные моменты в организации процесса профессиональной ориентации в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологды:
- средний уровень организации проводимой профориентационной работы, которая в связи с этим требует своего дальнейшего совершенствования;
- отсутствие обширного перечня индивидуальных, групповых и массовых форм профориентации, применяемых в условиях данного общеобразовательного учреждения;
- отсутствие комплексного подхода в организации процесса профессиональной ориентации обучающихся.
Таким образом, в качестве дальнейших направлений совершенствования организации профориентационной работы с обучающимися, осуществляемой в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Вологды, целесообразным представляется проведение следующих мероприятий:
1. Укрепление вешних взаимосвязей и дальнейшее профориентационное межинституциональное сотрудничество с такими субъектами, как:
• профессиональные образовательные организации и высшие учебные заведения (для более полного «погружения» школьников в образовательный и внеучебный процессы студентов, а также в студенческую «атмосферу»);
• коммерческие организации и государственные учреждения (для знакомства школьников с конкретными профессиями, их участия во встречах с представителями самых разнообразных профессий);
• КУ ВО «Центр занятости населения Вологодской области» (для посещения обучающимися общеобразовательного учреждения «Ярмарок рабочих мест», ознакомления с имеющимися вакансиями и получения информации о перспективах трудоустройства выпускников по интересующим школьников профессиям).
2. Разработка «Программы профориентационной работы с обучающимися на 2023-2025 гг.» для ее дальнейшей практической реализации в условиях данного общеобразовательного учреждения, которая включала бы три этапа психолого-педагогического сопровождения обучающихся - в разрезе «профориентационной подготовки» (1-4 и 5-7 классы), «предпрофильной подготовки» (8-9 классы) и «профильного обучения» (10-11 классы).
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)
Список источников
Амбарова П. А., Немировский М. В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2020. № 8. С. 188-199.
Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 778-781. URL: https://moluch.ru/archive/101/22874.html (дата обращения: 06.07.2022).
Панина С. В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // АНИ: Педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 147-150.
Ступина М. В., Пахолков Н. А. Профессиональная ориентация молодежи. Вологда: Вологодский государственный технический университет, 2006. 168 с.
Тужилкин А. Ю. Организация профориентационной работы с обучающимися на школьном, муниципальном и региональном уровнях // Школа и производство. 2016. № 5. С. 36-41.
Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.
References
Ambarova P. A., Nemirovskii M. V. Novye podkhody k professional'noi orientatsii v shkole v usloviiakh izmeniaiushchegosia mira professii [New approaches to vocational guidance at school in the changing world of professions]. Izvestiia Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriia 1. Prob-lemy obrazovaniia, nauki i kul'tury [Izvestia of the Ural Federal University. Series 1. Problems of education, science and culture], 2020, no. 8, pp. 188-199.
Gorbacheva S. M., Strizhko I. I. Professional'naia orientatsiia uchashchikhsia [Student vocational guidance]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2015, no. 21 (101), pp. 778-781. Available at: https://moluch.ru/archive/101/22874.html (accessed: 06.07.2022).
Panina S. V. Upravlenie proforientatsionnoi rabotoi v obshcheobrazovatel'noi organizatsii v usloviiakh FGOS [Management of career counseling work in educational organization under Federal State General Educational Standards]. ANI: Pedagogika i psikhologiia [ASR: Pedagogy and Psychology], 2017, T. 6, no. 1 (18), pp. 147-150.
Stupina M. V., Pakholkov N. A. Professional'naia orientatsiia molodezhi [Professional guidance of young people]. Vologda: Vologodskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2006. 168 p.
Tuzhilkin A. Iu. Organizatsiia proforientatsionnoi raboty s obuchaiushchimisia na shkol'nom, munitsipal'nom i regional'nom urovniakh [Organization of career guidance work with students at the school, municipal and regional levels]. Shkola i proizvodstvo [School and production], 2016, no. 5, pp. 36-41.
Chistiakova S. N., Rodichev N. F., Sergeev I. S. Kriterii i pokazateli gotovnosti uchashchikhsia k professional'nomu samoopredeleniiu [Criteria and indicators of students' readiness for professional self-determination]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Professional education. Capital], 2016, no. 8, pp. 10-16.
Сведения об авторах
Наталия Викторовна Дрянных - кандидат философских наук, доцент; https://orcid.org/0000-0003-330-3829, [email protected], Вологодский государственный университет (д. 15 улица Ленина, 160000 Вологда, Вологодская область, Россия); Natalya V. Dry-
216 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5
annykh - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829, [email protected], Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russia).
Анна Николаевна Королева - директор; https://orcid.org/0000-0002-3176-106Х, [email protected], Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Вологды (д. 114 улица Чернышевского, 160019 Вологда, Вологодская область, Россия); Anna N. Koroleva - Headmaster, https://orcid.org/0000-0002-3176-106X, [email protected], Vologda municipal general education institution «Secondary General School № 9» (114, ul. Chernyshevskogo, 160019 Vologda, Russia).
Светлана Сергеевна Ракова - магистрант Института социальных и гуманитарных наук; https://orcid.org/0000-0002-9487-2074, [email protected], Вологодский государственный университет (д. 15 улица Ленина, 160000 Вологда, Вологодская область, Россия); Svetlana S. Ra-kova - Student in the master's programme, Institute of Social Sciences and Humanities, https://orcid.org/0000-0002-9487-2074, [email protected], Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russia).
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 12.07.2022; одобрена после рецензирования 07.09.2022; принята к публикации 12.09.2022.
The article was submitted 12.07.2022; Approved after reviewing 07.09.2022; Accepted for publication 12.09.2022.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)