РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В РЕГИОНЕ
DOI: 10.15838/tdi.2020.3.53.1 УДК 373.58 | ББК 74.241
© Жестянников С.Г.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ КАК ДРАЙВЕР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ ЖЕСТЯННИКОВ
Глава Вологодского муниципального района
Представительное Собрание Вологодского муниципального района Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 24 E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам и перспективам профессиональной ориентации молодежи. Профессиональная ориентация - значимый фактор развития личности, в условиях рыночной экономики она выступает как одна из актуальных мер профилактики безработицы и бедности, особенно в сельской местности. Подходы, изложенные автором статьи, позволяют реализовать идеи Национального проекта «Образование» в части достижения нового качества образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций через модернизацию системы дополнительного образования. В статье представлен опыт профориентационной работы со школьниками, сложившийся в общеобразовательных организациях и системе дополнительного образования Вологодского муниципального района Вологодской области. Изложена практика реализации инновационных проектов федерального уровня, реализуемых школами в сетевом формате - в партнерстве с учреждениями высшего образования, науки и работодателями: «Школа агробизнес-образования им. М.Г. Лобытова», «Здоровьесберегающая сельская школа с медицинскими классами». Реализуемые подходы позволяют ориентировать школьников на выбор профессии в актуальных отраслях народного хозяйства (таких как агропромышленный сектор, здравоохранение и др.) и продолжение образования в регионе. Кроме того, результаты работы показывают высокую вовлеченность обучающихся в профориента-ционную деятельность, многообразные партнерские связи создают условия для открытости процесса образования, широкой социализации обучающихся, погружения в профессии. В долгосрочной перспективе данное направление деятельности можно рассматривать в качестве фактора сохранения молодежи на селе и, как следствие, устойчивого демографического развития.
Профессиональная ориентация, самоопределение молодежи, инновации в образовании, общее образование, дополнительное образование, сетевое взаимодействие.
Среди базовых проблем сельских территорий сегодня одна из самых острых - сохранение демографического и трудового потенциала. В век информационных технологий и современных возможностей для миграции человек выбирает территории с хорошо развитой инфраструктурой и состоянием объектов социальной сферы, наличием рабочих мест с достойной оплатой труда. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года определяет, что в условиях конкурентной борьбы за молодое поколение и трудовые ресурсы, которую сегодня ведут между собой муниципальные образования, победу одержат урбанизированные, активно развивающиеся в социально-экономическом плане территории с хорошей транспортной доступностью от крупных населенных пунктов.
На современном этапе благодаря рыночным отношениям все больше повышаются требования к уровню компетентности в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию специалиста, следовательно, возрастает и значимость профориентацион-ной работы со школьниками.
Понятие профориентации широко разработано в научной литературе, в том числе в педагогике, социологии, психологии и т. д. Профессиональная ориентация - это сложное обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы государства и общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития его природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер по содействию молодому человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда [1].
Ряд исследователей, изучая психологические аспекты влияния профориентации на развитие личности [2-6], отмечает выра-
женную направленность старших школьников на выбор профессии, указывая, однако, что более 60% детей испытывают трудность с определением дальнейшей траектории образования [7].
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии, являясь одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом, должна быть интегрирована в образовательный процесс. Данный факт актуализирует роль школы, и шире - социума, в плане оказания помощи, поддержки и социально-педагогического сопровождения в профориентационном выборе [8-10].
Сложность сегодняшних социально-экономических процессов влияет на образование молодежи, в том числе и на профессиональное самоопределение. Если во второй половине XX века профессиональная ориентация чаще рассматривалась в контексте развития способностей и интересов, то современные подходы в управлении профориентацией молодежи переносят рассмотрение этого процесса в плоскость экономики, как подготовку человека к профессиональной карьере и презентации своей кандидатуры на рынке труда [11; 12].
Конкуренция в сфере занятости растет, в последние годы в социальной политике России все большую актуальность приобретает борьба с бедностью. Одной из перспективных мер в контексте профилактики безработицы и падения уровня жизни молодых людей является социально-профессиональное самоопределение выпускников школ [13].
В последние годы исследователи все активнее обращаются к вопросам разработки эффективных методик и технологий организации профессиональной ориентации [8; 14-20] и указывают на необходимость выработки принципиально новых требований к системе образования, которая должна обеспечить готовность к профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира при быстром изменении техноло-
гий. В связи с этим вопрос об эффективной организации профориентационной работы школьников приобретает особую актуальность и даже становится значимым драйвером развития территорий, в особенности -сельских, исторически обладающих уникальными трудовыми традициями. В нашей статье представлена практика организации профессиональной ориентации школьников в общеобразовательных организациях Вологодского муниципального района.
Вологодский муниципальный район расположен в центральной части региона вокруг областного центра и административно разделен на 10 сельских поселений. Основу его экономики составляет сельскохозяйственное производство. Важной особенностью Вологодского района является отсутствие административного центра при значительной удаленности территорий, что обусловливает специфику ментальности жителей и заметные различия в локальных стратегиях развития отдельных населенных пунктов и поселений.
Социально-экономическая сфера динамично развивается, что подтверждается лидирующими позициями в сфере муниципального управления. Так, в 2018-2019 гг. Вологодский район занимал 1 место в рейтингах муниципальных районов области по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, инвестиционной активности среди сельскохозяйственных районов области, абсолютным объемам жилищного строительства, доле населения, занимающегося спортом, и др.
Согласно статистике, с учетом естественных и миграционных процессов численность постоянного населения района в 2019 году сохранилась на уровне 2018 года и составила 52161 человек. Продолжилась естественная убыль населения, в положительном тренде находился миграционный прирост. На сегодняшний день в возрастной структуре жителей района удельный вес населения трудоспособного возраста составляет 56%, доля пожилых людей - 26%, доля детей - 18%.
На протяжении последних лет наблюдается стабильный рост численности обучающихся школ и воспитанников детских садов района. За последние 5 лет контингент дошкольников увеличился на 6% (на 174 человека), школьников - на 14,5% (на 628 человек). Система образования района представлена 48 организациями, реализующими программы дошкольного, общего и дополнительного образования, в которых воспитывается и обучается 8028 детей.
Вследствие мобильности трудовых ресурсов более 30% экономически активного населения района работает в городе Вологде. Уровень официально зарегистрированной безработицы в районе составляет 0,7% (район входит в тройку региональных лидеров с самым низким уровнем безработицы). Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций -35,8 тыс. руб.
Реализация крупных инвестиционных проектов в сферах агропромышленного комплекса, промышленного производства, создание высокопроизводительных рабочих мест обусловливают потребность в обновлении кадрового потенциала. Создаются новые рабочие места и в социальной сфере (в 2018-2020 гг. - более 80).
Статистика кадрового обеспечения в основных отраслях народного хозяйства показывает, что сегодня обеспеченность в сфере агропромышленного комплекса составляет 93%, в сфере образования - 97%, в сфере здравоохранения - более 90%. Однако высокий коэффициент совместительства (до 1,6 в отраслях социальной сферы) свидетельствует о необходимости привлекать трудовые ресурсы на свою территорию (и в целом демографического прорыва), т. к. доля молодежи до 35 лет в основных отраслях составляет сегодня не более 20%.
Проблема подготовки кадров для села остается наиболее острой и трудно решаемой, что в немалой степени связано с низкой мотивацией молодежи к труду на селе. Сельская школа, как важный компонент российской системы образования, сохраняет значительные возможности влияния на
формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, любящие свою территорию и готовые к ее активному преобразованию. Одним из перспективных направлений, касающихся развития кадрового потенциала сельских территорий, является профориентация молодежи, в том числе через систему дополнительного образования, на актуальные специальности и профессии, создание условий для продолжения образования в регионе.
Указанные цели достаточно полно отражают концептуальные идеи стратегических документов в сфере образования. Национальный проект «Образование» - это инициатива Президента России, направленная на достижение глобальной конкурентоспособности российского образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Значительным ресурсом в реализации указанных задач обладает система дополнительного образования.
Сегодня дополнительное образование детей осознается как важный фактор повышения социальной стабильности в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от каких-либо условий, в том числе здоровья; предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, для того чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Реализация указанных целей позволит развивать механизмы ранней профессиональной ориентации детей и их обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями, а следовательно, обновить дополнительные общеобразовательные программы и создать новые места в системе дополнительного образования.
Сегодня в школах района проводится большая профориентационная работа с обучающимися в рамках системы дополнительного образования, профильного обучения в старших классах, воспитательной деятельности.
Вологодский район уверенно выполняет показатели приоритетного регионального проекта «Профориентация как основа управления процессами миграции обучающихся Вологодской области», инициированного Губернатором области О.А. Кувшинни-ковым. Результатом профориентационной работы в перспективе должно стать увеличение числа обучающихся, продолживших образование в регионе, - с 90% в 2019 году до 99% в 2023 году по выпускникам 9-х классов, с 67,6 до 71,6% по выпускникам 11-х классов.
Ежегодно в Вологодской области в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Профориентация как основа управления процессами миграции обучающихся Вологодской области» регионального стратегического направления «Демография» АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» проводит профориентационное тестирование обучающихся 9-х классов. В Вологодском районе ежегодно более 90% обучающихся проходят профориентационное тестирование, выбор приоритетов выпускников очерчивается сферами технологии материалов, физической культуры и спорта, сельского, лесного и рыбного хозяйства, ветеринарии и зоотехнии. Результаты тестирования успешно используются в практике деятельности учреждений образования для построения индивидуальных траекторий обучения с ориентацией на будущую профессию, в том числе для совершенствования системы
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Для достижения указанных задач в Вологодском районе реализуется ряд инновационных проектов в сфере образования.
Первым из них (идея и паспорт проекта были сформулированы в середине 2018 года) стал проект «Школа агробизнес-образования им. М.Г. Лобытова» на базе МБОУ ВМР «Огарковская средняя школа им. М.Г. Лобытова». Этот проект можно считать в полной мере новаторским на уровне Российской Федерации. Его реализация началась до официального принятия Национального проекта «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 года № 16). Приказом Министерства просвещения РФ от 18 декабря 2018 года школе присвоен статус федеральной инновационной площадки с проектом по разработке содержания дополнительного образования детей естественнонаучной направленности.
Детская школа агробизнес-образования на территории Вологодского муниципального района - это комплекс образовательных программ, обеспечивающих активное знакомство школьников с современными агротехнологиями и агронаукой.
Основа проекта - сетевое взаимодействие школы, органов власти, вузов, профессиональных образовательных организаций и других партнеров. В рамках сетевого взаимодействия с Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохо-зяйственная академия им. Н.В. Верещагина», ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук» предприятиями агропромышленного комплекса разработана и реализуется 21 программа дополнительного образования, в том числе «Азбука овощевода», «Ландшафтный дизайн», «Агроробототехника», «Школа грамотного финансиста», «Основы бизнес-
планирования» и др. для обучающихся всех возрастных категорий. В настоящее время охват программами дополнительного образования агроэкономической направленности составляет 88% обучающихся школы.
Обучающиеся школы получают углубленные знания по предметам естественнонаучного цикла в учебных лабораториях организаций-партнеров, выезжают на предприятия, в том числе в рамках «каникулярной» смены «Малая сельскохозяйственная академия». В настоящее время в школе положено начало созданию собственного опытного участка, где ребята ведут исследовательскую деятельность. В 2019 году школе присвоено имя Героя Социалистического труда, первого председателя АО «Родина» М.Г. Лобытова. В 2019 году обучающийся школы стал призером Всероссийского конкурса среди учеников сельских общеобразовательных организаций «АгроНТИ» в Белгороде, самое массовое участие обучающиеся школы приняли в региональном этапе конкурса.
В январе 2020 года проект Вологодского района «Мотивация сельской молодежи к получению аграрного образования в условиях родного поселения на «поле возможностей» вошел в число трех лучших региональных практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в номинации «Наука и образование» Всероссийского конкурса Агентства стратегических инициатив России.
Ключевым аспектом успеха проекта явилась его поддержка в педагогическом сообществе, а также в среде родительской общественности. В ходе подготовки и проведения общественного отбора проектов социальной сферы в рамках Градостроительного совета при Губернаторе Вологодской области О.А. Кувшинникове абсолютное большинство граждан поддержали ремонт МБОУ ВМР «Огарковская средняя школа». В соответствии с решениями Градостроительного совета в 2020 году планируется провести капитальный ремонт здания и строительство школьного стадиона в общем объеме более 25,0 млн руб. В 2020-2022 гг. в школе будет реализован ряд мероприятий в рамках на-
ционального проекта «Образование» (создание условий для занятия физической культурой и спортом, а также для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах «Точка роста», внедрение целевой модели цифровой образовательной среды).
Перспективами реализации проекта «Школа агробизнес-образования им. М.Г. Ло-бытова» станут дальнейшее вовлечение молодежи, родительской общественности и партнеров в его мероприятия, создание муниципальной сети школ агробизнес-образования, формирование культурного кластера вокруг основных идей проекта (совместный труд, любовь к земле, активное преобразование села и др.). Так, например, силами предприятия и школы предполагается реализовать детский образовательный маршрут по направлению «Вологодские уроки. Агроту-ризм» с посещением конного клуба и молочной фермы. На базе школы планируется создать экспозицию, посвященную трудовому пути М.Г. Лобытова, галерею лучших тружеников района «Лица труда», проводить межрегиональную детскую исследовательскую конференцию «Лобытовские чтения» и др.
Проект позволил познакомить школьников с современными профессиями, а полученные результаты профессионального тестирования свидетельствуют, что все больше обучающихся отдают предпочтение образовательным направлениям в естественнонаучной сфере (медицина, ветеринария, агрономия).
Подобные инновационные проекты реализуются и в других школах района. С 2019 года в МБОУ ВМР «Сосновская средняя школа» совместно с Департаментом здравоохранения Вологодской области и подведомственными медицинскими учреждениями (БУЗ ВО «Вологодская центральная районная больница», БУЗ ВО «Вологодский областной центр медицинской профилактики», ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», БПОУ ВО «Вологодский
областной медицинский колледж») реализуется проект «Здоровьесберегающая сельская школа с медицинскими классами».
Целью проекта является создание модели процесса интеграции общего и дополнительного образования в сетевом взаимодействии здоровьесберегающего пространства сельской школы с учетом формирования у субъектов образовательного процесса положительной мотивации к здоровому образу жизни как общечеловеческой ценности. В основе инновационного образовательного проекта - идея создания модели и условий оптимизации процесса интеграции общего и дополнительного образования в сетевом взаимодействии здоровьесберегающе-го пространства сельской школы, которая призвана обеспечить получение здоровье-сберегающего образования новому поколению молодых людей (здоровых, активных, ориентированных на труд и др.). Задачи сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного пространства решаются посредством формирования мотивации, установок, навыков и умений вести здоровьесберегающий образ жизни.
В 2020 году МБОУ ВМР «Сосновская средняя школа» присвоен статус инновационной площадки Министерства просвещения России с проектом «Здоровьесберегающее пространство сельской школы как модель процесса интеграции общего и дополнительного образования в сетевом взаимодействии». В рамках проекта наряду с профильным химико-биологическим обучением реализуются такие предметы, как «Юный фармацевт», «Введение в медицину», «Первая медицинская помощь», «Мир органических молекул», «Удивительная генетика», «Здоровое питание» и др. В старших классах в ходе воспитательных мероприятий обучающиеся на практике знакомятся с профессией медицинского работника.
В стадии реализации находится еще один инновационный проект - «Школа юных авиаторов» на базе МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа». Школа находится в поселке Федотово, где располагается противолодочная авиационная эскадрилья. Исторически
Вологодский район является родиной выдающихся летчиков и ученых конструкторов: А. Можайского, В. Ильюшина, А. Клубова, И. Каберова и др. Традиции морской авиации, служение Отечеству, развитие технических знаний и навыков обучающихся - приоритетные направления дополнительного образования в Федотовской средней школе.
В ней создаются кадетские классы, разработано 11 программ дополнительного образования, часть из них - в стадии реализации. Юные авиаторы изучают «Начально-техническое моделирование», «Авиамоделирование», «Робототехнику в авиации и космосе», «Уроки ратной славы», расширен блок спортивно-патриотической подготовки и др. Проект реализуется в партнерстве с воинской частью, общественными организациями патриотической направленности, учреждениями спорта. Начато формирование муниципальной сети учреждений-партнеров: в настоящее время к проекту присоединился аэрокосмический класс МБОУ ВМР «Кубен-ская средняя школа им. А.Ф. Клубова».
В учреждениях образования района активно реализуются локальные проекты дополнительного образования социально-педагогической направленности. Во взаимодействии с УВД, МЧС по Вологодской области, другими органами власти созданы 15 кадетских классов различной направленности с ориентацией на профессии сотрудника полиции, инспектора ГИБДД, спасателя и др. В МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа» в 2019 году появился спортивный класс с ориентацией на специальность спорторга-низатора. Продолжить образование выпускники школы смогут в ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» (на базе 11 и 9 классов - в университетском колледже).
В профориентационной работе активно задействованы студенты крупнейших вузов
Вологодской области, прежде всего ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина». Совместные проекты по линии молодежной политики, прежде всего акция «Морозный десант», а в недалеком будущем по инициативе Президента России - и трудоустройство в период обучения (а кроме того, «Сельская ипотека» и др.), позволяют не только знакомить школьников с возможностями продолжать образование в регионе, но и создать условия для привлечения молодежи в сельскую местность.
Как уже ранее отмечалось, в период до 2023 года в Вологодском районе предполагается создать муниципальные сети школ в соответствии с основными отраслями народного хозяйства, а именно школ агробизнес-образования, здоровьесберегающих, школ социально-педагогического и технического направления.
Полагаем, что результатами проводимой работы к 2023 году станут повышение качества образования и вхождение системы образования района по качеству образования в пятерку региональных лидеров, а также увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием.
Кроме того, развитие профориентации обучающихся через систему дополнительного образования, сетевое взаимодействие с крупнейшими вузами, предприятиями и организациями-работодателями позволит сформировать у выпускников устойчивую мотивацию к продолжению образования в регионе.
В долгосрочной перспективе данное направление деятельности можно рассматривать как фактор сохранения молодежи на селе и, как следствие, устойчивого демографического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Таржуманян Н.Э. Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2015. 191 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Активность и развитие личности. М., 2001. 198 с.
3. Анисимов Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль, 2003. 216 с.
4. Гегель Л.А., Бабочкина С.П. Влияние социальных факторов на выбор профессии учащихся старших классов общеобразовательных школ // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 5. С.79-85.
5. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Академия, 2007. 501 с.
7. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. 160 с.
8. Григорьева Н.В. Профессиональное самоопределение молодежи. Чебоксары, 2002. 43 с.
9. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. 269 с.
10. Сазонов И.А. Теория и практика профессиональной ориентации школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2001. 39 с.
11. Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном Российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 2 (12). С. 147-150.
12. Захарова Л.Н. Развитие системы профессиональной ориентации молодежи: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Краснодар, 2011. 24 с.
13. Дусь Т.Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 2004. 21 с.
14. Андреева Л.И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2010. 42 с.
15. Тимерьянова Л.Н. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в инновационных общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 2010. 23 с.
16. Филиппова Н.В. Совершенствование управления профориентацией молодежи в системе областного профцентра в современных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 1999. 19 с.
17. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1999. № 5. С. 33-37.
18. Крившенко Л.П. Комплексная методика изучения индивидуальных особенностей учащихся в целях подготовки к обоснованному выбору профессии. М., 1998. 209 с.
19. Дубровина И.В., Борисова Е.М., Прихожан А.М. Модель развития психологической и про-фориентационной службы системы образования России // Практический психолог. 1999. № 2. С. 6-13.
20. Кузьмина В.М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 3-4. С. 74-79.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сергей Геннадиевич Жестянников - Глава Вологодского муниципального района, Представительное Собрание Вологодского муниципального района. Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 24; e-mail: [email protected]
Zhestyannikov S.G.
VOCATIONAL GUIDANCE WORK WITH YOUNG PEOPLE AS A DRIVER FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY (USING THE VOLOGDA MUNICIPAL DISTRICT OF THE VOLOGDA OBLAST AS THE EXAMPLE)
The article is devoted to the problems and prospects of vocational guidance of young people. Vocational guidance is a significant factor in personality development; in the market economy conditions, it acts as one of the relevant measures for preventing unemployment and poverty, especially in rural areas. The approaches stated by the author allow to implement the ideas of the National project "Education " in terms of achieving the new quality of education, the upbringing a harmoniously developed and socially responsible person based on spiritual and moral values of the nations of the Russian Federation, historical and national cultural traditions through modernizing the system of supplementary education. The article presents the experience of vocational guidance work with schoolchildren, established in organizations of general education and the supplementary education system of the Vologda Municipal District of the Vologda Oblast. The author outlines the practice of implementing innovative projects of the federal level, realized by schools in a network format - in partnership with institutions of higher education, science and employers: "School of agrobusiness education named after M.G. Lobytov", "Health saving village school with medical classes". The implemented approaches allow to focus schoolchildren on choosing professions in relevant sectors of the national economy (such as the agro-industrial sector, healthcare, etc.) and to continue education in the region. Moreover, the results of the work show the high involvement of students in vocational guidance activities, various partnership links create the conditions for transparency of the educational process, broad socialization of students, and immersion in professions. In the long-term, this area of activity can be considered as a factor of preserving young people in the countryside and, as a result, sustainable demographic development.
Vocational guidance, self-determination of young people, innovation in educational sphere, general education, supplementary education, networking cooperation.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sergei G. Zhestyannikov - Head of the Vologda Municipal District, the Representative Assembly of the Vologda Municipal District. 24, Pushkinskaya Street, Vologda, 160000, Russian Federation; e-mail: [email protected]