Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
629
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / УД / ЧАНГ / РУБАБ / ГИДЖАК / АБУ НАСР ФАРАБИ / КАЙКОВУС / МАВЛОНО АХМАДИ / MUSICAL INSTRUMENT / UD / CHANG / RUBAB / GIDJAK / ABU NASR FARABI / KAIKOVUS / MAWLONO AHMADI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарипов Нигматджан

С каждым днем усиливается интерес к изучению истории культуры и искусства Узбекистана. Узбекское искусство отличается своим многообразием. Особенно славятся своим богатством и уникальностью народные музыкальные инструменты и исполнительское мастерство, являющиеся неотъемлемой частью узбекского музыкального искусства. Народные музыкальные инструменты занимают важное место в развитии музыкального искусства Узбекистана. В настоящее время историческая эволюция национальных музыкальных инструментов становится объектом ряда научных исследований, что помогает проследить особенности становления и формирования системы музыкальных инструментов, являющейся составной частью материальной культуры. Кроме того, исследование своеобразных сторон исторического развития народных инструментов поможет раскрыть особенност формирования общей музыкальной культуры узбекского народа. Поэтому в этом направлении важное значение имеет изучение вопроса исторической эволюции узбекских народных музыкальных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EVOLUTION OF UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS

Еvery day the interest in studying the history of culture and art of Uzbekistan increases. Uzbek art is distinguished by its diversity. Folk musical instruments and performing skills, which are an integral part of Uzbek musical art, are especially famous for their richness and uniqueness. Folk musical instruments occupy an important place in the development of musical art in Uzbekistan. Currently, the historical evolution of the national music becomes the object of several scientific studies that helps you will see features of development and formation of the system of musical instruments, which are part of material culture. In addition, the study of the peculiar aspects of the historical development of folk instruments will help to reveal the features of the formation of a common musical culture of the Uzbek people. Therefore, in this direction, it is important to study the historical evolution of Uzbek folk musical instruments.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Шарипов Н. Email: [email protected]

Шарипов Нигматджан - и.о. профессора, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: с каждым днем усиливается интерес к изучению истории культуры и искусства Узбекистана. Узбекское искусство отличается своим многообразием. Особенно славятся своим богатством и уникальностью народные музыкальные инструменты и исполнительское мастерство, являющиеся неотъемлемой частью узбекского музыкального искусства. Народные музыкальные инструменты занимают важное место в развитии музыкального искусства Узбекистана. В настоящее время историческая эволюция национальных музыкальных инструментов становится объектом ряда научных исследований, что помогает проследить особенности становления и формирования системы музыкальных инструментов, являющейся составной частью материальной культуры. Кроме того, исследование своеобразных сторон исторического развития народных инструментов поможет раскрыть особенност формирования общей музыкальной культуры узбекского народа. Поэтому в этом направлении важное значение имеет изучение вопроса исторической эволюции узбекских народных музыкальных инструментов.

Ключевые слова: музыкальный инструмент, уд, чанг, рубаб, гиджак, Абу Наср Фараби, Кайковус, Мавлоно Ахмади.

HISTORICAL EVOLUTION OF UZBEK FOLK MUSICAL

INSTRUMENTS Sharipov N.

Sharipov Nigmatjan - Acting Professor, DEPARTMENT PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: еvery day the interest in studying the history of culture and art of Uzbekistan increases. Uzbek art is distinguished by its diversity. Folk musical instruments and performing skills, which are an integral part of Uzbek musical art, are especially famous for their richness and uniqueness. Folk musical instruments occupy an important place in the development of musical art in Uzbekistan. Currently, the historical evolution of the national music becomes the object of several scientific studies that helps you will see features of development and formation of the system of musical instruments, which are part of material culture. In addition, the study of the peculiar aspects of the historical development of folk instruments will help to reveal the features of the formation of a common musical culture of the Uzbek people. Therefore, in this direction, it is important to study the historical evolution of Uzbek folk musical instruments.

Keywords: musical instrument, ud, chang, rubab, gidjak, Abu Nasr Farabi, Kaikovus, Mawlono Ahmadi.

УДК 78.075

В изучении вопроса исторической эволюции узбекских народных музыкальных инструментов занимает важное место письменные источники. На основе данных этих источников можно подчеркнуть, что период средневековья занимает важное место в эволюции народных музыкальных инструментов.

Трактат «Китоб ал-мусикий ал-кабир» («Большая книга музыки») Абу Насра Фараби (X век) является первым древним источником, в котором имеются сведения о народных музыкальных инструментах. В произведении приводятся следующие народные музыкальные инструменты [1]:

Таблица 1. Сведения о народных музыкальных инструментах (Абу Насра Фараби)

1 Даф (Доира) 7. Маъзиф (наподобии арфы)

2 Жалжал (колокол, колокольчик) 8. Рубоб

3 Табл (ударный) 9. Мизмар (духовой инструмент)

4 Санж (плоские камушки) 10. Сурнай

5 Уд 11. Най

6 Танбур 12. Шохруд (муз. инстр. наподобии арфы)

Из этого следует, что уже в Х веке бытовали на практике своеобразные виды узбекских народных музыкальных инструментов. Абу Наср Фараби классифицирует их на основе двух принципов:

1) сравнительно недолго звучащие инструменты;

2) инструменты, имеющие долгое звучание [2].

С точки зрения музыкальной теории эти приципы являются правильными, на их основе определяются насколько совершенен инструмент и качество звучания. В связи с этим, узбекский народ исторически обладал комплексом музыкальных инструментов, которые отвечали этим требованиям. Вышесказанное показывает, что узбекское музыкальное искусство, в том числе бытующие в настоящее время свыше двадцати узбекские народные музыкальные инструменты имеют историческую основу.

Музыкальные инструменты маъзиф, мизмар и шохруд, о которых упоминает Абу Наср Фараби, в наше время не используются широко на практике. Но наличие их в развитии национального музыкального искусства показывает об историческом престиже нашей музыкальной инструментальной системы в развитии истории мировой музыкальной материальной культуры. Вместе с тем в настоящее время ставится задача их восстановления с использованием современных технологий. В этом смысле обращает на себя внимание следующие выкладки Абу Насра Фараби об инструменте шохруд: «Одним из музыкальных инструментов, изображающий человеческий голос это шохруд. Музыкальный инструмент не был известен раньше, он создан недавно. Его создал в 306 году хиджри (в 919 год по новому стилю) в Самарканде Абулайс ибн Ахвас и поскольку этот инструмент обладал высокими возможностями звучания, за короткое время он стал очень популярным. После этого его привезли в Ирак и в Багдаде инструмент имел большую славу. Музыканты завезли инструмент в Египет и Сирию (Фараби приводит чертеж этого инструмента с корпусом, напоминающим арфу). Высокий звук этого музыкального инструмента обеспечивается звуковым объемом в четыре октавы. Звуковые интервалы образуются в средней части инструмента» [3]. В этом смысле можно с уверенностью подчеркнуть, что музыкальный инструмент шохруд, начиная с Х века, прочно вошел в обиход народов Востока.

Унсурмаони Кайковус (XI век) в своем произведении «Кабусноме» приводит сведения еще об одном национальном музыкальном инструменте руд. Этот народный музыкальный инструмент «имел четыре струны» и Кайковус даже видит в этих струнах «четыре природные начала человека - тепло, холод, сухость и влагу» [4]. Можно установить, что в XI веке музыкальный инструмент руд вместе с танбуром «широко применялись во время специальных сходах (концертах) [4]. Позже, Дарвеш Али Чанги (XVII век) в своем произведении «Рисолаи мусики» («Книга о музыке») говорит, что музыкальный инструмент руд был создан прославленным поэтом Абдуллох Рудаки (X век) и он сам же был искусным исполнителем на этом

инструменте [5]. Если принять и это сведение, то музыкальный инструмент руд наряду с другими национальными музыкальными инструментами широко использовался в течении XI - XVII веков.

Один из поэтов мыслителей Мавлоно Ахмади (XV век) в своем произведении «Созлар мунозараси» («Спор музыкальных инструментов») приводит сведения о широком применении следующих народных музыкальных инструментов в исполнительстве макомов [6]:

Таблица 2. Сведения о широком применении следующих народных музыкальных инструментов в исполнительстве макомов (Мавлоно Ахмади)

1. Танбур 5. Ётугон (во время исполнения музыкальный инструмент держится на коленях исполнителя)

2. Уд 6. Рубаб

3. Чанг 7. Гиджак

4. Кобуз 8. Кунгура (Однострунный инструмент на подобии танбура)

Если обратить внимание, то можно определить, что бытовавшие в старину музыкальные инструменты как чанг, кобуз, ётугон, гиджак и кунгура в XV веке снова вернулись в сферу народного музыкального исполнительства. Из источников нам известно, что музыкальные инструменты уд, чанг, рубаб и гиджак в XV веке широко использовались на профессиональных концертах, проводимых во дворцах правителей.

Исторические сведения об узбекских народных музыкальных инструментов в XVII веке можно встретить и в других исторических письменных источниках. Дарвеш Али Чанги-Бухори в своей книге «Рисолаи мусики» («Книга о музыке») пишет о популярности народных музыкальных инструментов и дает им характеристику [5]:

Таблица 3. Характеристика народных музыкальных инструментов (Дарвеш Али Чанги-Бухори)

1. Танбур 9. Кубуз

2. Чанг 10. Гиджак

3. Най 11. Шамома (духовой музыкальный инструмент (сибизга))

4. ^онун 12. Най абнон (духовой музыкальный инструмент из кожи)

5. Уд 13. Чагона (музыкальный инструмент наподобие Уд)

6. Борбат (семиструнный музыкальный инструмент наподобие Канун) 14. Рухавзо (шестиструнный музыкальный инструмент наподобие Рубаб)

7. Рубаб 15. Кунгула

8. Руд 16. Арганун (музыкальный инструмент наподобие Арфы)

Эти сведения являются уникальными и они дают все основания предполагать, что данные народные музыкальные инструменты были в широком применении. Потому что в произведениях мыслителей того времени как Мухаммадниез Нишоти (XVIII век), Мухаммадризо Огахи (XIX век) говорится об этих музыкальных инструментах. Даже в стихах Боборахима Машраба (XVIII век) встречается характеристика музыкального инструмента сетор (трехструнный музыкальный инструмент наподобии танбура, исполняется смычком).

Таким образом, мы можем увидеть, что узбекские народные музыкальные инструменты в своей исторической эволюции имеют три важных аспекта: во первых, существовали много самых разных и имеющих своеобразные звучания музыкальные инструменты; во вторых, создавались новые музыкальные инструменты в соответствии с требованиями времени и совершенствовались уже имеющиеся музыкальные инструменты; в третьих, все имеющиеся музыкальные инструменты использовались в музыкальном исполнительстве.

Таблица 4. Узбекские народные музыкальные инструменты, бытовавшие вX -XIX веках

№ Название музыкального инструмента Вид

1. Доира Ударный

2. Жалжал Ударный

3. Табл Ударный

4. Санж Ударный

5. Уд Струнно-плектрный

6. Танбур Струнно-плектрный

7. Маъзиф Струнно-щипковый

8. Рубаб Струнно- плектрный

9. Мизмар Духовой

10. Сурнай Духовой

11. Най Духовой

12. Шохруд Струнно-щипковый

13. Руд Струнно-щипковый

14. Чанг Струнно-ударный

15. Кубуз Струнно-щипковый

16. Ётугон Ударный

17. Гиджак Струнно-смычковый

18. Кунгула Струнно-щипковый

19. Конун Струнно-щипковый

20. Шамома Духовой

21. Найи абнон Духовой

22. Рухавзо Струнно-щипковый

23. Чагона Струнно-щипковый

24. Аргинун Струнно-щипковый

25. Сетор Струнно-щипковый

Список литературы /References

1. Фараби Абу Наср. Трактаты о музыке и поэзии. Алма-Ата, 1992.

2. Матякубов О. Фараби об основах музыки. Ташкент, 1986.

3. Фараби Абу Наср. Большая книга музыки. // Друкеева А. Музыкальная философия Абу Наср аль-Фараби. Алма-Ата, 2002. Приложение. С. 146-221.

4. Кайковус. Кобуснома. Ташкент, 2006.

5. Семенов А. Среднеазиатский трактат о музыке Дервиша Али (XVII в.). Ташкент, 1946.

6. Ахмади М. Созлар мунозараси. // Муборак мактублар. Тексты. Ташкент, 1987. С. 262-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.