УНИКАЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА Хайдаралиева Д.Э. Email: [email protected]
Хайдаралиева Дурдона Эркиновна - старший преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена истории развития музыкального инструментария на Востоке. Освещаются источники и первые сведения о музыкальных инструментах в трактатах средневековых ученых. Рассмотрено историческое развитие и модификация народных инструментов. Освещается деятельность «Музея национальных инструментов" при Государственной консерваториии Узбекистана. Музыкальные экспонаты и их значение. Национальная культура и духовные ценности каждого народа определяются, прежде всего, наличием многовековых традиций и обрядов, вместе с тем определяются богатством исполнительской культуры, вбирающей в себя широкий арсенал народного музыкального инструментария. В этом смысле существующие испокон веков на Востоке музыкальные инструменты представлены в широком разнообразии как по типу своего строения, так и по богатству исполнительских возможностей.
Ключевые слова: Восток, музыкальный инструментарий, мастера, Петросянц, Зуфаров, традиции, национальный музей, экспонаты, Тамараханум, Шарк тароналари.
UNIQUE EXHIBITS MUSIC INSTRUMENT TO STATE CONSERVATORY
OF UZBEKISTAN Khaidaralieva D^.
Khaidaralieva Durdona Erkinovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the history of the development of musical instruments in the East. Sources and first information about musical instruments in treatises of average market scientists are highlighted. The historical development and modification of folk instruments is considered. The activity of the Museum of National Instruments at the State Conservatory of Uzbekistan is highlighted. Musical exhibits and their meaning.
The national culture and spiritual values of each people are determined primarily by the presence of centuries-old traditions and rituals, but at the same time they are determined by the richness of the performing culture that incorporates a wide arsenal of folk musical instruments. In this sense, musical instruments that have been existing for centuries in the East are presented in a wide variety both in terms of the type of their structure and the richness ofperforming abilities.
Keywords: East, musical instruments, masters, Petrosyants, Zufarov, traditions, national museum, exhibits, Tamarakhanum, Shark taronalari.
УДК 078
Известный в истории как Учитель Соний ученый Востока Абу Наср Мухдммад ал-Фаробий в своём трактате о музыке "Китобул муси;о ал-Кабир" («Большая книга о музыке») говоря о жизни на земле указывает на зарождение различных музыкальных звуков, изучение которого легло в основу его вышеуказанного трактата. Как указывает учёный, зарождению национальных музыкальных инструментов во многом способствовали певческие голоса, как основополагающий фактор, являясь источником для дальнейшего развития и модификации инструментария.
О музыкальных инструментах свидетельствуют многочисленные археологические находки, проведенные на территории современного Узбекистана, а также, наскальные рисунки с барельефов древних сооружений и храмов, изображения, высеченные на предметах домашней утвари и изделиях из серебра. Женщина, держащая в руке музыкальный инструмент, внешне напоминающий лютню (уд), музыканты, играющие на рубабе, говорят о наличии музыкального исполнительства раннего периода. Великие предки Абу Наср Фаробий в своей "Большой книге о музыке", Ибн Сино в "Книге исцеления", Ал-Хоразмий в книге "Ключ знаний" оставили нам ценнейшие сведения о народных музыкальных инструментах. Среди мнгогочисленного
количества народных инструментов узбеков - дутар, танбур, кабуз, гиджак, дойра и рубаб в своей традициоооной форме бережно сохранялись мастерами, исполнителями, переходя из рук в руки и на протяжении многих столетий в первоначальном и изменённом видах дошли до наших времён. В миниатюрах XV-XV[ века, а также в рукописях исследователей Китая сохранились важнейшие сведения о музыкальных инструменнах Среднего Азии.
Музыкальный инструментарий узбеков по праву считается одним из самых богатых и древних [1, 15]. Естественно, что по ходу своего исторического развития они видоизменялись и претерпевали трасформацию. Известно что в XIX веке среди музыкантов, исследовавших музыкальную культуру Востока, был и музыковед, дирижёр военного оркестра, скрипач Август Эйхгорн. Именно
A.Ф. Эйхгорн в 1870 году соберёт две большие коллекции узбекских музыкальных инструментов которые впоследствии будут выставлены на международных выставках в Вене, Петербурге и в Москве. В 1919 году при Народной Консерватории в Узбекистане под руководством
B.А. Успенского была организованна группа по изучению узбекских музыкальных инструментов, дело которых было продолжено в стенах института музыки и хореографии города Самарканда в 1928 году под пристальным руководством Н.Н. Миронова.
В 30-40 годах прошлого столетия в целях расширения богатства тембровых красок, исполнительского диапазона музыкальных инструментов в регионе ведётся активная работа по реконструированию музыкальных инструментов. Эта колоссальный по масштабу труд был реализован Ашотом Ивановичем Петросянцем, в экспериментальной лаборатории которого трудились ведущие музыкальные мастера Узбекистана, среди которых Уста Усмон Зуфаров, Шорахим Шоумаров, С.Е. Диденко, В.А. Романченко. Лаборатория, помимо создания и реконструкции музыкального инструментария, поставила перед собой задачу сохранения богатого арсенала народного музыкального инструментария а также научное исследование генезиза, развития и эволюции современного национального инструментария. Была создана лабораторная мастерская, и на основе сбора многолетней коллекции В.А. Успенского, вбирающей в себя почти 800 экспонатов музыкального инструментария открыт музей "Народных музыкальных инструментов" Там помимо традиционных и новых модификаций музыкальных инструментов хранились и образцы инструментария других народов.
Как известно, в 2002 году первый Президент Республик Узбекистан И.А. Каримов подарил музыкальной общественности новое здание Государственной консерватории Узбекистана. Для молодого поколения студентов, обучающихся в консерватории, и широкой общественности в целях знакомства с богатством национально наследия узбекского искусства и её многовековой традиций был создан музей "Национальных инструментов". Сегодня в данном музее хранятся образцы исторически древних музыкальных инструментов.
Данный музей ведёт свою деятельность под руководством кандидата искусствоведения, профессора ГКУз Озоды Ташматовой. В лабораториии "Национальных инструментов" активно работают группа мастеров таких как Хасан Мухитдинов, Олимхужа Мелихужаев, Бахтиёр Иноятов, Азамат Исломов, Хамиджон Рахметов, Акбархожа Мелиходжаев которые ведут свои активные творческие поиски по усовершенствованию народного музыкального инструментария.
В музее "Национальных инструменов" хранятся разновидности ная (духового инструмента) сделанные из дерева, меди, железа а также буломон, кушнай, сурнай, деревянные и медные карнаи. Также в арсенале хранятся созданные в 1946 году ведущим мастером по изготовлению музыкальных инструментов в Узбекистане Усмоном Зуфаровым хроматический вид чанга, чанг прима, чанг пикколо, чанг тенор и чанг бас, разновидности семейства рубаба, дутара и танбура. Данные экспонаты в ретроспективном ракурсе выставлены на витринах музея научной сотрудницей музея Гулчехрой Эргашевой.
Помимо традиционных музыкальных интструментов в музее хранятся Ташкетский рубаб, рубаб "Тамараханум"1, различные эксперементальные подвиды рубаба, а также созданный мастером Усмон Зуфаров традиционный дутар с изображением соловья, его эсперементальные большие дутары, а также инструменты династии Зуфаровых, дутар мастера Тухтамурода Зуфарова, семейство разновидностей дутара [2, 45] мастера Хирожиддин Мухиддинова (Хошимжонова).
Среди редких экспонатов музея также особое место занимает танбур великого узбекского поэта и драматурга Хамзы Хакимзады Ниязи на которых он в своё время сочинял свои музыкальные творения. Особое место среди экспонатов занимают музыкальные инструменты вышедшие к данному моменту из музыкальной практики но особенно широко использованные
1 Рубаб Тамарахоним назван в честь народной танцовщицы Тамары Петросовой. Строение корпуса а в особенности колки инструмента развернутые в разные стороны внешне напоминают танцующий образ девушки.
в музыке прошлых столетий такие ударные инструменты как даф, дойра и большие ногара. На протяжении веков сопровождавшие большие военные шествия и парады музыкальный духовой инструмент востока карнай, изготовленные из дерева и меди по достоинству занимают центральное место среди всех экспонатов. Данный инструмент сегодня широко применяется на практике больших народных торжеств, саилях, свадебных торжествах, праздниках государственного масштаба как "Навруз" и чествование праздника "Независимости", звуки и фанфары которых создают атмосферу приподнятого торжества.
Среди смычковых инструментов в музее хранятся и экспонаты предназначенные для учеников музыкальных школ, образцы корпуса данных инструментов которых изготовлены из природного сырца как ореховый кокос или тыква.
Как было сказано выше, в музее также уделено отдельное место экспонатам народов мира. Древний город Самарканд под сводами куполов которого в два года проводится международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" и даёт возможность почитателям и ценителям музыкального искусства соприкоснуться наряду с национальной музыкой с произведениями и исполнительской культурой других музыкальных культур.
Примечательно, что иногда гости столицы в качестве памятных подарков оставляют в дар музею "Национальных инструментов" свои музыкальные инструменты которые в дальнейшем представили данную часть экспонатов музея. Это японские "кото", корейсские "к;аёк;ум" и "чанго", китайская "шанза", монгольская "моринхур", "иочен", "хучир" "дамара" а также среди них есть и американская "банжо", индийский "сетар", "табла" и "соранг" , русская домбра и балалайки, азербайджанские "даф"ы, "камонча" и "тар", армянские "дудук", "доул", уйгурские "дутар", "рубаб", "сафоил" и другие. Они привлекают зрителей музея не только особенностями строения, звукоизвлечения данных инструментов, но прежде всего своими национальными чертами, выраженными в красоте и дизайне работы мастеров.
Когда посещаешь музей "Национальных инструментов" на какое то мгновение переносишься в прошую историческую эпоху и воочью осязаешь присутствие рядом именитых певцов и инструменталистов, мастеров чьи руки создавали эти музыкальные драгоценные экспонаты. "Созданные в качестве эксперементов творческие образцы музыкального инструментария остаются до сегодняшнего дня образцовыми эталономи мастерского наследия.
Радует то, что передающиеся из поколения в поколение, бережно хранимые традиции и секреты изготовления музыкальных инструментов и богатые исполнительские возможности национального инструментария уже сегодня представлены достойной сменой молодого поколения узбекских мастеров.
Список литературы / References
1. Одилов А. Узбек хал; чолгулари ижрочилик тарихи. Т. "Укцтувчи", 1995.
2. ХоджаеваР. Дуторим созим маним. Т., 1998.