И С К У С С Т В О В Е
Д
Е Н И
Е
Е.З. Асланова
ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГРУЗИИ
В статье рассматривается роль Христианства в развитии национальной музыкальной культуры Грузии. Культура Грузии представляет собой синтез ближневосточных, европейских и местных традиций. Рассматриваются истоки становления в Средние века в Грузии, основные процветающие науки философия и историография, поэзия и искусство, национальная архитектура, астрономия и другие отрасли знания. Образование в Грузии и его древние традиции. Значение Средневековых монастырей и академий во времена иностранного гнета. Наличие многовековой истории музыкальной культуры Грузии, дошедшие до наших дней. Приведены имена навсегда вошедшие в историю грузинской культуры. Композиторы, музыканты, певцы.
Ключевые слова: Христианство, Грузия, Сакартв^ло, грузинский фольклор, история, музыкальная культура.
Грузия - ( груз. Ъб^бАотзд^го ) Сакартвело, или страна Грузин, в прямом переводе - одна из древнейших стран мира, с уникальной музыкальной культурой, основой которой является многоголосное пение, разнообразное и удивительно красивое. Песенная и танцевальная музыка Грузии вызывает восторг у слушателей и является интересным объектом изучения для исследователей и истинных ценителей. Страна с такой богатой историей, безусловно, пережила различные периоды, как расцвета, так и борьбы, и сумела
© Е.З. Асланова, 2022.
не только сохранить самобытность своей культуры, но и развить ее и сделать еще богаче. Танец, песня и музыка переплетаются и создают удивительно красивую картину.
Традиционная грузинская музыкальная культура это, прежде всего песенное творчество. Народная музыка выросла из духовных песнопений, передавалась из поколения в поколение и была частью всех сфер жизни людей. Песнями сопровождали работу, охоту, свадьбу, исторические или героические события, танцы и развлечения.
Многие слышали о грузинских застольях, а возможно и присутствовали на них. На протяжении всей истории страны, праздники сопровождались многолюдными застольями, и на сегодняшний день эта традиция сохранилась. Более того, существует определенный «сценарий» поведения участников.
У каждой группы свои традиции, диалект и в том числе особенности проведения застолья. Но всех их объединяет неповторимая атмосфера создаваемая участниками праздника, которая, прежде всего, достигается при помощи музыки и песен. Можно смело утверждать, что в Грузии поет каждый второй и очень многие способны на ходу раскладывать песни на голоса, как профессиональные музыканты, так и любители. Если Вы гость в грузинской семье, то можете не сомневаться в том, что хозяева не только угостят Вас самым лучшим, что есть в доме, но и подарят Вам массу положительных эмоций.
В статье Российского Этнографического музея, посвященной грузинам отмечено, что еще в древности сложился определенный порядок проведения застолья. Например, пиршества у грузин - хевсур неразрывно были связаны с культом воина, а участники делились на две группы: старших называли мета-сени (чашедержатели), а молодых зедамдегни (стоя прислуживающие). Старшее поколение занимало места во главе стола, а молодежь располагалась в его конце. Присутствовавшие должны были произвести ряд действий: общую молитву мужчин, поминовение погибших воинов, ритуальное пение.
Грузия - это страна расположенная в центральной и западной части Закавказья, на стыке Средиземноморья и нагорий передней Азии, что обусловило разнообразие природных условий и богатство флоры и фауны. Более того, все это обеспечило формирование уникальных культурных традиций, языковых и музыкальных диалектов. Каждый уголок по-своему интересен, но все эти различия не разрывают общую картину, а наоборот сливаются в единое самобытное целое.
История Грузии уходит вглубь веков, на протяжении которых неоднократно приходилось отстаивать независимость страны в войнах с иноземными захватчиками, но, несмотря на всевозможные влияния извне, грузинский народ сумел сохранить свою самобытность.
Существуют различные мнения о точном времени зарождения грузинского фольклора. Известен интересный факт, что при раскопках древней могилы (XV - XIII в.в.до н.э.) в 1938 году в Грузии был найден древний музыкальный инструмент саламури, сделанный из маленькой кости.
Территория, которую занимает современная Грузия, имеет очень выгодное географическое положение и на протяжении всей истории страны была лакомым кусочком для иноземных захватчиков. Эта небольшая гористая территория между Черным и Каспийским морями перенесла множество воин, но, не смотря на свои сравнительно маленькие размеры, проявила стойкость. Часть территории, безусловно, сохранить не удалось, но гораздо важнее то, что страна смогла уберечь свое культурное наследие и по сей день является одной из самых ярких представительниц мировой культуры.
Культура Запада и культура Востока здесь пересеклись, но вылились в нечто совершенно новое и самобытное.
Следует выделить определенные этапы истории Грузии. В далеком X веке несколько грузинских княжеств объединились в одно единое государство, которое просуществовало не так уж долго, три века. Спустя несколько веков, уже в XVIII веке они вновь смогли объединиться, а после, большинство из них вошло в состав Российской Империи.
На западе современной Грузии еще в VIII веке до н. э. жили греки. Из Турции, спустя несколько веков, на восток Грузии пришли анталийские племена, которые ассимилировались с местным населением. Вскоре, здесь образовалось Иберийское государство, просуществовавшее не очень долго Между V и III веками до н.э. эти территории захватывали разные империи. В 189 году до н.э. римское войско победило здесь войско селевкидов, в результате чего было образовано Армянское государство. Правители этой империи смогли завоевать много территорий от Каспийского моря до центра современной Турции. Грузинские княжества также вошли в состав Армянского государства. (28)
Можно коротко выделить основные этапы истории страны. В VI веке до н.э. Грузия называлось Колхидским царством, в ГУ-Ш веках до н.э. стала Иберией. Спустя некоторое время, с начала VI века - до начала X века страна находилась под властью иранских Сасанидов, Византии и Арабского халифата. (6)
Мы видим, что республика, расположенная на стыке Европейского и Азиатского континентов, постоянно находилось под натиском иностранных завоевателей, но , несмотря на это, грузинский народ не переставал развивать свою культуру и смог сохранить ее до нашего времени.
До XI века страна находилась в разрозненном состоянии. И только в эпоху правления Давида IV Ахмашенебели (Строителя), из династии Багратиони (груз. IV, Davit IV Aghmashenebeli), произошло объединение грузинских княжеств в единое централизованное государство. Он правил Грузией с 1089 - 1125 год, и смог удачно провести и внешнюю и внутреннюю политику в стране. Нам важно также отметить, что в этот период не только наладилась политическая обстановка в стране, но и произошли важные изменения в культурной жизни.
Рядом с Кутаиси был создан Гелатский Монастырь при котором существовала Академия, куда набирались богословы, философы, переводчики и филологи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы - главное строение ансамбля. (29)
12 августа 1122 года в результате крупнейшего сражения грузинской истории турки были разбиты и был освобожден Тбилиси. Именно с этого момента начался «золотой век» Грузинской истории. Царю Давиду удалось восстановить независимость Грузии от сельджуков и создать постоянное войско.
Давид Ахмашенебели был одним из самых значимых правителей Грузии, но кроме него следует выделить, возможно самую популярную фигуру в истории страны, Царицу Тамару (около 60х годов XII века-1207 год). Именно с ней, в полной мере, связывают «Золотой Век» в истории Грузии. (9)
В ее царствование Грузия добилась больших военно-политических успехов. Как замечено в статье Алексея Мухранова, не смотря на такую историческую значимость, в истории жизни Царицы Тамары много неизвестного. Например, не известен точно год рождения, год смерти, неизвестен год знаменитой битвы при Басиани, в которой грузинское войско под предводительством Давида Сослана, мужа царицы, одержало блестящую победу над войском султана Рукн-ад-дина. Предположительно она произошла в 1202 году. Она смогла укрепить страну изнутри, и сделать ее сильной.
В эпоху ее правления, наряду с расцветом литературы, архитектуры, изобразительного искусства высокого развития достигает светская музыка. Оды и поэмы грузинских поэтов Руставели, Шавтели, Чахрукадзе и др. исполнялись певцами под аккомпанемент различных инструментов. Получают распространение инструменты и вокально-инструментальные ансамбли, приобретают популярность профессиональные музыканты-певцы, так называемые мутрибы и мгосани. (34)
Грузинская церковь причислила ее к лику святых. Все это, безусловно, было большим достижением, но не менее важно, то, что ею было создано множество памятников искусства. Один из них, роскошный дворец Вардзия, высеченный в скалах недалеко от Ахалцихе, вмещающий в себя до 360 покоев. Этот пещерный монастырский комплекс расположен на юге Грузии. В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Следует также подчеркнуть, что во временя правления Царицы Тамары была написана, одна из наиболее известных поэм Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Шота Руставели писал :
«.. .Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит.
Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит?
Косы царственной — агаты, ярче лалов жар ланит.
Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.
Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!
Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то.
Мне пером была тростинка, тушью — озеро агата.
Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата.»
Говоря о наиболее важных фигурах в истории Грузии, важно отметить еще одно имя- Царь Иберии (Картли) Вахтанг I Горгасал. (год рождения неизвестен - умер в 502 году). Он боролся за централизацию государственной власти и вел длительную борьбу с сасанидским Ираном за независимость Картли. Он был прозван персами Горгасалом - «Волчьей головой» за то, что носил шлем с ее изображением и был убит в бою с персами. (18)
Именно он основал Тбилиси в V веке и перенес столицу из древней Мцхеты в этот город. Легенда о возникновении города Тбилиси гласит, что во время охоты царь ранил фазана, но птица, припав к горячему источнику - исцелилась и улетела. Царь строит цитадель и город на землях, которые были заселены людьми уже 6000 лет.
Название Тбилиси означает «теплый» и напоминает о наличии в городе тёплых серных источников.
За заслуги перед страной, после смерти, он был возведен в ранг Святых. О святом Вахтанге слагали легенды, в которых воспеты его мудрость, красота, мужество, доблесть и необычайная смелость. Враги с ужасом отступали перед ним. Ростом был 2м 40 см, «Необычайно красивый лицом, он мог неутомимо биться в бою. Облачённый в доспехи, во всеоружии, мог взвалить себе на плечи боевого коня и пешим ходом подняться из города (Мцхета) в Армазскую крепость, мог на бегу догнать оленя и скрутить его». В
то же время долгими молитвами и ночными бодрствованиями, раздачей милостыни нищим праведно служил пред Богом. Памятник Горгасали, расположенный в живописном месте старого Тбилиси - на скале над рекой, перед храмом Метехи, является ярким символом Тбилиси. (30) Существует также Орден Вах-танга Горгасала, государственная награда Грузии, которая вручается военнослужащим армии и полиции. Грузинский народ создал множество песен и стихов в его честь.
Великие правители, иноземные завоеватели, многочисленные войны - все это, на протяжении многих веков, формировало облик страны и ее характер. Но ничто так не отражает истинную суть Грузии, как ее музыка.
Ключ к пониманию грузинской культуры лежит в музыке грузинского народа. Основой всего является древнее грузинское песнопение. В раннем периоде более простое, в позднем, более сложное. Всем народным песням характерно многоголосие. Для грузинского многоголосия характерны особая голосовая техника пения на три голоса. Это важный фактор, определяющий высокий уровень древне - грузинской музыкальной культуры. Многоголосие используется и в церковном пении и в фольклоре.
Грузинская традиционная музыкальная культура, как народная, так и духовная, - это, прежде всего певческое искусство изумительной красоты.
В статье посвященной грузинской музыке в энциклопедии Бельканто, отмечено, что исторические документы VIII и IV вв. до н. э. повествуют о трудовых, походных и хороводных песнях. К древности относятся также песни величания, поминальные, заклинательные, обращения к солнцу, духам предков и многие другие, отражающие пережитки древнеязыческой музыкальной культуры и носящие следы аграрных и обрядовых функций. Разносторонне представлено грузинское поэтико-песенное творчество в репертуаре странствующих певцов-сказителей - мествире, которые были одновременно поэтами, певцами, композиторами-импровизаторами, исполнителями на волынке. (31)
Но наиболее важным событием для музыкальной культуры Грузии стало принятие Христианства, после чего в стране начала формироваться церковная музыка.
Грузия одна из первых стран, принявших Христианство в качестве государственной религии (337 г. н.э.). Центр Грузинской Православной церкви находится в Сионском Кафедральном Соборе в г. Тбилиси.
Изначально грузинское пение существовало как народное, но после принятия Христианства стало церковным песнопением.
В 337 в Грузии устанавливается христианская религия. С 5 в. в церковных школах пение вводится как предмет обучения, а в обиход церковной службы входят грузинские церковные песнопения; с 9 в. богослужение всецело происходит на грузинском языке. В монастырях Грузии (Гелати, Икалто) и в грузинских центрах за пределами страны (в Иерусалиме, на Синае, Афоне, Чёрной горе - в Сирии; Петрицони -в Болгарии) открываются духовные академии, ставшие рассадниками национальной музыкальной культуры. Организуются различные хоры, вокальные ансамбли (гунды, даси, мцкобри). Происходит систематизация гласов, разрабатывается система музыкального письма, составляются сборник духовных песнопений. Развивается творческая и научная деятельность песнопевцев, гимнографов (мгалобелт ухуцеси), теоретиков, композиторов (хеловант мтавари), дирижёров (лодбари) - Г. и Е. Мтацминдели, И. Минчхи, Г. Мерчули, католикоса Иоанна. Виднейшее место среди них занимал Миккел Модрекили, составивший сборник "Иадгари" (978-988), куда, кроме собственных произведений, он внёс напевы ирмосов и гимны древних авторов, записанные знаками музыкального письма. Именно он в 988 году составил первый сборник грузинских духовных песнопений, тексты снабдил знаками специальной грузинской нотации. Известен также рукописный сборник "Алавердские дзлиспири" (ирмосы). Один из крупнейших представителей грузинской философской школы Иоанэ Петрици (11-12 вв.) сообщил в своём труде о трёх голосах - мзхар (высокий), жир (второй), бан (бас), составляющих грузинскую гармонию.(31)
Важно отметить еще одно имя. Сулхан Саба Орбелиани (1658-1725 г.г.), великий грузинский просветитель, философ, гуманист, лексикограф, писатель, переводчик, государственный деятель, дипломат.
Сулхан-Саба является автором сборника басен и новелл «О мудрости вымысла» («О мудрости лжи»). В нём автор развивает идеи просвещенного абсолютизма, резко осуждая феодальную разобщенность общества. В его произведениях оформился новогрузинский литературный язык. Им был составлен «Толковый словарь грузинского языка», по сей день не потерявший своего научного значения. Сулхан-Саба обработал также известный сборник восточных басен «Калила и Димна». (29)
В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.
В IV веке в Грузию пришла святая Нино Каппадокийская. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси, и присоединившись к группе людей, направлявшихся во Мцхета на
ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Нино стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Она избавила от недугов царицу Нану и главу магов.
Однажды царь Мириан отправился на охоту. Неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла и царь сбился с пути. Царь стал взывать к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся и царь уверовал в бога Нино. На следующий день царь и Нино отправили к Кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строительство церкви в царском саду.
Место для строительства храма было выбрано святой Нино. Здесь был захоронен хитон Христа (рубашка, в которую был одет Иисус Христос во время распятия на кресте). При распятии в Иерусалиме находились два еврея из Грузии: Элиоз Мцхетели и Лонгиноз Карснели. Именно Элиоз привез хитон Христа во Мцхету. Первым, кто встретил Элиоза в Мцхете, была его сестра Сидония. Она приняла от него хитон, прижала к своей груди и тотчас умерла. Ее похоронили вместе с хитоном. На этом месте построили первый, деревянный храм - Светицховели. Слово "свети-цховели" значит «живой столп». Живым он назван потому, что во время строительства храма случилось чудо. Из ели, выросшей на могиле Сидонии, был сделан столп, который никак не могли установить на нужном месте. Всю ночь святая Нино молилась, а утром с неба спустился юноша, вознес столп в небо и затем столп сам опустился на свое место.
Главой картлийской церкви стал Иоанэ, посланный византийским императором Константином в Картли вместе с двумя священниками и тремя дьяками.
По поводу датировки христианизации Картли ученые высказывают различные мнения. Иванэ Джавахишвили считает, что это произошло приблизительно в 337 году. Грузинская церковь и часть исследователей сходятся во мнении, что объявление христианства государственной религией в Картлийском царстве произошло в 326 году. Царь Мириан и царица Нана были причислены к лику святых, и днем их поминовения признано 1(14) октября.
Что же касается Эгриси, то здесь христианство к 325 году уже было широко распространено, поскольку в Бичвинте существовало епископство. Бичвинтский епископ Стратофил присутствовал на первом Вселенском церковном соборе в Никее. (21)
Итак, Грузия, являясь древнейшим Православным государством, обладает великой традицией духовной музыки. Эта традиция сохранилась как жизненная часть национальной идентичности.
Обрядовые и духовные песнопения в грузинской музыке это пример отдельной, особой формы западно-христианской музыки: полифонического хорового наследия Республики Грузия. Духовная музыка обращается в самую внутреннюю часть личности, это путь к соединению с наиболее глубоким источником существования. Повторяющиеся распевы и ритмы в духовной музыке создают притяжение, уводящее слушателя прочь от незначительных беспокойств и груза проблем. Кроме того, духовная музыка создаёт животворящий орнамент, объединяющий тело и душу. Грузия имеет великую и высокопрофессиональную традицию многоголосного хорового пения. Фольклорные и церковные песни являются нераздельной частью сокровищницы грузинской культуры, и Грузия по достоинству гордится этим. (32)
Безусловно, принятие христианства имело важные последствия для царей Картли. Во-первых, оно укрепляло их союз с Римской империей, где также победило христианство, против персов, во-вторых, развязывало царям руки в борьбе за подавление жречества, обладавшего обширными земельными владениями и огромными богатствами.
Церковная музыка совершенно отчетливо происходит из Византии, она более медленная и спокойная, чем обычная, а гармонии и мелодии ее ближе друг к другу и соединяются в ровном ритме. Гимны поются очень эмоционально, голоса накладываются друг на друга, создавая долгие подвижные гармонии, как если бы певцы не дышали. Уникальная средневековая традиция грузинских православных песнопений чудом сохранилась в манускриптах с X в. В начале XX в. это все начали переводить в традиционные западные ноты. Песнопения возникли, когда византийские священные тексты в IX и X вв. перевели на грузинский язык в Палестине и на горе Афон. Этим занимались грузинские монахи-богословы, среди которых были Георги Мтацминдели и Григол Ханцтели. (33)
Грузинские духовные песнопения достигли высшей ступени своего развития в Х-Х1 веках и являются замечательным памятником грузинской музыки. В 1Х веке существовало учение о церковном пении, которое называлось «наукой о изучении голосов», а в Х веке в церквах и монастырях существовала должность руководителя церковного хора. Тогда же появились книги по гимнографии и сборники по песнопению церковных хоралов. Грузинские духовные песнопения являются замечательным памятником грузинской музыки. В высшей степени развития они достигли в X-XI веках.
По мнению академика Иванэ Джавахишвили учение о церковном пении существовало намного раньше и называлось «наукой об изучении голоса». Во всех церквах и монастырях Грузии огромное внимание уделялось искусству хорового пения. Особые места занимают хоралы. Духовная музыка существенно отличается от фольклорной более мягкой манерой исполнения.
В X веке в церквах и монастырях существовала должность руководителя церковного хора. В тот же период появились книги по гимнографии. Сборники церковных хоралов X и XI веков сохранили для нас имена таких гимнографов как: Гиоргий Мтацминдели, Эфреми Мцире, Иоанне Мтбэвари, Микаэл Модрэкили и других. Они не только переводили хоралы с греческого, но и сами сочиняли.
Надо отметить еще одного грузинского представителя грузинской музыкальной школы Иоанне Пет-риции (XI-XIIвв.), который в своём труде говорил о трех голосах, составляющих грузинскую гармонию:
Мзхари-(высокий) Жири - (второй) Бани - (бас)
Особое внимание привлекает музыкальный термин «Бани», обозначающий название нижнего голоса в музыке многоголосного склада, являясь гармонической основой. Не является солирующим голосом, выступает не отдельно, а с каким - ни будь другим голосом, ведущий мелодическую линию. Но особенность термина «бани» заключается в том, что он определяет не только вокальное, но и инструментальное сопровождение. (поддерживает, сопровождает мелодию). Особенность термина «бани» и его важная функция это поддерживание и сопровождение мелодии. Там где наличествуют «бани», там обязательно имеет место, по меньшей мере, еще один голос. Тому свидетельство «Книга царств» из Библии (XI век), в 14 главе в которой сказано: Давид играл под аккомпанемент органа. Это доказательство того, что в XI веке грузины имели представление об аккомпанирующей роли «бани», подтверждает существования многоголосия в грузинской музыке (по крайне мере двухголосия).
Христианство в Грузию пришло из Византии в IV веке. Оттуда же был заимствован весь церковный ритуал. Богослужение некоторое время совершалось на греческом языке греческими священниками, исполнявшими тексты церковных песнопений на греческие напевы. Но грузинский народ, имея с древнейших времен свою высокую материальную и духовную культуру, а также свои музыкальные традиции, не мог примириться с чуждыми грузинскому песенному творчеству мелодиями и вел борьбу за создание своих церковных песнопений на базе собственной музыкальной практики.
Христианство позволила укрепить и обогатить культуру Грузии. Особенностью грузинского христианства является то, что в нем в гармоническом единстве слились церковная и светская культуры.
И, несмотря на различия в наименовании (церковное — «галоба» и светское — «симгера»), с чёткой ясностью ощущается общность в музыкальном мышлении на основе веры и духовности. С чисто музыкальной же точки зрения, одной из значительнейших черт этой взаимосвязи явилось характерное для грузинского музыкального мышления многоголосие. (10)1
Говоря о Христианства в Грузии, важно отметить, что первым и главным храмом в стране является Светицховели (ЪздфозЬгозд^о). Название его переводится как "животворящий столб". Свети (&А^уоБ5зЪ- это столб, а Цховели (360635^0) - живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь. Храм в современном виде существует с 1010 года.
У этого Храма есть интересная история создания. Он находится в городе Мцхета, расположенном в нескольких километрах севернее Тбилиси.
Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же ее посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: "Видение твое означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков". Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени. Изображение грузинских святых и сам столб по центру можно обнаружить почти в каждом храме. Главное внутри - это сам Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма, правее центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. (Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I). (34)
Музыка является неотъемлемой частью жизни грузинского народа, и отражением его души. Народная музыка существует более 1500 лет и за свою многовековую историю, не только устояла перед многочисленными влияниями извне, но и смогла укрепиться и сформировать свое аутентичное звучание. Типичным для Грузии является пение на три голоса.
Грузинская полифоническая традиция вероятнее всего старее, чем сама Западная Европа, и она характеризуется особенными вокальными приёмами и использованием очень близко расположенных друг к
1 Грузинские церковные песнопения. Традиции и современность. Д. Шуглиашвили (Тбилиси, ТГК).
другу тонов. Музыка и песни передавались от поколения к поколению непосредственно через живую певческую традицию. Преимущественно пением в Грузии занимаются мужчины. Типичная грузинская песня - это трёхголосная мужская "а капелла".Полифоническое пение занимает самое естественное место в социальной жизни Грузии, как на праздниках, так и в трудах. (35)
Грузия пережила различные периоды, и упадка и подъема, как и другие государства. И культура страны также менялась со временем. Но одним из самых значимых толчков в развитии музыкальной культуры Грузии было принятие Христианства в 337 году н.э.
Безусловно, мы также особенно выделяем периоды правления Царицы Тамары, Давида Ахмашене-бели и Вахтанга I Горгосала. V, XI и XII века были временем наибольшего расцвета страны. Развивалась культура, наука, страна добилась больших военно-политических успехов.
Грузия является одной из первых стран принявших Христианство в качестве государственной религии, но к другим религиям там относятся особенно терпимо. В самом центре старого Тбилиси (на Мей-дане) находятся Грузинская Православная церковь, Армянская Апостольская церковь, Синагога и мусульманская мечеть.
Древнейшие из сохранившихся в Грузии памятников архитектуры относятся к 1 тысячелетию до нашей эры - 1 веку нашей эры. Это акрополь в Мцхете, царская резиденция в Армазисхеви. Образцами грузинской архитектуры раннего средневековья служат город-крепость Уджарма (V века), городища с крепостями Накалакеви, Шорапани и Сканда, храмы в Картли (V-VI веков). (32)
Говоря о культуре страны во времена ее расцвета, важно отметить и более ранние периоды. Первые религиозные верования и представления зародились еще в эпоху палеолита и с развитием общества приняли окончательно сформированный вид. Каждая отдельная община, род, племя поклонялись своему божеству, причем, постепенно устанавливалось почитание божеств по принципу «высший-низший». Высшими божествами у грузин были луна, солнце и звезды. Луна представлялась в образе мужчины, солнце в виде женщины. Эти представления отражены в древнейшем стихотворении, дошедшем до нас на мегрельском языке: «Солнце - мать моя, Луна - отец мой, а звезды - сёстры и братья мои». (7)
Мегрельский язык относится к кавказским языкам. И выше упомянутое стихотворение говорит о том, что язык этот пришел из глубокой древности. Самоназвание отзоот88бАотзд^т&оЪ ЪбЬд^о, margaluri nina) — язык мегрелов, один изкартвельских языков северо-западной Грузии. Примерное число говорящих — 650 тысяч человек. (17)
Существуют различные мнения о происхождении мегрельского языка. Многие склонны утверждать, что это диалект грузинского, а не язык. Можно предположить, что нежелание признать мегрельский языком имеет политическую основу, поскольку существует мнение, что это может подорвать единство страны. Нам важно отметить то, что этот язык является своего рода одной из особенностей Грузии. Он существует в устной форме и в основном используется как средство устного общения. В качестве основного литературного и письменного языка используется грузинский, которым владеет подавляющее большинство носителей. Культура и быт мегрелов заслуживают особого внимания. Одни из самых знаменитых блюд готовят именно в Самегрело. Такие как бажа, пхали и мегрелький хачапури. Музыкальная культура также очень интересна и красива. Мегрельские любовные, бытовые, шуточные трёхголосные песни привлекают внимание изяществом, лиризмом, плавностью, прозрачностью фактуры.
Возвращаясь к теме религии и ее влияния на культуру страны следует отметить, что в конце IV века и начале III века до нашей эры обосновавшийся во Мцхете Азо воздвиг два идола: Гаци и Га. Напротив Мцхета на высокой горе, близ могилы легендарного этнарха Картлоса грузинский царь Фарнаваз воздвиг скульптуру главного божества Картли - Армази. Этим цель проводимой им религиозной реформы была достигнута - единое высшее божество служило делу объединения всей страны.
Колхида и Картлийское царство имели тесные связи с греческим миром, Римом и близлежащими восточными странами. Эти связи оказали большое влияние на культурное развитие Грузии.
О грузинской культуре того времени в основном можно судить по материалам археологических раскопок. На высоком уровне развития находилась архитектура. Об этом свидетельствует большое количество городов: Мцхета, Уплисцихе, Урбниси, Кутаиа, Родополис, Фазис, Диоскурия, Питиунт. Это были красивые города с мощеными камнем улицами, центральными площадями, дворцами, храмами и банями, жилыми зданиями и др. строениями. Баня была не только санитарно-гигиеническим учреждением. Она служила в этот период и местом, где собиралась общественность для развлечений и отдыха. Особо следует отметить городище, раскопанное на территории поселка Вани. Здесь обнаружены остатки различных строений, хорошо спланированные улицы, храмы и т. д. Уникальным памятником древности является высеченный в скале город - Уплисцихе. Построить такой город была в состоянии лишь экономически сильная страна, имеющая высококвалифицированных строителей, владеющих искусством строительного дела. (7)
Музыка развивалась неразрывно с еще одним достоянием Грузии, с народными танцами, чья история насчитывает много столетий. Проследить историю развития танца возможно с помощью археологических находок, которые помогают в полной мере оценить многообразие и древность танцевального наследия Грузии. В одной из статей, посвященных грузинским танцам, отмечен тот факт, что при раскопках было найдено множество глиняных женских фигур. Данные фигурки представляют собой по одной версии неких божеств или же хранителей домашнего очага. При этом все они танцуют. Вообще, в период идолопоклонничества в Грузии практиковали обрядовые танцы, которые должны были расположить идолов к человеку. Наверное, именно поэтому, и фигурки были изображены в танцевальных позах. Они являются отличным материалом для изучения эстетических вкусов того времени, а также для отслеживания времени появления того или иного танцевального движения или даже всего танца. Благодаря ним мы можем с точностью утверждать, что уже во времена палеолита на территории страны существовали обрядовые пляски. (36)
Поскольку музыка и танец существуют неразрывно, можно предположить, что в глубокой древности вместе с обрядовыми танцами существовала и музыка, в той или иной форме.
О точном времени зарождения музыкального фольклора в Грузии существуют разные мнения, но можно утверждать, что музыкальная культура зародилась и начала свое постепенно развитие еще в древности.
Свидетельством богатства грузинской традиционной музыки является народная песня, которая в каждом уголке Грузии имеет свой лад, свои особенности. Однако предпочтение везде отдают многоголосному пению.
Главным культурным богатством каждого народа, освящённого Христианством, являются сокровища, созданные в лоне этой веры. Исторически заметной особенностью грузинского христианства является то, что в нём в гармоническом единстве слились церковная и светская культуры. Несмотря на иерархическое различие, жизнь духовного и светского человека была обусловлена православной верой, что и являлось причиной этого единства. Такое сосуществование духовенства и мирян напоминает взаимосвязь между грузинским церковным и народным песенным творчеством. (10)
Что касается светской музыки, высокого развития она достигает в XII веке, наряду с расцветом литературы, архитектуры и изобразительного искусства, в эпоху правления Царицы Тамары.
Оды и поэмы грузинских поэтов Руставели, Шавтели, Чахрукадзе и др. исполнялись певцами под аккомпанемент различных инструментов. Получают распространение инстр. и вок.-инстр. ансамбли, приобретают популярность проф. музыканты-певцы, т. н. мутрибы и мгосани. (31)
За этим последовал тяжелый период с XIII - XVII века. Грузинские территории постоянно подвергались завоевательным походам со стороны монголо-татар, османской Турции и сефевидского Ирана. В таких условиях, развитие национальной культуры было затруднено. Многие культурные ценности погибли.
В состоянии тяжелого политического и социально-экономического застоя Грузия находилась почти до конца XVIII века.
На протяжении многих веков грузинский народ создал весьма богатую разнообразную музыку, то грозная и гневная, то скорбная, то радостная и торжествующая, она олицетворяет собой душу народа, его жизнь, думы и чаянья. Грузинская народная музыка оригинальна и самобытна, ее характерной особенностью является многоголосие. (7)
Именно народная музыка позволяет в полной мере понять культуру страны и прочувствовать атмосферу Грузии. Грузинскую полифонию в полной мере можно считать древнейшей в мире. Благодаря верности своим корням, знаменитая грузинская народная музыка сохранилась до наших дней и, более того, остается актуальной и продолжает развиваться вместе с современными тенденциями музыкального мира.
Благодаря усилиям духовных семинарий и академий, грузинское пение распространяется по всей Грузии и за ее пределами. Фольклорные песни являются неотделимой частью сокровищницы грузинской культуры. Интерес к грузинской народной музыке не угасает, а возрастает. На протяжении многих лет народные песни собирались и записывались. Это актуально и сегодня.
Новый подъем культуры и искусства начинается в XVIII веке.
В возрождении светской музыки принимали участие выдающиеся поэты и певцы Бесики и Саят-Нова, общественные деятели и учёные, среди которых был Сулхан Саба Орбелиани (автор грузинского словаря, в котором значительное место уделено грузинской музыкальной терминологии), общественный деятель и учёный Иоанн Багратиони. Большое место уделяется музыкальному искусству в духовных семинариях (в Телави, Тбилиси), певческих школах при церквах Метехи, Сиони, Кашвети, Анчисхати, Ка-лоубани и Некреси. Глава грузинской церкви католикос Антони воспитал сотни певцов, распространявших церковное пение. (31)
Наряду с церковной музыкой развивалась и мирская музыкальная культура. В XVIII веке, как и в предшествующие века, основными очагами просвещения и культуры Грузии являлись церкви, монастыри, царский двор, дворцы и крепости отдельных феодалов. При дворе царя Ираклия II, нам встречаются известные поэты, певцы и музыканты, такие как - Бесики, Сайатнова, Мачабели и другие. Царь Кахетии Ираклий II правил страной в XVIII веке и уделял большое внимание просвещению.
В 1755 году царь открыл в Тбилиси во дворе Анчисхатского монастыря Духовную семинарию, во главе которой встал Филипе Каитмазашвили. В семинарии преподавали: грамматику, литературу, логику, пение, физику, математику. В 1758 году была открыта семинария в Телави, которая в 1782 году была переделана в философскую семинарию. (7)
Бесарион - Габашвили - Бесики (1750-1791 г.г.), известен нам, как поэт, но он был также известным певцом и большим знатоком музыкальных инструментов таких как - «Сазис» и «Тарис». Сайатнова (17121795 гг.), поэт, владеющий тремя языками. Стихи и песни он создавал на армянском, грузинском и азербайджанском языках. Мелодичная сторона его песен была, как и у Бесики, пронизана городским а конкретно Тбилисским колоритом и является неотъемлемой частью грузинской народной музыки. Сайатнова является типичным представителем ашугской поэзии. В XIX веке, в источниках грузинской литературы, появилось новое направление - романтизм. Романтики с интересом и уважением относились к народному искусству. Грузинские романтики не только исполняли народные лирические песни, но также под их влиянием сами писали стихи и музыку. (38)
Говоря о музыке, следует также отметить существующие народные музыкальные инструменты. Издревле известны грузинские народные музыкальные инструменты:
духовые - ствири (дудка), най (разновидность свирели), буки и квироствири (разновидность трубы), саквири (сигнальный рог), гудаствири (волынка);
струнные щипковые - чанги (арфа), кнари (тип лиры), пандури, чунгури (тип лютни);
струнные смычковые - чианури, чунири;
ударные - бобгани, дабдаби, думбо, доли ( барабаны).
Струнные инструменты являются преимущественно аккомпанирующими сольным и ансамблевым песням.
В начале XIX века, кроме оркестра, в Грузии получили распространение музыкальные соло инструменты, в частности: кларнет, флейта, скрипка, гитара, виолончель и фортепиано.
Присоединение Грузии к России (1801) сыграло историческую роль в жизни грузинского народа. Коренной перелом происходит и в области музыкального искусства. Устанавливаются постоянные связи с русской и европейской музыкальной культурами. Тбилиси становится центром музыкального просвещения не только Грузии, но и всего Закавказья. С 20-х гг. 19 в. в аристократических салонах процветает музыкальное искусство. К этому же периоду относится начало публичных выступлений членов кружков любителей музыки, знакомивших грузинскую общественность с русской и западноевроп. музыкой. В 1851 выступлением итальянской труппы открылся оперный театр в Тбилиси. С 1880 в нём выступала русская оперная труппа, поставившая оперы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Н. А. Римского-Корсакова и другие. Это способствовало пробуждению интереса к созданию грузинских опер. (31)
Проникновение восточной музыки тормозило развитие грузинской национальной музыки, но в начале XIX века, благодаря постепенному усилению контактов с западноевропейской музыкой, это влияние было остановлено. В этот период, грузинская музыка существовала в виде церковных песнопений и народных песен, древнейшие нотные знаки были забыты. Самобытная грузинская музыка нуждалась в национальных профессиональных музыкантах.
В 60 годах 19 века с начинается борьба за восстановление грузинского церковного пения и народных песен. А. Джамбакур- Орбелиани, Д. Мачабели, П. Умикашвили, А. Бенашвили, Епископ Александр, Д. Гамбашидзе и Илья Чавчавадзе с помощью прессы защищали честь грузинской духовной -церковной и мирской национальной музыки и выступали против лиц которые считали нецелесообразным перенос на ноты народных песен и церковных псалмов. В 1860 году в Тбилиси был основан «Комитет по восстановлению Грузинского церковного песнопения, целью которого была запись, опубликование и популяризация Грузинских Церковных Песнопений, посредством церковных хоров. Заслуга по возобновлению деятельности грузинского церковного хора в значительной степени принадлежит Р. Дзамалашвили, М. Мачавари-ани и С. Мревлишвили. (38)
На рубеже 19-20 вв. начинается история грузинского романсного и оперного творчества. Первыми образцами грузинского романсного творчества стали произведения М. А. Баланчивадзе и И. Г. Каргаре-тели, написанные в 80-90-х гг. Баланчивадзе явился также автором первой грузинской оперы "Коварная Тамара" ("Тамар Цбиери", поставлена первоначально в отрывках в 1897, Петербург). Опера Н. П. Сулха-
нишвили "Маленький кахетинец", начатая тогда же, осталась неоконченной. В 1911 была исполнена симфоническая картина "Гимн Ормузду" Аракишвили - первый образец грузинского симфонического жанра. В 1918 силами "Грузинского клуба" ставится опера Р. Гогниашвили "Кристине". В 1919 на сцене Тбилисского оперного театра впервые появляются грузинские оперы: лирическая "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили, монументальная эпическая опера-легенда "Абесалом и Этери" З. П. Палиашвили и первая национальная комическая опера "Кето и Котэ" В. И. Долидзе.
Мы видим, что в Грузии активно развивалась не только народная музыка, но и светская. Это подтверждает творчество таких ярких деятелей грузинской культуры как: поэты Бесики и Сайатнова, композиторы: Николоз Сулханишвили, Виктор Долидзе, Захарий Палиашвили, Андрей Баланчивадзе и многие другие.
Важно также отметить, что Андрей Мелитонович Баланчивадзе не только внес неоценимый вклад в развитие культуры Грузии, но и оставил после себя целую плеяду композиторов, которые были его учениками. Это А. Шаверзашвили, Ш. Милорава, Р. Лагидзе, О. Тевдорадзе, М. Давиташвили, Н. Мамиса-швили, А. Чимакадзе, Б. Квернадзе и другие. Именно он открыл многие аспекты грузинской профессиональной музыки, например, балет и фортепианные концерты. Творчество Баланчивадзе чрезвычайно разнообразно. Он написал первый грузинский балет «Сердце гор» в 1936 году. Во время ВОВ он создал первую грузинскую симфонию, в которой хотел показать не только боль войны, но и мужество людей. Крупные произведения Баланчивадзе: оперы «Арсен», «Мзия», балеты «Рубиновые звёзды», «Сердце гор», «Мцыри», 2 симфонии и симфонические картины «Карцанисский бой», «Днепр», «Море». (39)
В 1921 году, в Грузии установилась Советская власть, и условия для развития грузинской музыкальной культуры изменились. В Тбилиси открывается вторая консерватория, которая впоследствии была объединена с первой в 1924 году. Появляется общедоступная система музыкального образования. В творчестве грузинских композиторов большое развитие получает опера. Особенно следует выделить работы За-хария Палиашвили.
Он был одним из основоположников грузинской профессиональной музыки. Захарий Палиашвили является автором таких знаменитых опер как «Абесалом и Этери», «Даиси» и многих других. (6)
Опера «Даиси» является не только шедевром классической музыки, но и поистине национальным произведением музыкальной культуры Грузии.
М.Трускин, в своей статье посвященной этой опере, отмечает богатство контрастов этой музыкальной драмы. Любовно-лирические мотивы тесно переплетены здесь с народно-героическими, действие развивается на фоне колоритных жанровых сцен. Музыкальный язык насыщен интонациями и ритмами грузинской музыки, нередко композитор использует известные народные песни. Например, старинная сва-нетийская песня «Вой-ди-во», в исполнении хора богомольцев, мужественная гурийская песня «Перхули» переходит в массовый хороводный танец, стремительная пляска «лекури», походная гурийская песня-марш «Али-паша» , хоровая песня «Цангала гогона», грузинская патриотическая песня «Лашхрули», в исполнении хора воинов. (31)
Мы видим, что в этом произведении переплелись и классика и самобытная национальная музыка Грузии. Либретто было написано с использованием стихов таких выдающихся грузинских поэтов как: Шота Руставели, Николоз Бараташвили, Акаки Церетели и Важа Пшавела. Опера «Даиси» поистине является шедевром грузинской музыкальной культуры, впитавшем в себя всю красоту национальной музыки.
Грузинское музыкальное искусство продолжило свое развитие в XX и XXI веке. Автором первой грузинской комической оперы был Виктор Долидзе, написавший «Кэто и Коте».
Традиции собирания и обработок грузинских народных песен, заложенные в концеXIX в., были продолжены композиторами и музыковедами первого советского поколения - А. М. Баланчивадзе, Ш. М. Мшвелидзе, Г. И. Кокеладзе, Г. З. Чхиквадзе и др. Композиторы, выдвигающиеся в 20-е и 30-е гг., - И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Тактакишвили, И. Р. Гокиели, Ш. М. Мшвелидзе, А. М. Баланчивадзе и др. -закладывают фундамент симфонической и камерной музыки. По-разному пользуясь источниками народного творчества и традициями своих предшественников, опираясь на классическое наследие русской и западноевропейской музыки, грузинские композиторы искали пути создания национального инструментального стиля. После завершения периода национальной классической оперы ведущее положение в грузинской музыке занимает на долгое время симфонический жанр. Среди первых крупных произведений в этой области - симфоническая поэма "Гандегили" ("Отшельник", 1937) Киладзе. Симф. поэма "Звиадаури" Мшвелидзе (1940) и 1-я симфония А. М. Баланчивадзе (1944) стали классическими образцами национального симфонизма и оказали большое влияние на последующее развитие грузинской симфонической музыки. Значительное место в творчестве грузинских советских композиторов занимает музыка для детей. Среди произведений этого жанра - балет "Сокровище голубой горы" Цинцадзе (пост. 1956), фортепианные концерты А. М. Баланчивадзе, Н. Л. Мамисашвили, Д. Д. Чхеидзе, фортепианные сочинения разных форм
Т. А. Шаверзашвили (основоположницы грузинской детской музыки), В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди, Э. Г. Эксанишвили, детские песни М. Ш. Давиташвили, Г. И. Кокеладзе. (31)
Опираясь на статью о грузинской музыке, опубликованную на одном из сайтов, выделим несколько наиболее значимых фигур в истории грузинской музыкальной культуры. В XVIII во времена правления царя Ираклия II творили знаменитые поэты, певци и музыканты, такие как - Бесики, Сайатнова, Мачабели и другие.(38)
Говоря о более раннем периоду, в первую очередь следует отметить имя Михаил Модрекили - грузинский гимнограф 10 в. Инок Ошкского монастыря. Сочинял песнопения в честь святых, а также на библейские, новозаветные темы. В 978—988 составил дошедший до нас в дефектном виде громадный ноти-рованный сб. оригинальных и переводных песнопений разных авторов. Сочинения Михаила Модрекили мастерски отделаны по форме и глубоко содержательны, особенно песнопения в честь грузинских мучеников (Або Тбилели, Константина Кахи и др.), борцов против жестоких иноземных захватчиков. (8)
В период с IX - XII века появились такие имена как: Григол Хандзтели, Иоан Зосиме, Иоан Минчхи, Михаил Модрекили, Еквтиме и Григол Мтацминдели, Иоан Петридзи, Иоан Мтбевари, Эзра, Курдана, Васиий, Зосиме, Арсен Икалтоели, Монах Арсен, Каталикос Иоан, которые на протяжении трех веков внесли большой вклад в гимнографию, и церковные песнопения Грузии. С второй половины XIX века в развитии музыкальной жизни Грузии - одной из наиболее важных фигур является Саванели Харлам Иванович (1842-1890) - он является первым профессиональным певцом, педагогом и руководителем труппы. В 1874 году он основал музыкальную школу, которая сыграла важную роль не только в развитии музыкальной жизни Грузии, но и всего Закавказья, в создании музыкальной школы наряду с Саванели большую роль сыграли также К. Алиханов и А. Мизандари. В 1886 году основанная Х. Саванели музыкальная школа, была переименована в музыкальное училище, а в 1917 году - в консерваторию. Также во второй половине XIX века в музыкальной жизни Грузии важное место занимает этнографическая труппа Ладо Агниашвили (1860-1904). Разносторонний общественный деятель. Его большая заслуга, - образование "Грузинского хора". Труппа Л. Агниашвили, стала очагом образования и национальной музыки. (38)
Следует также отметить композитора Мелитона Баланчивадзе (1862-1937 гг.). Он был основоположником грузинской профессиональной музыки и двух основных жанров - романса и оперы. Он является автором оперы «Тамар Цбиери», основанную на драматической поэме Акакия Церетели.
На ряду с Мелитоном Баланчивадзе, основоположником грузинской профессиональной музыки является Дмитрий Аракишвили, который также вошел в грузинскую музыкальную историю как основоположник грузинского классического романса. Он является автором оперы «Сказание о Шота Руставели». Захария Палиашвили (1871-1933) - является центральной фигурой в первом потоке грузинских композиторов. Роль Палиашвили в грузинской музыкальной истории подробно определили еще во время его жизни: автора «Абесалома и Этери» назвали «Первым грузинским Глинкой». (38)
Сулханишвили Нико Паатович - грузинский композитор. Знаток народной песни. Мастерски владел искусством хорового письма. Его сочинения отличаются яркой национальной самобытностью. (16)
Нико Сулханишвили был композитором самоучкой, который внес в грузинскую профессиональную музыку дух национального эпоса.
И еще один знаменитый композитор - Виктор Долидзе (1890-1933). Центральное место в его творчестве занимает оперная музыка. Он написал 4 оперы - «Кето и Коте» (1919г), «Цисана» (1923г), «Леила» (1922г), «Замира», более 20 романсов, симфоническую фантазию «Ивериада», «Азербайджан», фортепианный концерт, оркестровые танцы и др. Он является первым грузинским композитором внесшим в грузинскую музыку элементы юмора, комизма и сатиры, этим он открыл новую страницу в истории её развития.
Творческая деятельность плеяды грузинских композиторов 19-20 в.в создала целую эпоху в жизни грузинской музыки. Были основаны почти все основные музыкальные жанры, созданы классические произведения этих жанров, которые способствуют дальнейшему развитию грузинской музыки.(38)
Все эти имена навсегда вошли в историю грузинской культуры. Композиторы, музыканты, певцы. Отдельно мы можем выделить, возможно наиболее яркую часть грузинской музыки, народные песни. Именно они являются истинным отражением души народа. Музыка наполняет все сферы жизни людей и сопровождает их и в радостные моменты и в тяжелые времена. Национальная грузинская музыка прошла долгий и непростой путь развития и сумела выдержать многочисленные нападки иноземных завоевателей. И сейчас, в XXI веке, мы можем наслаждаться красотой богато расцвеченной музыкальной ткани грузинских песен и музыки.
Библиографический список
1.Акопян, Л.О. Музыкальный словарь Гроува. / Л.О. Акопян // Grove Dictionary of Music and Musicians пер. с англ. Практика, 2001, -1095 -1096 с.- Georgia -ISBN 5- 89816-032- 9 - Текст: непосредственный.
2.Аргун, А.Х. Тото Аджапуа / Алексей Аргун. - Издание 2- е, доп. - Нальчик : Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 2008. -197, с. : - ISBN 978-5-88195-943- 2 - Текст: непосредственный.
3.Аракишвили, Д.И. О грузинской духовной народной музыке с приложением напевов на литургии св. Иоанна Златоустого у грузин Тифлисской губернии / Д.И. Аракишвили. - Тбилиси, 1940, - 201 с. - Текст: непосредственный.
4.Ипполитов - Иванов, М.М. Грузинская народная песня и ее современное состояние. / М.М. Ипполитов- Иванов. - Москва : типо- лит. т- ва И.Н. Кушнерев и К°, 1895. - 16 с. - Текст: непосредственный.
5.Кочев, Н. Творчество Святого Патриарха Евфимия и русские жития XVI века / Н. Кочев // Тысячелетие Крещения Руси: Междунар. церк.- ист. конф. Киев, 21- 28 июля 1986 г.- Изд. Моск. Патриархии, 1988.- С. 217; - Текст: непосредственный.
6.Лордкипанидзе, М.Д. История Грузии. / М.Д. Лордкипанидзе. - Тбилиси : Мецниереба, 1974. - 209 с.- Т. 1. - Текст: непосредственный.
ХАБИБУЛЛИНА АЛЬБИНА АЙРАТОВНА - магистрант Института современного искусства, Россия