Научная статья на тему 'О СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ'

О СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ / С. В. РАХМАНИНОВ / А. МИЗАНДАРИ / ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / МУЗЕЙ ТБИЛИССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ ВАНО САРАДЖИШВИЛИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баркалая Нино Оттовна

Цель исследования - определить исторический контекст и направленность музыкального образования в Грузии. В статье указывается на важнейшую роль великих русских композиторов и исполнителей Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Рахманинова, Н. Н. Черепнина и др. в истории создания Тбилисской государственной консерватории. Научная новизна исследования заключается в презентации и анализе практически неизвестных в России фактов и уникальных фотоматериалов, рассказывающих о музыкальной жизни Грузии конца XIX - начала XX века. В результате доказано, что культурное взаимопроникновение Грузии и России является случаем уникального межкультурного симбиоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION IN GEORGIA

The article considers the following issues: historical context and the basic trends of musical education development in Georgia. The paper emphasizes the important role of the outstanding Russian composers and performers (N. G. Rubinstein, P. I. Tchaikovsky, M. M. Ippolitov-Ivanov, S. V. Rachmaninoff, N. N. Tcherepnin and others) in Tbilisi State Conservatoire formation. Scientific originality of the study lies in the fact that the author introduces new factual material and unique photo materials on musical life in Georgia at the turn of the XIX-XX centuries into scientific circulation. As a result, it is proved that cultural cooperation of Georgia and Russia is a unique example of intercultural symbiosis.

Текст научной работы на тему «О СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ»

ИЗДДТЕЛЬСТ

Í фатою

Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 8. С. 1687-1697 | 2021. Volume 14. Issue 8. P. 1687-1697

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

О становлении профессионального музыкального образования в Грузии

Баркалая Н. О.

Аннотация. Цель исследования - определить исторический контекст и направленность музыкального образования в Грузии. В статье указывается на важнейшую роль великих русских композиторов и исполнителей Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Рахманинова, Н. Н. Черепнина и др. в истории создания Тбилисской государственной консерватории. Научная новизна исследования заключается в презентации и анализе практически неизвестных в России фактов и уникальных фотоматериалов, рассказывающих о музыкальной жизни Грузии конца XIX -начала XX века. В результате доказано, что культурное взаимопроникновение Грузии и России является случаем уникального межкультурного симбиоза.

EN

Formation of Professional Musical Education in Georgia

Barkalaya N. O.

Abstract. The article considers the following issues: historical context and the basic trends of musical education development in Georgia. The paper emphasizes the important role of the outstanding Russian composers and performers (N. G. Rubinstein, P. I. Tchaikovsky, M. M. Ippolitov-Ivanov, S. V. Rachmaninoff N. N. Tcherepnin and others) in Tbilisi State Conservatoire formation. Scientific originality of the study lies in the fact that the author introduces new factual material and unique photo materials on musical life in Georgia at the turn of the XIX-XX centuries into scientific circulation. As a result, it is proved that cultural cooperation of Georgia and Russia is a unique example of intercultural symbiosis.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена значительным влиянием русской композиторской и исполнительской школы в лице её крупнейших представителей на становление и формирование профессионального музыкального образования в Грузии. Для осмысления приводимых исторических фактов в статье указываются следующие основные материалы: фотоматериалы артефактов и реликвий, связанных с деятельностью русских музыкантов в Тифлисе и Тбилисской консерватории, любезно предоставленные руководством консерватории и её музеем, и перечень источников. В статье применяются следующие методы исследования: метод сравнительного рассмотрения фактологического материала с их последующим установлением в логическом порядке. Статья основана на архивных материалах музея Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили.

Теоретической базой исследования является книга грузинского музыковеда Арчила Мшвелидзе «Очерки по истории развития музыкального образования в Грузии» [11]. В связи с поставленной целью - написание краткого очерка о состоянии музыкального образования в Грузии в названный период - были поставлены следующие задачи: нахождение, подбор и анализ документальных источников и артефактов, анализ литературы на искомую тему, собственно написание статьи. Практическая значимость исследования заключается в том, что приводимые в данной статье материалы могут положить начало широкомасштабному исследованию в области русско-грузинских межкультурных связей, охватывающих не только период, рассмотренный в книге Мшвелидзе (XIX - первая половина XX века) [Там же], но и последующий временной отрезок -со второй половины XX века до наших дней.

Основная часть

История отношений музыкантов России и Грузии насчитывает почти 200 лет непрерывного сотрудничества. В ней есть славные и значимые для обеих стран и культур страницы, связанные с великими музыкантами,

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210299

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.ora/licenses/by/4.0/

как русскими, так и грузинскими. Огромна роль в формировании профессионального музыкального образования в Грузии Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и конкретно А. Рубинштейна, П. Чайковского, Н. Черепнина и С. Рахманинова. Значительный вклад был сделан М. Ипполитовым-Ивановым, посвятившим Грузии и созданию Тбилисской консерватории значительную часть своей жизни. Его супруга и соратница, выдающаяся певица Варвара Михайловна Зарудная (1857-1939) на протяжении многих лет занималась в Грузии педагогической и просветительской деятельностью.

Теме культурного взаимодействия русских и грузинских музыкантов был посвящен в свое время фундаментальный труд музыковеда Арчила Мшвелидзе [3], последовательно вышедший в 1960-х - 1970-х годах на грузинском и русском языках. Важные сведения были почерпнуты в очерках писателя и журналиста Александра Головина [2; 3], многие годы посвятившего истории Тбилиси и собравшего интереснейшие материалы, касающиеся не только событийных, но прежде всего материальных следов пребывания П. И. Чайковского [3] и Ф. М. Шаляпина в Грузии [2; 5; 14], а также известного грузинского музыковеда и более полувека профессора Тбилисской консерватории Гулбата Торадзе [13]. Приведенные здесь уникальные документальные фотоматериалы и большая часть информации любезно предоставлены директором музея Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили госпожой Мариной Чихладзе и научным сотрудником музея, госпожой Нино Хатиашвили. Несомненно, очень важную роль в научном осмыслении данного материала играют и источники, касающиеся истории Московской консерватории и Русского музыкального общества [6-10; 12]. Невозможно также обойтись в исследованиях исторического контекста без мемуарной литературы. Сведения, почерпнутые из неё, безусловно, всегда требуют тщательной проверки. Однако в случае, если «семейное предание» находит подтверждение во многих других источниках и в документальных фотоматериалах, как это происходит с воспоминаниями Н. А. Андриановой-Рядновой о пребывании С. В. Рахманинова в Грузии [1] или внучки соученицы Шаляпина по классу Дмитрия Усатова в Тифлисе Дианы Кеснер [5], то они также заслуживают упоминания. К сожалению, актуальных музыковедческих исследований на данную тему за последние годы, за исключением книги Торадзе [13], обнаружить пока не удалось.

Известно, что западноевропейская и русская музыкальные культуры начали проникать в Грузию с начала XIX века. Новизна европейского просвещения упала на благодатную почву богатых музыкальных традиций. Классическая музыка стала обязательной частью общего образования. В это время Грузия становится культурным центром Закавказья.

Бесплатные классы хорового пения, ставшие в 1874 году музыкальной школой под руководством известных грузинских музыкантов Харлампия Саванели и Алоизия Мизандари, а также выдающегося мецената Константина Алиханова (1848-1931), заложили основу грузинского профессионального музыкального образования. Именно на базе этой школы в 1883 году усилиями М. Ипполитова-Иванова было открыто Тифлисское отделение ИРМО и музыкальное училище, просуществовавшее до 1 мая 1917 года, пока на основании автономного решения художественного совета ему не был присвоен статус консерватории (см. Фото 1). С ее славной историей связаны такие музыканты, как В. Горовиц, Н. Черепнин (директор Тбилисской консерватории в 1919-1922 гг.), Г. Нейгауз, К. Игумнов, М. Юдина, Ф. Шаляпин.

Фото 1. Здание Тифлисского музыкального училища (ныне Тбилисская государственная консерватория имени Вано Сараджишвили)

Остановимся чуть подробнее и на упомянутых выше персоналиях. Харлампий Саванели (1845-1890) - певец (баритон), педагог, дирижер, музыкальный общественный деятель, был соучеником П. Чайковского в Петербургской консерватории (см. Фото 2), где в 1863-1868 гг. обучался в классе П. Репетто. В 1871 г. вернулся в Тифлис, где давал частные уроки музыки, впоследствии организовав любительский хор. Саванели также вёл хоровой класс в Тифлисском музыкальном училище.

Алоизий Мизандари (1838-1912) - пианист-виртуоз, педагог, основатель фортепианной школы Грузии (см. Фото 3). Он был учеником польского поэта и пианиста, участника Польского восстания 1830-1831 годов Леона Янишевского (1810-1861). Впоследствии был дружен с Листом, Брамсом, Венявским, Россини и другими представителями европейской культурно-художественной элиты XIX века. Школа Мизандари была

продолжена его ученицей профессором Анной Тулашвили. Традиции, заложенные этой школой, остаются актуальными для Грузии и по сей день.

Фото 2. Харлампий Саванели с ученицами

Константин Михайлович Алиханов (1848-1931) - юрист, педагог, пианист, музыкальный общественный деятель, меценат. Являлся выпускником юридического факультета Петербургского университета (1872) и знаменитого класса Теодора Лешетицкого в Петербургской консерватории. Вернувшись в Грузию, возглавил Тифлисское отделение ИРМО, а затем Кавказское общество поощрения изящных искусств.

Фото 3. Алоизий Мизандари с ученицами на уроке в Институте благородных девиц. Справа сидит -в будущем профессор Тифлисской консерватории Анна Тулашвили (педагог пианиста и профессора Московской консерватории Рудольфа Керера), вторая справа стоит - будущий профессор Тифлисской консерватории Тамара Тер-Степанова

Фёдор Шаляпин в 1892-1893 годах был учеником Дмитрия Усатова (см. Фото 4) - певца и руководителя частной вокальной школы в Тифлисе. Он фактически вывел Шаляпина на профессиональную оперную сцену и сыграл ключевую роль в его формировании как артиста. Дмитрий Андреевич Усатов (1847-1913) - русский оперный певец (тенор) и педагог. В 1873 году окончил Петербургскую консерваторию по классу пения у П. Ре-петто и К. Эверарди. Выступал в частных оперных антрепризах в различных городах России. В 1880-1889 гг. был солистом Большого театра в Москве и одним из первых певцов в России, записавших свой голос на фонограф. Оставив сцену, Усатов преподавал в Тифлисе, где у него брал уроки пения Ф. Шаляпин. С 1902 года и до конца жизни жил и преподавал в Ялте. П. Чайковский посвятил Усатову романс «Смерть» ор. 57 № 5. Впоследствии Шаляпин произнес известную фразу: «Я рожден дважды. Для жизни - в Казани, для музыки - в Тифлисе» [5; 14].

Фото 4. Памятное фото Фёдора Шаляпина

Примечателен факт, что Иосиф и Розалия Левины, как и Генрих Нейгауз и Мария Юдина, также начинали свою педагогическую деятельность в Тифлисской консерватории (см. Фото 5).

Фото 5. М. В. Юдина с учениками в Тбилисской консерватории во время Великой Отечественной войны

Приведем данные, почерпнутые из комментариев к научным материалам постоянной экспозиции музея Тбилисской консерватории. Они носят выборочный характер и только отчасти отражают ранний этап ее формирования. Подборка связана, прежде всего, с наиболее известными и значимыми для второй половины XIX и начала XX века, вплоть до открытия Тифлисской консерватории, фигурами.

При поддержке князя Иосеба Андроникашвили 19 апреля 1886 года в Тифлисском оперном театре, ныне Грузинском театре оперы и балета имени Захарии Палиашвили, состоялся концерт из сочинений П. Чайковского. В 80-90-е годы XIX века Андроникашвили принимал активное участие в музыкальной жизни, в его доме часто устраивались вечера классической музыки. Отметим, что партию 2-й скрипки на этих вечерах часто исполнял брат Петра Ильича - Анатолий Ильич Чайковский (см. Фото 6). В 1885-1891 годах А. И. Чайковский занимал ряд почетных должностей, в том числе пост вице-губернатора, а позднее он был избран членом Тифлисского отделения ИРМО.

Благодаря теплому приему грузинской общественности Петр Ильич посещал Тифлис несколько раз: в 1886, 1888, 1889 и 1890 годах. В музее хранится фото композитора с дарственной надписью: «Тифлисскому Музыкальному Обществу и Училищу на память отъ благодарного и глубоко польщенного выражениями сочувствiя. П. Чайковский, 20 Апреля 1886 Тифлисъ». Фото украшает автограф из Andante симфонии «Манфред».

Фото 6. П. И. Чайковский в Грузии. Напротив - В. М. Зарудная, рядом с ней - брат композитора А. И. Чайковский

12 августа 1891 года Антон Рубинштейн дал концерт, весь сбор от которого пошел на будущее основание здания Музыкального училища Тифлисского отделения ИРМО. Рубинштейн подарил училищу собственное фото с автографом: «Тифлисскому музыкальному училищу, А. Г. Рубинштейн 12 Августа 1891». Композитором был подарен и нотный автограф, представляющий собой часть Lento из оратории «Моисей».

Концерт, данный Рубинштейном, был благотворительным (см. Фото 7). Именно этот взнос стал первым и существенным вкладом в фонд строительства здания училища. Примечательно, что супругой Рубинштейна была обладательница незаурядных вокальных данных, ученица Полины Виардо, представительница грузинской аристократической фамилии Вера Чиковани, чем объясняется особое отношение Рубинштейна к музыкальной культуре Кавказа, а также его интерес к музыкальному фольклору и сюжетам, связанным с кавказской тематикой (в частности, в опере «Демон»).

^ Вь ПонедЪльникъ 12-го Августа 1891 г.

:ШШ ГР1ШВИЩ;

РУБИНШТЕЙНОМ!)

Д£«СХ> б-удет-ь

<

(

С

ги <

ч На образаванк' фоца для иостровн здашя »узынлышо П1- „

г .ища, сосшщли при Тяфлэосюп отдален:« ИМПЕРАТОР- >

Р 1'КА1 II Руеиаго Мрышшм Овщсстл. *

гч л л —« — » ^ л Л л

Фото 7. Афиша благотворительного концерта А. Г. Рубинштейна в Тифлисе в пользу строительства здания Тифлисского музыкального училища

Командированный ИРМО в Тифлис М. Ипполитов-Иванов, в будущем ректор Московской (1906-1922) и Тифлисской консерваторий (1924-1925), на базе уже существующей музыкальной школы (1874) организовал в 1883 году при поддержке Алоизия Мизандари, Константина Алиханова и соученика П. Чайковского по Петербургской консерватории Харлампия Саванели музыкальные классы.

Ввиду сложного материального положения и запущенности дел Ипполитов-Иванов вместе со своими грузинскими коллегами добился в 1883 году открытия Тифлисского отделения ИРМО (см. Фото 8). Училище открылось в 1886 году.

Фото 8. Памятное фото в дар Тифлисскому отделению ИРМО выдающейся пианистки, профессора Санкт-Петербургской консерватории Анны Николаевной Есиповой (1851-1914), учителя в будущем профессора Тбилисской консерватории Анастасии Давыдовны Абдушели-Вирсаладзе (1883-1968) -педагога Льва Власенко, Дмитрия Башкирова и Элисо Вирсаладзе

Вокальным классом училища начала руководить его супруга - известная оперная певица и педагог В. М. За-рудная (1857-1939, см. Фото 9), мать которой происходила из старинного грузинского княжеского рода Гарсе-ванишвили. Она выпускала дипломные спектакли и следовала в обучении новейшим методикам, разработанным к тому времени в Московской и Петербургской консерваториях, что в полной мере соответствовало чаяниям грузинской музыкальной общественности. Благодаря Зарудной и деятельности профессора Дмитрия Усатова в Общедоступном театре, в здании, где сегодня расположен Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели, 22 и 28 апреля 1891 года была поставлена опера «Демон» Рубинштейна и «Свадьба Фигаро» Моцарта.

Фото 9. В. М. Зарудная с учениками (1880-е годы)

В дальнейшем уровень студенческих спектаклей стал настолько высоким, что Ипполитов-Иванов смог ходатайствовать о присвоении училищу статуса консерватории. Знаменательный факт: именно в период

своего директорства в Тифлисе он был приглашен на должность профессора Московской консерватории, впоследствии на долгие годы став её ректором.

При деятельном участии Зарудной была заложена традиция исполнения вокальных произведений зарубежных авторов на грузинском языке. С деятельностью оперной студии Тифлисской консерватории под руководством Зарудной был тесно связан и П. И. Чайковский, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии Чайковского с педагогами класса вокала училища. В 1924-1925 годах Ипполитов-Иванов возглавил в качестве ректора уже Тбилисскую консерваторию (см. Фото 10), о присвоении статуса которой он просил ИРМО и лично императора Александра III еще в 1891 году.

Фото 10. М. М. Ипполитов-Иванов (ректор Тифлисской консерватории 1924-1925гг.) и В. М. Зарудная со студентами Тифлисской консерватории

Но лишь 30 лет спустя по его рекомендации в качестве ректора Московской консерватории, с одной стороны, и директора Петроградской консерватории А. К. Глазунова - с другой, этот статус был ей наконец присвоен, что было провозглашено документом от 1 сентября 1917 года. Незадолго до этого решением коллектива училища оно стало консерваторией 1 мая 1917 года.

С 1997 года в музее Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили находится особый экспонат - личный рояль Сергея Рахманинова, который был приобретен консерваторией в 1925 году у его бывшего владельца - мецената Стефана Мирзоева (см. Фото 11).

Фото 11. Рояль фирмы Bechstein С. В. Рахманинова в музее Тбилисской консерватории имени Вано Сараджишвили

Приобретение инструмента состоялось по инициативе выдающейся пианистки, ученицы А. Мизандари, Н. Николаева и Луи Дьемера, профессора Тбилисской консерватории Анны Ивановны Тулашвили (1874-1956) и Рихарда Керера, известного фортепианного мастера и владельца частной мастерской музыкальных инструментов, отца пианиста и профессора Московской консерватории Рудольфа Керера (1923-2013).

По воспоминаниям Анны Андриановой-Рядновой, после концерта 18 ноября 1911 года в Общедоступном театре Рахманинов вместе с коллегами-музыкантами, среди которых были Виктор Вильшау, Владимир Семи-галов, Константин Миньяр-Белоручев и супруги Евгений и Анна Рядновы, был приглашен на прием в свою честь в дом известного мецената и директора Тифлисского отделения ИРМО Стефана Мирзоева. Последнему в качестве памятной реликвии Рахманинов передал на хранение свой личный рояль фирмы Bechstein, который до того постоянно возил с собой во все концертные поездки. Поскольку транспортировка инструмента была связана с очевидными трудностями, Рахманинов решил оставить его в доме Мирзоева, ставшего впоследствии обладателем этой ценнейшей реликвии. В 1909-1912 годах Рахманинов был назначен представителем дирекции ИРМО в Тифлисе. В его обязанности входило ознакомление с положением дел местного отделения ИРМО. Наряду с административными полномочиями, он должен был заниматься активной концертной деятельностью. Однако в 1912 году Рахманинов от этого поста отказался.

В ноябре 1911 году в Тифлисе состоялись гастроли Рахманинова, которые совпали по времени с гастролями Иосифа Гофмана. Их инициатором и организатором был Адольф Швайгер, который при участии пианиста Льва Пышнова и педагогов Музыкального училища основал Первую музыкальную школу, а при ней концертное бюро. Этим концертным бюро были организованы гастроли знаменитых пианистов, в частности, кроме Рахманинова, Иосифа Гофмана и Эгона Петри (см. Фото 12).

Фото 12. Памятное фото Эгона Петри с профессорами Тифлисской консерватории, подаренное им Анне Тулашвили после концерта: 1-й справа - Константин Миньяр-Белоручев (виолончель),

2-й справа - композитор Дмитрий Аракишвили, 3-я справа - Анна Тулашвили (фортепиано), 5-я справа (рядом с Петри) - Лариса Кутателадзе (фортепиано), 1-й слева - Виктор Вильшау (скрипка), 2-й слева - Давид Гроссман (скрипка), 3-й слева - Луциан Трусковский (фортепиано), 4-я слева - Тамара Тер-Степанова (фортепиано). 1926 год

В программу концерта в Тбилисском оперном театре 14 ноября 1911 года Рахманинов включил свои сочинения: Первую фортепианную сонату, несколько прелюдий, три пьесы-фантазии из ор. 3 (Элегия, Юмореска и Полишинель). Впечатляет и программа концерта, данного 18 ноября: Увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского и собственный Третий фортепианный концерт, посвященный Иосифу Гофману. На этом историческом концерте присутствовал и сам Гофман. Концертом Чайковского дирижировал брат классика грузинской музыки Захарии Палиашвили - Иванэ. В музее Тбилисской консерватории хранится памятная фотография Рахманинова с грузинскими коллегами, сделанная во время его визита в 1911 году, и автограф фрагмента прелюдии ор. 3, подаренный им после концерта 18 ноября княгине Элизабет (Лизе) Орбелиани.

В 1913 году Рахманинов снова прибыл в Тифлис по приглашению концертного бюро Швайгера и Пышно-ва. Он вновь посетил музыкальный салон княгини Лизы (Элизабет) Орбелиани, урожденной Багратиони-Грузинской (1870-1942) - известной писательницы, переводчицы и меценатки. Её литературным псевдонимом был «Сазандари», по названию популярного на Среднем и Ближнем Востоке музыкального инструмента саза (по-грузински сазандари). В доме княгини впоследствии были собраны нотные и рукописные автографы многих известных музыкантов, включая С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, И. Гофмана, А. Боровского, Н. Николаева. Композитор был восхищен личностью княгини, которая осуществила один из первых переводов поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» на французский, а затем на английский (совместно с Маргарет Уолторп) языки. Лиза Орбелиани познакомила Рахманинова с собственным переводом лермонтовского

«Демона» и литературными сочинениями. В тот вечер в салоне княгини Орбелиани присутствовали композиторы Дмитрий Аракишвили, Захария Палиашвили, Константин Мегвенет-Ухуцеси, которые познакомили Рахманинова со своими идеями и творческими планами. Речь шла об операх Аракишвили «Слово о Шота Руставели», «Абессалом и Этери» Палиашвили (впоследствии ставшей первой грузинской оперой). Мегвенет-Ухуцеси рассказал грузинскую легенду об Амиране (грузинском Прометее), прикованном к горе Казбек.

Деятельность ученика и соратника Н. А. Римского-Корсакова, композитора и дирижера Николая Николаевича Черепнина в Грузии пришлась на годы первого независимого грузинского государства. С 1918 по 1921 год он был директором Тифлисской консерватории и внес неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры страны. Музыка Грузии нашла отражение в творчестве как Николая Николаевича, так и его сына - одного из пионеров техники композиции ХХ века - Александра Николаевича Черепнина (1899-1977), который использовал в своих сочинениях лады древнегрузинской музыки (см. Фото 13).

С первой половины XVIII века в Тифлисе действовала итальянская оперная труппа. Затем начало развиваться профессиональное европейское культурное и музыкальное образование. В XIX веке в Тифлисе существовал знаменитый салон княгини Мариам Джамбакур-Орбелиани (1852-1941) - известной меценатки, педагога и ученицы А. Г. Рубинштейна. Собрание ценнейших автографов княгини впоследствии через библиотеку консерватории попало вместе с другими документами в музей. Активная практика домашнего музицирования подготовила почву для европейского музыкального образования.

Фото 13. Слева направо: Николай Черепнин (1873-1945) с композиторами Захарией Палиашвили (1871-1933)

и Мелитоном Баланчивадзе (1862-1937)

Фото 14. Концертный зал Оперной студии Тифлисского музыкального училища (ныне Малый зал консерватории) в день торжественного открытия с исполнением кантаты Николая Николаева на слова Петра Опочинина «И песни различных народов Кавказа сольются в один гармоничный аккорд», 1904 год (Большой зал Тбилисской консерватории был открыт в 1942 году)

24 октября 1904 года был торжественно открыт Зал оперной студии Тифлисского музыкального училища (впоследствии Малый зал Тбилисской консерватории, см. Фото 14), который положил начало строительству здания Оперной студии, а в дальнейшем и всего комплекса зданий Тбилисской консерватории. Необходимо упомянуть, что здание самого Тифлисского музыкального училища было официально открыто ещё раньше -2 сентября 1893 года. Зал расположился на углу улиц Крузенштерна и Комендантской (сегодня это улицы Ла-гидзе и Грибоедова) в бывшей усадьбе генерала Журавского, где ранее располагалось отделение ИРМО. Строительство финансировали известные грузинские меценаты Константин Алиханов и братья Иван и Стефан Зубалашвили. Над интерьером зала работал известный художник-декоратор Новак. Стены и декор представлены в стиле модерн, фасад - в традициях архитектуры эпохи Ренессанса. Электрические и инженерные работы были произведены фирмой Шукерт.

На торжественном открытии Зала присутствовали почетные гости: великий князь Константин Константинович Романов, видные музыканты и члены ИРМО и Варшавского филармонического общества М. Ипполитов-Иванов, С. Танеев, Ц. Кюи, Е. Направник, К. Горский, В. Кюнер, А. Есипова, К. Игумнов, Т. Лешетицкий, Л. Ауэр и другие. В честь открытия Зала была исполнена Торжественная кантата Н. Николаева на слова П. Опочинина. Николай Николаевич Николаев стал впоследствии первым директором Тифлисской консерватории (1917-1918).

Заключение

Первоначальное ознакомление с перечисленными выше материалами и фактами позволяет прийти к следующим выводам:

1) большая их часть на сегодняшний день находится практически вне поля зрения отечественного музыкознания;

2) к большому сожалению, со второй половины 1980-х годов данная тема почти не исследовалась или исследовалась частично лишь в контексте диссертаций и статей по профилю других гуманитарных наук: культурологии, этнографии, филологии, политологии и пр.;

3) данный факт сравнительно малой исследованности деятельности русских музыкантов в Грузии объективно связан с историческим контекстом 1980-2000-х годов (распад СССР с сопутствующей потерей многих межкультурных связей в области общего и гуманитарного знания, а также «неактуальность» такого рода исследований ввиду существовавшей в данное время научной конъюнктуры и пр. Одним из немногих исключений являлась IV Международная научно-практическая конференция «Музыка в системе межкультурных коммуникаций», проведённая в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполи-това-Иванова 30 ноября 2016 года, посвящённая теме «Россия - Грузия: две культуры - один язык», в которой в качестве докладчика выступала автор настоящей статьи. Однако статьи по материалам данной конференции, к сожалению, в дальнейшем не были опубликованы);

4) однако настоящее время предоставляет, на наш взгляд, возможность более объективного рассмотрения данного сюжета в связи с накоплением эмпирического опыта последних десятилетий;

5) приведённые в настоящей статье факты и материалы указывают на то, что история отношений в сфере музыкальной культуры Грузии и России не только даёт надежду на возможность их дальнейшего развития и взаимного обогащения, но и требует тщательного собирания и анализа фактологического и документального материала с целью его фундаментального научного исследования, что является необходимым для заполнения пробелов как в историческом, так и музыкально-теоретическом и исполнительском аспектах деятельности русских и грузинских музыкантов XIX-XXI веков.

Источники | References

1. Андрианова-Ряднова Н. А. С. В. Рахманинов в Грузии [Электронный ресурс]. URL: https://senar.ru/memoirs/ Andrianova-Ryadnova/(дата обращения: 13.08.2021).

2. Головин В. Тифлис - город, оказавшийся для меня чудодейственным. Фёдор Шаляпин в Грузии. Тбилиси: Русский клуб, 2019. 23 с.

3. Головин В. Я трогаю старые стены // Русский клуб. 2014. № 2. С. 24-28.

4. Кезевадзе Т. Г. Советская фортепианная музыка Грузии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovetskaya-fortepiannaya-muzyka-gruzii-1921-1945/viewer (дата обращения: 13.08.2021).

5. Кеснер Д. Я рождён дважды: для жизни - в Казани, для музыки - в Тифлисе [Электронный ресурс]. URL: https://www.peoples.ru/art/theatre/opera/bass/fedor_shalapin/history1.html (дата обращения: 13.08.2021).

6. Меркулова Е. К 140-летию Русского музыкального общества // Информация: сборник статей / Всерос. муз. о-во. 1998. № 4. С. 41-49.

7. Московская консерватория. 1866-1966 / редкол.: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, В. В. Протопопов, А. А. Николаев. М.: Музыка, 1966. 726 с.

8. Мохначёва М. П. Русское музыкальное общество. История создания и организационное устройство // Актуальные проблемы истории русской культуры: сб. науч. трудов / АН СССР, Ин-т истории СССР; отв. ред. А. Н. Копылов. М.: Ин-т истории, 1991. С. 157-181.

9. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века / сост. Т. Н. Ливанова. М.: Советский композитор, 1972. Вып. 5. 1861-1870. Ч. 2. 608 с.

10. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века / сост. Т. Н. Ливанова. М.: Советский композитор, 1979. Вып. 6. 1871-1880. Ч. 4. 254 с.

11. Мшвелидзе А. Очерки по истории развития музыкального образования в Грузии. М.: Советский композитор, 1971. 231 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пузыревский А. И. Императорское Русское Музыкальное Общество в первые 50 лет его деятельности (1859-1909). СПб.: Типография В. Я. Мильштейна, 1909. 48 с.

13. Торадзе Г. Чайковский в Грузии. Тбилиси: Русский клуб, 2000. 32 с.

14. Урушадзе П. Тифлис-Тбилиси Дианы Кеснер // Русский клуб. 2017. № 12. С. 40-44.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Баркалая Нино Оттовна1, к. иск., доц.

1 Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Barkalaya Nino Ottovna1, PhD

1 Moscow State Tchaikovsky Conservatory

1 nina_barkalay@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 18.07.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.

Ключевые слова (keywords): П. И. Чайковский; С. В. Рахманинов; А. Мизандари; Императорское русское музыкальное общество; Музей Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили; P. I. Tchaikovsky; S. V. Rachmaninoff; A. Mizandari; Imperial Russian Musical Society; Museum of Tbilisi State Conservatoire named after Vano Sarajishvili.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.