Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

ИСТОЧНИКИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОЧНИКИ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усеев Ренат Зинурович

Источники в правоприменительной деятельности исправительных учреждений при реализации основных средств исправления осужденных достаточно многообразны. Сегодня источниками правоприменения в процессе воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы (за исключением вопросов общего и профессионального образования осужденных, их профессионального обучения, они автором не рассматриваются) выступают как нормы закона, так и подзаконные нормативно-правовые акты. Вместе с тем в отдельных случаях (социальная и психологическая работа) закон является источником правоприменительной деятельности исправительных учреждений в сфере воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы. Некоторые ведомственные нормативно-правовые акты в сфере регулирования и конкретизации отдельных элементов воспитательного воздействия в отношении осужденных нуждаются в анализе и обоснованной систематизации с учетом вида правоотношений. Отдельными неформальными источниками правоприменительной деятельности в процессе воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы выступают методические и практические рекомендации ФСИН России. Цель работы - определить основные источники правоприменительной деятельности в исправительных учреждениях в процессе воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы, показать проблемы при их применении и возможные пути решения. Методами исследования в представленной статье являются общие методы (описание, сравнение), общенаучные методы (диалектологический метод: анализ, синтез, системно-структурный метод), специальные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический). Выводы и результаты представленной работы определяются достижением ее целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усеев Ренат Зинурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS WHEN IMPLEMENTING EDUCATIONAL INFLUENCE IN RELATION TO CONVICTS TO IMPRISONMENT

Sources in the law enforcement activities of correctional institutions in the implementation of the main means of correction of convicts are quite diverse. Today, law enforcement issues in the process of educational influence in relation to convicts to imprisonment (with the exception of issues of general and vocational education of convicts, their vocational training, they are not considered by the author) are both norms of law and by-laws. At the same time, in some cases (social and psychological work), the law does not act as a source of law enforcement activities of correctional institutions in the field of educational influence in relation to convicts to imprisonment. Some departmental regulatory legal acts in the field of regulation and specification of certain elements of educational influence in relation to convicts need to be analyzed and substantiated systematization taking into account the type of legal relations. Separate informal sources of law enforcement activities in the process of educational influence in relation to convicts to imprisonment are methodological and practical recommendations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of the work is to determine the main sources of law enforcement activities in correctional institutions in the process of educational influence in relation to convicts to imprisonment, to show problems in their application and possible solutions. The research methods in the presented article are general methods (description, comparison), general scientific methods (dialectological method: analysis, synthesis, system-structural method, special methods (comparative legal, formal legal). The conclusions and results of the submitted work are determined by the achievement of its goals.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

DOI 10.37523/SUI.2022.51.5.011 УДК 343.8

Усеев Ренат Зинурович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: useev@rambler.ru

Renat Z. Useev

Candidate of Law, Associate Professor, Assistаnt Professor of the Department of Regime and Supervision in the Penal System,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: useev@rambler.ru

ИСТОЧНИКИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Аннотация. Источники в правоприменительной деятельности исправительных учреждений при реализации основных средств исправления осужденных достаточно многообразны. Сегодня источниками правоприменения в процессе воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы (за исключением вопросов общего и профессионального образования осужденных, их профессионального обучения, они автором не рассматриваются) выступают как нормы закона, так и подзаконные нормативно-правовые акты. Вместе с тем в отдельных случаях (социальная и психологическая работа) закон является источником правоприменительной деятельности исправительных учреждений в сфере воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы. Некоторые ведомственные нормативно-правовые акты в сфере регулирования и конкретизации отдельных элементов воспитательного воздействия в отношении осужденных нуждаются в анализе и обоснованной систематизации с учетом вида правоотношений. Отдельными неформальными источниками правоприменительной деятельности в процессе воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы выступают методические и практические рекомендации ФСИН России.

Цель работы - определить основные источники правоприменительной деятельности в исправительных учреждениях в процессе воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы, показать проблемы при их применении и возможные пути решения.

Методами исследования в представленной статье являются общие методы (описание, сравнение), общенаучные методы (диалектологический метод: анализ, синтез, системно-структурный метод), специальные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический).

Выводы и результаты представленной работы определяются достижением ее целей.

Ключевые слова: правоприменительная деятельность, источники, правоприменение, воспитательное воздействие, воспитательная работа, социальная работа, психологическая работа, осужденный, исправительное учреждение.

SOURCES IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS WHEN IMPLEMENTING EDUCATIONAL INFLUENCE IN RELATION TO CONVICTS TO IMPRISONMENT

Summary. Sources in the law enforcement activities of correctional institutions in the implementation of the main means of correction of convicts are quite diverse. Today, law enforcement issues in the process of educational influence in relation to convicts to imprisonment (with the exception of issues of general and vocational education of convicts, their vocational training, they are not considered by the author) are both norms of law and bylaws. At the same time, in some cases (social and psychological work), the law does not act as a source of law enforcement activities of correctional institutions in the field of educational influence in relation to convicts to imprisonment. Some departmental regulatory legal acts in the field of regulation and specification of certain elements of educational influence in relation to convicts need to be analyzed and substantiated systematization taking into account the type of legal relations. Separate informal sources of law enforcement activities in the process of educational influence in relation to convicts to imprisonment are methodological and practical recommendations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

The purpose of the work is to determine the main sources of law enforcement activities in correctional institutions in the process of educational influence in relation to convicts to imprisonment, to show problems in their application and possible solutions.

© 2022 Усеев Р. З.

The research methods in the presented article are general methods (description, comparison), general scientific methods (dialectological method: analysis, synthesis, system-structural method, special methods (comparative legal, formal legal).

The conclusions and results of the submitted work are determined by the achievement of its goals.

Keywords: law enforcement activities, sources, law enforcement, educational impact, educational work, social work, psychological work, the convict, correctional institution

В уголовно-исполнительном праве вопросы об источниках права в целом полно и досконально изучены. Научная и учебная литература на этот счет не первое десятилетие подвергает анализу существующие источники уголовно-исполнительного права, а исследовательская парадигма определила четкое понимание сущности и содержания источников уголовно-исполнительного права.

Те или иные источники уголовно-исполнительного права в целом понятны, их место в изучении рассматриваемой отрасли и науки права весьма очевидно. Вместе с тем в отношениях субъектов уголовно-исполнительного права должно осуществиться приложение норм права к жизни, такие нормы должны распространиться на различные жизненные случаи [1, с. 237], разные общественные отношения и поведение субъектов. В связи с этим достаточно актуальным и значимым представляется изучение источников уголовно-исполнительного права не столько с позиции реализации права субъектами уголовно-исполнительных правоотношений (исполнение - обязывание, использование - дозволение, соблюдение - запрет), сколько с позиции особой формы реализации права - ее применения или правоприменительной деятельности (организационное выражение применения права). Эта форма реализации права в уголовно-исполнительных правоотношениях в виде лишения свободы носит властно-государственный характер и осуществляется специально уполномоченными учреждениями - ИУ и их должностными лицами [1, с. 249].

Попробуем проанализировать источники правоприменительной деятельности ИУ применимо к реализации одного из основных средств исправления осужденных - воспитательной, социальной и психологической работы, проводимой с осужденными, и применения к ним мер дисциплинарного воздействия (далее - воспитательное воздействие).

Одним из основных источников правоприменительной деятельности ИУ в сфере воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы являются федеральные законы. Естественно основным законом в этой сфере является УИК РФ. Именно данный федеральный закон в своих материальных и процессуальных нормах определяет сущность воспитательной работы с осужденными в ИУ как элемент воспитательного воздействия на них. Кроме того, УИК РФ устанавливает основные формы и методы, а также меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, а также процедурно-субъектный аспект, связанный с применением мер дисциплинарного воздействия.

Сама воспитательная работа по своему характеру не имеет императивно-властного назначения, а строится на упреждающих началах и имеет в своей основе метод достижения поставленных перед исправлением осужденных целей, именуемый убеждением. Д. Н. Бахрах раскрывает его как использование различных разъяснительных, организационных, поощрительных мер для преобразования воли подвластных в волю властвующего [2, с. 6]. В связи с этим, как представляется, воспитательная работа с осужденными больше наполнена психолого-педагогическими мерами. Конечно же, они в силу своего содержания в меньшей степени поддаются регламентации, а имеют творческое, созидательное, а где-то и креативное начало. Поэтому правоприменение этих норм (ст. ст. 109 и 110 УИК РФ) может быть затруднено, поскольку воспитатель (например, начальник отряда) или воспитатели (сотрудники ИУ), самостоятельно подбирая формы и методы воспитательной работы с осужденными, принимает (принимают) в практическую деятельность лишь заявленные законом виды и формы воспитания. Сами практические работники, прежде всего начальники отрядов, в ходе проведенных бесед и интервьюирования отмечают тот факт, что воспитательная работа с осужденными по своей широте носит собирательный характер и состоит из множества самых различных, не имеющих предела, но имеющих позитивную основу, мероприятий и отношений.

По определению в сферу воспитательного воздействия в отношении осужденных включается социальная и психологическая работа с осужденными в ИУ. Однако правоприменение относительно этих направлений во многом осложняется отсутствием материальных норм в законе.

Несмотря на это, вопрос о включении указанных выше двух направлений деятельности ИУ в гл. 15 УИК РФ в настоящий момент не стоит. Он представлен лишь научными позициями: в 2017 г. авторский коллектив под руководством В. И. Селиверстова в разработанной Модели общей части нового УИК РФ предложил соответствующие редакции о социальной и психологической работе в отношении осужденных, проводимых учреждениями и органами УИС (ст. ст. 25, 26 Модели). Думается, что в перспективе положения об указанных направлениях работ с осужденными к лишению свободы в УИК РФ обретут соответствующее место.

К источникам правоприменительной деятельности в сфере воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными относятся ведомственные нормативно-правовые акты. Казалось бы, что все три направления регулируют ведомственные нормативно-правовые акты Минюста России. Так оно и есть. Но при анализе этих подзаконных актов становится очевидным, что они все же не в полной мере конкретизируют тот или иной вид работы с осужденными. Попробуем разобраться с этим.

Воспитательная работа с осужденными. Этот вопрос изначально строится на условной подмене понятий, когда в научных и практических кругах считается, что Положение об отряде осужденных ИУ (объявлено приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259) регулирует воспитательную работу с осужденными. На самом деле это представляется несколько ошибочным, поскольку на подзаконном уровне в чистом виде соответствующего нормативно-правового акта (во всяком случае в отношении осужденных в ИУ, кроме воспитательных колоний) об организации воспитательной работы с осужденными нет. В целом указанное выше Положение регулирует несколько иные вопросы. Его анализ показывает, что он фактически включает в себя два самостоятельных направления.

Первое направление связано с организацией структурной единицы любого ИУ - отряда осужденных к лишению свободы (как с позиции сосредоточения масс осужденных в одном месте, так и совокупности помещений в строительном плане). Здесь раскрываются вопросы о задачах отряда, его создании, распределении осужденных по отрядам, должностных лицах, руководящих отрядом, планировании работы в отряде, работе общественности в отряде (совет воспитателей отряда), обеспечения (управления, координации, контроля) отряда со стороны руководства ИУ, документации в отряде.

Второе направление. Полномочия (обязанности и права) начальника отряда, отдела воспитательной работы с осужденными в ИУ.

Иного направления в указанном выше Положении вообще нет, то есть нет самого важного и нужного - организации воспитательной работы с осужденными.

На этот счет достаточно правильным является регулирование аналогичного вопроса в воспитательных колониях, где организация воспитательной работы с осужденными (ее этапы, формы, методы и т. д.) закреплялась в отдельном приказе Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91. Сегодня в УИС это единственный вид ИУ, где основные компоненты воспитательной работы закреплены.

Социальная и психологическая работа с осужденными. Работа по соответствующим направлениям осуществляется на основе действующих не первый год приказов Минюста России, которые регламентируют деятельность социальных и психологических служб в ИУ (приказ Минюста России от 30.05.2005 № 262 и приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238). Основное содержание указанных нормативно-правовых актов - не регулирование (конкретизация) в приоритетном порядке социальной и психологической работы с осужденными в местах лишения свободы, а регламентация практической деятельности социальных и психологических подразделений ИУ. В основном эти документы раскрывают структуру подразделений, их обязанности, права и функции.

На наш взгляд, существующее положение с подзаконными нормативно-правовыми актами о воспитательной, социальной и психологической работе с осужденными не создает условий корреляции названий этих нормативов, с одной стороны, и их содержания - с другой, напротив, у правоприменителя в ИУ возникают определенные расхождения в понимании законодательства РФ и его оценке. А в теории вопроса - не соответствует духу правоприменения.

Что можно предложить для решения указанных проблем?

1. На уровне ведомственных нормативно-правовых актов разделить конкретизацию общественных отношений, которые: а) определяют порядок проведения и конкретизации общественных отношений (ориентирован на заинтересованный персонал ИУ и самих осужденных);

б) определяют организацию и полномочия правоприменителя, где отразить обязанности, права должностных лиц подразделений, а также задачи и функции подразделений (ориентирован только на заинтересованный персонал ИУ).

2. При необходимости провести систематизацию конкретизированных общественных отношений в ведомственных нормативно-правовых актах с учетом пунктов «а» и «б», указанных выше.

По нашему мнению, порядок проведения и реализации общественных отношений (п. «а») в сфере воспитательного воздействия в отношении осужденных может найти место в Правилах внутреннего распорядка ИУ (приказ Минюста России от 04.07.2022 № 110) (далее - ПВР ИУ). К примеру, проведение воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными, которые реализуются в рамках убеждающих методов влияния на последних, находят отражение в этом подзаконном акте. Любые мероприятия в ИУ подчинены его внутреннему распорядку (п. 1 ПВР ИУ). В то же время порядок проведения и реализации общественных отношений (вновь обращаемся к п. «а») может найти отражение (как альтернатива) в самостоятельном нормативно-правовом акте, но такой акт может содержать в себе еще и вопросы организации деятельности соответствующих подразделений ИУ. Схематично на примере ведомственного регулирования социальной работы с осужденными это можно представить в следующем виде (см. рис.).

Вариант I

Социальная работа с осужденными (ст. ... УИК РФ)

Пр авила внутреннего распорядка

в ИУ (раздел ... «Проведение социальной работы с осужденными к лишению свободы»)

Нормы, связанные с конкретизацией проведения социальной работы с осужденными к лишению свободы в рамках внутреннего распорядка ИУ

Положение о группе социальной защиты осужденных ИУ УИС (приказ Минюста России от ... № ...)

Нормы, связанные с организацией и полномочиями правоприменителя (обязанности, права должностных лиц, задачи и функции подразделений)

Вариант II

Социальная работа с осужденными (ст. . УИК РФ)

Положение о проведении социальной работы с осужденными к лишению свободы и группе социальной защиты осужденных ИУ УИС (приказ Минюста России от ... № ...)

Нормы, связанные с конкретизацией проведения социальной работы с осужденными к лишению свободы в рамках внутреннего распорядка ИУ и с организацией и полномочиями правоприменителя (обязанности, права должностных лиц, задачи и функции подразделений)

Рис. Ведомственное регулирование социальной работы с осужденными

Мы уже отмечали, что организация и проведение правоприменителем воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными не имеет карательной основы. Работать с осужденным в этих направлениях, значит иметь определенный творческий потенциал, идеи и возможности, которые по определению (рано или поздно) исчерпываемы. Учитывая нормативную скудность норм, прежде всего, о воспитательной работе с осужденными, своего рода неформальным источником правоприменения в рассматриваемой нами сфере могут выступать методические рекомендации (сборники методических рекомендаций). Они регулярно готовятся управлением воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России и иными подразделениями ФСИН России. Эти рекомендации, так или иначе, коррелируются с видами воспитания (нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание) и формами его проведения. В последние годы ФСИН России подготовлен широкий перечень методических рекомендаций. Среди них: Методические рекомендации по организации работы библиотек в учреждениях УИС, Методические рекомендации по формированию у осужденных патриотических чувств и гражданского сознания, Методические рекомендации по организации воспитательной работы с осужденными за преступления экстремистской и террористической направленности и т. д.

В вопросах социальной работы с осужденными похожая ситуация. Неформальным источником правоприменения также выступают методические рекомендации, затрагивающие социально-психологическую сферу осужденных (например, Методические рекомендации по организации деятельности в школе подготовки осужденных к освобождению, Методические рекомендации по организации и проведению занятий по социально-правовым вопросам с осужденными в ИУ УИС и т. д.).

Отдельно стоит остановиться на источниках правоприменительной деятельности исправительных учреждений при реализации мер дисциплинарного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы.

Сегодня в УИК РФ установлен перечень норм, определяющих содержание мер поощрения и взыскания, порядок их применения, содержание злостных нарушений режима отбывания наказания в ИУ, а также субъектный состав должностных лиц ИУ, применяющий меры поощрения и взыскания к осужденным. Однако с позиции применения процедуры дисциплинарного производства есть определенные проблемы, поскольку четкой регламентации этого вопроса в уголовно-исполнительном законодательстве РФ просто нет (ни в законе, ни в подзаконном акте). На наш взгляд, этот вопрос требует разрешения. Невозможно целый блок важных общественных отношений, связанный с назначением той или иной меры поощрения и взыскания, которые напрямую влияют на степень исправления осужденных, да и на правовой статус осужденных тоже, не оставлять без внимания как законодателя, так и Минюста России (ФСИН России).

И вновь сегодня правоприменение по этому вопросу разрешается на уровне ненормативных документов. В настоящий момент в учреждениях и органах ФСИН России (в виде указания ФСИН России от 30.09.2022 № исх-15-64817) действуют практические рекомендации, определяющие использование критериев оценки поведения осужденных к лишению свободы при применении к ним мер поощрения, а также работу дисциплинарных комиссий ИУ по вопросам перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие и применении к осужденным мер взыскания.

В этой связи с положительной стороны стоить отметить предлагаемый Минюстом России проект федерального закона (размещен 03.10.2022 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минюста России), закрепляющий ряд новелл в УИК РФ и ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так, проектом федерального закона предусматривается внесение дополнений в ст. 116 УИК РФ в виде ч. 5, согласно которой Минюст России должен будет разработать Типовое положение о дисциплинарной комиссии ИУ [3].

Таким образом, источниками в правоприменительной деятельности ИУ при реализации воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы выступают нормы закона. При этом отдельные направления деятельности ИУ в правоприменительном смысле про-бельны (социальная и психологическая работа, реализация мер дисциплинарного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы). Отсутствие четкой и самостоятельной регламентации отдельных направлений воспитательного воздействия, применяемого к осужденным (помимо инструкций и положений, адресованных заинтересованным подразделениям) ведет к тому, что неформальным источником правоприменения становятся методические (практические) рекомендации, разработанные ФСИН России. Представляется, что такие проблемы нуждаются в дальнейшем обсуждении, анализе и решении со стороны законодателя, Минюста России и ФСИН России.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

576 с.

2. Бахрах Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969. 344 с.

3. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: паспорт проекта федерального закона [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: Минюст России: офиц. сайт. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=131909 (дата обращения: 01.11.2022).

References

1. Alekseev S. S. Obshchaya teoriya prava: uchebnik [General theory of law]. Moscow, 2009, 576 p. [in Russian].

2. Bahrah D. N. Sovetskoe zakonodatel'stvo ob administrativnoj otvetstvennosti: uchebnoe posobie [Soviet legislation on administrative responsibility]. Perm, 1969, 344 p. [in Russian].

3. O vnesenii izmenenij v Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i Federal'nyj za-kon «O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij»: pasport proekta federal'nogo zakona [On Amendments to the Criminal Executive Code of the Russian Federation and the federal law «On Detention of Suspects and Accused of Committing Acts»: Passport of the draft federal law]. Federal'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov [Federal portal of draft regulatory legal acts]. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=131909 (Accessed: 01.11.2022) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.