Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ)'

ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутаков Н.Н., Метлин Д.Г.

Проводится сравнительный анализ уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере организации и проведения являющегося общим в двух государствах средства исправления осужденных к лишению свободы - воспитательной работы. Отдельно рассматривается система подзаконных нормативных актов двух государств, регулирующих сферу организации воспитательной работы с осужденными, приводится правовая оценка и делается вывод об их относительной близости. Выделяются отдельные нормы, имплементация которых в отечественное законодательство способствовала бы совершенствованию правового регулирования и эффективности исправительного процесса осужденных к лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кутаков Н.Н., Метлин Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING EDUCATIONAL WORK WITH CONSUMED TO DEPRIVAL OF FREEDOM IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS (COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL REGULATIONS)

The article provides a comparative analysis of the criminal-executive legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in the field of organizing and conducting educational work, which is a common in the two states means of correcting those sentenced to imprisonment. Separately, the system of by-laws of the two states, regulating the sphere of organizing educational work with convicts, is considered, their legal assessment is given, and a conclusion is drawn about their relative proximity. Separate norms are highlighted, the implementation of which into domestic legislation would contribute to the improvement of legal regulation and the effectiveness of the correctional process for those sentenced to imprisonment.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ)»

60

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022, № 2, с. 60-66

УДК 343.825

DOI 10.52452/19931778_2022_2_60

ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ)

© 2022 г. Н.Н. Кутаков, Д.Г. Метлин

Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

metlin_d.g@mail.ru

Поступила в редакцию 18.06.2021

Проводится сравнительный анализ уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере организации и проведения являющегося общим в двух государствах средства исправления осужденных к лишению свободы - воспитательной работы. Отдельно рассматривается система подзаконных нормативных актов двух государств, регулирующих сферу организации воспитательной работы с осужденными, приводится правовая оценка и делается вывод об их относительной близости. Выделяются отдельные нормы, имплементация которых в отечественное законодательство способствовала бы совершенствованию правового регулирования и эффективности исправительного процесса осужденных к лишению свободы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, подзаконный нормативный акт, воспитательная работа с осужденными, лишение свободы, сравнительный анализ, Российская Федерация, Республика Беларусь.

В последние годы в России произошли значительные политические, экономические, правовые и социальные преобразования. Естественно, это не могло не отразиться и на деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, огромная роль которых заключается в укреплении законности и правопорядка в процессе исполнения уголовных наказаний, а также организации и осуществлении исправительного процесса с осужденными. Вместе с тем успешное проведение реформ было бы невозможно без своевременно принятого законодательства и его последующего совершенствования.

На 2020-2022 гг. руководством Федеральной службы исполнения наказаний России (далее -ФСИН) в качестве одного из приоритетных направлений деятельности определено развитие воспитательной, социальной и психологической службы. В 2020 г. разработана и утверждена программа развития, включающая комплекс целенаправленных организационных, методических мероприятий и обосновывающая необходимость принятия новых правовых решений в указанных сферах [1]. При этом важно подчеркнуть, что в качестве одного из основных методов достижения поставленных целей предполагается активное использование научного потенциала и международного опыта, применимого для уголовно-исполнительной системы России, поскольку анализ международного за-

конодательства в сфере исполнения уголовных наказаний и результатов работы зарубежных пенитенциарных служб в настоящее время является важнейшим направлением совершенствования уголовно-исполнительного законодательства России в целом.

В этой связи наиболее целесообразным представляется анализ и изучение пенитенциарного опыта, накопленного на территории постсоветского пространства, поскольку правовые системы данных государств характеризуются множеством общих признаков, в том числе определяющих особенности нормативной составляющей национальных правовых систем, выражающейся в построении системы права, системы источников позитивного права и системы законодательства. В.Б. Шабанов и С.М. Савушкин отмечают, что одним из направлений развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является расширение контактов с пенитенциарными системами государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) [2, с. 111]. По нашему мнению, самого серьезного внимания среди них заслуживает законодательство Республики Беларусь, в том числе в целях развития межгосударственных отношений в условиях Союзного государства - Союза Беларуси и России [3].

Основной правовой формой выражения уголовно-исполнительной политики Российской Федерации и Республики Беларусь является

Уголовно-исполнительный кодекс. Если обратиться к истории, то заслуживает отдельного внимания наличие общей правовой базы в виде Модельного уголовно-исполнительного кодекса [4], который был принят в Санкт-Петербурге 2 ноября 1996 г. на восьмом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств -участников СНГ. Как следствие, данный документ был положен в основу для подготовки национальных уголовно-исполнительных кодексов входящих в состав СНГ государств и тем самым сформировал правовые основы воспитательного воздействия на осужденных. Так, 8 января 1997 г. принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) [5], а спустя три года, 11 января 2000 г. -Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее - УИК РБ) [6].

В целом уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь обладает значительным сходством. Главным образом это проявляется в постановке общей цели применения уголовного наказания в виде лишения свободы, которой является исправление осужденных, и использовании в качестве основного средства ее достижения комплексной воспитательной работы. Кроме того, характерной особенностью уголовно-исполнительного законодательства двух государств является то, что, помимо основного закона (УИК), второй, не менее важный массив нормативных правовых актов составляют подзаконные акты. На уровне подзаконных актов регулируются важнейшие вопросы уголовно-исполнительного процесса, в частности и воспитательная работа с осужденными, требования режима отбывания наказания, образование осужденных, организация труда и др.

В научной литературе под подзаконными нормативными правовыми актами уголовно-исполнительного права понимаются принятые в пределах компетенции управомоченного органа, а также в установленном законом порядке нормативные правовые акты, основанные на законе или на других вышестоящих по юридической силе подзаконных актах и предназначенные для регулирования уголовно-исполнительного процесса [7, с. 81].

Таким образом, в Российской Федерации базовым подзаконным нормативным правовым актом, регламентирующим проведение воспитательной работы с осужденными, является приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 (в ред. от 15 августа 2016 г.) «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Положение об отряде осужденных).

С уверенностью можно заявить, что на сегодняшний день данный документ занимает центральное место в системе подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок организации и осуществления воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях. Содержание норм Положения об отряде осужденных раскрывает прежде всего организационную сторону воспитательного процесса с осужденными, отбывающими лишение свободы. Так, устанавливается основное организационное звено в структуре исправительного учреждения, обеспечивающее управление исправительным процессом, - отряд осужденных, и определяется перечень возлагаемых на него задач (п. 3 данного Положения закрепляет, что отряд создается приказом исправительного учреждения с численностью наполнения осужденными в пределах 50-100 человек).

В Положении об отряде осужденных определяются полномочия основных должностных лиц исправительного учреждения, осуществляющих руководство, контроль и проведение воспитательной работы с осужденными к лишению свободы (начальник учреждения, заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, начальник отряда осужденных), устанавливается перечень учетной документации в отряде, а также порядок образования и функционирования при каждом отряде осужденных коллегиального органа - совет воспитателей отряда.

Важно отметить, что пребывание осужденных в отряде исправительного учреждения регулируется целым рядом нормативных правовых актов в различных сферах общественных отношений.

Более детально и подробно вопрос организации и осуществления воспитательного процесса представлен в отношении несовершеннолетних осужденных в Приказе Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 (в ред. от 21 июня 2016 г.) «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний». В качестве общей информации отметим, что в настоящее время в России лишение свободы отбывают 946 несовершеннолетних осужденных в 18 воспитательных колониях (далее - ВК) [8]. В соответствии с настоящей Инструкцией воспитательная работа в ВК является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к че-

ловеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной правопослушной жизни в обществе.

Особенностью организации воспитательного процесса в ВК выступает распределение осужденных в пределах одного отряда (численность наполнения - 50 человек) по отделениям с учетом индивидуально-психологических особенностей и психологической совместимости подростков, образовательного уровня, а также режимной и производственной целесообразности.

Кроме того, в содержании настоящей Инструкции, в отличие от Положения об отряде осужденных, нашли подробное описание основные направления воспитания (нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое), формы (индивидуальная, групповая и массовая) и методы воспитания осужденных к лишению свободы, а также характерные особенности их применения на разных этапах отбывания наказания в ВК.

Особое внимание в учебно-воспитательном процессе с несовершеннолетними осужденными отводится работе отдельных ее субъектов, среди которых учителя школ при ВК, родители подростков, участники общественных объединений, представители религиозных организаций, а также специально образуемые и функционирующие при ВК подразделения, такие как совет воспитателей отряда, учебно-воспитательный совет, методический кабинет, родительский комитет.

Таким образом, рассмотренные выше Положение об отряде осужденных и Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в ВК в настоящее время являются базовыми нормативными актами, закрепляющими основы организации и осуществления воспитательного процесса с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях Российской Федерации.

В Республике Беларусь подобным по значению и содержанию является Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 572 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде ареста и лишения свободы» (далее - Инструкция о порядке организации и проведения воспитательной работы). Следует подчеркнуть универсальный характер настоящего документа, поскольку он определяет порядок организации и проведения воспитательной работы с осужденными в различных видах исправительных учреждений, в том числе и в ВК.

Похожий по содержанию с российской практикой порядок организации и проведения воспитательной работы в исправительных учреждениях проявляется главным образом в работе отрядной системы содержания осужденных, предусматривающей создание организационных условий для эффективного применения комплекса средств исправления. При этом отличительной особенностью отрядной системы исправительных учреждений Республики Беларусь являются образуемые в отрядах (численность наполнения осужденными 70-80 человек) первичные коллективы осужденных (производственные бригады, отделения и др.) в целях создания условий для воспитания через коллектив и формирования благоприятного социально-психологического климата.

Ведущая роль в проведении воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях принадлежит также начальнику отряда, который проводит основную часть воспитательных мероприятий, планирует и обеспечивает участие в воспитательной работе других представителей администрации учреждения УИС, в том числе в составе совета воспитателей отряда.

По нашему мнению, значительным преимуществом содержания Инструкции о порядке организации и проведения воспитательной работы следует признать последовательное и подробное описание двух основных организационных форм проведения в виде индивидуальной (гл. 4) и коллективной (гл. 5) воспитательной работы с осужденными.

В основу индивидуальной воспитательной работы с каждым осужденным заложена разрабатываемая индивидуальная исправительная программа, ключевыми задачами которой являются общеобразовательное и культурно-гуманитарное обучение осужденного, профессиональная подготовка, формирование добросовестного отношения к труду, соблюдение правовых и нравственных норм, включение в общественную работу и другие виды полезной деятельности, преодоление криминогенных склонностей и формирование необходимых нравственно-правовых установок, определяющих правопослушное поведение в основных сферах жизнедеятельности. При этом обращает на себя внимание формулировка целей основных направлений воспитания осужденных, в числе которых, помимо аналогичных направлений в российских исправительных учреждениях, важное место занимает антинаркотическое воспитание, объектами которого выступают прежде всего лица, употреблявшие наркотические средства (п. 8).

Интерес представляет используемая в Беларуси классификация коллективных форм воспи-

тательной работы, объединенных по цели их использования и содержанию деятельности. Выделяются пять групп, а именно: информационно-разъяснительная работа, организационно-обеспечивающая работа, образовательно-просветительская работа, культурно-массовая работа, физкультурно-спортивная работа.

Важное значение имеют нашедшие отражение в Инструкции о порядке организации и проведения воспитательной работы вопросы контроля и отчетности при организации и проведении воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Так, при осуществлении контроля изучается и дается оценка организации, содержания и методического уровня воспитательной работы, проводимой должностными лицами по основным ее направлениям в масштабе учреждения УИС и в отрядном звене (п. 87). Конкретно сформированные показатели позволяют оценить результаты проводимой воспитательной работы в отношении осужденных отдельного отряда (п. 89).

Таким образом, Инструкция о порядке организации и проведения воспитательной работы представляет собой достаточно полноценный и качественный нормативный акт, закрепляющий основы воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях. И, как следствие, она может быть взята за образец аналогичного приказа уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, проект которого предполагается в соответствии с Программой развития воспитательной, социальной и психологической службы ФСИН России на 2020-2022 годы в целях совершенствования деятельности начальника отряда.

Немаловажное значение в регламентировании проведения воспитательной работы с осужденными имеет Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (в ред. от 1 апреля 2020 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Указанный документ формулирует процедурные нормы, основная задача которых заключается в уточнении механизма реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений детализируют специальный правовой статус осужденных к лишению свободы (права и обязанности осужденных), детально описывают порядок проведения в исправительных учреждениях операций режимного характера и мероприятий, составляющих основу воспитательного воздействия на осужденных. В первую очередь речь идет о мероприятиях, способствующих поддержанию

социально полезных связей осужденных в период отбывания лишения свободы (осуществление переписки, предоставление свиданий и телефонных разговоров, выезд за пределы исправительного учреждения и т.д.), а также особенностях условий и порядка отбывания некоторых мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных ст. 115 УИК РФ (водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру).

Подобным образом механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания лишения свободы, закреплен и в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Беларусь в Постановлении Министерства внутренних дел от 20 ноября 2010 г. № 174 (в ред. от 18 июля 2019 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Сравнительный анализ правил внутреннего распорядка исправительных учреждений двух государств позволяет сделать вывод о достаточной схожести используемой юридической техники в данных документах и информационного воплощения юридических предписаний в вопросах воспитательного процесса с осужденными. При этом необходимо отметить правовое решение законодателя Республики Беларусь о классификации и выделении в самостоятельный раздел документа вопросов организации воспитательной работы с осужденными и их обучения (разд. XI), а также порядка применения в отношении осужденных мер поощрения и взыскания (разд. XII).

Так, предписания раздела, регулирующего вопросы организации воспитательной работы с осужденными и их обучения, устанавливают порядок освобождения осужденных от работы в связи с обучением; порядок демонстрации кино-, видеофильмов для осужденных; организацию библиотечной работы на территории учреждений УИС; организацию художественной самодеятельности осужденных, а также закрепляют возможность работы самодеятельных организаций осужденных и оказания им психологической помощи в период отбывания наказания.

Содержание же раздела XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений Республики Беларусь определяет порядок применения и учета мер поощрения и взыскания в отношении осужденных, полномочия должностных лиц администрации, их применяющих, а также порядок водворения и условия содержания осужденных в штрафных изоляторах.

Следующим немаловажным направлением в сфере воспитательного воздействия на осуж-

денных является правовое регулирование порядка организации получения образования в период отбывания лишения свободы. В Российской Федерации данная задача на ведомственном уровне возложена на Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2016 г. № 274/1525 (в ред. от 20 декабря 2018 г.) «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы».

В Республике Беларусь правовое регулирование аналогичного направления в сфере воспитательного воздействия на осужденных, начиная с 1 сентября 2011 года, не включает подзаконных уголовно-исполнительных актов в связи с признанием утратившим силу Постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 8 сентября 2005 г. № 267/77 «Об утверждении Инструкции об организации обучения и воспитания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь». В настоящее время основными документами правового регулирования получения образования осужденными к лишению свободы являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и УИК РБ.

Однако необходимо подчеркнуть остающуюся близость содержания ключевых положений упомянутых документов двух государств в части компетенций учреждений УИС и общеобразовательных организаций, порядка их взаимодействия в сфере организации образовательного процесса, а также порядка зачисления и государственной итоговой аттестации осужденных, освоивших программы образования.

Особого внимания в уголовно-исполнительном законодательстве обоих государств заслуживает регулирование вопроса организации воспитательной работы в процессе профилактики правонарушений среди осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях. Так, Приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 (в ред. от 2 ноября 2018 г.) «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» определяет порядок организации и проведения общей и индивидуальной профилактики правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполни-

тельной системы, посредством системы профилактических мероприятий, в том числе воспитательного характера.

В рамках осуществления общей профилактики Инструкция устанавливает перечень полномочий сотрудников, в том числе воспитательных подразделений, выражающихся прежде всего в осуществлении взаимодействия с заинтересованными службами исправительных учреждений; выявлении лиц, склонных к противоправным действиям, а также фиксации противоправных действий; разработке и реализации комплекса профилактических мероприятий.

Основная роль воспитательной работы в рамках осуществления индивидуальной профилактики правонарушений заключается главным образом в осуществлении целенаправленного воспитательного воздействия на лиц, поставленных на профилактический учет, посредством проведения индивидуальных бесед, разъяснения осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий.

В исправительных учреждениях Республики Беларусь профилактика правонарушений среди осужденных также выделена в качестве одного из ключевых направлений деятельности и регламентирована приказом Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции об организации профилактического учета лиц, содержащихся в учреждениях УИС и ЛТП МВД Республики Беларусь». Данный документ содержит информацию ограниченного распространения, поэтому его сравнительный анализ в рамках данного исследования не представляется возможным.

Еще одним важным документом в системе подзаконных нормативных актов Республики Беларусь, регулирующих сферу воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, является Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 ноября 2010 г. № 353 (в ред. от 2 декабря 2019 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке аттестации осужденных к лишению свободы, Инструкции о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных к наказанию в виде лишения свободы».

Инструкция о порядке аттестации осужденных к лишению свободы определяет механизм реализации оценки степени исправления осужденных в период отбывания лишения свободы в соответствии с критериями, установленными ст. 116 УИК РБ. Степень исправления осужденных представляет собой индивидуализированную комплексную (экспертную) фиксацию уровня изменений внешних (социально-право-

вых) и внутренних (психолого-педагогических) характеристик личности осужденного через определенные промежутки времени (в период отбывания наказания), которые выступают предпосылками правомерных (неправомерных) действий и поведения, как показатели готовности (неготовности) вести правопослушный образ жизни в условиях свободы [9, с. 47-48].

Степень исправления дается осужденному на аттестационной комиссии исправительного учреждения, формируемой из представителей администрации и проводящей свои заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. При этом первая аттестация осужденного по определению степени его исправления проводится в течение месяца после отбытия осужденным к лишению свободы одной четверти срока наказания.

Оценка поведения и личности осужденного закрепляется в форме степени его исправления («ставший на путь исправления», «твердо ставший на путь исправления» и «доказавший свое исправление») и отражается в аттестации-характеристике осужденного. При этом оценка поведения осужденного осуществляется посредством анализа документов из его личного дела, проведения с ним индивидуальных бесед, наблюдения за его поведением в период отбывания наказания и отношением к труду или учебе, работе в составе самодеятельных организаций, изучения его социально полезных связей, фактов проявления осужденным полезной инициативы и иной общественно полезной деятельности, а также выполнения намерений, изложенных в его письменном обязательстве о правопослушном поведении.

В зависимости от степени исправления осужденного ему может быть изменен вид исправительного учреждения на учреждение с более мягким режимом отбывания наказания, а также лишение свободы может быть заменено более мягким наказанием или осужденный может быть освобожден от наказания условно-досрочно.

Инструкция о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных к наказанию в виде лишения свободы устанавливает порядок деятельности распространенных в пенитенциарных системах большинства стран СНГ добровольных формирований осужденных (самодеятельные организации). Возможность их формирования устанавливает ст. 108 УИК РБ и преследует цель развития полезной инициативы и самоуправления осужденных в период отбывания лишения свободы.

Необходимо отметить, что законодатель Республики Беларусь пошел по пути конструи-

рования структуры самодеятельных организаций осужденных, который предложен Модельным кодексом, а именно «...создавать советы коллективов учреждений и отрядов из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных». Таким образом, самодеятельные организации представляют собой коллективы положительно характеризующихся осужденных, как правило, объединенные в так называемые секции по различным направлениям деятельности, функционирующие как на уровне отдельных отрядов (совет отряда), так и учреждения УИС в целом (совет учреждения). Советы отрядов и учреждения создаются путем избрания их членов, секретаря совета и председателя. Таким образом, двухуровневая вертикальная структура самодеятельных организаций осужденных обеспечивает контроль совета учреждения над работой советов отрядов и секций осужденных, при этом осуществляя всяческую помощь, координацию и планирование их деятельности. Согласно настоящей Инструкции в исправительных учреждениях Республики Беларусь формируются следующие секции: секция содействия внутреннему порядку и защите прав осужденных, секция содействия организации и охране труда осужденных, секция содействия организации быта и досуга осужденных. Принятие решения о создании секции в той или иной области деятельности отнесено к полномочиям администрации исправительного учреждения.

Таким образом, все вышеперечисленные нормативные документы в совокупности образуют уровень подзаконного правового регулирования института воспитательной работы, являющегося одним из общих согласно уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь средств исправления осужденных к лишению свободы. Основная задача представленных нормативных актов состоит в теоретическом описании и детализации порядка практического применения основных положения статей главы «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» Уголовно-исполнительных кодексов двух государств.

Подводя итог, следует подчеркнуть относительную схожесть всей системы подзаконных нормативных актов в части регулирования отдельных направлений воспитательного воздействия на осужденных и их близость по содержанию большинства правовых решений. При этом в числе отдельных правовых решений законодателя Беларуси отдельного внимания заслуживает детализация механизма реализации оценки степени исправления осужденных в период отбывания лишения свободы (процедура

аттестации) и интеграция в единый нормативный акт основ воспитательного процесса с осужденными во всех видах исправительных учреждений. Как следствие, это может быть взято за образец аналогичных правовых решений, проекты которых предполагаются в соответствии с Программой развития воспитательной, социальной и психологической службы ФСИН России на 2020-2022 годы.

Список литературы

1. Программа развития воспитательной, социальной и психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний на 2020-2022 годы: письмо ФСИН России от 10 марта 2020 г. № 03-15262.

2. Шабанов В.Б., Савушкин С.М. Проблемы уголовно-исполнительной дифференциации осужденных к лишению свободы: опыт России и Республики Беларусь // Вестник Кузбасского института. 2018. № 4. С. 110-116.

3. Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 7. Ст. 786.

4. Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств - участников СНГ (утв. постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 2 ноября 1996 г.). URL: https://zakonbase.ru/content/part/724671 (дата обращения: 20.02.2021).

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 № 1-ФЗ (в ред. от 23 ноября 2020 г. № 380-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-3 (с изм. от июля 2020 г. № 51-3). URL: https://online.zakon.kz/do cument/?doc_id=30414827 (дата обращения: 26.02.2021).

7. Грушин Ф.В. Подзаконные нормативные правовые акты - источники уголовно-исполнительного права: Монография. Рязань: Изд-во «Пресса», 2005. 179 с.

8. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratk aya%20-harka%20UIS/ (дата обращения: 25.02.2021).

9. Бурый В.Е., Степаненко В.И. Особенности организации исправительного процесса осужденных в местах лишения свободы: Монография. Могилев: Могилев. институт МВД Республики Беларусь, 2017. 164 с.

CONDUCTING EDUCATIONAL WORK WITH CONSUMED TO DEPRIVAL OF FREEDOM IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS (COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL REGULATIONS)

N.N. Kutakov, D.G. Metlin

The article provides a comparative analysis of the criminal-executive legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in the field of organizing and conducting educational work, which is a common in the two states means of correcting those sentenced to imprisonment. Separately, the system of by-laws of the two states, regulating the sphere of organizing educational work with convicts, is considered, their legal assessment is given, and a conclusion is drawn about their relative proximity. Separate norms are highlighted, the implementation of which into domestic legislation would contribute to the improvement of legal regulation and the effectiveness of the correctional process for those sentenced to imprisonment.

Keywords: penal legislation, bylaw, educational work with convicts, imprisonment, comparative analysis, Russian Federation, Republic of Belarus.

References

1. Program for the development of the Educational, Social and Psychological Service of the Federal Penitentiary Service for 2020-2022: Letter № 03-15262 of the Federal Penitentiary Service of Russia: March 10, 2020.

2. Shabanov V.B., Savushkin S.M. Problems of penal differentiation of convicts to imprisonment: the experience of Russia and the Republic of Belarus // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2018. № 4. P. 110-116.

3. Treaty on the Creation of the Union State (Moscow, December 8, 1999) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2000. № 7. Art. 786.

4. Model Penal Enforcement Code for the CIS member States (approved by the resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States of November 2, 1996). URL: https://zakonbase.ru/content/part/ 724671 (date of access: 20.02.2021).

5. The Criminal Executive Code of the Russian Federation dated January 8, 1997 № 1-FL (as amended on

November 23, 2020 № 380-FL) // Collected Legislation of the Russian Federation. 1997. № 2. Art. 198.

6. The Criminal Executive Code of the Republic of Belarus dated January 11, 2000 № 365-Z (as amended on July 17, 2020 № 51-3). URL: https://online.zakon.kz/do cument/?doc_id=30414827 (date of access: 26.02.2021).

7. Grushin F.V. Subordinate normative legal acts -sources of criminal executive law: Monograph. Ryazan: Pressa Publishing House, 2005. 179 p.

8. Brief description of the penal system of the Russian Federation. URL: https://fsin.gov.ru/structure/ins pector/iao/statistika/Kratkaya%20-harka%20UIS/ (date of access: 26.02.2021).

9. Buryi V.E., Brown V.E.,Stepanenko V.I. Features of the organization of the correctional process of convicts in places of deprivation of liberty: Monograph. Mogilev: Mogilev. Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 2017. 164 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.