Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS / МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / INCENTIVES AND PENALTIES OF CONVICTS / MAIN CORRECTIONAL MEASURES APPLIED TO CONVICTS / EDUCATIONAL INFLUENCE ON CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов А.М.

В статье проведен анализ правового регулирования воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в странах Содружества Независимых Государств (СНГ). На основании оценки данного законодательства стран СНГ предложены варианты совершенствования отечественного законодательства и практики воспитательного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях уголовноисполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of educational influence on convicted in the countries of Commonwealth of Independant States

In the article the analysis of legal regulation of educational influence on persons sentenced to deprivation of liberty in the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) is made. Based on the evaluation of the legislation of the CIS countries options for improving national legislation and practice of educational impact on convicted in correctional institutions of the penal system are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

А. М. ПОТАПОВ A. M. POTAPOV

начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы

Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в странах Содружества Независимых Государств

Legal regulation of educational influence on convicted in the countries of Commonwealth of Independant States

#

Аннотация. В статье проведен анализ правового регулирования воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в странах Содружества Независимых Государств (СНГ). На основании оценки данного законодательства стран СНГ предложены варианты совершенствования отечественного законодательства и практики воспитательного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, лишение свободы, основные средства исправления осужденных, воспитательное воздействие на осужденных, воспитательная работа с осужденными, меры поощрения и взыскания осужденных.

Abstract. In the article the analysis of legal regulation of educational influence on persons sentenced to deprivation of liberty in the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) is made. Based on the evaluation of the legislation of the CIS countries options for improving national legislation and practice of educational impact on convicted in correctional institutions of the penal system are proposed.

Keywords: Penal enforcement legislation, imprisonment, main correctional measures applied to convicts, educational influence on convicts, educational work with convicts, incentives and penalties of convicts.

#

Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в странах Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) неразрывно связано с развитием уголовно-исполнительного законодательства. Принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Модельный уголовно-исполнительный кодекс данных государств (далее - Модельный кодекс) [1] определил правовые основы воспитательного воздействия на осужденных, указал на необходимость повышения эффективности воспи-

тательного процесса в каждом из государств, обусловил динамику его самостоятельного развития, в том числе на законодательном уровне. Указанное обстоятельство сформировало национальные отличия в подходах к правовому регулированию воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, что предполагает необходимость его сравнительно-правового анализа в целях использования в совершенствовании отечественного уголовно-исполнительного законодательства.

Прежде всего, необходимо отметить, что Модельный кодекс закрепляет содержание

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 58

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в отдельной главе. Предлагаемый законодательным документом подход реализовали большинство стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан) [2]. При этом некоторые государства (Армения, Азербайджан, Молдова) законодательно не выделяют воспитательное воздействие на осужденных в качестве самостоятельной главы уголовно-исполнительного закона [3]. На наш взгляд, первый подход наиболее оправдан с точки зрения законодательной техники, а также последующего использования правоприменителем, так как позволяет определить место воспитательного воздействия в механизме исполнения лишения свободы и формирует его содержание. В то же время необходимо отметить, что элементы воспитательного воздействия, образующие его содержание, в уголовно-исполнительном законодательстве всех стран СНГ присутствуют, что позволяет дать им оценку. Так, Модельный кодекс включает в содержание воспитательного воздействия на осужденных следующие элементы: воспитательную работу, основные формы и методы воспитательной работы, самодеятельные организации осужденных, получение осужденными общего образования, меры поощрения и взыскания осужденных. В нем отражены действия должностных лиц, применяющих меры поощрения и взыскания, определены злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Принимая данные элементы за основу содержания воспитательного воздействия на осужденных, мы отметим, что в них также сосредоточены национальные отличия анализируемого процесса.

Так, в Беларуси и Казахстане данные элементы не только полностью восприняты национальным законодательством, но и их число было расширено в виде деятельности попечительских советов и общественных воспитателей, психологической помощи осужденным, критериями и степенью исправления осужденных в ст. 106-108, 116 Уголовно-исполнительного кодекса (далее - УИК) Республики Беларусь, работы по социальной адаптации и психологической помощи (ст. 125 УИК Республики Казахстан). В Кыргызкой Республике содержание воспитательного воздействия совпадает с модельным законодательством.

В уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации содержание воспитательного воздействия также фактически совпадает с Модельным кодексом, за исключением деятельности самодеятельных организаций, функционирование которых было прекращено. При этом необходимо отметить, что в большинстве странах СНГ данные виды организаций действуют и в настоящее время, за исключением Молдовы.

В Узбекистане содержание воспитательного воздействия ограничивается воспитательной работой, деятельностью самодеятельных организаций осужденных и участием общественности в воспитательном процессе. При этом общее образование осужденных, а также меры поощрения и взыскания выведены из его содержания.

Как уже отмечалось, в уголовно-исполнительном законодательстве Армении, Азербайджана и Молдовы отсутствует самостоятельная глава, закрепляющая содержание воспитательного воздействия, как и сам данный термин, но вопросы организации воспитательной работы с осужденными, меры их поощрения и взыскания, а также получение осужденными общего образования законодателем представлены в качестве отдельных глав, что формально не позволяет объединять их термином «воспитательное воздействие», но не исключает такой возможности с точки зрения существующих подходов, сформированных в теории уголовно-исполнительного права.

Сравнительно-правовой анализ воспитательного воздействия на осужденных в странах СНГ целесообразно продолжить рассмотрением правового регулирования содержания его элементов. Начать необходимо, прежде всего, с воспитательной работы с осужденными. Понятие «воспитательная работа с осужденными» содержится только в ст. 104 УИК Республики Беларусь, где эта работа определена как планомерная, основанная на педагогических принципах, методах и формах деятельность работников исправительных учреждений, представителей государственных и общественных организаций. Она направлена на формирование и укрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдению требований законодательства и принятых в обществе правил поведения,

59

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2017

на повышение их образовательного и культурного уровня. Уголовно-исполнительное законодательство других стран СНГ определение воспитательной работы не содержит и, как правило, ограничивается указанием только на то, что эта работа направлена на их исправление, формирование и укрепление стремления к соблюдению требований законов, труду и занятию иной общественно полезной деятельностью, повышению образовательного и культурного уровня, участию в программах, социально-правовой помощи осужденным (Казахстан, Россия, Молдова, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан). В Республике Армения воспитательная работа с осужденными непосредственного закрепления в уголовно-исполнительном законодательстве не получила. Однако его оценка показывает, что законодатель в Армении предусмотрел возможность осужденными продуктивно использовать свое свободное время. В частности, в исправительном учреждении устраивают библиотеку, читальный зал, спортзал или другие места для проведения досуга. Кроме того, администрация исправительного учреждения при содействии или непосредственном участии общественных или иных организаций организует образовательные, культурные, просветительские, религиозные и спортивные мероприятия для осужденных. Данные формы работы с осужденными, существующие в Армении, можно соотнести с существующими формами в других странах СНГ, а также направлениями воспитательной работы, законодательное закрепление которых, на наш взгляд, является более эффективным.

Оценивая содержание элементов воспитательного воздействия, необходимо отметить тот факт, что в отличие от Модельного кодекса и уголовно-исполнительного законодательства России, Белоруссии, Кыргызстана, в законодательстве Казахстана, Молдовы и Узбекистана меры поощрения и взыскания, порядок их применения, нарушения установленного порядка отбывания наказания, а также перечень должностных лиц, применяющих меры поощрения и взыскания, выведены из содержания глав о воспитательном воздействии на осужденных. Этот законодательной прием, с одной стороны, говорит о выделении данных элементов из содержания воспитательного воздействия, с другой стороны, их

оценка не позволяет делать данный вывод однозначным. Так, в УИК Республики Казахстан закреплено, что за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, учебе, активное участие в работе добровольных образований и воспитательных мероприятиях, за возмещение ущерба, причиненного преступлением, к осужденным применяются меры поощрения. В их числе - объявление благодарности, вручение подарков, премирование, предоставление дополнительного краткосрочного свидания, разрешение дополнительного расходования денег в сумме до одного месячного расчетного показателя на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости в праздничные дни, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, а для отдельных категорий осужденных - проведение за пределами учреждения выходных и праздничных дней. Данные меры поощрения, безусловно, имеют отличия от аналогичных мер, например, в России, но во многом и совпадают с ними. Схожая ситуация складывается и с мерами взыскания. За нарушение установленного порядка отбывания осужденными наказания установлены определенные меры взыскания, в частности, замечание, выговор, дисциплинарный штраф, водворение в дисциплинарный изолятор на срок до пятнадцати суток, перевод в одиночные камеры на срок до шести месяцев. К отдельным категориям осужденных применяются взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы территории учреждения в свободное от работы время на срок до тридцати суток. Изложенные положения во многом свидетельствуют о возможности их отнесения к элементам воспитательного воздействия, несмотря на законодательные особенности их закрепления. Кроме того, стоит отметить, что некоторые меры поощрения и взыскания могли бы найти отражение и в практике исполнения наказаний в России. В этой связи данный вопрос будет подлежать отдельному изучению.

Обращает внимание использованный в УИК Республики Казахстан прием по определению сущности и видов нарушений установленного порядка отбывания наказания. В отличие от УИК Российской Федерации в данном нормативном правовом акте закреплено, что нарушением отбывания наказания явля-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

потег_6_2017.шдд 60

60

ф

29.05.2017 14:29:43

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ется невыполнение требований, установленных УИК Республики Казахстан и правилами внутреннего распорядка учреждений. Еще законодатель предлагает более дифференцированный подход к определению категорий нарушителей установленного порядка отбывания наказания, выделяя нарушителей, систематических нарушителей и злостных нарушителей исходя из определенных моментов. Данный прием также заслуживает внимания ввиду менее дифференцированной системы деления нарушителей в России, где закреплены только две категории нарушителей установленного порядка отбывания наказания.

Есть и отличия по линии субъектов, применяющих меры поощрения и взыскания. В УИК Республики Казахстан к таким должностным лицам отнесены начальник ИУ и его заместители, а в Беларуси - дополнительно еще и начальники отделов (отделений) воспитательной работы с осужденными. На наш взгляд, возможно использование данных подходов, но с сохранением соответствующих прав у начальников отрядов как субъектов, непосредственно организующих воспитательное воздействие на осужденных.

К числу новелл уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан в сфере воспитательного воздействия на осужденных необходимо назвать расширение его содержания за счет включения работы по социальной адаптации и психологической помощи осужденным. Указанные положения отсутствуют в содержании воспитательного воздействия в УИК РФ, частично находя отражение в содержании других его разделов, но подход Казахстана, в этом случае, заслуживает внимания. Данные положения УИК Республики Казахстан важны еще и в контексте оценки содержания основных средств исправления осужденных, в число которых включено поддержание позитивных социальных связей осужденных. Представляется, что данный подход заслуживает внимания и может быть востребован при совершенствовании отечественного уголовно-исполнительного законодательства.

В положениях уголовно-исполнительного законодательства в отдельных странах, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных, необходимо назвать закрепленные в ст. 116 УИК Республики Беларусь

критерии и степени исправления осужденных к лишению свободы. В частности, в УИК отмечается, что степень исправления осужденного к лишению свободы определяется администрацией исправительного учреждения на основе всестороннего изучения его личности и оценки поведения в период отбывания наказания. При этом учитывается готовность осужденного вести правопослушный образ жизни в условиях свободы. Ставшим на путь исправления может быть признан тот, кто принял письменное обязательство о право-послушном поведении и реально стремится к исправлению, не имеет взысканий, добросовестно относится к труду и выполнению работ по коллективному самообслуживанию, уборке и благоустройству территорий исправительных учреждений.

Твердо ставшим на путь исправления может быть признан осужденный, если он в течение шести месяцев или этот срок превышает одну четверть срока наказания, то в течение одной четверти срока наказания его поведение соответствует установленным требованиям и при этом он проявляет полезную инициативу при участии в работе самодеятельных организаций и иной общественно полезной деятельности. Доказавшим свое исправление может быть признан осужденный, поведение которого соответствует установленным требованиям и в течение не менее одной четверти срока назначенного ему наказания. В отношении осужденного, который признавался злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания, срок соответствия поведения установленным условиям исчисляется со дня вынесения постановления о прекращении данного признания осужденного.

В срок соответствия поведения осужденного условиям можно засчитывать срок содержания под стражей, если судом признано наличие смягчающих ответственность обстоятельств или осужденный в период заключения под стражу не имел взысканий. Порядок и периодичность определения степени исправления осужденных к лишению свободы устанавливаются нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Данные положения уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь, включенные в содержание воспитательного воздействия на лишенных

61

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2017

свободы осужденных, безусловно, заслуживают внимания, так как они на законодательном уровне формируют механизм оценки эффективности средств их исправления. Данный механизм используется не только администрацией исправительных учреждений, но и иными органами государства, в том числе судом, который принимает решения с учетом степени исправления осужденных. Считаем, что такая оценка эффективности подлежит дополнительному исследованию в целях возможного использования при совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, сравнительный анализ правового регулирования воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в странах СНГ демонстрирует устойчивую динамику его развития, основными выводами которого можно назвать некоторые моменты. Во-первых, это сохранение воспитательного воздействия в качестве неотъемлемого элемента механизма исполнения наказания в виде лишения свободы. Данный вывод характеризует в том числе и страны СНГ, где воспитательное воздействие законодательно отражено в виде отдельных элементов его содержания. Во-вторых, прослеживается тенденция изменения законодателем содержания воспитательного воздействия как путем включения новых элементов (критерии исправления осужденных, укрепление социальных связей, психологическая и социально-правовая помощь и др.), изменения содержания ранее действующих (изменение механизма реализации мер поощрения и взыскания, получения общего образования и др.), так и исключение отдельных элементов (например, упразднение самодеятельных организаций осужденных в России). В-третьих, в условиях, когда отдельные страны

СНГ активно меняют уголовно-исполнительное законодательство путем принятия новых кодексов (например, Казахстан), встает вопрос о необходимости оценки его содержания и эффективности применения в контексте использования зарубежного опыта при совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства и воспитательного воздействия на осужденных в Российской Федерации. ^

1. Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств-участников СНГ: утв. пост. Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 02. 11.1996 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 1997. № 12.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000. № 365-3 // Ведом. Нац. собр. Респ. Беларусь. 2000. № 8. Ст. 52; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 № 234-V // Казахст. правда. 2014. № 134; Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 13.12.1999. № 142 // Ведом. Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2000. №3. Ст. 156; Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Узбекистан от 25.04.1997. № 409-I // Ведом. Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 6.

3. Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний от 14.07.2000. № 908-IQ // СЗ Азербайдж. Респуб. 2000. № 8. III книга. Ст. 586, № 12. Ст. 835; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения от 18.01.2005. № ЗР-60 // Офиц. ведом. Республики Армения. 2005. № 8 (380). Ст. 157; Исполнительный кодекс Республики Молдова от 24.12.2004. № 443-XV // Офиц. монитор Республики Молдова. 2005. № 34-35/112.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.