9. Шеслер, А. В. Соучастие в преступлении. — Новокузнецк, 2015.
10. Шеслер, А. В. Уголовно-правовая характеристика побега из мест лишения свободы, совершенного по предварительному сговору группой лиц // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 2.
Сведения об авторе
Беларева Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Belareva Olga Aleksandrovna: KI of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), associate professor of the Chair of Criminal Law, candidate of law. E-mail: [email protected]
УДК 343.8
С. Л.Гайкович
МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье исследуется нормативное правовое регулирование такой составляющей прогрессивной системы исполнения наказания, как изменения условий содержания осужденных к лишению свободы в пределах одного исправительного учреждения. На основании произведенного анализа проведена сравнительно-правовая характеристика законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в части механизма реализации рассматриваемого процесса.
Целью исследования является выработка научных основ для последующей оптимизации законодательства, регламентирующего порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Актуальность заключается в необходимости дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего порядок изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы в пределах одного исправительного учреждения. На основании изучения ведомственного законодательства предложены пути оптимизации процедуры аттестации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Предложено авторское определение понятия изменения условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы в пределах одного исправительного учреждения.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство; лишение свободы; изменение условий содержания; степень исправления; аттестация.
© Гайкович С. Л., 2017 © Haikovich S. L., 2017
S. L. Haikovich
THE MECHANISM OF CHANGING THE CONDITIONS OF CONSTITUTING CONCERNED TO THE DEPRIVATION OF FREEDOM IN THE LIMITS OF ONE MENDING AGENCY
The article explores the normative legal regulation of such a component of the progressive system of execution of punishment as changes in the conditions of detention of convicted persons to imprisonment within a single correctional institution. Based on the analysis, a comparative legal characterization of the legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation regarding the mechanism for implementing the process under consideration was carried out.
The aim of the study is to develop scientific foundations for the subsequent optimization of legislation regulating the procedure and conditions for serving a sentence of imprisonment. The urgency lies in the need for further improvement of the legislation regulating the procedure for changing the conditions for serving a sentence in the form of deprivation of liberty within a single correctional facility. Scientific novelty is that on the basis of the study of departmental legislation, the ways of optimization of the procedure for attestation of convicts serving sentences in the form of deprivation of liberty are suggested. In conclusion, the results of the research are summed up, as well as an author's definition of the concept of changing the conditions for serving sentences of prisoners sentenced to imprisonment within a single correctional institution.
Keywords: criminal executive legislation; deprivation of liberty; changing the conditions of detention; degree of correction; attestation.
Одним из элементов уголовно-исполнительного законодательства является разработка прогрессивной системы изменения условий исполнения (отбывания) наказания, а также степеней исправления и критериев, их определяющих. Указанная система позволяет зафиксировать достижение осужденными определенной степени исправления (либо сознательное противодействие их исправительному процессу) и стимулировать стремление вести право-послушный образ жизни. Данная система основывается на уголовно-исполнительной классификации осужденных по степени исправления и предоставлении возможности для них реально улучшать свое правовое положение как в границах территории исправительного учреждения, так и за ее пределами.
Согласно положениям ст. 68 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК РБ) в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных к лишению свободы условия их содержания могут
изменяться в пределах одного исправительного учреждения (ИУ) по постановлению начальника этого учреждения
[3].
Уровень правоограничений в различных условиях отбывания наказания в виде лишения свободы дифференцирован исходя из строго регламентированного количества получаемых посылок, передач, бандеролей и мелких пакетов в течение года; предоставляемых длительных и краткосрочных свиданий, а также суммы денежных средств, разрешенной расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Вместе с тем, полагаем, что изменение условий содержания осужденных к лишению свободы в пределах одного исправительного учреждения в форме перевода на улучшенные условия содержания является организационно-правовой процедурой, состоящей из нескольких последовательных стадий, а также отражающей объективную оценку поведения осужденного. При этом для реализации указанной процедуры
является обязательным наличие двух критериев: формального и материального. К первому относится отбытие осужденным определенной части срока наказания, назначенного по приговору суда (в исправительных колониях для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, исправительных колониях для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, воспитательных колониях — одной четверти срока наказания, а в исправительных колониях особого режима — одной трети). Материальным критерием согласно ч. 2 ст. 68 УИК РБ является признание осужденного ставшим на путь исправления. Ставшим на путь исправления может быть признан осужденный к лишению свободы на основании всестороннего изучения его личности посредством проведения с ним индивидуальных бесед, наличия социально полезных связей, отношения к основным средствам исправления, анализа документов личного дела и оценки поведения в период отбывания наказания в части соответствия условиям, установленным ч. 3 ст. 116 УИК РБ. К таковым условиям законодатель относит:
- принятие письменного обязательства о правопослушном поведении, которое является официальной формой выражения осужденным своего стремления к соблюдению установленного порядка отбывания наказания в виде лишения свободы. Содержание и порядок подготовки письменного обязательства о правопослушном поведении установлены Инструкцией о порядке аттестации осужденных к наказаниям в виде ареста и лишения свободы, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.11.2010 № 353 [1]. В письменном обязательстве осужденный к лишению свободы излагает свои намерения (на период отбывания наказания) в части соблюдения установленного порядка отбывания наказания, правил поведения осужденных к лишению свободы и распорядка дня ИУ, выполнения обязанно-
стей, установленных уголовно-исполнительным законодательством, добросовестного отношения к труду или учебе, выполнения работ по коллективному самообслуживанию, уборке и благоустройству ИУ, принятия всех зависящих от него мер по возмещению ущерба, причиненного преступлением (при наличии такого ущерба), участия в проведении воспитательных мероприятий;
- отсутствие взысканий. Исходя из практического опыта, не имеет значения, применялась ли в отношении осужденного процедура погашения или снятия взысканий либо в принципе отсутствовал факт привлечения лица к дисциплинарной ответственности. В соответствии с п. 295 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных постановлением МВД Республики Беларусь от 20.10.2000 № 174, если в течение года со дня наложения последнего взыскания осужденный не был подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взысканий, а взыскания считаются погашенными [2]. Взыскания могут быть сняты в тех случаях, когда со дня отбытия взыскания или его объявления прошло менее года, т. е. не наступил срок погашения взыскания. Одним постановлением с осужденного может быть снято одно взыскание. Персональный учет взысканий ведется, как правило, начальниками отрядов (отделений);
- добросовестное отношение к труду. По нашему мнению, данное условие не может являться основополагающим ввиду того, что в силу объективных причин (отсутствие работы на производственной зоне учреждения) не все осужденные трудоустроены;
- добросовестное отношение к выполнению работ по коллективному самообслуживанию, уборке и благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Порядок привлечения осужденных к лишению свободы к работам без оплаты труда закреплен в ст. 101 УИК РБ. К указанным работам осужденные
привлекаются в порядке очередности в свободное время. Продолжительность работ не должна превышать четырнадцати часов в неделю. При этом следует учитывать, что осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, осужденные, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, осужденные беременные женщины привлекаются к работам без оплаты труда по их желанию;
- погашение ущерба, причиненного преступлением, либо принятие всех зависящих мер по возмещению ущерба. Принятие мер по возмещению ущерба оценивается комиссией исправительного учреждения при аттестации осужденных. С этой целью проверяются сведения из бухгалтерии и производственного предприятия о наличии и движении денежных средств по лицевым счетам осужденных. Также, на наш взгляд, будет рационально в обязательном порядке оценивать сведения о досрочном возмещении вреда родственниками осужденного и иными лицами (на основании справок, полученных из судов);
- проявление полезной инициативы в иной общественно полезной деятельности. Под иной общественно полезной деятельностью следует понимать вступление и активное участие в работе самодеятельной организации осужденных. Самодеятельные организации осужденных — добровольные формирования осужденных, которые создаются в ИУ в целях развития полезной инициативы и самоуправления осужденных.
Установление соответствия поведения осужденного к лишению свободы рассмотренным выше критериям осуществляется при проведении аттестации, которая производится советом воспитателей отряда и специальной комиссией ИУ.
Совет воспитателей отряда по результатам проведения аттестации осужденного к лишению свободы принимает одно из следующих решений:
признать осужденного к лишению свободы ставшим на путь исправления;
не признавать осужденного к лишению свободы ставшим на путь исправления;
признать осужденного к лишению свободы злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания;
прекратить признание осужденного к лишению свободы злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания.
Из указанных положений отметим, что юридическим основанием изменения условий содержания осужденных к лишению свободы в пределах одного ИУ является мотивированное постановление начальника учреждения, в котором на основании аттестации осужденного указывается вывод о степени исправления, отбытая часть срока наказания и принятое решение об изменении условий содержания.
Содержание осужденных на улучшенных условиях регламентируется положениями ст. 118-121, 126 и 173 УИК РБ. Вместе с тем, перевод на улучшенные условия содержания не исключает возможности применения к осужденному иных мер поощрения, предусмотренных в ст. 110 и 127 УИК РБ. Такой перевод, по сути, является необходимым условием для предоставления осужденным права для применения в последующем условно-досрочного освобождения от отбывания наказания либо его замены более мягким.
Отмена улучшенных условий содержания касается только объема прав, предоставляемых улучшенными условиями, и свидетельствует об утрате достижения определенной степени исправления. Такой вывод делает начальник отряда на основе имеющихся сведений о поведении и личности осужденного за весь период отбывания срока наказания.
Признание осужденного злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания влечет отмену улучшенных условий содержания, которая производится на основании постановления начальника ИУ. Вынесение
данного постановления дисциплинарным взысканием не считается. Повторный перевод осужденного на улучшенные условия возможен только после прекращения признания его злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания.
Также уместно отметить, что несмотря на то, что перевод осужденных в помещения камерного типа (одиночные камеры), а также с общего режима в тюрьме на строгий согласно ст. 112 УИК РБ является мерой взыскания, применяемой к осужденным к лишению свободы, также рассматриваемую процедуру следует относить к изменению условий содержания, поскольку производится она на основе признания осужденного злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания. В отношении таких осужденных вводятся дополнительные обязанности и ограничения в правах. Однако сам факт вышеуказанных переводов не исключает возможности применения к таким лицам мер поощрения и взыскания, предусмотренных положениями ст. 110 и 112 УИК РБ.
Рассматривая особенности изменения условий содержания в воспитательной колонии (ВК), следует обозначить, что, исходя из аспектов организации единого учебно-воспитательного процесса в ВК лица, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, в помещения камерного типа и тюрьму для дальнейшего отбывания наказания не переводятся.
Проводя сравнительный анализ механизма изменения условий содержания осужденных к лишению свободы в пределах одного исправительного учреждения в Республике Беларусь и Российской Федерации, надлежит отметить, что уголовно-исполнительным законодательством РФ предусмотрен более широкий спектр условий отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие), чем условий содержания в Республике Беларусь (обычные и улучшенные).
Также, на наш взгляд, более уместно и юридически грамотно использовать термин «условия отбывания наказания» (по примеру РФ), а не «условия содержания», так как осужденные, в отличие от лиц, содержащихся под стражей, отбывают в наказание ИУ по приговору суда.
Полагаем, что к существенным отличиям в процедуре перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие следует отнести следующее: в Республике Беларусь комиссия, на основании решения которой осуществляется указанный перевод, формируется сугубо из представителей администрации ИУ. В РФ законодательно закреплена (ч. 3 ст. 87 УИК РФ) возможность принятия участия в работе комиссии представителей органов местного самоуправления, а в необходимых случаях — представителей общественных наблюдательных комиссий. Данная возможность, по нашему мнению, способствует наиболее объективному проведению как процедуры аттестации осужденного в частности, так и совершенствованию механизма изменения условий отбывания наказания в целом.
Подведем итог.
1. Изменение условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы в пределах одного исправительного учреждения — урегулированный нормами уголовно-исполнительного законодательства процесс, влекущий за собой последующее увеличение или сокращение, в зависимости от поведения лица, объема пра-воограничений либо льгот.
2. Изменение условий отбывания наказания предусматривает существенные правовые последствия для осужденного, ввиду чего законодательно закреплено, что оно осуществляется коллегиально (на основании решения комиссии). Объективность обеспечивает независимую и исчерпывающую оценку положительных либо отрицательных признаков, характеризующих поведение лица.
3. В целях совершенствования механизма изменения условий отбывания наказания представляется рациональным внести дополнения в законодательство Республики Беларусь в части за-
крепления возможности принятия участия в работе комиссии ИУ представителей наблюдательной комиссии при местном исполнительном и распорядительном органе.
Литература
1. Об утверждении Инструкции о порядке аттестации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, инструкции о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных к наказанию в виде лишения свободы и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 нояб. 2010 г. № 353 (в ред. постановления МВД Респ. Беларусь от 16.04.2015) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.
2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: постановление МВД Респ. Беларусь 20 окт. 2000 г. № 174 (в ред. постановления МВД Респ. Беларусь от 30.12.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 янв. 2000 г. № 365-3 (в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.
Сведения об авторе
Гайкович Сергей Леонтьевич: Академия МВД Республики Беларусь (г. Минск, Республика Беларусь), преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права уголовно-исполнительного факультета, магистр юридических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Haikovich Sergey Leontievich: the Academy of the MIA of the Republic of Belarus (Minsk, Republic of Belarus), the lecturer of the Chair of the Penal Law of the Law Faculty, master of law. E-mail: [email protected]