УДК 37.014.53
DOI: 10.51522/2307-0382-2022-238-3-41-47
ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА КИРИЛЛОВА
главный научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор И [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8394-897X
Москва
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КУЗНЕЦОВ
доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент И [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1589-4214
Рязань
Нормативно-правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние нормативно-правового регулирования воспитательной работы в исправительных учреждениях, анализируется необходимость и достаточность изменений нормативных актов и их значение для организации воспитательной работы с осужденными и непосредственной деятельности начальников отрядов. Предметом статьи выступили официальные статистические данные, научная литература и нормативные документы по рассматриваемой проблеме. Цель исследования - обосновать высокую значимость совершенствования нормативно-правового регулирования воспитательной работы с осужденными на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы, проанализировать отдельные нормативные правовые акты и проекты их изменений, предложить меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования воспитательной работы. Методологическую основу исследования составили системно-структурный, формально-логический методы, общенаучные методы анализа, синтеза. В результате проведенной работы проанализировано состояние нормативно-правового регулирования воспитательной работы, выделен перечень вопросов, требующих рассмотрения. Внесены предложения, направленные на создание условий повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в отрядном звене.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательная работа, осужденные, нормативно-правовое регулирование, начальник отряда, психолог отряда
Для цитирования
Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. Нормативно-правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 3.
С. 41-47. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-238-3-41-47.
5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
© Кириллова Т. В., Кузнецов М. И., 2022
TATIANA V. KIRILLOVA
Chief researcher of the department of psychological support of professional activity of employees of the penitentiary system Research Center-2 of the Research Institute of the FPS of Russia, Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy FPS of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8394-897X
Moscow
MIKHAIL I. KUZNETSOV
Assistant Professor of the department of legal psychology and pedagogy of the FPS Academy of Russia, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1589-4214
Ryazan
Legal regulation of educational work with convicts in correctional institutions
Abstract. In the article the authors discuss the current state of the legal regulation of educational work in correctional institutions, analyze the need and sufficiency of changes in regulations and their significance for the organization of educational work with convicts and the direct activities of detachment commanders. As the subject of the article official statistics, scientific literature and normative documents on the problem under consideration were taken. The purpose of the study is to substantiate the high importance of improving the legal regulation of educational work with convicts at the present stage of development of the penitentiary system, to analyze individual regulatory legal acts and projects for their changes, to propose measures to improve the legal regulation of educational work. The methodological basis of the study was system-structural, formal-logical methods, general scientific methods of analysis, synthesis. As a result of the work carried out, the state of the legal regulation of educational work was analyzed, and a list of issues requiring consideration was identified. Proposals have been made aimed at creating conditions for increasing the effectiveness of educational work with convicts in the detachment link.
Keywords: penitentiary system, educational work, convicts, legal regulation, head of the detachment, psychologist of the detachment
For citation
Kirillova T. V., Kuznetsov M. I. Legal regulation of educational work with convicts in correctional institutions
// Vedomosti penitentiary system. 2022. No. 3. P. 41-47. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-238-3-
41-47.
5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)
Программой развития воспитательной, социальной и психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний на 20202022 годы, утвержденной директором ФСИН России 04.03.2020, предусмотрено
«совершенствование организационной структуры подразделений воспитательной работы с осужденными; разработка системы показателей (индикаторов), позволяющих полноценно и объективно оценивать результаты служебной дея-
тельности начальников отрядов, воспитателей, социальных работников, психологов». Отмечается, что «проводимая с осужденными воспитательная, социальная и психологическая работа со стороны администрации учреждений УИС не всегда позволяет достигнуть основной цели - исправления осужденных и предупреждения новых преступлений. Она осложняется особенностями контингента, находящегося в местах лишения свободы, дефицитом квалифицированных кадров среди персонала, обладающих соответствующими навыками, знаниями и опытом. Сотрудники назначаются на должности начальников отрядов, как правило, сразу после окончания учебного заведения или непосредственно при приеме на службу» [1]. В начальный период своей служебной деятельности обозначенные сотрудники встречаются не только с проблемами управленческого воздействия на них со стороны непосредственных начальников, но и с влиянием части осужденных, стремящихся воздействовать со своей стороны на молодого руководителя. В массе служебных задач, возлагаемых на начальников отрядов, объективно возможны проявления нерационального использования ими своего рабочего времени. Управлением воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России проработан вопрос внесения изменений в статью 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Проект федерального закона о внесении изменений в кодекс в части определения порядка проведения воспитательной работы с осужденными направлен в Минюст России.
Названный проект предусматривает отмену приказа Минюста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», а также
разработку Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Консультационной группой по направлению воспитательной работы с осужденными, состоящей из сотрудников территориальных органов ФСИН России и управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, разработан соответствующий проект приказа Минюста России [2]. Вышеизложенное, а также активное обсуждение в настоящее время среди пенитенциарных практиков и ученых проекта Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными послужило поводом для написания предлагаемой статьи.
Следует подчеркнуть, что в последние годы совершенствованию работы отрядного звена как основного в структуре воспитательной работы с осужденными уделялось достаточно много внимания [3, 4, 5, 6 и другие]. На сегодня проведение воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, достаточно полно регламентировано приказом Минюста России от 21.06.2005 № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» только в отношении несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях ФСИН России.
Необходимо отметить, что проектом упомянутого приказа достаточно четко прописаны обязанности и права, функциональные действия начальника отряда на различных этапах отбывания наказания осужденными в исправительном учреждении (ИУ): порядок работы в карантинном отделении, порядок действий при поступлении осужденного в отряд, организация проведения с осужденными занятий по социально-правовым во-
просам, прием осужденных по личным вопросам, порядок проведения аттестации осужденного, организация культурно-массовых, спортивных мероприятий, кружковой работы и полезной занятости осужденных, порядок проведения общих собраний осужденных отряда, оформление наглядной агитации в отряде, подготовка осужденного к освобождению, освобождение осужденного из ИУ. Достаточно подробно регламентируются планирование работы, организация деятельности совета воспитателей отряда.
С учетом сегодняшних реалий весьма актуальным представляется подробное описание организации и порядка взаимодействия начальника отряда с руководством и различными отделами и службами ИУ (производственно-техническим, безопасности (режима), оперативным, медицинской, тыловой службами, психологической лабораторией, группой социальной защиты осужденных). В анализируемом документе, пожалуй, впервые прописано нормативное содержание материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными. Отрадно отметить, что значительно сокращен перечень документации, предусмотренный для ведения начальником отряда. Хорошим подспорьем для лиц, непосредственно организующих воспитание лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, станут приложения к проекту приказа: примерный тематический план проведения занятий с осужденными в карантинном отделении, график работ по благоустройству ИУ и прилегающей территории, примерная форма аттестационной характеристики на осужденного, журнал проведения занятий по социально-правовым вопросам с осужденными, порядок ведения и учета отрядного хозяйства.
Весьма своевременным представляется и включение положения о на-
значении на должность начальника отряда «наиболее подготовленных сотрудников, в том числе младшего начальствующего состава, имеющих необходимый уровень образования, профессиональных знаний и способных по своим личным, моральным и деловым качествам выполнять соответствующие функции» [2]. Это позволит заполнить имеющиеся вакантные должности непосредственных воспитателей осужденных лицами, проходящими службу в ИУ, в том числе получившими высшее образование по заочной форме обучения в образовательных организациях ФСИН России. Таким образом будет формироваться мотивация к продолжению службы на должностях среднего и старшего начсостава упомянутой категории действующих сотрудников.
По сведениям управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, на сегодняшний день из 5,5 тысячи сотрудников должностной категории «начальник отряда воспитательного отдела исправительного учреждения» 15 % находятся в должности менее одного года, 25 % - от года до трех лет, 47 % - от трех до десяти лет, около 13 % - более десяти лет [4]. Поэтому абсолютно своевременным следует признать включение в инструкцию положения о том, что «начальник отряда не может быть перемещен в иные службы и подразделения до истечения трех лет нахождения в должности. В исключительных случаях перемещение на иную должность осуществляется после согласования со структурным подразделением Федеральной службы исполнения наказаний по направлению воспитательной работы с осужденными» [2]. Не секрет, что только для вхождения в должность начальнику отряда требуется не менее одного года, в течение которого он досконально знакомится с особенностями личности
подопечных, вникает в специфику профессиональной деятельности. Особенно это характерно для сотрудников, не обучавшихся в подведомственных ФСИН России вузах.
Необходимо остановиться и на ряде пожеланий к содержанию анализируемого документа. Так, мы согласны с мнением Кутакова Н. Н. и Метлина Д. Г. о целесообразности перемещения перечня обязанностей начальника отряда, напрямую не связанных с процессом исправления осужденных, таких как «обеспечение контроля за приобретением продуктов питания и предметов первой необходимости в магазине учреждения, присутствие при проведении обыскных мероприятий, проведении телефонных переговоров», в раздел предоставляемых прав [5]. При участии в перечисленных мероприятиях основная часть осужденных, по сути, оказывается без должного внимания со стороны непосредственного воспитателя.
Кроме того, в проекте приказа значится, что «в состав совета воспитателей отряда (СВО) включаются начальник ИУ, его заместители, начальники отделов и служб, начальник отряда и другие сотрудники ИУ, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными...» [2]. Следовательно, перечисленные должностные лица должны будут выполнять указания начальника отряда, являющегося председателем СВО, который непосредственно им подчинен, что является нарушением служебной субординации.
Следует признать, что ни в одной другой воспитательной системе нашей страны (общеобразовательные школы, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, образовательные организации силовых структур, спортивные и творческие объединения) нет такой нагрузки на одного воспитателя,
как в исправительных колониях ФСИН России. Поэтому совершенно справедливыми и своевременными являются высказываемые как практиками, так и учеными предложения о необходимости наличия в штатной структуре ИУ помощников (заместителей) начальников отрядов. Заслуживает внимания предложение Самиулиной Я. В. о введении новой должности психолога отряда, который будет оказывать реальную помощь в воспитательной, индивидуальной и групповой работе с осужденными [6]. Свое предложение автор обосновывает тем, что в настоящее время средняя нагрузка на одного сотрудника психологической лаборатории ИУ составляет от 300 до 500 осужденных, что фактически лишает его возможности проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий. При наличии психолога в отряде возможно осуществление адресной помощи всем нуждающимся в ней осужденным, в том числе по предотвращению суицидов и членовредительства и других отрицательных проявлений. В свое время высказывалось мнение о целесообразности преобразования психологической службы ИУ с закреплением за конкретным составом осужденных в отряде [7]. В одной из публикаций предлагается «введение должности помощника начальника отряда, в функциональные обязанности которого будет входить задача по документообороту в учреждении, касающемуся документации начальника отряда» [8].
На наш взгляд, во всех исправительных учреждениях необходимо и целесообразно в структуре отрядного звена иметь должности начальника и воспитателя отряда, как это функционирует в воспитательных колониях ФСИН России. Наличие сотрудников в названных должностях позволит решить ряд давно назревших проблем:
- будет обеспечено воспитательное воздействие на отбывающих наказание в первичном воспитательном звене непрерывно от подъема до отбоя, то есть весь период бодрствования отбывающих наказание;
- осужденные не останутся без воспитательного влияния в период вынужденного отсутствия одного из названных сотрудников на рабочем месте (отпуск, болезнь, командировка, получение дополнительного профессионального образования и прочее);
- будет обеспечиваться проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий в отряде в нерабочие и праздничные дни (появится возможность предоставления выходных указанным сотрудникам по скользящему графику);
- удастся сохранить преемственность воспитательного влияния на отбывающих наказание при перемещении начальника отряда по службе или по другим причинам (на другую должность, в другое учреждение или регион, увольнение со службы, поступление на обучение в очной форме и другое);
- представится возможность трудоустройства тех сотрудников, чьи должно-
сти подверглись сокращению в результате организационно-штатных мероприятий.
Можно вспомнить и опыт советского периода деятельности исправительно-трудовых учреждений (70-80-е годы прошлого века), когда успешно себя зарекомендовало введение в отрядах должности инженера по организации труда осужденных.
Также считаем нужным особо подчеркнуть необходимость организации более продуктивного и четкого взаимодействия между представителями науки и практики на этапе разработки проектов изменений в нормативные правовые акты, чтобы удовлетворить реальные потребности учреждений и органов УИС в выстраивании эффективной воспитательной работы с отбывающими наказание.
Предложения, сформулированные в настоящей статье, небесспорны. Считаем, что участие в обсуждении вопросов, связанных с подготовкой нормативного правового акта, направленного на регулирование организации воспитательной работы в исправительных учреждениях с учетом современных реалий, необходимо активизировать с целью создания условий для повышения ее эффективности, в первую очередь именно в отрядном звене.
1. Программа развития воспитательной, социальной и психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний на 2020-2022 годы : утв. директором ФСИН России 04.03.2020 (документ опубликован не был).
2. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы : проект приказа Минюста России // Письмо УВСПР ФСИН России от 26.07.2021 исх. № 15-49845 (документ опубликован не был).
3. Усеев Р. З., Некрасов А. П. Отряд осужденных к лишению свободы: проблемы законодательства, организации и правоприменительной деятельности // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 4. С. 81-86.
4. Кузнецов М. И. Совершенствование работы начальника отряда исправительного учреждения: проблемы и пути решения // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы юбилейной XX Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк : Кузбасский институт ФСИН России, 2020. С. 117-120.
5. Кутаков Н. Н., Метлин Д. Г. Организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: проблемы и направления совершенствования // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2019. № 2. С. 151-157.
6. Самиулина Я. В. Пути оптимизации рабочего (служебного) времени начальника отряда исправительного учреждения // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 3. С. 80-84.
7. Пастушеня А. Н. Повышение качества исправительного процесса требует организационных преобразований // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 3. С. 9-12.
8. Казначеев В. А., Шкиль Д. А. Внедрение типовой модели проведения эксперимента на примере ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 4. С. 121-125.
1. Program for the development of the educational, social and psychological service of the Federal Penitentiary Service for 2020-2022 : approved by the director of the FPS of Russia on 03/04/2020. The document has not been published.
2. On the approval of the Instruction on the organization of educational work with convicts sentenced to deprivation of liberty : a draft order of the Ministry of Justice of Russia // Letter from the UVSPR of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 07/26/2021 ref. No. 15-49845. The document has not been published.
3. Useev R. Z., Nekrasov A. P. A detachment of convicts to deprivation of liberty: problems of legislation, organization and law enforcement // Bulletin of the Samara Law Institute. 2020. No. 4. pp. 81-86.
4. Kuznetsov M. I. Improving the work of the head of the detachment of the correctional institution: problems and solutions // The penitentiary system today: the interaction of science and practice : materials of the XX anniversary All-Russian scientific and practical conference. Novokuznetsk : Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2020, pp. 117-120.
5. Kutakov N. N., Metlin D. G. Organizations of educational work with those sentenced to deprivation of liberty: problems and directions of improvement // Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2019. No. 2. pp. 151-157.
6. Samiulina Ya. V. Ways of optimizing the working (service) time of the head of the detachment of the correctional institution // Bulletin of the Samara Law Institute. 2021. No. 3. pp. 80-84.
7. Pastushenya A. N. Improving the quality of the correctional process requires organizational changes // International Penitentiary Journal. 2015. No. 3. pp. 9-12.
8. Kaznacheev V. A., Shkil D. A. Implementation of a typical model for conducting an experiment on the example of FKU IK-2 UFSIN of Russia in the Saratov region // Bulletin of the Samara Law Institute. 2020. No. 4. pp. 121-125.