Научная статья на тему 'Условия прекращения трудовых обязанностей осужденных к лишению свободы'

Условия прекращения трудовых обязанностей осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2390
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / УВОЛЬНЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ПЕРЕВОД ОСУЖДЕННЫХ НА ДРУГОЕ МЕСТО РАБОТЫ / СНЯТИЕ РАБОТАЮЩЕГО ОСУЖДЕННОГО С ДОЛЖНОСТИ / LABOR CONVICTS CONDEMNED THE DISMISSAL / TRANSFER OF CONVICTS TO ANOTHER JOB / REMOVAL FROM OFFICE WORKING CONVICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякин Евгений Анатольевич

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью подготовки ведомственного правового акта, регулирующего последовательность действий сотрудников и работников заинтересованных служб и отделов по оформлению трудоустройства осужденных на оплачиваемые работы в жилую и производственную зоны исправительных учреждений, а также прекращению отношений, связанных с оплачиваемым трудом спецконтингента. Объект исследования общественные отношения, связанные с организацией деятельности исправительных учреждений ФСИН России в сфере привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Методологическую основу данного исследования составляют совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимает сравнительно-правовой метод и метод социологического исследования с помощью анкет. В процессе производственно-хозяйственной деятельности у администрации исправительного учреждения возникает необходимость кадровых перемещений осужденных к лишению свободы. В таких случаях администрацией исправительных учреждений оформляются приказы о перемещении осужденных на другое место работы или о снятии с должностей (об увольнении) вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения. С точки зрения юридически правильного оформления названных процедур важным обстоятельством является приведение в приказах по исправительному учреждению оснований проводимых организационно-штатных мероприятий. В статье анализируются нормы права, содержащиеся в: Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации; Законе РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295; приказе Минюста России от 01.04.2008 № 80 «Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы» и др. Автор считает, что в данных источниках имеются конкретные нормы, которые можно использовать в качестве оснований при оформлении процедур перемещений и снятия лиц, привлекаемых к общественно полезному труду, с должностей по хозяйственному обслуживанию и приносящей доход деятельности исправительного учреждения. Обращается внимание на отсутствие в перечне мест содержания осужденных, содержащихся в ч. 3 ст. 118 УИК РФ, единого помещения камерного типа. Данное обстоятельство непосредственно ограничивает возможность исполнения трудовых обязанностей осужденными, проживающими в единых помещениях камерного типа, и является проблемным моментом правового регулирования их трудоустройства в исправительном учреждении. Перечисленные в статье условия прекращения трудовых обязанностей, возникающих в процессе привлечения осужденных к общественно полезному труду, могут быть учтены в дальнейших исследованиях и совершенствовании правового регулирования труда осужденных к лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terms of reference of the termination of labor sentenced to imprisonment

The relevance of the article topic due to the need to prepare the departmental legal acts regulating the sequence of actions of employees and employment registration services concerned departments and workers convicted in paid work in residential and industrial areas of correctional institutions, as well as the cessation of relations connected with the gainful special contingent. Object of research the public relations connected with the organization of the activities of correctional facilities of the FPS of Russia in the sphere of attracting convicts to paid work. The methodological framework of this study constitute a set of methods of scientific knowledge, among which the main place is occupied by a comparative legal method and sociological research using questionnaires. In the process of industrial and economic activities in the administration of the correctional institution there is a necessity of human movement sentenced to imprisonment. In such cases, the administration of correctional institutions are issued orders to move the prisoners to another place of employment or the dismissal (of resignation) subsidiary working production facilities and staff business residential zone of the correctional institution. From the perspective of a legally correct registration procedures mentioned important factor is to bring in the orders for correctional institution grounds ongoing organizational and staff measures. Results. The article analyzes the rule of law contained in the Criminal Enforcement Code of the Russian Federation; Law of the Russian Federation dated July 21, 1993 No. 5473-1 “On institutions and bodies executing criminal penalties of imprisonment”; The internal regulations of correctional institutions, approved by Order of Russian Ministry of Justice on November 3, 2005 No. 205; Order Ministry of Justice of Russia as of April 1, 2008 № 80 “On approval of the Model Regulations on the center of the labor adaptation of convicts or training and production (labor) workshop institution executing criminal penalties of imprisonment, and the Model Regulations on the medical and industrial (labor) workshop institution executing criminal penalties of imprisonment “and others. The author believes that the data sources are specific rules that can be used as a basis when you make a movement procedures and removal of persons involved in socially useful work, from their positions on the maintenance of the and income-generating activities of the correctional institution. The author draws attention to the absence in the list of places of prisoners contained in the third part of Article 118 of the Criminal Enforcement Code, a single cell-type rooms. This fact directly restricts the ability to perform job duties of convicts living in single cell-type rooms, and is a point of concern legal regulation of their employment in a correctional facility. Listed in the article the conditions of termination of employment duties that arise in the process of attracting sentenced to socially useful work can be taken into account in further research and improvement of legal regulation of labor sentenced to imprisonment.

Текст научной работы на тему «Условия прекращения трудовых обязанностей осужденных к лишению свободы»

8. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [Электронный ресурс] // Статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. — Режим доступа: http://фсин.рф/statistics/html (дата обращения: 15.04.2016).

9. Шакиров, Д. М. Проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ // Правовые и психолого-педагогические аспекты деятельности сотрудников правоохранительных органов : материалы научного семинара, посвященного 130-летию уголовно-исполнительной системы / под общ. ред. канд. мед. наук. Т. М. Молоковой. —Томск, 2009. — С. 39-44.

Сведения об авторах

Козаченко Борис Павлович: Академия ФСИН России (г. Рязань), доцент кафедры уголовно-исполнительного права, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: ammosovavarja@mail.ru Аммосова Варвара Иннокентьевна: Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: ammosovavarja@mail.ru

Information about the authors

Kozachenko Boris Pavlovich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), associate professor of the department of the penal law, PhD in law, associate professor. E-mail: ammosovavarja@mail.ru Ammosova Varvara Innokentjevna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), adjunct of the department of scientific-pedagogical personnel. E-mail: ammosovavarja@mail.ru

УДК 343.811

Е. А. Корякин

УСЛОВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью подготовки ведомственного правового акта, регулирующего последовательность действий сотрудников и работников заинтересованных служб и отделов по оформлению трудоустройства осужденных на оплачиваемые работы в жилую и производственную зоны исправительных учреждений, а также прекращению отношений, связанных с оплачиваемым трудом спецконтингента. Объект исследования — общественные отношения, связанные с организацией деятельности исправительных учреждений ФСИН России в сфере привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Методологическую основу данного исследования составляют совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимает сравнительно-правовой метод и метод социологического исследования с помощью анкет. В процессе производственно-хозяйственной деятельности у администрации исправительного учреждения возникает необходимость кадровых перемещений осужденных к лишению свободы. В таких случаях администрацией исправительных учреждений оформляются приказы о перемещении осужденных на другое место работы или о снятии с должностей (об увольнении) вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения. С точки зрения юридически правильного оформления названных процедур важным обстоятельством является

© Корякин Е. А., 2017.

приведение в приказах по исправительному учреждению оснований проводимых организационно-штатных мероприятий. В статье анализируются нормы права, содержащиеся в: Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации; Законе РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295; приказе Минюста России от 01.04.2008 № 80 «Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы» и др. Автор считает, что в данных источниках имеются конкретные нормы, которые можно использовать в качестве оснований при оформлении процедур перемещений и снятия лиц, привлекаемых к общественно полезному труду, с должностей по хозяйственному обслуживанию и приносящей доход деятельности исправительного учреждения. Обращается внимание на отсутствие в перечне мест содержания осужденных, содержащихся в ч. 3 ст. 118 УИК РФ, единого помещения камерного типа. Данное обстоятельство непосредственно ограничивает возможность исполнения трудовых обязанностей осужденными, проживающими в единых помещениях камерного типа, и является проблемным моментом правового регулирования их трудоустройства в исправительном учреждении. Перечисленные в статье условия прекращения трудовых обязанностей, возникающих в процессе привлечения осужденных к общественно полезному труду, могут быть учтены в дальнейших исследованиях и совершенствовании правового регулирования труда осужденных к лишению свободы.

Ключевые слова: труд осужденных; увольнение осужденных; перевод осужденных на другое место работы; снятие работающего осужденного с должности.

E. A. Koryakin

TERMS OF REFERENCE OF THE TERMINATION OF LABOR SENTENCED TO IMPRISONMENT

The relevance of the article topic due to the need to prepare the departmental legal acts regulating the sequence of actions of employees and employment registration services concerned departments and workers convicted in paid work in residential and industrial areas of correctional institutions, as well as the cessation of relations connected with the gainful special contingent. Object of research — the public relations connected with the organization of the activities of correctional facilities of the FPS of Russia in the sphere of attracting convicts to paid work. The methodological framework of this study constitute a set of methods of scientific knowledge, among which the main place is occupied by a comparative legal method and sociological research using questionnaires. In the process of industrial and economic activities in the administration of the correctional institution there is a necessity of human movement sentenced to imprisonment. In such cases, the administration of correctional institutions are issued orders to move the prisoners to another place of employment or the dismissal (of resignation) subsidiary working production facilities and staff business residential zone of the correctional institution. From the perspective of a legally correct registration procedures mentioned important factor is to bring in the orders for correctional institution grounds ongoing organizational and staff measures. Results. The article analyzes the rule of law contained in the Criminal Enforcement Code of the Russian Federation; Law of the Russian Federation dated July 21, 1993 No. 5473-1 "On institutions and bodies executing criminal penalties of imprisonment"; The internal regulations of correctional institutions, approved by Order of Russian Ministry of Justice on November 3, 2005 No. 205; Order Ministry

of Justice of Russia as of April 1, 2008 № 80 "On approval of the Model Regulations on the center of the labor adaptation of convicts or training and production (labor) workshop institution executing criminal penalties of imprisonment, and the Model Regulations on the medical and industrial (labor) workshop institution executing criminal penalties of imprisonment "and others. The author believes that the data sources are specific rules that can be used as a basis when you make a movement procedures and removal of persons involved in socially useful work, from their positions on the maintenance of the and income-generating activities of the correctional institution. The author draws attention to the absence in the list of places of prisoners contained in the third part of Article 118 of the Criminal Enforcement Code, a single cell-type rooms. This fact directly restricts the ability to perform job duties of convicts living in single cell-type rooms, and is a point of concern legal regulation of their employment in a correctional facility. Listed in the article the conditions of termination of employment duties that arise in the process of attracting sentenced to socially useful work can be taken into account in further research and improvement of legal regulation of labor sentenced to imprisonment.

Keywords: labor convicts condemned the dismissal; transfer of convicts to another job; removal from office working convict.

В процессе организации

производственно-хозяйственной деятельности с оплачиваемым трудом лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы, возникает необходимость их перевода на другое место работы, а также снятия с должностей вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов исправительного учреждения.

Требования работников прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях сводятся к сохранению с осужденными возникших специфических трудовых отношений, что вызывает определенные затруднения в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных к лишению свободы является то, что они регулируются как нормами трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства.

Труд осужденных в местах лишения свободы в России (как и в СССР) традиционно регулируется двумя отраслями права — трудовым и уголовно-исполнительным (ранее — исправительно-трудовым) [3, с. 81].

В связи с отсутствием единого мнения о том, какое законодательство (трудовое или уголовно-исполнительное)

следует считать общим, а какое — специальным, в настоящее время возникают коллизии норм права и пробелы в правовом регулировании частных вопросов, возникающих в сфере привлечения осужденных к труду.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полагает, что между исправительным учреждением и осужденным не возникает трудовых отношений, они не являются работодателем и работником соответственно (письмо Минтруда России от 18.08.2014 № 14-2/10/В-5159).

Поскольку труд как средство исправления (ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и обязанность (ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер. Это не свободное волеизъявление осужденных, а их обязанность трудиться в определенных местах и на работах. В связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства (письмо ФСИН России от 13.08.2015 № исх-05-51704 «О разъяснении вопросов, связанных с применением норм трудового и уголовно-исполнительного

законодательства Российской Федерации, для изучения, доведения до подведомственных исправительных учреждений и руководства в практической деятельности»).

Трудовое законодательство в отношении осужденных применяется только в случаях, прямо предусмотренных статьями УИК РФ. Исчерпывающий перечень вопросов, когда на осужденных к лишению свободы распространяются без каких-либо изъятий нормы законодательства о труде Российской Федерации, определен ст. 104 и 105 УИК РФ. Это продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, оплата труда.

УИК РФ не предусматривает распространение на лиц, осужденных к лишению свободы норм трудового законодательства, регулирующих порядок заключения трудового договора, перевода на другую работу, увольнения с работы.

В настоящее время с целью правильного оформления администрацией исправительных учреждений соответствующих документов требуется уточнение и детализация условий прекращения трудовых обязанностей осужденных к лишению свободы.

Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России рекомендовало руководителям ведомственных образовательных учреждений ФСИН России рассмотреть и сообщить возможность выполнения в установленном порядке в 2015-2016 годы научно-исследовательских работ, в том числе по названной теме (письмо Управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России от 25.12.2014 № 14-63680 «О выполнении в 2015-2016 гг. научно-исследовательских работ»).

Актуальность подобных работ увеличивается в связи с обращениями общественных наблюдательных комиссий, правозащитных организаций в органы законодательной и исполнительной власти, прокуратуру Российской Федерации

по проблемам прекращения трудоустройства осужденных в случаях, не связанных с освобождением и этапированием из исправительных учреждений (напр., письмо Пермского регионального правозащитного центра от 04.12.2014 № 183 в рамках реализации проекта «Эффективный общественный контроль — эффективное регулирование труда в исправительных учреждениях»).

Анализу целей наказания и средствам их достижения по советскому уголовному праву была посвящена работа Н. А. Беляева (1963 г.). О правовой регламентации труда заключенных в советском исправительно-трудовом праве говорил Л. Г. Крахмальник. Правовому регулированию труда заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях посвящено исследование А. И. Зуб-кова. Причины и условия отказов от работы осужденных в исправительно-трудовых учреждениях рассматривались коллективом авторов под руководством

A. Л. Ременсона. Исследованием трудовой занятости и приобщению осужденных к труду в исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР занимался И. Г. Константинов. Уголовному наказанию и применяемому исправительно-трудовому воздействию уделял внимание

B. А. Уткин. Труду осужденных в разных общественных формациях Советского государства посвящено исследование В. М. Исакова.

Особенности правового регулирования труда осужденных к лишению свободы и использования этого труда в местах изоляции от общества посвящены диссертационные исследования К. А. Беги-шевой, А. В. Губенко, Н. И. Гуцал, Н. Н. Дерюги, Л. П. Дубровицкого, Е. В. Емельяновой, И. В. Жижиной, Н. С. Матвеевой, Ж. Б. Оспановой, К. В. Трусова, В. В. Шлыкова и др.

В постсоветский период на возникающие организационно-правовые проблемы труда осужденных к лишению свободы в России обращал внимание в монографических исследованиях С. Х. Шам-сунов. Исторические аспекты применения труда осужденных в России

анализировались Ю. А. Кашубой и др. В 2008 г. Д. Д. Даниловым были проанализированы проблемы организационно-правового характера, связанные с условиями функционирования производственных подразделений УИС, а также предложена концепция формирования социально-производственной системы в исправительных учреждениях [1]. Порядок действий сотрудников и работников при организации трудоустройства осужденных в исправительных учреждениях (на примере швейного производства), рассматривался в методических рекомендациях Е. А. Корякина [2, с. 70].

Первоначально запреты на привлечение осужденных к труду были сформулированы в письме УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13.05.2013 № 81/ТО/9-3432.

В 2012-2015 гг. в ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России автором проводилось анкетирование 240 слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб ис-

правительных учреждений ФСИН России. На основе этих данных было выяснено, что администрация колоний с целью увольнения осужденных не включает их в единую разнарядку на вывод осужденных на работу в производственно-хозяйственные объекты производственной и жилой зоны исправительного учреждения.

В рапортах и приказах о снятии с должности (увольнении) осужденных возможным основанием является уменьшение объемов производственной деятельности структурного подразделения и по этой причине сокращение должности, а также их освобождение или этапирование из исправительного учреждения.

Уголовно-исполнительное законодательство содержит ряд положений, которые можно использовать в исправительных учреждениях при регламентировании производственно-хозяйственной деятельности с участием труда осужденных (см. таблицу).

Таблица

Условия для перемещения и снятия осужденных с занимаемых должностей по хозяйственному обслуживанию и приносящей доход деятельности исправительного учреждения

№ п/п Фактические ограничения, возникающие в процессе привлечения к оплачиваемому труду и выполнения требований режима содержания осужденных Обоснование принимаемых мер по уголовно-исполнительному законодательству Примечание и разъяснение уголовно-исполнительного законодательства Формулировка принимаемого решения в приказе по исправительному учреждению

1. Перевод осужденного в безопасное место ст. 13 УИК РФ В отношении работающего осужденного могут быть применены меры по обеспечению личной безопасности посредством перевода осужденного в безопасное место. «в связи с отсутствием рабочего места по месту содержания»

2. Трудоустройство осужденных, находящихся в карантинном отделении ч. 2 ст. 79 УИК РФ В карантинном отделении исправительного учреждения отсутствуют специально оборудованные рабочие места, поэтому осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, не могут вступать в контакт, в том числе и на рабочем месте, с другими осужденными. «в связи с требованиями уголовно-исполнительного законодательства об изоляции осужденных, находящихся в карантинном отделении, от других осужденных»

3. Перевод осужденных в запираемые помещения п. «в», «г», «д», «е» ст. 115; ч. 3 ст. 118 УИК РФ Водворение осужденных в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин в помещения камерного типа и одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин в единые помещения ка- «в связи с отсутствием рабочего места по месту содержания» Дополнительно в приказе указывается факт нарушения установленного порядка отбывания наказания, за

мерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин в помещения камерного типа на срок до трех месяцев. Ч. 3 ст. 118 УИК РФ определены ограничения работы для осужденных: водворенных в штрафной изолятор; переведенных в помещения камерного типа; переведенных в одиночные камеры — они работают отдельно от других осужденных. которое к осужденному применяется мера взыскания в виде помещения в то или иное изолированное помещение. При наличии в запираемых помещениях для отбывания наказания оборудованных рабочих камер приказом по учреждению осужденные должны переводиться на другое место работы. При применении к осужденному меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток администрация исправительного учреждения может принять одно из фактических решений о снятии осужденного с работы или оставлении за осужденным, отбывающим дисиплинарное наказание, рабочего места.

4. Перевод осужденных в строгие условия отбывания наказания в исправительных колониях строгого и особого режимов ч. 3 ст. 123 УИК РФ; ч. 3 ст. 125 УИК РФ; п. 147 гл. 22 ПВР ИУ Привлечение к труду осужденных, проживающих в запираемых помещениях и помещениях камерного типа, организуется отдельно от осужденных, отбывающих наказание в других условиях содержания. «в связи с нарушением установленного порядка отбывания наказания и отсутствием оборудованного рабочего места по новому месту содержания» Данные обстоятельства являются препятствием к выполнению осужденными трудовых обязанностей. При наличии в строгих условиях отбывания наказания оборудованных рабочих камер приказом по учреждению осужденные должны переводиться на другое место работы.

5. Наличие совместных рабочих мест осужденных мужчин и осужденных женщин ч. 1 ст. 80 УИК РФ Установлены ограничения на совместное содержание, следовательно, и на совместную работу, осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, например, трудоустройство осужденного мужчины и осужденной женщины на одну рабочую ставку (по 0,5 ставки штатной должности соответственно). «в связи с ограничением, установленным уголовно-исполнительным законодательством по организации совместных рабочих мест, соответствующих одному полу работника»

6. Наличие совместных рабочих мест осужденных различных категорий ч. 2, 3 ст. 80 УИК РФ Изолированно от других осужденных содержатся, а следовательно, и работают: осужденные при опасном рецидиве; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; осужденные — бывшие работники судов и правоохранительных органов. «в связи с отсутствием отдельного рабочего места для соответствующей категории осужденных»

7. Возникновение инфекционного заболевания у работающего осужденного ч. 5 ст. 80 УИК РФ Содержатся отдельно, следовательно, и работают осужденные, больные инфекционными заболеваниями, и здоровые осужденные. «в связи с нетрудоспособностью осужденного по состоянию здоровья»

8. Выявление у осужденного заболевания, длящегося продолжительное время и не предусматривающего перспективы его скорейшего выздоровления ч. 1 ст. 103 УИК РФ; ч. 15 ст. 14 Закона РФ № 5473-1 Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их состояния здоровья. Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляется право привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности. «в связи с нетрудоспособностью осужденного по состоянию здоровья»

9. Работа осужденной женщины на должности, связанной с тяжелыми физическими нагрузками, не свойственными для лиц женского пола ч. 1 ст. 103 УИК РФ; постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, трудоспособности. Приводится Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. «в связи с отсутствием рабочего места, соответствующего трудовым характеристикам женщины»

10. Возникновение производственной необходимости в производственной зоне исправительного учреждения ч. 1 ст. 103 УИК РФ Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду исходя из наличия рабочих мест. «в связи с уменьшением объемов производственной деятельности структурного подразделения и необходимостью временного сокращения рабочих мест, а равно отсутствие необходимости в рабочей силе»

11. Возникновение хозяйственной необходимости в жилой зоне исправительного учреждения ч. 1 ст. 22 Закона РФ № 5473-1; ч. 1 ст. 103 УИК РФ Изменение организационно-штатного расписания работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию. «в связи с изменением штатного расписания (сокращением должностей по хозяйственному обслуживанию, финансируемых за счет дополнительных источников бюджетного финансирования) исправительного учреждения, а равно отсутствие необходимости в рабочей силе»

12. Трудоустройство осужденных без соблюдения условий по обеспечению их надлежащей охраны и изоляции ч. 1 ст. 103 УИК РФ Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. «в связи с организацией рабочего места, не соответствующего требованиям уголовно-исполнительного законодательства по обеспечению надлежащей охраны и изоляции осужденных»

13. Освобождение осужденных в связи с окончанием срока отбывания уголовного наказания УИК РФ; письмо Генпрокуратуры РФ от 13.08.2014 № 17-30-2014 Уголовно-исполнительным законодательством прямо не предусмотрено, но предполагается снятие их с должности в связи с освобождением или убытием в другое исправительное учреждение. «в связи с освобождением от отбывания наказания и убытием осужденного из исправительного учреждения»

14. Возникновение необходимости убытия осужденных в лечебное исправительное учреждение или в больницу в связи с их заболеванием письмо Генпрокуратуры РФ от 13.08.2014 № 17-30-2014 На осужденных не распространяются положения трудового законодательства, регламентирующие порядок увольнения с работы, перевода на другую работу. Возникающие правоотношения зависят от волеизъявления администрации учреждения, положения ст. 81 Трудового кодекса РФ, не допускающие увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности, к рассматри- «в связи с этапированием осужденных в лечебное исправительное учреждение или больницу» В приказе основанием для снятия с работы будет являться сам факт убытия в лечебное исправительное учреждение или больницу.

ваемому случаю не применяются. Причем вопрос о снятии с работы в случае болезни следует рассматривать в день принятия решения о необходимости направления осужденного в ЛИУ или больницу. Однако следует иметь в виду, что нельзя снимать осужденного с работы, если на момент принятия такого решения ему выдан больничный лист с открытой датой, поскольку иначе будет нарушаться его право на получение социального пособия, гарантированное ч. 7 ст. 12 УИК РФ.

15. При достижении осужденными мужчинами возраста старше 60 лет ч. 2 ст. 103 УИК РФ Перечислены условия привлечения осужденных к труду по их личному желанию. «наличие собственного желания осужденного и его заявления»

16. При достижении осужденными женщинами возраста старше 55 лет

17. При получении осужденными 1-й или 2-й группы инвалидности

18. Работа осужденного на конкретном рабочем месте препятствует его исправлению, и такое препятствие неустранимо в силу неотъемлемых свойств этого рабочего места ч. 5 ст. 103 УИК РФ Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных. Полагаем, что данное ограничение необходимо конкретизировать на законодательном уровне, так как на уровне администрации исправительного учреждения провести сопоставительный анализ достаточно проблематично. «в связи с отсутствием рабочего места, соответствующего требованиям уголовно-исполнительного законодательства по исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений»

19. Необеспечение изоляции лиц, находящихся в жилой зоне, от осужденных, работающих на производстве п. 25 гл. 7 ПВР ИУ Если столовая расположена на стыке жилой и производственной зон, прием пищи работающей сменой может организовываться в столовой при условии обеспечения изоляции лиц, находящихся в жилой зоне, от осужденных, работающих на производстве. «в связи с отсутствием рабочего места, соответствующего требованиям уголовно-исполнительного законодательства об изоляции работающих и не работающих на производстве осужденных»

20. Наличие запретительных условий использования труда осужденных прил. № 9 ПВР ИУ Приводится Перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в исправительных учреждениях. «в связи с недопустимостью привлечения осужденных к работам и назначения на должности, не соответствующие требованиям уголовно-исполнительного законодательства»

21. Истек срок действия заключенного договора (контракта) или его условия не соответствуют требованиям закона ст. 21 Закона РФ № 5473-1; распоряжение ФСИН РФ от 31.10.2009 № 313-р «Методические рекомендации по подготовке договоров об оказании услуг по предостав- Привлечение осужденных к труду на объектах осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций любых организационно-правовых форм. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматривается пять условий (см. распоряжение ФСИН России № 313-р) «в связи с прекращением действия заключенного договора (контракта) или несоответствием его условий требованиям закона»

лению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами »

22. Заключение администрацией исправительного учреждения договора с ненадлежащим контрагентом п. 4 приказа Минюста от 01.04.2008 № 80 Деятельность центра осуществляется на основании договоров, заключаемых исправительным учреждением с организациями любых организационно-правовых форм и физическими лицами. «в связи с нелигитимно-стью заключенного договора (нахождение организации в состоянии банкротства или ликвидации, недееспособность физического лица и т. п.)»

23. Недобросовестное отношение осужденных к трудовым обязанностям ч. 1 ст. 103 УИК; п. 14 ПВР ИУ В соответствии с п. 14 ПВР ИУ, которые действуют в исправительных учреждениях, в соответствии со ст. 82 УИК РФ одной из обязанностей осужденных является добросовестное отношение к труду, за невыполнение чего предусмотрена дисциплинарная ответственность в соответствии со ст. 115, 116 УИК РФ. Под добросовестным отношением к труду следует понимать общепризнанные правила поведения, такие как, например, выполнение норм выработки, качество выполняемой работы, соблюдение графика работы и т. п. Также следует иметь в виду, что ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей может быть связано и с личными качествами, навыками и способностями конкретного осужденного, т. е. неумением и неспособностью выполнять предоставленную работу. Такие обстоятельства не связаны с нарушением трудовой дисциплины, однако также могут служить основанием для снятия осужденного с работы или перевода на иную. «в связи с систематическим ненадлежащим исполнением осужденным трудовых обязанностей» Основанием для снятия с работы будет являться зафиксированный надлежащим образом факт недобросовестного отношения к трудовым обязанностям, который должен содержать в себе исключительно объективные данные, например, посредством акта о нарушении осужденным требований п. 14 ПВР ИУ, выписки из журнала выдачи сменного задания или иным образом. При этом не имеет значение, применялась ли ранее к осужденному мера взыскания за недобросовестное отношение к труду.

24. Отрицательное влияние на оперативную обстановку Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Учитываются данные, полученные в рамках оперативно-розыскной деятельности, об отрицательном влиянии ряда осужденных на оперативную обстановку. «в целях предотвращения конфликтов, а также исключения иных отрицательных моментов в исправительном учреждении»

25. Систематические и грубые нарушения требований охраны труда и техники безопасности на рабочем месте п. 14 гл. 3 ПВР ИУ Осужденные обязаны: соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также обязаны выполнять законные требования администрации исправительных учреждений; бережно относиться к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества; добросовестно относиться к труду и учебе. «в связи с возможностью травмирования, так как непринятие мер может привести к травме самого осужденного и окружающих лиц»

Рассмотренные требования действующего законодательства и изменения в условиях содержания работающих осужденных (обусловленные требованиями режима содержания) непосредственно влияют на их возможность исполнять трудовые обязанности. С учетом того, что хозяйственные и производственные процессы не могут быть остановлены на период выбытия из них указанных осужденных, то, исходя из интересов хозяйственного обслуживания и приносящей доход деятельности, они могут быть заменены на других осужденных. У администрации исправительных учреждений создаются фактические основания для оформления ограничений на привлечение осужденных к труду.

Решение о снятии осужденных с работы должно приниматься обоснованно, полностью исключая чью-либо личную или иную заинтересованность, в том числе и неприязнь к осужденному.

Говоря об условиях прекращения трудовых обязанностей осужденных, следует остановиться на вопросе, обязана ли администрация исправительного учреждения под роспись знакомить осужденных с приказами о перемещении и снятии с работы.

Обязательного требования об ознакомлении с приказом лиц, привлекаемых к труду в исправительных учреждениях, действующее уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не содержит.

Статьи гл. 12, 13 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающие

работодателя уведомлять работника в письменной форме об изменении или прекращении трудового договора, на администрацию исправительного учреждения не распространяются.

С другой стороны, издание приказа по исправительному учреждению о переводе или снятии с должностей напрямую касается осужденных к лишению свободы, так как влечет возникновение обязанностей и прав. Ст. 10 УИК РФ установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Проблемным моментом правового регулирования трудоустройства осужденных в исправительных учреждениях видится отсутствие в перечне мест проживания, содержащихся в ч. 3 ст. 118 УИК РФ, единого помещения камерного типа. Указанное обстоятельство непосредственно влияет на фактическую возможность осужденных, содержащихся в единых помещениях камерного типа, исполнять трудовые обязанности в оборудованных рабочих камерах.

Перечисленные ограничения, возникающие при исполнении осужденными трудовых обязанностей, могут быть учтены в дальнейших исследованиях и совершенствовании правового регулирования порядка привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях ФСИН России.

Литература

1. Данилов, Д. Д. Проблемы формирования социально-производственной системы в исправительных учреждениях : монография. — Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2008. — 132 с.

2. Корякин, Е. А. Действия сотрудников и работников при организации трудоустройства осужденных в исправительных учреждениях (на примере швейного производства) : методические рекомендации. — Рязань: Академия ФСИН России, 2015. — 117 с.

3. Уткин, В.А . Проблемы правового регулирования труда осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации // Уголовная юстиция. — 2015. — № 2 (6). — С. 81-88.

Сведения об авторе

Корякин Евгений Анатольевич: ФКУ ДПО Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России (г. Киров), старший преподаватель кафедры инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, кандидат экономических наук. E-mail: e.a.koryakin@yandex.ru

Information about the author

Koryakin Evgeniy Anatolievich: Kirov Institute of FPS of Russia (Kirov), senior lecturer in engineering and technical support activities of the penitentiary system, candidate of Economic Sciences. E-mail: e.a.koryakin@yandex.ru

УДК 343.811

П. Н. Красоткин

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЙ К ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России возникает целый ряд задач, решение которых необходимо обеспечить на качественно новом уровне. Следует пересмотреть некоторые положения уголовно-исполнительного законодательства, касающиеся порядка применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы, поскольку несовершенство закона порождает многочисленные проблемы правоприменения, приводит к сужению возможностей воздействия на поведение осужденных, стимулирования их правопослушного поведения. Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность научного исследования данной темы.

В правоприменительной деятельности трудности вызывают: соразмерность взыскания тяжести и характеру проступка; специфика процедуры применения мер взыскания; профессионализм администрации исправительного учреждения; компетентность лиц, обеспечивающих порядок наложения мер дисциплинарного воздействия; неопределенность в приоритете норм; декларативный характер мер принуждения; пределы исполнимости мер взыскания.

В статье представлены предложения по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики.

Ключевые слова: уголовное наказание; сотрудник; исправительное учреждение; осужденный; лишение свободы; меры взыскания.

P. N. Krasotkin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TOPICAL ISSUES OF PRACTICE IN APPLYING THE MEASURES OF PENALTY TO CONVICTED TO DEPRIVATION OF LIBERTY

An important step towards the transformation of penal system in Russia is its reformation. In these circumstances, there are a number of challenges that it is necessary to provide to a new level. So there is a need to revise certain provisions of penal legislation relating to the application of penalties to the convicted to deprivation of liberty, since the imperfections of the Act gives rise to numerous problems of enforcement leads to narrowing opportunities influence behaviour of convicts, stimulate their law-abiding behaviour. These and other circumstances attract scientific interest to the present study.

© Красоткин П. Н., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.