Научная статья на тему 'Профилактика производственного травматизма привлекаемых к оплачиваемому труду осужденных в исправительных учреждениях: вопросы и ответы'

Профилактика производственного травматизма привлекаемых к оплачиваемому труду осужденных в исправительных учреждениях: вопросы и ответы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
603
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголовная юстиция
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА / LABOUR OF CONVICTS / RESPONSIBILITY OF CONVICTS FOR VIOLATION OF LABOUR PROTECTION REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякин Евгений Анатольевич

Анализируется информация, полученная в результате анкетирования сотрудников производственно-технических служб федеральных казённых исправительных учреждений по проблемам, связанным с низкими показателями привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских исправительных учреждений. Выявлены причины, оказывающие влияние на указанные показатели, и предложены рекомендации и мероприятия, направленные на профилактику и снижение производственного травматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of industrial injuries of convicts engaged in paid labour in correctional facilities: Questions and answers

The article analyses the information obtained as a result of questioning the employees of the production and technical services of federal state correctional institutions on problems related to low rates of bringing convicts to disciplinary responsibility for violations of labour protection requirements in labour adaptation centres for convicts and production workshops of correctional facilities. The causes that influence these indicators are identified, and recommendations and measures aimed at preventing and reducing industrial injuries are proposed. As practice shows, the existing rules of law are not sufficient for an effective impact on convicts violating the requirements of labour protection and for regulating the existing legal relations. The practical value of the study the author conducted is seen in the ability to delineate responsibility arising from violations of labour protection requirements and a possible accident by attributing part of the fault from the administration of correctional facilities to convicts involved in labour.

Текст научной работы на тему «Профилактика производственного травматизма привлекаемых к оплачиваемому труду осужденных в исправительных учреждениях: вопросы и ответы»

2018

Russian Journal of Criminal Law

№ 12

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 331.4 Б01 10.17223/23088451/12/19

Е.А. Корякин

ПРОФИЛАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОПЛАЧИВАЕМОМУ ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ:

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Анализируется информация, полученная в результате анкетирования сотрудников производственно-технических служб федеральных казённых исправительных учреждений по проблемам, связанным с низкими показателями привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских исправительных учреждений. Выявлены причины, оказывающие влияние на указанные показатели, и предложены рекомендации и мероприятия, направленные на профилактику и снижение производственного травматизма.

Ключевые слова: труд осужденных, ответственность осужденных за нарушение требований охраны труда.

При подведении итогов деятельности уголовно-исполнительной системы России за прошедший год и задачах на будущий год на расширенных заседаниях коллегии ФСИН России всегда обращается внимание на производственную деятельность в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС). При организации трудовой занятости осужденных к лишению свободы в УИС Российской Федерации проводится работа по исполнению требований законодательства Российской Федерации по охране труда, обеспечению безопасных условий труда работающих и снижению уровня травматизма на имеющихся промышленных объектах.

Целью написания научной статьи является выявление проблем для углубленного изучения и выработки мероприятий, способствующих профилактике производственного травматизма в центрах трудовой адаптации осужденных, лечебно-производственных и учебно-производственных мастерских исправительных учреждений.

В ежегодовых обзорах ФСИН России «о производственном травматизме в исправительных учреждениях» указывается, что одной из причин допущенных несчастных случаев на производстве является ослабление контроля за работающими осужденными со стороны инженерно-технического персонала, что, учитывая низкий квалификационный уровень и слабую подготовленность работников, приводит к нарушению пострадавшими требований охраны труда [1, с. 2].

В целях ужесточения контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по охране труда, создания условий для сохранения жизни и здоровья работающих необходимо территориальным органам ФСИН России, допустившим увеличение производственного травматизма, разработать конкретные мероприятия по профилактике и снижению производственного травматизма на производственных объектах подведомственных объектов [2, с. 5].

В целях профилактики производственного травматизма на промышленных объектах УИС требуется в рамках инструктажей по технике безопасности прово-

дить с осужденными разъяснительную работу, направленную на стимулирование у них внутренней мотивации на неукоснительное соблюдение требований техники безопасности, поддержание трудовой и технологической дисциплины на должном уровне [3, с. 2].

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что одновременно с разъяснительной работой необходимо организовать работу по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда.

В обзорах ФСИН России анализ причин травм, приводящих к росту производственного травматизма, указывает не только на слабый контроль администрации учреждений за проведением работ, но и на нарушение правил и инструкций по технике безопасности самими пострадавшими [4, с. 2].

Другими словами, рост уровня производственного травматизма свидетельствует не только об ослаблении контроля со стороны руководства территориальных органов, заинтересованных служб в подведомственных учреждениях за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда работающих, но и на недостаточную фиксацию нарушений требований охраны труда у допущенных к оплачиваемому труду осужденных с последующим оформлением мер дисциплинарного характера.

Проведённый анализ информации, полученной в результате анкетирования автором в 2014-2017 гг. в ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России 87 слушателей групп повышения квалификации по должностной категории «Начальники отрядов ИК, КП, ЛИУ, СИЗО и тюрем» и 269 слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб федеральных казённых исправительных учреждений из разных территориальных органов ФСИН России, показал, что по фактам нарушения осужденными требований охраны труда привлекается к дисциплинарной ответственности только 3,4% от общего количества нарушителей.

Получается, что, несмотря на предпринимаемые работодателями, в лице администрации федеральных казённых учреждений и организаций иных организационно-правовых форм, меры по соблюдению требований охраны труда в производственной деятельности исправительных учреждений крайне редко ставится вопрос о дисциплинарной ответственности осужденных за нарушение правил охраны труда.

Сложившаяся ситуация указывает на то, что на производственных объектах подведомственных территориальным органам ФСИН России учреждений необходимо организовать и реализовывать превентивные меры по профилактике производственного травматизма среди привлекаемых к общественно-полезному труду осужденных.

Статья 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) определяет условия труда осужденных к лишению свободы. На осужденных распространяется продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Ряд статей Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) раскрывают и закрепляют данное право.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

На работодателя, согласно ст. 212 ТК РФ, возлагается перечень обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Например, приобретать и выдавать за счет собственных средств специальную одежду, специальную обувь и других средств индивидуальной защиты, контролировать правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, участвовать в расследовании несчастных случаев с оформлением соответствующих документов и др.

Статья 214 ТК РФ обязывает работника в области охраны труда: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и др.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, подразумевает право каждого работника на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя и др.

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии со ст. 419 ТК РФ привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

При проверках сотрудниками прокуратуры соблюдения требований охраны труда на производстве исправительных учреждений выявляются нарушения, связанных с недостаточным обеспечением безопасных условий труда, назначением на должность осужденных, не имеющих соответствующих документов для выполнения определенных видов работ и др. Наибольшее количество нарушений выявляется следователями прокуратуры по соблюдению законов в исправительных учреждениях при проверках совместно с государственными инспекторами труда государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации.

При выявлении проверяющими прокурорами фактов несоставления рапортов по нарушениям осужденными требований охраны труда может быть поставлен вопрос о привлечении сотрудников и работников исправительного учреждения к дисциплинарной ответственности ввиду неосуществления должного контроля за работой осужденных. Например, за неисполнение обязанности правильно применять средства индивидуальной защиты, выданные осужденному в установленном порядке.

По выявленным нарушениям оформляются представления и протесты. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования должностные лица, как исправительного учреждения, так и контрагента привлекаются к разным видам ответственности. Юридические лица за нарушения в области охраны труда также привлекаются к административной ответственности.

Вопрос же о применении дисциплинарных взысканий к осужденным за нарушение установленных требований охраны труда на производственных объектах исправительных учреждений в практической деятельности ставится гораздо реже, чем по сотрудникам и вольнонаемных работникам. Сложность заключается в правоотношениях, возникающих в связи с привлечением осужденных к лишению свободы к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда.

Федеральной службой исполнения наказаний в подведомственные территориальные органы телеграммой от 12 апреля 2011 г. № 14/6359-041 и письмом от 13 августа 2015 г., исходящий номер 05-51704, направлялись указания по вопросам, связанным с применением норм трудового и уголовно-исполни-тельного законодательства Российской Федерации. В них говорится о том, что в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда осуждённые привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

ТК РФ связывает возникновение трудовых отношений с добровольным соглашением сторон при свободном волеизъявлении, являющимся правообразующим юридическим фактом.

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ, основанной на положениях ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федера-

ции, при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных к лишению свободы является то, что они регулируются как нормами трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства.

Поскольку труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

В отличие от регулируемых ТК РФ правоотношений работника и работодателя, возникновение трудовых отношений осужденных к лишению свободы связано не с заключением трудового договора, основанного на свободном волеизъявлении сторон, а с обязанностью трудиться в связи с вступлением в силу обвинительного приговора. Кроме того, в данных отношениях отсутствуют присущие трудовым отношениям стороны - работник и работодатель.

Отношения, связанные с трудом осужденных к лишению свободы, трудовыми не являются, хотя опосредованно находятся в сфере действия ТК РФ.

Данную точку зрения поддерживает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В письме от 18.08.2014 г. № 14-2/10/В-5159 также уточняется, что нормы трудового законодательства на осужденных распространяются в ограниченном объеме.

В письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.08.2014 г. № 17-30-2014 также указывается, что осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В этом случае это не свободное волеизъявление осужденного, а его обязанность трудиться в определённых местах и на работах. В данных отношениях отсутствуют стороны трудовых отношений - работник и работодатель.

Таким образом, трудовое законодательство в отношении осужденных применяется только в случаях, прямо предусмотренных статьями УИК РФ. Исчерпывающий перечень вопросов, когда на осужденных к лишению свободы распространяются без каких-либо изъятий нормы законодательства о труде Российской Федерации, определён ст. ст. 104 и 105 УИК РФ: продолжительность рабочего времени; правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; оплата труда.

Остановимся подробнее на дисциплинарной ответственности за нарушение осужденными требований охраны труда. Автор полагает, что складывающиеся правоотношения по соблюдению в исправительных учреждениях безопасных условий труда должны носить обоюдный характер как для администрации исправительного учреждения, так и для осужденных, привлекаемых к общественнополезному труду.

Соответствуют ли составленные администрацией колонии документы о нарушениях осужденными тре-

бований охраны труда на производстве и принятым по ним мерам дисциплинарной ответственности действующему законодательству Российской Федерации. Если конкретные действия (юридические факты) нарушают правоотношения по надлежащему выполнению требований охраны труда, которые возникают между администрацией исправительного учреждения и осужденными, то какими нормативно-правовыми актами они регламентируются.

Как ранее было отмечено с осужденными, при исполнении и отбывании ими уголовного наказания в виде лишения свободы возникают особые трудовые отношения.

В главе 55 ТК РФ отсутствуют статьи по особенностям регулирования труда такой категории работников, как осужденные к лишению свободы. Единственное упоминание содержится в ст. 227 по расследованию и учёту несчастных случаев в главе 25 ТК РФ. К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду.

Применение дисциплинарных взысканий регламентируется в главе 30 ТК РФ. В ст. ст. 189-194 ТК РФ, законодателем предусмотрены такие понятия, как работодатель и работник.

Таким образом, в теории и практической деятельности исправительных учреждений возникает сложная юридическая конструкция, основанная на применении отсылочных норм в уголовно-исполнительном и взаимосвязи трудовых институтов в трудовом законодательствах Российской Федерации.

Предположим возможность привлечения осужденного, в качестве работника структурного подразделения федерального казённого учреждения, за совершение дисциплинарного проступка к дисциплинарному взысканию по ст. 192 ТК РФ. В указанной статье за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодателю даётся право применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Тогда администрация исправительного учреждения по собственной инициативе не сможет осуществить увольнение работника по основаниям, предусмотренным в ст. 81 ТК РФ.

Применение мер взыскания в УИК РФ основано на нарушениях осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания. Можно говорить о нарушении установленного порядка исполнения и отбывания уголовного наказания (режим).

На основании УИК РФ соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений регламентируют и конкретизируют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ) [5].

На этапе фиксации нарушений практические действия администрации исправительных учреждений заключаются в том, что начальники цехов (мастера участков) ссылаются на несоблюдение осужденным производственной инструкции, а начальник отряда -

на несоблюдение правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Как правило, в мотивированном рапорте (справке, заключении) указывается о том, что своими действиями осужденный нарушил требования инструкции по охране труда, а также п. 16 гл. 3 ПВР ИУ. В соответствии с абз. 8 п. 16 указанных Правил осужденные обязаны добросовестно относиться к труду и учёбе.

В совокупности с названным основанием также для наложения взыскания являются ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. е 214 ТК РФ, работники обязаны соблюдать требования охраны труда и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Основанием будет являться зафиксированный надлежащим образом факт недобросовестного отношения к трудовым обязанностям, который должен содержать в себе исключительно объективные данные, например посредством акта о нарушении осужденным требований п. 16 ПВР ИУ, выписки из журнала выдачи сменного задания или иным образом. При этом не имеет значение, применялась ли ранее к осужденному мера взыскания за недобросовестное отношение к труду.

Является ли обязанность осужденного к лишению свободы добросовестно трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, тождественным понятию обязанности осужденного соблюдать требования охраны труда на производственных объектах жилой и промышленной зоны учреждений.

В научной литературе нет единого определения, соответственно нет единого понимания, какие действия осужденных к лишению свободы попадают под понятие «недобросовестное отношение к труду».

Добросовестное отношение осужденных к обще-ственнополезному труду предполагает, прежде всего, изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание у них трудовых навыков и привычек, профессиональных компетенций, осознанной потребности в труде Г6, с. 81].

Под добросовестным отношением к труду следует понимать общепризнанные правила поведения, например такие, как выполнение норм выработки, качества выполняемой работы, соблюдение графика работы и т.п.

В большинстве производственных структурных подразделений исправительных учреждений ФСИН России применяется сдельно-премиальная система оплаты труда и бригадная форма организации труда.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда [7].

Норма выработки представляет собой установленное задание, которое осужденный должен выполнить за определённое время при соответствующих организационно-технических условиях. Уровень выполнения нормы выработки показывает результативность труда конкретного осужденного, привлекаемого к оплачиваемым работам. По его величине можно оценить трудовой

вклад осужденного в конечный результат, а также его отношение к труду и профессиональному мастерству.

По мнению автора, под недобросовестным отношением к труду можно понимать систематическое ненадлежащее исполнение осужденным трудовых обязанностей. Следовательно, осужденный к лишению свободы может добросовестно относиться к труду соблюдая обязанность трудиться путём выполнения либо «с небольшим недовыполнением» установленных норм выработки, качества продукции и услуг, соблюдения технологической дисциплины, но при этом допускать нарушения требований охраны труды.

Также следует иметь в виду, что ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей может быть связано и с личными качествами, навыками и способностями конкретного осужденного, т. е. неумением выполнять предоставленную работу и неспособностью соблюдать трудовую дисциплину.

Ещё одним основанием для принятия решения начальником отряда могут явиться ч. 2, 3, 6 ст. 11 УИК РФ и пп. 1, 3 п. 16 гл. 3 ПВР ИУ о неисполнении осужденными возложенных на них обязанностей по соблюдению требований федеральных законов Российской Федерации и ПВР ИУ, а также по выполнению законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Особое место среди локальных нормативных актов занимают документы, призванные обеспечить безопасность и условия труда на каждом рабочем месте. К ним относятся инструкции по охране труда для работников, инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ. Данные документы составляются на основе межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, инструкций по технической эксплуатации производственного оборудования [8].

Инструкции по охране труда, а так же производственные инструкции (обязанности по должности, характеристика работ по профессии или специальности, инструкции по видам оборудования или выполняемых работ), с которыми осужденных ознакамливают под подпись, содержат требования охраны труда.

Администрация исправительных учреждений требует от осужденных соблюдения данных инструкций, отражающих трудовые функции и требования охраны труда.

Соответствуют ли разработанные в исправительных учреждениях локальные нормативные акты (инструкции) и требования администрации о их соблюдении осужденными установленным в Российской Федерации требованиям федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Основной причиной низкого показателя по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в исправительных учреждениях, по мнению автора, является отсутствие определённых законодательных норм права, регламентирующих основания привлечения осуждённых к лишению свободы к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда.

Вопросы, связанные с регулированием труда осужденных к лишению свободы, рассматриваются в главе 14 УИК РФ. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В то же время в главе 14 УИК РФ и п. 16 и 17 гл. 3 ПВР ИУ не содержатся обязанности осужденных по соблюдению требований охраны труда, не предусмотрены действенные меры за нарушение требований охраны труда.

Отсутствие данных обязанностей, зачастую, приводит к отмене прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказов и постановлений руководства исправительных учреждений о привлечении к дисциплинарной ответственности осужденных, нарушающих требования охраны труда.

Анализ и изучение вопросов привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда позволило предложить конкретные мероприятия по профилактике и снижению производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья лиц, привлекаемых к общественнополезному труду на производственных объектах исправительных учреждений.

1. Дополнить п. 16 гл. 3 ПВР ИУ словами осужденные обязаны соблюдать требования охраны труда.

2. Разработать ведомственную форму отчетности по профилактике несчастных случаев и производственного травматизма в исправительных учреждениях. Существующая ведомственная форма статистической отчетности 7-Т «Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях, специальной оценке условий труда, трудоустройстве и реабилитации осужденных инвалидов и лиц с ограничен-

ной трудоспособностью» (далее - форма 7-Т) разработана в целях анализа информации о пострадавших при несчастных случаях на производстве.

Проведенное анкетирование слушателей по должностным категориям «Сотрудники (работники), ответственные за охрану труда и технику безопасности», «Начальники инспекций по охране труда территориальных органов ФСИН России» показало, что в случае введения в статистическую отчетность (7-Т или разработанную и утвержденную вновь форму) такого показателя, как количество осужденных и вольнонаемного состава, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда, принимаемые ответственными за данное направление сотрудниками действия будут разными.

Около 65 % сотрудников высказались за то, чтобы в отчете показывать количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности. Обоснованием данного мнения у анкетируемых респондентов явилась целесообразность «показывать свою работу для того, чтобы при наступлении несчастного случая можно было доказать, что получивший производственную травму осужденный неоднократно наказывался за нарушение охраны труда и таким образом снять ответственность с сотрудников или работников, ответственных за профилактику несчастных случаев и производственного травматизма».

3. Рассмотреть возможность внесения дополнений в уголовно-исполнительное законодательство в части применения к осужденным к лишению свободы, нарушившим установленные требования охраны труда, дисциплинарного штрафа в размере до 200 рублей. В соответствие с ч. 3 ст. 117 УИК РФ дисциплинарный штраф налагается только за нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ.

Перечисленные рекомендации и мероприятия, на взгляд автора, могут способствовать мотивации осужденных к соблюдению производственной дисциплины, усилению собственной ответственности за соблюдение (выполнение) правил техники безопасности и требований охраны труда, и как следствие, уменьшение травматизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. О производственном травматизме в исправительных учреждениях // Письмо ФСИН России от 17 марта 2016 г. № 05-13739.

Доступ из справ.-правовой системы «Эталон» (дата обращения: 20.03.2017).

2. О производственном травматизме в исправительных учреждениях // Письмо ФСИН России от 10 марта 2017 № 04-14549.

Доступ из справ.-правовой системы «Эталон» (дата обращения: 20.03.2017).

3. О производственном травматизме в исправительных учреждениях // Письмо ФСИН России от 01 июня 2015 г. № 04-32645.

Доступ из справ.-правовой системы «Эталон» (дата обращения: 20.03.2017).

4. О производственном травматизме в исправительных учреждениях // Письмо ФСИН России от 05 марта 2018 г. № 09-14755.

Доступ из справ.-правовой системы «Эталон» (дата обращения: 20.03.2017).

5. Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений // Приказ Министерства юстиции РФ от

16 декабря 2016 г. № 295. // «Консультантплюс»: Справочно-правовая система. Версия Проф. (дата обращения: 20.10.2017).

6. Корякин Е.А. Порядок привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях (на примере швейного производ-

ства) : науч.-метод. пособие. Киров : ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2017. 170 с.

7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства

Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие

положения (вместе с Программами обучения безопасности труда) // «Консультантплюс»: Справочно-правовая система. Версия Проф. (дата обращения: 20.02.2018).

PREVENTION OF INDUSTRIAL INJURIES OF CONVICTS ENGAGED IN PAID LABOUR IN CORRECTIONAL FACILITIES: QUESTIONS AND ANSWERS

Ugolovnaya yustitsiya - Russian Journal of Criminal Law, 2018, no. 12, pp. 96-101. DOI 10.17223/23088451/12/19 Evgeniy A. Koryakin, Kirov Institute for Advanced Training of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation (Kirov, Russian Federation). E-mail: e.a.koryakin@yandex.ru

Keywords: labour of convicts, responsibility of convicts for violation of labour protection requirements.

The article analyses the information obtained as a result of questioning the employees of the production and technical services of federal state correctional institutions on problems related to low rates of bringing convicts to disciplinary responsibility for violations of labour protection requirements in labour adaptation centres for convicts and production workshops of correctional facilities. The causes that influence these indicators are identified, and recommendations and measures aimed at preventing and reducing industrial injuries are proposed. As practice shows, the existing rules of law are not sufficient for an effective impact on convicts violating the requirements of labour protection and for regulating the existing legal relations. The practical value of the study the author conducted is seen in the ability to delineate responsibility arising from violations of labour protection requirements and a possible accident by attributing part of the fault from the administration of correctional facilities to convicts involved in labour.

References

1. Federal Penitentiary Service of Russia. (2016) Letter from the Federal Penitentiary Service of Russia No. 05-13739 of March 17,

2016: On occupational injuries in correctional institutions. "Etalon". (Accessed: 20.03.2017). (In Russian).

2. Federal Penitentiary Service of Russia. (2017) Letter from the Federal Penitentiary Service of Russia No. 04-14549 of March 10,

2017: On occupational injuries in correctional institutions. "Etalon". (Accessed: 20.03.2017). (In Russian).

3. Federal Penitentiary Service of Russia. (2016) Letter from the Federal Penitentiary Service of Russia No. 04-32645 of June 1, 2015:

On occupational injuries in correctional institutions. "Etalon". (Accessed: 20.03.2017). (In Russian).

4. Federal Penitentiary Service of Russia. (2016) Letter from the Federal Penitentiary Service of Russia No. 09-14755 of March 5, 2018:

On occupational injuries in correctional institutions. "Etalon". (Accessed: 20.03.2017). (In Russian).

5. Russian Federation. (2016) Ob utverzhdenii pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nykh uchrezhdeniy: prikaz Ministerstva yustitsii RF ot 16 dekabrya 2016 g. № 295 [On approval of the internal regulations of correctional institutions: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 295 of December 16, 2016]. Moscow: AO "Konsul'tant plyus".

6. Koryakin, E.A. (2017) Poryadokprivlecheniya osuzhdennykh k trudu v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh (naprimere shveynogopro-

izvodstva) [The procedure for attracting convicts to work in correctional institutions (on the example of sewing production)]. Kirov: FKU DPO Kirovskiy IPKR FSIN Rossii.

7. Russian. Federation. (1997) Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Elektr. resurs]: feder. zakon ot 8 yanvarya

1997 g. № 1-FZ [Penal Code of the Russian Federation: Federal Law 1 of January 8, 1997]. Sobranie zakonodatel 'stva RF - Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2. Art. 105.

8. Russian Federation. (n.d.) Mezhgosudarstvennyy standart. Sistema standartov bezopasnosti truda. Organizatsiya obucheniya be-

zopasnosti truda. Obshchie polozheniya (vmeste s Programmami obucheniya bezopasnosti truda) [Interstate standard. Occupational safety standards system. Organization of occupational safety training. General Provisions (together with the Occupational Safety and Health Education Programs)]. Moscow: AO "Konsul'tantplyus".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.