Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США'

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
прекращение трудовых отношений / работодатель / правовое регулирование / труд / трудовой договор / работник / Россия / США. / termination of employment relations / employer / legal regulation / labor / employment contract / employee / Russia / USA.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Анна Григорьевна, Майстренко Григорий Александрович

Авторы проводят сопоставление нормативно-правовых актов по трудовому законодательству двух государств – РФ и США, в части регулирования вопросов, касающихся прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя. Кроме того, рассматриваются правовые акты Международной организации труда, относящиеся к данной сфере общественных отношений. Отмечается важная роль кодификации трудового законодательства в России. Говорится о том, что трудовые отношения в США определяются широким массивом законов как на федеральном, так и на региональном уровнях. И значительная часть норм трудового права сосредоточена в законах штатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF TERMINATION OF EMPLOYMENT RELATIONS AT THE INITIATIVE OF THE EMPLOYER: RUSSIAN AND USA EXPERIENCE

The authors compare regulations on the labor legislation of two states the Russian Federation and the USA, in terms of regulating issues related to the termination of labor relations at the initiative of the employer. In addition, legal acts of the International Labor Organization related to this area of public relations are considered. The important role of codification of labor legislation in Russia is noted. It is said that labor relations in the United States are determined by a wide array of laws at both the federal and regional levels. And much of the labor law is concentrated in state laws.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-405-411 NIION: 2018-0076-10/23-821 MOSURED: 77/27-023-2023-10-821

МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Москва, Россия, e-mail: annamajstrenko@yandex.ru

МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США

Аннотация. Авторы проводят сопоставление нормативно-правовых актов по трудовому законодательству двух государств - РФ и США, в части регулирования вопросов, касающихся прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя. Кроме того, рассматриваются правовые акты Международной организации труда, относящиеся к данной сфере общественных отношений. Отмечается важная роль кодификации трудового законодательства в России. Говорится о том, что трудовые отношения в США определяются широким массивом законов как на федеральном, так и на региональном уровнях. И значительная часть норм трудового права сосредоточена в законах штатов.

Ключевые слова: прекращение трудовых отношений, работодатель, правовое регулирование, труд, трудовой договор, работник, Россия, США.

MAISTRENKO Anna Grigorievna,

PhD in Law, associate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law, All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russia, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Gubkin

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics,

Moscow, Russia

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF TERMINATION

OF EMPLOYMENT RELATIONS AT THE INITIATIVE OF THE EMPLOYER: RUSSIAN AND USA EXPERIENCE

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Annotation. The authors compare regulations on the labor legislation of two states - the Russian Federation and the USA, in terms of regulating issues related to the termination of labor relations at the initiative of the employer. In addition, legal acts of the International Labor Organization related to this area of public relations are considered. The important role of codification of labor legislation in Russia is noted. It is said that labor relations in the United States are determined by a wide array of laws at both the federal and regional levels. And much of the labor law is concentrated in state laws.

Key words: termination of employment relations, employer, legal regulation, labor, employment contract, employee, Russia, USA.

Конституция Российской Федерации [5] в ст. 37 определяет свободу труда и запрещает принудительный труд. В силу требований норм международного права отдельные социально-экономические права и свободы человека должны обеспечиваться наряду с гражданскими правами. В связи с этим, возникает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты. Развитие правового регулирования прекращения трудового договора по российскому трудовому законодательству должно определяться в русле сложившихся международно-правовых стандартов. В настоящее время по данному вопросу действует не ратифицированная Россией Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) [1] и соответствующая Рекомендация № 166 (1982 г.) [3]. Также действует в Российской Федерации ратифицированная Конвенция МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 г.) [2] и дополняющая ее рекомендация № 180 [4]. Статья 4 Конвенции МОТ № 158 устанавливает, что трудовые отношения с работниками не могут быть прекращены на незаконных основаниях, увольнение допускается только на основаниях, связанных со способностями работника, его поведением или вызванных производственной необходимостью [1]. В соответствии со ст. 5 Конвенции МОТ № 158 [1] и ст. 5 Рекомендации МОТ № 166 [3] запрещаются дискриминационные увольнения. Кроме того, работник имеет право на предупреждение о предстоящем увольнении в разумный срок или имеет право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка, т.е. такого проступка, в связи с которым было бы нецелесообразно требовать от работодателя продолжать с ним трудовые отношения в течение всего срока предупреждения (ст. 11 Конвенции МОТ № 158 [1] и ст. 13 Рекомендации МОТ № 166 [3]). Работодатель обязан письменно уведомить работника о прекращении трудового договора (ст. 10, 11 Конвенции МОТ № 158 [1] и ст. 12, 13 Рекомендации МОТ № 166 [3]). Работодатель обязан выплатить выходное пособие, размер которого может зависеть от стажа

работы, возраста и других оснований (ст. 12 Конвенции МОТ № 158 [1] и ст. 18 Рекомендации МОТ № 166 [3]). Работник имеет право обжалования решения об увольнении в суд, трибунал по трудовым вопросам, арбитражный комитет (ст. 8 Конвенции МОТ № 158 [1] и ст. 14, 15 Рекомендации МОТ № 166 [3]). В соответствии со ст. 8 Конвенции МОТ № 158 работнику предоставляется разумный срок для обжалования незаконного решения об увольнении [1]. Согласно ст. 9 Конвенции МОТ № 158 бремя доказывания наличия основания для увольнения лежит на работодателе [1].

Основным законодательным актом, регулирующим трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения на федеральном уровне, является Трудовой кодекс Российской Федерации [5]. Трудовой кодекс - это кодифицированный федеральный закон [5]. В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ [6], нормы трудового права, которые содержатся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий, возникающих между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется только при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ. Таким образом, Трудовой кодекс занимает особое, приоритетное положение в системе федерального трудового законодательства.

При этом, трудовое законодательство, в том числе и Трудовой кодекс Российской Федерации, может применяться лишь в той части, в которой оно соответствует Конституции Российской Федерации. Данное положение следует как из текста Конституции РФ, так и из текста самого Трудового кодекса РФ. Кроме того, ст. 5 Трудового кодекса РФ устанавливает, что регулирование трудовых отношений должно осуществляться в соответствии с федеральными конституционными законами [6], а Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому федеральные законы, в том числе и Трудовой кодекс РФ, не могут противоречить федеральным конституционным зако-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

нам [5]. Также, Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ устанавливают приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации над российским трудовым законодательством [5; 6].

К законодательным актам федерального уровня, содержащим нормы трудового права, относятся следующие:

- Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 [7] определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

- Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 [8] «устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами и ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами».

- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 [9] определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, которые возникают в связи с пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Законодательная система США характеризуется в первую очередь отсутствием трудового кодекса. Трудовые отношения урегулированы целым массивом разнообразных законов, причем в США значительная часть норм трудового права сосредоточена в законах отдельных штатов. Важным источником трудового права этих стран является судебный прецедент.

Важно отметить, что на федеральном уровне так в Соединенных Штатах нет единого кодифицированного акта в области трудовых правоотношений, то там основополагающим считается Раздел 29 Свода законов США [11]. Помимо него координируют сотрудничество работодателя и работника и другие законы. Причем, некоторые из них были приняты еще в прошлом веке, например:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

- в 1935 г., Закон Роберта Ф. Вагнера [14], официально Национальный закон о трудовых отношениях, который закрепил право рабочих на организацию профсоюзов и на заключение коллективных договоров, а также защищает от нечестных действий нанимающей стороны и дает право рабочим на забастовки;

- в 1946 г., Закон Сэмюэля Ф. Хоббса [15], регулировал наказания за неправомерное поведение, в том числе распространяющийся на членов профсоюзов. Кроме того, согласно положениям этого закона требования профсоюза о повышении заработной платы, могло квалифицироваться как уголовное преступление;

- в 1947 г., Закон Роберта А. Тафта и Фреда А. Хартли [16], предписывающий предупреждать о забастовках заранее и обязывающий профсоюзы отчитываться о финансовых процессах.Но, также, этот закон устанавливал, что любая забастовка, которая выходит за рамки чисто экономических требований, например, сокращение рабочего дня, признавалось уголовным преступлением.

Кроме того, стоит отметить, что введенное при Рузвельте Законом Вагнера 1935 г. [14], право «закрытого цеха», в соответствии с которым члены профсоюза пользовались преимущественным правом при поступлении на работу, было отменено. Как видно, уже в то время значимое место в трудовых отношениях США отводилось профсоюзам. Они контролировали условия труда, следили за соблюдением законодательства, оказывали влияние на увеличение зарплаты и т.д.

В Соединенных Штатах не предусмотрена фиксированная ставка оплаты труда в месяц. Оплата является почасовой и регулируется федеральным законом Fair Labor Standards Act (Закон «О справедливых трудовых нормах») [13]. Согласно этому закону, предприниматель не может установить ставку оплаты труда меньше 7,25 долларов в час при стандартном 8-часовом графике и пятидневной рабочей неделе. В случае, если подчиненный выполняет свои обязанности более 8 часов в день, то за потраченное им сверхурочное время начисляется повышенная зарплата, которая в полтора раза больше обычной. Однако, данный минимум, не распространяется на студентов в возрасте до 20 лет. В соответствии с законом им начисляется зарплата в размере 4,25 долларов в час в течение первых трех месяцев после официального трудоустройства.

Поскольку в США преимущественно применяется не федеральное законодательство, а законодательство штатов, то кроме выше озвученного нормативно-правового акта, в разных штатах действуют местные законы, которые устанавливают более высокую обязательную оплату труда. Например, в Нью-Джерси минимальный уровень

достиг 8,38, в Вашингтоне - 9,47, в Калифорнии -10 долларов.

Для того чтобы избежать рисков и гарантированно получить заработанные денежные средства, обязательно нужно заключить контракт с работодателем. Однако важно заметить, что в законодательстве США само понятие и определение трудового контракта отсутствует. В американской юридической литературе трудовой контракт рассматривается как соглашение между работником и работодателем на условиях найма. Кроме того, законодательство США вообще не предусматривает заключение обязательно письменного трудового контракта, и он может быть заключен в трех формах на выбор: в письменной форме (employmentcontract), в устной форме (oralcontract), в подразумеваемой форме (impliedcontract) [21, c. 80]. Если все же работник заключает с работодателем письменный контракт, то перед подписанием бумаг очень важно тщательно изучить все условия контракта, и, если необходимо, обратиться за помощью к независимым юристам, которые надлежащим образом проконтролируют, чтобы ни один пункт контракта не нарушал основных прав человека на: справедливую оплату труда, отсутствие дискриминаций по половым или национальным признакам, свободу от домогательства и сексуальной эксплуатации, безопасные и не причиняющие вред здоровью и жизни условия труда, поддержку профсоюзных организаций и оказание содействия их деятельности, а также возможность в любой момент написать заявление на увольнение.

При заключении контракта стоит обратить внимание на прописанную в нем форму занятости: «justcause» («на справедливом основании») или же «at-willemployment» («по желанию»). Если в контракте указана первая форма занятости, то трудовые отношения между работодателем и работником могут быть расторгнуты работодателем только по той причине, которая отображена в законодательстве или непосредственно в договоре. Если в контракте указана форма «at-will», то работодатель может уволить подчиненного в любое время и без объяснения причин, например, за единоразовое опоздание на несколько минут; нарушение дресс-кода или неопрятный внешний вид; оставление рабочего места без предупреждения на длительный срок; грубое поведение по отношению к коллегам и руководителю; низкая производительность труда, посещение развлекательных интернет сайтов, телефонные звонки по личным вопросам во время рабочего времени и т.д.; Получается, что оснований для увольнения работника предостаточно, и они не обязательно должны быть обоснованными или даже «адекватными».

Таким образом, понятие трудового контракта в США значительно отличается от интерпретации трудового договора в России, где он выступает инструментом социальной защиты работника, а письменное заключение трудового договора является обязательным.

Более того, следует отметить, что в Конституции США [10], в отличие от Конституции РФ [5], которая в ст. 37 определяет основные положения труда, вообще не содержатся нормы, регулирующие трудовые отношения.

В США в 60-х гг. ХХ в. на доктринальном уровне закрепилось мнение о том, что трудовой контракт фактически «растворяется в коллективном договоре, том время как индивидуальные трудовые отношения - в коллективных» [10]. Обосновать данное положение можно следующим образом: на тот момент коллективные договоры содержали большую часть норм, регулирующих права и обязанности сторон трудового контракта. Отметим, что роль федеральных законов, в основном, сводилась к определению принципов заключения трудового контракта. Так, к таким законам можно отнести: Закон об организации гражданской Службы 1883 г. или «Закон Пендлтона», Закон о запрещении дискриминации в сфере труда пожилых и престарелых трудящихся 1967 г., Закон о справедливых трудовых нормах 1947 г., Закон о реформе гражданской службы 1978 г. и др. [20].

В целом, к трудовым контрактам применяются общие начала договорного права с учетом ограничений, предусмотренных специальными трудовыми правовыми актами. Таким образом, коллективное трудовое право регулирует все аспекты взаимоотношений работников, работодателей и профсоюзных организаций.

В свою очередь, необходимо отметить, что в коллективное трудовое право США входят такие институты как коллективные договоры и коллективные трудовые споры.

В 1935 г. Конгресс США одобрил упомянутый выше Национальный закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера) [14]. Данный закон гарантирует право наемных работников объединяться в профсоюзы, устраивать забастовки и заключать коллективные договоры с работодателями. В соответствии с данным законом был создан Национальный совет по трудовым отношениям, на который возлагался контроль за соблюдением закона и обеспечением его исполнения, а также за процессом создания профсоюзов и за их деятельностью. Таким образом, в США процедура коллективно-договорного регулирования подчинена контролю административных властей.

В трудовом законодательстве США действует «процессуальный» подход, суть которого состоит в том, что право не определяет существо

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

коллективного договора, а очерчивает разбирательство между работодателями и работниками, в котором они добиваются для себя победы с помощью собственных экономических средств борьбы за свои интересы и приходят, по возможности, к согласию.

Интересно заметить, что на законодательном уровне в США ограничивается только минимальный срок действия коллективного договора - 3 года. В целом, стороны не связаны жесткими рамками в установлении его срока действия. Расторжение коллективного договора требует предварительного предупреждения другой стороны.

И.Я. Киселев подчеркивает, что сфера действия коллективных договоров во многом обусловлена тем, какие категории работников, согласно закону, обладают правом на коллективный договор и это право имеет немало исключений. Так, в США «данное право не распространяется на сельскохозяйственных рабочих и домашних работников, а государственные служащие имеют ограниченное право на коллективные договоры» [18, с. 148-149].

Национальный закон США о трудовых отношениях в ст. 157 Титула 29 гарантирует право наемных работников на создание профсоюзов, а также вступать в них и заключать коллективный трудовой договор с работодателем через своих профсоюзных представителей [11].

В ходе избирательной кампании профсоюзные организаторы поддерживают создание профсоюза, работодатель же зачастую выступает против этого. Но, стоит отметить, что у него нет возможностей применить какие-либо способы принуждения в целях добиться отказа работников от создания профсоюза в соответствии с подп. 1 п. (а) ст.158 Титула 29 [11]. Для того, чтобы обеспечить справедливые выборы, Национальный Совет по трудовым отношениям наблюдает за их проведением. Если профсоюз уже занимается представлением интересов большинства наемных работников на конкретном предприятии, работодатель может, но не обязан, признать профсоюз без проведения выборов, но, в основном, большинство работодателей требует проведения выборов.

После получения профсоюзом одобрения и признания со стороны работодателя, он становится исключительным представителем всех работников на данном предприятии вне зависимости от того, все ли работники являются членами данного профсоюза. После такого признания, профсоюз будет добиваться заключения коллективного договора, который определяет размер заработной платы и благоприятные условия труда. В соответствии с Законом 1978 г. о защите прав трудящихся на объединение запрещены любые

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

соглашения о «закрытом предприятии», которые связывают предоставление работы у данного работодателя с обязательным членством в профсоюзе. Хотя, стоит заметить, что довольно часто профсоюз включает в коллективный договор положение о гарантиях своей деятельности, которое устанавливает обязанность работников, не являющихся членами профсоюза, уплачивать профсоюзные взносы или суммы, компенсирующие деятельность профсоюза по защите интересов всех работников на данном предприятии.

Если же у работодателя возникают сомнения относительно того, действительно ли деятельность профсоюза направлена на поддержку большинства работников, то он может провести опрос среди своих работников либо отозвать свое решение о признании профсоюза. Но тогда, работодатель должен будет назначить и провести новые выборы профсоюза при участии Национального Совета по трудовым отношениям.

Таким образом, на основе анализа правовых норм хочется отметить, что различие российской и американской правовых систем состоит в том, что регулирование трудовых отношений в США осуществляется не на федеральном уровне, а на уровне штатов, т.е. приоритет отдается законам отдельных штатов над федеральным законодательством. В России, трудовые отношения регулируются Трудовым кодексом РФ. Конституция РФ устанавливает, что данный кодекс и иные федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Из этого следует вывод о том, что регулирование трудовых отношений в РФ осуществляется на федеральном уровне.

В США отсутствует самостоятельная отрасль трудового права и отсутствует трудовой кодекс. Коллективное трудовое право и индивидуальное трудовое право вместе составляют под отрасль предпринимательского права. В России же развитию данной отрасли на протяжении долгого времени уделяется особое внимание. Одной из основополагающих задач трудового права является обеспечение правовых условий для согласования интересов работника, работодателя и государства. Значительная часть норм трудового права сосредоточена в законах отдельных штатов. Важным источником трудового права этих стран является судебный прецедент. В России основным источником, регулирующим трудовые правоотношения, выступает Трудовой Кодекс РФ - кодифицированный законодательный акт, содержащий в себе нормы, направленные на урегулирование трудовых отношений между работником и работодателем.

Кроме того, понятие трудового контракта в США отличается от понятия трудового договора в

России. В РФ трудовой договор является некой гарантией, инструментом социальной защиты работника, чего нельзя сказать о трудовом контракте в США, который даже не всегда заключается в письменной форме. В американской юридической литературе трудовой контракт рассматривается как соглашение между работником и работодателем на условиях найма. Как справедливо констатируют представители экспертного сообщества, оптимальный баланс между гибкостью и жесткостью правового регулирования в этой сфере зависит от тех целей, которые ставит перед собой государство на каждом конкретном этапе своего развития [17, с. 169].

Список литературы:

[1] Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (Женева, 22.06.1982) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/2541321/ (дата доступа: 30.09.2023).

[2] Конвенция МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (Женева, 23.06.1992) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/2540481/ (дата доступа: 30.09.2023).

[3] Рекомендация МОТ № 166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (Женева, 22.06.1982) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/2560704/ (дата доступа: 30.09.2023).

[4] Рекомендация МОТ № 180 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Женева, 23.06.1992) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/2560466/ (дата доступа: 30.09.2023).

[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата доступа: 30.09.2023).

[6] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/12125268/ (дата доступа: 30.09.2023).

[7] Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www. consШtant.ш/document/cons_doc_LAW_60/(дата доступа: 30.09.2023).

[8] Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8840/ (дата доступа: 30.09.2023).

[9] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868/ (дата доступа: 30.09.2023).

[10] Constitution of the United States. 1787 [Электронный ресурс]. - URL: https://constitution. congress.gov/constitution/ (дата доступа: 30.09.2023).

[11] U.S. Code: Title 29 [Электронный ресурс].

- URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/29 (дата доступа: 30.09.2023).

[12] Employment Protection (Consolidation) Act 1978 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ilo. org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_lang=&p_isn=13130 (дата доступа: 30.09.2023).

[13] Fair Labor Standards Act of 1938, FLSA [Электронный ресурс]. - URL: https://www.law. cornell.edu/constitution-conan/article-1/section-8/ clause-3/fair-labor-standards-act-of-1938 (дата доступа: 30.09.2023).

[14] National Labor Relations Act of 1935 [Электронный ресурс] - URL: https://www.law.cornell. edu/wex/national_labor_relations_act_nlra (дата доступа: 30.09.2023). [15] Not to be confused with Administrative Orders Review Act (1946) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.law.cornell.edu/topn/administrative_ orders_review_act (дата доступа: 30.09.2023).

[16] Taft-Hartley Substantive Provisions (1947) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nlrb.gov/ about-nlrb/who-we-are/our-history/1947-taft-hartley-substantive-provisions (дата доступа: 30.09.2023).

[17] Батусова Е.С. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии вины работника в зарубежных странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 3. - С. 159-171.

[18] Киселев И.Я. Сравнительное международное трудовое право: Учебник для вузов. - М.: Дело, 1999. - 725 с.

[19] Кривенький А.И. Защита экономических прав участников международного гражданского оборота // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2013. № 1 (11). - С. 14-21. [20] Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. / T. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть [Электронный ресурс] / Изд. 2-е, перераб. и доп.

- М.: Статут, 2009. - URL: https://www.consultant. ru/edu/student/download_books/book/lushnikov_ am_lushnikova_mv_kurs_trudovogo_prava_tom1/?y sclid=locxtvcs74344587017 (дата доступа: 30.09.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

[21] Филипова И.А. Международное и национальное трудовое право: Учебное пособие. - Ниж-нии Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. - 80 с.

Spisok literatury:

[1] Konvenciya MOT № 158 «O prekrashchenii trudovyh otnoshenij po iniciative predprinimatelya» (Zheneva, 22.06.1982) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/2541321/ (data dostupa: 30.09.2023).

[2] Konvenciya MOT № 173 «O zashchite tre-bovanij trudyashchihsya v sluchae neplatezhespos-obnosti predprinimatelya» (Zheneva, 23.06.1992) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant. ru/2540481/ (data dostupa: 30.09.2023).

[3] Rekomendaciya MOT № 166 «O prekrashchenii trudovyh otnoshenij po iniciative predprinimatelya» (Zheneva, 22.06.1982) [Elektronnyj resurs].

- URL: https://base.garant.ru/2560704/ (data dos-tupa: 30.09.2023).

[4] Rekomendaciya MOT № 180 «O zashchite trebovanij trudyashchihsya v sluchae neplatezhes-posobnosti predprinimatelya (Zheneva, 23.06.1992) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant. ru/2560466/ (data dostupa: 30.09.2023).

[5] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://base.garant.ru/10103000/ (data dos-tupa: 30.09.2023).

[6] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/12125268/ (data dostupa: 30.09.2023).

[7] Zakon RF ot 19.04.1991 № 1032-1 «O zan-yatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_60/ (data dostupa: 30.09.2023).

[8] Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 № 10-FZ "O professional'nyh soyuzah, ih pravah i garantiyah deyatel'nosti" (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8840/ (data dostupa: 30.09.2023).

[9] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ "O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii" (posl. red.) [Elektronnyj resurs].

- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37868/ (data dostupa: 30.09.2023).

[10] Constitution of the United States. 1787 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://constitution.con-gress.gov/constitution/ (data dostupa: 30.09.2023).

[11] U.S. Code: Title 29 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/29 (data dostupa: 30.09.2023).

[12] Employment Protection (Consolidation) Act 1978 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.ilo.org/ dyn/natlex/natlex4.detail?p_lang=&p_isn=13130 (data dostupa: 30.09.2023).

[13] Fair Labor Standards Act of 1938, FLSA [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.law.cornell. edu/constitution-conan/article-1/section-8/clause-3/ fair-labor-standards-act-of-1938 (data dostupa: 30.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] National Labor Relations Act of 1935 [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.law.cornell.edu/ wex/national_labor_relations_act_nlra (data dostupa: 30.09.2023).

[15] Not to be confused with Administrative Orders Review Act (1946) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.law.cornell.edu/topn/administra-tive_orders_review_act (data dostupa: 30.09.2023).

[16] Taft-Hartley Substantive Provisions (1947) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.nlrb.gov/ about-nlrb/who-we-are/our-history/1947-taft-hart-ley-substantive-provisions (data dostupa: 30.09.2023).

[17] Batusova E.S. Poryadok rastorzheniya tru-dovogo dogovora po iniciative rabotodatelya pri otsut-stvii viny rabotnika v zarubezhnyh stranah // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2016. № 3. - S. 159-171.

[18] Kiselev I.Ya. Sravnitel'noe mezhdunarod-noe trudovoe pravo: Uchebnik dlya vuzov. - M.: Delo, 1999. - 725 s.

[19] Kriven'kij A.I. Zashchita ekonomicheskih prav uchastnikov mezhdunarodnogo grazhdanskogo oborota // Vestnik Moskovskogo gorodskogo peda-gogicheskogo universiteta. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2013. № 1 (11). - S. 14-21.

[20] Lushnikov A.M., Lushnikova M.V. Kurs tru-dovogo prava: Uchebnik: V 2 t. / T. 1. Sushchnost' trudovogo prava i istoriya ego razvitiya. Trudovye prava v sisteme prav cheloveka. Obshchaya chast' [Elektronnyj resurs] / Izd. 2-e, pererab. i dop. - M.: Statut, 2009. - URL: https://www.consultant.ru/edu/ student/download_books/book/lushnikov_am_lush-nikova_mv_ku rs_trudovog o_prava_tom1/?ys-clid=locxtvcs74344587017 (data dostupa: 30.09.2023).

[21] Filipova I.A. Mezhdunarodnoe i nacion-al'noe trudovoe pravo: Uchebnoe posobie. - Nizhniî Novgorod: Nizhegorodskiï gosuniversitet, 2015. -80 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.