Научная статья на тему 'Понятие и особенности законодательства об охране труда США'

Понятие и особенности законодательства об охране труда США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2248
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LABOR LEGISLATION / ОХРАНА ТРУДА / LABOR SAFETY / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США / МЕЖДУНАРОДНО-ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL LABOR STANDARDS / ГИГИЕНА ТРУДА / OCCUPATIONAL SAFETY / СТАНДАРТ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА / LABOR SAFETY STANDARD / ЕДИНСТВО И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / UNITY AND DIFFERENTIATION / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / REGIONAL LEGISLATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / THE US LABOR LEGISLATION / LABOR HYGIENE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибуллина Анна Сергеевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы законодательства об охране труда США. Автор выделяет следующие этапы развития законодательных норм об охране труда в США: 1) формирование законодательства США об охране труда в XIX в.; 2) законодательство США об охране труда в XX в.; 3) законодательные нормы США об охране труда, принятые в XXI в. Особое внимание уделяется международным стандартам безопасности и гигиены труда, конституционным основам, федеральному и региональному законодательству об охране труда. Более подробно рассмотрены положения Закона США об охране труда 1970 г.: цель принятия, сфера его действия, права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда, ответственность за несоблюдение стандартов по безопасности труда. Автором все штаты США в части законодательного регулирования отношений по охране труда группируются следующим образом: 1) штаты, в которых региональные законы распространяются на работников частных и государственных организаций; 2) штаты, в которых приняты региональные акты только в государственном секторе, а в частных организациях действует Закон США об охране труда; 3) штаты, в которых отсутствуют специальные региональные законодательные акты и действует Закон США об охране труда. Методологической основой исследования является сравнительно-правовой анализ законодательства об охране труда, который представляет собой один из важнейших методов юридической науки, позволяющий выявить общие закономерности правового развития государства в целях теоретического осмысления различных правовых явлений, а также необходимости решения практических задач, стоящих не только перед национальными системами, но и перед международным сообществом. Научная новизна исследования состоит в выделении системы законодательства об охране труда США, которое, являясь составной частью трудового законодательства, представляет собой совокупность законодательных актов, регулирующих отношения по обеспечению жизни и здоровья работников в процессе осуществления трудовой деятельности. При этом рассмотрение во взаимосвязи и сравнении вопросов законодательства об охране труда двух федеративных государств Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки может позволить учесть и обобщить опыт двух ведущих стран в разработке и принятии новых правовых актов, касающихся охраны труда как внутри государства на федеральном и региональном уровнях, так и на различных уровнях международно-правового регулирования труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and Peculiarities of the US Occupational Safety Legislation

This article reviews topical issues of the US occupational safety legislation. The author highlights the following development stages for the legislative rules on occupation safety in the USA: 1) creation of the US occupational safety legislation in XIX century; 2) the US occupational safety legislation in XX century; 3) the US legislative rules on occupational safety adopted in XXI century. Special attention is paid to international standards on occupational safety and health, constitutional frameworks, federal and regional legislation on occupational safety. The US Occupational Safety and Health Act of 1970 is analyzed in depth: the adoption purpose, its scope, rights and obligations of employees and employers in the occupational safety sphere, responsibility for the violation of the occupational safety standards. The author groups all US states with regard to the legislative regulation on occupational safety relations as follows: 1) states where regional laws apply to the employees of private and state organizations; 2) states where regional acts are adopted only in public sector, while the US Act of 1970 is in effect in private sector; 3) states, where there are no special regional legislative acts and the US Act of 1970 is in force. The methodological framework of the research includes comparative and legislative analysis of the occupation safety legislation, which is one of the most important methods of the juridical science that allows identifying common pattern of legal development of the state for the purpose of theoretical understanding of various legal phenomena, as well as the necessity to resolve practical tasks facing not only national systems, but also the international community. Scientific novelty of the research involves highlighting the system of the US occupational safety legislation, which, being part of a labor legislation, represents a set of legislative acts that regulate the relations on ensuring the employees' lives and health in the process of engaging in labor activity. At the same time considering the issues on occupational safety legislation of two federal states the Russian Federation and the United States of America, with reference to each other and in comparison, can allow taking into account and summarizing the experience of the two leading countries in the development and adoption of new regulatory acts that deal with occupational safety both inside the state on the federal and regional levels, and on various levels of international legal regulation of labor.

Текст научной работы на тему «Понятие и особенности законодательства об охране труда США»

ТРУДОВОЕ ПРАВО,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА США

НЕВЕРОВА АННА СЕРГЕЕВНА, преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Оренбургского института (филиала) Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кута-фина (МГЮА)

460000, Россия, г. Оренбург, ул. Комсомольская, 50

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные вопросы законодательства об охране труда США. Автор выделяет следующие этапы развития законодательных норм об охране труда в США: 1) формирование законодательства США об охране труда в XIX в.; 2) законодательство США об охране труда в XX в.; 3) законодательные нормы США об охране труда, принятые в XXI в. Особое внимание уделяется международным стандартам безопасности и гигиены труда, конституционным основам, федеральному и региональному законодательству об охране труда. Более подробно рассмотрены положения Закона США об охране труда 1970 г.: цель принятия, сфера его действия, права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда, ответственность за несоблюдение стандартов по безопасности труда. Автором все штаты США в части законодательного регулирования отношений по охране труда группируются следующим образом: 1) штаты, в которых региональные законы распространяются на работников частных и государственных организаций; 2) штаты, в которых приняты региональные акты только в государственном секторе, а в частных организациях действует Закон США об охране труда; 3) штаты, в которых отсутствуют специальные региональные законодательные акты и действует Закон США об охране труда. Методологической основой исследования является сравнительно-правовой анализ законодательства об охране труда, который представляет собой один из важнейших методов юридической науки, позволяющий выявить общие закономерности правового развития государства в целях теоретического осмысления различных правовых явлений, а также необходимости решения практических задач, стоящих не только перед национальными системами, но и перед международным сообществом. Научная новизна исследования состоит в выделении системы законодательства об охране труда США, которое, являясь составной частью трудового законодательства, представляет собой совокупность законодательных актов, регулирующих отношения по обеспечению жизни и здоровья работников в процессе осуществления трудовой деятельности. При этом рассмотрение во взаимосвязи и сравнении вопросов законодательства об охране труда двух федеративных государств — Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки — может позволить учесть и обобщить опыт двух ведущих стран в разработке и принятии новых правовых актов, касающихся охраны труда как внутри государства — на федеральном и региональном уровнях, так и на различных уровнях международно-правового регулирования труда.

Ключевые слова: трудовое законодательство, охрана труда, безопасность труда, трудовое законодательство США, международно-трудовые стандарты, гигиена труда, стандарт безопасности труда, единство и дифференциация, региональное законодательство, Международная организация труда.

CONCEPT AND PECULIARITIES

OF THE US OCCUPATIONAL SAFETY LEGISLATION

A. S. NEVEROVA, lecturer of labor law and social security law chair of the Orenburg Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law University

50, Komsomolskaya st., Orenburg, Russia, 460000

E-mail: [email protected]

This article reviews topical issues of the US occupational safety legislation. The author highlights the following development stages for the legislative rules on occupation safety in the USA: 1) creation of the US occupational safety legislation in XIX century; 2) the US occupational safety legislation in XX century; 3) the US legislative rules on occupational safety adopted in XXI century. Special attention is paid to international standards on occupational safety and health, constitutional frameworks, federal and regional legislation on occupational safety. The US Occupational Safety and Health Act of 1970 is

analyzed in depth: the adoption purpose, its scope, rights and obligations of employees and employers in the occupational safety sphere, responsibility for the violation of the occupational safety standards. The author groups all US states with regard to the legislative regulation on occupational safety relations as follows: 1) states where regional laws apply to the employees of private and state organizations; 2) states where regional acts are adopted only in public sector, while the US Act of 1970 is in effect in private sector; 3) states, where there are no special regional legislative acts and the US Act of 1970 is in force. The methodological framework of the research includes comparative and legislative analysis of the occupation safety legislation, which is one of the most important methods of the juridical science that allows identifying common pattern of legal development of the state for the purpose of theoretical understanding of various legal phenomena, as well as the necessity to resolve practical tasks facing not only national systems, but also the international community. Scientific novelty of the research involves highlighting the system of the US occupational safety legislation, which, being part of a labor legislation, represents a set of legislative acts that regulate the relations on ensuring the employees' lives and health in the process of engaging in labor activity. At the same time considering the issues on occupational safety legislation of two federal states — the Russian Federation and the United States of America, with reference to each other and in comparison, can allow taking into account and summarizing the experience of the two leading countries in the development and adoption of new regulatory acts that deal with occupational safety both inside the state — on the federal and regional levels, and on various levels of international legal regulation of labor.

Keywords: labor legislation, occupational safety, labor safety, the US labor legislation, international labor standards, labor hygiene, labor safety standard, unity and differentiation, regional legislation, International Labour Organization.

DOI: 10.12737/14317

В настоящее время в различных странах происходит формирование целостной концепции обеспечения здоровых и безопасных условий труда, проявляется внимание к опыту принятия и действия в ряде государств комплексных законов о безопасности, охране окружающей среды, охране труда, гигиене и производственной среде. Различные подходы к регулированию труда получают все более широкое отражение в современном российском правоведении1.

Развитие связей с США является одним из приоритетных направлений международного сотрудничества Российской Федерации в сфере труда. Рассмотрение во взаимосвязи и сравнении вопросов законодательства об охране труда двух федеративных государств — Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки — может позволить учесть и обобщить опыт двух ведущих стран в разработке и принятии новых правовых актов, касающихся охраны труда как внутри государства — на федеральном и региональном уровнях, так и на различных уровнях международно-правового регулирования труда.

Одной из основных целей трудового законодательства США является обеспечение поддержки здоро-

1 См., например: Киселев И. Я., Лушников А. М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2008; Крылов К. Д. Правовая компаративистика в исследовании и разработке актуальных вопросов взаимодействия экономической и социальной политики // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный аспект). М., 2011. С. 265; Лебедев В. М, Воронко-ва Е. Р., Мельникова В. Г. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). Кн. первая. М., 2007; Морозов П. Е. Современные тенденции развития зарубежного трудового права в условиях глобализации. М., 2012.

вья и безопасности работников2, а в качестве его составной части выделяется законодательство об охране труда3. Однако в нормативных правовых актах США не закреплена формулировка «законодательство об охране труда». В них используются термины «стандарты по безопасности и гигиене труда» (occupational safety and health standards) и «законы по безопасности и гигиене труда» (occupational safety and health laws).

В современных правовых исследованиях законодательства США, регулирующего индивидуальные трудовые права, оно подразделяется на две подгруппы: антидискриминационное законодательство и законодательство о минимальных трудовых стандартах на рабочих местах, в котором и выделяется система законодательных актов в сфере охраны труда4 — система статутов5. В ее состав включаются не только собственно законодательные акты об охране труда, но и законодательно закрепленные технические, медицинские нормы, обеспечивающие безопасные и здоровые условия труда у работодателя.

В процессе формирования законодательных норм охраны труда в США можно отметить несколько исторических этапов.

2 См.: Fundamentals of American Law. New York University School of Law. N. Y., 1998. P. 472.

3 См.: Лебедев В. М, Воронкова Е. Р., Мельникова В. Г. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). Кн. первая. С. 29.

4 См. подробнее: НазметдиновР. Р. Трудовое право Соединенных Штатов Америки: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Черняева Д. В. Трудовые отношения в странах англосаксонского права. М., 2010.

5 Статуты—это нормативные акты, принимаемые законодательным органом (см.: Goldman A. L., Corrada R. L. Labour Law in the USA. Kluwer Law International, 2011. P. 78).

1. Формирование законодательства США об охране труда в XIX в. Еще в 1869 г. в США был принят Закон об обязательном устройстве запасных выходов из шахт и необходимой вентиляции. 20 июня 1890 г. был принят Закон Шермана, ограничивающий деятельность не только трестов, но и профессиональных союзов. Затем в 1893 г. Конгресс принял Закон о безопасности работников и пассажиров на железной дороге, который обязывал перевозчиков, участвующих в торговле между штатами, оснащать вагоны автоматической сцепкой и непрерывными тормозами, а локомотивы — управляемыми тормозами6. Однако данные законодательные акты имели узкую направленность и не охватывали весь спектр отношений по обеспечению безопасности на производстве.

2. Законодательство США об охране труда в XX в. Указанный исторический этап формирования норм законодательства об охране труда США является основополагающим, так как именно в данный промежуток времени произошло становление основных категорий института охраны труда, формирование структурно-видового комплекса правовых норм об охране труда. Как отмечается в литературе, лишь в последние 60 лет началось развитие законодательства США, касающегося в том числе безопасности и гигиены на производстве, которое в силу деления трудового права США на коллективное (labor law) и индивидуальное (employment law) было отнесено к последнему7: Закон «О справедливых трудовых стандартах» 1938 г.8, Закон «О регулировании трудовых отношений» 1947 г.9, Закон «О рабочем времени и стандартах по охране труда в строительстве» 1962 г.10, Закон «О равной оплате труда» 1962 г.11, Закон «Об охране труда» 1970 г.12, Закон США «О безопасности железнодорожного движения» 1970 г.13, Закон США «О контроле над загрязнением водоемов» 1972 г.14, Закон США «О безопасной питьевой воде» 1974 г.15, Закон США «Об утилизации твердых отходов» 1976 г.16 Указанные положения свидетельствуют о том, что нормы федерального законодательства об

6 Act of Mar. 2, 1893, 27 Stat. 531, recodified, as amended, 49 U. S.C. § 20302.

7 Cm.: GoldM. E. An Introduction to Labor Law. 2nd ed. ILR Press, 1998. P. 1.

8 URL: http://www.dol.gov/compliance/laws/comp-flsa.htm.

9 URL: http://vi.uh.edu/pages/buzzmat/tafthartley.html.

10 URL: http://www.dol.gov/compliance/laws/comp-cwhssa. htm#overview.

11 Cm.: Covington R. N., Decker K. H. Individual Employee Rights in a Nutshell. St. Paul, 1995. P. 12.

12 URL: https://www.osha.gov/pls/oshaweb/owasrch.search_ form?p_doc_type=OSHACT&p_toc_level =0&p_keyvalue=.

13 URL: http://www.whistleblowers.gov/acts/frsa.html.

14 URL: http://www.whistleblowers.gov/acts/fwpca.html.

15 URL: http://www.whistleblowers.gov/acts/sdwa.html.

16 TaM xe.

охране труда США вплоть до 1970 г. были слабо развиты, что говорит о недостаточном внимании американского законодателя к формированию действенной системы законодательного регулирования отношений по охране труда. Длительное отсутствие нормативного правового регулирования рассматриваемых отношений на уровне закона определяется историческим развитием системы источников права в США, так как формирование права в США связано с существованием общего права (common law)17.

Особенностью норм об охране труда в США, принятых в этот период времени, является продолжение действия в настоящее время всех указанных выше законодательных актов по охране труда с определенными дополнениями и изменениями.

3. Законодательные нормы США об охране труда, принятые в XXI в. Законодательные нормы США в части закрепления положений, касающихся обеспечения безопасности на производстве, также продолжают свое формирование в XXI в.: приняты Закон США о безопасности национальных транзитных систем 2007 г.18, Закон США о повышении безопасности потребительских товаров 2008 г.19 и др.

Указанная систематизация правовых норм об охране труда в соответствии с историческими этапами их формирования вместе с тем обладает определенной степенью условности, так как ее основной целью является отражение значимых периодов развития законодательных норм об охране труда в США.

На основании вышеприведенных положений отметим особенности современного законодательства об охране труда США, проявляющиеся на различных уровнях его формирования.

В Конституции США непосредственно право на охрану труда не закреплено, что обусловлено историческими предпосылками ее принятия. Международные правовые стандарты по безопасности и гигиене труда20 незначительно представлены в правовой системе США. Так, среди международных правовых стандартов Международной организации труда (МОТ), являющихся составной частью системы законодательства об охране труда США, можно отметить только Конвенцию МОТ .№ 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах» 1995 г., иные конвенции МОТ США не ратифицированы.

В настоящее время для американского трудового законодательства характерны единство и дифференциация в правовом регулировании, которые наиболее ярко проявляются непосредственно при форми-

17 Общее право — единая система прецедентов и обычаев, сложившаяся в течение длительного времени.

18 URL: http://www.whistleblowers.gov/acts/ntssa.html.

19 URL: http://www.whistleblowers.gov/acts/cpsia.html.

20 См.: Крылов К. Д. Права человека и политика безопасности в сфере труда // Права человека и национальная безопасность: матер. междунар. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 138.

ровании законодательства об охране труда. Так, для регулирования указанной группы отношений в США приняты как общие законодательные акты об охране труда (Закон США об охране труда 1970 г.), так и специальные акты, действующие в отдельных отраслях или распространяющиеся на отдельные категории работников (Закон США об охране труда шахтеров 1977 г. и др.).

При характеристике законодательства о труде США используется собственный смысл указанного термина и анализируются положения федеральных законов и региональных законодательных ак-тов21. Вместе с тем анализ официальных источников опубликования законодательных актов позволяет включить в состав законодательства об охране труда США также законы, принятые в иных отраслях права22. В состав законодательства об охране труда США в силу проводимой властями США «политики защиты лиц, совершающих служебные разоблачения» (whistleblower protection policy) можно отнести, в частности, следующие законодательные акты23: Закон США о содействии наземным перевозкам 1982 г. (Surface Transportation Assistance Act)24, обеспечивающий особую защиту от дискриминации в сфере охраны труда работникам коммерческого транспорта; Закон США о чрезвычайных мерах управления на производствах, связанных с асбестом, 1986 г. (Asbestos Hazard Emergency Response Act)25, обеспечивающий защиту труда работников соответствующих производств; Закон США о чистом воздухе 1977 г. (Clean Air Act)26, обеспечивающий защиту работникам за сообщения о нарушениях в сфере обеспечения чистоты воздуха.

Основным законодательным актом, регулирующим в настоящее время сферу охраны труда, продолжает оставаться Закон «Об охране труда» 1970 г.27 Он содержит преамбулу, закрепляющую цель его при-

21 См.: Goldman A. L., Corrada R. L. Op. cit. P. 794; Fundamentals of American Law. New York University School of Law. N. Y., 1998. P. 473; Черняева Д. В. Трудовые отношения в странах англосаксонского права.

22 См., например: Закон США о безопасной питьевой воде 1974 г. (Safe Drinking Water Act); Закон США о контроле над загрязнением водоемов 1972 г. (Federal Water Pollution Control Act); Закон США об утилизации твердых отходов 1976 г. (Solid Waste Disposal Act); Закон США о безопасности железнодорожного движения 1970 г. (Federal Rail Safety Act); Закон США о безопасности национальных транзитных систем 2007 г. (The National Transit Systems Security Act).

23 URL: http://www.dol.gov/compliance/guide/whistle.htm.

24 URL: http://www.law.cornell.edu/uscode/text/49/31105.

25 URL: http://www.law.cornell.edu/uscode/text/15/chapter-53/ subchapter-II.

26 URL: http://www.whistleblowers.gov/acts/caa.html.

27 URL: https://www.osha.gov/pls/oshaweb/owasrch.search_

form?p_doc_type=OSHACT&p_toc_level =0&p_keyvalue=.

нятия: обеспечение здоровых и безопасных условий труда для работающих мужчин и женщин, а также создание основы исследования, обучения, информирования в сфере охраны труда. Данный Закон рассматривает следующие вопросы: основные понятия, сфера действия акта, права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда, порядок создания и функционирования Совещательной комиссии по безопасности и гигиене труда, порядок проведения проверок соблюдения трудового законодательства, порядок исполнения обязательных предписаний компетентных органов, процедура издания стандартов по безопасности и гигиене труда, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и другие вопросы.

В пункте (а) разд. 4 названного Закона отмечена следующая сфера его действия: он распространяется на всех работодателей и работников в 50 штатах США, округе Колумбия, Пуэрто-Рико, на островах Вирджинии, островах Самоа, Гуам, в Подопечной территории Тихоокеанских островов, в атолле Уэйк, в землях Внешнего континентального шельфа, перечисленных в Законе о землях внешнего континентального шельфа, на острове Джонстона и в зоне Панамского канала. Указанный акт распространяется на всех работников и работодателей следующих сфер жизнедеятельности: обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, юриспруденция, медицина, благотворительные организации, организации по ликвидации аварий и катастроф, профессиональные союзы, частные образовательные учреждения.

Закон не распространяется на отдельные категории работников и работодателей: на индивидуальных предпринимателей (self-employed persons); фермерские хозяйства, где заняты только члены семьи фермера; производства, для которых изданы и действуют другие законодательные акты в сфере безопасности труда (указанная категория включает шахтеров, работников атомной энергетики, производства атомного оружия и многие сферы транспортной отрасли); работников государственных и муниципальных органов. Кроме того, если специальный орган власти осуществляет полномочия по принятию стандартов и правил по безопасности и гигиене труда в особой сфере производства, то к указанным отношениям Закон не применяется. При этом в данной сфере действует иной федеральный закон, одной из целей принятия которого является обеспечение безопасности труда в определенной сфере производства28. Так,

28 Примером указанной ситуации является регулирование отношений по охране труда работников нефтяных платформ, находящихся на континентальном шельфе США, специальными органами — Береговой охраной США и Геологической службой США. В решении по делу Marshal v. Nichols суд обратил внимание на то, что действие полномочий Агент-

в Законе США об охране труда на шахтах1977 г. отмечено, что он распространяется на работников всех угольных и иных шахт, а также владельцев данных предприятий (разд. 4), тем самым выделен специальный законодательный акт, имеющий узкую сферу действия и регулирующий отношения по охране труда в особой сфере производства.

В разделе 2 Закона США об охране труда 1970 г. отмечено, что работодатели и работники имеют самостоятельные, но взаимообусловленные права и обязанности по обеспечению безопасных и здоровых условий труда29. В указанной связи исследователи трудового права США обращают внимание на наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работников и работодателей в сфере охраны труда30. В соответствии с разд. 5 Закона каждый работодатель обязан обеспечить своих работников работой и рабочим местом, лишенным различных признанных рисков, которые могут привести к смерти или нанести тяжкий вред здоровью работников. Второй основной обязанностью работодателя в соответствии с разд. 5 Закона является соблюдение стандартов по безопасности и гигиене, принятых в соответствии с указанным Законом31.

Раздел 5 Закона США об охране труда 1970 г., наряду с обязанностями работодателя, закрепляет также основную обязанность работника в сфере охраны труда — соблюдать стандарты, правила и предписания по безопасности труда, принятые в соответствии с указанным Законом.

Особенностью рассматриваемого Закона является закрепление санкций в отношении работодателей, нарушающих законодательство об охране труда, непосредственно в указанном законодательном акте. В соответствии с разд. 17 Закона любой работодатель, не исполняющий неоднократно и умышленно положения разд. 5, закрепляющего «основное обязательственное правило», любого стандарта, правил и распоряжений, изданных в соответствии с на-

ства США по охране труда не распространяется на работников нефтяных платформ ввиду регулирования отношений по охране труда в данных организациях специальными органами (см.: Cihon P. J., Castagnera J. O. Employment and Labor Law. Mason, 2011. P. 625).

29 См.: Worker's Rights. U. S. Department of Labor. Occupational Safety and Health Administration. 2011.

30 См.: Goldman A. L., Corrada R. L. Op. cit.; Cihon P. J., Castagnera J. O. Op. cit.

31 Данные стандарты можно разделить на четыре большие категории: общие промышленные стандарты; строительные

стандарты; стандарты морской отрасли (по судостроитель-

ству, организации морских портов); стандарты сельскохозяйственной отрасли. Причем некоторые стандарты специфичны именно для какой-то конкретной отрасли, другие являются межотраслевыми (см.: Cengage G. Encyclopedia of Everyday Law. URL: http://www.dol.gov/compliance/guide/osha.htm).

стоящим Законом, может быть оштрафован не менее чем на 5 тыс. долл. и не более чем на 70 тыс. долл. за каждое нарушение. Любой работодатель, совершивший грубое нарушение32 указанных норм права, может быть оштрафован на сумму не менее 7 тыс. долл. за каждое нарушение. При этом если работодатель, получивший предписание об устранении нарушений, в указанный соответствующим органом срок данные нарушения не устранит, то он может быть подвергнут штрафу в размере не более 7 тыс. долл. за каждый день просрочки исполнения данного требования (п. разд. 17 Закона). За нарушение положений разд. 6 Закона, а также в случае причинения смерти работнику неисполнением условий, предусмотренных в Законе, стандартах и других нормативных актах, работодатель подвергается штрафу в сумме не более 10 тыс. долл. и (или) лишению свободы на срок не более шести месяцев; в случае неоднократного совершения указанного правонарушения штраф составляет не более 20 тыс. долл., а лишение свободы — не более одного года. Пункт (Г) разд. 17 Закона также предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 1 тыс. долл. любому лицу за предварительное уведомление работодателя о предстоящей проверке без санкции уполномоченных органов33.

32 Под грубым нарушением указанный Закон понимает ситуации, при которых существует реальная вероятность того, что в результате наличия определенных условий в организации или в результате тех способов, приемов и процессов, используемых на предприятии, может быть причинена смерть или тяжкий вред здоровью, если при этом работодатель не проявил должную осмотрительность для предотвращения указанных нарушений.

33 В первые 20 лет после принятия Закона США 1970 г. штрафы были невысокими: в большинстве случаев до тысячи долларов максимально. С учетом этого Конгресс США в ноябре 1990 г. принял поправку к Закону, повысившую минимальную сумму накладываемых штрафов в семь раз. Таким образом, с 1991 г. минимальный штраф составляет 7 тыс. долл. за однократное нарушение, 7 тыс. долл. за нарушение ведения и предоставления отчетности и ровно столько же за каждый просроченный день после предписанной даты устранения нарушения. Однако уполномоченные органы еще до того, как Конгресс США повысил размеры штрафов, сумели найти способ наложения крупных, многомиллионных штрафных санкций на наиболее злостных нарушителей. До случая с компанией «Юнион карбайд» в апреле 1986 г. однотипные нарушения квалифицировались как одно нарушение. Начиная с указанного случая надзорные органы стали разбивать такие массовые нарушения на множество отдельных случаев нарушений с соответствующим начислением штрафных санкций. Последовали дела с наложением крупных (свыше 1 млн долл.) штрафов в сталелитейной, мясообрабатывающей промышленности, строительной индустрии и др. (см.: Соловьев А. Охрана труда и защита пострадавших на производстве в США // Служба кадров. Социальное страхование. 2002. №№ 4).

Одним из основных законов, закрепляющих особенности охраны труда применительно к определенным категориям работников, является Закон США об охране труда шахтеров 1977 г., в котором рассматриваются следующие вопросы:

общие положения (принятие стандартов по охране труда, создание надзорной комиссии, проведение проверок, расследования и учета несчастных случаев на производстве, выдача предписаний об устранении нарушений, ответственность за нарушение закона);

временные обязательные стандарты по охране здоровья (стандарты по обеспечению средствами респираторной защиты, медицинские осмотры, стандарты по шуму);

временные обязательные стандарты по обеспечению безопасности в подземных шахтах (стандарты по креплению крыши шахты, по вентиляции, по электрооборудованию, по пожарной безопасности и др.);

выплата пособия при заболевании пневмоконио-зом;

административно-управленческая деятельность в сфере охраны труда на шахтах.

Региональное законодательство об охране труда США представлено в 22 штатах34 (включая отдельные территории), имеющих законодательные акты об охране труда, принятые в рамках реализации соответствующих программ. Закон США об охране труда 1970 г. предоставляет штатам возможность принимать собственные законы, действующие только для работников государственного сектора35, при этом при принятии указанных актов на работников частного сектора в пределах территории данного штата распространяются нормы данного Закона США 1970 г.

На основании приведенных выше положений все штаты США в части законодательного регулирования отношений по охране труда можно сгруппировать следующим образом:

штаты, в которых региональные законы распространяются на работников частных и государственных организаций (Аляска, Аризона, Калифорния, Гавайи, Индиана, Айова, Коннектикут, Мэриленд, Мичиган, Миннесота, Невада, Нью-Мексико, Северная Каролина, Орегон, Пуэрто-Рико, Южная Каролина, Теннеси, Юта, Вермонт, Виргинские острова, Вирджиния, Вашингтон, Вайоминг);

штаты, в которых приняты региональные акты только в государственном секторе, а в частных ор-

34 Аляска, Аризона, Калифорния, Гавайи, Индиана, Айова, Кентукки, Мэриленд, Мичиган, Миннесота, Невада, Нью-Мексико, Северная Каролина, Орегон, Пуэрто-Рико, Южная Каролина, Теннеси, Юта, Вермонт, Вирджиния, Вашингтон, Вайоминг.

35 В настоящее время специальные Программы по охране труда для работников государственного сектора приняты в Коннектикуте, Иллинойсе, Нью-Джерси, штате Нью-Йорк,

островах Вирджинии.

ганизациях действует Закон США об охране труда 1970 г. (Коннектикут, Нью Йорк);

штаты, в которых отсутствуют специальные региональные законодательные акты и действует Закон США об охране труда 1970 г. (Алабама, Арканзас, Колорадо, Делавэр, Округ Колумбия, Флорида, Джорджия, Айдахо, Иллинойс, Канзас, Луизиана, Майн, Массачусетс, Миссисипи, Миссури, Монтана, Небраска, Нью-Гэмпшен, Нью-Джерси, Северная Дакота, Огайо, Оклахома, Пенсильвания, Род-Айлэнд, Южная Дакота, Техас, Западная Вирджиния, Висконсин).

Региональные законодательные органы США обладают большой самостоятельностью в регулировании отношений по охране труда на соответствующем уровне, что, в частности, проявляется в дифференцированных правовых нормах, посвященных охране труда отдельных категорий работников исходя из особенностей их трудовой деятельности на территории штата. Кроме того, в штатах США учитывается отраслевой фактор дифференциации при регулировании отношений по охране труда, что находит отражение в отдельном самостоятельном регулировании соответствующей группы отношений на основании отраслевых особенностей36.

На основании изложенных положений можно выделить определенные особенности в формировании законодательства об охране труда в США в сравне-

36 Например, лесозаготовки проводятся различно в восточных и западных Соединенных Штатах. Северная Каролина, которая управляет своей собственной программой охраны труда, смогла создать целенаправленные правила для рабочих-лесозаготовителей, программы по безопасности и нуждам здравоохранения лесозаготовителей в этом штате, которые предусматривают широкий охват рабочих и их обучение. Штат Вашингтон, который имеет большую сельскохозяйственную экономическую базу, разработал сельскохозяйственные требования по безопасности, которые превосходят подмандатные национальные минимумы, и перевел информацию по безопасности на испанский язык для удовлетворения нужд испаноязычных рабочих на фермах. В дополнение к созданию программ, которые отвечают их специальным требованиям, штаты могут разрабатывать программы и вводить в действие правила, которые могут быть недостаточно поддержаны на федеральном уровне. Калифорния, Юта, Вермонт и Вашингтон имеют ограничения на курение на рабочем месте из-за вредного воздействия на производственную окружающую среду табачного дыма; штаты Вашингтон и Орегон требуют, чтобы каждый работодатель разработал план, учитывающий специфику данного предприятия, для предотвращения несчастных случаев и заболеваний; стандарт Юты для бурения нефтяных и газовых скважин и для производства взрывчатых веществ превосходит федеральные стандарты охраны труда (см.: Моррис Ш., Росенсток Л. Государственные органы службы гигиены труда в США // Энциклопедия МОТ по охране и безопасности труда. URL: http:// base.safework.ru/iloenc).

нии с российским законодательством об охране труда. Конституция РФ закрепляет, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на сохранение жизни и здоровья граждан, охрану труда (ст. 7), а также закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37). В Конституции США положения об охране труда отсутствуют, что обусловлено историческими условиями конституционно-правового развития в США.

В России основная правовая регламентация охраны труда содержится в кодифицированном законодательном акте — Трудовом кодексе РФ, в котором выделен раздел Х «Охрана труда», дополняемый рядом федеральных законов по вопросам безопасности, охраны здоровья, социального страхования, ответственности и др.

В США на федеральном уровне, в отличие от России, законодательное регулирование охраны труда происходит в рамках единого акта об охране труда общей сферы действия — Закона США об охране

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

труда 1970 г., а также комплекса специальных законов об охране труда особых категорий работников и в отдельных отраслях.

Для США характерно самостоятельное региональное регулирование охраны труда на особых производствах (в сельском хозяйстве, строительстве, медицине и др.), что могло бы быть воспринято при совершенствовании регионального законодательства об охране труда в Российской Федерации.

Новое Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014—2016 гг. ориентирует на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности как один из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала, что должно поддерживаться в том числе путем совершенствования законодательной и иной нормативной базы с учетом зарубежного и международного правового регулирования охраны труда.

Cengage G. Encyclopedia of Everyday Law. URL: http://www.dol.gov/compliance/guide/osha.htm.

Cihon P. J., Castagnera J. O. Employment and Labor Law. Mason, 2011.

Covington R. N., Decker K. H. Individual Employee Rights in a Nutshell. St. Paul, Minn. West Publishing Co. 1995.

Fundamentals of American Law. New York University School of Law. N. Y., 1998.

Gold M. E. An Introduction to Labor Law. 2nd ed. ILR Press, 1998.

Goldman A. L., Corrada R. L. Labour Law in the USA. Kluwer Law International, 2011.

Worker's Rights. U. S. Department of Labor. Occupational Safety and Health Administration. 2011.

Киселев И. Я., Лушников А. М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2008.

Крылов К. Д. Права человека и политика безопасности в сфере труда // Права человека и национальная безопасность: матер. междунар. науч.-практ. конф. М., 2011.

Крылов К. Д. Правовая компаративистика в исследовании и разработке актуальных вопросов взаимодействия экономической и социальной политики // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный аспект). М., 2011.

Лебедев В. М., Воронкова Е. Р., Мельникова В. Г Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). Кн. первая. М., 2007.

Морозов П. Е. Современные тенденции развития зарубежного трудового права в условиях глобализации. М., 2012.

Моррис Ш., Росенсток Л. Государственные органы службы гигиены труда в США // Энциклопедия МОТ по охране и безопасности труда. URL: http://base.safework.ru/iloenc.

Назметдинов Р. Р. Трудовое право Соединенных Штатов Америки: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

Соловьев А. Охрана труда и защита пострадавших на производстве в США // Служба кадров. Социальное страхование. 2002. № 4

Черняева Д. В. Трудовые отношения в странах англосаксонского права. М., 2010. REFERENCES

Cengage G. Encyclopedia of Everyday Law. URL: http://www.dol.gov/compliance/guide/osha.htm.

Cihon P. J., Castagnera J. O. Employment and Labor Law. Mason, 2011.

Covington R. N., Decker K. H. Individual Employee Rights in a Nutshell. St. Paul, Minn. West Publishing Co. 1995.

Fundamentals of American Law. New York University School of Law. N. Y., 1998.

Gold M. E. An Introduction to Labor Law. 2nd ed. ILR Press, 1998.

Goldman A. L., Corrada R. L. Labour Law in the USA. Kluwer Law International, 2011.

Worker's Rights. U. S. Department of Labor. Occupational Safety and Health Administration. 2011.

Kiselev I. Ya., Lushnikov A. M. Trudovoe pravo Rossii i zarubezhnykh stran. Mezhdunarodnye normy truda. M., 2008.

Krylov K. D. Prava cheloveka i politika bezopasnosti v sfere truda. Prava cheloveka i natsional'naya bezopasnost': mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2011.

Krylov K. D. Pravovaya komparativistika v issledovanii i razrabotke aktual'nykh voprosov vzaimodeystviya ekonomicheskoy i sotsial'noy politiki. Mezhdunarodnoe, rossiyskoe i zarubezhnoe zakonodatel'stvo o trude i sotsial'nom obespechenii: sovremennoe sostoyanie (sravnitel'nyy aspekt). M., 2011.

Lebedev V. M., Voronkova E. R., Mel'nikova V. G. Sovremennoe trudovoe pravo (opyt trudopravovogo komparativizma). Kn. pervaya. M., 2007.

Morozov P. E. Sovremennye tendentsii razvitiya zarubezhnogo trudovogo prava v usloviyakh globalizatsii. M., 2012. Morris Sh., Rosenstok L. Gosudarstvennye organy sluzhby gigieny truda v SShA. Entsiklopediya MOT po okhrane i bezopasnosti truda. URL: http://base.safework.ru/iloenc.

Nazmetdinov R. R. Trudovoe pravo Soedinennykh Shtatov Ameriki: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013. Solov'ev A. Okhrana truda i zashchita postradavshikh na proizvodstve v SShA. Sluzhba kadrov. Sotsial'noe strakhovanie. 2002. No. 4.

Chernyaeva D. V. Trudovye otnosheniya v stranakh anglosaksonskogo prava. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.