чтения. Материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. М. В. Немытина. М.: РУДН, 2018. С. 6-13
© Леонов А.П.
DOI:
УДК 340.15; 342.53
ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ХРОНОДИСКРЕТНОГО МОНОГЕОГРАФИЧЕСКОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ)
Леонов Александр Петрович, Уральский юридический институт МВД России, e-mail: leo05alex@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу источников, используемых при проведении научных исследований, осуществляемых с позиций методологии научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Автор, на примере изучения института Государственной Думы, предпринимает попытку выявления, систематизации, а также оценки источников, и делает обоснованный вывод о том, что разные виды источников имеют разную практическую ценность для прикладного научного исследования. Практическая и теоретическая значимость статьи заключается в том, что проведенный в ней анализ может выступать методологической основой для других работ, как специальных, так и обобщающих, выполняемых в рамках научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения при изучении иных государственных и правовых институтов, явлений, идей и концепций.
Ключевые слова: хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение, методология, научное направление, Государственная Дума, источники изучения, система источников.
В настоящее время в историко-правовой науке все большее распространение получают идеи хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (далее - ХМСП) - научной школы, созданной профессором А.А. Демичевым1. Ключевая особенность данной научной школы, отличающая ее от традиционного сравнительного правоведения, заключается в том, что сравнению подлежат
1 Демичев А.А. Методологические принципы научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Ушверситетсью ray^Bi записки: Часопис Хмельницького ушверситету управлшня та права. 2009. № 2 (30). С. 6-14; Демичев А.А. О понятийном аппарате хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Сборник научных трудов по материалам Второй всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичев. Н. Новгород, 2019. С. 9-18.
63
государственные и правовые институты, явления, идеи и концепции, существующие не параллельно в разных странах, а существовавшие в разное время на территории одного государства, при условии отсутствия между ними прямой преемственности. Важнейшей методологической особенностью ХМСП является практическая направленность проводимых научных исследований. Это значит, что исследователь в обязательном порядке ставит перед собой не только теоретические цели и задачи, но и, на основе сравнения исторического и современного опыта создания и функционирования того или иного государственно-правового института и выявления в его прошлом положительных моментов, отсутствующих в настоящее время, разрабатывает и предлагает комплекс практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в изучаемой области. Эта особенность методологии научной школы ХМСП автоматически переводит проводимые в ее рамках научные исследования из категории сугубо теоретических в категорию прикладных, имеющих существенное значение не только для историко-правовой науки, но и для практической деятельности.
Популярность научной школы ХМСП стремительно растет и все новые и новые научные исследования проводятся ее последователями, которые изучают различные институты1, а также анализируют хронодискретные явления1, идеи и концепции2.
1 Большакова В.М. Российские хронодискретные судебные институты: монография / научн. ред. А.А. Демичев. М.: Русайнс, 2019; Волосатых Е.А., Илюхина В.А. Институт мирового судьи в Российской империи и Российской Федерации (хронодискретное исследование): монография / под ред. А.А. Демичева. М., 2020; Гольцман Е.В. Применение методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения к изучению института судебных приставов в России // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Н. Новгород, 2020. С. 95-106; Демичев А.А. Институт присяжных заседателей в России: проблемы становления и развития: монография. Н. Новгород, 2003; Демичев К.А. Нижний Новгород и нижегородские государственно-правовые институты сквозь призму научной школы ХМСП // Нижегородский край и развитие России: прошлое, настоящее, будущее: Сборник материалов научно-практических конференций и круглых столов. Н.Новгород, 2018. С. 54-57; Енгибарян М.А., Илюхина В.А. Классические и неклассические российские хронодискретные судебные институты (размышления над монографией В.М. Большаковой «Российские хронодискретные судебные институты») // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2021. № 1. С. 148-153; Илюхина В.А. Правительствующий Сенат Российской империи и Верховный Суд Российской Федерации как высшая судебная инстанция (сравнительно-правовой анализ) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С. 37-41; Илюхина В.А. Российские хронодискретные институты как предмет хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (общая характеристика и классификация) // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей
64
Важнейшее внимание при проведении исследований в рамках методологии ХМСП уделяется теоретико-методологическим основам:
-5
историографии, источниковедению и методологии исследования . В рамках настоящей статьи мы рассмотрим одну из указанных основ, а именно источниковую базу исследования, проводимого в рамках научной школы ХМСП.
Необходимость раздела, посвященного источниковой основе работы в историко-правовом научном исследовании очевидна и не вызывает никакого сомнения. Использование подходов, выработанных в науке источниковедения, позволяет автору решить в конкретном научном исследовании теоретические и методологические проблемы изучения и использования различных исторических источников: выявить необходимые виды источников, систематизировать и классифицировать их, и максимально эффективно, осознанно и целенаправленно, использовать при проведении исследования4. При этом необходимо понимать, что ни один источник не может являться для исследователя непреложной истиной, а, напротив, должен быть подвергнут всестороннему анализу и критическому осмыслению для того, чтобы определить степень его репрезентативности теме конкретного
всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Н.Новгород, 2020. С. 32-42; Крайнова Е.Р. Хронодискретное общеправовое исследование института апелляции в Российской империи и Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2016; Никонов В.А. Российская прокуратура во второй половине XIX-начале ХХ века и конце ХХ-начале XXI века (сравнительно-правовой анализ): монография / под ред. А.А. Демичева. Н. Новгород, 2005; Черепанов С.И. Институт присяжных поверенных в Российской империи по судебной реформе 1864 года и институт адвокатуры в Российской Федерации (хронодискретное исследование): монография / под ред. А.А. Демичева. М., 2020.
1 Демичев А.А. Пути формирования гражданского общества в России: история и современность // Гражданское общество в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 22-26.
2 Демичев К.А. Идея и концепция как объект изучения хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3. С. 13-15; Демичев К.А. Проблемы и перспективы использования методологии ХМСП в востоковедных сравнительно-правовых исследованиях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). С. 67-72; Хужин А.М. Поведенческая концепция вины в частном праве: исторические предпосылки и современное понимание // Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение: Сб. научн. тр. / под ред. А.А. Демичева. Вып. 4. М., 2012. С. 180-189.
Демичев А. А. Принципы и перспективы развития научного направления «Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С.
25.
4 Демичев А. А. Принципы и перспективы развития научного направления «Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С.
26.
исследования, его практической и теоретической ценности для достижения заявленных целей и задач. Эти, казалось бы, очевидные истины, на самом деле зачастую являются своего рода камнем преткновения для исследователя, в результате чего в некоторых работах выявляются не все необходимые группы источников, отсутствует их четкая систематизация, некоторым важнейших видам источников уделяется незаслуженно мало внимания и наоборот, источники менее ценные необоснованно выносятся на первый план и становятся основным объектом изучения.
Осознание указанной проблемы побудило нас к написанию данной статьи, а ее результаты могут выступить своего рода методологической основой для других работ, как специальных, так и обобщающих, при изучении тех или иных государственных и правовых институтов, явлений, идей и концепций в рамках научной школы ХМСП.
По нашему мнению, самое первое, что должен сделать исследователь, это определиться с системой источников, которые будут использоваться в работе, исходя из темы исследования, его целей и задач. Это необходимо для того, чтобы работать с источниками «осознанно и целенаправленно, а не спонтанно и интуитивно»1. Для этого исследователь должен абсолютно точно понимать цель своей работы. Например, при изучении института Государственной Думы Российской империи и Российской Федерации основной целью работы является сравнение массивов имперского и современного законодательства, регулирующего вопросы формирования и деятельности указанного института, и выработка по итогам сравнения комплекса практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в изучаемой области. Совершенно очевидно, что при подобном определении целей работы основным и наиболее важным источником будут являться два массива законодательства - имперское и современное — в части вопросов формирования и деятельности Государственной Думы.
Однако необходимо понимать, что изучения только нормативной базы для полного достижения целей работы совершенно недостаточно. Государственная Дума — это не только некий блок нормативных правовых актов того или иного исторического периода. Она не появилась в Российской империи в одночасье без видимых причин. Напротив, ее появление было инициировано целым рядом важнейших общественно-политических событий в государстве, этому предшествовала длительная и кропотливая работа государственных органов того времени. А значит, в зависимости от темы и целей исследования важными источниками изучения Государственной Думы могут выступать, например, различные материалы по ее учреждению2.
1 Там же.
Материалы по учреждению Государственной думы. 1905 г. Вып. 1. Мемория Совета министров; Соображения министра внутр. дел; Проект «Учрежд. Госуд. Думы», внесенный мин. в. д. Булыгиным. СПб., 1905; Петергофские совещания о проекте
66
Государственная Дума Российской империи — это непрекращающееся на протяжении длительного периода времени ее противостояние с императорской властью, а значит важными источниками изучения Государственной Думы, в зависимости от темы и целей исследования, могут выступать документы Департамента полиции, включающие в себя перлюстрированную переписку представителей тех или иных думских фракций, циркулярные письма и телеграммы министра внутренних дел губернаторам и в отделы полиции на местах и т.д.
Государственная Дума — это еще и политические партии, борющиеся за возможность прохождения в Думу, а значит еще одним источником ее изучения могут и, в зависимости от темы и целей исследования, должны являться политические программы партий, агитационные материалы (листовки1, воззвания, нелегальные газеты и брошюры и т.д.) Сюда же может быть отнесена непериодическая печать, принадлежащая авторству членов тех или иных политических партий, на страницах которой разъяснялись программы партий, естественно, в выгодном для конкретной партии, представителем которой являлся автор, свете 2.
Государственная Дума - это выборы, следовательно, еще одним источником ее изучения могут служить, помимо указанных выше агитационных материалов политических партий, периодические издания -легальные газеты и журналы того времени, а также непериодическая печать, авторами которой, зачастую, являлись депутаты Думы и которая содержала, например, обобщающие итоги прошедших выборов .
Государственная Дума - это конкретные люди, являвшиеся ее депутатами, а значит важнейшим, в зависимости от целей и задач исследования, источником ее изучения могут служить мемуары бывших имперских депутатов, их дневники, письма, воспоминания.
Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. 2-е изд. Пг.-М., 1917; Царскосельские совещания: Протоколы секретного совещания в феврале 1906 г. под председательством бывшего императора по выработке Учреждении Государственной Думы и Государственного Совета // Былое. 1917. №5-6. С. 289-318.
1 Листовки большевистских организаций в Первой русской революции 1905-1907 гг. Ч. 3: 1906 - июнь 1907 г. М., 1956; Листовки московских большевиков в период Первой русской революции. М., 1955; Листовки петербургских большевиков 1902-1917 гг. Т. 1: 1902-1907 гг. / сост. М. Л. Лурье, под общ. ред. В. А. Быстрянского. М., 1939.
Герье В. И. Чего же хочет конституционно-демократическая партия? М., 1906; Мартов Л. Политические партии в России. Спб., 1906; Пешехонов А. В. Трудовая (Народно-социалистическая) партия: Для чего она учреждена, как устроена и как будет действовать. СПб., 1907; Русский. «Красносотенцы» и «черносотенцы» : К какой же партии приставать русскому человеку и кого ему выбирать в Государственную Думу? Харьков, 1906; Стахович А. А. Кого и как выбирать в Государственную Думу. Что такое партийные выборы? Краткий обзор русских политических партий. М., 1907.
3 Балабанов М, Дан Ф. Рабочие депутаты в Первой Государственной думе. СПб.: Н. Глаголев, 1907; Кроль М. А. Как прошли выборы в Государственную думу: [с приложением списка членов Государственной думы]. СПб., 1906.
67
Государственная Дума - это результаты ее деятельности: принятые законы, разработанные и рассмотренные законопроекты, выступления депутатов по тем или иным вопросам и т.д. Таким образом важнейшим, в зависимости от целей и задач исследования источником может служить делопроизводственная документация Государственной Думы, в частности стенограммы ее заседаний1.
Основываясь на изложенном можно сделать вывод, что система источников изучения института Государственной Думы должна включать в себя как минимум пять групп источников, которые могут быть разделены на:
• опубликованные источники: 1) нормативные правовые акты Российской империи в части вопросов формирования и деятельности Государственной Думы; 2) документы личного происхождения — мемуары, дневники, письма, воспоминания; 3) материалы печати имперского периода, как периодической (газеты и журналы), так и не периодической (обобщающие обзоры выборов, обзоры политических партий), как легальной, так и нелегальной (листовки, нелегальные газеты); 4) прочие документы (справочные материалы, списки избирателей, программы политических партий, отчеты о работе Государственных Дум разных созывов и т.д.).
• неопубликованные источники — архивные материалы, включающие в себя, например, материалы губернских и уездных по делам о выборах в Государственную Думу комиссий, документы Департамента полиции, циркуляры МВД о порядке проведения выборов и т.д.
По такому же принципу, но с учетом собственной темы, может быть определена система источников для многих других исследований.
Разобравшись с системой источников, исследователь должен подвергнуть каждый ее элемент всестороннему анализу и критическому осмыслению для того, чтобы определить степень его репрезентативности теме исследования, его практической и теоретической ценности для достижения заявленных целей и задач. Однако для того, чтобы это сделать, исследователь должен отчетливо понимать, что именно может дать та или иная группа источников для достижения целей его работы. От того, насколько полно и качественно проделана эта работа, будет, в конечном итоге, зависеть качество всего исследования. Продемонстрируем это на примере изучения института Государственной Думы.
Как мы определили ранее, в систему источников изучения данного института должно входить, как минимум, пять групп источников. Коротко рассмотрим, охарактеризуем и оценим каждый из них.
1 Государственная Дума. Стенографические отчеты. 1906 год. Сессия первая. том I. Заседания 1-18 (с 27 апреля по 30 мая). СПб., 1906.; Обзор деятельности Государственной Думы третьяго созыва. 1907-1912 гг. Ч. 1: Общия сведения / сост. Канцеляриею Гос. Думы. СПб., 1912.
1. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы формирования и деятельности Государственной Думы. Совершенно очевидно, что данный вид источников, вне зависимости от темы конкретного исследования, проводимого в рамках методологии ХМСП, будет являться основным и важнейшим видом. Именно глубокий сравнительный анализ нормативной базы изучаемого института, явления, идеи или концепции, позволяет исследователю, в конечном итоге, достичь целей исследования и выработать на основе сравнения имперского и современного опыта комплекс практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в изучаемой области. Применительно к институту Государственной Думы стоит отметить, что она является уникальным органом государственной власти, поскольку сама формирует нормативную основу своей деятельности. В этом плане правильным представляется мнение В.А. Шеховцова, считающего, что парламент, по сравнению с другими органами государственной власти, обладает определенной специфичностью, выражающейся в принадлежащем ему праве самостоятельно определять свою компетенцию через принятие законов и даже конституций1. Однако в нашем случае это утверждение в полной мере справедливо лишь в отношении Государственной Думы Российской Федерации, поскольку компетенция Думы имперской целиком зависела от воли императора.
Профессор Б.Н. Габричидзе, изучая конституционный статус органов государственной власти СССР, утверждал, что возможно говорить о таких видах правового регулирования их деятельности, как конституционное и специальное (текущее законодательство)2. Схожей точки зрения придерживался С.А. Авакьян, выделявший конституционный, специальный и отраслевой виды правового регулирования органов государственной власти . Мы полностью разделяем мнение данных ученых и считаем, что нормативную основу института Государственной Думы можно разделить на конституционную и специальную составляющие. Однако очевидно, что такое деление нормативной основы допустимо только для конституционных государственных институтов — Государственной Думы, Правительства, судов.
2. Документы личного происхождения - мемуары, дневники, письма, воспоминания.
Особенность источников этой группы заключается в том, что написаны они очевидцами эпохи - членами имперского правительства, депутатами Думы и Государственного Совета, журналистами, освещавшими деятельность Государственной Думы и т.д. Относиться к
1 Шеховцов В. А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток, 2002. С. 183.
Габричидзе Б. Н. Конституционный статус органов Советского государства, 1982. С. 89.
3 Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов: (Конституционные основы, теория, практика). М., 1980. С. 114.
69
этим источникам, по нашему глубокому убеждению, необходимо достаточно критически и использовать их в работе необходимо осторожно, поскольку еще одной характерной их чертой является высокая субъективность. То, как именно тот или иной автор освещает те или иные события, связанные с подготовкой к выборам в Думу, ее работой, ее взаимоотношениями с императором и правительством, напрямую зависит от его политических взглядов и предпочтений, отношения к той или иной партии, места работы или службы и многих других факторов. Однако если исключить налет субъективности, документы личного происхождения следует считать достаточно серьезными источниками, поскольку они, зачастую, с хронологической точностью описывают те процессы и явления, которые происходили в России в конце Х1Х-начале XX веков и которые привели, в конечном итоге, к столь кардинальному государственному переустройству, те события и действия, которые приводили к острому противостоянию Государственной Думы и имперского правительства, и, как следствие, роспускам Думы. В целом, мемуарная литература, при правильном ее использовании, позволяет воссоздать практически целостную картину событий конца Х1Х-начала XX веков.
В целом, по нашему мнению, в исследованиях, проводимых в рамках методологии ХМСП, эти источники носят исключительно вспомогательный характер, могут использоваться только для иллюстрации и подтверждения некоторых выводов и обобщений, сделанных в ходе работы и только в необходимом для этого объеме, но не могут и не должны являться основным объектом изучения.
3. Материалы печати имперского периода. В Российской империи не существовало государственной монополии на средства массовой информации, поэтому издание газет осуществлялось не только государством в лице правительства или, например, различных государственных учреждений, но и общественными организациями и частными лицами. По имеющимся сведениям, в 1900 г. выходило 125 газет общественно-политической направленности, причем их число постоянно и активно росло1. При этом некоторые газеты имели достаточно большие тиражи, которые у наиболее популярных могли доходить до 100 тысяч экземпляров2.
Периодические издания, также, как и документы личного происхождения, имеют один существенный недостаток, выражающийся в некоторой необъективности по отношению к описываемым событиям. Однако, во-первых, это проявляется, в первую и главную очередь в
1 Малышева О. Г. Государственная Дума в системе власти Российской империи : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001. С. 71.
2 Источниковедение : Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие для гуманит. спец. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М., 1998. С. 463.
материалах, освещающих деятельность Думы, поскольку степень объективности материала в таком случае напрямую зависит от политических взглядов автора, а во-вторых, если абстрагироваться от этого налета предвзятости, периодические издания, по нашему мнению, следует признать важными источниками информации, на страницах которых могут быть обнаружены материалы, не сохранившиеся в других источниках.
Газеты в Российской империи, среди прочего, являлись основным источником для ознакомления населения с нормативными правовыми актами Верховной власти и правительства, а также местных властей, и те или иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов учреждения Государственной Думы и ее формирования, публиковались именно на страницах газет. Кроме того, местные «Губернские ведомости», например, в соответствии со ст. 33 Положения «О выборах в Государственную Думу» 1905 г.1 и ст. 68 Положения «О выборах в Государственную Думу» 1907 г.2, использовались для официального опубликования избирательных списков, сведений о включении в них или исключении из них тех или
-5
иных лиц, данных об исправлении неточностей в избирательных списках . Разумеется, ознакомление населения империи с текстами нормативных правовых актов или публикация избирательных списков отнюдь не являлись единственными связанными с Государственной Думой задачами периодических изданий того времени. На страницах газет можно найти самую разную информацию, освещающую работу Думы. Например, в выпуске газеты «Тамбовский край» № 19 от 1 апреля 1907 г. напечатано сразу несколько связанных с Думой статей, направленных на ознакомление читателя с повседневной деятельностью Думы: ход заседания Думы от 30 марта 1907 г., включая предложение Думской комиссии о кассировании тамбовских выборов; прения по вопросу о праве Думы обсуждать правильность привлечения депутатов к судебной ответственности; речь в Государственной Думе министра юстиции Щегловитова4. В этом же номере газеты приводится письмо премьер-министра Столыпина к председателю Государственной Думы по поводу недопущения посторонних лиц в заседания комиссии Думы и о принятии к тому со стороны Столыпина строгих мер.
Однако, по нашему мнению, материалы периодической печати в исследованиях, проводимых в рамках методологии ХМСП, должны носить вспомогательный характер, не являясь основным объектом изучения, и призваны, в первую очередь, на примере регионального материала иллюстрировать практическое воплощение в жизнь требований имперских нормативных правовых актов в той или иной области, изучаемой конкретным исследователем.
1 ПСЗРИ. Собр. 3. Т. XXV. Отд. 1. №26662.
2 ПСЗРИ. Собр. 3. Т. XXVII. №29242.
Ярославские губернские ведомости. 1907. №1.
4 Тамбовский край. 1907. №19.
4. Прочие документы (справочные материалы, списки избирателей, программы политических партий, отчеты о работе Государственных Дум разных созывов и т.д.)
В случае изучения института Государственной Думы в эту группу мы относим многочисленные документы справочного характера. Подобного рода литература в большом количестве начала появляться после оглашения Высочайшего манифеста от 6 августа 1905 г.1 и
Л
«Учреждения Государственной Думы» от 6 августа 1905 г. Это было связано с тем, что избирательная система Российской империи для неподготовленного человека представляла значительную сложность в плане восприятия и понимания, поэтому многочисленные авторы (в том числе и официальные органы) пытались разъяснить основы избирательного законодательства доступным для понимания обывателя языком3. Эти документы также носят в случае изучения института Государственной Думы вспомогательный характер, позволяя прояснить некоторые моменты, связанные с достаточно сложной и громоздкой избирательной системой Российской империи.
В эту же группу входят списки избирателей по различным городам Российской империи4, позволяющие проследить особенности использования некоторых избирательных цензов в дореволюционной России, а также многие другие документы.
Источники подобного рода в случае изучения института Государственной Думы, имеют несомненную ценность, поскольку позволяют прояснить многие вопросы, связанные с формированием Думы, с правовым статусом ее депутатов, однако также носят исключительно вспомогательный характер и не должны являться основным объектом
1 ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XXV. Отд. 1. №26656.
2 Там же. №26661.
3 Башмаков А. А. Справочная книга избирателя в Государственную думу, содержащая: 1) Все узаконения, относящиеся к преобразованию нашего государственного строя, с декабря 1904 года по 1 марта 1906 г.; 2) Политические программы и платформы русских партий. СПб., 1906; Водовозов В. В. Как производятся выборы в Государственную думу по закону 3 июня 1907 года. СПб., 1907; Гудзь И. К. Законы о выборах в Государственную думу с постатейными разъяснениями. Тверь, 1906; Дан Ф. И. Новый избирательный закон 3-го июня 1907 года. СПб., 1907; Демкин И. И. О производстве выборов в Государственную думу по губернии. Общий порядок: С прил.: образца избират. записки и форм делопр-ва избират. комис. и подкомис.: Сост. на основании подлежащих узаконений и разъяснений Пр. сената и Мин. вн. дел мировой судья И. Демкин. Ревель, 1906; Положение о выборах в Государственную думу: (Свод законов, т. 1, ч. 2, изд. 1906 г.): С разъяснениями Правительствующего сената и М-ва вн. дел, прил. циркуляров и инструкций министра вн. дел и циркуляров министра юстиции. СПб., 1907; Хлебников Н. В. Порядок выборов в Государственную думу: Систематический свод относящихся к сему предмету узаконений и правительственных распоряжений. СПб., 1905.
4 Список лиц по г. Владимиру, имеющих право участия в съезде городских избирателей по выборам в Государственную Думу. Владимир, 1912.
72
изучения В полной мере все выше сказанное в части данного вида источников, относится, по нашему мнению, и к проведению других исследований в рамках методологии ХМСП.
5. Неопубликованные источники (архивные материалы). Ценность архивных материалов для любого историко-правового исследования, в том числе для изучения института Государственной Думы, очевидна. Они позволяют проследить практическое применение законодательных положений, связанных с Государственной Думой, например реализацию установленных законом полномочий Думы по проверке правильности избрания своих депутатов1, а также реализацию отдельных элементов правового статуса депутатов Думы, например права
2 3
запросов и права вопросов министрам и главноуправляющим отдельными частями.
Использование материалов региональных архивов позволяет прояснить некоторые моменты, связанные с избирательными цензами и реализацией своих избирательных прав подданными российского императора при выборах в Государственную Думу. К примеру, в Фонде 320 «Пермская губернская о выборах в Государственную Думу комиссия» содержатся, среди прочего, циркуляры МВД, разъясняющие порядок проведения выборов4, а также разъяснения Правительствующего Сената по вопросам выборов в Государственную Думу5. Здесь же находятся дела, содержащие информацию об отмене по указанию Пермского губернатора решений уездных комиссий, городских съездов и волостных сходов об избрании в качестве уполномоченных тех или иных лиц(например об отмене выборов уполномоченного от рабочих мастерской земледельческих орудий и машин в г. Камышлове крестьянина Н. Г. Трутнева6; об отмене выборов по 1-му городскому Кунгурскому съезду об избрании в выборщики Арсения Григорьевича Агеева и отмене постановления Кунгурской уездной комиссии от 7 октября 1912 г.7; об отмене приговора Висимо-Уткинского волостного схода Верхотурского уезда о выборе
о
уполномоченных от этой волости , об отмене приговоров Нижне-Синячихинского и Нижне-Салдинского волостных сходов Верхотурского уезда о выборе уполномоченных от этих волостей И. Е. Кайнова и В. И. Фролова9 и т.д.) Эти материалы позволяют проследить практическое
1 РГИА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 19; Д. 115; РГИА. Ф. 1278. Оп. 3. Д. 46; РГИА. Ф. 1278. Оп. 8. Д. 13; Д. 51.
2 РГИА. Ф. 1276. Оп. 13. Д. 34; РГИА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 335; Д. 336; Д. 348; Д. 623; РГИА. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 2493; РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. Д. 992.
3 РГИА. Ф. 1278. Оп. 8. Д. 51.
4 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.
5 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 3. Л. 5-7
6 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 8.
7 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 13.
8 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 14.
9 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 15.
применение при проведении выборов различных избирательных цензов. В этом же фонде находятся дела о жалобах различных лиц на неправомерное, по их мнению, не включение их в избирательные списки (например, по жалобе на постановление Оханской уездной комиссии о невнесении в избирательные списки настоятелей церквей Пихтовской -Василия Юферова, Шлыковской - Василия Пьянкова и Частинской -Михаила Флерова)1 или об отмене результатов выборов, на которых они были избраны в качестве уполномоченных (например, по жалобе А.И. Кузнецова и П. Е. Кожевникова на постановление Верхотурской уездной комиссии об их исключении из списков уполномоченных от Нижне-Тагильской волости, как избранных с нарушением ст.37 Положения «О выборах»2, что также позволяет изучить практическое применение различных избирательных цензов при проведении выборов в Государственную Думу Российской империи.
Однако стоит отметить, что несмотря на очевидную ценность архивных материалов для изучения института Государственной Думы, они призваны, в первую очередь проиллюстрировать избирательные тенденции, существовавшие в начале XX столетия на всей территории Российской империи. В целом архивные материалы носят в данном случае исключительно вспомогательный характер. В полной мере, по нашему мнению, все выше сказанное относится и к любым другим историко-правовым исследованиям, осуществляемым в рамках методологии ХМСП.
Подводя итоги краткому обзору источников изучения государственных и правовых институтов, явлений, идей и концепций, используемых при проведении исследований с позиций методологии научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (на примере изучения института Государственной Думы), стоит отметить, во-первых, что предложенная система источников, включающая рассмотренные выше пять элементов, по нашему мнению, может быть успешно использована и при проведении исследований по иным темам, входящим в зону научного интереса ХМСП. Кроме того, можно сделать обоснованный вывод о том, что не все группы источников, входящих в предложенную систему, имеют одинаковую практическую ценность для конкретного исследования. Очевидно, что основным и наиболее ценным видом источников являются нормативные правовые акты, регулирующие изучаемый институт или явление. Иные виды источников, например, источники личного происхождения, материалы периодической и не периодической печати, прочие опубликованные источники и архивные материалы, относящиеся к группе неопубликованных источников, несмотря на их очевидную ценность для исследования, носят только вспомогательный характер и призваны иллюстрировать те или иные выводы, которые делает исследователь на
1 ГАПК. Ф. 320. Оп.1. Д. 17.
2 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 18.
основе анализа нормативных правых актов. При этом следует понимать, что ценность того или иного вспомогательного вида источников может существенно варьироваться в зависимости от темы конкретного исследования, его целей и задач.
Библиографический список
1. Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов : (Конституционные основы, теория, практика). М.: Изд-во МГУ, 1980. - 176 с.
2. Балабанов М, Дан Ф. Рабочие депутаты в Первой Государственной думе. СПб.: Н. Глаголев, 1907. - 175 с.
3. Башмаков А. А. Справочная книга избирателя в Государственную думу, содержащая: 1) Все узаконения, относящиеся к преобразованию нашего государственного строя, с декабря 1904 года по 1 марта 1906 г.; 2) Политические программы и платформы русских партий / сост. А. А. Башмаков. СПб.: Слово, 1906. -XII, 507 с.
4. Большакова В.М. Российские хронодискретные судебные институты: монография / научн. ред. А.А. Демичев. М.: Русайнс, 2019. - 180 с.
5. Водовозов В. В. Как производятся выборы в Государственную думу по закону 3 июня 1907 года. СПб.: Народное право, 1907. - 33 с.
6. Волосатых Е.А., Илюхина В.А. Институт мирового судьи в Российской империи и Российской Федерации (хронодискретное исследование): монография / под ред. А.А. Демичева. М.: Русайнс, 2020. - 212 с.
7. Габричидзе Б. Н. Конституционный статус органов Советского государства. М.: Юрид. лит., 1982. - 184 с.
8. Герье В. И. Чего же хочет конституционно-демократическая партия? М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1906. - 10 с.
9. Гольцман Е.В. Применение методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения к изучению института судебных приставов в России // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2020. С. 95-106.
10. Государственная Дума. Стенографические отчеты. 1906 год. Сессия первая. том I. Заседания 1-18 (с 27 апреля по 30 мая). СПб.: Государственная типография, 1906. - 886 с.
11. Гудзь И. К. Законы о выборах в Государственную думу с постатейными разъяснениями : По поручению Твер. губ. зем. управы сост. секр. Управы И. К. Гудзь. Неофиц. изд. Тверь: Изд. Тверской губ. земской управы, 1906. - XVI, 240 с.
12. Дан Ф. И. Новый избирательный закон 3-го июня 1907 года. Спб.: Гудок, 1907. - 47 с.
13. Демичев А. А. Институт присяжных заседателей в России: проблемы становления и развития: монография. Н. Новгород: НА МВД РФ, 2003. - 371 с.
14. Демичев А.А. О понятийном аппарате хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Сборник научных трудов по материалам Второй всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичев. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. С. 9-18.
15. Демичев А. А. Принципы и перспективы развития научного направления «Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение» // Юридическая
75
наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С. 23-28.
16. Демичев А.А. Методологические принципы научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Ушверситетсью науковi записки: Часопис Хмельницького ушверситету управлшня та права. 2009. № 2 (30). С. 6-14.
17. Демичев А.А. Пути формирования гражданского общества в России: история и современность // Гражданское общество в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 22-26.
18. Демичев К.А. Идея и концепция как объект изучения хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3. С. 13-15.
19. Демичев К.А. Нижний Новгород и нижегородские государственно-правовые институты сквозь призму научной школы ХМСП // Нижегородский край и развитие России: прошлое, настоящее, будущее: Сборник материалов научно-практических конференций и круглых столов. Н.Новгород, 2018. С. 54-57.
20. Демичев К.А. Проблемы и перспективы использования методологии ХМСП в востоковедных сравнительно-правовых исследованиях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). С. 67-72.
21. Демкин И. И. О производстве выборов в Государственную думу по губернии. Общий порядок: С прил.: образца избират. записки и форм делопр-ва избират. комис. и подкомис.: Сост. на основании подлежащих узаконений и разъяснений Пр. сената и Мин. вн. дел мировой судья И. Демкин. Ревель: тип. «Ревел. изв.», 1906. - 52 с.
22. Енгибарян М.А., Илюхина В.А. Классические и неклассические российские хронодискретные судебные институты (размышления над монографией В.М. Большаковой «Российские хронодискретные судебные институты») // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2021. № 1. С. 148-153.
23. Илюхина В.А. Правительствующий Сенат Российской империи и Верховный Суд Российской Федерации как высшая судебная инстанция (сравнительно-правовой анализ) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С. 37-41.
24. Илюхина В.А. Российские хронодискретные институты как предмет хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (общая характеристика и классификация) // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2020. С. 32-42.
25. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие для гуманит. спец. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т «Открытое о-во». М.: РГГУ, 1998. - 701 с.
26. Крайнова Е.Р. Хронодискретное общеправовое исследование института апелляции в Российской империи и Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2016. - 197 с.
27. Кроль М. А. Как прошли выборы в Государственную думу: [с приложением списка членов Государственной думы]. СПб.: Типолитогр. Р. С. Вольпина, 1906. - 67 с.
28. Листовки большевистских организаций в Первой русской революции 1905-1907 гг. Ч. 3: 1906 - июнь 1907 г. М.: Госполитиздат, 1956. - 911 с.
29. Листовки московских большевиков в период Первой русской революции. М.: Госполитиздат, 1955. - 590 с.
30. Листовки петербургских большевиков 1902-1917 гг. Т. 1: 1902-1907 гг. / сост. М. Л. Лурье, под общ. ред. В. А. Быстрянского. М.: Госполитиздат, 1939. - 566 с.
31. Малышева О. Г. Государственная Дума в системе власти Российской империи : дис. д-ра ист. наук. М., 2001. - 450 с.
32. Мартов, Л. Политические партии в России. СПб.: Новый мир, 1906. - 32
с.
33. Материалы по учреждению Государственной думы. 1905 г. Вып. 1. : Мемория Совета министров ; Соображения министра внутр. дел; Проект «Учрежд. Госуд. Думы», внесенный мин. в. д. Булыгиным. СПб., 1905. - 160 с.
34. Никонов В.А. Российская прокуратура во второй половине XIX-начале ХХ века и конце ХХ-начале XXI века (сравнительно-правовой анализ): монография / под ред. А.А. Демичева. Н. Новгород, 2005. - 154 с.
35. Обзор деятельности Государственной Думы третьяго созыва. 1907-1912 гг. Ч. 1: Общия сведения / сост. Канцеляриею Гос. Думы. СПб.: Гос. тип., 1912. - 515 с.
36. Петергофские совещания о проекте Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. 2-е изд. Петроград ; М.: Пламя, 1917. -164 с.
37. Пешехонов А. В. Трудовая (Народно-социалистическая) партия: Для чего она учреждена, как устроена и как будет действовать. СПб.: Электропеч. т-ва «Дело», 1907. - 20 с.
38. Положение о выборах в Государственную Думу: (Свод законов, т. 1, ч. 2, изд. 1906 г.): С разъяснениями Правительствующего сената и М-ва вн. дел, прил. циркуляров и инструкций министра вн. дел и циркуляров министра юстиции. СПб.: М-во вн. дел, 1907. - 228 с.
39. Русский. «Красносотенцы» и «черносотенцы»: К какой же партии приставать русскому человеку и кого ему выбирать в Государственную Думу? Харьков : тип. Губ. правл., 1906. - [1], 30 с.
40. Список лиц по г. Владимиру, имеющих право участия в съезде городских избирателей по выборам в Государственную Думу. Владимир, 1912. - 71 с.
41. Стахович А. А. Кого и как выбирать в Государственную Думу. Что такое партийные выборы? Краткий обзор русских политических партий. М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1907. - 31 с.
42. Хлебников Н. В. Порядок выборов в Государственную Думу : Систематический свод относящихся к сему предмету узаконений и правительственных распоряжений : (Имен. высоч. указы, высоч. утвержд. положения и правила, решения Правительствующего сената, инструкции и разъяснения М-ва вн. дел) / сост. обер-секр. 1 Деп. Правительствующего сената Н.В. Хлебников. СПб.: С.-Петерб. клуб обществ. деятелей, 1905. - 92 с.
43. Хужин А.М. Поведенческая концепция вины в частном праве: исторические предпосылки и современное понимание // Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение: Сб. научн. тр. / под ред. А.А. Демичева. Вып. 4. М., 2012. С. 180-189.
44. Царскосельские совещания: Протоколы секретного совещания в феврале 1906 г. под председательством бывшего императора по выработке Учреждении Государственной Думы и Государственного Совета//Былое. 1917. №5-6. С. 289-318.
45. Черепанов С.И. Институт присяжных поверенных в Российской империи по судебной реформе 1864 года и институт адвокатуры в Российской Федерации (хронодискретное исследование): монография / под ред. А.А. Демичева. М.: Юрлитинформ, 2020. - 160 с.
46. Шеховцов В. А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток: Дальнаука, 2002. - 320 с.
Раздел III. Опыт государственного строительства в России: из
истории институтов
© Журавлев В.А., Потапов Ю.А.
DOI
УДК 323.23
ОСОБЕННОСТИ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ
РАБОТЫ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ПО АГРАРНОМУ ВОПРОСУ В ФЕВРАЛЕ - ОКТЯБРЕ 1917 ГОДА (историко-правовой аспект)
Журавлев Валерий Анатольевич, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор,
Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия e-mail:rurik862@mail. ru
Потапов Юрий Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия e-mail: upotapov@mail. ru
Аннотация. В статье раскрывается содержание организационно-правового становления российской периодики различного социально-политического направления после свержения монархии в условиях стремительного развития революционной демократии, рассматриваются основные направления ее пропагандистской деятельности в русской армии и деревне по земельному вопросу. Отмечается, какой идеологический арсенал средств использовали большевики, на что в политической борьбе сделали ставку. Вместе с тем подчеркивается, какие цензурные ограничения были приняты и как они повлияли на дальнейшее развитие событий. Предпринят анализ содержания ряда периодических изданий данного периода - газет «Известия», «Воля народа», «Свободная Россия», «Земля и воля», «Народное слово», «Труд и воля» и др.
Ключевые слова: периодическая печать, цензура, аграрное законодательство, политические партии, крестьянство, земельные комитеты.
В начале статьи следует заметить, что в период приближающейся 105-й годовщины революции 1917 года, радикально изменившей Россию и весь мир, оценивая вклад печатного слова в произошедших изменениях, задумываешься о том, как чрезвычайно актуальна сегодня проблема информационной политики и ее роль в достижении стабильности и безопасности общества. Имея все возможные ресурсы для налаживания