Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ХРОНОДИСКРЕТНОГО МОНОГЕОГРАФИЧЕСКОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ)'

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ХРОНОДИСКРЕТНОГО МОНОГЕОГРАФИЧЕСКОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОДИСКРЕТНОЕ МОНОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонов Александр Петрович

Статья посвящена анализу источников, используемых при проведении научных исследований, осуществляемых с позиций методологии научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Автор, на примере изучения института Государственной Думы, предпринимает попытку выявления, систематизации, а также оценки источников, и делает обоснованный вывод о том, что разные виды источников имеют разную практическую ценность для прикладного научного исследования. Практическая и теоретическая значимость статьи заключается в том, что проведенный в ней анализ может выступать методологической основой для других работ, как специальных, так и обобщающих, выполняемых в рамках научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения при изучении иных государственных и правовых институтов, явлений, идей и концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Леонов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ХРОНОДИСКРЕТНОГО МОНОГЕОГРАФИЧЕСКОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ)»

чтения. Материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. М. В. Немытина. М.: РУДН, 2018. С. 6-13

© Леонов А.П.

DOI:

УДК 340.15; 342.53

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ХРОНОДИСКРЕТНОГО МОНОГЕОГРАФИЧЕСКОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ)

Леонов Александр Петрович, Уральский юридический институт МВД России, e-mail: leo05alex@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу источников, используемых при проведении научных исследований, осуществляемых с позиций методологии научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Автор, на примере изучения института Государственной Думы, предпринимает попытку выявления, систематизации, а также оценки источников, и делает обоснованный вывод о том, что разные виды источников имеют разную практическую ценность для прикладного научного исследования. Практическая и теоретическая значимость статьи заключается в том, что проведенный в ней анализ может выступать методологической основой для других работ, как специальных, так и обобщающих, выполняемых в рамках научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения при изучении иных государственных и правовых институтов, явлений, идей и концепций.

Ключевые слова: хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение, методология, научное направление, Государственная Дума, источники изучения, система источников.

В настоящее время в историко-правовой науке все большее распространение получают идеи хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (далее - ХМСП) - научной школы, созданной профессором А.А. Демичевым1. Ключевая особенность данной научной школы, отличающая ее от традиционного сравнительного правоведения, заключается в том, что сравнению подлежат

1 Демичев А.А. Методологические принципы научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Ушверситетсью ray^Bi записки: Часопис Хмельницького ушверситету управлшня та права. 2009. № 2 (30). С. 6-14; Демичев А.А. О понятийном аппарате хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Сборник научных трудов по материалам Второй всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичев. Н. Новгород, 2019. С. 9-18.

63

государственные и правовые институты, явления, идеи и концепции, существующие не параллельно в разных странах, а существовавшие в разное время на территории одного государства, при условии отсутствия между ними прямой преемственности. Важнейшей методологической особенностью ХМСП является практическая направленность проводимых научных исследований. Это значит, что исследователь в обязательном порядке ставит перед собой не только теоретические цели и задачи, но и, на основе сравнения исторического и современного опыта создания и функционирования того или иного государственно-правового института и выявления в его прошлом положительных моментов, отсутствующих в настоящее время, разрабатывает и предлагает комплекс практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в изучаемой области. Эта особенность методологии научной школы ХМСП автоматически переводит проводимые в ее рамках научные исследования из категории сугубо теоретических в категорию прикладных, имеющих существенное значение не только для историко-правовой науки, но и для практической деятельности.

Популярность научной школы ХМСП стремительно растет и все новые и новые научные исследования проводятся ее последователями, которые изучают различные институты1, а также анализируют хронодискретные явления1, идеи и концепции2.

1 Большакова В.М. Российские хронодискретные судебные институты: монография / научн. ред. А.А. Демичев. М.: Русайнс, 2019; Волосатых Е.А., Илюхина В.А. Институт мирового судьи в Российской империи и Российской Федерации (хронодискретное исследование): монография / под ред. А.А. Демичева. М., 2020; Гольцман Е.В. Применение методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения к изучению института судебных приставов в России // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Н. Новгород, 2020. С. 95-106; Демичев А.А. Институт присяжных заседателей в России: проблемы становления и развития: монография. Н. Новгород, 2003; Демичев К.А. Нижний Новгород и нижегородские государственно-правовые институты сквозь призму научной школы ХМСП // Нижегородский край и развитие России: прошлое, настоящее, будущее: Сборник материалов научно-практических конференций и круглых столов. Н.Новгород, 2018. С. 54-57; Енгибарян М.А., Илюхина В.А. Классические и неклассические российские хронодискретные судебные институты (размышления над монографией В.М. Большаковой «Российские хронодискретные судебные институты») // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2021. № 1. С. 148-153; Илюхина В.А. Правительствующий Сенат Российской империи и Верховный Суд Российской Федерации как высшая судебная инстанция (сравнительно-правовой анализ) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С. 37-41; Илюхина В.А. Российские хронодискретные институты как предмет хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (общая характеристика и классификация) // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей

64

Важнейшее внимание при проведении исследований в рамках методологии ХМСП уделяется теоретико-методологическим основам:

-5

историографии, источниковедению и методологии исследования . В рамках настоящей статьи мы рассмотрим одну из указанных основ, а именно источниковую базу исследования, проводимого в рамках научной школы ХМСП.

Необходимость раздела, посвященного источниковой основе работы в историко-правовом научном исследовании очевидна и не вызывает никакого сомнения. Использование подходов, выработанных в науке источниковедения, позволяет автору решить в конкретном научном исследовании теоретические и методологические проблемы изучения и использования различных исторических источников: выявить необходимые виды источников, систематизировать и классифицировать их, и максимально эффективно, осознанно и целенаправленно, использовать при проведении исследования4. При этом необходимо понимать, что ни один источник не может являться для исследователя непреложной истиной, а, напротив, должен быть подвергнут всестороннему анализу и критическому осмыслению для того, чтобы определить степень его репрезентативности теме конкретного

всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Н.Новгород, 2020. С. 32-42; Крайнова Е.Р. Хронодискретное общеправовое исследование института апелляции в Российской империи и Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2016; Никонов В.А. Российская прокуратура во второй половине XIX-начале ХХ века и конце ХХ-начале XXI века (сравнительно-правовой анализ): монография / под ред. А.А. Демичева. Н. Новгород, 2005; Черепанов С.И. Институт присяжных поверенных в Российской империи по судебной реформе 1864 года и институт адвокатуры в Российской Федерации (хронодискретное исследование): монография / под ред. А.А. Демичева. М., 2020.

1 Демичев А.А. Пути формирования гражданского общества в России: история и современность // Гражданское общество в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 22-26.

2 Демичев К.А. Идея и концепция как объект изучения хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3. С. 13-15; Демичев К.А. Проблемы и перспективы использования методологии ХМСП в востоковедных сравнительно-правовых исследованиях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). С. 67-72; Хужин А.М. Поведенческая концепция вины в частном праве: исторические предпосылки и современное понимание // Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение: Сб. научн. тр. / под ред. А.А. Демичева. Вып. 4. М., 2012. С. 180-189.

Демичев А. А. Принципы и перспективы развития научного направления «Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С.

25.

4 Демичев А. А. Принципы и перспективы развития научного направления «Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С.

26.

исследования, его практической и теоретической ценности для достижения заявленных целей и задач. Эти, казалось бы, очевидные истины, на самом деле зачастую являются своего рода камнем преткновения для исследователя, в результате чего в некоторых работах выявляются не все необходимые группы источников, отсутствует их четкая систематизация, некоторым важнейших видам источников уделяется незаслуженно мало внимания и наоборот, источники менее ценные необоснованно выносятся на первый план и становятся основным объектом изучения.

Осознание указанной проблемы побудило нас к написанию данной статьи, а ее результаты могут выступить своего рода методологической основой для других работ, как специальных, так и обобщающих, при изучении тех или иных государственных и правовых институтов, явлений, идей и концепций в рамках научной школы ХМСП.

По нашему мнению, самое первое, что должен сделать исследователь, это определиться с системой источников, которые будут использоваться в работе, исходя из темы исследования, его целей и задач. Это необходимо для того, чтобы работать с источниками «осознанно и целенаправленно, а не спонтанно и интуитивно»1. Для этого исследователь должен абсолютно точно понимать цель своей работы. Например, при изучении института Государственной Думы Российской империи и Российской Федерации основной целью работы является сравнение массивов имперского и современного законодательства, регулирующего вопросы формирования и деятельности указанного института, и выработка по итогам сравнения комплекса практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в изучаемой области. Совершенно очевидно, что при подобном определении целей работы основным и наиболее важным источником будут являться два массива законодательства - имперское и современное — в части вопросов формирования и деятельности Государственной Думы.

Однако необходимо понимать, что изучения только нормативной базы для полного достижения целей работы совершенно недостаточно. Государственная Дума — это не только некий блок нормативных правовых актов того или иного исторического периода. Она не появилась в Российской империи в одночасье без видимых причин. Напротив, ее появление было инициировано целым рядом важнейших общественно-политических событий в государстве, этому предшествовала длительная и кропотливая работа государственных органов того времени. А значит, в зависимости от темы и целей исследования важными источниками изучения Государственной Думы могут выступать, например, различные материалы по ее учреждению2.

1 Там же.

Материалы по учреждению Государственной думы. 1905 г. Вып. 1. Мемория Совета министров; Соображения министра внутр. дел; Проект «Учрежд. Госуд. Думы», внесенный мин. в. д. Булыгиным. СПб., 1905; Петергофские совещания о проекте

66

Государственная Дума Российской империи — это непрекращающееся на протяжении длительного периода времени ее противостояние с императорской властью, а значит важными источниками изучения Государственной Думы, в зависимости от темы и целей исследования, могут выступать документы Департамента полиции, включающие в себя перлюстрированную переписку представителей тех или иных думских фракций, циркулярные письма и телеграммы министра внутренних дел губернаторам и в отделы полиции на местах и т.д.

Государственная Дума — это еще и политические партии, борющиеся за возможность прохождения в Думу, а значит еще одним источником ее изучения могут и, в зависимости от темы и целей исследования, должны являться политические программы партий, агитационные материалы (листовки1, воззвания, нелегальные газеты и брошюры и т.д.) Сюда же может быть отнесена непериодическая печать, принадлежащая авторству членов тех или иных политических партий, на страницах которой разъяснялись программы партий, естественно, в выгодном для конкретной партии, представителем которой являлся автор, свете 2.

Государственная Дума - это выборы, следовательно, еще одним источником ее изучения могут служить, помимо указанных выше агитационных материалов политических партий, периодические издания -легальные газеты и журналы того времени, а также непериодическая печать, авторами которой, зачастую, являлись депутаты Думы и которая содержала, например, обобщающие итоги прошедших выборов .

Государственная Дума - это конкретные люди, являвшиеся ее депутатами, а значит важнейшим, в зависимости от целей и задач исследования, источником ее изучения могут служить мемуары бывших имперских депутатов, их дневники, письма, воспоминания.

Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. 2-е изд. Пг.-М., 1917; Царскосельские совещания: Протоколы секретного совещания в феврале 1906 г. под председательством бывшего императора по выработке Учреждении Государственной Думы и Государственного Совета // Былое. 1917. №5-6. С. 289-318.

1 Листовки большевистских организаций в Первой русской революции 1905-1907 гг. Ч. 3: 1906 - июнь 1907 г. М., 1956; Листовки московских большевиков в период Первой русской революции. М., 1955; Листовки петербургских большевиков 1902-1917 гг. Т. 1: 1902-1907 гг. / сост. М. Л. Лурье, под общ. ред. В. А. Быстрянского. М., 1939.

Герье В. И. Чего же хочет конституционно-демократическая партия? М., 1906; Мартов Л. Политические партии в России. Спб., 1906; Пешехонов А. В. Трудовая (Народно-социалистическая) партия: Для чего она учреждена, как устроена и как будет действовать. СПб., 1907; Русский. «Красносотенцы» и «черносотенцы» : К какой же партии приставать русскому человеку и кого ему выбирать в Государственную Думу? Харьков, 1906; Стахович А. А. Кого и как выбирать в Государственную Думу. Что такое партийные выборы? Краткий обзор русских политических партий. М., 1907.

3 Балабанов М, Дан Ф. Рабочие депутаты в Первой Государственной думе. СПб.: Н. Глаголев, 1907; Кроль М. А. Как прошли выборы в Государственную думу: [с приложением списка членов Государственной думы]. СПб., 1906.

67

Государственная Дума - это результаты ее деятельности: принятые законы, разработанные и рассмотренные законопроекты, выступления депутатов по тем или иным вопросам и т.д. Таким образом важнейшим, в зависимости от целей и задач исследования источником может служить делопроизводственная документация Государственной Думы, в частности стенограммы ее заседаний1.

Основываясь на изложенном можно сделать вывод, что система источников изучения института Государственной Думы должна включать в себя как минимум пять групп источников, которые могут быть разделены на:

• опубликованные источники: 1) нормативные правовые акты Российской империи в части вопросов формирования и деятельности Государственной Думы; 2) документы личного происхождения — мемуары, дневники, письма, воспоминания; 3) материалы печати имперского периода, как периодической (газеты и журналы), так и не периодической (обобщающие обзоры выборов, обзоры политических партий), как легальной, так и нелегальной (листовки, нелегальные газеты); 4) прочие документы (справочные материалы, списки избирателей, программы политических партий, отчеты о работе Государственных Дум разных созывов и т.д.).

• неопубликованные источники — архивные материалы, включающие в себя, например, материалы губернских и уездных по делам о выборах в Государственную Думу комиссий, документы Департамента полиции, циркуляры МВД о порядке проведения выборов и т.д.

По такому же принципу, но с учетом собственной темы, может быть определена система источников для многих других исследований.

Разобравшись с системой источников, исследователь должен подвергнуть каждый ее элемент всестороннему анализу и критическому осмыслению для того, чтобы определить степень его репрезентативности теме исследования, его практической и теоретической ценности для достижения заявленных целей и задач. Однако для того, чтобы это сделать, исследователь должен отчетливо понимать, что именно может дать та или иная группа источников для достижения целей его работы. От того, насколько полно и качественно проделана эта работа, будет, в конечном итоге, зависеть качество всего исследования. Продемонстрируем это на примере изучения института Государственной Думы.

Как мы определили ранее, в систему источников изучения данного института должно входить, как минимум, пять групп источников. Коротко рассмотрим, охарактеризуем и оценим каждый из них.

1 Государственная Дума. Стенографические отчеты. 1906 год. Сессия первая. том I. Заседания 1-18 (с 27 апреля по 30 мая). СПб., 1906.; Обзор деятельности Государственной Думы третьяго созыва. 1907-1912 гг. Ч. 1: Общия сведения / сост. Канцеляриею Гос. Думы. СПб., 1912.

1. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы формирования и деятельности Государственной Думы. Совершенно очевидно, что данный вид источников, вне зависимости от темы конкретного исследования, проводимого в рамках методологии ХМСП, будет являться основным и важнейшим видом. Именно глубокий сравнительный анализ нормативной базы изучаемого института, явления, идеи или концепции, позволяет исследователю, в конечном итоге, достичь целей исследования и выработать на основе сравнения имперского и современного опыта комплекс практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в изучаемой области. Применительно к институту Государственной Думы стоит отметить, что она является уникальным органом государственной власти, поскольку сама формирует нормативную основу своей деятельности. В этом плане правильным представляется мнение В.А. Шеховцова, считающего, что парламент, по сравнению с другими органами государственной власти, обладает определенной специфичностью, выражающейся в принадлежащем ему праве самостоятельно определять свою компетенцию через принятие законов и даже конституций1. Однако в нашем случае это утверждение в полной мере справедливо лишь в отношении Государственной Думы Российской Федерации, поскольку компетенция Думы имперской целиком зависела от воли императора.

Профессор Б.Н. Габричидзе, изучая конституционный статус органов государственной власти СССР, утверждал, что возможно говорить о таких видах правового регулирования их деятельности, как конституционное и специальное (текущее законодательство)2. Схожей точки зрения придерживался С.А. Авакьян, выделявший конституционный, специальный и отраслевой виды правового регулирования органов государственной власти . Мы полностью разделяем мнение данных ученых и считаем, что нормативную основу института Государственной Думы можно разделить на конституционную и специальную составляющие. Однако очевидно, что такое деление нормативной основы допустимо только для конституционных государственных институтов — Государственной Думы, Правительства, судов.

2. Документы личного происхождения - мемуары, дневники, письма, воспоминания.

Особенность источников этой группы заключается в том, что написаны они очевидцами эпохи - членами имперского правительства, депутатами Думы и Государственного Совета, журналистами, освещавшими деятельность Государственной Думы и т.д. Относиться к

1 Шеховцов В. А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток, 2002. С. 183.

Габричидзе Б. Н. Конституционный статус органов Советского государства, 1982. С. 89.

3 Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов: (Конституционные основы, теория, практика). М., 1980. С. 114.

69

этим источникам, по нашему глубокому убеждению, необходимо достаточно критически и использовать их в работе необходимо осторожно, поскольку еще одной характерной их чертой является высокая субъективность. То, как именно тот или иной автор освещает те или иные события, связанные с подготовкой к выборам в Думу, ее работой, ее взаимоотношениями с императором и правительством, напрямую зависит от его политических взглядов и предпочтений, отношения к той или иной партии, места работы или службы и многих других факторов. Однако если исключить налет субъективности, документы личного происхождения следует считать достаточно серьезными источниками, поскольку они, зачастую, с хронологической точностью описывают те процессы и явления, которые происходили в России в конце Х1Х-начале XX веков и которые привели, в конечном итоге, к столь кардинальному государственному переустройству, те события и действия, которые приводили к острому противостоянию Государственной Думы и имперского правительства, и, как следствие, роспускам Думы. В целом, мемуарная литература, при правильном ее использовании, позволяет воссоздать практически целостную картину событий конца Х1Х-начала XX веков.

В целом, по нашему мнению, в исследованиях, проводимых в рамках методологии ХМСП, эти источники носят исключительно вспомогательный характер, могут использоваться только для иллюстрации и подтверждения некоторых выводов и обобщений, сделанных в ходе работы и только в необходимом для этого объеме, но не могут и не должны являться основным объектом изучения.

3. Материалы печати имперского периода. В Российской империи не существовало государственной монополии на средства массовой информации, поэтому издание газет осуществлялось не только государством в лице правительства или, например, различных государственных учреждений, но и общественными организациями и частными лицами. По имеющимся сведениям, в 1900 г. выходило 125 газет общественно-политической направленности, причем их число постоянно и активно росло1. При этом некоторые газеты имели достаточно большие тиражи, которые у наиболее популярных могли доходить до 100 тысяч экземпляров2.

Периодические издания, также, как и документы личного происхождения, имеют один существенный недостаток, выражающийся в некоторой необъективности по отношению к описываемым событиям. Однако, во-первых, это проявляется, в первую и главную очередь в

1 Малышева О. Г. Государственная Дума в системе власти Российской империи : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001. С. 71.

2 Источниковедение : Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие для гуманит. спец. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М., 1998. С. 463.

материалах, освещающих деятельность Думы, поскольку степень объективности материала в таком случае напрямую зависит от политических взглядов автора, а во-вторых, если абстрагироваться от этого налета предвзятости, периодические издания, по нашему мнению, следует признать важными источниками информации, на страницах которых могут быть обнаружены материалы, не сохранившиеся в других источниках.

Газеты в Российской империи, среди прочего, являлись основным источником для ознакомления населения с нормативными правовыми актами Верховной власти и правительства, а также местных властей, и те или иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов учреждения Государственной Думы и ее формирования, публиковались именно на страницах газет. Кроме того, местные «Губернские ведомости», например, в соответствии со ст. 33 Положения «О выборах в Государственную Думу» 1905 г.1 и ст. 68 Положения «О выборах в Государственную Думу» 1907 г.2, использовались для официального опубликования избирательных списков, сведений о включении в них или исключении из них тех или

-5

иных лиц, данных об исправлении неточностей в избирательных списках . Разумеется, ознакомление населения империи с текстами нормативных правовых актов или публикация избирательных списков отнюдь не являлись единственными связанными с Государственной Думой задачами периодических изданий того времени. На страницах газет можно найти самую разную информацию, освещающую работу Думы. Например, в выпуске газеты «Тамбовский край» № 19 от 1 апреля 1907 г. напечатано сразу несколько связанных с Думой статей, направленных на ознакомление читателя с повседневной деятельностью Думы: ход заседания Думы от 30 марта 1907 г., включая предложение Думской комиссии о кассировании тамбовских выборов; прения по вопросу о праве Думы обсуждать правильность привлечения депутатов к судебной ответственности; речь в Государственной Думе министра юстиции Щегловитова4. В этом же номере газеты приводится письмо премьер-министра Столыпина к председателю Государственной Думы по поводу недопущения посторонних лиц в заседания комиссии Думы и о принятии к тому со стороны Столыпина строгих мер.

Однако, по нашему мнению, материалы периодической печати в исследованиях, проводимых в рамках методологии ХМСП, должны носить вспомогательный характер, не являясь основным объектом изучения, и призваны, в первую очередь, на примере регионального материала иллюстрировать практическое воплощение в жизнь требований имперских нормативных правовых актов в той или иной области, изучаемой конкретным исследователем.

1 ПСЗРИ. Собр. 3. Т. XXV. Отд. 1. №26662.

2 ПСЗРИ. Собр. 3. Т. XXVII. №29242.

Ярославские губернские ведомости. 1907. №1.

4 Тамбовский край. 1907. №19.

4. Прочие документы (справочные материалы, списки избирателей, программы политических партий, отчеты о работе Государственных Дум разных созывов и т.д.)

В случае изучения института Государственной Думы в эту группу мы относим многочисленные документы справочного характера. Подобного рода литература в большом количестве начала появляться после оглашения Высочайшего манифеста от 6 августа 1905 г.1 и

Л

«Учреждения Государственной Думы» от 6 августа 1905 г. Это было связано с тем, что избирательная система Российской империи для неподготовленного человека представляла значительную сложность в плане восприятия и понимания, поэтому многочисленные авторы (в том числе и официальные органы) пытались разъяснить основы избирательного законодательства доступным для понимания обывателя языком3. Эти документы также носят в случае изучения института Государственной Думы вспомогательный характер, позволяя прояснить некоторые моменты, связанные с достаточно сложной и громоздкой избирательной системой Российской империи.

В эту же группу входят списки избирателей по различным городам Российской империи4, позволяющие проследить особенности использования некоторых избирательных цензов в дореволюционной России, а также многие другие документы.

Источники подобного рода в случае изучения института Государственной Думы, имеют несомненную ценность, поскольку позволяют прояснить многие вопросы, связанные с формированием Думы, с правовым статусом ее депутатов, однако также носят исключительно вспомогательный характер и не должны являться основным объектом

1 ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XXV. Отд. 1. №26656.

2 Там же. №26661.

3 Башмаков А. А. Справочная книга избирателя в Государственную думу, содержащая: 1) Все узаконения, относящиеся к преобразованию нашего государственного строя, с декабря 1904 года по 1 марта 1906 г.; 2) Политические программы и платформы русских партий. СПб., 1906; Водовозов В. В. Как производятся выборы в Государственную думу по закону 3 июня 1907 года. СПб., 1907; Гудзь И. К. Законы о выборах в Государственную думу с постатейными разъяснениями. Тверь, 1906; Дан Ф. И. Новый избирательный закон 3-го июня 1907 года. СПб., 1907; Демкин И. И. О производстве выборов в Государственную думу по губернии. Общий порядок: С прил.: образца избират. записки и форм делопр-ва избират. комис. и подкомис.: Сост. на основании подлежащих узаконений и разъяснений Пр. сената и Мин. вн. дел мировой судья И. Демкин. Ревель, 1906; Положение о выборах в Государственную думу: (Свод законов, т. 1, ч. 2, изд. 1906 г.): С разъяснениями Правительствующего сената и М-ва вн. дел, прил. циркуляров и инструкций министра вн. дел и циркуляров министра юстиции. СПб., 1907; Хлебников Н. В. Порядок выборов в Государственную думу: Систематический свод относящихся к сему предмету узаконений и правительственных распоряжений. СПб., 1905.

4 Список лиц по г. Владимиру, имеющих право участия в съезде городских избирателей по выборам в Государственную Думу. Владимир, 1912.

72

изучения В полной мере все выше сказанное в части данного вида источников, относится, по нашему мнению, и к проведению других исследований в рамках методологии ХМСП.

5. Неопубликованные источники (архивные материалы). Ценность архивных материалов для любого историко-правового исследования, в том числе для изучения института Государственной Думы, очевидна. Они позволяют проследить практическое применение законодательных положений, связанных с Государственной Думой, например реализацию установленных законом полномочий Думы по проверке правильности избрания своих депутатов1, а также реализацию отдельных элементов правового статуса депутатов Думы, например права

2 3

запросов и права вопросов министрам и главноуправляющим отдельными частями.

Использование материалов региональных архивов позволяет прояснить некоторые моменты, связанные с избирательными цензами и реализацией своих избирательных прав подданными российского императора при выборах в Государственную Думу. К примеру, в Фонде 320 «Пермская губернская о выборах в Государственную Думу комиссия» содержатся, среди прочего, циркуляры МВД, разъясняющие порядок проведения выборов4, а также разъяснения Правительствующего Сената по вопросам выборов в Государственную Думу5. Здесь же находятся дела, содержащие информацию об отмене по указанию Пермского губернатора решений уездных комиссий, городских съездов и волостных сходов об избрании в качестве уполномоченных тех или иных лиц(например об отмене выборов уполномоченного от рабочих мастерской земледельческих орудий и машин в г. Камышлове крестьянина Н. Г. Трутнева6; об отмене выборов по 1-му городскому Кунгурскому съезду об избрании в выборщики Арсения Григорьевича Агеева и отмене постановления Кунгурской уездной комиссии от 7 октября 1912 г.7; об отмене приговора Висимо-Уткинского волостного схода Верхотурского уезда о выборе

о

уполномоченных от этой волости , об отмене приговоров Нижне-Синячихинского и Нижне-Салдинского волостных сходов Верхотурского уезда о выборе уполномоченных от этих волостей И. Е. Кайнова и В. И. Фролова9 и т.д.) Эти материалы позволяют проследить практическое

1 РГИА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 19; Д. 115; РГИА. Ф. 1278. Оп. 3. Д. 46; РГИА. Ф. 1278. Оп. 8. Д. 13; Д. 51.

2 РГИА. Ф. 1276. Оп. 13. Д. 34; РГИА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 335; Д. 336; Д. 348; Д. 623; РГИА. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 2493; РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. Д. 992.

3 РГИА. Ф. 1278. Оп. 8. Д. 51.

4 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

5 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 3. Л. 5-7

6 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 8.

7 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 13.

8 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 14.

9 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 15.

применение при проведении выборов различных избирательных цензов. В этом же фонде находятся дела о жалобах различных лиц на неправомерное, по их мнению, не включение их в избирательные списки (например, по жалобе на постановление Оханской уездной комиссии о невнесении в избирательные списки настоятелей церквей Пихтовской -Василия Юферова, Шлыковской - Василия Пьянкова и Частинской -Михаила Флерова)1 или об отмене результатов выборов, на которых они были избраны в качестве уполномоченных (например, по жалобе А.И. Кузнецова и П. Е. Кожевникова на постановление Верхотурской уездной комиссии об их исключении из списков уполномоченных от Нижне-Тагильской волости, как избранных с нарушением ст.37 Положения «О выборах»2, что также позволяет изучить практическое применение различных избирательных цензов при проведении выборов в Государственную Думу Российской империи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако стоит отметить, что несмотря на очевидную ценность архивных материалов для изучения института Государственной Думы, они призваны, в первую очередь проиллюстрировать избирательные тенденции, существовавшие в начале XX столетия на всей территории Российской империи. В целом архивные материалы носят в данном случае исключительно вспомогательный характер. В полной мере, по нашему мнению, все выше сказанное относится и к любым другим историко-правовым исследованиям, осуществляемым в рамках методологии ХМСП.

Подводя итоги краткому обзору источников изучения государственных и правовых институтов, явлений, идей и концепций, используемых при проведении исследований с позиций методологии научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (на примере изучения института Государственной Думы), стоит отметить, во-первых, что предложенная система источников, включающая рассмотренные выше пять элементов, по нашему мнению, может быть успешно использована и при проведении исследований по иным темам, входящим в зону научного интереса ХМСП. Кроме того, можно сделать обоснованный вывод о том, что не все группы источников, входящих в предложенную систему, имеют одинаковую практическую ценность для конкретного исследования. Очевидно, что основным и наиболее ценным видом источников являются нормативные правовые акты, регулирующие изучаемый институт или явление. Иные виды источников, например, источники личного происхождения, материалы периодической и не периодической печати, прочие опубликованные источники и архивные материалы, относящиеся к группе неопубликованных источников, несмотря на их очевидную ценность для исследования, носят только вспомогательный характер и призваны иллюстрировать те или иные выводы, которые делает исследователь на

1 ГАПК. Ф. 320. Оп.1. Д. 17.

2 ГАПК. Ф. 320. Оп. 1. Д. 18.

основе анализа нормативных правых актов. При этом следует понимать, что ценность того или иного вспомогательного вида источников может существенно варьироваться в зависимости от темы конкретного исследования, его целей и задач.

Библиографический список

1. Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов : (Конституционные основы, теория, практика). М.: Изд-во МГУ, 1980. - 176 с.

2. Балабанов М, Дан Ф. Рабочие депутаты в Первой Государственной думе. СПб.: Н. Глаголев, 1907. - 175 с.

3. Башмаков А. А. Справочная книга избирателя в Государственную думу, содержащая: 1) Все узаконения, относящиеся к преобразованию нашего государственного строя, с декабря 1904 года по 1 марта 1906 г.; 2) Политические программы и платформы русских партий / сост. А. А. Башмаков. СПб.: Слово, 1906. -XII, 507 с.

4. Большакова В.М. Российские хронодискретные судебные институты: монография / научн. ред. А.А. Демичев. М.: Русайнс, 2019. - 180 с.

5. Водовозов В. В. Как производятся выборы в Государственную думу по закону 3 июня 1907 года. СПб.: Народное право, 1907. - 33 с.

6. Волосатых Е.А., Илюхина В.А. Институт мирового судьи в Российской империи и Российской Федерации (хронодискретное исследование): монография / под ред. А.А. Демичева. М.: Русайнс, 2020. - 212 с.

7. Габричидзе Б. Н. Конституционный статус органов Советского государства. М.: Юрид. лит., 1982. - 184 с.

8. Герье В. И. Чего же хочет конституционно-демократическая партия? М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1906. - 10 с.

9. Гольцман Е.В. Применение методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения к изучению института судебных приставов в России // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2020. С. 95-106.

10. Государственная Дума. Стенографические отчеты. 1906 год. Сессия первая. том I. Заседания 1-18 (с 27 апреля по 30 мая). СПб.: Государственная типография, 1906. - 886 с.

11. Гудзь И. К. Законы о выборах в Государственную думу с постатейными разъяснениями : По поручению Твер. губ. зем. управы сост. секр. Управы И. К. Гудзь. Неофиц. изд. Тверь: Изд. Тверской губ. земской управы, 1906. - XVI, 240 с.

12. Дан Ф. И. Новый избирательный закон 3-го июня 1907 года. Спб.: Гудок, 1907. - 47 с.

13. Демичев А. А. Институт присяжных заседателей в России: проблемы становления и развития: монография. Н. Новгород: НА МВД РФ, 2003. - 371 с.

14. Демичев А.А. О понятийном аппарате хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Сборник научных трудов по материалам Второй всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичев. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. С. 9-18.

15. Демичев А. А. Принципы и перспективы развития научного направления «Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение» // Юридическая

75

наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С. 23-28.

16. Демичев А.А. Методологические принципы научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Ушверситетсью науковi записки: Часопис Хмельницького ушверситету управлшня та права. 2009. № 2 (30). С. 6-14.

17. Демичев А.А. Пути формирования гражданского общества в России: история и современность // Гражданское общество в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 22-26.

18. Демичев К.А. Идея и концепция как объект изучения хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3. С. 13-15.

19. Демичев К.А. Нижний Новгород и нижегородские государственно-правовые институты сквозь призму научной школы ХМСП // Нижегородский край и развитие России: прошлое, настоящее, будущее: Сборник материалов научно-практических конференций и круглых столов. Н.Новгород, 2018. С. 54-57.

20. Демичев К.А. Проблемы и перспективы использования методологии ХМСП в востоковедных сравнительно-правовых исследованиях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). С. 67-72.

21. Демкин И. И. О производстве выборов в Государственную думу по губернии. Общий порядок: С прил.: образца избират. записки и форм делопр-ва избират. комис. и подкомис.: Сост. на основании подлежащих узаконений и разъяснений Пр. сената и Мин. вн. дел мировой судья И. Демкин. Ревель: тип. «Ревел. изв.», 1906. - 52 с.

22. Енгибарян М.А., Илюхина В.А. Классические и неклассические российские хронодискретные судебные институты (размышления над монографией В.М. Большаковой «Российские хронодискретные судебные институты») // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2021. № 1. С. 148-153.

23. Илюхина В.А. Правительствующий Сенат Российской империи и Верховный Суд Российской Федерации как высшая судебная инстанция (сравнительно-правовой анализ) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С. 37-41.

24. Илюхина В.А. Российские хронодискретные институты как предмет хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения (общая характеристика и классификация) // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения: сборник научных трудов по материалам Третьей всероссийской научной конференции / под ред. А.А. Демичева, К.А. Демичева. Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2020. С. 32-42.

25. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие для гуманит. спец. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т «Открытое о-во». М.: РГГУ, 1998. - 701 с.

26. Крайнова Е.Р. Хронодискретное общеправовое исследование института апелляции в Российской империи и Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2016. - 197 с.

27. Кроль М. А. Как прошли выборы в Государственную думу: [с приложением списка членов Государственной думы]. СПб.: Типолитогр. Р. С. Вольпина, 1906. - 67 с.

28. Листовки большевистских организаций в Первой русской революции 1905-1907 гг. Ч. 3: 1906 - июнь 1907 г. М.: Госполитиздат, 1956. - 911 с.

29. Листовки московских большевиков в период Первой русской революции. М.: Госполитиздат, 1955. - 590 с.

30. Листовки петербургских большевиков 1902-1917 гг. Т. 1: 1902-1907 гг. / сост. М. Л. Лурье, под общ. ред. В. А. Быстрянского. М.: Госполитиздат, 1939. - 566 с.

31. Малышева О. Г. Государственная Дума в системе власти Российской империи : дис. д-ра ист. наук. М., 2001. - 450 с.

32. Мартов, Л. Политические партии в России. СПб.: Новый мир, 1906. - 32

с.

33. Материалы по учреждению Государственной думы. 1905 г. Вып. 1. : Мемория Совета министров ; Соображения министра внутр. дел; Проект «Учрежд. Госуд. Думы», внесенный мин. в. д. Булыгиным. СПб., 1905. - 160 с.

34. Никонов В.А. Российская прокуратура во второй половине XIX-начале ХХ века и конце ХХ-начале XXI века (сравнительно-правовой анализ): монография / под ред. А.А. Демичева. Н. Новгород, 2005. - 154 с.

35. Обзор деятельности Государственной Думы третьяго созыва. 1907-1912 гг. Ч. 1: Общия сведения / сост. Канцеляриею Гос. Думы. СПб.: Гос. тип., 1912. - 515 с.

36. Петергофские совещания о проекте Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. 2-е изд. Петроград ; М.: Пламя, 1917. -164 с.

37. Пешехонов А. В. Трудовая (Народно-социалистическая) партия: Для чего она учреждена, как устроена и как будет действовать. СПб.: Электропеч. т-ва «Дело», 1907. - 20 с.

38. Положение о выборах в Государственную Думу: (Свод законов, т. 1, ч. 2, изд. 1906 г.): С разъяснениями Правительствующего сената и М-ва вн. дел, прил. циркуляров и инструкций министра вн. дел и циркуляров министра юстиции. СПб.: М-во вн. дел, 1907. - 228 с.

39. Русский. «Красносотенцы» и «черносотенцы»: К какой же партии приставать русскому человеку и кого ему выбирать в Государственную Думу? Харьков : тип. Губ. правл., 1906. - [1], 30 с.

40. Список лиц по г. Владимиру, имеющих право участия в съезде городских избирателей по выборам в Государственную Думу. Владимир, 1912. - 71 с.

41. Стахович А. А. Кого и как выбирать в Государственную Думу. Что такое партийные выборы? Краткий обзор русских политических партий. М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1907. - 31 с.

42. Хлебников Н. В. Порядок выборов в Государственную Думу : Систематический свод относящихся к сему предмету узаконений и правительственных распоряжений : (Имен. высоч. указы, высоч. утвержд. положения и правила, решения Правительствующего сената, инструкции и разъяснения М-ва вн. дел) / сост. обер-секр. 1 Деп. Правительствующего сената Н.В. Хлебников. СПб.: С.-Петерб. клуб обществ. деятелей, 1905. - 92 с.

43. Хужин А.М. Поведенческая концепция вины в частном праве: исторические предпосылки и современное понимание // Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение: Сб. научн. тр. / под ред. А.А. Демичева. Вып. 4. М., 2012. С. 180-189.

44. Царскосельские совещания: Протоколы секретного совещания в феврале 1906 г. под председательством бывшего императора по выработке Учреждении Государственной Думы и Государственного Совета//Былое. 1917. №5-6. С. 289-318.

45. Черепанов С.И. Институт присяжных поверенных в Российской империи по судебной реформе 1864 года и институт адвокатуры в Российской Федерации (хронодискретное исследование): монография / под ред. А.А. Демичева. М.: Юрлитинформ, 2020. - 160 с.

46. Шеховцов В. А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток: Дальнаука, 2002. - 320 с.

Раздел III. Опыт государственного строительства в России: из

истории институтов

© Журавлев В.А., Потапов Ю.А.

DOI

УДК 323.23

ОСОБЕННОСТИ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ

РАБОТЫ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ПО АГРАРНОМУ ВОПРОСУ В ФЕВРАЛЕ - ОКТЯБРЕ 1917 ГОДА (историко-правовой аспект)

Журавлев Валерий Анатольевич, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор,

Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия e-mail:rurik862@mail. ru

Потапов Юрий Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия e-mail: upotapov@mail. ru

Аннотация. В статье раскрывается содержание организационно-правового становления российской периодики различного социально-политического направления после свержения монархии в условиях стремительного развития революционной демократии, рассматриваются основные направления ее пропагандистской деятельности в русской армии и деревне по земельному вопросу. Отмечается, какой идеологический арсенал средств использовали большевики, на что в политической борьбе сделали ставку. Вместе с тем подчеркивается, какие цензурные ограничения были приняты и как они повлияли на дальнейшее развитие событий. Предпринят анализ содержания ряда периодических изданий данного периода - газет «Известия», «Воля народа», «Свободная Россия», «Земля и воля», «Народное слово», «Труд и воля» и др.

Ключевые слова: периодическая печать, цензура, аграрное законодательство, политические партии, крестьянство, земельные комитеты.

В начале статьи следует заметить, что в период приближающейся 105-й годовщины революции 1917 года, радикально изменившей Россию и весь мир, оценивая вклад печатного слова в произошедших изменениях, задумываешься о том, как чрезвычайно актуальна сегодня проблема информационной политики и ее роль в достижении стабильности и безопасности общества. Имея все возможные ресурсы для налаживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.